Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ Священноисп. Георгий Коссов. Икона. Нач. XX в. Мастер диак. Александр Невров (собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери в г. Орле) Священноисп. Георгий Коссов. Икона. Нач. XX в. Мастер диак. Александр Невров (собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери в г. Орле) Коссов (4.04.1855, с. Андросово Дмитровского у. Орловской губ.- 8.09.1928, с. Спас-Чекряк Центральночернозёмной обл.), священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника. По окончании Орловской ДС неск. лет преподавал в одной из земских школ Дмитровского у. В 1884 г. рукоположен во священника и назначен на беднейший в Орловской епархии приход в с. Спас-Чекряк Болховского у. Попросил благословения у прп. Амвросия Оптинского на перемену места служения, старец же благословил на месте ветхого деревянного храма XVII в. построить каменный. Чтобы добыть для этого средства, Г. открыл кирпичный завод, организовал образцовое пчеловодческое хозяйство. На заработанные деньги построил в селе больницу, приют для сирот на 150 мест, дом для приезжих, слесарную мастерскую. В 1885 г. открыл 1-классную школу для мальчиков, спустя 2 года - первую в епархии 2-классную школу, где учились ок. 130 чел. Учащиеся получали профессии переплетчика, токаря, слесаря. При школе была б-ка (500 книг). В окрестных селах и деревнях Г. организовал 5 церковноприходских школ, интернат. В устроенных им школах был попечителем и законоучителем. Построив ц. в честь Преображения Господня в Спас-Чекряке (1896-1905), Г. служил в новом храме. О нем писали С. А. Нилус, М. М. Пришвин, Н. Д. Жевахов и др. За годы служения у него побывали тысячи людей. После Октябрьской революции 1917 г. хозяйство священника преобразовали в сельхозартель, приют для сирот и школы закрыли. Осенью 1918 г. Г. арестовали и, продержав в уездной тюрьме неск. дней, выпустили за неимением улик, в 1920 г. вновь арестовали по обвинению в укрывательстве церковных ценностей, отправили в орловскую тюрьму, но вскоре отпустили. Г. продолжал служить в храме, помогал прихожанам преодолевать материальные трудности и духовные беды. Г. погребен у алтаря построенной им церкви. На его похороны 29 авг. приехало более 40 епископов и священников.

http://pravenc.ru/text/164219.html

Пенза. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Старый Спаситель Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Воскресенская церковь – старейшая в Пензе. Ее первое деревянное здание было построено в Черкасском остроге в 1660-61 гг. (этот факт является доказательством существования острога ранее крепости Пенза). Вероятно, острог возник в XVII в., по крайней мере, не ранее 1596 г. Но по преданию, его основали во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552 г. В Воскресенском храме находилась икона Спаса Нерукотворного, присланная, якобы, царем Иваном. В XVIII в. рядом с Воскресенской церковью построили деревянную же Архангельскую церковь и отдельную колокольню. В 1790-х гг. Воскресенская церковь была построена каменной, с Успенским приделом. В 1852 г. возвели новую трапезную и колокольню. В 1874 г., при строительстве рядом Сызрано-Вяземской железной дороги, храм закрыли и из-за близости полотна и ветхости начали разбирать. Но известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева решила восстановить его на собственные средства. В 1882-1884 гг., под руководством архитектора Владимира Михайловича Бетюцкого, церковь была восстановлена. Во второй половине 80-х гг. заново построили разобранные колокольню и трапезную. Теперь главный престол храма был посвящен Обновлению храма Воскресения Христова во Иерусалиме, правый – иконе Божией Матери «Скоропослушница», левый – Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу. Чудотворная икона Спаса Нерукотворного по полгода в год находилась здесь, а по полгода – в Богоявленской церкви. Эти храмы в народе звали «Старый Спаситель» и «Новый Спаситель». С конца 1917 г. Воскресенская церковь была захвачена «владимировцами», и в 1920-х гг. принадлежала обновленцам. В течение нескольких лет, перед своим отъездом из Пензы в 1927 г., церковным хором здесь руководил известный дирижер Алексей Васильевич Касторский. В 1930 г. церковь была закрыта под красный уголок жилищно-строительного кооператива железнодорожников. На деле же в здании расположился склад, затем некоторое время находились ФЗУ велозавода и пересыльная тюрьма (причем в алтаре устроили две камеры и нужник), а потом снова склады.

