63 . М. Ремезов. „Разбор главнейших доказательств в лжеучении хлыстов старого и нового времени”. Миссионерский Сборник. 1912 г. 9–10. 64 . „Стихи хлыстовского „христа”. Миссионерское Обозрение. 1913 г. 6–8. 65 . И. Хорошунов. „Хлысты Киселёвского толка и их книгоноши в Таврической губернии”. Миссионерское Обозрение. 1912 г. 1. 66 . И. Ердакиев. „Хлыстовское мракобесие и дьявольские козни их вожака”. Миссионерское Обозрение. 1912 г. 11. 67 . И. Айвазов . „Беседа с хлыстами об И. Христе”. Миссионерское Обозрение. 1911 г. 6. 68 . В. Руденко. „Духовное толкование хлыстами Св. Писания, как «срамное искусство»”. Миссионерское Обозрение. 1911 г. 7. в) Скопчество. Книги и брошюры. 1 . А. Диаконов. „Новоскопчество”. Уфа. 1914 г. 2 . В. Розанов . „Апокалипсическая секта” (хлысты и скопцы). СПб. 1914 г. 3 . Н. Реутский. „Люди Божии и скопцы”. М. 1872 г. 4 . Е. Пеликан. „Судебно-медицинские исследования”. СПб. 5 . Еп. Гурий. „О скопческом движении по последним о нём известиям”. 1877 г. 6 . К. Кутепов. „Секты хлыстов и скопцов”. Ставрополь. 1900 г. 7 . В. Скворцов. „Староскопчество как секта”. СПб. 1899 г. 8 . Проф. Буткевич. „Скопчество”. Харьков. 1909 г. 9 . И. Дмитревский. „Хлысты и скопцы”. Курск. 1902 г. 10 . П. Добромыслов. „Оскопление перед судом Св. Писания, церковных канонов и здравого смысла”. СПб. 1902 г. 11 . М. Кальнев . „Как опознать... скопцов, отрицающих свою принадлежность к секте и какие меры борьбы с нею”. Одесса. 1911 г. 12 . „Скопчество, как секта, и обличение её заблуждений”. СПб. 1911 г. Статьи. 13 . И. Сахаров. „Последнее движение в современном скопчестве”. Хр. Чт. 1877 г. Сентябрь. 14 . А. Забелин. „Движение вперёд в секте скопцов”. Древ. и Нов. Рос. 1878 г. 2. 15 . В. Баженов. „Историческая записка о скопческой секте в России 1843–1870 гг.”. Миссионерское Обозрение. 1905 г. 1–2, 6, 11. 16 . В. Прозоров. „Почему Селиванов, мнимый император Пётр III, называется вторым Сыном Божиим?” Миссионерское Обозрение. 1901 г., стр. 351. 17 . „Поразительное изуверство скопцов”. Миссионерское Обозрение. 1901 г. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

98 Подробнее об этом см.: Малицкий Н. Ученые труды... С. VIII–IX. В личном фонде Н. В. Покровского сохранился ряд материалов, относящихся к дискуссии с Н. Ф. Красносельцевым . См.: РНБ. Ф. 593. Д. 87 («Следующие положения сочинения требуют проверки». Заметки о необходимости уточнить некоторые положения магистерской диссертации «Происхождение древнехристианской базилики». Август 1880); Там же. Д. 88 («Происхождение древнехристианской базилики». Ответ на замечания проф. Η. Ф. Красносельцева. Заметка. Отрывок 99 Малицкий Н. Ученые труды... С. VIII. В данной связи см.: ОР РНБ. Ф. 593. Д. 93 (Архитектура христианских храмов. Курс лекций. Лекции 3–12 и лист 1-й лекции. 1870–1880-е гг.). 100 История Императорского Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования: 1846–1896/Сост. Н. И. Веселовский. СПб., 1900. С. 92, 136, 139, 161, 202, 206, 241, 290, 357, 358, 438. Деятельность Н. В. Покровского в Русском археологическом обществе подробно отражена в протоколах его заседаний. См.: Протоколы заседаний Императорского Русского археологического общества [за 1883–1899 гг.]//ЗИРАО. Новая серия. 1886–1901. T. 1–12; Протоколы Общих собраний Императорского Русского археологического общества за 1899–1908 годы. Пг., 1915 (по указателю). Оригиналы протоколов см.: РА ИИМК РАН. Ф. 3. Действительным членом ИРАО Покровский состоял с 7 ноября 1880 г.; см.: История Императорского Русского археологического общества... С. 438. 