По доверенности Лярского Бахчеев купил для него и на его деньги дома и крепостные акты совершил на свое имя в 1846 г. После него жена его распоряжалась домами, признавая права Лярского, но наконец стала распоряжаться домами, как своей собственностью. В 1871 г. наследник Лярского предъявил к ней иск о возвращении капитала, употребленного на покупку домов. Суд признал давность пропущенной, считая, что нарушение права, вызывающее иск, последовало при покупке домов в 1846 г. Это было бы справедливо, когда бы покупка домов Бахчеевым на свое имя выставлялась злоупотреблением и нарушением доверенности. Но как по делу обнаружилось, что покупка домов Бахчеевым последовала именно по соглашению с Лярским, хотя и в интересе последнего, то Сенат полагал началом нарушения отказ вдовы Бахчеева от обязательного отношения к Лярскому, и потому признал давность не пропущенной (Касс. реш. 1875 г., N 822; ср. 1877 г., N 304). В 1842 г., по распоряжению правительства, отобрана была земля для государственной потребности, и владельца предполагалось удовлетворить другой землей. Но это предположение не исполнилось, и владельцы согласились вместо того получить за землю деньги, о чем не переставали ходатайствовать. Однако деньги не были им выданы до 1878 г., причем они просили о выдаче вместе с тем и процентов на всю сумму со времени отобрания земли. Это требование отвергалось со стороны казенной, за давностью, так как о выдаче процентов владельцы стали просить лишь за последние 10 лет до 1875 г.; посему будто бы владельцы имеют право на получение процентов лишь с 1875 г. Возражение это неосновательно. Проценты в этом случае составляют нераздельную принадлежность капитала, стало быть, поколику не утрачено право на иск о капитале, не утрачено оно и на иск о процентах: выдача процентов без признания права на известную сумму капитала немыслима. Это проценты за удержание капитала. Иное дело, когда бы то были проценты пользования по договору. Тогда проценты за известный период времени могли бы, в силу договорного отношения, составлять предмет отдельного требования за каждый отдельный период пользования, которое погашалось бы отдельной давностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Чухонец — финн. …во время самарского голода…— В 1871–1873 гг. Самарскую губернию постигли катастрофические неурожаи, вызвавшие сильнейший голод. …четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду…— «Московские ведомости» (1876. 6 янв.) привели запись из жалобной книги на ст. Воронеж о том, что в поезде, в вагоне третьего класса угорели мальчик и девочка и что состояние последней безнадежно. «Причина — смрад в вагоне, от которого бежали даже взрослые пассажиры». Я был в колонии малолетних преступников — вызвались всё показать. — Колония для малолетних преступников была основана в 1871 г. С.-Петербургским обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов, возникшим в 1870 г. в соответствии с указом от 5 декабря 1866 г. о создании исправительных учреждений для детей. Колония находилась на территории бывшей Охтенской лесной дачи, в восьми верстах от берега Невы по Пороховскому шоссе, на берегу р. Лупы. Желание посетить колонию родилось у Достоевского при чтении в газете «Голос» (1875. 9 нояб.) отчета о деятельности Общества за октябрь 1875 г. За содействием писатель обратился к А. Ф. Кони, в то время вице-директору уголовного департамента Министерства юстиции, и 26 декабря получил от него приглашение заехать к нему в Министерство и затем вместе с ним и основателем колонии, сенатором М. Е. Ковалевским (1829–1884) поехать в колонию. Достоевский пробыл в колонии весь день 27 декабря. …средства употреблены широкие…— Бюджет колонии складывался из ассигнований, поступавших от различных официальных учреждений, членских взносов «Общества» и пожертвований. Общие расходы за первые пять лет (1871–1875 гг.) составили 161 995 руб, но были явно недостаточны, учитывая огромные затраты на освоение