Именно поэтому мы можем утверждать, что дар говорения на иностранных языках в Церкви носил временный характер. По свидетельству церковных писателей, уже в III веке апостольская глоссолалия в христианских общинах постепенно исчезает и возникает её подделка в виде бессмысленного языкоговорения в еретических общинах гностиков, монтанистов, а затем и у мессалиан (евхитов или адельфиан) 27 . Подтверждением временности глоссолалии служит и то, что рассматриваемый дар не имеет преемственности служения в Церкви. Это хорошо видно в сравнении с новозаветным священством. В Первом послании к Тимофею мы читаем: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ), а подтверждение преемственности этого дара находим в Послании к Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). Ничего подобного по поводу говорения на «иных языках» в Новом Завете мы не находим, и это лишний раз доказывает временность подобного дара для Церкви. Тем не менее, как свидетельствуют жития некоторых святых, в необходимых случаях для пользы проповеди Евангелия и для духовного наставления дар языков иногда проявлялся и в позднейшей истории Церкви Христовой. Известен случай со святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым, † 1879), когда он, будучи проездом в Чебоксарах в 1860 году, совершил Божественную литургию на чувашском языке, совершенно его не зная, что вызвало необыкновенный религиозный подъём у местных жителей и многих привело к вере 28 . О другом удивительном и истинно апостольском даре глоссолалии, наподобие того, который нам известен из жития преподобного Пимена Великого , говорит жизнеописание грузинского подвижника, преподобного иеросхимонаха Иллариона († 1864). Проживая на Святой Горе Афон, в грузинском Иверском монастыре, зная только грузинский и турецкий языки, святой в минуты духовной необходимости иногда мог очень хорошо говорить и по-гречески, и по-русски, «но это не от знания языка, а по вдохновению свыше лишь в случае важных духовных нужд». В его житии рассказывается о встрече с русским монахом отцом Феоной, который испытал на себе демоническое искушение за своё ревностное послушание и был успокоен продолжительной беседой с подвижником. На следующий день, когда Феона подошёл к старцу и хотел заговорить с ним о случившемся, выяснилось, что преподобный Илларион решительно ничего не понимает. Через переводчика святой подвижник ответил: «Я не знаю, как говорил, но Господь, видя нужду, подал тебе разуметь мою беседу так, что я как бы заговорил по-русски, а на самом деле я не знаю как» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Романов, И. К., прот. Поучения (80 г.) Отд. 11. 137–158. Бухарев, священ. Беседы на воскр. литург. еванг. чт. 218–223. Кириллов и свящ. Григорьев. Святоотеческие наставл. на воскресн. дни всего года. (92 г.). 167–171. Кудрицкий. Внебогослужебн. беседы (95 г.). 1-13. Дъяченко. Ежедневн. поучения в слове Божьем, т. I. 521–530. Толкование на притчу о Мытаре и Фарисее. Изд. О-ва распр. полезн. книг. М. 1879 г. На Апостол: Димитрий, арх. Херсонский. С. IV. 68–77. Евсевий, арх. Могилевский. Беседы на воскр. апост. чтения (67 г.), ч. 2. Полисадов, И. прот. т. I. 356–369. «Воскресное Чтение» 1890 г., февраль Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Служба в неделю Мытаря и Фарисея. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. ибо начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

20 . Воскресение. Благодарю Господа, пославшего мне избавление от скорби и тесноты и срамоты, постигших меня после чтения Евангелия, коего я недочитал по бесовскому страху (сливки меня испортили в посту). Чрез [запрещение победил]. Господь пришел на землю для того, чтобы возвести нас от тления к нетлению, от греха во святыню. И вот для этого, между прочим, дана нам заповедь о посте, чтобы мы обуздывали чрево, от которого так много бед произошло, возводя мало-помалу от тления к нетлению, или от любви к чувственным удовольствиям к любви духовной к Богу и ближнему. Итак, помяни, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею Усыпляет нас враг невидимый или усиливается усыпить чрез пристрастие к чувственным удовольствиям и отъемлет от сердец наших силу христианства, колеблет веру, надежду и любовь или совсем искореняет в некоторых; отъемлет желание покаяния, кротость, смирение, незлобие, терпение, чистоту и целомудрие, коими благоугождается Бог и приближается к человеку. И что за безумство, что я работаю тлению и убегаю от нетления, гоняясь за чувственными удовольствиями, и [удаляюсь] от Бога, источника нетления? Ибо вот я вижу, как иссякает во мне благодать Божия от чревоугодия и лакомства, как враг усиливается надо мною, делая во мне пакости во время общественного богослужения и вне его; он, как злой клин, внедряется в сердце мое, наводя холодность, бессилие к добру, уныние, озлобление, нетерпение, боязнь, блудные