101 Н. В. Покровский был депутатом на 11 археологических съездах, проходивших с 1881 по 1911 г., причем командировался на них не только как представитель от С.-Петербургской Духовной академии и Археологического института, но и от Русского археологического общества и Общества любителей древней письменности. XVI Археологический съезд в Пскове, назначенный на 21 июля – 6 августа 1914 г., депутатом которого также был избран Покровский (Журналы заседаний Совета... за 1913–1914 учебный год. Пг., 1916. С. 336; ЦГИА СПб. Ф. 119. Д. 329. Л. 38 (Об участии [Археологическо­го] Института в XVI Археологическом съезде в г. Пскове)), не состоялся в связи с военными действи­ями. Деятельность Н. В. Покровского по подготовке съездов (участие в предварительных комитетах) и в работе самих съездов подробно отражена в протоколах, опубликованных в «Трудах» съездов. Действительным членом Московского археологического общества Покровский состоял с 27 октября 1887 г. См.: Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его су­ществования (1864–1914 гг.). М» 1915. Т. 2. С. 278.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41 .-слушали предложенный Г. Исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора журнал Учебного Комитета, 145, по возбуждённому Преосвященным Митрополитом Исидором вопросу: следует ли допускать членов Духовных Консисторий к выборам в депутаты и председатели съездов духовенства по училищным делам? Приказали: Заключение Учебного Комитета утвердить и, для должного в потребных случаях руководства и пополнения, препроводить в копии при печатном указе Епархиальным Преосвященным Архиереям. Сентября 23 дня 1875 г. Заключение Учебного Комитета: Принимая во внимание, что Высочайше утверждённым уставом духовных училищ и разъяснительными к нему постановлениями Св. Синода епархиальному духовенству предоставлено право свободного избрания председателей из среды себя на съездах по делам училищ, вверенных попечению духовенства, а равно и право свободного решения подлежащих съездам дел, под непосредственным усмотрением Епархиального Преосвященного, для каковой цели Св. Синодом предписано было, между прочим, при распределении причтов духовенства для выбора депутатов на съезды не стесняться пределами благочиний (определение 13 Мая/5 Июля 1872 г.), и не допускать вмешательства Духовных Консисторий в дела съездов (Цирк. ук. 20 Августа 1870 г. 50), и вместе с сим усматривая, что на некоторых обще-епархиальных и окружных училищных съездах нередко избирались и ныне избираются как в депутаты, так и в председатели съездов лица, состоящие в тоже время членами Консистории, которые своим положением и влиянием не могут иногда не стеснять подчинённое им, в отношении Епархиального Управления, духовенство в свободном выражении мнений оного по делам училищным, что подтверждалось и па опыте, – Учебный Комитет находил бы полезным, в соответствие с вышеприведёнными постановлениями Св. Синода, изъяснить, чтобы члены Духовных Консисторий не были избираемы не только в председатели, но и в депутаты съездов духовенства по училищным делам. Читать далее Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг./Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Проект устава духовных Академий. СПб., 1823; Венок на могилу высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Таврического: Собр. восп. о нем с прил. избр. проповедей/Сост.: М. П. Погодин. М., 1867; 50-летний юбилей КДА, 28 сент. 1869 г. К., 1869; Сб. из лекций бывш. профессоров КДА: архим. Иннокентия [Борисова], прот. И. М. Скворцова, П. С. Авсенева (архим. Феофана) и Я. К. Амфитеатрова, изд. Академиею по случаю 50-летнего юбилея (1819-1869) ея. К., 1869; Устав Правосл. Духовных Академий (30 мая 1869 г.). [СПб., 1869]; Устав Церковно-археол. Об-ва при КДА. К., 1873; Отчеты Церк.