Н.К. Гаврюшин Часть II. Портреты. Раздел 2 Антропология в свете гносеологии: В. А. Снегирев и В. И. Несмелов Осенью 1883 года в аудиторию XXVIII курса Казанской духовной академии, которому предстояло прослушать лекции по психологии, вошел профессор Вениамин Алексеевич Снегирев (1841–1889). Сын сельского священника, выпускник Нижегородской семинарии, он окончил Казанскую академию в 1868 году и был оставлен там для преподавания логики и психологии; в 1870 году утвержден в степени магистра за сочинение историко-догматического характера «Учение о Лице Господа И. Христа в первых трех столетиях». В дальнейшем его интересы из сферы догматики и метафизики вполне объяснимо перешли в сферу конкретно-психологическую: ведь Христос же явился на земле не призрачно – будучи божественным Лицом, Он, воплотившись и вочеловечившись, стал исторической личностью… Дело догматистов разбираться с соотношением личности и ипостаси, но предел их ухищрениям кладет ересь докетизма. Представлять Христа не имеющим исторической личности означает мыслить его «призрачным человеком»… А психология личности вполне может быть предметом изучения науки. Снегирев уже не застал в Казанской академии архим. Феодора (Бухарева), но предание о нем и, не исключено, акцент на понятии личности мог подхватить у других преподавателей… В сравнении с античной и средневековой, психология к середине XIX века продвинулась не слишком далеко… И Снегирев взялся за изучение ее истоков – перевел сочинение Аристотеля «О душе». Это первая русская интерпретация знаменитого сочинения – на латинском оно появилось уже в XII веке… В то же время Снегирев отдает дань проблематике, которой с увлечением занималось поколение его наставников, а именно – бессознательным и паранормальным проявлениям человеческой психики. Итогом этой работы явились книга «Спиритизм как религиозно-философская доктрина» (1871) и фундаментальное исследование «Сон и сновидения» (1875–1886), но они, скорее, обозначили рубеж, к которому Снегирев более не хотел возвращаться… Психологов-бессознательников он резко критиковал. Студентам он прежде всего попытался раскрыть суть понимания психологии как естественной науки, ее задач и границ, цитируя авторов на нескольких европейских языках… Среди неравнодушных слушателей Снегирева был и В. И. Несмелов. На этих лекциях созревала проблематика и методология «Науки о человеке»…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Китайские эмигранты в Семиреченской области Туркестанского края и распространение среди них православного христианства Источник В конце 1877 года мы познакомились с священником госпитальной церкви города Ташкента, Вас. Гавр. Покровским и из его рассказов о своем пребывании и службе в Семиречье узнали о разных сторонах жизни китайских эмигрантов, выселившихся в 1867 году в Семиреченскую область из При-Илийской окраины китайских владений и принявших в Семиречье св. крещение по обряду православной русской церкви. 1 Заинтересовавшись сообщенными нам о. Покровским сведениями о новокрещенных китайских эмигрантах, мы просили его изложить на бумаге воспоминания о своей миссионерской деятельности и напечатать их к общему сведению всех интересующихся миссионерским делом в нашем отечестве. – О. Покровский предложил исполнить это нам и с обязательностью человека, глубоко заинтересованного религиозно-нравственным состоянием бывших своих пасомых – новокрещенных инородцев, представил в полное наше распоряжение все свои корреспонденции, какие он в разное время, на досуге, писал из Сарканского выселка и помещал в Туркестанских ведомостях за 1871–1875 годы. Кроме печатных корреспонденций своих, о. Покровский вручил нам копию с представленной им в октябре 1872 года туркестанскому преосвященному, покойному Софонии, докладной записки о миссионерском деле в Сарканском выселке среди китайских эмигрантов