В ноябре 1905 года за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Руднев Всеволод Фёдорович был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы 2. Лев Давидович Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн; он же Перо, он же Антид Ото, он же Л. Седов, он же Старик и др.) (1879 — 1940) — деятель международного коммунистического революционного движения, практик и теоретик марксизма, идеолог одного из его течений — троцкизма, создатель Красной Армии, один из основателей и идеологов Коминтерна. Вошел в историю, прежде всего, как организатор Октябрьской революции 1917 года. 3. Адольф Гитлер (1889 - 1945) - лидер Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), глава Третьего рейха (1933-1945). Свою политическую карьеру Гитлер начинал как " барабанщик революции " и далеко не сразу стал считать себя вождем немецкого народа. 4. Хо Ши Мин (Настоящие имена — Нгуен Шинь Кунг и Нгуен Тат Тхань; другой известный псевдоним — Нгуен Ай Куок) (1890 — 1969) — вьетнамский коммунистический деятель, руководитель " августовской революции " ,Получил образование в США, Великобритании, Франции и СССРС. Проникшись левыми идеями, Хо Ши Мин возглавил коммунистическое движение в Индокитае и организовал борьбу против французских колониальных властей (1945-1954), а затем руководил силами Северного Вьетнама в разгоревшейся в стране гражданской войне. 5. Франсиско Паулино Эрменехильдо Теодуло Франко Багамонде (1892 - 1975) — правитель и диктатор Испании с 1939 по 1975 год. Франко возглавил крыло мятежных военных, протестующих против политики левого " Народного фронта " . Начавшаяся Испанская Гражданская война сделала из нерешительного прежде Франко генералиссимуса и вождя, а победа фалангистов обеспечила ему пожизненное правление. 6. Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте (1915 — 2006) — чилийский государственный и военный деятель, генерал-капитан, президент Чили с 1974 по 1990 годы. Поставленный президентом Чили Сальвадором Альенде на должность командующего гарнизоном столицы страны Сантьяго, 11 сентября 1973 года Пиночет произвел военный переворот.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=904

М. Форстера (1879—1970) «Путешествие в Индию» (1924). Браун, Томас (1605—1682)— английский писатель, врач и собиратель древностей, автор книг «Pseudodoxia Epidemica» (1646), «Hydriotaphio» (16S8), «Христианская мораль» (1716) и др. Арлан, Марсель (1899—1986) — французский писатель, критик, автор романов «Порядок» (1929), «Вода и огонь» (1956), сборника новелл «Живые» (1934), критических работ «История современной живописи» (1949), «Французская проза» (1951) и др. «rien ne nous оссире plus hors nous memes» (фр.) — «ничто не занимает нас более нас самих». Монтерлан, Анри де (1896—1971) — французский писатель, автор романов «Бестиарий» (1926), «Холостяки» (1934), «Девушки» (1936– 1939) и др. frissonnouveau (фр.) — новое содрогание. «Всякий, от первого до последнего, топорщится произвесть эффект…» — цитата из статьи Н. В. Гоголя «Последний день Помпеи» (Картина Брюллова)» (1834); в оригинале: «торопится произвесть…» предсмертные вопли Андрея Белого… – возможно, речь идет о речи А. Белого на I пленуме Оргкомитета Союза советских писатели (30 октября 1932 г.); в частности, Белый говорил «Что извлекает из меня энтузиазм? Факт, что обращение партии и ко мне обобществляет мой станок». «l’homme de lettres, l’assassin et la fille de bordel» (фр.) — «писатель, убийца и гулящая девка». «Magna civil as, magna soliludo» (лат.) – «великое государство, великое одиночество». «stirb und werde» (нем.) — «умри в восстань». «Dichtung und Wahrheil» (нем.) — «Поэзия и правда» (1811—1833);— автобиографическая книга И. В. Гете. «Nous ne concevons plus une Literature romanesque…» (фр.) — «Мы больше не воспринимаем той романтической литературы, которая отошла от своей собственной цели— познания человека». «Mithin, sagte ich ein wenig zerstreut…» (нем.) — «— Стало быть, — сказал я немного рассеянно, — нам следовало бы снова вкусить от древа познания, чтобы вернуться в состояние невинности? — Конечно, — отвечал он, — это последняя глава истории мира» (пер. С. Апта) — заключительные слова статьи Г.

http://azbyka.ru/fiction/umiranie-iskuss...

