Фокин Анатолий Михайлович (1892–1979), историк, геолог. Выпускник (1915), магистрант историко-филологического ф-та М.у. Преподаватель ряда московских вузов, инспектор Главархива и Центрархива (1915–1924). Подвергался арестам и ссылкам в 1924–1926,1930–1933, с 1926 работал в Московском отделении Геологического к-та, с 1930 – в горно-геологическом отделе Ин-та по удобрениям, затем (в период ссылки в Архангельск) буровым мастером в «Северолесе», после освобождения – начальником геологоразведочной партии под Мурманском, в 1942–1979 жил в Тбилиси, с 1979 – в Москве; Фомина, выпускница МВЖК, ученица М. М. Богословского ; Фортунатов Александр Алексеевич (1884–1949), историк, доктор всеобщей истории (1926, при Азербайджанском ун-те. При переаттестации в 1945 ВАК не признал ученых степеней Азербайджанского ун-та, поэтому Фортунатов, наряду с некоторыми другими учеными, не получил подтверждения докторской степени, но в звании профессора был переутвержден). Выпускник (1908), магистрант, приват-доцент (с 1917) историко-филологического ф-та М. у., профессор общественно-педагогического отделения ФОН МГУ (1919– 1923), научный сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (1923–1929). Преподаватель Народного ун-та им. А. Л. Шанявского (до 1920, с осени 1918 – зав. научно-популярным отделением). Преподаватель ряда средних и средних специальных учебных заведений (1926–1939), профессор (1939), зав. кафедрой истории средних веков (1940), декан исторического ф-та (1947) Городского педагогического ин-та им. В. П. Потемкина; Фортунатов Степан Федорович (1850–1918), историк-новист. Преподаватель женских гимназий: 4-й московской, гимназии С. А. Арсеньевой и классической гимназии С.Н. Фишер, приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1886–1911), преподаватель МВЖК (с 1872), Народного ун-та им. А.Л. Шанявского; Фохт Борис Александрович (1875–1946), философ, член-корр. ГАХН (1930). Преподаватель ряда московских гимназий, МВЖК, Московских женских педагогических курсов им. Д.И. Тихомирова . Во 2-й пол. 1920-х председатель предметной комиссии по преподаванию древних и новых языков РАНИОН, позже профессор МГУ и МГПИ;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОДД [англ. Dodd] Чарлз Харолд (7.04.1884, Рексем - 21.09.1973, Оксфорд), англ. библеист и богослов. В 1902-1906 гг. изучал классическую филологию и археологию в Оксфорде. В 1907 г. предпринял исследование рим. нумизматики в Берлинском ун-те, раннехрист. эпиграфики в Модлин-колледже (Оксфорд). В 1906-1907 гг. посещал лекции А. фон Гарнака в Берлине. В 1907-1911 гг. университетский стипендиат Модлин-колледжа, здесь же с 1908 г. изучал богословие. В 1912 г. был ординирован в сан священника конгрегационалистской церкви в Уорике. С 1915 г. преподавал в Оксфорде, в 1927-1931 гг. читал лекции по Септуагинте. В 1930-1935 гг. профессор библейской критики и экзегезы НЗ Манчестерского ун-та, в 1935-1946 гг. профессор Кембриджского ун-та. С 1946 г. член Британской академии. После эмеритации (1949) продолжал читать лекции. В 1950-1961 гг. был генеральным директором проекта по подготовке нового англ. перевода Библии (New English Bible). Темы богодухновенности и авторитета Библии затронуты Д. в ранней работе «The Authority the Bible» (L., 1928), в к-рой он близок к либеральному богословию, напр., в выводе, что «религиозный авторитет Библии принимается нами, прежде всего, потому, что он погружает нас в религиозное состояние и пробуждает надежду» (Authority. P. 297). По сравнению с этим положением вторичным является использование Библии как источника вероучения; Д., однако, настаивает, что изображение Бога пророками - это «откровение истины непосредственно ищущему человеческому разуму» (Ibid. P. 117). Более определенно Библия как источник сверхъестественного Откровения рассматривается в соч. «Библия сегодня» (The Bible Today. Camb., 1946), где, напр., писания НЗ названы «авторитетным повествованием о… деянии Бога, которым Он установил отношения между Собой и Церковью... документом, определяющим статус Церкви как народа Божия и условия, в которых этот статус дается, и обязательства, которые это влечет за собой» (Ibid. P. 8).