и несколько писем, писанных к нему уже в Ташкент бывшими его учениками из новокрещенных по Сарканской школе. С полною признательностью к о. Покровскому мы приняли доставленные им материалы и решили привести сообщаемые в них сведения в систему и дополнить их некоторыми другими сведениями из печатных и рукописных источников, какие было можно достать в Ташкенте, и из личных своих расследований на месте, в Семиречье. – Весь собранный нами материал мы изложили в предлагаемом вниманию читателей кратком очерке, за составление которого мы тем с большею охотою взялись, что корреспонденции о. Покровского разбросаны по мало распространенной газеты за целые пять лет и потому не представляют ничего цельного, а между тем сообщаемые в них сведения чрезвычайно любопытны и должны иметь свою цену в глазах каждого интересующегося современным состоянием отечественной церкви в Семиречье, как единственный пока материал для уяснения себе недавно совершившегося обращения, разноплеменных китайских эмигрантов к православной русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Могилевская губерния Федор Ефимович Буслов , род. в 1875 г. в Киев. губ., оконч. нач. учил. и гомельск. техн. жел-дор. уч. Служ. на жел. дор. В янв. 1905 г. приехал в Москву держать экзамен на атт. зрел. с тем, чтобы поступ. в высшее уч. зав., но разросшееся в то время револ. движ. всецело захватило Ф. Е. и он весь отдался раб. на обществ. полит. почве. Приняв участ. в организ. жел-дор. союза, он вскоре понял всю важность ее и сделался деят. участн. центра. Получ. предлож. от земляков баллот. в выборщики по закону 6 Авг., уехал на родину, где намеревался сорган. крест. под флагом крест. союза. Но когда выяснилась платформа, союза вышел из него. Раздел. прогр. соц. дем., но в партии не сост., не соглашаясь с тактикой партии и не удовлетворяясь решен. аграрн. вопр. В 1898 г. за вмешат. в действ. полиц. был арест. в Петерб. и выслан из столицы. Примкнул к трудовой группе. Василий Афанасьевич Кореньков, крестьянин белорус, Оршанского уез., 34 лет, с низшим образованием. Портной, занимается также земледелием. Во время дебатов по поводу адреса заявил: «На первом месте мы поставили амнистию, на второе следует поставить землю, а на третье–всеобщее образование на государственный счет». Внепартийный. Марк Иванович Овсянников , крест. Рогачевского уез. 45 лет, белорус. Грамоте научился дома. Занимается земледелием. Внепартийный. Митрофан Емельянович Семенов , крестьянин Сеннинскаго уезда, родился в 1872 г. Окончил народное училище, занимается земледием». Внепартийный, сторонннк национализации земли, сочувствует партии «нар.св.». Антон Ильич Соколовский , крестьянин, земледелец, родился в 1877 г. в Мстиславском уез. Окончил народное уч., служил сельским старостой. Внепартийный, сочувствующий К.Д. партии. Григорий Николаевич Твердый, дворянин, род. в Могилеве в 1871 г. Окончил гимназию и Петербургский университет по юридическому факультету. Служил податным инспектором в Могилевской губ.; в отставку вынужден был выйти за участие в митинге 19 октября 1905 г., на котором была принята резолюция, объявившая действия могилевской полиции и губерн. Клингенберга результатом или «непонимания своих задач» или «сознательною изменою». Был избран могилевским гор. гол., но не получил утверждения. Принимал деятельное участие в петиции могилёвского общ. сельск. хозяйства. В настоящее время состоит помощин. присяжн. поверен. в Могилеве. Принадлежит к парии К. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