территории. Впоследствии указывалось, что «колония иногда прямо нищенствовала» (Нива. 1906. С. 667). Странно и то — а уж как, кажется, хороши бы и воздух и содержание детей! — «Голос» писал, что «состояние здоровья было очень неудовлетворительное». О большом числе больных в 1875 г. говорилось и в отчете врача колонии с указанием таких причин, как плохое отопление и неудовлетворительная вентиляция помещений, некрашенные полы, легко впитывавшие влагу, и др. Если в 1875 г. врач все же называл условия местности удовлетворительными, то в 1877 г. директор колонии писал о том, что сырая, болотистая местность служила причиной большого числа простудных заболеваний.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

«4. Анализ частных понятий и отдельных мест из посланий Ап. Павла отличается в некоторых случаях незаурядным искусством и тонкостью, которые доходят иногда до различения едва заметных и едва уловимых частных оттенков, бросающих однако ж ясный свет на все понятие и даже не целую систему учения Апостола языков. «5. Наконец, с внешней стороны, сочинение г-на Мышцына резко выделяется в современной русской литературе, как духовной так и светской, обдуманностью, простотой, ясностью, отчетливостью, краткостью и стройностью изложения и построения. В этом отношении оно может быть даже поставлено в образец, достойный подражания со стороны молодых богословов мыслителей. «В виду всех вышеуказанных и незаурядных достоинств своих труд г-на Мышцына должен быть рекомендован Совету Академии для напечатания, в качестве не только отличной магистерской диссертации, но и полезного пособия при чтении текста посланий Св. Ап. Павла». Справка: По § 81 лит. а п. 10 устава Духовных Академий —48— «одобрение к напечатанию сочинений, писанных на соискание ученых степеней» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Дозволить кандидату Василию Мышцыну печатать свое сочинение, а по представлении им 50 экземпляров напечатанной диссертации иметь суждение о публичном защищении ее (диспуте). VI. Прошение экстраординарного профессора Григория Воскресенского: «Избранный в 1871 г. Советом Академии к замещению штатной в Академии кафедры русского языка и славянских наречий, я, с ученой степенью кандидата, – согласно определению Совета, утвержденному Святейшим Синодом от 15 ноября 1871 г., полтора года изучал русско-славянскую филологию в Императорском С.-Петербургском Университете, а потом другие полтора года (с 5 окт. 1873 г. до 5 апр. 1875 г.) провел, с Высочайшего соизволения, в заграничной командировке по славянским землям для практического изучения славянских наречий. По возвращении из заграничной командировки, 13 июня 1875 г. я занял штатную должность преподавателя русского языка и славянских наречий в Академии в качестве приват-доцента.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Копале, или в Лепсинской станице, куда сбывали свои сельско-хозяйственные произведения – хлеб и особенно табак; с 1871 года в Саркане начинают появляться уже торговцы из татар, с которыми было можно завести меновую торговлю. Один из зажиточных торговцев-татар купил себе на церковной площади дом и думает открыть в нем постоянную торговлю. Этот факт заслуживает, по нашему мнению, внимания и будет очень жаль, как справедливо замечает о. Покровский, если сарканская меновая торговля попадет исключительно в руки татар, которые уже в 1875 году владели всею сарканскою торговлею... Самым благоприятным временем для сарканской торговли служит осень, когда земледельцы оканчивают свои полевые работы; к этому времени, начиная с 1873 года, начинают съезжаться в Саркан и каракалинские киргизы (акчем) за пшеницей, которой они в 1874 году вывезли на 600, а в 1875 г. на 300 верблюдах. Киргизы-акчемы платят за пшеницу кошмами, солью, кожами, азямами, холстом, разными бумажными материями и выбойками и наконец лошадьми, причем хорошая рабочая лошадь отлается ими за 45–50 пудов пшеницы, а 2–3-летние жеребята среднего достоинства – за 25–30 пуд. пшеницы. На деньги пшеница покупается только частью. Местный сарканский базар не мало оживляется и окрестными киргизами, которые привозят в Саркан свои сырые произведения: лошадиные кожи, овчины, мерлушки, барсучьи, лисьи и волчьи меха, капы, уголь, дрова, арканы (недоуздки) и веревки из кендыря. И в остальное время года местная торговля отличается преимущественно меновым характером: казаки все нужное для себя получают из лавок под пшеницу и овес, а калмыки под пшеницу и табак. Устроивши так скоро и прочно свое сельское хозяйство, сарканские поселенцы не менее хорошо обставили и домашнюю свою жизнь. – Уже в 1871 г. все они жили в новых просторных и опрятных домах, состоящих из двух комнат, из которых одна устроена по-русски. Дома их строятся большею частью из глины, но есть постройки и из сырцового кирпича. – Как те, так и другие отштукатурены глиной снаружи и внутри и, по своей отделке и прочности, не уступают казачьим деревянным постройкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Л. Крылов), хорошо его знавший и впоследствии. «Он любил соединять у себя людей даже враждебно настроенных друг к другу. Так делал он в Саратове, в Полоцке, и впоследствии в Новочеркасске. Сам он не охотник был ни есть, ни пить, но любил, чтобы собравшимся у него гостям было весело. Нужно сказать, что у него никогда не было запасных денег, это был в собственном смысле бессребреник, он жил от жалованья до жалованья; ежемесячно он рассылал множество денег различным лицам, нуждавшимся в пособии». Подчиненные сослуживцы видели в нем не только умного начальника, но и действительно лучшего человека, который входил в их интересы, умел их понимать и сочувствовать им.... «В декабре 1868 г., в первый-же год по приезде, все заметили, с каким добрым участием он отнесся к кончине несчастного бакалавра Рудольфова, как сам лично распорядился при себе омыть и убрать одинокого покойника, о котором некому было позаботиться родственным образом. В 1870 г. он принял горячее участие в кончине жены профессора Ивановского, молодой женщины, отличавшейся редким, образованием и прекрасными душевными качествами и в утешение упадавшего духом вдовца, почтил усопшую надгробным словом и сам написал ее некролог и описал погребение. Осенью того-же года, добрая человечная душа ректора Никанора трогательно проявилась при погребении одного из меньших академических братий – старого служителя академии Осипа Самохвалова, прослужившего при ней свыше 25 лет с необыкновенной честностью; знаменитый вития сам почтил погребением этого маленького, но заслуженного человека и сказал над его гробом глубоко симпатичное слово». Избранный высокопреосвященным архиепископом Донским Платоном в викария, архимандрит Никанор, 30-го июня 1871 г. был наречен, а 4-го июля хиротонисан во епископа Аксайского, викария Новочеркасской епархии. Судя по имеющимся памятникам пятилетнего пребывания преосвященного Никанора в Новочеркасске, большую часть времени он уделял здесь научным работам. В 1872 – 1873 г. писал первые два тома своего капитального сочинения «Позитивная философия». 1874, 1875 и 1876 год были специально посвящены изучению естественно-научных взглядов на происхождение мира и человека. Преосвященный подготовлял для печати сочинение «о Дарвинизме», намереваясь напечатать его в качестве III тома своей «Позитивной философии». Насколько широко вопрос был им поставлен и разработан, можно судить по перечню систем, подвергнутых критике (правда не конченной). Ляйэлль, Гексли, Циммерман, Катрфаж, Мор, Котт, Герм. Креднер, Траудшольд, Фохт, Дю-Прелль и др. группируются вокруг Дарвина, существенные положения их выделяются и ставятся в качестве тезисов, которые подлежат критике. Проповедей преосвященный, в сане епископа – викария, почти совсем не говорил. К 1871 и 1873 году относится самое большое число – 14 бесед и речей. В 1872 и 1874 г. не произнесено ни одной проповеди. В 1875 г. – пять поучений». К этому периоду принадлежат также и статьи литературного характера, напр. «Иоанн и Смарагд архиепископы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