http://sobory.ru/article/?object=39857

Мстёра. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:1884. Адрес: Нижегородская область, Вязниковский район, пос. Мстёра, ул. Ленинградская, д. 52 Координаты: 56.380332, 41.930329 Проезд:Церковь находится в конце ул. Ленинградской пос. Мстёра непосредственно перед въездом в с. Барское Татарово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня построена одновременно с единоверческой церковью, которая имеет дату постройки 1866-1884. Перед входом в часовню ещё в конце 1980-х годов лежала каменная плита с надписью " 1884 " , которая пропала после начала восстановления. Старожилы поселка помнят, что часовня предназначалась для ночного сторожа или смотрителя церкви. Обогревалась часовня большой железной печью, которая стояла в левом углу помещения, остатки ее сохранялись практически до восстановления всего церковного комплекса. Внутри не было фресок, только небольшой иконостас и канделябр, в этом плане интерьер современной часовни во многом повторяет предыдущий. В начале 1920-х годов часовня была разграблена, потом заколочена, с нее была снят купол с крестом. Если обе церковные постройки комплекса использовались в советское время для различных практических целей - для складских помещений - то часовня все время оставалась заколоченной, что, возможно, сохранило ее в хорошем состоянии до конца ХХ века. На часовне с обеих сторон сохранялись тяжелые железные двери с ковкой, закрытые на навесные замки. Только к концу 80-х годов ни были сняты и увезены неизвестными, тогда же часовня стала местом для сбора молодежи. к середине 90- годов прогнивающая крыша обрушилась, от часовни остались только стены. Когда было принято решение о восстановлении церковного комплекса, во многом реставрация началась именно с часовни. Боковой вход был заложен кирпичами, часовня была побелена, ее крышу украсил крест. Внешний вид часовни и ее внутреннее убранство практически полностью совпадают с изначальными. В настоящее время часовня имеет функцию церковной лавки. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33457

Arhiva La Moscova a fost inaugurat expoziia „Comunitile monahale secrete ale mnstirii «Sfântul mitropolit Petru» din Vysokoe în anii 1920-1950” 4 septembrie 2015 11:31 3 сентября 2015 года в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось открытие выставки «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы». Выставка организована в Нарышкинских палатах Высоко-Петровской обители. Церемонию открытия возглавил наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) . Также в мероприятии участвовали Л.А. Беляев, археолог, историк архитектуры, который в свое время работал на раскопках храма святителя Петра и близлежащего монастырского некрополя, и организатор выставки А.Л. Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Вниманию гостей был предложен фильм, посвященный теме экспозиции. В фильм вошел фрагмент записи беседы с схимонахиней Игнатией (Пузик), которая рассказала о ее личном духовном пути и о тайной Петровской монашеской общине. На выставке представлены оригиналы и фотокопии уникальных фотографий и документов (более 70-ти), а также вещи из частных и церковных собраний. Экспозиция состоит из нескольких разделов. А.Л. Беглов открыл экспозицию кратким рассказом о духовной родине петровских отцов — Смоленской Зосимовой пустыни, о судьбе главных духовных наставников Петровской обители: ее настоятеле и «ангеле хранителе» архиепископа Варфоломее (Ремове), наиболее известном духовнике преподобномученике Игнатии (Лебедеве; 1884-1938), одном из старейших насельников Зосимовой пустыни игумене Митрофане (Тихонове; 1866 — не ранее 1943), духовных друзьях и «столпах» петровской общины архимандритах Никите (Курочкине; 1889-1937) и Зосиме (Нилове; 1898-1939), представителе молодого поколения иноков преподобномученике Феодоре (Богоявленском; 1905-1943) и о «последнем зосимовском старце» архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883-1959). Четыре отдельных тематических стенда повествуют о внутренней духовной жизни тайных петровских общин, о принципах духовного руководства, на котором основывалось воспитание иноков, о мученическом пути наставников Высоко-Петровского монастыря и о их духовных детях — бережных хранителях памяти о своих наставниках и свидетелях об их подвиге. Отдельная инсталляция представляет интерьер скита во имя иконы Божией Матери «Знамение», который был основан в 1927 г. архимандритом Игнатием (Лебедевым) по адресу Печатников переулок, дом 3, квартира 26, и который был центром сокровенной жизни его тайной монашеской общины. Пресс-служба Высоко-Петровского монастыря /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4211149...

