361 Доктор Иван Степанович Чекунов (18747–1957), из донских казаков, окончил медицинский факультет Харьковского университета. Военный врач в Первую мировую и Гражданскую войны. С 1926 г. во Франции, где работал врачом. Активный общественный деятель. 362 Вице-адмирал Михаил Александрович Кедров (1878–1945) был главным устроителем блестящей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля и беженцев из Крыма в ноябре 1920 г. В Париже с 1921 г., он занимал видные должности в военных союзах эмиграции. 363 Сергей Александрович Мацылев (1893–1954), полковник, участник Первой мировой и Гражданской войн. В Париже возглавлял Объединение Алексеевского полка. С 1945 г. – генеральный секретарь РОВС, с 1951 г. –: начальник 1-го отдела РОВС. 364 Петр Яковлевич Григуль (1892–1971), штабс-капитан, участник Первой мировой и Гражданской войн, корниловец. В Париже активный деятель военной эмиграции. 365 Георгий (Гаральд) Карлович Граф (1885–1966), контр-адмирал (произведен в 1939 г.), участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, морской общественный деятель и автор. Начальник канцелярии вел. князя Кирилла Владимировича. Один из руководителей Младоросской партии. 366 Борис Андреевич Дуров (1879–1977), полковник л.-гв. артиллерийской бригады, участник Русско-японской, Первой мировой (воевал в Русском экспедиционном корпусе во Франции и Македонии) и Гражданской (в 1918 г. член Временного правительства Северной области) войн. С 1931 по 1961 гг. директор Русской гимназии в Париже. 367 Георгий Викторович Адамович (1892–1972), известный поэт и литературный критик. В 1939–1940 гг. служил добровольцем во французской армии. После войны некоторое время увлекался «советским патриотизмом». 368 Игорь Александрович Кривошеин (1899–1987), сын А.В. Кривошеина, министра императорского правительства и правительства ген. Врангеля. Брат архиеп. Василия (Кривошеина) . Штабс- капитан, участник Первой мировой и Гражданской войн. Во Франции – инженер. Арестован немцами в 1941, затем повторно в июне 1944 г. за участие в движении Сопротивления, отправлен в Бухенвальд. После войны активный член Союза советских патриотов, выслан из Франции в 1947 г. В 1949 г. приговорен в СССР к 10 годам лагерей. Освобожден в 1954 г., выехал во Францию в 1974 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла VESPERALE [лат. liber vesperalis, от лат. vesperae - вечерня], лат. богослужебная книга, содержащая тексты оффиция (молитвы, чтения и песнопения), необходимые для совершения vesperae (вечерни) , а также (не всегда) completorium (повечерия) . Распеваемые тексты, как правило, нотируются. Довольно часто в V. помещаются изменяемые части не для всего годового круга, а только для воскресений и важнейших праздников. Иногда V. может содержать только песнопения и в таком случае является сокращенным вариантом Антифонария . Vesperale (амвросианского обряда). Roma, 1939. Р. 1 Vesperale (амвросианского обряда). Roma, 1939. Р. 1 По данным Дж. Бароффьо, древнейшие известные итал. рукописные V. относятся к XV-XVI вв. (напр., Reggio Emilia. Bibl. Municipale. 17. A. 151, 1464 г.), в их числе есть и амвросианские (Milano. Archivio S. Satiro. [Sine siglo], XV в.). Встречаются и более ранние рукописи смешанных типов, в к-рых суточный круг богослужения представлен только песнопениями вечерни (напр., Paris. Bibl. Nat. lat. 906, XI в.- V.-Гpaдyaл с Тропарием, Секвенциарием и Респонсориалом). Подобные рукописи создавались и позднее (напр., амвросианский Uhrpeccapuй-V. Saronno. Archivio del Santuario. [Sine siglo], 1545 г.). Название «V.» не всегда точно соответствует содержанию книги. Так, в числе богослужебных книг, выпущенных в Регенсбурге во 2-й пол. XIX в., один из томов Антифонария (Antiphonarium et Psalterium juxta ordinem Breviarii Romani cum cantu. Ratisbona, 1879-) имеет в заголовке слово «V.» (T. 2: cont. Horus Diurnus Breviarii Romani (Vesperale)), но содержит антифоны, псалмы, гимны и стихи для всех служб оффиция, кроме matutinae (сокращенный вариант этой книги - Epitome ex Vesperali Romano - был выпущен для тех приходов, где службы оффиция совершаются только в воскресные дни и важнейшие праздники). Нек-рые издания, являющиеся по составу V. (иногда с добавлением 3-го часа, песнопений и благословений для процессий из Процессионала и Ритуала), имеют более общее название - «Антифонарий» (Liber antiphonarius pro Vesperis et Completorio: Officii Romani, cum supplemento pro aliquibus locis. Solesmes, 1891).