сост. Кристоф Гестрих Иоганн Вильгельм Герман (1846–1922) Вильгельм Германн родился 6 декабря 1846 г. в местечке Мелько неподалеку от Магдебурга (местность Альтмарк), в семье пастора. В периоде 1866 по 1871 г. он учится на богословском факультете университета г. Галле, в последующие годы работает в качестве домашнего учителя, а с 1876 г. преподает в гимназии. В 1875 г. Германн получает ученую степень ли ценциата богословия, а затем защищает докторскую диссертацию о Γригории Нисском. После этого Герман в течение нескольких лет преподает в Галле в качестве приват-доцента, а в 1879 г., получив приглашение на должность профессора систематического богословия от Марбургского университета, переезжает в Марбург и остается там до конца своей жизни. На становление Германа как богослова решающее воздействие оказала теология Альбрехта Ричля и философия Канта. Вильгельм Герман умер 2 января 1922 г. в Марбурге. В своих богословских работах Вильгельм Герман тщательно рассматривает вопрос о сущности религии – прежде всего с точки зрения соотношения религии и науки, но также и с точки зрения соотношения религии и нравственности. Логически дедуктивному научному мышлению, в котором многие современники Германа видели большую опасность для веры, он противопоставляет идею, согласно которой «познание веры» по своей природе принципиально отлично от научного познания. Истина науки и истина веры в своем основании не находятся в конкурентном положении, но отношении друг к другу. Если наука стремится к познанию закономерностей действительности вне их отношения к человеку, то вера ищет «личностного переживания» живого Бога, которое невозможно обнаружить научными методами. В публикуемой в настоящем сборнике работе «Религия и нравственность» Вильгельм Герман указывает на тесную взаимосвязь понятий религии и нравственности: «личностное религиозное переживание» обязательно оказывает влияние на поведение, ибо «переживаемая нами сила производит в нас нравственное добро». В настоящую хрестоматию включена следующая работа:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Кроме уставщика, другие названия певчим дьякам даны были соответственно их умению петь по строчным, безлинейным нотным книгам, т. е. таким, где под одною строкою текста находилось две, три, а иногда и более строк, безлинейных нотных знаков. Певчий, исполнявший верхнюю строку, назывался вершником, среднюю – путником, а нижнюю – нижником. Тот же певчий, который путем долгого изучения и естественной способности своего голоса достигал возможности исполнять с одинаковым удобством все три строки и умел еще петь четвертую, известную под именем демества, назывался демественником и почитался выше путника, нижника и вершника. Указание на исполнение вышеупомянутого рода пения в присутствии особ царской фамилии мы часто встречаем в документах. Так, после венчания царя Михаила Феодоровича с Евдокией Лукьяновной государевы певчие дьяки пели ему и царице «многолетие демеством большое» 1871 . При венчании царя Алексея Михаиловича с Наталией Кирилловной государевы певчие пели «строками» 1872 . Строчное и демественное пение находило себе место даже в домашнем обиходе царя. Так, в 1647 г., при бракосочетании царя Алексея Михаиловича с Марией Ильиничною, царь, следуя советам своего духовника, протопопа Вонифатьева, не велел быть музыки у его царского стола, а велел пети своим государевым певчим дьякам всем станицам, попеременно, строчные и демественные большие стихи из праздников и триодей драгие вещи со всяким благочинием 1873 . Во второй половине XVII в., с усиленьем в Москве южнорусского влияния, прежнее строчное пение было найдено в русском высшем обществе несовершенным в музыкальном смысле, и уже царь Алексей Михайлович пригласил киевских ученых и певчих «по партесам» и тем побудил своих певчих изучить это пение нового рода 1874 . Результатом сего обучения явилось пение 30 декабря 1661 г. у царя Алексея Михаиловича в теремной комнате в 2 часа ночи, после славления «ирмосов и псалмов с партеса» 1875 . Переход от раздельноречия к истинноречию, совершавшийся около половины XVII в., по своей важности потребовал усиленных занятий и