Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Кафедральный собор Рождества Христова в Риге. 1884 г. Кафедральный собор Рождества Христова в Риге. 1884 г. (ЛПЦ), самоуправляемая Церковь в Латвии в составе Московского Патриархата. Самостоятельность предоставлена патриархом Тихоном 19 июля 1921 г. и восстановлена 22 дек. 1992 г. в соответствии с томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Кафедральный город - Рига. Кафедральный храм - собор Рождества Христова в Риге. Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов ; с 23 июля 1989 епископ, с 25 февр. 1994 архиепископ, с 25 февр. 2002 митрополит). ЛПЦ включает 2 епархии ( Рижская и Латвийская , Даугавпилсско-Резекненская) и 1 вик-ство (Елгавское в составе Рижской епархии), делится на 6 благочиний: Рижское, Даугавпилсское, Мадонское, Лиепайское, Резекненское, Валмиерское. На авг. 2015 г. на территории ЛПЦ было 125 приходов (в 19 богослужения велись полностью или частично на латыш. яз.), 4 мон-ря (мужской и 3 женских); служат 85 священников, 22 диакона. История (Историю Православия в Латвии до 1920 см. в статьях Латвия и Рижская и Латвийская епархия ). В февр. и авг. 1920 г. в Латвийской Республике состоялись собрания духовенства и представителей правосл. приходов Латвии, на которых было принято решение об актуальности создания самоуправляемой Церкви. Предстоятелем ЛПЦ избрали архиеп. Пензенского и Саранского сщмч. Иоанна (Поммера) . Избранный на собрании Синод ЛПЦ МВД Латвии 20 нояб. 1920 г. официально признало руководящим органом управления ЛПЦ. 19 июля 1921 г. патриарх Тихон даровал ЛПЦ самоуправляемость и самостоятельность в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и всея Латвии. Фотография. 1917 г. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и всея Латвии. Фотография. 1917 г. В 1920 г. в Латвии проживали 138 803 правосл.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

Балашов. Балашовский Покровский монастырь. Карта и ближайшие объекты Двухпрестольный каменный храм монастыря построен в 1862 году тщанием Балашовского купца Иллариона Ивановича Иванова. Главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придел во имя Преподобного Сергия Радонежского. В 1887 году начато строительство еще одного собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В каменном корпусе монастыря находится домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, освященная 24 августа 1889 года. Подворья: В Царицыне (Волгоград) храм во имя Рождества Богородицы, построен на средства монастыря и доброжертвователей в 1888 году. В селе Верхне-Ахтубинском Астраханской губернии церковь во имя «Всех святых», построена на средства доброжертвователей и освящена 30 сентября 1891 года. В Области Войска Донского храм в честь Николая Чудотворца, построен тщанием Саратовского купца Федора Дмитриевича Егорова 8 декабря 1900 года. http://www.balashovblag.ru/ Основан в 1862 году как женская богадельня, с 1884 года — официально в статусе монастыря. В монастыре было большое хозяйство. В 1920 году закрыт и впоследствии разрушен. 2 октября 2013 года официально возрождён. К началу XX столетия Балашовский женский монастырь являлся известнейшим и богатейшим монастырём, а также духовным центром Прихопёрья и Саратовской епархии. В 1862 году на средства местного купца Иллариона Ивановича Иванова была открыта женская богадельня. При ней построили каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1871 году с разрешения Священного Синода богадельню переименовали в женскую общину, а в 1884 году при поддержке епископа Павла она получила статус общежительного девичьего монастыря... Чистосердечной любовью к Богу была наполнена жизнь монахини Марии Мандрыки – первой и единственной игуменьи Балашовского Покровского женского монастыря, сыгравшей ключевую роль в становлении и развитии святой обители на балашовской земле. Монахиня Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка) почти 60 лет посвятила служению Богу, из них 33 года проживая в Балашове. Подвижническое служение игуменьи Марии было отмечено наперсным крестом и крестом «из кабинета Его Императорского Величества». У игуменьи Марии был очень широкий круг общения. В 1893 году в вагоне поезда игуменья Мария познакомилась с баронессой Прасковьей Григорьевной Розен (1825-1899) – в монашестве Митрофания. П.Г. Розен приезжала в Балашов и подолгу жила в монастыре. Некоторые свои работы монахиня Митрофания дарила Балашовскому Покровскому монастырю, но, к сожалению, судьба их в настоящее время неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=37985

