-невском училище. Обыкновенно те или другие пособия и руководства и книги для чтения вводились в училище с одобрения семин. правления, оно же утверждало инструкции правила и программы, пока он не были изданы учебным комитетом, делало те или другие изменения в них, но применяясь к требованиям устава и предписаниям уч. комитета. Так, ходатайство сьезда в начале 70-х годов о введении в училище русской истории и увеличении уроков по русскому языку на счета греческого, правление хотя не отклонило, но заявило, чтобы программа по греч. языку была выполнена, иначе в семинарии не могут быть удовлетворительны занятия греч. языком 409 . Рассмотрение годичных отчетов смотрителя, приемные в семинарию экзамены и отношения училищного правления в семинарское по тем или другим педагогическим вопросам – давали повод к разным постановлениям и предписаниям к усовершению учебно-воспитательной части в училище. В 1869–70 г. постановлено было испросить разрешение у преосв. митрополита посещать классы в училище членам семин. правления, с целию лучше наблюдать за ходом учебного дела, потом поручение это дано наставникам семинарии соответствующих предметов, результаты же их наблюдений обсуждались в правлении. По поводу поставленных на вид училищу недостатков, последнее просило дозволить училищным преподавателям посещать уроки в семинарии, для ознакомления с приемами преподавания, но это найдено нецелесообразным и рекомендовалось, с означенной целию, посещать уездные училища и низшие классы гимназии. Но присутствовать на приемных в семинарии экзаменах учителям училища было разрешено, для ознакомления с требованиями, какие предъявляются к училищным воспитанникам на экзамене. В 1873 г., согласно требованию устава и вследствие особого указа св. Синода, в училище назначены были сем. правлением два ревизора, из преподавателей семинарии, Мегорский и Каптерев, которым поручено не только посещать уроки, но и просмотреть все журналы по учебной и нравственной части, равно и по экономической, на сколько она касается физического воспитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старинный порок дух. -учебных заведений – нетрезвость, со введением устава 1867 г., преследовался неумолимо и значительно был ослаблен. По словам ректорского отчета за 1868/69 г., «правление намерено по отношению к грубым порокам, воровству или пьянству, действовать на будущее время со всею строгостию и решительностию, увольняя из семинарии и за каждые отдельные случаи воровства или пьянства». Последнее предположение на первых порах казалось, однако же слишком строгим, поэтому правление за нетрезвость в соединении с самовольной отлучкой назначало напр. карцер, с лишением казенного содержания и понижением балла по поведению, но и это казалось тяжким: на подобном определении правления в начале 1869 г. преосв. митрополит написал: «от карцера освободить и за одно преступление многих наказаний не назначать». Но вскоре затем последовало несколько предписаний, по опред. св. Синода, чтобы немедленно исключать замеченных в пьянстве и доносить канцелярии об. -прокурора, если факт пьянства соединялся с буйством; исключенных же за неодобрительное поведение обратно в семинарию не принимать. Вследствие этого, хотя иногда в педагогическом собрании, которое даже экстренно созывалось при обнаружении факта нетрезвости, возникало сомнение, следует ли исключать за единичный факт нетрезвости, но дело кончалось обыкновенно приговором о немедленном исключении, даже с прописанием причины его в свидетельстве, без уважения и успехов ученика. Так было до второй половины 70-х годов, когда жалобы на суровость меры против нетрезвости раздавались и в обществе, разделялись и некоторыми лицами, принадлежащими к духовно-правительственным сферам. Но случаи нетрезвости в петербургской семинарии в эту пору были вообще редки, так что не придется и по одному случаю на год, при том замеченные в нетрезвости – собственно из города являлись в таком виде. С конца 70-х годов оказывается уже более снисхождения к замеченным в нетрезвости. Первый такой случай относится к 1877 г., когда выпивка обнаружена была в самом заведении, и в ней принимали участие трое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издания. Baumstark. S. 160−161. Pusey в своих изданиях Кирилла собрал упомянутые сирийские переводы, однако не издал; комментарий на Евангелие от Луки: S. Alexandrini Commentarli in Lucam. Ed. J. B. Chabot. CSCO. Voi. 70. T. 27. Pars I. Parisiis, 1912; фр. перевод: R. M. Tonneau. CSCO. Voi. 140 (Scr. Syri 70). Lovanii, 1953; против Юлиана: E. Nestle в Neumann С. Juliani imperatoris librorum contra Christianos quae