(Там. реш. 1873 г. 1122 по делу Тюриной.) 156 Настоящим решением, равно как и определением Гражд. Кассац. Депар. Прав. Сенат. 23 Февраля – 18 Декабря 1882 г. (Ц. В. 1883 г. духовным учреждениям надлежит руководствоваться при ходатайствах об укреплении в правах на имущества по давности владения. 157 Лицо, отыскивающее право на недвижимое имущество по давности владения, не имеет надобности требовать признания недействительными всех тех относящихся к спорному имуществу актов, которые предшествовали тому времени, в которое лицо, владение свое этим имуществом, считало превращенным в право собственности. (Реш. Гражд. Кассац. Депар. Прав. Сен. 1875 г. 813.) 158 Правила укрепления прав на имущество, а также порядок совершения и явки актов у крепостных дел см. в кн. 2 разд. 3. гл. 3 и следующие. 159 По этому положению акты о переходе, или ограничении принадлежности на недвижимые имущества должны быть совершаемы у нотариуса и утверждаемы старшим нотариусом. А по разъяснению Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената купчая крепость обращается в крепостной акт только по утверждении ее старшим нотариусом, согласно ст. 157 Пол. о нотариальн. части, и только с этого времени договор куили признается окончательно совершенным. (Реш. 1871 г. 267, по делу Лех.) Пока акт о переходе от одного лица к другому права собственности на недвижимое имущество не утвержден старшим нотариусом, каждая из договаривающихся сторон вправе отказаться от совершения акта. Поэтому старший нотариус, получив заявление продавца о нежелании продать имущество, не вправе утвердить купчую крепость. (Реш. 1875 г. 628). 160 На основании этого требования закона, Святейший Синод обыкновенно отказывает в разрешении таких ходатайств епархиальных начальств об испрошении ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения на приобретение имуществ, при которых не доставлено актов укрепления продавцом запродаваемого последним имения. Поэтому епархиальные начальства, имея это в виду, должны предотвращать подобные затруднения, прилагая при своих представлениях Святейшему Синоду и акты укрепления на продаваемое имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

После завершения «культуркампф» Бисмарк выступил против социалистов, идеи к-рых приобретали все большую популярность в рабочей среде. В 1863 г. Ф. Лассалем была создана 1-я социалистическая партия - Всеобщий германский рабочий союз; в 1869 г.- Социал-демократическая рабочая партия (А. Бебель, В. Либкнехт); в 1875 г.- Объединенная социалистическая рабочая партия Германии. В 1871 г. представители социалистов впервые вошли в состав рейхстага. После покушения на Вильгельма I, в 1878 г., Бисмарк добивается принятия рейхстагом закона против социалистов («исключительного закона»), запретившего деятельность социал-демократических орг-ций. В результате были закрыты не только социалистические газеты и орг-ции, но и мн. др. Кроме запретительных мер, к-рые не могли полностью отвратить рабочих от социал-демократов, Бисмарк инспирировал введение системы гос. страхования по болезни (1883), в случае увечья (1884) и пенсионного обеспечения по старости (1889). Как во внутренней, так и во внешней политике Бисмарк стремился к укреплению положения империи. Первой его задачей было изолировать Францию, в к-рой он видел постоянного противника на европ. сцене. Для того чтобы избежать противостояния одновременно и на западе и на востоке, Бисмарк позаботился об установлении дружественных отношений с Австро-Венгрией и Россией. В 1872 и 1873 гг. он подготовил договор о «Союзе трех императоров», подписанный герм. имп. Вильгельмом I, австр. имп. Францем Иосифом и рус. царем Александром II. В 1875 г. в Пруссии заговорили о необходимости начать превентивную войну против Франции до того, как завершится запланированная реорганизация франц. армии, но Бисмарк пресек провокационные выступления и успокоил Австро-Венгрию и Россию. Однако попытки Бисмарка на Берлинском конгрессе (1878) сохранить баланс сил между этими 2 державами на Балканах навлекли на него недовольство России. Петербург с ревностью следил за усилением дружбы между Г. и Австро-Венгрией. В результате «Союз трех императоров» распался, и в 1879 г.