протоиерей Сергей Садковский (XIX век-1920) Догматическое богословие История Русской Православной Церкви Катехизисы Литературоведение протоиерей Сергей Садковский Богослов, историк церкви, публицист. Настоятель храма Софии Премудрости Божией на Лубянке. Биография Родился в многодетной священнической семье, рано лишился отца. Учился в Перервинском духовном училище, в Московской духовной семинарии (1874-1880), а затем на историческом отделение Московской духовной академии, которую успешно закончил в 1884 со степенью магистра. 5 октября 1884 рукоположен во иерея. Местом служения отца Сергия стала Введенская церковь при Мариинском приходском училище на Софийской набережной. В 1889 переведен в Георгиевскую церковь на Всполье. Совмещал свое священническое служение с пастырско-учительскими трудами. Опыт регулярно проводимых отцом Сергием собеседований с простым народом отразился в брошюре «Учение о вере», вышедшей в 1903 в серии «Общеобразовательное чтение для фабрично-заводских рабочих г. Москвы» 20. – М., 1903). С 14 октября 1905 отец Сергий – священник Петропавловского храма на Новой Басманной. В этом же году он становится благочинным 3-го отделения Сретенского сорока. С 1906 – в сане протоирея. 17 ноября того же года избран членом Городского благотворительного совета. С 1911 – настоятель храма Софии Премудрости Божией на Лубянке. Как благочинный, принимает активное участие в ежегодных съездах духовенства Московской епархии. В 1910 избирается членом предсъездной комиссии Московского епархиального съезда и докладчиком съезда; с 1911 его выдвигают председателем предсъездной комиссии, каковым он оставался до 1913 года. С 1913 протоиерей Сергий Садковский избирается председателем совета Московского Филаретовского епархиального женского училища. В 1914 освобождается от должности благочинного 3-го отделения Сретенского сорока и назначается членом консистории Святейшего Синода. В 1916 отец Сергий избран в состав Епархиального училищного совета, одновременно он - член Законоучительского братства. В 1918 на епархиальном собрании, проходившем 2-15 июня, протоиерей Сергий Садковской избран членом Московского епархиального совета (орган, заменивший консисторию Святейшего Синода), становится ответственным за хозяйственные дела. Через некоторое время после Октябрьской революции был лишен новой властью избирательных прав, а Софийский храм на Лубянке, где он служил, был закрыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

протоиерей Тимофей Буткевич (21.02.1854–13.02.1925 года) Апологетика История Поместных Православных Церквей История Русской Православной Церкви История русской философии Письма Священное Писания Нового Завета Сравнительное богословие Сравнительное религиоведение Протоиерей Тимофей Буткевич Богослов, историк Церкви, писатель и публицист, профессор Харьковского университета. Биография Родился в семье священника; дед был дьячком, прадед — священником. В 1869 году окончил Харьковское духовное училище; в 1875 году — Харьковскую духовную семинарию; в 1879 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 6 ноября 1878 года рукоположён в священники к Троицкой церкви слободы Беловодская Старобельского уезда; в 1880 году переведён в Покровский собор Старобельска. С 1882 года священник кладбищенской Иоанно-Усекновенской церкви Харькова. В 1883 году назначен председателем Совета Харьковского епархиального женского училища. С 1884 года законоучитель Мариинской женской гимназии, клирик кафедрального Успенского собора. В 1884 году получил степень магистра богословия. С 1891 года ключарь собора. В 1893 году возведён в сан протоиерея. С 1894 года профессор богословия Харьковского университета, настоятель университетской церкви. В 1893—1897 годы членом Харьковской городской думы. Был избран одним из 6-и почётных членов Харьковского отдела Союза русского народа. С 1903 года — доктор богословия. С 1906 года — член Святейшего Правительствующего Синода. В 1906 году был избран членом Государственного Совета от белого духовенства; был переизбран на новый срок. В Госсовете выступал за права Церкви и незыблемость монархического строя. В Петербурге он стал активным членом старейшей монархической организации — Русского собрания, где выступал с докладами. 24 апреля 1911 года был избран членом Совета PC. 1 марта 1912 года был Высочайше утверждён членом «при Святейшем Синоде постоянного, впредь до созыва собора, предсоборного совещания». По возвращении в Харьков, с 1 января 1918 года, настоятельствовал в Николаевской церкви. С конца 1919 года был одним из 3-х членов Епархиального Совета, временно управлявшего Харьковского епархией в отсутствие правящего архиерея; 13 августа 1920 года возглавил избранный Харьковский Епархиальный Совет, ликвидированный 3 марта 1921 года отделом наркомата юстиции. Умер 13 февраля 1925 года в Харькове; погребён на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью (захоронение впоследствии было уничтожено).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

