О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЙЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вид на верхнюю набережную г. Михайлова с собором во имя арх. Михаила. 1874 г. Разрушен в 1936 г. Фотография. Нач. XX в. Вид на верхнюю набережную г. Михайлова с собором во имя арх. Михаила. 1874 г. Разрушен в 1936 г. Фотография. Нач. XX в. Рязанской епархии РПЦ (см. Рязанская и Михайловская епархия ), существовало в 1868-1871, в 1873-1882 и в 1885-1925 гг. Названо по г. Михайлову Рязанской губ. (ныне районный центр Рязанской обл.). М. в. было учреждено указом имп. Александра II Николаевича от 21 авг. 1868 г., Михайловским архиереем был определен архим. Ювеналий (Карюков). В синодальном указе от 5 сент. того же года, направленном Рязанскому архиеп. Алексию (Ржаницыну) , местопребыванием Михайловскому архиерею определялся второклассный рязанский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Викарию вверялось управление этим мон-рем, он обеспечивался настоятельским жалованьем и частью братских доходов. Кроме того, «на усиление средств содержания» викария предусматривалось предоставление ему 200 р. от Радовицкого во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря и 100 р. от рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Тем же указом викарию предоставлялось право пользоваться ризницей «и прочими принадлежностями архиерейскаго служения… от рязанскаго архиерейскаго дома» (Постановления и распоряжения правительства//Рязанские ЕВ. 1868. 2. С. 15-16). 6 окт. 1868 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Ювеналия, 19 окт. он прибыл к месту нового служения. Территория М. в. включала г. Михайлов и Михайловский у. Резолюцией от 23 окт. Рязанский архиеп. Алексий распорядился возносить за богослужением имя Михайловского епископа вслед за именем епархиального архиерея во всех храмах г. Михайлова и Михайловского у. С янв. 1869 г. Михайловскому епископу архиеп. Алексием было поручено рассмотрение прошений «о причетнических местах» и о выдаче сборных книг (для записи подаяний).

http://pravenc.ru/text/2563816.html

Бронницы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В настоящее время храм Успения Божьей Матери расположен вблизи городского парка. В семнадцатом столетии на этом месте было городское кладбище с деревянной церковью Ильи пророка. В середине 19-го века деревянная кладбищенская церковь крайне обветшала, и поэтому было принято решение разобрать её и воздвигнуть каменный храм. Главным благодетелем и строителем нового храма стал благочестивый купец 1-ой гильдии и почетный гражданин города Бронницы Алексей Кононович Кононов. Центральный предел был посвящен Успению Богородицы, а два боковых придела, первый - во имя Ильи пророка, а второй – во имя Алексия Человека Божия (в честь небесного покровителя Алексея Кононова). В 1869 году главный придел был построен и освящен. Освящение совершали два священника – Александр и Алексий, по благословению митрополита Московского Филарета, на службе присутствовал и Алексий Кононов. Об этом событии свидетельствует сохранившаяся закладная плита в главном алтаре. Два другие придела достраивали и освящали в 1871 и в 1872 годах. Купец Алексей Кононов в это время уже умер. Строительство продолжал его сын Иван Алексеевич Кононов. В 1936 году храм был закрыт. В последствии и кладбище было тоже закрыто и разорено: все надгробья были куда-то увезены, а земля выровнена бульдозерами. Вероятно, слишком много было дворянских и купеческих захоронений. Остались лишь две могилы. Одна Александра Александровича Пушкина - внука великого поэта А.С. Пушкина, который был губернатором города Бронницы. Другая – братская могила солдат, погибших в первую мировую войну, датированная 1916-м годом (в Бронницах был военный госпиталь, и тех, кто умирал от ран, хоронили на этом кладбище). В советское время в храме располагался хозяйственный магазин, в котором несколько раз был сильный пожар. Уничтожена уникальная лепнина, дубовый иконостас и всё внутреннее убранство. В 2003 году храм наконец-то был передан общине верующих. В настоящее время ведутся реставрационные работы. 