Там же. XXVI. 47. с. 114. Григора был эмоциональным и пристрастным противником паламитов. а «иногда не стеснялся отбирать и искажать факты в политических целях» (129, с. 29). Его свидетельства об антипаламитских действиях Феогноста не подтверждаются другими источниками; впрочем, доводы, которые приводит А. Тахиос для доказательства того, что Феогност всегда был другом Кантакузина и, следовательно, сторонником паламизма даже в 1341-1347 годах, основаны только на конъюнктуре (172, с. 17-29). Ср. 109, с. 110-112. В таком случае, «паламитские томы», которые, по утверждению Григоры, проклял Феогност, - это Святогорский Том и Том собора 1341 года. В этом может заключаться противоречие, подрывающее доверие к Григоре: патриарх Иоанн Калека не анафематствовал Том 1341 года (который сам подписал), а лишь пытался истолковать его в антипаламитском смысле. 79, с. 248-252. 109, с. 132-134, 152-153: современное знание истории этого периода опровергает аргументы А. Д. Седельникова в пользу тезиса об антипаламитской настроенности Феогноста после 1351 года (ср.: «Мотив о рае в русском средневековом прении», Byzantinoslavica, VII, 1937-1939, с. 164-166); по этому вопросу см. также 172, с. 17-29. 235, III. 2 изд., СПб., 1879, с. 224-230. Как и у Седельникова, ук. соч.. с. 169-172. См. мои наблюдения по этому вопросу в 109, с. 195-256; и в 213, с. 295-297. Концепция «предвозрождения» постоянно встречается в последних работах Д. С. Лихачева. Наиболее развернутое изложение ее в: «Развитие русской литературы X-XIII веков. Эпохи и стили», Ленинград, 1973, с. 75-127; ср. также более раннюю его работу «Предвозрождение на Руси в конце XIV- первой половине XV века», в: «Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы», М., 1964, с. 139-182. Об этих идеях Константина см. 132, с. 17. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием, Киев, 1898. 241 и М. Heppel, «The Hesychast Movement in Bulgaria: the Turnovo School and its relations with Constantinople». Eastern Churches Review 7, 1975, pp. 9-20.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Котик, см. Богоявленский Константин Сергеевич; Котляревский Александр Александрович (1837–1881), филолог-славист, историк литературы, археолог, этнограф, представитель мифологической школы в русской историографии, магистр (1868), доктор (1874) славянской филологии, член-корр. Петербургской АН (1875). Преподаватель в Александрийском сиротском кадетском корпусе (с 1857), в 1862 полгода провел в заключении в Петропавловской крепости (за встречу с сотрудником Вольной русской типографии в Лондоне В. И. Кельсиевым), освобожден без права преподавать, жил частными уроками, сотрудничал в журнале «Филологические записки» (1862–1864, 1870). Один из членов-учредителей МАО (с 1864 товарищ секретаря об-ва, с 1867 редактор «Археологического вестника»). При помощи А.С. Уварова получил право вернуться к преподавательской деятельности, преподаватель (1867), профессор (1868–1873) историко-филологического ф-та Дерптского ун-та, профессор историко-филологического ф-та ун-та Св. Владимира в Киеве (1875–1881), председатель Киевского славянского об-ва (1877–1878) и Об-ва Нестора-летописца (с 1879); Котляревский Сергей Андреевич (1873–1939), историк, правовед, государственный и общественный деятель, магистр (1902), доктор (1904) всеобщей истории, магистр (1908), доктор (1910) государственного права. Почетный член Международного ин-та юридической социологии (1936). Депутат I Государственной думы, член ЦК партии кадетов. Гласный Балашовского уездного и Саратовского губернского земского собраний (1890–1900-е). Преподаватель МВЖК (1908–1917), Московского коммерческого ин-та (1914), профессор юридического ф-та М.у. (1910–1919), профессор юридического отделения ФОН МГУ (1919–1930). И. о. обер-прокурора Синода, товарищ министра исповеданий Временного прав-ва (сентябрь – октябрь 1917), директор департамента духовных дел МВД (1917). После Октябрьской революции участник нескольких антисоветских организаций, в том числе, «Правого центра» и «Национального центра», член Московского профессионального Союза писателей (1919), в 1920 осужден по делу «Тактического центра» и приговорен условно к расстрелу, замененному 5 годами тюремного заключения. Впоследствии работал юрисконсультом Комиссариата юстиции, в Ин-те советского права, журнале «Советское право». Репрессирован;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

