http://www.penza-trv.ru/go/region/kazanskayzerkov Перевод монастыря за город не отразился на Казанской церкви, которая так и осталась на Песках. Через 20 лет после ее постройки в 1705 году она сгорела, и в 1728 году было велено на том же самом месте вновь построить деревянную Казанскую церковь с приделом во имя святого великомученика Иоанна Воина. В 1750-х годах была сооружена каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1866 году трапезную распространили в правую сторону, а престол во имя Илии Пророка с левой ее стороны перенесли в нижний этаж колокольни, где он был освящен 29 октября 1867 года. В ходе этих работ была убрана главная поддерживающая арка, что повлекло за собой появление в стенах храма трещин. Поэтому, когда в 1893 году Казанскую церковь снова стали перестраивать, арку восстановили. При этом трапезную расширили в левую сторону, но без алтаря, с глухой стеною. Сделанная пристройка, по сути, стала играть роль контрфорса. Кроме того, она придала церкви симметрию и позволила увеличить ее вместимость на 200 человек. После перестройки престол в колокольне упразднили и, таким образом, в церкви осталось два престола: в настоящей – во имя Казанской иконы Божией Матери, в трапезной – во имя св. вмч. Иоанна Воина. Так и простояла Казанская церковь до 1931 года, пока не начались гонения на церковь. http://www.penza-gorod.ru/ Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с приделом во имя св. Иоанна Воина, каменный, построен в 1757 г. Причт состоит из священника, штатного диакона и диакона на псаломщической вакансии. В пользу причта вклад 1538 р. В квартирное пособие из церковных доходов священник получает по 15 р. и псаломщики по 5 р. в месяц. Прихожан м. п. 703, ж. п. 769. При церкви богадельный дом для вдов и сирот духовного звания. С 1886 г. приходское попечительство. Церкви, причты и приходы Пензенской Епархии , сост. А. Попов Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=35573