-ист. и археол. об-ва при КДА. К., 1872-1915 (кроме 1876); Протоколы заседаний Совета КДА. К., 1870-1884; Устав Богоявленского братства при КДА для вспомоществования нуждающимся студентам ея. К., 1882; Устав Церк.-археол. об-ва при КДА (10 авг. 1881 г.). К., 1882; Дневник В. И. Аскоченского/Предисл. и коммент.: Ф. И. Булгаков//ИВ. 1882. Т. 7. 1. С. 79-106; 2. С. 318-345; Устав и штат Правосл. Духовных Академий, Высочайше утвержденный 20 апр. 1884 г. СПб., 1884; Извлечение из протоколов (журналов) Совета КДА. К., 1885-1916; Отчеты о состоянии КДА. К., 1870-1916; Петров Н. И. Известия Церковно-археол. об-ва при КДА. К., 1875-1895; он же. Указатель Церк.-археол. музея при КДА. К., 1897 2; он же. Альбом достопримечательностей Церк.-археол. музея при КДА. К., 1912-1915. 5 вып. 1912. Вып. 1: Колл. синайских и афонских икон преосв. Порфирия (Успенского); 1913. Вып. 2: Сорокинско-Филаретовская колл. русских икон различных пошибов или писем; 1913. Вып. 3: Южно-рус. иконы; 1915. Вып. 4/5; он же. Киïвська Akaдeмiя//Зап. icm.-фiлoлoriчhoro biддiлy Укр. АН. К., 1919. Кн. 1. С. 3-17; он же. Ckpuжaлi пам " яmi/Упоряд: В. Ульяновський, I. Карсим. К., 2003; [Феофилакт (Праведников), еп.] Восп. о преосв. Иннокентии (Борисове), как ректоре КДА/Предисл.: прот. Ф. И. Титов//ТКДА. 1895. 4. С. 627-648; Устав Церк.-ист. и археол. об-ва при КДА. К., 1901; Записка председателя Церк.-археол. об-ва при КДА, еп. Димитрия [Ковальницкого], заслушанная в собр. об-ва 9 окт. 1900 г.//ТКДА. 1901. 12. С. 18-30; Антоний (Храповицкий), архиеп. Отчет по Высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г. Почаев, 1909; Правда о КДА: Вынужденный ответ на изд. архиеп. Волынским Антонием брошюру «Отчет по Высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г.»: Сб. К., 1910; Певницкий В. Ф. Мои воспоминания//ТКДА. 1911. 5. С. 95-120; 6. С. 273-302; 10. С. 338-348; 1912. 6. С. 305-326; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киев. Академии. Отд. 3: (1796-1869)/Предисл., примеч.: прот. Ф. И. Титов. К., 1910. Т. 1: (1796-1803); 1911. Т. 2: (1804-1808); 1912. Т. 3: (1809-1812); 1913. Т. 4: (1813-1819); 1915. Т. 5: (1819-1869); Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и восп.//БВ. 1913. 10. С. 318-331; Рыбинский В. П. К истории КДА: (Курс 1887-1891 гг.)//Б-ка МДА. Б. м., б. г. Маш.; Сосуд избранный. 1994; Каталог збережених пам " яток Киïвського Церк.-археол. музею 1872-1922 рр. К., 2002.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВАЧЕВИЧ [серб. Любомир (4(16).01.1848, Петница близ Валева - 19.11(2.12).1918, Врнячка-Баня), серб. историк, один из родоначальников критической серб. историографии. Род. в семье священника. Начальную школу окончил в Петнице, гимназию - в г. Шабац, философский фак-т в Великой школе (впосл. ун-т) - в Белграде (1867-1870). Во время обучения занимался исследованием белградских архивов. Участвовал в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Работал преподавателем гимназии, директором Учительской школы в Крагуеваце, преподавал историю серб. народа, общую историю и сербский язык в Высшей женской школе и Военной академии в Белграде (1878-1882, 1889-1893). С 1894 г. профессор истории в Великой школе. В 1895-1896 гг. и 