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. М. Ипполитов-Иванов. Фотография. 1-я четв. ХХ в. [наст. фамилия Иванов] Михаил Михайлович (7.11.1859, г. Гатчина Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 28.01.1935, Москва), рус. композитор, дирижер, педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в С.-Петербурге (1872-1875), где преподавали Г. Ф. Львовский и А. И. Рожнов . В 1882 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас). В 1879-1880 гг. посещал муз. собрания «Могучей кучки». С 1882 по 1893 г. жил в Тифлисе (с 1936 Тбилиси); возглавил отд-ние РМО и муз. классы (впосл. ставшие консерваторией), где преподавал теорию и историю музыки. Дирижировал симфоническими концертами, с 1884 г.- оперными спектаклями. Вел запись, обработку и исследование груз. народной музыки; в 1884-1889 гг. по поручению еп. Гурийско-Мингрельского свт. Александра (Окропиридзе) И.-И. записал груз. церковное обиходное пение карталино-кахетинского напева с голоса свящ. А. Молодинашвили и братьев В. и П. Карбелашвили (см. изд.: Грузинская народная песня. С. 2; 25-летний юбилей М. М. Ипполитова-Иванова//РМГ. 1908. 3. С. 74). Отмечал влияние «греческих» (семиступенных диатонических) ладов на груз. народную песню и церковное пение, высказал мнение, что «в церковных мелодиях грузин преимущественно встречаются фригийский и дорийский лады», более строгие по характеру (Грузинская народная песня. С. 5; здесь же приведены нотные примеры). Напевы литургии, записанные И.-И., с небольшими изменениями и дополнениями легли в основу издания «Грузинское церковное пение (карталино-кахетинского распева) на литургии св. Иоанна Златоуста, гармонизованное для смешанного хора З. П. Палиевым» (Тифлис, 1909, с авторским предисловием: «Краткие сведения, касающиеся положения грузинского церковного пения в грузинских церквах»). Из обработок груз. распева, выполненных И.-И., была опубликована только Херувимская песнь (ор. 38, 2), хотя в 1920 г. И.-И. писал, что планирует «закончить гармонизацию церковно-грузинского обихода» (Письмо Н. Н. Черепнину//Письма. Статьи. Воспоминания. С. 183-184).

http://pravenc.ru/text/673803.html

Мерано. Церковь Николая Чудотворца. Церковь при Русском Доме Карта и ближайшие объекты Русская церковь возникла в Южном Тероле в конце XIX в., когда эти земли входили в пределы Австро-Венгерской империи (были переданы Италии в 1918 г. в качестве военного трофея). В 1875 г. было учрежден Русский Комитет, существовавший на пожертвования его членов, преимущественно врачей, здесь практиковавших. Целью Комитета было оказание помощи больным соотечественникам, желающим пройти курс лечения в Мерано, одновременно предпологалось и строительство для них пансионата. Но так как россияне испытывали нужду и в правосланых богослужениях, то в 1884 г. Комитет обратился за разрешением к духовным властям в Петербурге об основании православного храма. Благословление было получено, и 21 (9) декабря 1884 г. в Мерано была освящена церковь во имя Николая Чудотворца, размещенная первоночально в наемном помещении, на вилле Стефани. Небольшая комната на вилле не вмещала всех прихожан и Комитет стал хлопотать об устройстве " настоящего храма " . Огромную роль в дальнейших событиях сыграла Надежда Бородина, дочь надворного советника, которая по завещанию оставила Русскому Комитету крупную сумму. Было решено приобрести у муниципалитета участок земли в Майя-Басса для строительства Русского Дома вместе с церковью. Здесь уже началось строительство двух вилл, и поэтому Комитету нужно было достроить виллы, возвести храм и разбить сад. Исполнение технических работ поручили инженеру Хуберу, а общее руководство - местному архитектору Тобиасу Бреннеру. Убранством Русского Дома занялись местные ремесленники, а некоторые картины, иконы, часть церковной утвари были заказаны в Москве. Сооружение Русского Дома им. Бородиной началось в 1895 г. и закончилось в 1897 г. Никольскую церковь разместили в верхнем этаже двухэтажного флигеля, увенчав ее куполом русской формы и " русским " крестом. Торжественное освящение нового русского храма состоялось 15 (3) декабря 1897 г. Регулярная жизнь меранских курортников раз и навсегда оборвалась в 1914 г. Весной того года иеромонах Алексий, по установившимся правилам , отбыл в родную Александро-Невскую Лавру с тем, чтобы вернуться осенью. Но этого не произошло, вспыхнула война, и Австро-Венгрия, и Россия оказались во вражеских станах. Русский Дом опустел, чтобы в начале 1920-х годов наполниться новой категорией россиян - беженцами. В настоящее время русских курортников в Мерано нет. Службы в церкви проводились эпизодически священниками Московского Патриархата. И только совсем недавно в 2006 г. появился настоятель, который духовно окормляет Меранскую общину.