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Тюльери (правильно: Тюильри) — дворец в Париже, сожженный, а затем взорванный 24 мая 1871 г. в ходе боев между коммунарами и версальцами. В сожжении Тюильри Достоевский видел символ возмездия старому миру, проявление разрушительных сил, свойственных грядущей социальной революции, подготовлявшейся в Европе. …поумнее Мефистофеля, прославившего Гете, по уверению Якова Петровича Полонского. — Имеются в виду следующие строки на стихотворения Я. П. Полонского «Старые и новые духи» (1875): Одно слово по поводу моей биографии. — Достоевский полемизирует со статьей о нем в кн.: Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета И. Н. Березиным. Отдел II, т. 1. Д-Ж. СПб., 1874—(1875). Автором статьи был Владимир Рафаилович Зотов (1821–1896), писатель, журналист (в то время редактор «Иллюстрированной газеты»), историк литературы, знакомый с Достоевским с конца 1840-х гг. и привлекавшийся по делу петрашевцев. Как видно из черновых записей, содержащих очень резкие личные выпады по адресу В. Р. Зотова, Достоевский был оскорблен отзывами о его произведениях, данными в статье. Серьезные недостатки находил В. Р. Зотов в рассказах и повестях Достоевского 1840-х и 1860-х гг. («Крокодил», «Скверный анекдот», «Слабое сердце») и в романе «Униженные и оскорбленные». В «Преступлении и наказании», «наряду с мастерскими картинами, явились уже странности в психическом анализе характеров, превратившиеся в какую-то болезненную аномалию в его последних романах „Бесы“ и „Идиот“. В них талантливый беллетрист очевидно вступил на ложный путь. Еще больше уронил он себя на поприще фельетониста и публициста, несродном его дарованию, приняв на себя редакцию газеты „Русский мир“ ». Наконец, в статье о М. М. Достоевском мимоходом говорилось: «Не обладая талантом брата, он не впадал, подобно ему, в крайности». ..могут подумать, что я сослан был за грабеж. — Достоевский имел основание для подобных опасений, т. к. уже существовал слух, будто бы он был сослан за убийство своей жены. См. с. 53 и примеч. к ней.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

Антон Семенович (24.05.1846, с. Комотово Гродненской губ.- 12.12.1908, С.-Петербург), историк, филолог и публицист. Из семьи униатского священника. Учился в Виленской гимназии и Литовской ДС. В 1867 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та с золотой медалью, оставлен при ун-те преподавателем по кафедре слав. наречий. В 1869-1872 гг. одновременно работал в СПбДА (приват-доцент, затем доцент), в 1871-1872 гг.- в С.-Петербургском историко-филологическом ин-те. Б. занимался преимущественно слав. филологией, в частности исследованием происхождения старослав. языка и слав. азбук, роли церковнослав. языка в формировании слав. лит-ры. В 1871 г. защитил магист. дис. «Исследование языка древнеславянского перевода XIII слов Григория Богослова по рукописи имп. Публичной б-ки XI в.». В 1872 г. Б. был командирован для научных занятий на 3 года за границу, посетил Германию, Австро-Венгрию, Румынию, Сербию, Черногорию, европ. часть Турции. В 1875-1881 гг. исполнял обязанности ординарного профессора в Историко-филологическом ин-те кн. Безбородко в Нежине. В 1879 г. защитил докт. дис. «Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным». Слабость и ненадежность этимологических построений Б., некритичность в использовании материала и произвольность мн. фонетических сближений привели к тому, что этот труд быстро стал лишь фактом историографии. В 1881-1892 гг. Б. преподавал на кафедре рус. и церковнослав. языка в Варшавском ун-те, в 1887-1892 гг. был деканом историко-филологического фак-та. С 1882 г. член-корреспондент имп. АН. В 1885 г. Б. редактировал «Мефодиевский юбилейный сборник» (опубл. в нем ст. «Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности свв. Кирилла и Мефодия»), с 1892 г.- ж. «Славянское обозрение». В 1892-1901 гг. ректор Юрьевского ун-та, возглавлял кафедру сравнительной грамматики слав. наречий. В 1892 г. опубликовал 2-томный труд «Общеславянский язык в ряду других общих языков древней и новой Европы». Б. был приверженцем идеи панславизма и объединения слав. гос-в вокруг России, выступал против католицизма, проявлений слав. сепаратизма и национального обособления, за русификацию народов, населяющих Российскую империю.