профессор Яков Алексеевич Богородский (14.10.1841–31.07.1920) Автобиографические сочинения Отзывы Священное Писание Ветхого Завета профессор Яков Алексеевич Богородский Заслуженный профессор кафедры библейской истории КазДА, доктор богословия. Биография Родился в селе Богородское, Нижегородской губернии, по одним сведениям, в семье крестьянина, по другим — сельского пономаря. В 1864 году окончил Нижегородскую духовную семинарию. В этом же году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1868 году со степенью магистра богословия. С 1868 по 1870 года Яков Алексеевич преподавал словесность в Казанской духовной семинарии. В этот период он женился на Екатерине Михайловне Ястребовой, дочери священника Вознесенской церкви. 27 октября 1870 года у Богородских родился сын Алексей. 3 декабря 1870 года Яков Алексеевич избран доцентом по кафедре Библейской истории, в том же году утверждён в должности инспектора семинарии; в 1874-1881 годах преподавал русский язык в Родионовском институте благородных девиц. Яков Алексеевич был членом комиссии по объяснению непонятных слов в пророческих книгах, печатал статьи в журнале Казанской академии «Православный собеседник». С 1882 году он — экстраординарный профессор кафедры библейской истории Ветхого и Нового Заветов. 12 июня 1884 года за диссертацию «Еврейские цари» Яков Алексеевич был удостоен степени доктора богословия и премии митрополита Макария. Как сказано в «Протоколах» заседания Совета Академии, «история еврейских царей рассмотрена полно, всесторонне, строго научным образом». С 1885 года состоял в звании ординарного профессора, был произведен в статские советники; много сил отдавал критическим отзывам на сочинения, представленные на соискание премии митрополита Макария. Умер Яков Алексеевич Богородский в Казани 31 июля 1920 года, похоронен на Арском кладбище, в семейном некрополе рядом с могилой жены Екатерины Михайловны. Позже здесь был похоронен сын Алексей, внучки Екатерина и Ксения. Могилы находятся на II пешеходной аллее. Многочисленные потомки Богородского до сих пор живут в Казани. Часть из них — в двухэтажном деревянном особняке, построенном в швейцарском стиле в 1911 году Алексеем Яковлевичем Богородским, сыном Якова Алексеевича (дом 42 улица Волкова).

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

1 ноября – день рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Нижний Новгород, 2 ноября 2005 г . Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 1 ноября (20 октября) 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. 5 февраля 1905 года от взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. Сестры давали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. Елисавета Феодоровна была настоятельницей обители. Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день Святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. 18 (5) июля 1918 года она, Великий князь Сергей Михайлович, его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей были убиты. В 1920 году останки Елизаветы Феодоровны были доставлены в Иерусалим. В настоящее время мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. Елисавета Феодоровна является покровительницей отделения сестер милосердия при Нижегородском медицинском институте. 2 ноября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15014.html