supersunt. Leipzig, 1880. P. 42−63; против Диодора и Феодора: de Lagarde P. Analecta Syriaca. Leipzig, 1858. P. 100−108; лат. перевод: Sachau E. Theodoi Mopsuesteni fragmenta syriaca. Leipzig, 1869. S. 63−68; послание к Раббуле: S. Ephraemi Syri Rabulae Episcopi Edesseni Balaei aliorumque opera selecta e Codicibus Syriacis Manuscriptis in Museo Britannico et Bibliotheca Bodleiana asservatis. Ed. J. J. Overbeck. Oxonii, 1865. P. 226−229; нем. перевод: Ausgewählte Schriften der syrischen Kirchenväter Aphraates, Rábulas und Isaak von Ninive. Übers, von Gustav Bickell. Kempten, 1874; Guidi I. Atti R. Асе. Line. 4, 2. Roma, 1886. P. 545−547 (второе послание). Исследования. Bardenhewer. Bd. 4. S. 28−70; Pericoli E. Ridolfini. La controversia tra Cirillo d " Alessandria e Giovanni di Antiochia nell " epistolario di Andrea di Samosata. RSO 29 (1954). P. 187−217; Sullivan F. The Christology of Theodore of Mopsuestia. Rome, 1956. Фрагменты посланий друга св. Кирилла Суккенса имеются в сирийском переводе. Также по-сирийски дошли до нас многие документы из компиляции Тимофея Элура под названием «Книга против нечестивого Халкидонского Собора». Издания. Суккенс: van Roey A. Muséon 55 (1942). P. 87−93; Тимофей: Nau F. PO 13. P. 202−247 (с фр. переводом). В той же рукописи содержится его неизданный трактат против «Томоса» Льва. Исследования. Baumstark. S. 162; Mober A. On some Syriac fragments of the book of Timotheus Ailurus against the synod of Chalcedon. Lund, 1928. Из творений Севира Антиохийского многие сохранились по-сирийски, притом что по-гречески практически все утрачены. Павлом Каллиникским в первой половине VI в. было переведено несколько сочинений против Юлиана Галикарнасского, «Филалет» против анонима, труд под названием «Против нечестивого Грамматика», переписка с Сергием Грамматиком, а также несколько посланий и кафедральных проповедей, числом 125, впоследствии переведенных также Павлом Эдесским около 700 г. Из посланий Севира, числом около 4000, были выбраны 700, которые были распределены в разные тома: шестой том, переведенный в VII в., сохранился и был издан. Севиру Антиохийскому приписывается авторство чинопоследования таинства крещения, отредактированного Иаковом Эдесским. Также и литургические гимны, распределенные по разным гласам (октоих) и переведенные Павлом Эдесским, в VII в. были отредактированы Иаковом Эдесским. Сохранилось древнее Житие Севира, которое доведено до его возведения на антиохийскую кафедру. Другое житие также возникло в середине VI в. на сирийском языке, однако не является правдоподобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

В числе первых публикаций З. (с подписями В. Зв., Зв., Зврн.) был ряд статей («Астрахань», «Екатеринбург» и др.) для «Энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами» (СПб., 1862. Отд. 1. Т. 5; 1863. Отд. 2. Т. 1). Много писал для «Географическо-статистического словаря Российской империи» П. П. Семёнова-Тян-Шанского (СПб., 1863-1885. Т. 1-5), за что в 1886 г. был удостоен малой золотой медали РГО. Вероятно, именно З. составил большую часть 4-го т. и практически весь 5-й т. Ему же принадлежит составление статистических обозрений Оренбургской, Псковской, Тобольской, Томской (совместно с Семёновым-Тян-Шанским) и Уфимской губерний за 60-70-е гг. XIX в. в сборниках «Списки населенных мест Российской империи», а также малороссийских и юго-зап. губерний в сборниках «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» и «Волости и важнейшие селения Европейской России». В этих обозрениях, в частности, помещались сведения о конфессиональном составе населения, численности духовенства, церквей и мон-рей, библиография краеведческой лит-ры. В нач. 70-х гг. XIX в. З. принимал участие в программе «Международная сравнительная статистика», принятой на 7-й сессии Международного статистического конгресса в Гааге в 1869 г. Для данного издания составил «Материалы для статистики речного судоходства Европейской России» (1872). Сотрудничал в «Русском энциклопедическом словаре», издаваемом И. Н. Березиным (СПб., 1873-1878). Вышли в свет публикации З. по статистике городских доходов и расходов, пожаров и насильственных и внезапных смертей, урожайности в России, о коневодстве, указатель изменений в распределении адм. единиц и границ. Он подготовил материалы для биографий губернаторов, разрабатывал историю РГО во 2-й пол. XIX в. к его 50-летию и написал раздел о первом десятилетии его деятельности (работа завершена Семёновым-Тян-Шанским при содействии А. А. Достоевского). З. сотрудничал в «Журнале мануфактур и торговли», газетах «Правительственный вестник» и «Новости и биржевая газета».