http://pravenc.ru/text/178725.html

Он родился 26 декабря 1857 года в Москве в семье чиновника. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета. Защитив в 1884 г. докторскую диссертацию по истории русского языка, был профессором Киевского и Санкт-Петербургского университетов, в 1900 г. избран академиком Академии наук. Соболевский внес неоценимый вклад в собирание русского фольклора, издал 6 томов «Великорусских народных песен». Академик Соболевский был активным участником славянского движения, членом первой русской национальной организации Русское Собрание (РС), принимал участие в монархических съездах, на которых выступал с докладами. Особенно заметной была его роль в СРН. Во время раскола в Союзе поддерживал А.И.Дубровина, из-за чего был выведен из состава руководящего органа СРН. В 1910 г. за его монархические выступления и публикации был обвинен либеральной профессурой и студентами в клевете, ему пришлось судиться, и хотя суд оправдал Соболевского, он вынужден был уйти из Петербургского университета и перебрался в Москву. Здесь с 1911 г. он некоторое время возглавлял Союз Русских Людей (СРЛ). В конце 1916 г. назначен Государем к участию в Государственном Совете, но приступить к обязанностям не успел. К февральскому перевороту академик Соболевский отнесся крайне негативно. После захвата власти большевиками совсем отошел от политической деятельности. Однако летом 1918 г. был арестован, от расправы его спасло только заступничество ученых. Однако «дело Соболевского» продолжало числиться за ревтрибуналом. Есть сведения, что Соболевский подвергался репрессиям и незадолго до своей кончины. Сегодня мы также вспоминаем архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). Он родился в Кишиневе 26 сентября (8 октября) 1873 г. в семье смотрителя богоугодных заведений. В 1891–1897 гг. учился в петербургской Академии художеств, где среди его наставников были Л.Н.Бенуа и И.Е.Репин. В 1894–1899 г. посетил Среднюю Азию, Тунис, ряд стран Западной Европы; в Париже занимался в академии Жюлиана (1898). С 1901 г. – на службе в Святейшем Синоде. С 1913 г. жил в Москве.

http://ruskline.ru/history/2015/05/24/et...

Ф. А. Степун Степун Федор Августович (1884–1965) – философ, теоретик культуры и искусства, театровед, писатель. Получил образование в Гейдельберге (1910); после высылки в 1922 г. из России Степун преподает в Дрездене с 1926 по 1937 г., когда нацистскими властями он был отстранен от публичной деятельности за пропаганду христианства и враждебной режиму идеологии. С позиций «положительного всеединства» В. С. Соловьева и не без влияния йенских романтиков Степун размышляет над проблемой «жизни и творчества» (одноим. труд, Берлин, 1923), развивает концепцию о высшей, «артистической» личности. В жанре художественно-философского портрета писал о Шлегеле, Рильке, Шпенглере, Достоевском, Толстом, Блоке, А. Белом, Вяч. Иванове, Мережковском, Гиппиус, Б. Зайцеве, Пастернаке и др. А. С. Пушкин. К 150-летию со дня рождения. Печатается по первой публикации: Вестник. Орган Р. С. Х. Движения – в Германии. Мюнхен, 1949. Вып. V–VI. С. 1–5. Духовный облик Пушкина. Печатается по первой публикации: Вестник Р.С. Х. Д. Париж, 1962. С. 11–17. Сноски 1. Для того чтобы было легче следить за ходом рассуждения, приведем этот текст целиком: «Ты пеняешь мне за Московский Вестник – и за немецкую метафизику. Бог видит, как я ненавижу и презираю ее; да что делать? собрались ребята теплые, упрямые; поп свое, а черт свое. Я говорю: господа, охота вам из пустого в порожнее переливать – все это хорошо для немцев, пресыщенных уже положительными познаниями, но мы… – Московский Вестник сидит в яме и спрашивает: веревка вещь какая? (Впрочем, на этот метафизический вопрос можно бы и отвечать, да NB). А время вещь такая, которую ни с каким Вестником не стану я терять. Им же хуже, если они меня не слушают». (Здесь и далее подстрочные примечания принадлежат составителю.) 2. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829). 3. Соловьев ссылается на документы и письма, связанные с дуэлью и смертью поэта и вышедшие в двух изданиях его сочинений в 1882 и 1887 гг. 4. Неточная цитата из стихотворения В. А. Жуковского «Торжество победителей» (1803).