http://pravenc.ru/text/153569.html

По своим взглядам Г. был близок славянофилам, находился под сильным влиянием А. С. Хомякова . Исторические труды, отличающиеся полнотой материала, использованием новых источников, принесли Г. признание специалистов. Он проявил себя как этнограф, владевший даром острой наблюдательности и живого описания. Г. был увлечен идеей слав. единства на основе распространения Православия, рус. языка и кириллицы. В 1854-1861 гг. он опубликовал цикл статей «Письма об истории сербов и болгар», ставший основой классического труда «История сербов и болгар» (Собр. соч. СПб., 1868. Т. 1), крупные работы «История балтийских славян» (М., 1855) и «Борьба славян с немцами на Балтийском Поморье в Средние века» (СПб., 1861). В цикле очерков «Босния: Путевые заметки» и в кн. «Босния, Герцеговина и Старая Сербия» (СПб., 1859) описал нравы, обычаи, быт и обряды юж. славян, исторические достопримечательности, центры образования. Подготовленные к публикации материалы, собранные Г. в Боснии, Сербии и Македонии, получили высокую оценку, впосл. часть их была опубликована др. исследователями. В работах по истории и лит-ре Чехии доказывал устойчивость кирилло-мефодиевской традиции в чеш. землях (Очерк истории Чехии. СПб., 1862; Гус: Его отношение к Правосл. Церкви. СПб., 1871; Чеш. лит-ра//Поэзия славян. СПб., 1871). Предпринял попытку написать обобщающий труд по истории славян, но не окончил его, был опубликован лишь разд. «Древнейший период истории славян» (ВЕ. 1868. 7, 9). Работы в области языкознания, в частности «Общеславянская азбука» (СПб., 1871), получили сдержанную оценку лингвистов. Признавая ряд верных наблюдений и замечаний Г., академики В. Ягич и И. А. Бодуэн де Куртенэ отмечали поверхностность нек-рых этимологических гипотез, оспаривали целый ряд выводов. Г. являлся членом-корреспондентом С.-Петербургской АН, действительным членом Российского географического об-ва (с 1858), возглавлял его этнографическое отд-ние (с 1870). За время поездок по Балканскому п-ову собрал коллекцию рукописей. В 1868 г. передал 101 слав. рукопись XIII-XVIII вв. Публичной б-ке в С.-Петербурге (см. описание: Отчет Имп. публ. б-ки за 1868 г. СПб., 1869. С. 10-159), в 1873 г. б-ка приобрела у его наследников 2-ю ч. собрания, в составе к-рого находились слав., греч. и вост. рукописи (см. описание: Отчет Имп. публ. б-ки за 1873 г. СПб., 1875. С. 12-19). 3-е собрание было приобретено известным коллекционером А. И. Хлудовым (см. Хлудовы ) (описание см.: Описание рукописей и каталог книг церк. печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872) и ныне хранится в ОР ГИМ. Особое место среди рукописей, собранных Г., занимают памятники, связанные с творчеством слав. первоучителей равноапостольных Кирилла (Константина) Философа и Мефодия и их ближайших учеников: «Македонский кириллический листок» (рубеж XI и XII вв.), «Проглас к Евангелию» св. Кирилла (нач. XIV в.), полный список службы св. Мефодию св. Климента Охридского (кон. XIII - нач. XIV в.) и др.