исправлений старых нотных книг на новое истинноречие, вследствие чего в хоре государевых певчих являются особые наречного пения мастера и писцы, причем истинноречие, или просто пение на речь явилось первоначально на безлинейных столповых знаменах (потах). Но быстрый переход от безлинейных нот к линейным немедленно потребовал новой переписки нотных истинноречных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Отчеты с 1870 по 1880 годы В отчете о состоянии Камчатской епархии за 1870 год отмечается, что сведений о деятельности местных священников острова Сахалин духовная консистория не могла получить на протяжении долгого времени 11 об.]. В первую очередь это было связано с тем, что на рубеже 60 – 70 годов XIX столетия на значительно обширной территории трудился всего лишь один священник, который по ряду причин не мог регулярно направлять отчеты своему епархиальному управлению. Действительно, в составе Камчатской епархии с 1865 г. был открыт единственный сахалинский причт, который располагался в посту Дуэ. Сведения о финансировании второго причта острова Сахалин в порту Анива, а следовательно, и его существовании, имеются в Высочайше утвержденном мнении Государственного совета от 30 ноября 1871 г. Л. 64 об.] За фактом непредоставления необходимых бумаг с острова в епархиальном документе без лишних подробностей указан факт (1870 г.) одного из первых посещений Сахалина правящим архиереем. Преосвященный Вениамин (Благонравов), епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский, летом для обозрения епархии путешествовал «вниз по Амуру до Николаевска, оттуда Татарским проливом на остров Сахалин» 6]. На протяжении нескольких лет в официальных документах самой отдаленной от центра России епархии о Сахалине не будет сказано ни одного слова. Фраза «сведений с Сахалина о верующих не поступало» 10 об.] повторяется вплоть до 1876 года. Только преосвященный Павел (Попов), епископ Камчатский, напишет в отчете факт своего посещения острова 30 июня 1875 года. Он путешествовал в Японию и был вынужден остановиться в посту Дуэ для того, чтобы совершить необходимый чин, «бываемый при основании церкви и водружении креста» 8 об.]. Мы убеждены, что это одно из самых первых упоминаний правящих архиереев о начале сахалинского храмостроительства. В 1879 году преосвященнейший Мартиниан (Муратовский) посетует, что церковные документы ведутся исправно по всей епархии, кроме «Анивской и Дуйской церквей на Сахалине» 6 об.], а информации о православной жизни острова каторги нет из-за затруднительности сообщения с «этой местностью» 23]. На наш взгляд, это совершенно справедливо. Из-за отсутствия регулярного морского сообщения остров Сахалин ежегодно оставался отрезанным от материковой части на несколько месяцев.

http://bogoslov.ru/article/5571130

Менее значительные группы: итальянцы - 4,63%, китайцы - 4,31, индейцы Сев. Америки - 4,01, украинцы - 3,8, голландцы - 3,3, поляки - 3,15, индусы (говорящие на языках панджаби, тамильском, малаялам, гуджарати) - 3,08, русские - 1,6, арабы - 1,51, валлийцы - 1,41, филиппинцы - 1,40, норвежцы - 1,38, португальцы - 1,32, метисы - 1,31%. По проценту или менее составляют выходцы из Испании, США, шведы, венгры, евреи, эскимосы (инуиты) и др. Характерной особенностью является быстрое изменение соотношения этнических групп ввиду высокой иммиграции из развивающихся стран. Естественный прирост населения составляет 1,09% и обеспечивается в основном за счет иммиграции. Рождаемость - 12,9 на 1 тыс. жителей, смертность - 7,7 на 1 тыс. жителей. Средний возраст населения 40,6 года. Доля детей до 15 лет составляет 16,7%, лиц трудоспособного возраста (15-64 года) - 68,5, пожилого возраста (65 лет и старше) - 14,8%. Средняя плотность населения 3 чел. на кв. км. Характерной особенностью является неравномерность расселения жителей в регионах страны: более 2/3 населения проживают на юге и юго-востоке страны, в зоне сосредоточения наиболее крупных городов. Степень урбанизации составляет более 80%. Государственное устройство. К.