http://predanie.ru/book/219484-pushkin-v...

Ср. противопоставление византийско-русской и польско-украинской культур в статье Федотова «Три столицы» (1926) ( Федотов Г.П.Три столицы//Новый мир, 1989, 4, с. 215—217). 53 См. очерк Г. Успенского «Народная интеллигенция» ( Успенский Г.И.Власть тьмы//Полн. собр. соч. М., 1949, т. 8). 54 То есть к чтениям, положенным в определенные дни по церковному уставу. 55 Рассуждения А. Пономарева представляют интерес для общей концепции книги Федотова: «...можно ли утверждать, что все эти понятия и сведения, передаваемые духовными стихами, были вместе с тем общим достоянием народа и каждый в народе отчетливо знал о Христе, Богоматери и пр. все то, что поют о них слепцы калеки-перехожие? Разумеется, нет: калеки-перехожие делают это содержание лишь доступным народу — в этом их значение, и для характеристики народного мировоззрения важно совсем не то, что знают они, а чрез них может знать и народ, но — характер и самый способ усвоения и передачи готовых христианских понятий, направление, в котором шло это усвоение, самостоятельная переработка народной мыслительностью начал, лежащих в основе воспринимаемых сведений, самостоятельное проникновение и углубление в них... Повторяем, народ много может и совсем не знать из того, что поют калеки-перехожие, но особенности усвоения христианских сюжетов в их стихах тем не менее суть нечто безусловно общее для всего народа (недаром же занимают они положение певцов народных) и тем самым характерное для его мировоззрения» ( Пономарев А.Русское народно-религиозное миросозерцание в школьной характеристике академического богослова-магистранта//Странник, 1884, т. 1, с. 550—551). 56 Иосифлянство(или осифлянство) — церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV — середины XVI в., связанное с деятельностью Иосифа Волоцкого и его последователей (см.: Лурье Я.С.Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века. М.; Л., 1960). Историческое иосифлянство прекратило свое существование к XVII в. Федотов понимает иосифлянство в широком смысле, как определенную тенденцию в духовной жизни русского общества. Об этом Федотов писал позднее в статье «Россия и свобода» (1945): «Но старая Русь не сдалась Московии без борьбы. Большая часть XVI столетия заполнена шумными спорами и залита кровью побежденных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

16. Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII в. СПб. 1903. 17. Его же. Церковнославянские тексты моравского происхождения//РФВ. T. XLIII (1900). 18. Сперанский Μ. Н. К истории славянского перевода Евангелия//РФВ. T. XLI (1899); T. XLIII (1900). 19. Юнгеров П. Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Казань, 1902. 20. Ягич В. Четыре критико-палеографические статьи. СПб., 1884. 21. Jagi V. Рецензия на «Заметки по древнеславянскому переводу св. Писания» проф. Евсеева//Arch. für Slav. Phil. В. XXIV (1902). 22. Jagi V. Zur Entstehungsgeschichte der Kirchenslavischen Sprache. 1. und 2. Hälfte. Wien, 1900. (Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophische-Historische Classe). Указатель периодических изданий Альфа и Омега. М., 1994– АДСВ – Античная древность и средние века. Свердловск; Екатеринбург; Барнаул; Симферополь, 1960-Археографический ежегодник. М., 1958– БВ – Богословский вестник. Сергиев Посад, 1892–1917. БТ – Богословские труды. М., 1958– ВВ – Византийский временник. СПб. Л., 1894–1928; 1947– ВЯ – Вопросы языкознания. М., 1952– Вестник РХД – Вестник Русского Христианского движения. Париж; Н.