Храм Григория Неокесарийского При Троицкой церкви 16 января 1866 года открылась приходская начальная школа, размещённая в доме иркутского мещанина С.И. Левина, который бесплатно предоставил своё помещение. Со следующего года школа перебралась в дом иркутского купца Ивана Николаевича Хахилева. Первоначально в школу было зачислено три мальчика и десять девочек. «Звездный дом» После революции Троицкая церковь была поставлена на учет Сектором науки как памятник архитектуры первой категории. Однако в 1931 году в здании устроили рабочее общежитие. Во время Великой Отечественной войны храм планировали вернуть епархии, но этого не произошло. В 1949 прошла полная перепланировка здания для обустройства  в стенах церкви иркутского планетария. Местные газеты зафиксировали дату: 4 марта 1950 года – открытие «звездного дома». Это был восьмой планетарий на территории Советского Союза и первый на Дальнем Востоке и в Сибири. Он был сооружен по типу московского и оснащен новейшим оборудованием. Довольно большой звездный зал (диаметр купола Троицкой церкви – 8 метров) вмещал 120 мест. Первую лекцию «Наука и религия о строении Вселенной» провел Василий Курышев, в будущем – известный советский астроном. В 1953 году во время сильного наводнения было затоплено несколько иркутских улиц. Пострадало и здание храма, и расположившийся там планетарий. Островок веры А в 1986 году «Звездный дом» был окончательно закрыт – с этого момента началось восстановление Свято-Троицкой церкви по проекту архитекторов Г.Г. Оранской и Б.А. Шутова. Из-за нехватки материалов реставрация затянулась почти на 20 лет. Первый молебен провели в стенах храма в 1998 году. Над каждым входом есть изображение, соответствующее пределу. Иконы были написаны в 2018 году, так как оригинальные настенные росписи были закрашены, а фрески уничтожены в советское время. В церковной библиотеке хранится летопись строительства церкви и собрана вся история прихода.  В соседнем храме Григория Неокесарийского в советское время расположился склад кинотехникума, позже в здании поставили перегородки и организовали коммунальные квартиры. Сейчас храм находится в запустении.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О. М. м. посещали имп. Александр II Николаевич с супругой имп. Марией Александровной, вел. князья Константин Николаевич и Николай Николаевич Романовы. В 1845 г. в обители проживали игумения, казначея, 5 монахинь и 12 послушниц; в 1866 г., при настоятельнице (1853-1867) игум. Тавифе ( 1867),- 49 сестер; в 1908 г.- игумения, 57 монахинь и 73 послушницы. Последней дореволюционной настоятельницей (1909-1921) была игум. Рафаила ( 1921), бывш. регентша и уставщица. В 10-20-х гг. XX в. духовником мн. насельниц О. М. м. был прав. прот. Иона Одесский (Атаманский). В 1921 г., после кончины игум. Рафаилы, по благословению временно управлявшего Одесской епархией еп. Алексия (Баженова) настоятельницей обители стала мон. Серафима (Гребенюкова), возведенная в сан игумении. 10 сент. того же года монашеская община зарегистрировалась как Михайловская земледельческая трудовая артель. Председателем совета артели стала игум. Серафима. Одновременно при Михаило-Архангельском храме продолжала существовать приходская община, в качестве настоятеля к-рой в документах 1922 г. упоминается прот. Антоний Яковлевич Чепурин, 2-м священником был Никифор Архипович Блошенко (1868-1938). Отдельно зарегистрирован Воскресенский приход на Ср. Фонтане, которым руководила мон. Калерия (Березань (Березанова)), с 1922 г.- мон. Феофания (Лозенкова). Согласно документам, в 1921 г. в ведении сестер находился монастырский хутор на Стерльбицком шоссе в 8 верстах от Одессы, а также дом 15 по ул. Успенской, пожертвованный М. и Л. Голованскими. Со 2 мая 1922 г. происходило изъятие церковных ценностей из обители, соответствующий акт подписала благочинная мон. Мелитина (Лямзина), в 1922-1923 гг. выполнявшая обязанности настоятельницы. Не ранее 1923 г. О. М. м. был окончательно закрыт, в 1931 г. взорваны колокольня и Михаило-Архангельский собор (на его месте к сер. 30-х гг. XX в. построен многоэтажный дом). На территории обители действовал Детский городок отдела социального воспитания. Здание бывш. епархиального училища перешло в ведение Одесского отдела народного образования. В 1924 г. здесь разместился Землемерно-мелиоративный техникум, на базе к-рого в 1929 г. открылись мелиоративный и землеустроительный фак-ты Одесского сельскохозяйственного ин-та, в 1932 г. преобразованные в Мелиоративный ин-т. С 1935 г. в здании уч-ща находилась Высшая коммунистическая школа сельского хозяйства им. Л. М. Когановича.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

1) Благодать Господа Иисуса Христа 2) Церковь Христа и Божественный мир 3) Церковь Христа: духовенство и таинства 4) Церковное единство в жизни и деятельности ; Пристальное  внимание было отведено переговорам с конференцией «Жизни и деятельности» о создании Всемирного Совета Церквей. Конференция «Вера и церковное устройство» сделала следующий шаг в развитии экуменизма. Благодаря ей международные христианские конференции стали естественной формой межхристианского сотрудничества. Появляется осознание, отсутствие единства среди христиан – трагедия, которую необходимо преодолеть. Одновременно приходит более углубленное, по сравнению с предыдущими годами, понимание церквями  устройства  и богословия друг друга. Была продемонстрирована возможность принятия совместных документов. И наконец, нельзя забывать о вкладе в церковную науку, т. к. были улучшены возможности сотрудничества церковных богословов и ученых.   Конференция  «Жизнь и деятельность»  В начале XX в. из-за угрозы крупномасштабной войны во многих протестантских церквях начинают появляться союзы, ставившие своей целью преодоление международных разногласий путем общих усилий христианских церквей. Американец Эндрю Карнеги (1835-1919) содействовал объединению таких обществ в «Церковный Миротворческий Союз» (Church Peace Union) в 1914 г. В свою очередь, этот Союз повлиял на создание более широкой организации «Всемирного Альянса международной дружбы через посредство церквей», образовавшегося 2 августа 1914 г. в городе Констанц (Швейцария). После окончания Первой Мировой войны, с 30 сентября по 3 октября 1919 г., Альянс заседал в Гааге. На этой конференции  шведский архиепископ Упсалы Натан Седерблом (1866-1931) изложил свой взгляд на развитие экуменизма. Он считал, что церкви, разделенные богословскими вопросами, могли бы объединиться путем решения социальных проблем. Недостатком Седерблома была узость раннего религиозного образования, из-за которой он был склонен недооценивать   богословские и экклезиологические различия церквей .