- федеративное парламентское гос-во с конституционно-монархической формой правления. Входит в Содружество. Основными документами, регулирующими правовой статус гос. устройства страны, являются акты о Брит. Сев. Америке 1867, 1871, 1886, 1907, 1915 гг., акт о парламенте 1875 г., Вестминстерский статут 1931 г. и Конституционный акт 1982 г., ставший последним конституционным законом К., принятым брит. парламентом, предоставившим К. право самостоятельно вносить поправки в Конституцию и дополнившим ее Хартией прав и свобод. В соответствии с Конституционным законом 1982 г. офиц. главой гос-ва является брит. монарх (кор. Елизавета II носит титул «королева Канады»). Представитель монарха в К.- генерал-губернатор, назначаемый им по предложению премьер-министра. Генерал-губернатор, исполняющий свои полномочия в течение 5 лет, назначает премьер-министра и высших должностных лиц, утверждает законопроекты, созывает нижнюю палату парламента и вправе распустить ее до истечения срока полномочий.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Сегодня также день памяти великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского , скончавшегося в 1881 году. Он родился 30 октября 1821 г. в семье врача московской Марьинской больницы для бедных, здесь прошли детские годы. В 1828 г. отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 г. приобрел поместье в Каширском уезде Тульской губернии. Мать умерла в 1837 г., отец убит крепостными крестьянами в 1839 г. В 1837 г. Достоевский переехал в Петербург и поступил в Военно-инженерное училище, окончив которое в 1843 г., поступил в чертежную инженерного департамента. В 1844 г. вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, в 1846-48 гг. опубликованы первые повести. В 1849 г. арестован по делу петрашевцев и приговорен к смертной казни, замененной каторгой. В 1850-54 гг. отбывал заключение в Омской каторжной тюрьме, затем зачислен рядовым в сибирский линейный полк в Семипалатинске. С 1859 г. жил в Твери, затем в Петербурге под негласным надзором полиции. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. Он возобновил литературную деятельность - романы «Униженные и оскорбленные» (1861) и «Записки из мертвого дома» (1861-62). Издавал совместно с братом журналы «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65), в которых пропагандировал идеологию почвенничества, близкую славянофильству. В это время Достоевский открывает для себя Запад и проникается ненавистью к нему. С 1873 г. он начал выпускать «Дневник писателя» (выходил в 1876-77 гг. и в 1880-81 гг.) - уникальный журнал одного автора, в котором изложил свое философское и политическое кредо. В «Дневнике» Достоевский предстает как яркий и самобытный национальный мыслитель право-консервативного направления, идейный предшественник русских монархистов начала ХХ в. Многие его идеи до сих пор не потеряли актуальности. Настоящее признание пришло к Достоевскому после публикации романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-72) и «Подросток» (1875). В 1878 г. Император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье. В последние годы жизни Достоевский создает свое самое главное произведение - роман «Братья Карамазовы» (1879-80). Настоящим триумфом писателя стала его знаменитая речь о Пушкине , которую он произнес за полгода до смерти 8 июня 1880 г. в Москве в публичном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника А.С.Пушкину. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, всемирная слава пришла к нему после смерти. Он умер в Петербурге, похороны его стали поистине национальным трауром.

http://ruskline.ru/history/2015/02/10/et...