http://pravenc.ru/text/158228.html

809 Σθας K. М εσαιωνικ βιβλιοθκη. Т. 1.1872. Σ. 73–136; Успенский . Образование. (Приложение. С. 39–40); Miller . Recueil des historiens grecs des croisades. T. II. 1881. P. 496–502,615–619, 737–741. 810 Λμπρος Σπ. Μιχαλ A κομιντου το Χωνιτου τ σωζμενα Т. 1 –2. A θναι, 1879–1880. См. об этом превосходную работу: Stadtmüller . Michael Choniates, в которой заново издан важный меморандум ( πομνηστικν) Алексею III (S. 283–286). 813 С походом Робера Гвискара А. Грегуар остроумно связал некоторые части «Песни о Роланде»: Grégoire H. La Chanson de Roland de l’an 1085//Bull, de l’Acad. de Belgique 25 (1939). P. 211–273 и Grégoire H. , De Keyser R. La Chanson de Roland et Byzance, ou de l’utilité du grec pour les romanistes//Byz 14 (1939). P. 265–316, 689–691. 814 Tafel-Thomas. Bd. I. S. 51 ff.; Dölger . Reg. 1081. Ср.: Heyd . Commerce du Levant. Vol. I. P. 118 sv.; Kretschmayr . Venedig. Bd. I. S. 161 ff. 815 Jireek . Die Bedeutung von Ragusa in der Handelsgeschichte des Mittelalters. 1899. S. 9,50; Šiši . Geschichte. S. 308 ff.; Ферлуга . Виз. управа в Далмации. С. 123. 816 См.: Jireek . Geschichte. Bd. I. S. 237–238; . Ucmopuja српског народа. Београд, 1926. С. 75 сл.; Ucmopuja народа Jyrocлabuje. T. 1. Београд, 1953. С. 248 сл. 817 О куманах см. прежде всего важную серию статей: Расовский Д. Половцы, I-IV//SK 7 (1935). С. 245–265; 8 (1936). С. 161–182; 9 (1937). С. 71–85; 10 (1938). С. 155–177. Дальнейшую литературу см. в: Moravcsik . Byzantinoturcica. Bd. I 2 . S. 92 ff. 818 См.: Leib B. Alexiade. II, 141, n. 3; Gyóni M. Le nom de Βλχοι dans l’Alexiade d " Anne Comnène//BZ 44 (1951). S. 243, Anm. 1. 821 О сношениях Алексея I и Робера Фландрского см. интересное исследование: Ganshof F.-L. Robert le Frison et Alexis Comnène//Byz 31 (1961). P. 57–74. И в самом деле, присланный графом Робером корпус сражался на византийской службе при Никомидии с эмиром Никеи, а также, кажется, принял участие в битве при Левунии. 822 См.: Holtzmann W . Studien zur Orientpolitik des Reformpapsttums und zur Ent-stehung des ersten Kreuzzuges//Historische Vierteljahrsschrift 22 (1924). S. 167–199, и Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexios I. und Papst Urban II. im Jahre 1089//BZ 28 (1928). S. 38–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

352 Stein. Innermost Asia. Oxford, 1928, I, p. 227, 229, 230. A. Hermann. Die alten Seidenstassen zwischen China und Syrien. Quellen und Forschungen zur alten Geschichte und Geographic. Berlin, 1910, pp. 80, 91. 353 Petri Patricii. Fragmentum 14. Fragmenta histor. graec., ed. Müller Parisiis, 1884, IV, p. 189. 355 Menander. Fragmenta histor. graec., IV, p. 292; Excerpta historica iussi imp. Const. Porphyrog. Excerpta de legationibus, ed. C. de Boor., Berolini, 1903, v. I, pars I, p. 180. 357 Ibid., p. 212 – p. 180. K. Güterbock. Byzanz und Persien in ihren diplomatisch völkerrechtlichen Beziehungen im Zeitalter Justinians. Berlin, 1906, pp. 7780. 359 Menander. Fragmenta histor. graec., IV, p. 213214; Const. Porphyrog. Excerpta, v. I, pars I, pp. 182183. 365 J. Strzygowsky. Seidenstoffe aus Aegypten. Jahrbuch der K. Preussischen Kunstsammlungen, Bd. 24. Berlin, 1903, S. 153. 370 Zach. . Lingenthal. Eine Verordnung Justinians über die Seidenhandel Mémoires de l. Ac. Imp. des sciences de St.-Pétersbourg, VII série, t. IX, (1865), p. 6. 383 С. Т. Еремян . Торговые пути Закавказья в эпоху Сасанидов. Вестник древней истории, 1939, 1 (6), стр. 83. 384 Я. А. Манандян. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времён. Эривань, 1930; его же. Древние пути Армении (на арм. языке), Ереван, 1932; его же. Главные пути Армении по Пейтингеровой карте. Ереван, 1936. 