17. Иванов. Учебные заведения во Франции и Италии. 1881. 18. Корф. Наше школьное дело. Сборник статей по училищеведению. 1873. 19. – Итоги народного образования. 1880. 20. Лавлей. Народное образование. Школы, их современное положение и относящееся к ним законодательство всех стран. 1873. 21. Миропольский Школа и государство. Обязательность обучения в России. 1875. 22. – Инспекция народных школ и ее задачи. 1877. 23. – План и основы устройства нашей начальной школы. 1875. 24. Михайловский. Очерк современного состояния заграничной народной школы. 1881. 25. Модзалевский. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. 1874. 26. Народное образование Вятской губернии за последние десять лет. (186474). 27. Окольский. Об отношении государства к народному образованию. 1872. 28. О воспитании детей у древних христиан. 29. Паротц. Всеобщая история педагогики. 1877. 30. Попов. О началах английского университетского воспитания. 1859. 31. Раумер. История воспитания и обучения от возрождения классицизма до нашего времени. 32. Руссо. Эмиль или книга о воспитании. 1867. 33. Стрельцов. Из 25-ти летней практики сельского учителя. 1875. 34. Солонина. Училищеведение. 1879. 35. Тимофеев. Генр. Песталоцци (Биограф. очерк). 1877. 36. Уманец. Образовательные силы России. 1871. 37. Уссинг. Воспитание и обучение у древних Греков и Римлян. 1879. 38. Шмидт. История педагогики. 187781. 39. Шутце. Училищеведение 1880. 1 «Рассматривая», говорит он в письме к одному из своих друзей, «свое дело с надлежащей точки, я вижу, что никто не годился для него менее меня. Оно требовало несметных богатств, а у меня и считать было нечего. Оно требовало бесстрастия и спокойного обсуждения, а я всегда был беспокойным человеком, я так горячился, что весь свет считал меня угорелым. Но я нашел спокойных людей и они терпеливо трудились в пользу моего дела. Мое дело требовало глубоких математических познаний, но если возможно представить себе голову с наименьшим математическим складом, так это будет моя, оно требовало знания языка и школьного дела, требовало экономического склада жизни всего этого у меня не было и все-таки я достиг своей цели единственно с помощью любви, она имеет божественную силу, когда не притворна и не боится страданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

На начальном этапе правления Кароль I проводил более осторожную внешнюю политику, чем Куза, делая ставку на выстраивание отношений с великими державами. Он не поддержал национально-освободительное движение на Балканах, очередной подъем к-рого пришелся на 1867-1868 гг. Кризисным моментом для Р. стало начало франко-прусской войны 1870-1871 гг. Румын. общественное мнение традиционно придерживалось франкофильских взглядов, однако Кароль I как представитель прусской династии симпатизировал Берлину. Победа Германии привела к укреплению авторитета Кароля I в Р., и впосл. он не сталкивался с серьезной угрозой утраты власти. В 1871-1876 гг. у власти находился консервативный кабинет Л. Катарджу, к-рый в 1875 г. заключил торговую конвенцию с Австро-Венгрией, значительно снизившую импортные таможенные пошлины. Широкое неприятие данного решения в среде румын. буржуазии привело к объединению оппозиционных групп и созданию НЛП. В 1876 г. ее лидер Й. К. Брэтиану, основатель влиятельной династии румын. политиков, был назначен главой правительства (до 1888), обладая большой личной властью. Его длительное правление получило название «визират» (vizirat). Восстания на Балканах, начавшиеся в 1875 г., вновь обострили т. н. вост. вопрос. В сент. 1876 г. в Ливадии (Крым) состоялись переговоры между российским имп. Александром II Николаевичем и Й. К. Брэтиану о возможности прохода рус. войск через Р. в случае войны. 4 апр. 1877 г. были подписаны 2-сторонние политическая и военная конвенции (Р. обеспечивала проход рус. войск, Российская империя обязывалась «уважать» политические права и неприкосновенность Р.), вскоре Россия объявила войну Турции. 9 мая 1877 г. Р. провозгласила независимость от Турции. Румынские войска приняли участие в русско-тур. войне 1877-1878 гг. (в румын. историографии - rzboiul de îndependenta al României (война за независимость Румынии)) - в кон. июля 1877 г. румын. войска (ок. 58 тыс. чел.) перешли р. Дунай. Совместно с рус. армией они (ок. 35 тыс. чел.) участвовали в военных действиях под Плевной.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