http://sobory.ru/article/?object=01150

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (15.07. 1869, мест. Яунамая Рижского у. Лифляндской губ.- 18.10.1948, с. Долинское (Долинка) Карагандинской обл., Казахстан), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. Из крестьянской семьи переселенцев из Польши. Окончил Рижскую ДС (1891). 6 нояб. 1896 г. рукоположен во иерея к Успенской ц. в имении Боловск Люцинского у. Витебской губ. (ныне в черте г. Балви, Латвия). С 1897 г. настоятель Ильинского храма с. Липно (ныне Лиепна, Латвия). 4 янв. 1899 г. переведен настоятелем Эржепольской Покровской ц. (ныне в черте г. Виляка, Латвия). Под его рук. был проведен капитальный ремонт и благоустройство храма. З. организовал церковный хор и приходскую школу. В приходе была начата катехизация женщин и детей. В 1900 г. окончил Высшие курсы миссионерства в С.-Петербурге, принимал активное участие в деятельности Витебского епархиального миссионерского об-ва. В 1902 г. по почину З. было учреждено Эржепольское Свято-Покровское правосл. братство. 1 авг. 1911 г. назначен противокатолич. и противосектантским миссионером в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). Проводил миссионерские и катехизаторские беседы с правосл. верующими - латышами и русскими, участвовал в собеседовании с инославными и сектантами. В 1917 г. З. был избран представителем духовенства Полоцкой епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был возведен в сан протоиерея. С 1918 г. настоятель гродненского кафедрального Софийского собора. В окт. 1920 гг. Гродно отошло Польше. В 1921 г. Софийский собор был отобран у православных, З. перешел в ставший кафедральным Покровский собор Гродно. Польск. власти негативно воспринимали активную позицию З. по защите правосл. веры. В 1922 г. ему было предложено покинуть территорию Польши. Он выехал в Латвию, где стал служить в рижском кафедральном Христорождественском соборе. Был редактором журналов «Вера и жизнь» и «Tiziba un Dsihwe» (1922-1934). С 1923 г. стал членом Синода автономной Латвийской Православной Церкви, начальником Миссионерского стола (отдела) при Синоде. Преподавал литургию, богословие и сектоведение в Рижской ДС (1926-1936). В 1929 г. стал настоятелем Христорождественского собора Риги. Был духовным руководителем «Единения русских православных студентов Латвии» (Рус. студенческое христианское движение).

http://pravenc.ru/text/182489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИНЕШЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Костромской епархии, названо по г. Кинешма (ныне Ивановской обл.), существовало в 1866-1936 гг. К. в. было образовано 11 мая 1866 г. Комментируя это событие, свт. Игнатий (Брянчанинов) , живший на покое в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Костромская епархия), писал 11 июня 1866 г. своему брату П. А. Брянчанинову: «Костромскому и Нижегородскому (архиереям.- Н. З.) даны викарии, преимущественно для обращения раскольников» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 451). Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен костромской Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь , в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая ц. во имя сщмч. Ипатия, еп. Гангрского, и ап. Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь неподалеку от Костромы. Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев) , в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже XIX и XX вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский еп. Вениамин (Платонов ; 1883-1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний. В 1917 г. была предпринята попытка упразднения К. в. По ходатайству Костромского и Галичского еп. Евгения (Бережкова) Святейший Синод 25-30 мая 1917 г. постановил переименовать Кинешемского еп. Севастиана (Вести) в епископа Макариево-Унженского «с назначением ему местожительства в г. Макарьеве и с поручением ему управления Макарьевского, Кологривского, Ветлужского, Варнавинского и Юрьевецкого уездов». Это решение вызвало недовольство в Кинешме, городская дума, духовенство и жители города обратились к еп.