388 Cosm, Indicop I., col. 97; O’Leary de Lacy. Arabia before Muhammed. London, 1927, p. 115118. 392 Тн. Nöldeke. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden aus der arabischen Chronik des Tabari. Leiden, 1879, p.230. 395 Тнеорн., р. 141; Evagrius. Historia ecclesiastica, III, 36. ed. by Bidez and Parmantier. London, 1889. 403 Chavannes. Documents sur les -Turcs occidentaux (Труды Орхонтской экспедиции. T. VI.), р. 233 (1). 405 Henning, Die Einführung der Seidenzaupenzucht im Byzantinerreich. Byz. Z., 1933, B. 33, p. 309310. Mickwitz. Die Organisationsformen zweier Byzantinischen Gewerbe im X Jahrhundert. Byzantinische Zeitschrift. 1936, B. 36, H. I., p. 7076.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1864 См. Chesnut R. С. Three Monophysite Christologies. Part I. Oxford, 1976; Sellers R. V. The Council of Chalcedon. London, 1961. P. 254–301. 1865 Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schiftsteller der griechische Kirche. Leipzig, 1887. 1867 τς τν μετ’ ατο μοναχν Βυζντιος τ γνει Λεντιος νματι ες πρχων τν μετ το Νννου εσδεχθντων ν τ Να λαρα μετ τν γαπητο το γουμνου κομησιν τν ριγενους δογμτων ντιλαμβανμενος. τς γρ ν Χαλκηδνι συνδου προστασθαι προσποιομενος γνσθη τ ριγνους φρονν (Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae/Ed. E. Schwartz//Kyrillos von Skythopolis. Texte und Untersuchungen 49. 2. Leipzig: Hinrichs, 1939. S. 176.11–16). Cm. Loofs. S. 274–297. 1872 Например, Rees S. The Literary Activity of Leontius of Byzantium//Journal of Theological Studies (далее JTS), XIX/1, 1968; Watt J. H./. The Authenticity of the Writings ascribed to Leontius of Byzantium//Studia Patristica, VII. Berlin, 1966. 1874 Evans D. Leontius of Byzantium: an Origenist Christology. Washington, 1970 (далее LBOC). P. 1 и далее. 1879 Daley B. Leontius of Byzantium: a Critical Edition of his Works, with Prolegomena. D. Phil. Thesis. Oxford, 1978 (далее D. Phil.). P. lvi и далее. 1881 См. Rees S. The De sectis. A treatise attributed to Leontius of Byzantion//Journal of Theological Studies, 40. 1939; Daley. D. Phil. P. lviii. 1883 Подробную дискуссию о проблемах реконструкции жизненного пути Леонтия см. Evans. LBOC. Ch. 6. 1887 Cm. Perrone L. La Chiesa di Palestina e le Controversie Cristologiche, 431–553. Brescia, 1980. P. 209. 1891 Prestige G. L. Fathers and Heretics. London, 1958. P. 145. Moller C. Le chalcedonisme et le neochalcedonisme en Orient de 451 a la fin du VI siecle//A. Grillmeier und H. Bacht (eds.). Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. Wurzburg, 1953–1962. Bd. I. S. 638: «Леонтий... стремится обольстить нас своим псевдофилософским жаргоном». 1892 Дейли сделал для себя полный английский перевод, который он надеется издать в ближайшем будущем. – Следует отметить, что до сих пор этот перевод остается неопубликованным. – Прим. ред. 1895 См., например, Junglas J. Р. Leontius von Byzanz. Studien zu seinen Schriften, Quellen und Anschauungen. Paderborn, 1908. S. 119–125; Harnack. P. 236. 1899 На протяжении целого века предпочтение той или иной формулы – κ δο φσεων или ν δο φσεσιν – являлось своего рода критерием православности христологии того или иного богослова. Леонтий с особым акцентом поддерживает вторую формулу, так как она подчеркивает реальность присутствия двух природ в Воплощении и содержится в Халкидонском вероопределении, в противоположность первой формуле, которая рассматривает две природы в смысле теоретической основы для Воплощения и предполагает, что реальное различие между двумя природами не может быть частью реальности Воплощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Штейнпресс, Ямпольский Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь: 