похоти, леность, смущение. Вземлет, вземлет враг слово от сердца, да не вероваше спасемся [ Лк.8:12 ]. Но победит твое лукавство, враже мой, победит Господь и Спаситель мой, и я не буду тебе, врагу моему, стяжание и брашно. Он, Господь, ущедрит мя. 20 . После обедни. Благодарю Господа, совершившего со мною чудо исцеления и спасения во время чтения Евангелия о сляченной 80 женщине [ Лк.13:10–17 ]: меня, крайне сляченного многими грехами и кознями бесовскими, Господь во мгновение исцелил, как и сляченную женщину, жало диавола исторг, огонь адский погасил, росу благодатную ниспослал в сердце; обедню всю дал мне совершить непреткновенно, хотя при крайнем внутреннем борении. Слово краткое сказал, прославил Господа, Его благодать и милость к нам грешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но потом постепенно выяснялись их цели и стремления и более и более определялись их точки зрения и на новую – принятую ими веру, и на новую жизнь во Христе. Еще к концу деятельности ап. Павла и Иуды уже ясно стало, к чему именно стремились эти лжеучителя. Именно парня иудействующих христиан – и номисты и гностики – стремились к своему старому иудейству, низводя христианство – религию духа и свободы – на степень той же религии под законом, религии рабства, и считая Христа простым человеком, одним из пророков. Партия язычествующих (Христ. Чтен. 9–10. 1879 г.), наоборот, видела в христианстве широкое поле для упражнения своего кичливого ума, необузданной фантазии и грубых страстей и «распутства», как говорит ап. Иуда, и стремилась обратить христианство в такую философскую школу, в которой Христос, один из высших божественных духов, дает верующим высшее знание: это знание и есть собственно спасение, только оно соединяет со Христом; добрые дела, исполнение закона не имеют никакого значения и не обязательны для человека, достигнувшего гносиса. И ап. Павел, и ап. Петр предвидели эти исходные пункты рассматриваемых нами заблуждений и все гибельные последствия их для Евангелия и христианства. «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским», говорит ап. Павел ( 1Тим. 4:1 , ср. Деян. 29:29–30 ; 2Пет. 2:1–2 ; 2Пет. 3:1 ). Эти тяжкие времена пагубных ересей настали ко времени деятельности ап. Иоанна в Малой Азии. «Вы слышали, пишет ап. Иоанн, что придет антихрист и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последние времена ( 1Ин. 2:18 ). Эти антихристы и «лжецы» ( 1Ин. 2:22 ), предсказанные Петром и Павлом, не язычники, презиравшие христиан и христианство, не гражданские правители, преследовавшие «безбожников», нет, – эти антихристы «вышли от нас, говорит Иоанн, но они не были наши, ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли и чрез то открылось, что не все наши». Эти антихристы были именно те иудействующие и язычествующие гностики, которых мы видели еще во время деятельности апп.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

Богослужение есть благоговейное, словесное изъявление человеком Богу своей веры, надежды и любви, покаяния во грехах, своего благодарения и славословия, оно есть взаимообщение Бога с человеком, взаимослужение человека Богу и Бога человеку, как сказал Господь: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф.20:28 ]. Это служение Бога человекам совершается особенно в Божественной литургии, ибо в лице иерея или архиерея служит во время литургии Сам Христос Бог, единый вечный Первосвященник. Сердечный слух и смысл во время богослужения (в науке о богослужении). Бог чуток к сердечному воплю с верою молящихся и скоро отвечает на вопль души, ищущей Его. Проповедь приготовь к 27 июля на день рождения государыни. На неисправных подчиненных или и на самого начальника неисправного или недоброго я сержусь, гневаюсь, браню их, питаю иногда неприязнь, особенно к начальнику. С чем это сообразно? Что за нелепость? Злом разве можно исправить зло? Не усиливается ли оно явно более и более? К злому надо быть равнодушным, или, что я говорю? – злых надо жалеть, горячо молиться за них, да пременит их Господь на добро, ибо без Бога никто не может сделаться лучшим. Так я да отношусь к своему благочинному отцу Трачевскому. Да не будет во мне и тени зла. Еще во мне много злых начал, действующих во мне и нередко увлекающих меня к словам, помыслам и чувствам и поступкам предосудительным, еще много бороться и бороться предстоит мне с собою и подавлять и искоренять злые начала; наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных [ Еф.6:12 ]. Если я хочу, чтобы настоятель был ко мне доброжелателен и гостеприимен, то для чего же я ему нередко тайно и явно недоброжелательствую и заочно браню его презрительными словами за его недостатки, а ведь кто без недостатков? Буду же ему доброжелательствовать, говорить ему и о нем всегда благие слова и горячо молиться за него, хотя он и отвергает мою молитву по гордости и недоверчивости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