http://sobory.ru/article/?object=09540

Васнецов Михаил Викторович, протоиерей ЦИА ПСТГУ Родился 27 октября 1884 г. в Москве в семье художника В. М. Васнецова. В 1908 г. окончил математический факультет Московского университета. Отбыв воинскую повинность, преподавал в частных гимназиях. В 1913 г. переехал с женой в Одессу, а в 1914 г. был призван в армию в запасный полк. В 1920 г. М. В. Васнецов покинул Россию, сначала остановился в Галлиполи, а в конце 1921 г. переехал в Болгарию. В 1924 г. воссоединился с семьей в Праге. Здесь Михаил Викторович писал работы по астрономии. В 1922 г. рукоположен во диакона, в 1933 г. – во иерея. Настоятель церкви св. Николая в Праге. Секретарь Успенского братства. После прихода в Чехословакию советских войск остался в Праге и совершал богослужения в церкви («сборовне») так называемого профессорского дома в Праге. В 1945 г. сын протоиерея Михаила Васнецова Виктор был тайно вывезен в СССР. Скончался 30 января 1972 г. в Праге и похоронен на Ольшанском кладбище в Праге возле храма Успения Пресвятой Богородицы 192 . 1. 7 июня 1957 г. Прага, 7 июня 1957 г. Ваше Преосвященство, Глубокочтимый Владыко! П. Н. Савицкий мне много рассказывал о Вас. Между прочим, он сказал, что Вы составляете «Богослужебные указания» на 1958 [год]. На мне лежит обязанность составлять собственно календарную часть для православных календарей, издаваемых в Чехословакии. К сожалению, в моем распоряжении нет Типикона, и в затруднительных случаях я обращаюсь к старым календарям или ищу заметок в богослужебных книгах. При составлении календаря на 1958 г. я пользовался указаниями в календаре на 1947 , изданном Московской патриархией. Но я не знаю, все ли там правильно. Поэтому я позволяю себе обратиться к Вам с рядом вопросов, касающихся 1958. Наша здешняя церковная жизнь весьма скромна, прихожан, а тем более молящихся немного... богослужений немного, и они служатся весьма сокращенно. Но слава Богу, что все же и здесь, среди иноверцев, Господь помогает совершать православные богослужения... У меня есть мечта в августе этого года посетить СССР, и в частности, Москву, но это оказывается довольно трудно... Главное затруднение – это болезненное состояние моей жены... Я колеблюсь, могу ли я оставить ее без себя...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ковров. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1870-1884 гг. на средства ковровчан, особенно значительными были пожертвования купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Ковровский купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Сомов руководил строительством храма, построенного по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Главный престол в честь Преображения Господня. Приделов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая, северный в честь иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " . Храм был приписным к Христорождественскому собору. Ему принадлежали каменная ризница и сторожка. В 1920-е гг. в отличие от Христорождественского Собора, Спасо-Преображенский храм постоянно находился в ведении сторонников патриарха Тихона (Белавина) и его приемника патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского). Закрыт в 1934 г., использовался в качестве тюрьмы и склада. Здание значительно пострадало, завершение храма и колокольни оказались утраченными, а церковная ограда разобрана до основания. Возвращен епархии в 1991 г. после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского Горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым. В настоящее время работы по приведению собора в вид, близкий первоначальному, продолжаются. Источник: prvskovrov.narod.ru Центральной фигурой панорамы старого Коврова является колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров. Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым.