-Йорк; Мюнхен, 1925–39, 1945–47, 1949– ГДА – Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски». София, 1951– ДК – Духовна Култура. София, 1920/1921– Древности. Труды Славянской комиссии Имп. Москов. археологического общества. М., 1895–1911. ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения. СПб. 1834–1905. Н. с. 1906–1916. Зборник за фuлoлorujy и лингвистику. Нови Сад. 1957–1983. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. М., 1931–1935, 1943– Зборник разова Византолошког института. Београд, 1952– Известия АН СССР. Отд. литер. и яз. М., 1940–1963. ИИАН – Известия Ими. Академии наук. СПб. 1836–1899. ИИБИ – Известия на института за българска история. София, 1951–1957. ИИИ – Известия на института за история. София, 1960– ИОРЯС – Известия Отд. русск. яз. и словесн. Имп. Академии наук. СПб. Л., 1896–1927.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

188. Weiss G. Joannes Kantakuzenus, Wiesbaden, 1969. 189. Wojciechowski Z., L " Etat polonais au Moyen-Age, Paris, 1949. 190. Zachariae a Lingenthal, Jus graecoromanum, 7 vol., Leipzig, 1856-1884. 191. Zbornik radova Vizantološkog instituta, Belgrad, 1952. 192. uek J., Kormchaya Kniga. Studies on the Chief Code of Russian Canon Law. (Orientalin Christiana Analecta, 168), Rome, 1964. 193. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической Экспедицией императорской Академии наук. I. СПб., 1836. 194. Акты исторические, СПб., 1841-. 195. Ангелов Б. С., Из старата българска, русска и српска литература. София, 1958. 196. Банк А. В., Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1965. 197. Дмитриев Л. А., Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы. ТОДРЛ, XIX, 1963. 198. Дуйчев И.. Центры византийско-славянского общения и творчества. ТОДРЛ, XIX, 1963. 199. Дьяконов М., Власть московских государей. Очерки из истории политических идей древней Руси. СПб., 1889. 200. Ермолинская летопись, ПСРЛ, XXIII, СПб., 1910. 201. Голубинский Е. Е., История Русской Церкви, I, 1-2, II, 1 М., 1901. 202. Греков И. Б., Восточная Европа и упадок Золотой орды (на рубеже XIV-XV вв.), М., 1975. 203. Хрущевский М., История Украины-Руси, III. Нью-Йорк, 1954. 204. Ипатьевская летопись, ПСРЛ, II, М., 1962. 205. Иконников В., О культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. 206. Карташев А., Очерки по истории русской церкви, Париж, 1959. 207. Лаврентьевская летопись. ПСРЛ, I, M., 1962. 208. Лихачев Д. С., Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. (В кн.: Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике советских ученых на IV международном съезде славистов, М., 1960). 209. Львовская летопись. ПСРЛ, XX, I, 1910-1914 гг. 210. Макарий, митр., История Русской церкви, IV, I. СПб., 1866. 211. Мансветов И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882 г. 212. Медведев И. П., Византийский гуманизм XIV-XV веков. Л., 1976,

http://sedmitza.ru/lib/text/438258/