2-изд. М., 1966. Этимологические исследования по русскому языку. Вып. I–IX. М., 1960–1981. Эmымaлariчhы беларускай мовы. Т. 1–7. Mihck, 1978–1991. Этимологический словарь русского языка/Под ред. Н. М. Шанского. Т. I–II. М., 1963–1982. (Вышли статьи до буквы К включительно.) Этимологический словарь славянских языков/Под ред. О. Н. Трубачева. Вып. 1–22. М., 1974–1995. Battaglia Battaglia S. Grande dizionario delle lingua italiana. Torino, 1971. Battisti, Alessio Battisti C., Alessio G. Dizionario italiano.T. I. Firenze, 1950. Bénac H. Dictionnaire des synonymes. Paris, 1956. Berneker Berneker E. Slavisches etymologisches Wörterbuch. Bd I. Heidelberg, 1908. Bielfeldt Bielfeldt H. H. Rückläufiges Wörterbuch der russischen Sprache der Gegenwart. Berlin, 1958. Böhtlingk Böhtlingk O.v. Sanskrit-Wörterbuch in kürzerer Fassung. Bdl – IV. Petersburg, 1879–1889. Brückner Brückner A. Sownik etymologiczny jzyka polskiego. Warszawa, 1957. Buck C. D. A Dictionary of Selected Synonyms in the Principal Indo-European Languages. Chicago, 1949. Bga К. Lietuviu kalbos odynas. Kaunas, 1924. Casares Casares J. Diccionario ideológico de la lengua española. Barcelona, 1951. Chantraine Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Т. I. Paris, 1968. Danii Danii D. Rjenik hrvatskoga ili srpskoga jezika. Т. I. Zagreb, 1880 Diez F. Etymologisches Wörterbuch der romanischen Sprachen: 2. Aufl. Bd I. Bonn, 1861. Egli J. J. Nomina geographical: 2. Aufl. Leipzig, 1893. Encicl. univ. Enciclopedia universal ilustrada europeo-americana. Т. VII. Madrid; Bilbao; Barcelona, [s. a.]. Ernout, Meillet Ernout A ., Meillet A. Dictionnaire étymologique de la langue latine: 4ème éd. Т. I–II. Paris, 1959–1960; 1ère éd. Paris, 1932. Falk, Torp Falk H. S., Torp Alf. Norwegisch-dänisches etymologisches Wörterbuch. Bd I–II. Heidelberg, 1910–1911. Feist S. Vergleichendes Wörterbuch der gotischen Sprache: 3. Aufl. Leiden, 1939.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Нахождение у власти НЦП совпало с мировым финансовым кризисом, сильно ударившим по Р. Возросла социальная напряженность. Премьер-министр Маниу в 1930 г. согласился на передачу престола отцу Михая I Каролю II (вступил на престол 8 июня). НЦП рассчитывала, что король станет инструментом влияния партии в борьбе с НЛП. Однако кор. Кароль II, стремившийся к авторитарному правлению, не считал себя связанным обязательствами. В отличие от своих предшественников он не делегировал власть отдельным партиям, а стремился править непосредственно, используя межпартийные и внутрипартийные разногласия. Большое влияние обрело близкое окружение кор. Кароля II - т. н. камарилья. В правление кор. Кароля II усилились фашистские политические силы, возникшие в 20-х гг. XX в. Главной из них было легионерское движение Железная гвардия под рук. К. Зели Кодряну (1899-1938). Легионерскую идеологию отличали правосл. мистицизм, воинствующий национализм, антисемитизм, антикоммунизм, традиционализм и коллективизм. В отличие от традиц. партий, имевших преимущественно элитарный характер, Железная гвардия активно работала с массами, быстро набирая популярность в крестьянской среде. 30 дек. 1933 г. террористы-легионеры убили премьер-министра Й. Г. Дуку (1879-1933), занявшего свой пост незадолго до этого (14 нояб.) и запретившего Железную гвардию. На парламентских выборах в дек. 1937 г. фашисты получили 1/4 голосов (16% - легионеры, 9% - Национал-христианская партия). Впервые ни одна партия не получила большинства. Король ненадолго привел к власти фашистскую Национал-христианскую партию О. Гоги, начавшую вводить антисемит. законодательство. В февр. 1938 г. Кароль II совершил гос. переворот, установив королевскую диктатуру. 