1901-1902 гг. был министром просвещения Сербского княжества и не мог совмещать гос. службу с преподавательской деятельностью, поэтому 3 периода он был секретарем отдела общественных наук (1892-1896, 1900-1906 и 1913-1914), временным (1905-1912) и постоянным (1912-1913) главным секретарем Сербской королевской АН. Член Сербской королевской АН (с 1887). Награжден орденами кн. Милоша Великого 5-й степени и св. Саввы Сербского 4-й степени. К. был сторонником критического подхода к оценке исторических событий и основное внимание уделял анализу исторических источников. Собрал и подготовил к изданию грамоты (повельи) афонских монастырей, но большая часть материалов пропала в годы первой мировой войны, сохранившиеся документы опубликовал С. Новакович (Законски споменици српских држава века/Приред.: С. Београд, 1912). Одновременно с В. Ягичем опубликовал хрисовул кор. Милутина монастырю Баньска (Светостефанска Београд, 1890. 4). Опроверг легенды о предательстве Вуком Бранковичем кн. Лазаря во время Косовской битвы (Вук Н. Београд, 1888. 10. С. 215-301). Вместе с Л. Йовановичем составлял «Историю сербского народа», но довел хронологию только до 1020 г. (Ucmopuja српског народа. Београд, 1890. Св. 1; 1891. Св. 2; Ucmopuja српског народа: Hajcmapuja ucmopuja. Београд, 2000).

http://pravenc.ru/text/1841604.html

В этот день, 100 лет назад, 24 января 1920 года, в Новороссийске от сыпного тифа скончался один из лидеров русского монархического движения Владимир Митрофанович Пуришкевич . Он родился 12 августа 1870 г. в дворянской семье, окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (1895). В 1900-07 г. служил на разных на разных должностях в МВД. С 1901 г. Пуришкевич являлся членом старейшей русской монархической организации Русское Собрание, в 1905–13 гг. входил в его Совет, в революцию 190507 г. выступил одним из организаторов Союза Русского Народа (СРН), состоял заместителем председателя этой организации А.И.Дубровина. После конфликта с Дубровиным вышел из СРН и основал и возглавил собственную партию Русский Народный Союз имени Михаила Архангела (РНСМА). Пуришкевич также являлся одним из лидеров русских правых в Государственных Думах IIIV созывов; получил широкую известность благодаря ярким выступлениям и скандалам . С началом Первой мировой войны правый политик отошел от активной политической деятельности и отбыл на фронт о главе санитарного поезда, признанного одним из лучших в Русской армии. С обострением политической ситуации в стране, Пуришкевич стал сдвигаться влево и установил контакты с представителями либеральной оппозиции. 19 ноября 1916 г. политик выступил в Думе с громкой обличительной речью, осужденной большинством правых организаций. Пуришкевич принял участие в убийстве Г.Е.Распутина, которое позже характеризовал как «первый выстрел революции». Признав Февральскую революцию, Пуришкевич уже к лету 1917 г. разочаровался во Временном правительстве и требовал установить в стране диктатуру. Накануне выступления генерала Л.Г.Корнилова был арестован, но вскоре освобожден. Осенью 1917 создал подпольную монархическую организацию. В ноябре того же года был арестован большевиками и заключен в тюрьму. После амнистии, последовавшей в мае 1918 года, уехал на белый юг, где выступал с лекциями, в которых критиковал «непредрешенчество» белых, сепаратизм краевых правительств, большевизм, союзников по Антанте. В 1919 г. организовал монархическую Всероссийскую народно-государственную партию .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/24/v_...