, Вигуру Ф., Слесницкий М. и др. защи­щали эту гипотезу. См.: Fuerst W.J. The book of Ruth, Esther, Ecclesiastes. The Song of Songs, Lamentations. The Cambridge Bible Commentary. Cambridge, 1975. Р.69. 132 Gadegârd N.H. Kaikki on turhuutta. Johdanto baamoajaan. Raamattu ja sen kulttuurihistoria. 4. Helsinki, 1972. C.461. 147 Глаголев А. Указ. соч. С.37. Как в еврейском, так и в греческом тексте надписание книги составляет первый стих первой главы ея. В Вульгате славянской и Русской Библии надписания сто­ят особо и не входят в состав первой главы. 154 Дьяконов И.М. Указ. соч. С.16; см. также: б/а Песнь Пес­ней Соломона. СПб., 1905. С.15. Песнь Песней относится к эпохе до 924 г. до Р.Х. 159 Ропс Д. Указ. соч. С. 1935; см. также; б/а Учительный ха­рактер книги Песнь Песней; Чтения в обществе любителей духовно­го просвещения. 4. М., 1879. С.539. 160 Gardegard N.H. Johdanto Korkeaan Veisuun. Sinà olet minvn, mina olen sinun. Raamattu ja sen kulttuurihistoria. 4. Helsinki, 1972. C.498. 172 Дроздов К. О происхождении книги Товита. Киев, 1901. С.253; То же в: Хаступис А. Указ.соч., С.651 и Вигуру Ф. Указ. соч. С.147. 176 Baumgartner V. С.315; также в: Puukko A. Vanhan testamentin apokryfikirjat. Porvoo, 1950. C.104. 178 Asmussen J. Указ. соч. С.48; Toivanen A. Vanhan testamentin apoktyfikirjat. Pieksamaki, 1985. C.86. 182 Dancy J.C. The shorter hooks of the Apocrypha. The Carb­ridge Bible Commentary. Cambridge, 1972. P.8–9. 193 Смирнов-Платонов Г.П. О неканонических книгах Ветхого Завета: О книге Иудифь. Православное обозрение. Февраль. М., 1863. С.140. 197 Поспехов Д. Книга Премудрости Соломона, ея происхождение отношение к иудейско-александрийской философии. Киев, 1873. 199 Clark E.G. The Wisdom of Solomon. The Cambridge Bible Com- sntary. Cambridge, 1973· P.2; Ропе Д. Указ. соч. С.1939. 222 Вигуру В. Указ. соч. С. 995; см. тоже: Asmussen J. Johdan-Viisauden ja Siirakin kirjoihin. Raamattu ja sen kulttuurihisria. 4. Helsinki, 1971. C.162. 224 Ропс Д. Указ. соч. С. 946. «Переводчик прибыл в Египет 38 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Тайный приказ был просто канцелярией царя, за этим названием не скрывалось никаких особых правительственных секретов, как предполагали раньше. См.: Заозерский А. И. Царь Алексей Михайлович в своем хозяйстве (1917). Остен (1865). 74; Описание. 2. 2. 151. Прозоровский. Ук. соч., в: Чтения. 1896. 2. С. 183–185. Вероятно, между 1681 и 1684 гг. Медведев написал два сочинения: 1. «Оглавление книг и кто их сложил», в: Чтения. 1846. 3. Отд. 4. С. 1–90; 2. «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92 (т. е. 1682–1684 гг.— И. С.), в них же что содеяся в гражданстве», в: Чтения. 1894. 4. С. 1–197. Изд. С. Белокурова. (Другая, позднейшая редакция в: Унив. Киев. 1895–1896. Изд. И. Козловского.) Это очень хорошее, объективное описание стрелецкого бунта 1682 г., ср.: Введение. С. XXXVI. А также: Шмурло Е. О записках Сильвестра Медведева, в: ЖМНП. 1889. 262. С. 335–369. Медведев написал это «Созерцание» по поручению царевны Софьи. Очень важный источник по истории событий 1682–1684 гг. Старые издания (в: Туманский. Записки о жизни Петра Первого. 1. Ч. 6; и в: Сахаров А. Записки русских людей. 1. 1841) не лишены ошибок. Прозоровский. Ук. соч. С. 198, 203, 205, 208; Шляпкин. Ук. соч. С. 145. «Вызнание веры» Белободского и «Отзыв» Медведева в: Памятники к истории протестантизма в России, в: Чтения. 1884. 3. 20. Ср. также: Гаврилов Н. Проповедники немецкой веры в Москве и отношение к ним патриарха Иоакима, в: Странник. 1873. 3. С. 125–137. Шляпкин. Ук. соч. С. 146; Описание. 2. 3. С. 470. Этот ответ обозначал отклонение от учения греко-православной Церкви, по которому на Божественной литургии преложение совершается не после произнесения установительных слов, а лишь после эпиклезы, то есть молитвы Святому Духу о преложении хлеба и вина в Св. Дары. См.: Макарий (Булгаков). Православное догматическое богословие. 