В 1812 г. в приходе числилось 210 дворов, после пожара Москвы уцелело 6. Здание храма и его внутреннее убранство сохранились от огня, но ризница была разграблена наполеоновскими солдатами. Число прихожан Богоявленского храма резко увеличилось в сер. 60-х гг. XIX в., когда после крестьянской реформы 1861 г. начали активно заселяться участки к северу от Покровской ул., на юж. выселках Красного с., у Яузы. В 1866 г. в приходе было 187 дворов, число прихожан соответствовало населению небольшого уездного города: мужчин- 1784 и женщин - 2040, в 1916 г. в приходе числилось 205 домовладений с числом прихожан: мужчин - 1387 и женщин - 2275. Прихожанами Богоявленского храма являлись в основном крестьяне, мещане, небогатые купцы, фабричные рабочие. В XIX в. этот приход в Москве называли «народным». Прихожанин храма С. Н. Дурылин в книге воспоминаний писал: «Если требовалась какая-нибудь благотворительная или патриотическая жертва, вызываемая нуждами времени… то митрополит (Московский.- В. Л.) главные свои надежды возлагал на такой народный приход, как Богоявление». К нач. XX в. помимо Елоховской слободы приход включал в себя Немецкую слободу, к-рая превратилась в густонаселенный фабричный район, примыкавшие к Покровской ул. обширные участки с лавками и складами при Московско-Рязанской железной дороге (ныне район Переведеновских улиц и переулков) и кварталы между Красносельской ул. до ее пересечения с Ольховской ул. и Гавриковым пер. В границах прихода проживало много старообрядцев различных толков. В 1767 г. староверов числилось 288 душ, в 1866 г.- 66 старообрядческих дворов, в 1916 г. 43 двора были в собственности старообрядцев и единоверцев. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. ктиторами (старостами) и благотворителями храма являлись купцы И. А. Камынин, А. А. и И. А. Калинины, И. И. Гуляков. В 1871 г. по инициативе Н. М. Матвеева и Камынина при храме было основано братство для пособия беднейшим прихожанам с богадельней на 10 женщин и приютом для 15 мальчиков. 30 нояб. 1875 г. открылась школа братства на 35 мальчиков.

http://pravenc.ru/text/БОГОЯВЛЕНИЯ ...

Реформа 1867 г. характеризуется следующими чертами: значительная самостоятельность местных правлений в духовно-учебных заведениях, системой выборов начальствующих и наставников, участием епархиального духовенства в делах учебных заведений, а в учебном отношении - преобладанием общеобразовательного курса в духовных семинариях и училищах с широким преподаванием классических языков и математики и сосредоточением богословского образования в двух последних специальных классах семинарий. Новейшие же уставы 1884 г. характеризуют следующие черты: отмена выборного начала и введение административного порядка назначения должностных лиц, подчинение правлений духовно-учебных заведений начальственному попечению епархиальных архиереев, ограничение прав съездов духовенства, - в учебном отношении: сокращение общеобразовательного курса (ограничение преподавания древних языков и математики, отмена обязательного изучения новых языков), расширение преподавания богословских наук, часть которых из двух последних классов перенесена в низшие классы семинарий. Из-за трудностей, связанных с введением уставов 1867 г., применился порядок частичного преобразования семинарий и училищ, по несколько в год. Комитет применял систему ревизий. Ревизорские силы комитета пришлось увеличить в 1871 г. учреждением еще двух должностей ревизоров. В 1870 г. для разъяснения уставов потребовалось издание особого сборника постановлений по духовно-учебным заведениям, а через 5 лет (в 1875 г.) - новое издание его с дополнительными распоряжениями. Учебным комитетом был издан в 1887 г. новый сборник постановлений Св. Синода; с 1888 г. все синодские разъяснения уставов и распоряжения по духовно-учебному ведомству печатаются в так называемых «Циркулярах по духовно-учебному ведомству». Наряду с этим стоит организаторская работа Комитета по устройству учебной части духовно-учебных заведений. Сюда относятся: составление программ, методические указания о преподавании, выбор учебников и учебных пособий, книг для чтения, введение новых предметов обучения, выработка новых типов учебных заведений. Учебный комитет дважды составлял программы для духовных семинарий и училищ - в 1867-8 гг. и в 1884-5 гг. соответственно неодинаковым требованиям учебных уставов. Много учебников и учебных пособий составлено было непосредственно членами комитета. Выбор и одобрение книг для духовно-учебных заведений и вместе с тем книг духовного содержания для светских заведений составляет одно из непрерывных занятий учебного комитета.

http://drevo-info.ru/articles/15970.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010