10 февр. он распустил парламент и назначил правительство под номинальным рук. Румынского патриарха Мирона (Кристи); фактически ключевую роль играла дворцовая камарилья. 27 февр. была введена в действие новая Конституция, написанная под влиянием идей итал. фашизма, к-рая передала королю всю полноту власти. Были запрещены политические партии. Зеля Кодряну был заключен в тюрьму и убит по приказу властей. В ответ на убийство железногвардейцами премьер-министра А. Кэлинеску (21 сент. 1939) последовали казни легионеров.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

666 Такой порядок принят в изданиях греческого Нового Завета Лахманна (Lachmann – 1842–1850), Тишендорфа (Tischendorf – 1869–1872), Трежеллеса (Tregelles – 1857–1879), Уэсткотта и Хорта (Westcott and Hort – 1881), Бальона (Baijon – 1898), фон Гебхардта (von Gebhardt – 1901) и фон Зодена (von Soden – 1913). 667 См. Dieter Lьhrmann, «Gai 2, 9 und die katholischen Briefe. Bemerkungen zum Kanon und zur rйgula fidei», Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft, lxxii (1981), pp. 65–87. 668 См. C. G. Woide, Appendix ad editionem Novi Testamenti Graeä… (Oxford, 1799), pp. 18 и далее, и J. В. Lightfoot в F. H. A. Scrivener, A Plain Introduction to the Criticism of the New Testament, 2nd ed. (Cambridge, 1874), pp. 343 и 351. 669 Другие древние религиозные тексты тоже располагались в соответствии с объемом. Это относится к порядку следования трактатов в каждом из шести Седарим (последований) Мишны за исключением первого; к сурам в Коране (кроме начальной Фатихи); к 1628 гимнам в каждом разделе Ригведы, состоящем из множества частей; и текстов, включенных в Суттапитаку второй части Палийского буддийского канона (ср. H. L. Strack, Introduction to the Talmud and Midrash Philadelphia, 1931., p. 27, J. Brinktrine, «Nach welchen Gesichtspunkten warden die einseinen Gruppen des neutestamentlichen Kanons geordnet?», Biblische Zeitschrift, xxiv 1938–1939., pp. 125–135. 670 W. H. P. Hatch, «The Position of Hebrews in the Canon of the New Testament»,Harvard Theological Review, xxix (1936), pp. 133–151. 671 См. Η. F. D. Sparks, «The Order of the Epistles in φ 46», Journal of Theological Studies, xlii (1941), pp. 180–181 и Elliott J. Mason, «The Position of Hebrews in the Pauline Corpus in the Light of Chester Beatty Papyrus II», Ph.D. diss., University of Southern California, 1968. Mason считает, что александрийский переписчик φ 46 был противником взглядов, распространенных в Риме, и намеренно включил Послание к Евреям в число Посланий Павла. 672 Сведения о разном порядке следования (всего 17 вариантов!) Посланий Павла в рукописях см. в H. J. Frede, Epistula ad Colossenses (Vêtus Latina, 24/2; Freiburg, 1969), pp. 290–303.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Oeuvres de Synésius évêque de Ptolémaïs, dans la Cyrénaïque au commencement du V e siècle traduites entièrement, pour la première fois, en français et précédées d " une étude biographique et littéraire par Henri Druon. Paris, 1878. W.Lang. Das Traumbuch des Synesius von Kyrene. Ubersetzung und Analyse der philosophischen Grundlagen. Tübingen, 1926. Synésius. Discours sur la royauté. Traduction nouvelle avec introduction, note et commentaire par C.Lacombrade. Paris, 1951. K.Treu. Synesios von Kyrene. Ein Kommentar zu seinem " Dion " . Berlin, 1958. Synesios von Kyrene. Dion Chrysostomos oder Vom Leben nach seinem Vorbild, griechisch und deutsch, von K.Treu. Berlin, 1959. Synesius. The letters. Translation with introduction by A.Fitzgerald. Oxford, 1926. Synesius. Essays and Hymns. Translation by A.Fitzgerald. Oxford – London, 1930, I – II. Der erste Hymnus des Synesios von Kyrene. Mit einem Komm. von M.M.Hawkins. München, 1939. Diss. Synesius. Hymnes. Traduction et notes de M.Meunier. Paris, 1947. Sinesio di Cirene. De Providentia. Studio critico e traduzione a cura di S.Nicolosi. Padova, 1959. Sinesio di Cirene. Inni. Edizione, prefazione, traduzione e note a cura di A.Dell " Era. Roma, 1968 (большой указатель на с. 187 – 231). Tutte le opere di Sinesio di Cirene a cura di A.Casini. Milano, 1970. Sinésios di Cyrène. Hymnes. Texte établi et traduit par Chr.Lacombrade. Paris, 1978, t. 1. Литература А.