Архив Пн В месяцеслов Русской Церкви включены имена святых, прославленных Сербской Церковью 24 августа 2023 г. 22:38 24 августа 2023 года на заседании Священного Синода был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Антония о канонизациях угодников Божиих, совершенных в Сербской Православной Церкви ( журнал 65 ). Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 14-20 мая 2023 года совершил прославление сонма угодников Божиих, в разное время засвидетельствовавших свою верность святому Православию. Священноисповедник Ириней (Чирич) епископ Бачский (1884-1955), выпускник Московской духовной академии и Венского университета, видный филолог, богослов и миссионер в годы Второй мировой войны организовал спасение тысяч сербских детей из концлагеря в Венгрии и заступался за паству, защищая ее от карательных акций. После войны епископ Ириней был по ложному обвинению осужден как враг народа и помещен под домашний арест на 17 месяцев, а по возвращении к церковному служению в 1946 году неоднократно подвергался физическим нападениям со стороны воинствующих безбожников и жестоким побоям, от последствий которых скончался 6 апреля 1955 года. День памяти — 24 марта/6 апреля. Святые мученики Житомисличские — игумен старинного сербского монастыря Житомислич (Захумско-Герцеговинская епархия) Константин (Вучуревич, 1908-1941), насельники обители иеромонахи Досифей (Вукичевич, 1915-1941) и Макарий (Пеяк, 1915-1941), послушник Младен Шарен (1922-1941), секретарь епархиального суда протодиакон Владимир Чейович (1904-1941), выпускники семинарии Марко Проданович (+1941) и Бранко Биланович (1920-1941) были зверски замучены усташами 26 июня 1941 года. Не добившись от подвижников истязаниями отречения от православной веры, мучители сбрасывали их живьем в ущелье и затем забрасывали камнями. Таким же образом были умучены еще 33 местных сельских жителя. День памяти — 13/26 июня. Святые дети-мученики Ястребарские и Сисакские — собор сотен сербских детей, ставших жертвами специальных детских концлагерей в хорватских городах Ястребарско и Сисак, созданных в 1942 году в так называемом «Независимом государстве Хорватия». Через концлагерь Ястребарско прошло свыше 3 тысяч детей, а через аналогичный лагерь Сисак — свыше 7 тысяч. Документы о захоронениях свидетельствуют о массовых смертях детей-узников. За один лишь день 22 июля 1942 года в Ястребарско было похоронено 107 детей, а с 11 июля по 26 августа 1942 года — 768 детей в возрасте от нескольких месяцев до 14 лет. День памяти — 30 июня/13 июля. Члены Синода постановили с благодарением Господу принять известие о прославлении сонма угодников Божиих Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви и включить в месяцеслов Русской Православной Церкви: Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6052363.ht...

Вейделевка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм Карта и ближайшие объекты Изначально в Вейделевке был каменный Покровский храм, построенный взамен деревянной обветшавшей церкви в честь иконы Божией Матери " Смоленская " . Построенный в 40-х годах 19 века Покровский храм был трёхпрестольным, центральный престол был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы, северный придел - в честь великомученика Никиты, южный - в честь первого храма - Смоленской иконы Матери Божией. С приходом советской власти в храме ещё некоторое время совершались богослужения, но в середине 1920-х годов храм окончательно закрыли, а в 1930-е годы здание полностью разрушили. Долгое время Покровская церковь размещалась в деревянном старинном здании, в котором прежде располагалась паровая мельница. В 1997 году архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил чин освящения закладного камня на месте строительства нового храма. В 2002 году новый Покровский храм был освящён. Святыней храма является икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей. Пять разнокалиберных колоколов (весом от 10 до 100 кг) подарили местные жители, Виктор и Мария Юдины. Колокола были изготовлены литейщиками города Каменск-Уральский. Существовавшая ранее Покровская церковь в селе Вейделевке. Покровская церковь каменная, с приделами Смоленской Божией Матери и вмч. Никиты построена была в 1830 г. графинею, женою генерал-фельдмаршала Анной Иродионовной Чернышовой. Земли пахотной 99 дес., три штата. О слободе этой в описании Воронежской епархии митрополита Евгения сказано: «Слобода помещичья Венделевка от г. Валуек в 25 верстах. Ярмарки в ней бывают 1 марта, в день преполовения Господня, 1 и 4 октября и 21 ноября». «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16443

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010