1007 Вернее было бы сказать – способность парламентаризма победить анархизм, примирить его с собой и заставить принять свои принципы 1008 Непонятным только остаётся, к чему он раньше завёл речь о тожестве принципов парламентаризма и анархизма. Ему и следовало бы прямо говорить, что на западе, в парламентарных государствах, „этический элемент заслоняется юридическим“ (см. заголовок отдела на стр. 45). Рассуждения же об „эволюции парламентаризма“ (стр. 42 и след. Вернее было бы – об „эволюции анархизма“) к делу прямого отношения не имеют и доказательного значения лишены, так как под анархизмом-то автор разумеет не то явление, которое мы все знаем под этим именем. 1009 Книжка г. Киреева, этих задач себе её ставила. Изложение её далеко не систематичное, переполненное полемическими, а иногда и просто лирическими отступлениями. 1011 Говорим подобное, так как точно такого стремления, какое г. Киреев приписывает русской философии, не может быть ни у какой философии, ясно сознающей свои цели и задачи. 1012 К слову сказать, теория эта, составляющая „idolon theatri“ славянофильства, не имеет серьёзного научного значения и есть неудачное немецкое изобретение, зачем-то искусственно культивируемое и на русской почве. 1013 Любопытно было бы знать, чем эта православная русская философия отличалась бы, например, от православной греческой философии. 1015 Книга эта, с 1774 по 1826 год выдержала 10 изданий. См, Роспись книг библиотеки А. Смирдина, 6067. 1017 Поэма эта известна в переводах на русский язык трёх переводчиков – М. Попова, А. С. Шишкова и С Москательникова. См. Роспись книг библиотеки Смирдина 6736–38. В моих руках был, вероятно, перевод последнего. 1019 О священнике (впоследствии протоиерее) Диеве, см. Дополнительный том Собрания мнений и отзывов“ митроп. Филарета. 118. стр. 426 и сл. 1026 Владим. Епарх. Ведом. 1875 г. 12, стран. 583. – „История Влад. дух. семинарии“, Кс. Надеждина, Владимир. 1875 г., стр. 129. 1028 „История Киевск. дух. академии“, В. Аскоченского, СПБ. 1863 г. стр. 117. Письмо Моск. митр. Филарета к архиеп. Парфению XXVI). 1033 30-ти летний юбилей И.А. Крылова, по поводу коего сочинены стихи Вяземского „к Дедушке Крылову“, – описан в книге: „Литературные воспоминания“ И.И. Пацаева, СПб. 1876 г., стр. 112–114. 1035 Чтения по Умозрительной психологии профессора Голубинского, с некоторыми изменениями против моей рукописи, изданы бывшим студентом академии XIV курса, после Московским протоиереем Вл. Гр. Назаревским († 1881). М. 1871 г. 1036 Напечатаны и эти лекции в полном собрании сочинении преосв. Иннокентия, архиеписк. Херсонского, т. X, СПб. 1875 г. и т. XI, 1877 г. 1037 См. о них у проф. И. Н. Корсунского (в Филаретовском сборнике, в „Прибавлениях к Творениям св. Отцов“, частью в „Душеполезном Чтении“ и в актовой речи „К истории изучения греческого языка“ в Богослов. Вестн. 