19 марта 1981 г. Постриженники у раки Преподобною Сергия. Слева келейники архиеп. Сергия – монахи Силуан и Андроник, далее – монах Тихон (Емельянов Леонид) и архим. Кирилл Фрагментарные сведения о некоторых монахах 207 Адриан (Кирсанов, 1922 г.р.), иеродиакон, осенью 1964 г. стал иеромонахом. Антоний , игумен 84 лет, ск. 28.7.1914, погребен на Смоленском кл-ще (ТСЛ). Афанасий , иеромонах 70 лет, ск. 10.8.1914, погребен на Успенском kл.(TCJI). Борис (Бален-де-Балю), иеродиакон, (русский – по паспорту, по отцу –испанец. – С.Г.), род. 26 марта 1938 г. в семье служащего, в 1954 г. ок. 7 кл., в 1955–59 – Одесскую ДС, в 1959 г. поступил в МДА. но в 1960–63 был в Армии. Богданов Анат. Ал., 1926 г.р., послушник, из Торопца (Великолуж.), с 1949 г. Варфоломей (Калугин Анатолий Кузмич, 1934 г.р.). В 1958 г. прибыл из Оренбург. обл., ок. МДА в 1962 г. Викторин (Ерш, 1927 г.р.), монах, осенью 1964 г. стал иеродиаконом. Виссарион (Великий Остапенко Василий Евстафьевич, 1924 г.р.), ок. МДС в 1957 г. и поступил в Лавру. Емельянов Петр Павл., (1914 г.р. с. Яблокова Волуйск. р-на Курск. обл.), иеродиакон (имя неизв.), прибыл из Белоруссии в окт. 1949 г. Иоасаф (Альбовский Павел Леопольдович 1877 г.р., Тбилиси), иеромонахом прибыл из Грузии в октябре 1949 г. Иосиф (Воропаев Иван Мих.), архим., прописан в Лавре в мае 1949 г. Кирилл (Павлов Иван Дмитр.; 1919 г.р.), прибыл из Ряз. обл., учился в МДС и Ак. в 1946–54 гг. и поступил в Лавру. Константин (Замбржицкий Кон-н Ал-др., 1884 г.р., Кутаиси) прибыл иеромонахом из Костромы в окт. 1949 г. Макарий (Васькин Василий Борисович, 1934 г.р.), иеродиакон (на 1964 г.), в 1956 г. прибыл из Сумской обл., ок. МДА в 1961 г. В Лавре с 1959 г. Михей ( Тимофеев Иван Мих., 1932 г.р.), ныне – игумен. В 1951 г. прибыл из Белгородской обл., в 1955 г. ок. семинарию и до 1962 г. с 1955-го проживал в Лавре без прописки. Много лет был главным звонарем Лавры и ее практически садоводом. Наум (Байбородин Николай Александрович, 1927 г.р.), ныне – архимандрит. Прибыл в 1957 г. из Киргизии и поступил в МДС, затем обучался в МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1157 Колчицкий Николай Федорович (1890–1961) – протопресвитер. В 1915 г. окончил МДА, кандидат богословия. Служил в Харькове, затем в Москве с 1924 по 1961 гг. был настоятелем храма Богоявления в Елохове. В 1941–1956 гг. управляющий делами Московской Патриархии, с 1945 г. протопресвитер. В 1956–1961 гг. председатель Учебного комитета при Св. Синоде. 1158 Это утверждение далеко от действительности. Реально Московская Патриархия во второй половине 1940-х г. добилась довольно больших успехов на международной арене. Другое дело, что Советское руководство ставило в тот период перед ней совершенно нереальные и невыполнимые задачи – вплоть до превращения во всемирный христианский центр – «Московский Ватикан». Подобная тенденциозность характерна для многих выводов доклада А. Осипова . На уровне журнала же в первую очередь сказывалась жесточайшая цензура государственных органов (прим. авт.). 1159 Доктусов Николай Петрович (1883–1959). В 1907 г. закончил Казанскую ДА, кандидат богословия. С 1950 г. магистр богословия, профессор, секретарь Совета МДА и С, до 1955 г. их инспектор. С 1955 г. секретарь Учебного комитета при Св. Синоде и заместитель председателя Отдела Внешний Церковных Сношений. Скончался в Москве. 