Блудник аще кто есть яко аз, дерзай гряди, Божиих бо щедрот всем отверзеся дверь. Библиографический указатель слов, бесед и поучений на неделю о Блудном Сыне Филарет, митр. Московский. Слова и речи. М. 1873 г. Т. V, стр. 355. Феофан, еп. Тамбовский. Слово в святую четыред. СПБ. 1869 г. стр. 18–38. Никанор, арх. Херсонский. Собрание соч. т. I, 212–258. Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы. Черн. 1863 г. Ч. 3; стр. 30–41, 51. Евсевий, еп. Могилевский. Сочинения, стр. 371. Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. III. стр. 151–190. Павел, арх. Кишеневский. Слова и речи, Киш. 1879 г. т. I, 37,57. Павел, арх. Казанский. Проповеди. Т. II, 37. Димитрий, арх. Херсонский. Сочинения. Т. III, 198–219. Палладий, арх. Рязанский. Слова и речи. СПБ. 1881 г. Бажанов, В. протопр. Слова и речи. СПБ. 1858 г. 66 стр. Сергиев, И . прот. Собрание сочинений. Τ. II, 12–30. Тихвинский, Е. Время зимнего покаяния. К. 1890 г. 20 стр. Белоцветов, прот. Круг поучений. СПБ. 1894. Полисадов, прот. Проповеди. Стр. 211. Романов, прот. Полн. собр. поучений. СПБ. 1880 г. 151–174. Кудрицкий, свящ. Внебогосл. беседы. К. 1895 г. Сеятель . Сборник поучения. 196–205. Шумов, свящ. Беседы на воскр. апост. чт. M. 1893 г. 27–39. Бухарев, И . Беседы пастыря на воскр. еванг. литург. чт. Влад. 1887. 164. «Руководство для сельск. паст.» 1881 г. — стр. 97; 82 г.-73; 83 г.-65; 84 г, — 94; 85 г.-43; 86 г.-110; 87 г.-55; 88 г.-66; 89 г.-88; 90 г82; 91 г.-65; 92 г.-113; 93 г.-59; 94 г.-97; 95 г.-76. Дъяченко. Ежедневные поучения в слове Божьем. M. T. I, 551–569. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Святой Игнатий Богоносец. Блаженный Августин de util. poenim. Святой Иоанн Златоуст о покаянии. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Богослужение есть благоговейное, словесное изъявление человеком Богу своей веры, надежды и любви, покаяния во грехах, своего благодарения и славословия, оно есть взаимообщение Бога с человеком, взаимослужение человека Богу и Бога человеку, как сказал Господь: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф.20:28 ]. Это служение Бога человекам совершается особенно в Божественной литургии, ибо в лице иерея или архиерея служит во время литургии Сам Христос Бог, единый вечный Первосвященник. Сердечный слух и смысл во время богослужения (в науке о богослужении). Бог чуток к сердечному воплю с верою молящихся и скоро отвечает на вопль души, ищущей Его. Проповедь приготовь к 27 июля на день рождения государыни. На неисправных подчиненных или и на самого начальника неисправного или недоброго я сержусь, гневаюсь, браню их, питаю иногда неприязнь, особенно к начальнику. С чем это сообразно? Что за нелепость? Злом разве можно исправить зло? Не усиливается ли оно явно более и более? К злому надо быть равнодушным, или, что я говорю? – злых надо жалеть, горячо молиться за них, да пременит их Господь на добро, ибо без Бога никто не может сделаться лучшим. Так я да отношусь к своему благочинному отцу Трачевскому. Да не будет во мне и тени зла. Еще во мне много злых начал, действующих во мне и нередко увлекающих меня к словам, помыслам и чувствам и поступкам предосудительным, еще много бороться и бороться предстоит мне с собою и подавлять и искоренять злые начала; наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных [ Еф.6:12 ]. Если я хочу, чтобы настоятель был ко мне доброжелателен и гостеприимен, то для чего же я ему нередко тайно и явно недоброжелательствую и заочно браню его презрительными словами за его недостатки, а ведь кто без недостатков? Буду же ему доброжелательствовать, говорить ему и о нем всегда благие слова и горячо молиться за него, хотя он и отвергает мою молитву по гордости и недоверчивости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В возрастающем человеческом организме неизбежно бывают разного рода болезни; так и в духовно-нравственном развитии нашем неизбежны для нас разные ошибки и грехопадении, более или менее уязвляющие нашу совесть, и более или менее удаляющие нас от любви и милости Божией. На эти случаи Господь изготовил для нас врачебницу духовную во святом таинстве покаянии, где возвращаетея нам спокойствие совести и примирение с Богом, и где таинственно излечиваются все наши язвы греховные, и притом столь всецело и полно, что как будто их и не было. Если будут грехи ваши, как багряница, – говорить Господь, – то сделаются белыми, как снег; если будут красны, как пурпур, сделаются, как белая волна ( Исх. 1:18 ). Далее, – как для роста и продолжения жизни нашего тела, для его бодрости и энергии необходима здоровая и питательная пища; так и для души нашей Господь изготовил таинственный хлеб, сходящий с неба. И кто бы мог подумать? Этим хлебом он сделался для нас сам, таинственно предлагая во святейшей Евхаристии нам в пищу и питие свое пречистое тело и кровь, и Единение, которого достигает здесь человек с Богом, столь полно и велико, что это можно только выразить подлинными словами самого Господа. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем. ( Ин. 6:54–56 ). Находясь в таком тесном единении с Господом, таинственно осеняемый и подкрепляемый всесильною благодатию Св. Духа, и руководимый правилами св. церкви Христовой, человек может конечно, и при немощах своей природы, противостоять всем козням диавольским и возвысится до возможных и желанных им степеней нравственного совершенства. Всех этих тайн не хотят знать современные оплотянившиеся и ни во что не верующие мудрецы людские, а за ними и массы их учеников, подобные им по направлению и характеру, мудрствуют и живут также, как и их учители. Дивное домостроительство спасения человеков, совершенное крестом и смертию единородного Сына Божия, как будто не для них устроено.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В день юбилея моего воздать торжественно благодарность и святому Ангелу Хранителю моему, коего славою я был богат и коего имел всегдашним помощником, наставником, заступником. 16 ноября Воскресение. Позднюю обедню служил в тесноте сердечной при бессилии и холодности в душе и желал быть горячим. Причастился животворно. Голос довольно слабый от постной пищи. Окаяваю себя за то, что не имею в себе горячих чувств любви ко всем тем, о ком молюсь по обязанности моей в церкви во время суточных служб и особенно во время обедни, которая объемлет любовию всех – небесных, земных и преисподних; жалею и скорблю, что сердце мое бывает сухо и мертво во время литургии, стеснено, поражено смертельным ударом, исполнено срамоты и уничижения ради грехов моих, – но Богу всё возможно, Он может дать мне сердце чистое и дух новый. Се, творю все новое [ Откр.21:5 ]. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю [ Ис.1:18 ]. Вечерню служил с большим трудом. Может быть, потому, что в соборе было мало воздуху, а главное потому, что пирога довольно поел дома за обедом и сам обессилил свое сердце, дав врагам бесплотным место в себе чрез чревоугодие, и еще гнев на жену и слугу Евдокию за неприготовление вовремя обеда. Великую ектению дурно произнес – скрал много возгласов, торопясь от смущения и страха бесовского. Крещение трех младенцев в церкви по вечерне совершал с трудом, раздражительно, неспокойно, с тайным ропотом, с необыкновенным усилием. Согрешил пред Богом и людьми и пред всем небом! Образом и подобием, по которому ты сотворен, умоляй со слезами Господа и Богоматерь со всеми Ангелами и всеми святыми очистить тебя, твое сердце от всякой скверны греха и насадить и возделать и плодопринести тебе всякую добродетель. Нельзя оставаться равнодушным ко греху, в нас живущему, нас омрачающему, оскверняющему, смущающему, утесняющему, посрамляющему, расслабляющему и умерщвляющему, делающему нас противными Богу и всему небесному воинству и всем святым. Господи! Умилосердись над нами, очисти нас от всякой скверны, освяти, утверди, украси и спаси нас. Аминь. 17 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В доме Григория Т. Сидорова на молебне чувствовал себя свободно, но и там малое преткновение: бес блудный крайне ярился на меня, свирепел, борол изо всех сил. На молебне в минной мастерской противление врага громадное, но наконец благодатию Божиею я одолел, возведши очи в горы, отнюдуже прииде помощь моя [ Пс.120:1 ], громко прокричав молитвы водосвятную и благодарственную. Враг убежал. За всенощною несколько раз чудеса милосердия силы Божией во мне (пред паримиями). Светские люди, или большая часть их, и многие, многие священные, то есть из духовенства, работающие миру и плоти и суете житейской, не испечены на огне искушений, не очищены, не просвещены, не утверждены и потому недостойны Бога, от них же первый я. Ибо грех облагает как чешуею души их, как мрачным облаком проникает их, как смрадный воздух. Но, когда искушения частые и сильные как огнем искусят их, очистят, просветлят, отделят нечистоту греха от души, от всех сил ее и от всех телесных органов, тогда она делается приятною Богу и Господь вселяется в