http://pravenc.ru/text/199667.html

5) Совершенно изгонять сверхъестественность их из области новозаветного благовестия значило бы отказываться от правдивого и беспристрастного понимания его духа и характера, от уяснения исхода евангельской истории и судьбы апостольского учения. 6) Признавая выражение сверхъестественности в учении и делах прежде всего Основателя новозаветного откровения, а затем Его ближайших учеников, необходимо вместе с последними в Основателе исповедать образ Бога невидимого, истинного Сына Божия, в них же – Его последователей, Им одухотворенных, облагодатствованных, озаренных и просветленных. 7) Отказаться от такой исповеди можно под одним условием усвоения точки зрения иудеев, т.е. признания в Основоположнике богохульника, существа, стоявшего в связи с демонскими силами, в Его же ближайших последователях – людей исступленных и изуверных. 8) Другого правильно-логического и последовательного выхода из надлежащего понимания событий евангельской и апостольской истории не может быть. 1 «Правосл. Обозрение» 1875 г., апрель, стр. 564–604. Академическая речь утрехского профессора Остерзее, взятая из немецкого журнала «Der Beweis des Glaubens». 2 Die Selbstersetzung d. Christenthums u. die Religion der Zukunft, von Ed.Hartmann. Berlin. 1874 г. стр. 35–70 и дал. 3 Renan, Vie de Jesus 1864 г. стр. 247–258. Schenkel, Characterbild Iesu 1864 . стр. 70–80. 11–118 и др. Keim, Geschichte Jesu 1875. 166–177. Hausrath, Neutestament. Zeitgeschicht. 1872–73. 2. 301. 302. 7 F.Hettinger, Apologie des Christenthums 1863 г. 1.13. Zeitschrift fur die gesamte luterisch. Theolog und Kirch. 1866. 468–479; F.Delitzch, System der christlich. Apologetik 1869. 221–242; Dr.Th. Christlieb, modern. Zweifel am christl. Glaub. 1870. 318–391 и др. пр. Макарий, Введен.в пр.Богословие §42. 43. 99–101. 8 Hilgenfeld, Zeitschrift fur wissensch. Theolog 1864. 197 и дал.; C.Holsten, Zum Evangel.des Paulus u d.Petrus 1868. 2–65. 9 Renan, Vie de Jesus 1864 г. 5–9 Th. Keim, Geschichte Jesu 1873. 6–45; Hausrath, Neutest.Zeitgesch.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНЬЕВ Андрей Иванович (1833, Чернигов - 3.08.1890, С.-Петербург), педагог по вокалу, хоровой дирижер, композитор. В 1849 г. окончил С.-Петербургское театральное уч-ще, где обучался пению и игре на духовых инструментах; кроме того, брал уроки по теории музыки у И. К. Гунке и по инструментовке у О. И. Дютша. Впосл. преподавал сольное и хоровое пение в ин-тах и жен. гимназиях С.-Петербурга, занимался хормейстерско-исполнительской деятельностью. С 1849 по 1869 г. служил в имп. театрах в качестве хормейстера, репетировал с хором и готовил партии с солистами Итальянской оперы. Преподавал пение в театральном уч-ще (1850-1860), теорию музыки в С.-Петербургской консерватории (1863-1864), пение в Кронштадтском морском училище (70-е гг.). В 1880-1883 гг. руководил музыкально-драматическим кружком, к-рый в апр. 1883 г. поставил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Неоднократно открывал музыкальные школы или классы сольного и хорового пения в С.-Петербурге (в кон. 60-х и в 80-х гг.), в Харькове (в 1871-1872), в Кронштадте (в 1-й пол. 70-х гг.). Небольшое композиторское наследие Е. включает несколько романсов и хоровых сочинений, сочинения для фортепиано, хоровые аранжировки и переложения для фортепиано в 4 руки отрывков (попурри) из опер М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова. В 1900-х гг. было издано 3 муз. сочинения Е.: «Буди милость Твоя, Господи» (причастен для смешанного хора), «Свят Господь Бог наш», «Взыде Бог» (причастен Вознесению Господню) (2 последних для жен. хора). Соч.: Элементарная школа пения, приспособленная к самоучению. СПб., [б. г.]. М.[: А. Гутхейль, б. г.2]; Заметка о преподавании пения в жен. гимназиях//Рус. муз. вестн. 1881. 10-11; То же. СПб., 1888. Лит.: [Некролог]//Новое время. 1890. 5184; То же//ИВ. 1890. Кн. 10. С. 276; Муз. энцикл. М., 1982. Т. 6. Стб. 755. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения

http://pravenc.ru/text/187031.html

В таком положении штунда оставалась до конца 60-х гг., когда она подпала влиянию новой, баптистической штунды. Влияние это началось с половины 50-х гг. XIX ст. и развивалось одновременно с развитием пиэтистических кружков; в конце же 60-х гг. оно настолько усилилось, что штунда заметно стала клониться в сторону баптизма. Первыми распространителями баптизма на юг России были главные представители религиозного движения в меннонитских колониях конца 50-х и начала 60-х гг. Виллер, Нейфельдт, Унгер и Берг, к которым в конце 60-х и начале 70-х гг. присоединились Ефрем и Иоганн Прицкау, Ондра, Шульц, Кёниг, Фишер и, наконец, основатель Гамбургского Баптистского Союза Онкен. Главной отличительной чертой баптизма является отрицание крещения детей и требование перекрещивания. Последнее (перекрещивание) служит знаком того, что совратившийся в эту секту порывает всякую связь с прежним своим исповеданием. Такое перекрещивание среди русских на юге России началось с 1869 г. Первым принял его Ефим Цимбал. Приняв перекрещивание, он получил от немцев-баптистов звание пресвитера и стал ревностным проповедником лжеучений секты. Под влиянием его проповеди крестьяне Любомирки вынесли из домов иконы и подвергли их ужасным оскорблениям. Одновременно с Цимбалом с большим успехом распространял баптизм Иван Рябошапка, получивший от него крещение и звание пресвитера. Благодаря им и их ученикам баптизм в начале 70-х гг. быстро распростраиился не только в Херсонской, но и в Киевской губ., и проник на Волынь и в Подолию. В то же время баптизм привился на Кавказе и широко распространился в Екатериносл. губ. На Кавказ баптизм принесен был немцем-колонистом Мартином Кальвейтом. Переселившись в Тифлис (в 1862 г.) из Ковенской губ., последний обратил в баптизм молоканина-купца Воронина и в 1867 г. окрестил его. Воронин сразу же стал во главе русских баптистов Кавказа и всецело отдался распространению секты. В 1871 г. он окрестил, между прочим, своего приказчика Василия Павлова, который затем был отправлен в Гамбургскую баптистскую семинарию, до тонкости изучил там приемы пропаганды баптистов и по возвращению в Тифлис, уже в качестве проповедника и баптистского пресвитера, деятельно распространял баптистское учение. Ревностными помощниками его в этом деле были: Андрей Миллер, действовавший в Ростове-на-Дону и его окрестностях, и Василий Иванов – на Кавказе. Вместе с Павловым и Ивановым на Кавказе действовали и прежние деятели баптизма, Кальвейт и Воронин, а также Дий и Г. Мазаевы и др.; пропаганда их имела большой успех, так что в половние 80-х гг. Кавказ стал центром русских баптистов. С Кавказа баптизм был перенесен в Саратовскую, Самарскую, Оренбургскую губ. и далее на восток до Амура, а с южных губерний – в более северные, проник в столицы и в настоящее время имеет своих последователей почти на всем пространстве России. 396