http://pravenc.ru/text/165001.html

Программа обучения на первых порах ограничивалась законом Божиим, русским языком, арифметикой и чистописанием. Закон Божий преподавал безмездно диакон И. И. Рябинин, прочие предметы – начальница приюта, при помощи М. М. Шумилова. С зимы 1870 года для преподавания были приглашены три студента духовной академии. Для обучения пению был приглашен регент, для обучения переплетному ремеслу – переплетный мастер, получавший в приюте квартиру из двух комнат, жалованье по 10 рублей в месяц и доход от работ из его материалов; доход от работ из приютского материала шел в пользу приюта. Работы было довольно, и так как доходы мастера скоро стали превышать 30 рублей в месяц, то, согласно условию, выдача ему жалованья была прекращена, и он остался на одних доходах. Для обучения девочек рукоделиям была куплена швейная машина, в рассрочку, и работы женской половины приюта скоро также стали доставлять небольшой доход. Работы и девочек, и мальчиков были представлены княгиней Трубецкой на Всероссийскую Мануфактурную выставку в 1870 году и получили почетные отзывы. К зиме 1871 года, с переводом всех старших мальчиков из приюта в училище княгини Трубецкой, весь учебный строй разрушился, не было возобновлено приглашение студентов, уволен переплетный мастер. Но постепенно, с годами, учебный строй опять восстановлялся. В 1874 году дети приюта были распределены по учению на три отделения. В 1875 году дылицкое училище княгини Трубецкой, с осени 1871 года проживавшей заграницей, было закрыто, приютские мальчики из него пристроены к занятиям, но на будущее время братству приходилось позаботиться о расширении дела обучения детей и у себя, как было в прежнее время. Постепенно, программа учения расширялась и достигла в общем уровня нынешней программы городских начальных училищ. Но преподавание велось все время домашними средствами. Закон Божий преподавал короткое время на первых порах председатель совета братства протоиерей П. Ф. Менчиц, а после него в продолжение многих лет тогдашний священник ольгинской больницы Ф. С. Малиновский, безмездно; пению церковному обучал сослуживец о. Малиновского, псаломщик Лебедев. В преподавании прочих предметов помогали начальнице приюта в разные годы: княжна В. С. Трубецкая, А. В. и Л. Е. Добронравины, О. П. Поморская. В приюте содержалось около сорока детей, из них две трети девочек, и неизменно две старухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Кредитор, не изъявивший, в меньшинстве, согласие на мировую сделку, состоявшуюся по большинству с несостоятельным должником, сохраняет право требовать от бессрочного поручителя по должнике остального долга, недополученного по сделке (Касс. реш. 1871 г., N 179). Обязательство поручителя всегда состоит в зависимости от главного и не может быть самостоятельно. Оно отпадает с изменением или отсрочкою обязательства, без согласия поручителя. Поручитель, обеспечивая платеж по обязательству, не ручается притом в законности и действительности самого долгового акта, и если основной долг, по недействительности акта, оказывается недействительным, то и поручительство ничтожно. В реш. Касс. 1869 г., N 504 признано недействительным поручительство на долговом акте, который остался не подписан самим должником (см. еще 1873 г., N 271), Поручительство недействительно, когда недействительно то главное условие, которое обеспечивается поручительством, разве бы поручитель именно принял на себя ответственность на случай такой недействительности, напр., поручился бы за должника, что он подлинно совершеннолетний (Касс. реш. 1873 г., N 595). Совокупное и круговое поручительство. Правило 1558 ст. о распределении ответственности между поручителями относится к поручительству не на срок: в срочном поручительстве ответственность поручителей солидарна (Касс. реш. 1868 г., N 514). Ответственность по круговой поруке налагается, кроме случаев, когда она определена по договору, лишь в тех случаях, для коих она положительно указана в законе (Касс. реш. 1875 г., N 647). Члены нераздельного крестьянского семейства связаны круговой порукой лишь по платежу казенных и мирских повинностей (188 