http://sobory.ru/article/?object=04062

Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упомянутых в книге Аввакум (Александр Федорович Тухтин; 1882–1928), иеромонах. Родился в Ярославской губ.; 1 марта 1903 г. поступил в Валаамский монастырь. 11 марта 1908 г. определен в послушники. 9 августа 1914 г. пострижен в монашество. Проходил послушания на монастырском подворье в Москве, при гостинице в монастыре, в братской трапезе. 19 октября 1921 г. переведен в братство Трифоно-Печенгского монастыря. 15 ноября 1921 г. рукоположен в иеродиакона. 17 ноября 1921 г. – в иеромонаха, 11 октября 1926 г. вернулся в Валаамский монастырь. Агапит (Андрей Купреянов; 1877–1922), монах. Из крестьян Курской губ. Женат не был. 20 апреля 1902 г. поступил в Валаамский монастырь, 19 октября 1911 г. определен в послушники, в той же обители пострижен в монашество. Проходил различные послушания, в том числе и чредное чтение Псалтири. Агния Окулова – см. Окулова Агния Сергеевна. Азария (Алексей Иванович Егоров; 1875–?), иеромонах. Родился в д. Веретий Новоладожского уезда Петербургской губ. Окончил курс монастырской богословской школы. 20 января 1904 г. поступил в Валаамский монастырь. 2 июня 1910 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. 18 июля 1920 г. рукоположен во иеродиакона, 13 ноября 1921 г. – во иеромонаха. Проходил послушание на молочной ферме. В 1921 г. переведен в Трифоно-Печенгский монастырь. 3 сентября 1925 г. по прошению вернулся в Валаамскую обитель. Александр Макушин – см. Артемий, схимонах. Алексий (Андрей Шарынов; 1884–1962), монах. Родился в Вологодской губ. В 1905 г. прибыл в Трифоно-Печенгский монастырь, там же в 1921 г. принял монашество. Проходил послушания на конюшне, в пекарне и на кухне. Летом 1938 г. перешел в Валаамский монастырь, но оставался в списках братии Трифоно-Печенгского монастыря. Скончался и похоронен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Алексий (Сергей Владимирович Симанский; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси. Занимал патриарший престол с 4 февраля 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Кутьино. Церковь Николая Чудотворца (старая). Карта и ближайшие объекты Никольская церковь в селе Кутьине построена была на средства прихожан в 1850 г., деревянная, крепкая, холодная, однопрестольная. Церкви принадлежат здания: священнический дом, церковная школа и под одною с ней кровлей сторожка. Церковно-приходская школа существует с 1 октября 1884 г.; попечительства нет. Земли при церкви пахотной и сенокосной 37 дес. 1960 кв. саж. удобной и 1 дес. 800 кв. саж. неудобной; усадебной 553 кв. саж. У священника дом церковный, деревянный, крытый железом, на кирпичном фундаменте, а у псаломщика общественный, деревянный; построены дома на церковной земле. Жалованья по штату положено: священнику 108 руб. и псаломщику 36 руб. Священник Матвей Инсарский и псаломщик Павел Тернопольский. Прихожан числится: мещан, цеховых и проч. обывателей, военных и крестьян обоего пола 2151 душа, дворов 371. В приходе один поселок Суходольский, в 4-х верстах. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Церковь в селе Кутьино была построена в 1850 году тщанием прихожан. Церковь деревянная, с деревянной же колокольней. Престол в ней был один — во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1911 году церковь была разобрана и на ее месте построена новая, каменная, освященная в 1912 году. В штате храма состояли два священника и два псаломщика, проживавшие в церковных домах. При храме была церковно-приходская смешанная школа. В начале 1920-х годов церковь была закрыта. http://kutino-hram.cerkov.ru/ Этот огромных размеров храм виден далеко за пределами села Кутьино. Построили его в 1911 г., освятили в 1929 г. и закрыли уже в 1929 г. В начале века храм передали епархии и даже рядом построили «временную» часовню. Однако, за реконструкцию самой церкви еще не брались. Размеры и антураж постройки впечатляют. Архитектурой он не похож ни на один храм. Невероятные кирпичные орнаменты присутствуют в его кладке. Храм после закрытия ни в каком качестве не использовался, в отличие от подавляющего большинства подобных религиозных строений. Это позволило более-менее сохранить настенную роспись и даже плитку на полу.