27 . Крайне жестоко обманул и уязвил меня враг рода человеческого сегодня во время утрени в конце, внушив мне и вложив в сердце мое неприязнь к священнику отцу Петру Клепачевскому под предлогом позднего прихода его или вовсе неприхода к утрени, его неединомыслия в славословии Божием, а за неприязнию – боязнь и страх его, ради которого я недоговорил отпуста за утреней, смутившись сильно. Но да не отвратит меня от любви к собрату и сослужителю всезлобный враг, ибо любовь – единое на потребу и она есть единственно верный признак истинного христианства. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою [ Ин.13:35 ]. Долго я мучился уязвлением змииным после утрени, едва покаянною усердною молитвою избавился от мучения. Впредь да не боюсь малодушно страха человеческого, оставляя страх Божий, но единого Бога да боюсь и священная, яже подобает мне глаголати и творити, да глаголю и творю. Ибо что такое человек, коего я боюсь? Червяк, земля и пепел. А Бог безмерно велик, всесилен, всеблаг, прекрасен, неизменен, всеправеден и всесвят, премудр, вездесущ, присносущен, неизреченен, всеведущ, истинно страшен, и никтоже противостанет Ему. Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего 73 и любити его, и молиться за него усердно. Господи! Да будет брат мой и сослужитель Петр образ 74 верным во благочестии, в слове, в духе, в вере, в любви О, сколь велико быть по образу Божию и по подобию Божию! Как это надо помнить и ценить в себе всякую минуту и благодарить за сие Бога и любить Его паче всего на свете! А на деле как люди часто забывают это, не ценят этого и не любят Создателя и Отца своего Небесного! Сколь велико, что мы живем в новой благодати и прияли от Господа благодать на благодать [ Ин.1:16 ], восприяли пакибытие, отрождены водою и Духом и получили сыновство и обещание нетленных, несказанных благ, коих и залог получили! Даруй, Господи, достойно жить такой благодати и такой надежды! Да очищаем себя от всякой скверны плоти и духа! Частое Господи, помилуй напоминает нам о непрестанных наших грехопадениях, о непрестанной виновности и неотложно нужном покаянии на всякий час и о нужде в милости Божией, в благодати Его, в помощи Его. Удивительна благодать Таинства Крещения: она и совершающего Таинство обновляет и возрождает – такова сила благодати! Слава Господу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

При комментариях на греческий текст нам оказали важное пособие филологические словари: Вейсмана, «Филологический, греческо-русский словарь, составленный применительно к классическим авторам и Новому Завету. С.-Петербург. 1879 г.», и Grimm " a, «Lexicon graeco-latinum in N. Testam». Lipsiae. 1888 года. Вступление (Гал.1:1–10). Надпись и приветствие (1:1–5) 1. Павел апостол ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем воскресившим его из мертвых, 1. Павел апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2. И иже со мною вся братия, церквам галатийским: 2. И все находившиеся со мною братья церквам галатийским: 3. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 3. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4. Давшего Себе по гресех наших, яко да избавит нас от настоящего века лукавого, по воли Бога и Отца нашего, 4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего. 5. Ему же слава во веки веков. Аминь. 5. Ему слава во веки веков. Аминь. He совсем обычное начало этого послания, сравнительно с началами других посланий, принадлежащих этому же апостолу, показывает, что ап. Павел начал это послание ее с тем настроением духа, с каким писал послания другим церквам. Апостол, очевидно, находился в возбужденном состоянии духа. Известия, полученные из Галатии, где он был не очень давно, лишили его того радостного, любвеобильного настроения, с которым он писал послания другим церквам. И неудивительно: христиане других церквей никогда так сильно не огорчали апостола, как галаты. Если между ними возникали какие-нибудь неправые учения, или встречались уклонения от чистоты христианской жизни, то во всяком случае эти лжеучения и эти уклонения были результатом или несовершенного понимания христианского учения, или же ими увлекались только немногие. To и другое было в порядке вещей. Новое учение люди не могут усвоить сразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Розанове. Я вот с одной стороны г. Тихомиров в двух своих последних заявлениях делает решительные шаги, чтобы выбраться из густого тумана, отчасти им самим напущенного на этот жизненный вопрос, а с другой стороны проповедник религиозной нетерпимости вызван к такому совершенному обнаружению своих мыслей и чувств, после которого дальнейшую его проповедь можно уже считать безвредной. Теперь мне остается, пользуясь успехами г. Тихомирова, разобраться в этом