Остроумов. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879. R.Volkmann. Synesios von Cyrene. Berlin, 1869 (здесь на с. V указана более старая литература). E.Gaiser. Des Synesios von Kyrene ägyptische Erzählungen oder Uber die Vorsehung. Wolfenbütt., 1886. Diss. C.Schmidt. Synesii philosophumena eclectica. Halis Saxon., 1889. Diss. W.Fritz. Die Briefe des Bischofs Synesios von Kyrene. Leipzig, 1898. W.S.Crawford. Synesius the Hellen. London, 1901. U.von Wilamowitz-Moellendorff. Die Hymnen des Proklos und Synesios. – Sitzungsberichte der Berlinische Akademie der Wissenschaften, 1907, S. 272 – 295 (перепечатано: Kleine Schriften. Berlin, 1971 2 , II, S. 168 – 184; здесь на с. 183 – 184 содержится прозаический перевод IX гимна).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

4. Эстетика и живопись W.Kranz. Die altesten Farbenlehre der Griechen (Herm, 1912, No 47, 126 140). 5. Эстетика и искусствознание Канон Поликлета рассматривает Д.С.Недович в " Поликлете " , М., 1939, стр. 50 — 65, а сравнительно–исторически — А.Ф.Лосев в " Художественных канонах как проблеме стиля " ( " Вопросы эстетики " , М., 1963, ? 6); Э.Мессель. Пропорции в античности и средние века, перев. Н.Б.Бургафт, М., 1936, стр. 34 — 72, 133 247; М.Гика. Эстетика пропорций в природе и искусстве, пер. В.Белюстина. М., 1936, стр. 196 — 223; Д.Хембидж. Динамическая симметрия в архитектуре, пер. В.Белюстина, М., 1936; J.Overbeck. Die antiken Schriftquellen zur Geschichte der bildenden Kunste bis den Griechen. Lpz., 1868; H.Blummer. Technologie u. Terminologie d. Gewerbe u. Kunste bei Griechen u. Romern. I Bd. 2 Aufl. Leipz., 1912, Bd. II Leipz. 1879, Bd. III 1884; Bd. IV 1886 — 1887; E.Utitz. Altgriechische Kunsttheorie als Einfuhrung in die europaische Aesthetik ( " Wissenschaftliche Zeitschrift der Universitat Greifswald " , VI, 1956/7); его же. Bemerkungen zur altgriechischen Kunsttheorie, 1959; A.Kalkmanns. Nachgelassenes Werk, hrg. v. H.Voss, Berl., 1910 (отношение между искусством и философией). 4. Эстетическая терминология 1. Общая терминология B.Snell. Die Ausdrucke fur den Begriff des Wissens in der vorplatonischen Philosophie, Berl., 1924 (особо близкое отношение к эстетике имеют термины sophia и epistCmC); B.Jordan. Beitrage zu einer Geschichte der philosophischen Terminologie (Archiv f. Geschichte der Philosophie, Bd. 24, H. 4, N. F. XVII, H. 4, 1911, 449 — 481); термин archC и др. см. А.Ф.Лосев. Эстетическая терминология ранней греческой литературы ( " Ученые записки МГПИ им. Ленина " , т. 83. M., 1954, стр. 38 — 183); A.Workman. La terminologie sculpturale dans la philosophie presocratique (Actes XI Congr. internat. de philosoph., XII, 1953, 45 — 50); J.Joos. Tyche, physis, technC Studien zur Thematik fruhgriechischer Lebensbetrachtung, Zurich, 1955. Diss. Для понимания эстетических элементов ранней греческой философии огромное значение имеет подробный систематический анализ термина " философия " , для чего полезным является труд A.M.Malingrey, Philosophia: Etude d " un groupe de mots gans la litterature grecque des Presocratiques au IV siecle apres J. — C. Paris, 1961. These.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010