2 (1868). С. 381. А также: Hoppe A. Die Epiklesis der griechischen und orientalischen Liturgien und der rцmische Konsekrationskanon (1864); Gass. Symbolik der griechischen Kirche (1872); Franz J. Th. Die eucharistische Wandlung und Epiklese der griechischen und orientalischen Liturgien (1879); Hцller J. Die Epiklese der griechisch-orientalischen Liturgien (1912); Streitz. Die Abendmahlslehre der griechischen Kirche, в: Jb. d. deutsch. Th. 9–13 (1864); Spauil Th. Doctrina Theologiae orientalis separati de S. Eucharistia, в: ОСА. 13. 3 (1928); 14. 1 (1929). Историко-теологический обзор православного учения о литургии дан в: Heiler Fr. Urkirche und Ostkirche. 1 (1937). S. 250–262. Ср. также: Casel O. Die ostkirchliche Opferfeier als Mysteriengeschehen, в: Der Christliche Osten (1939). S. 59–74, особенно 68–71.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Соколов Иван Иванович (1865–1939), профессор, доктор церковной истории. Член Собора как член Предсоборного Совета. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета. В 1890 г. окончил КазДА, кандидат богословия. С 1903 г. профессор СПбДА по кафедре истории Греко-Восточной Церкви со времен отпадения Западной Церкви от Вселенской. В 1920–1924 гг. профессор Петроградского Богословского института и Историко-лингвистического института. Один из ведущих российских византологов. В 1924–1933 гг. профессор Ленинградского института истории, философии и лингвистики. В декабре 1933 г. арестован. В 1934 г. осужден на 5 лет ссылки в Башкирию. Скончался в г. Уфе. Солдатенков Козьма Васильевич (1880–1943), член Собора по избранию от действующей армии. Окончил Морской кадетский корпус. Старший лейтенант, старший флаг-офицер Морского штаба Верховного главнокомандующего. Эмигрировал. Скончался в г. Гарше (Франция). Станиславский Алексей Маркианович (1865–1953), протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Харьковской епархии. Избран членом Высшего Церковного Совета. В 1886 г. окончил Харьковскую духовную семинарию, сельский священник. Окончил Археологический институт и был инициатором создания в 1913 г. Харьковского епархиального церковно-исторического общества и музея. В течение многих лет был протоиереем богодуховского кафедрального собора, благочинным церквей Богодуховского уезда, председателем Ревизионного комитета, наблюдателем церковно-приходских школ, депутатом от духовенства в земских собраниях и городской думе. Депутат III и IV Государственных дум. Член Всеукраинекого Церковного Собора 1918 г. года и Поместного Собора 1945 г. С 1946 г. консультант при Хозяйственном управлении Священного Синода. С 1948 г. член Пенсионного комитета при Священном Синоде. Титлинов Борис Васильевич (1879– после 1941), профессор, доктор церковной истории. Член Собора, как член Предсоборного Совета. В 1903 г. окончил СПбДА. В 1905 г. удостоен степени магистра богословия. С 1908 г. доцент СПбДА по кафедре истории Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Археология ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МИЛЛЕ [Мийе] Габриэль (1867-1953), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист МУШ город в Вост. Турции (адм. центр иля М., в эпоху Османской империи столица Битлисского вилайета), тесно связан с историей и христ. культурой Армении МЦХЕТА первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины

http://pravenc.ru/rubrics/122942_3.html