споре до конца и привести дело в полную ясность, а затем познакомить читателей с последним швом г. Розанова, которое доставит им, надеюсь, несколько минут невинного удовольствия. Требование справедливости: не делай другим, чего себе не желаешь, г. Тихомиров считал сначала моею злонамеренною и нелепою выдумкой, основанною на переделке евангельского текста. На это я отвечал, что означенная формула древнее не только меня, но и евангелия, ибо ее высказал, между прочим, знаменитый учитель Гиллель. Теперь публицист «Русского Обозрения» открыл или, как он говорит, «вспомнил», что эта формула, которую он столь решительно опровергал, находится в постановлении апостольского собора в Иерусалиме: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас тяжкого бремени более кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. ап. XV, 28, 29 по русск. Нов. Зав. петерб. изд. 1879 г.). Г. Тихомиров думает, что на его прежнее обвинение меня в изобретении справедливости и переделке священного текста я должен был вместо того, чтобы ссылаться на «премудрых раввинов», прямо указать ему это, «запамятованное» им, апостольское постановление; а так как я этого не сделал, то тем самым доказал, что помянутого постановления не знал и не знаю и, следовательно, вообще недостаточно знаком со священным писанием. Все это было бы прекрасно, но к несчастью для г. Тихомирова мое крайнее незнакомство с св. писанием побуждает меня читать его в подлиннике, и вот, как нарочно, великое открытие нашего публициста отнюдь не подтверждается греческим текстом Деяний ап.: предписания «не делайте другим, чего себе не хотите» там вовсе нетъ .

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

На такое пение в древней храмовой практике, может быть , указывает Пс.146:7 «пойте поочередно» по-евр. «henu» – «отвечайте», но в греч. ξρξατε, слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: эпифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» ( Исх.32:18 ); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, не голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в пении Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορων); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» ( Исх.14:31, 15:1,20:21 ). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним, мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо «пою» в «пойте», как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. (Олесницкий А.. Древнееврейская музыка и пение//Т.К.Д.А. 1871, 11:115–116). Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев, 1879, II, § 136)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Злому духу, искушающему меня во время общественной молитвы: лепо 19 есть Господа единого бояться, а не людей или тебя, злого духа, смущающего и препинающего меня, а ты, злый дух, и в этом коварствуешь, обольщая меня бояться не Бога, а людей, которые все грешны и между коими нет праведника совершенного и которые все – плохие судьи. Не судите, да не судимы будете... что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? [ Мф.7:1–3 ]. Молишь Бога и Пресвятую Богородицу избавить тебя от страстей, а сам кладешь ежедневно горючую подгнету страстям: пресыщаешься, упиваешься, лакомишься. Не бессмыслица ли это: одной рукой созидать, а другой разрушать и лгать пред Богом и самого себя обманывать? Богатства славы, богатства обожения, величайшую честь и славу даровал нам недостойным Господь в Крещении, Миропомазании, Причащении Святых Таин Тела и Крови Христовой. Чего же мы ищем на земле, какой славы? Конечно суетной, ибо ищем, домогаемся отличий, наград, крестов и орденов. Безумцы, сами не знаем, чего и для чего ищем, и не понимаем, что этими-то искательствами мы унижаем себя, доказывая свою нравственную пустоту, низость и долупресмыкательство души своей, земная, а не горняя мудрствуя. Но отчего мы не ищем внутренних крестов, распиная плоть со страстьми и похотьми, смотрим на видимое, и не смотрим на невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно Отчего не памятуем о великих угодниках Божиих, претерпевших всякого рода мучения, изгнания, скитания, мучения, насильственную смерть вместо принадлежащих им по достоянию похвал, благодарности, почестей, довольства, спокойствия? Вспомни о праведниках, скитавшихся в горах и вертепах и пропастях земных, о праведниках, которых не был достоин весь мир [ Евр.11:38 ]! Вспомни об Илии, пророках Исаии, Иеремии, Иезекииле, Ионе! Вспомни о великом Предтече Господнем. Какие они были великие праведники, какие други Божии – и как они жили, как страдали! А апостолы, коих сан мы носим, как жили, с каким самоотвержением, в каких трудах денноночных, сколько претерпели мук? Об отличиях земных они и не помышляли, а стремились к славе небесной, к венцам нетленным. Они почти все распяты на крестах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010