Петр Иванович Орнатский (1842–1884) – сын священника Новгородской губернии. Обучался в Вологодской духовной семинарии (1858-1864), а с 1865 – 1870 г. в Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Служил военным врачом в Вологде. С 14.01.1872 врач семинарской больницы (ВЕВ. 1879. 3. С. 63-64). По всей видимости, Н.А. Ильинский отчасти путает его с братом Василием Ивановичем Орнатским (24.02.1856–08.08.1938) – учился в Вологодской духовной семинарии, окончил Военно-Медицинскую академию (1880) в Вологде кроме должности младшего врача лазарета занимал должность врача духовного училища, реального училища. В 1888 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Далее он служил в Варшаве, Архангельске и с 1907 г. в Киеве губернским врачебным инспектором. С 1915 г. на той же должности в Петрограде. Брат В.И. и П.И. Орнатского Матвей Иванович был преподавателем семинарии – см. выше. См. Сайт Орнатских. http://belolikovi.narod.ru/ornatskie.htm . Врач Вологодской духовной семинарии в 1881 и 1882 гг. В 1890-х заведующий уездной земской больницей в с. Никольском Тотемского уезда. См. Памятные книжки Вологодской губернии. Николай Николаевич Эсаулов (1864 – после 1931). Сын Уржумского городового врача. Окончил Московский университет. Защитил диссертацию (1895). Старший врач губернской больницы г. Вологды. (1895). Старший врач Губернской земской больницы г. Костромы (1900). Судебный врач (инспектор) в Костроме (1902). Инспектор Московского врачебного управления (1907). Начальник этого управления (1915). Организатор судебно-медицинской экспертизы в РСФСР. Начальник судебно-медицинской экспертизы Организационного подотдела Мосздравотдела (1928). Одновременно преподавал в Первом МГУ судебную медицину. Арестован ОГПУ в 1931 году. Приговорен к 5 годам высылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна. В.Ю. Назаров. Николай Николаевич Эсаулов//Судебно-медицинская экспертиза. 2016. 6. С. 62-64. С 1899 по 1901, см. Памятные книжки Вологодской губернии. Владимир Николаевич Проскуряков (ум. 1920) окончил Императорскую военно-медицинскую академию (1898). С 24.11.1898 врач-интерн губернской земской больницы, с 16.06.1899 сверхштатный ординатор той же больницы, с 28.08.1902 врач семинарской больницы и преподаватель медицины в Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1902. 22. С. 296.