ней, как в Своем доме. Ибо сказано: Мы придем к нему и обитель у него сотворим [ Ин.14:23 ]. Или: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом ... и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель [ 2Кор.6:16–18 ]. Вечер. На вечерней панихиде Параскевы Ал. Семеновой благодатию Божиею я дерзнул и выговорил на окончательном пении ектении весь возглас: Яко Ты ecu воскресение... И как мне было весело, отрадно, что я одолел прелесть вражию! Слава Господу, водерзновившему меня, малодушного и боязливого! Слава Богу! Я видел настоятеля во время всенощной в общении с нами, то есть стоящим в церкви. Пред волей Божией, святой, всеблагой, премудрой, совершенной, животворной, мы, человеки, должны всегда благоговеть и всеми силами стараться ее исполнять и других понуждать и убеждать к исполнению ее. Воля Божия есть освящение ваше... [ 1Фес.4:3 ]. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [ Лев.19:2 ]. То, что не воля Божия, есть беда и гибель. О, высота, высота, на которую возвел и возводит нас, верующих, Господь Иисус Христос Своим вочеловечением! О, блаженство неизреченное, которого удостоит Он любящих Его и исполняющих заповеди Его! О, блаженное бессмертие, о вечное ликование со святыми в облаках небесных, которое многие уже получили, хотя не вполне до общего воскресения, и другие еще ожидают его и вторят ежедневно: Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вечер. Пять часов. Тяжкий я сделал грех против Бога моего, против Богоматери, против святых всех Ангелов и святых угодников и против всех человеков – тот грех, что ярился на нищих за крайнее их множество и общее попрошайство; одного нищего за волосы выдрал и по щеке ударил правой рукой. Другого за волосы выдрал и косым обругал и болваном – всё в гневе и ярости; далее: громко на них кричал на улице в ярости и всем этим себя самого уязвил, потряс, убил нравственно, смутил донельзя! О, язвы сердечные! Но слава милосердию Божию, непреодолимому моими беззакониями, моими злобами бесчисленными (страстями многоразличными)! Страшно уязвленный, смущенный, палимый собственною злобой, я пришел в храм Божий и в глубоком покаянии, с верою и упованием припадал многократно к святому животворящему и страшному престолу, прося милости и исцеления язв души моей, и – о, слава Его долготерпению и милосердию, превосходящему наши беззакония! Он, Многомилостивый Господь, помиловал меня и не погубил меня с беззакониями моими, даровав мне мир. Спрашиваю себя: как возможны такие тяжкие грехопадения с моей стороны после стольких лет (двадцати пяти) священства моего? Как возможны такие грубые проявления страстей и самые страсти? Как они доселе имеют место в моей душе? Как не исторгнуты, как не убиты? Как они меня убивают? Ах! На кого я ярился в лице нищих, кого ударил в ланиту? Кого поносил? Кого уязвлял? Самого Христа Бога в лице нищих, ибо сказано: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [ Мф.25:40 ]. Такое грубое проявление моих страстей означает, что они царствуют во мне, что я не совлекся ветхого человека [ Кол.3:9 ], не распял плоти со страстьми и похотьми, не распялся миру [ Гал.5:24;6:14 ], и мир живет во мне, а не Христос Бог; я еще не Христов, что слово Божие не пустило во мне глубоко своего корня и не принесло плода Царствия, что сердце мое – не добрая земля, а каменистая, тернистая, что слово Божие падало при дороге и потоптано мною и выклевано птицами, то есть похищено бесами [ Мф.13:1–23 ; Мк.4:1–20 ; Лк.8:4–15 ]. Увы мне! Увы мне, грешному!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 13 1–22. Война Авии царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. 2Пар.13:1 .  В восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился Авия над Иудою. 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. Ср. ( 3Цар.15:1–2 ) («Толковая Библия», т. II, с. 437–438) и ( 2Пар.11:20 ) (ср. замечание к последнему месту, т.е. «Толковая Библия», т. III, с. 117). 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. 2Пар.13:3 .  