Мы получили разрешение поместиться в одной из теплушек и таким образом в первый раз проделали путь в Сочи вдоль Черного моря. Мы любовались видами на море и горы, радовались жаркому солнцу и забыли о войне и революции. Это было наше последнее путешествие в мирной обстановке по России. Кончилось оно, однако, встречей с представителем того класса, который крепко и надолго поработил миллионы русских людей. На одной из остановок к нам подскочил молодой железнодорожный техник. С глазами налитыми кровью, задыхаясь от душившей его злобы, он стал извергать на нас отвратительную брань, крича, что нас следует уничтожить, как паразитов, как прислужников капиталистов. Это нападение совершенно неизвестного нам человека ошеломило нас. Мы растерялись и не могли ничего ему ответить. Он исчез так же быстро, как и появился. Мы поняли, однако, что это столкновение было не случайно, мы встретились лицом к лицу с очень важным явлением: с завистью и злобой полуинтеллигента к представителям культурной элиты. Напавший на нас техник ненавидел нас, так как мы принадлежали к иному и недоступному ему миру, который он хотел или уничтожить или поработить. Ленинская диктатура нашла как раз среди этой полуинтеллигенции своих самых ревностных и исполнительных прислужников. Именно они занялись уничтожением подлинной интеллигенции, которую они презирали за ее идеализм и свободолюбие. Из их среды вышли герои коммунизма, подобные Дзержинскому (1877–1926), Генриху Ягода (1891–1938), Николаю Ежову (1895–1939) и Лаврентию Берия (1899–1953), организаторы концентрационных лагерей и массового уничтожения людей. Но, конечно, главным выразителем чаяний этого нового класса был сам Иосиф Виссарионович Джугашвили-Сталин (1879–1953). Он сумел расправиться не только с той интеллигенцией, которая отвергла болыпевисткую деспотию, но и с той, которая пошла ей на службу. После короткого отдыха в Сочи мы вернулись в Москву, полную слухов и опасений о готовящейся новой попытке Ленина захватить власть над разложившейся Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

И ещё из воспоминаний В.Г. Дружинина : «Математику преподавал П. П. Семенников, известный основатель нескольких библиотек для чтения, очень хорошо подобранных, в коих он преследовал не одну только коммерческую цель, а ставил их задачей облегчать людям, ищущим просвещения, нахождение необходимых им пособий. Мы уважали его, как чрезвычайно добросовестного преподавателя. Но особенно любили и ценили его за воспитательные беседы, которые он от время до времени вёл с воспитанниками старших классов в часы уроков, если то позволяло своевременное прохождение курса. Беседы велись на нравственные и житейские темы и заставляли юношей задумываться над многими житейскими вопросами» 363 . По представленным выше воспоминаниям можно судить, что В.Г. Дружинин и Н. Я. Чистович большое значение придавали не только профессионально-образовательной стороне преподающих им педагогов, но и их человеческим, личностным качествам. В этой связи нельзя не упомянуть и о преподавателе французского языка Жорже Вильде и об эпизоде, имевшим место в 1879 году. Вот характеристика, данная Ж. Вильду Н. Я. Чистовичем в своих воспоминаниях: «Это был маленький живой старичок, полный самых высоких идеалов, но, конечно, совершенно не гармонировавший с общим тоном классической гимназии, организованной немецкими классиками с Лемониусом во главе. В Педогогическом Совете Вильд не имел никакого авторитета и ученики его порядочно изводили. Наш класс как-то лучше к нему отнёсся, сумел почувствовать в нём родственную нам душу и, кончая курс, мы решили отличить двух, наиболее симпатичных нам, учителей П. П. Семенникова и Вильда. Мы в складчину купили им подарки: Семенникову подстаканник с вырезанными нашими фамилиями, а Вильду – альбом с нашими портретами, пригласили их на квартиру нашего товарища Василия Григорьевича Дружинина и поднесли им подарки с соответствующими речами. Юбиляры были растроганы до слёз и у нас осталось светлое радостное воспоминание об этих минутах» 364 . Надо отметить, что этот 52-й по счёту выпуск Третьей гимназии был самым представительным по числу вышедших из её стен выдающихся деятелей 365 . В числе выпускников, кроме В.Г. Дружинина , были В. П. Амалицкий (1860–1917), выдающийся геолог и палеонтолог; М. Г. Деммени (1859–1920), нумизмат, член Русского Археологического Общества, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1861–1939), выдающийся учёный- петрограф; Д. И. Толстой (1860–1941), товарищ управляющего музеем Императора Александра III, директор Императорского Эрмитажа; И. Я. Чистович (1860–1926) профессор ВМА, основатель Клиники заразных болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010