http://sobory.ru/article/?object=42278

Мануил (Лемешевский Виктор Викторович), митр. б. Куйбышевский и Сызранский Родился 18 апр./1 мая 1884 года в гор. Луге Ленинградской области. Образование получил в Либавской Николаевской гимназии, ныне гор. Лиепайя Латвийской ССР. Обучался на юридическом факультете С.-Петербургского университета и в Петроградской духовной академии. Окончил высшие библиотечные курсы в Ленинграде в 1919– 1920 годы. Духовную службу начал с апреля 1910 года в Николо-Столепнской пустыни, Тверской епархии. 2 июня 1911 года пострижен в монашество. 10 дек.1911 года возведен в сан иеродиакона. 16 сент. 1912 года рукоположен во иеромонаха в гор. Семипалатинске. С августа 1912 по август 1916 г. – помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в г. Семипалатинске. В 1916 году поступил в Петроградскую духовную академию. С 1917 года – помощник библиотекаря Петроградской епархии. Летом 1917 года был секретарем на предсъездном совещании ученого монашества. В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины. 5 авг.1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Ленинградом. В том же году утвержден настоятелем домовой у церкви Александро-Невского общества Трезвости. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Ыаркомпроса РСФСР. С 1921 по 1923 г. преподавал Священное писание Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в г. Петрограде. 8 сентября 1923 года в Даниловом монастыре г. Москвы быв. настоятелем епископом Феодором Волоколамским возведен в сан архимандрита. Наречение во епископа Лужского, вик. Петроградской епархии совершено Святейшим Патриархом Тихоном в присутствии членов Священного Синода и приезжих архиереев в числе более тридцати человек в Михайловской церкви Донского монастыря. 10/23 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Лужского, вик. Петроградской епархии. Тогда же назначен управляющим Петроградской епархией. Хиротония состоялась в Москве в церкви Св. Димитрия Солунского в Благушах. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Тихон, архиепископ Иларион Верейский, архиеписков Севастиан Костромской и епископ Иерофей, в скором времени ушедший в иосифлянский раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Ильинский. Фотография. Кон. XIX в. Александр Александрович (12.01.1859, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга - 23.02.1920, Москва), композитор, педагог, музыкальный теоретик. Род. в семье врача. В 7 лет стал учиться игре на фортепиано и сочинять. В 1877 г. окончил 1-ю С.-Петербургскую военную гимназию, в которой выступал на муз. вечерах как пианист и композитор. В 1881-1884 гг. учился в Королевской Прусской академии (с 1882 стала называться Королевской академией) искусств в Берлине на отделении высших классов муз. композиции, изучал контрапункт, фугу, свободное сочинение и инструментовку у проф. В. Баргиля, а также брал уроки фортепианной игры у Т. Куллака и Н. Бетхера. По окончании курса вернулся в Россию. В 1885 г. сдал экстерном экзамен по композиции в С.-Петербургской консерватории, получил диплом на звание свободного художника. С 1885 г. жил в Москве, до 1905 г. преподавал в музыкально-драматическом училище Московского филармонического об-ва: в 1885-1897 гг. читал курс по теории музыки, с 1896 г.- ординарный профессор, с 1897 г. вел высшие классы теории музыки и композиции, в 1885-1899 гг. преподавал также фортепиано, затем открыл собственные классы фортепианной игры. С 1905 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской консерватории, с 1916 г.- профессор 1-й степени. Среди его учеников - братья Василий и Виктор Калинниковы (см. ст. Калинников В. С.), А. В. Никольский , К. Н. Шведов , А. В. Александров , Н. С. Голованов , П. Г. Чесноков . Среди светских сочинений И.- симфония, 3 сюиты для оркестра, музыка к трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Филоктет» (трагедия «Филоктет» была исполнена в Москве в 1886 и 1894 на греч. языке воспитанниками лицея цесаревича Николая), увертюра к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», опера «Бахчисарайский фонтан» (1904). Первые духовные сочинения И. были созданы специально для Синодального хора : «Молитву пролию ко Господу» и «Хвалите Господа с небес» (в программе концертов называлось «Всякое дыхание да хвалит Господа») в 1897 г., «Отче наш» (8-голосное) в 1898 г.

http://pravenc.ru/text/389457.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010