http://pravenc.ru/text/1684652.html

Раздел 6: Русская Духовная Миссия при архимандрите Рафаиле (Трухине). 1894–1898 523. Предложение обер-прокурора К.П. Победоносцева Св. Синоду С.-Петербург 24 июня 1894 г. Копия За смертию бывшего начальника Иерусалимской Духовной Миссии архимандрита Антонина, должность настоятеля оной остается вакантною. Признавая с своей стороны, что эту должность мог бы с пользою для Миссии проходить настоятель Саровской пустыни игумен Рафаил, имею честь предложить Святейшему Синоду, – не благоугодно ли будет назначить на оную упомянутого Рафаила. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 97. 524. Послужной список начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Рафаила (Трухина) 954 Саров 1894 г. Копия Чин, должность и имя лица: Игумен Саровской пустыни иеромонах Рафаил, 45 лет 955 . Из какого места и сословия и как в мире назывался: Из Ижевского оружейного завода, Сарапульского уезда, Вятской губернии, обер- офицерский сын, в мире назывался Николаем Ионовичем Трухиным. Чему и где обучался: Поступил в 1852 году мая 15 дня в офицерскую школу, окончил курс образования с аттестатом, выданным 15 января 1860 г. за 1936. Когда поступил в монашество, какие проходил послушания и чем был награжден: Поступил в русской на Афоне Пантелеймонов монастырь в число братства 1867 октября 1 дня. Проходил послушание на клиросе в соборном храме и занимался письмоводством в монастырской канцелярии. Пострижен в рясофор 1868 марта 25. Пострижен в мантию с именем Рафаил 1869 марта 28. Определен регентом, соборным головщиком 956 и уставщиком 1870 апреля 16. Рукоположен в иеродиакона высокопреосвященным Дионисием, архиепископом Ксанфийским, живущим на покое на Афоне, 1872 ноября 23. Определен смотрителем монастырских странноприимных гостиниц 1874 августа 3. Рукоположен во иеромонаха высокопреосвященным Иоакимом, митрополитом Дерконским, бывшим Вселенским Патриархом (покойным Иоакимом IV), 1875 сентября 28. Определен ризничим 1876 апреля 20. Послан в Константинополь представителем от монастыря при освящении церкви, устроенной Российским императорским посольством, 1876 июня 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Саламатовское. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не ранее 1905. Адрес: Курганская обл.Варгашинский р-он село Саламатовское. Координаты: 55.138659, 66.017189 Проезд:По трассе Р254 " Иртыш " второй съезд в рабочий посёлок Варгаши. По нему через деревню Варгаши уйти в сторону Дубровного и Строево. Мимо Строево по прямой км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Начало д. Саломатной (Саламатной), расположенной на берегу озера того же имени, положило зимовье с таким же названием. Появилось оно, вероятно, по указу властей и располагалось на пути к Ново-Ишимской оборонительной линии. По одним сведениям датой его основания считается 1758 г., по другим – 1765 г. Основателем населенного пункта был крестьянин Григорий Афанасьевич Казанцев. Откуда он с семьей переселился на это место, неизвестно. Первоначально д. Саломатная принадлежала Курганской слободе, а после образования в 1782 г. Курганского уезда вошла в состав Сычевской волости. В 1840-е гг. к старожилам деревни приселились переселенцы из центральных губерний России, обосновавшиеся отдельным поселком, в результате чего число ее жителей значительно увеличилось. После открытия в 1869 г. Саломатовской волости в ее центре стало необходимо присутствие священника. Метрические книги при Саломатовской церкви были заведены с 1878 г. и в том же году к предполагаемому приходу была отчислена от Лопатинского д. Хутора. К 1924 г. приход состоял из с. Саломатовского и деревень: Банниковой, Беляниной, Копай (1-й Копай и 2-й Копай) и части жителей деревень 1-я Дундина и Булдак. Вероятно, в таком составе Саломатовский приход и существовал до его официального закрытия Челябинским облисполкомом в 1936 г. Для постройки в с. Саломатовском первой церкви прихожане сторговали в 1872 г. в с. Чашинском Курганского округа старую деревянную церковь с оградой и воротами, которая осталась свободной после устройства новой каменной. На новом месте храм предполагалось устроить согласно старому плану и фасаду, выданным в 1857 г.: установить стены на кирпичном фундаменте, обшить их старым тесом, с запада при входе устроить новое крыльцо с двумя колоннами и перилами. Кроме того, прихожане признали необходимым несколько изменить старый план: прорубить на южной стене дверь, а в северной стене сделать два дополнительных окна с железными решетками.

http://sobory.ru/article/?object=30225

Кремлево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1825 и 1875. Адрес: Архангельская область, Коношский район, д. Кремлево Координаты: 60.88008, 40.33575 Проезд:Из Коноши ведет асфальтовая дорога, указателей в Коноше, к сожалению, нет. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Кремлёво. Освящена 6 апреля 1869 г. Престол Рождества Пресвятой Богородицы. В 1863 году жители Кремлево и окрестных деревень построили на высоком угоре каменную церковь с колокольней всего за шесть лет. В 1936 году церковь закрыта. Последний священник Аркадий Комаров был репрессирован и бесследно исчез. Местная православная религиозная организация - приход храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Кремлево Коношского района Архангельской области Архангельской и Холмогорской епархии русской православной церкви зарегистрирован в 2007 году. Силами местных жителей началось восстановление храма. Перекрыта крыша, с помощью благотворителей из Челябинка установили пять новых куполов. Освящение новых куполов состоялось в ноябре 2012 года. Приходской храм во имя Рождества Богородицы располагался д. Кремлеве Глубоковской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии. Церковь построена на средства прихожан в 1863 г. с разрешения Святейшего Синода, освящена в августе 1869 г. С 1936 г. по 1943 г. в здании церкви располагался колхозный склад, с 1943 г. – клуб, для использования его по этому назначению с севера к четверику была пристроена рубленная из бруса пристройка с междуэтажной лестницей, объем четверика был разделен на два этажа перекрытием по деревянным балкам. Небольшая каменная пятиглавая церковь состоит из квадратного в плане двухсветного четверика храма, с востока к четверику примыкает пятигранная апсида, с запада – небольшая прямоугольная трапезная. В одной связи с трапезной имелась колокольня, в настоящее время утрачена, колокольня была перекрыта куполом, увенчанным высоким шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=19132