http://bogoslov.ru/article/6177625

1050 Афонский распев – речь идет об афонском напеве. В старой церковно-певческой терминологии (до конца XIX в.) термины «распев» и «напев» не были строго разграничены и часто употреблялись один вместо другого. По современной терминологии: 1) распев – это система мелодий с определенными музыкальными законами определенного происхождения, имеющая свои методы согласования с текстом (в русской церковной музыке существует четыре основных распева, содержащих корпус напевов для песнопений различных жанров: стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов; это знаменный (или столповой), киевский, греческий и болгарский распевы); 2) напев – это: а) группа мелодий для определенных гимнографических групп песнопений (стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов); б) мелодия известного происхождения, местный, областной, монастырский вариант того или иного песнопения (например, московский напев, афонский напев, напев Валаамского монастыря). Наибольшее распространение к середине XIX в. получил так называемый «придворный напев», ставший обязательным для всех церквей, кроме тех, где всегда употреблялись древние распевы (Успенский собор Московского Кремля, собор св. Софии в Новгороде и др.). См.: Гарднер И.А. Указ. соч. Т. 1. С, 129. 1051 Речь идет о письме иеромонаха Викторина (Фролова) из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне от 16 декабря 1886 г. (см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 253, Л. 1–2 об. Подлинник. Рукопись). 1052 Речь идет о Коневском Рождественском монастыре, расположенном на острове Коневец на Ладожском озере. 1053 Левитов Павел Васильевич (1877-?), выпускник МДА(1901), кандидат богословия. В 1899–1901 гг. состоял действительным членом студенческого философско-психологического кружка при МДА (см.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы/БВ. 1902. Т. 1. 2. С. 411–430). По окончании МДА преподавал греческий язык в Костромской ДС (1902). О П.В. Левитове см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп.4. Д. 2091. Личное дело студента МДА. 1054 Цветков Петр Иванович (1845–1914), профессор МДА по кафедре латинского языка и его словесности (1870–1908), доктор богословия (1891), автор статей о религиозной жизни Запада, Ближнего Востока и переводов с латинского языка. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1868), преподавал латинский язык в МДС (1869), и. д. доцента МДА по латинскому языку (1870–1871). Магистр богословия (1871). Доцент МДА (1871), также преподавал латинский язык в Сергиевской мужской прогимназии и историю с географией в частной женской прогимназии Д.Н. Тихомирова (1876–1878). Экстраординарный профессор МДА (1878); ординарный профессор (1891); член Правления МДА (1893); заслуженный ординарный профессор (1896); председатель Совета Братства прп. Сергия (1903–1905). Основал частную женскую прогимназию (1913). Докторская диссертация «Аврелий Пруденций Клемент» (М., 1890).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

святитель Московский) (1860-1869), воспоминания и путевые заметки прот. Михаила Путинцева (1884. 2. С. 210-235; 3. С. 257-297)). Ряд публикаций был посвящен старообрядчеству: многочисленные сочинения архим. Павла Прусского , в т. ч. «Замечания на беспоповские сочинения» (1870) и описания путешествий к старообрядцам (1870-1878), соч. Н. И. Субботина «Из истории раскола в первые годы царствования имп. Александра II» (1900. Ч. 1. С. 587-602; Ч. 2. С. 3-20, 205-215, 325-336; Ч. 3. С. 31-41; 1901. Ч. 1. С. 77-86). В каждом номере печатались проповеди, поучения и беседы, среди их авторов были Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) , протоиереи Василий Владиславлев, Родион Путятин , Александр Никольский, Ипполит Богословский-Платонов , Александр Невоструев , Алексий Белоцветов, свящ. Димитрий Кастальский, прот. Михаил Некрасов, свящ. Сергий Садковский («Катехизические беседы» (1890-1902)), прот. Николай Елеонский (в т. ч. «Советы учащемуся юношеству» (1891-1906)), архим. Никон (Рождественский ; впосл. архиепископ Вологодский), Петроградский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) , прот. прав. Иоанн Кронштадтский , свт. Макарий, еп. Арсений (Жадановский) («Духовные беседы» (1915)). В 1903-1916 гг. в каждом номере печатался духовный дневник «В объятиях Отчих» архим. Иосифа (Петровых ; впосл. митрополит Ленинградский). Выходили апологетические работы, напр. «Современное богоборство и целительная сила христианства» прот. С. Четверикова (1912. Ч. 3). Христ. осмыслению рус. и зарубежной художественной лит-ры посвящено множество статей свящ. Н. Колосова (в частности, о романах Э. Золя (1898. 6. С. 294-308; 12. С. 818-828; 1899. 5. С. 149-176; 7. С. 455-459; 8. С. 619-629; 1900. Ч. 3. С. 624-631; 1901. Ч. 1. С. 133-138; Ч. 2. С. 109-118), «Миросозерцание и герои Максима Горького пред судом православного читателя» (1903. Ч. 3. С. 273-281)). В нач. XX в. в «Д. ч.» издавались назидательные рассказы и очерки И. П. Ювачёва («Монастырские очерки» (1901. Ч. 3. С. 258-261; 1902. Ч. 1. С.