Пол. Крест.), а не частных взысканий (Касс. реш. 1876 г., N 204). Поручительство по личному найму. Поручитель отвечает за то, что следовало бы с должника, но не более. На сем основании, поручитель по записи за несовершеннолетнего сидельца отвечает не более, как в 30 руб., коими ограничивается ответственность такого сидельца по силе 694 ст. Уст. Торг. (соответств. ст. 38 изд. 1893 г.) (Касс. реш. 1871 г., N 92). Пределами доверия хозяина к сидельцу, ограниченного, по силе 694 ст. Уст. Торг. (изд. 1857 г.) 30 руб., должна быть ограничена и ответственность поручителя за несовершеннолетнего сидельца, так как произвольное расширение хозяином личного доверия к сидельцу не обязывает поручителя свыше той суммы, какую сам хозяин может взыскивать с сидельца (Касс. реш. 1878 г., N 66). Разделение поручительства на простое и срочное относится к обязательствам денежным, а не к ручательству по личным наймам и по отдаче в обучение. Отец, отдавая несовершеннолетнего внаем или в обучение, может в то же время и поручиться за него, причем обязательство придаточное соединяется с главным (Касс. реш. 1878 г., N 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

После роковых событий своей жизни, Александр Тимофеевич поддерживал в себе бодрость и жизненность сил, главным образом, чрезвычайною регулярною, правильною жизнью, воздержанием от всякого отступления от принятого им образа жизни и неустанным трудолюбием в общественной деятельности. Но мы знаем, что с ним нередко происходили сильные тревоги в жизни. Труды и тревоги жизни подчас усиливали болезненное состояние Александра Тимофеевича и иногда до такой степени, что он считал себя вынужденным – прибегать к лечению. От времени до времени он чувствовал в себе физическое утомление, доходившее до изнеможения. При этом, явилось ослабление зрения. Ему кажется необходим был периодический отдых от постоянных трудов и тревог. Но он лишь однажды решился отвлечься от своей деятельности на четыре месяца. Это было в 1868 году, когда он, по совету докторов, летом совершил путешествие в Западную Европу вместе с М.Я. Морошкиным. Это путешествие в значительной степени оживило нравственный дух и физические силы Александра Тимофеевича. Но напряженная деятельность скоро опять стала обнаруживать свое влияние на его здоровье. Уже в 1871 году он чувствовал по временам изнеможение и упадок сил, и сознавал необходимость для себя продолжительного отдыха, лечения и ограничения своих трудов. Мы видели, что он в 1871 году отказался от звания члена совета в обществе устройства дешевых столовых, в 1873 году от должности члена семинарского правления на новый срок службы, и от обязанностей при Коммерческом суде, в 1876 году от депутатства на съезде духовенства. Осторожность, уменье владеть собою, устранение себя от всего, что могло действовать на здоровье неблагоприятно, и советы с докторами поддерживали его состояние в таком виде, что он не прекращал обычной своей деятельности в приходе, в знаменском благотворительном обществе и некоторых других обществах. В 1875-м году Александр Тимофеевич весьма часто прибегал к советам врача. С наступлением 1876 года он стал несколько бодрее. Но летом этого года, 3-го июля встретился с таким приключением, которое произвело в нем сильное потрясение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

При этом прежний закон, и силу которого состоящие и бессрочном отпуску штаб обер-офицеры могли испрашивать разрешение на вступление в брак от местных окружных генералов отдельного корпуса внутренней стражи (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 10), отменен по продолжению Свода 1868 г., а потому никакие свидетельства в этом роде ни одним священником не должны быть принимаемы (Св. Воен. Пост. ч. 1, кн. 2, У продолжение приложений к ст. 1627). Священники сверх сего должны также иметь в виду, что, по Высочайше утвержденным правилам 3 Декабря 1866 года об офицерских браках, всем офицерам, состоящим ли на действительной службе или находящимся во временном отпуску до известного срока, брак совершенно запрещается до 23-х лет, а с 23-х лет разрешается не иначе, как по представлении известного имущественного