Мокино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В 1800 году две семьи братьев Михаила и Максима Ведерниковых по причине нехватки земли приходят и основывают починок Мокин. В 1810 году в нём проживало уже 39 человек. В 1846 году 12 ноября на мирском сходе крестьяне решают строить церковь, а починок преобразовать в село и назвать его «Троицким». Управляющий Вятской удельной конторой на основании уведомления Вятской Духовной Консистории в 1847 году 31 июля даёт согласие на постройку временной деревянной церкви, а потом и каменной. Назначается строительная комиссия под руководством Головы Кукарского приказа Ивана Михайловича Якимовых и членов Абрама Лутошкина и Герасима Владимирова. В 1848 году на 17 сентября в понедельник Епископ Вятский и Слободской назначает закладку церкви. Губернский архитектор Салавкин контролирует ход строительства храма. Храм назван во имя Богоявления Господня. 1 июля 1862 г. начинается строительство Троицкого каменного храма с пятью главами, под контролем управляющего Вятской удельной конторой Алабина П.В. Строительство заканчивается в 1869 году. Кирпичную кладку с фундаментом выполнял нижегородский мастер Алексей Иванович Смирнов (Балахинский уезд, временно обязанный князя Несвитского, д. Свотиной). Главный Троицкий придел освящен в 1869 году. 1886 год – церковь обнесли каменной оградой с железной решёткой. Имелись 3 часовни: в Ваничах (1875), в Муше (1893), в Полом (1808). В приход входило 60 селений с 7776 прихожанами. В 30-е годы священниками были: Балезин Семён Андреевич, Агафоников В.Д. На основании постановления от 8 декабря 1936 года Президиума Кировского крайисполкома церковь в селе закрыта и передана Советскому райисполкому. В январе 1937 года начались изымание и ликвидация имущества церкви. Железную оградную решётку купили как утильное железо по 50-60 коп. за кг сельхозартели Мокинская, Шалаховская, Деньгинская, им. Кирова, Советская промыслово-кооперативная артель. Книги и иконы сожжены. Одежды священников разделены по клубам. Вещи и предметы из драгметаллов отправлены на переплавку в Москву. Здание церкви 4 марта 1937 года передано Мокинскому сельсовету для использования под Народный дом, под клуб.

http://sobory.ru/article/?object=19738

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Михайлович Неведомский (4.09.1882, Тверь - 17.12.1937, Северо-Восточный ИТЛ), сщмч. (пам. 4 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи чиновника земской уездной управы. В 1902 г. окончил Тверскую ДС, работал преподавателем, служил псаломщиком. В 1906 г. рукоположен во священника, служил в Троицкой ц. (до 1764 - храм Троицкой муж. пуст., основанной прп. Вассианом Рябовским ) с. Рябова Калязинского у. Тверской губ. В 1936 г. возведен в сан протоиерея. 6 дек. 1936 г. арестован и заключен в ростовскую тюрьму вместе с группой верующих. Его обвиняли в использовании святынь с целью «контрреволюционной антисоветской агитации» (богомольцы брали песок с могилы прп. Вассиана Рябовского), а также в организации нелегальных сборищ. Д. отрицал все обвинения. 19 февр. 1937 г. осужден на 6 лет заключения. Отправлен на Дальн. Восток в Северо-Восточный ИТЛ. Умер в лагере. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников определением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. 14080; Справка УВД Ярославской обл. 1451. Лит.: Ярославский правосл. календарь. 2006. С. 177. Архим. Вениамин (Лихоманов) Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ Александрович Смирнов (1870-1940), прот., сщмч. (пам. 13 июня - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Александрович Розов (1892-1938), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/178051.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010