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Со 2-й пол. XIX в. активно исследовали руины и домонг. храмы в Киеве (соборы Св. Софии, Димитриевского, Ирининского, Феодоровского мон-рей; А. С. Анненков, А. И. Ставровский, П. А. Лашкарёв , И. В. Моргилевский ), Чернигове и Витебске (А. М. Павлинов ), Смоленске (М. П. Полесский-Щепило, С. П. Писарев), Галиче (Л. Лаврецкий, И. И. Шараневич), Ст. Ладоге (Н. Е. Бранденбург, В. В. Суслов ), Ст. Рязани (80-е гг. XIX в., руины Спасского собора; А. В. Селиванов). С 80-х гг. XIX в. основанное Уваровым Московское археологическое об-во стало инициатором систематических Всероссийских Археологических съездов. В 1869-1911 гг. в работе 15 съездов приняли участие археологи-славяноведы В. Б. Антонович , Д. Н. Анучин , Д. И. Багалей, К. Н. Бестужев-Рюмин, Бранденбург, В. А. Городцов , Забелин, В. О. Ключевский , Н. П. Кондаков , Н. И. Костомаров , А. С. Лаппо-Данилевский , Г. Ф. Миллер , П. Н. Милюков , С. Ф. Платонов , М. П. Погодин , Е. К. Редин , Самоквасов, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Спицын, Тизенгаузен, В. К. Трутовский, В. В. Хвойка , Л. Нидерле и др. При подготовке III Археологического съезда в Киеве (70-80-е гг. XIX в.) начались раскопки кургана Чёрная Могила в Чернигове и курганов Гнёздово под Смоленском; их итоги опубликованы в трудах В. И. Сизова (Курганы Смоленской губ. 1902), Самоквасова (Могилы рус. земли. СПб., 1908). В 70-80-х гг. земли Сев.-Зап. Руси обследовали Бранденбург и Л. К. Ивановский. В исследовании «Расселение древнерусских племен по археологическим данным» (ЖМНП. 1899. 8. С. 301-340) Спицын установил принадлежность территорий племенным объединениям славян, известным по летописям. Свод Б. И. и В. И. Ханенко «Древности Приднепровья и побережья Чёрного моря» (К., 1898-1907. 6 вып.), обзор И. И. Толстого и Кондакова «Русские древности в памятниках искусства» (СПб., 1889-1899. 6 вып.) представляли славяно-рус. памятники как итог многотысячелетнего развития культуры на территории Вост. Европы. Обширные материалы по археологии Др. Руси, собранные в посл. трети XIX - нач. XX в., актуальны и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Да к нему же велено послать водовоза», да привозить по два веса дров в неделю. Кроме постоянных окладов жалованья или кормов, доктора и прислуга их получали единовременное «пожалованье», или дары, состоявшие из денег, соболей, а больше из материй: бархата, атласа, камки, куфтери, сукна, багреца да лундуша. Впрочем, не все врачи, не всегда пользовались такими богатыми дарами и кормами, особенно когда много врачей появилось в России и многих, без приглашений приезжавших приходилось не принимать на Русскую службу (Ист. Медиц. Рихтера т. II, стр. 32, 48–52, стр. 73, 74 и прибав. стр., 48–9 и 102). 69 Первоначальное место поселения иноземцев, отведенное для них еще при Грозном. У Бушинга оно называется «Die Ausländische Vorsmadm der deutschen Quartiere. Th. 1., S. 6. 70 Olear. 370 и 371 и Полн. Собр. Закон., 1 т. 85. Ecclesia Militans von Moscau vor zwei Jahrhundert. Berlin 1869, S. 9. 71 Лютеранскому пастору Якоби дано 30 саж. вдоль и 22 в ширину, но его преемнику Фокеродту, другому лютеранскому пастору, Балсырю Фадемрехту и реформатскому проповеднику Кравинкелю отведено под поселение по 40 саженей вдоль и по 20 в ширину. Арх. Мин. Ин. Д. Голланд. Статейн. Спис. 4. л. 272 и 333. Собр. Гос. Грам. и догов, с. VI, 207. 73 Бушинг (Gesch. II, 200), ссылаясь на Олеария, первоначальное устройство новой иноземной слободы относит к 1635, но это просто опечатка (вместо 1653), хотя ее повторяет Грот (1. 