http://pravenc.ru/text/180721.html

Избр. соч.: Избр. уч. тр. М., 2006; «И в Японии жатва многа…»//ХЧ. 1869. 2. С. 239-258; Япония с т. зр. христ. миссии//РВ. 1869. Т. 83. 9. С. 219-264; Сёогуны и микадо: Ист. очерк по япон. источникам//Там же. Т. 84. 11. С. 207-227; 12. С. 414-460; Япония и Россия//ДНР. 1879. 11. С. 219-231; Речь Свят. Синоду... при наречении во еп. Ревельского, викария Рижской епархии, 27 марта 1880 г.//Моск. ЦВед. 1880. 14. С. 191-193; Рапорт свт. Николая за 1881 г.//Там же. 1882. 13. Отд. неофиц. С. 43; Рапорт начальника Рус. духовной миссии в Японии Совету Правосл. миссионерского об-ва//Там же. 1887. 16. С. 249-250; Сведения о состоянии Рос. духовной миссии в Японии за 1888 г.//Там же. 1889. 21. Отд. неофиц. С. 279-281; Извлечение из рапорта начальника Рус. духовной миссии в Японии о состоянии миссии в 1889, 1891, 1892 гг.//ЦВед. 1890. 25. С. 257-258; 1892. 26. С. 266-269; 1893. 31. С. 200-201; Состояние правосл. церкви в Японии в 1893, 1897-1901, 1903 гг.//Правосл. благовестник. 1894. 8. С. 329-337; 1898. 7. С. 293-299; 1899. 7. С. 289-294; 1900. 6. С. 239-246; 1901. 8. С. 341-346; 1902. 6. С. 235-247; 1904. 4. С. 145-151; Краткие сведения о состоянии правосл. Япон. церкви в 1896 г.//Там же. 1897. 9. С. 3-8; Освящение храма в Киото//Там же. 1903. 13. С. 197-207; Слово, сказанное (по-японски) на литургии в день освящения храма в Киото, 27 апр. 1903 г.//Там же. 14. С. 246-252; Собор Правосл. Япон. Церкви//Там же. 1904. 16. С. 333-337; Воззвание и письма//Там же. 1905. 9. С. 5-12; Два окружных письма к правосл. японцам//Там же. 7. С. 289-293; Окружное послание к рус. военнопленным в Японии//Там же. 1906. 9. С. 39-42; Япон. правосл. миссия в 1905 г.//Там же. 8. С. 331-337; Окружное письмо к христианам Япон. Правосл. Церкви//Там же. 1907. 5. С. 198-199; Православная Японская миссия в 1906-1910 гг.//Там же. С. 191-197; 1908. 3. С. 97-107; 1909. 3. С. 99-106; 1910. 2. С. 51-56; 1911. 3. С. 99-103; Приветствие Миссионерскому съезду в Иркутске//Там же. 1910. 16. С. 146-149; Дневники св. Николая Японского/Сост: К. Накамура, Накамура, Р. Ясуи, М. Наганава. Саппоро, 1994; «Я здесь совершенно один русский...»: (Письма из Японии). СПб., 2002; Дневники: В 5 т./Сост.: К. Накамура. СПб., 2004; «Видна Божия воля просветить Японию»: Сб. писем. М., 2009; Положение для Рос. духовной миссии в Японии//Рос. духовная миссия в Японии в док-тах и мат-лах, 1870-1879 гг./Сост.: В. Н. Трухин. М., 2013. C. 26-33; Рапорты Свят. Синоду и Совету правосл. миссионерского об-ва за 1870-1879 гг.//Там же. С. 17-18, 34-40, 41-60, 83-93, 177-212, 221-222.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010