И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых. «Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего ( 3Цар.15:3 ), книги Паралипоменон, в замене этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной» (проф. Олесниций, «Государственная летопись царей Иудейских», Труды Киевской Духовной Академии, 1879, 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2 Паралипоменон о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и ( 3Цар.15:6 ) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2 Паралипоменон о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск – 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (стих 3, ср. ( 2Пар.25:5–6 )) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) – 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков – могли, например, попасть сюда из ( 2Цар.24:9 ) (перепись при Давиде) или из ( 2Пар.25:5–6 ) (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере еврейский кодекс 180 у Кенникотта читает вместо «четыреста тысяч» четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Д. 1098. Ф. 472. Д. 62. Константин Степанович Сербинович (1795–1874) — тайный советник, член Комиссии по принятию прошений; см. также о нем примеч. Настоящего издания, т. 5, с. 517. 69.  Барятинский А. И. (1815–1879) — князь, с 1856 по 1861 г. наместник Кавказский. 70. РГБ OP. Ф. 425. К. 1. 71. РГБ OP. Φ. 425. К. 3. 72. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 73. РГИА. Ф. 942. Оп. 1. Д. 559. Публикация, подготовка текста A. М. Любомудрова. Публикуется впервые. В письме идет речь о замещении должности Смотрителя Инвалидного дома. Инвалидный дом на 30 увечных воинов, а также церковь мч. Валериана были построены в 1809 г. братьями Зубовыми в память Валериана Зубова, скончавшегося от ран, полученных в персидском походе. 74.  Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак. 5. 13). 75. Эти письма были написаны святителем Игнатием в Николо-Бабаевском монастыре, когда он находился там в 11-месячном отпуске для лечения. Копии с них были сняты келейником Святителя Стефаном (в монашестве Симеоном). Позже святитель Игнатий по просьбе своих учеников отредактировал их и подготовил для печати. Впервые они были опубликованы архимандритом Игнатием (Малышевым) в 1881 г. как приложение к «Жизнеописанию епископа Игнатия Брянчанинова», а с 1886 г. помешались в Собрания творений Святителя в 4-м томе. (При подготовке Настоящего издания из 61 письма, помещенных в 4-м томе, по 14-ти были установлены адресаты.) 76. Пс. 129. 2. 77. Пс. 118. 19. 78.  …умножь в нас веру (Лк. 17. 5). 79.  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12. 18). 80.  Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [ было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53. 5). 81. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. 82.  Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. …Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

д. Как будто светские не суть христиане, и как будто они не дают никаких обетов в святом Крещении! Странные понятия! Спаситель приходил на землю не для одного духовенства и преподал Свое учение и правила нравственности не одним епископам или священникам и диаконам; духовенство, особенно епископ и священник, одним только существенно и отличаются от остальных верующих, именно тем, что они получают от Господа право священнодействовать и суть как бы старшие братья в церкви Христовой; нравственные же обязанности их совершенно те же, как и всякого христианина. Христос всем без исключения говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный. 203 Справедливость, хотя и печальная, требует заметить, что среди людей, не расположенных к катехизическим наставлениям, можно встретить не мало лиц серьёзного направления, которые искренно желают быть добрыми и верующими людьми, но по своему, наперед обусловленному, недостаточному развитию в области религии, крайне соблазняются существованием многих христианских религий и, соответственно с тем, многих разных по учению катехизисов: почему, спрашивают, этот, а не другой катехизис православен? 204 См. «Последние философские и христианское воззрения на жизнь» – О. Г. Тернера, в Христ. чт. 1879 г., май – июнь, стр. 618 и 619. 205 См., например, в кн. 1, где нами приведен один из примеров того, насколько важно для нашей нравственности внимательное и серьезное изучение даже отвлеченнейших догматов нашей веры, другими словами, где мы одним из образцов старались доказать, что между догматическим и нравственным учением заключается самая тесная связь; так что отрицание этой связи свидетельствует только о крайней узости и слепоте отрицающих умов: да сбудется, говорит Евангелие, слово Исайи пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они вероватъ, что, как еще сказал Исайя, народ сей ослепил глаза свои, и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их ( Ин. 12:38–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010