обеспечения (Приказ Военного Министра от 6-го Января 1867 года за 9). А потому венчать офицеров, находящихся в отпуску и не представивших свидетельства от узаконенного начальства об удовлетворении означенных условий, совместно с разрешением на вступление их в брак, священники не должны пи под каким условием. § 38. О повенчании так называемых нижних чинов или солдат в настоящее время существуют следующие правила, равно обязательные как для военных, так и для приходских священников: 1) По Высочайше утвержденному положению Военного совета от 14 Мая 1866 года, не женатым рядовым, состоящим на действительной службе, безусловно запрещается вступать в брак до увольнения их в бессрочный отпуск с так называемыми красными билетами; унтер-офицерам же разрешается сие только тогда, когда они в этом звании пробудут не бее 5-ти лет (Приказ по военному вед. 17 Июня 1866 г. за 173). 2) В виде временного изъятия из этого правила 7 Марта 1867 года Высочайше разрешено дозволить вступать в браки тем из находящихся на службе низших чинов, которые, вступив в первый или второй брак до издания новых правил, овдовели и имеют детей (Прик. Воен. Министра 15 Марта 1867 г. 83). 3) Высочайше утвержденным 26 Декабря 1870 года положением Военного совета разрешено вступать в браки нижним чинам, находящимся также во временном отпуску с желтыми билетами (Приказ Воен. Министра по военному ведомству 1 Янв. 1871 г. за 1-м). 4) За сим всем нижним чинам, как увольняемым из службы в домовый отпуск на определенное короткое время, так равно и находящимся в продолжительном отпуску для поправления здоровья в прежнее время с зелеными, а теперь, согласно временному положению, приложенному к Приказу по военному ведомству 1875 г. за 140-м, с установленными билетами на белой бумаге, вступление в брак безусловно не дозволяется (там же, Приказ Военн. Министра 1 Янв. 1871 г. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Иванов Вячеслав Иванович (16.02.1866, Москва - 16.07.1949, Рим), поэт, мыслитель, филолог, переводчик. Отец И.- мелкий чиновник, землемер. Рано осиротевшего (1871) И. воспитала мать. С ней он разделял детскую глубокую живую веру в Бога и укорененность в наивно-правосл. быте. Мать привила сыну и сентиментально-романтическое представление о высоком назначении поэзии и поэта в мире, также легшее в основу мирочувствия и миропонимания И. В гимназические годы (1875-1884; окончил 1-ю московскую гимназию с золотой медалью) уже проявляются характерные черты и склонности И.: «Из мальчика заносчивого и деспотического я сделался сдержанным и образцовым по корректности воспитанником» (Автобиография 1917: [Письмо к С. А. Венгерову]//Русская лит-ра ХХ в./Под ред. С. А. Венгерова. М., 1918. Т. 3. Кн. 8; цит. по изд.: Иванов Вяч. Собр. соч. 1974. Т. 2. С. 13 (в тексте - Соч. с указанием тома)). «Старомодную» изысканную вежливость отмечали в облике И. все мемуаристы. И. усваивает привычку к постоянным и напряженным умственным занятиям: «...во внешней жизни эта эпоха определилась для меня, как начало долгого и сурового труженичества» (Автобиография 1917//Соч. Т. 2. С. 13). В 1884 г. И. поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та. Определившееся еще на школьной скамье пристрастие к классической древности сочеталось в И. с увлечением революционными настроениями. Тогда же кризис детской веры привел И. к пессимистическому атеизму (с попыткой самоубийства). В ун-те способности И. обратили на себя внимание профессуры, прежде всего историка П. Г. Виноградова; уже на 1-м курсе И. получил филологическую премию «за особые успехи по древним языкам» (Отчет о состоянии и действиях Имп. Моск. ун-та за 1884 г. М., 1885. С. 26). Однако по окончании 2-го курса (1886) И. оставил Московский ун-т и уехал за границу; много позже он объяснял свое решение новым мировоззренческим кризисом: логика вещей неминуемо влекла его к активной подпольной деятельности, хотя он и потерял всякую убежденность в ее справедливости и необходимости (Там же. С. 15). Вплоть до 1905 г. И. появлялся в России лишь короткими наездами.

http://pravenc.ru/text/200479.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010