1160 Успенский Николай Дмитриевич (1900–1987). Родился в семье сельского священника Новгородской губ. Окончил ДУ в Старой Руссе, Новгородскую ДС. В годы Гражданской войны служил в Красной армии. В 1920-е г. учился в Пг Богословском институте, в 1937 г. окончил Ленинградскую консерваторию. С 1946 г. преподавал в ЛДА, возглавлял кафедру литургики. С 1949 г. магистр богословия, профессор, с 1957 г. доктор церковной истории. Почётный доктор Фессалоникийского университета и Православной Духовной Семинарии св.Владимира в Нью-Йорке. 1162 Зеленецкий И.И. (1893–1972). В 1917 г окночил ПгДА и Пг археологический институт, кандидат богословия. С 1917 г. на преподавательской должности. С 1949 г. доцент ЛДА. 1163 Миролюбов Г.П. (1884–1964). Родился в семье священника. Окончил Оренбургжское ДУ, Смоленскую ДС, в 1908 г. МДА, кандидат богословия. В течение 40 лет преподавал древние языки и русскую литературу, работал научным сотрудником в области архивного дела. С 1949 г. преподаватель догматического богословия в ЛДА, с 1949 г. доцент. С 1964 г. профессор. Умер в пос. Рощино Ленинградской обл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель Попечительства о бедных духовного звания (1929 г.) С 1933 г. служил в Пекинской духовной миссии в Тяньцзине и с 1938 г. – в Дальнем. Имел богословские труды. Скончался 19.10.1940 г. Протопресвитер Петр Триодин Петр Иванович. Служил в Приморье, затем в г. Сахалине в 1924––1928 гг. В Харбине с 1928 г. Служил здесь вторым священником при церкви женского монастыря, затем – настоятелем. Переехал в Шанхай в 1937 г. Эмигрировал в США в составе духовенства женской обители (1948 г.) Возведен в сан протопресвитера. Скончался в феврале 1973 г. в Сан-Франциско. Протопресвитер Флор Жолткевич Флор Космич. Родился в 1884 г. в Волынской губернии. Из семьи духовенства. Окончил Волынскую духовную семинарию. Учитель народного училища в г. Владимире-Волынском. Псаломщик церкви на ст. Имяньпо КВЖД (1909–1911 гг.) В 1911 г. рукоположен во иерея к Свято-Серафимовской церкви г. Маньчжурия, в которой прослужил до 1925 г., когда был возведен в сан протоиерея. В 1926 г. переселился в Сербию. Настоятель русской церкви в Новом Бечеве (1926–1932 гг.), помощник настоятеля русской церкви в Земуне (1932–1937 гг.) В 1936 г. окончил богословский факультет Белградского университета, настоятель сербской церкви в Бачской епархии. В 1945 г. эмигрировал в Австрию, в 1949 г. – в Венесуэлу. Настоятель Знаменской церкви в г. Валенсия (1949–1975 гг.), занимал также должность администратора приходов Венесуэльской епархии (1949–1957 гг.) С 1954 г. был также настоятелем Покровской церкви в г. Каракасе. Возведен в сан протопресвитера в 1963 г. Скончался 13.12.1975 г. Протоиерей Александр Ду Лифу Александр. Родился около 1922 г. Один из немногих священников, оставшихся в Пекине в 1960-х гг. Прошел гонения и поругания во время «культурной революции». В дальнейшем служил келейно. В 2001 г. участвовал в пасхальном богослужении в Российском посольстве в Пекине. Скончался 16.12.2003 г. Протоиерей Александр Журавский Александр Петрович. Прибыл на Дальний Восток в декабре 1897 г. Священник охранной стражи КВЖД с февраля 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010