1893 г., XI–XII), у которого встречаются указания на важные соображения Членов Комиссии Московской дух. академии и – особенно – покойного о. прот. А. В Горского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В решении по делу Пришмантовой (2 Сб. Сен. реш. V, N 1261) признано, что не допускается спор о безденежности переуступки заемных писем, так как эта переуступка составляет передачу движимого имущества. Но Касс. Деп. рассуждает: подобно тому, как доказывается безденежность заемного письма, можно доказывать и безденежность передаточной надписи, например, что передача сделана была не в собственность, а лишь препоручительно, для взыскания долга в пользу кредитора (Касс. реш. 1876 г., N 410). – Когда заемное письмо, с передаточной на нем надписью, оставалось в руках у передатчика, не быв им вручено тому лицу, на чье имя написана передача, надпись не препятствует доказывать, что передача не состоялась (Касс. реш. 1876 г., N 382). Безденежность векселя. Ежели и может быть допущен спор о безденежности векселя за неполучением валюты, то во всяком случае – против первоначального только приобретателя векселя, а не против того, к кому он дошел по надписи (Касс. реш. 1872 г., N 1299; Практ. Касс. Сен. 1875 г., N 1). А в Касс. реш. N 1315 признано вообще, что спор о безденежности векселя не допускается торговым законом; допускается только иск об убытках от замедления в выдаче валюты, да при несостоятельности должника (1961 Уст. Торг. соответств. ст. 582 Уст. Суд. Торг., изд. 1893 г.) допускается спор со стороны конкурса о безденежных векселях, выданных для отягощения массы. В Касс. реш. 1875 г., N 143 Сенат приходит к такому заключению, что действующие законы не воспрещают спора о безденежности векселя или о неполучении валюты. В реш. 1871 г., N 724, выведено, на основании 549 ст. Уст. Торг. изд. 1857 г., соответств. ст. 9 Уст. Вексельн., изд. 1893 г., что возражение о неполучении валюты должно быть подтверждено письменными доказательствами. Означение в самом векселе не той валюты, за которую вексель в действительности выдан, не служит еще основанием к признанию векселя безденежным, если только суд признал, что валюта получена должником (Касс. реш. 1875 г., N 187). Если вместо валюты вексель выдан за услуги, то нет основания признавать его безденежным (Касс.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В 1868 году Григорий Александрович, блестяще окончив семинарию, поступает в Московскую Духовную академию на богословское отделение, где становится 1 магистрантом XXVIII курса (1868–1872). По завершении двух курсов академии протоиереем, ректором А. В. Горским (1812–1875) он направляется в Санкт-Петербургский университет для усовершенствования знаниями по славянской филологии под руководством выдающихся ученых современности И. И. Срезневского и В. И. Ламанского. В 1871 году Советом Московской Академии Григорий Александрович как один из лучших ее воспитанников был определен к замещению на руководство кафедрой русского языка и славянских наречий этого учебного заведения. После окончания обучения Г.А. Воскресенский выезжает за рубеж для продолжения образования и опыта исследовательской деятельности (Берлин, Прага, Белград, Загреб, Вена – 1873–1875 годы), где изучает славянские рукописи, специализируется в лингвистических науках, занимается историей древних списков Апостола. В 1875 году становится приват-доцентом Московской Духовной академии. Одновременно с педагогической деятельностью в академии в 1878–1880 годах Григорий Александрович преподавал русский язык в прогимназии Сергиева Посада. В 1879 году назначается магистром богословия, защитив диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века». Диссертация посвящена его учителю – А.В. Горскому. С 1883 года Григорий Александрович становится экстраординарным, а с 1896 года ординарным профессором Московской Духовной академии . В 1894 году за научные труды он избирается членом-корреспондентом Императорской Академии наук (С.-Петербург), становится действительным членом Общества истории и древностей российских. В 1896 году за представленные труды «Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям Евангелия XI–XVI веков» (Сергиев Посад, 1894) и «Древнеславянское Евангелие от Марка» (М., 1896) он был удостоен степени доктора богословия, а также утвержден профессором на преобразованной кафедре русского и церковно-славянского языков и истории русской литературы МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010