238), Снегирев (S. 5): по русским официальным документам, новая иноземная слобода получила свое устройство в 1653 г. Пол. Собран. Зак. 1. т. 85 и Арх. Мин. И. Д. Гол. Стат. Спис. 4 л. 272 и 233. 76 Es haben die Lutheraner jettzo daselbst (nach Nova inosemska Sloboda) zweine deutsche Kirchen und die Kalvinisten eine Holländische und eine Englische. Olear. Ausg. 1856, S. 286. 77 Генерал Бауман поступил на русскую службу в 1654; в 1657 г. был в Копенгагене, для приглашения в Россию «воинских людей». Так как в бытность его в Копенгагене умер пастор первой из этих церквей – Якоби, то Бауман пригласил на его место письмом от 15 сентября Иоанна Дитриха Фокеродта. Через три дня Ганс Сване, доктор и профессор богословия в копенгагенском университете и суперинтендант Зеландии, совершил ординацию и выдал Фекеродту свидетельство (по-нашему – грамоту), снабдив его также свидетельством от университета об его учености. Фокеродт первоначально состоял при первой из этих церквей. Арх. Мин. Ин. Д. Acten über Bauman. 70. 79 Согласно с этими официальными данными, посол императора Леопольда 1-го Мейерберг насчитал в 1661 г. у лютеран две церкви, у кальвинистов – одну: «nach die neve Ausländische Vorstadt die Evangelische haben zwei und Kalvinische eine Kirche, vogen ihren Gottesdienst öffentlich frei und ungehindert halten. Iter in Moscoviam de Mäyerberg S. 33, 34, 564.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Толстого, А.В. поручил сделать выбор икон и книг А.Ф. Лаврову. А.Ф., по совету художника Д.М. Струкова, отбиравшего из этого же собрания иконы для Московского Общества любителей духовного просвещения, обратился за помощью к киевскому иеродиакону Алипию, «хорошему живописцу», и, при его содействии, отобрал для академического музея 70 икон, а также 196 старопечатных книг для библиотеки. Списки тех и других А.Ф. тотчас же отослал А.В. Горскому, который, после тщательного их рассмотрения, 11-го марта 1871 года представил их на благоусмотрение обер-прокурора Д.А. Толстого с ходатайством об отпуске поименованных в этих списках икон и книг в собственность Академии. И это ходатайство было уважено, хотя из 193 старопечатных книг, отобранных для академической библиотеки А.Ф. Лавровым, было отпущено для Академии только 153. Совет Академии, приняв с глубочайшею признательностью этот дар Св. Синода, поручил тому же А.Ф. Лаврову принять из синодальной канцелярии означенные иконы и книги и переслать их в Академию. В средине октября 1871 г. иконы и книги были уже получены в Академии. Книги были сданы в академическую библиотеку, где и хранятся доселе под названием «Дублетов библиотеки Св. Синода»; туда же поступили и иконы, так как церковно-археологический музей Московской Духовной Академии до последнего времени не имел особого помещения и находился в академической библиотеке. Только в 1892 году, когда для этого музея было отведено особое помещение, были перенесены туда и иконы. Подробнее об этом – в ст. А.П. Голубцова : «Церковно-археологический музей при Московской Духовной Академии» («Богословск. Вестн.» 1895 г., апрель, стр. 124–128 и в Протоколах Совета Акад. 1871 г., стр. 150–151 и 210. Уставом 1869 г. постановлено было ввести в число преподаваемых в академиях предметов русский язык и славянские наречия. Так как академии не могли иметь своих кандидатов на эти кафедры, то естественно было ожидать, что замещение их на первых порах встретит затруднения. Так действительно и было в Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010