http://bogoslov.ru/article/3540548

 Священномученик Михаил родился 7 января января 1866 года в селе Сухая Нива          Демянского уезда Новгородской  губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова, который сорок восемь лет ревностно прослужил Церкви. В 1888 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком  в храм женского Покровского Зверина монастыря в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в селе Строилово, в 1902 году — в Полновский Успенский женский монастырь, располагавшийся в Демянском уезде, а в 1906 году — в Борисоглебскую церковь в Новгороде. В 1906      году отец Михаил был награжден наперсным крестом. 30 июля 1917 года возведен в сан протоиерея. За время своего служения, как деятельный священник имел множество послушаний. Он принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, в церковно-общественной жизни города. Прихожане любили и уважали священника за то, что он       всегда с радостью, по-христиански им помогал. После прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Отец Михаил был арестован в 1926 году и некоторое         время пробыл в тюрьме. В 1931 году священник был выселен из дома вместе с семьей. В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство насчитывало около двадцати человек, которые          молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть     средств передавали братству, откуда те жертвовались по мере необходимости         нуждающимся — бедным и находящимся в заключении. 20 апреля 1933 года были    арестованы члены братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города. В их числе и протоиерей Михаил Борисов, которому шел тогда шестьдесят восьмой год. 19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила отца Михаила к лишению права проживать в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. Он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Там он был награжден очередной наградой — палицей. Но и в Угличе его захватила очередная волна гонений. 28         октября 1937 года протоиерей Михаил был арестован. Теперь ему вменялось участие в контрреволюционной церковно-монархической группе. Следствие велось один день,         своей вины он не признал. 5 января 1937 года тройка УНКВД по Ярославской области приговорила его к десяти годам заключения. Из-за старости и немощности священника оставили в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Здесь протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

Б. При богослужениях и молитвословиях: а) в храме: 1) В день Сретения Господня 2-го февраля приносятся прихожанами, к утрени или литургии, в церковь восковые свечи для освящения. На утрени освящаются они через окропление св. водою перед чтением евангелия, а на литургии после заамвонной молитвы; при сем читается по униатскому требнику особая молитва. Зажженные на краткое время и потом погашенные, свечи эти приносятся в домы и хранятся в течение года. Их зажигают потом в известных случаях, как-то: во время сильной грозы (от чего они и называются инде громничными), при выгоне весною в первый раз со дворов скота в поле, при подчистке пчел, и, наконец, эти свечи дают в, руки умирающим родственникам, при отходе их в вечность. Этот обычай в Полоцкой епархии повсеместен 1931 . —554— 1866 г. 2) В день Благовещения заготовляются в большом количестве просфоры, которые на всенощной, вместе с обычными хлебами, благословляются и затем продаются прихожанам. Просфоры эти, без сомнения, в раздробленном виде, употребляются при засевании яровых и озимых полей. 3) На Страстной неделе, вопреки устава Православной церкви, четвероевангелие в церквах не читается. В великий пяток, в конец вечерни по обнесении вокруг церкви плащаницы, когда начнут к ней прикладываться, некоторые священники опрокидывают в алтаре малые столы, аналои, бросают на пол книги, в воспоминание землетрясения, бывшего в Иерусалиме, в час смерти на кресте Спасителя. Обычай совершенно католический. 4) В день Рождества Иоанна Предтечи, 24 июня приносятся в церковь , преимущественно женщинами, для освящения полевые цветы. Освященные и засушенные цветы употребляются при болезни кого-либо из домашних, в особенности детей: цветы сжигают и дымом окуривают больных. Нельзя не упомянуть здесь о том бесчинии, каким сопровождается собирание цветов по полям. Цветы собираются накануне 24-го числа вечером или ночью девицами с пением особых песен, прославляющих языческого купала, с разведением среди полей огня и с хороводными вокруг него плясками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В тосненском приходе во второй половине XIX века постигали первые азы церковной жизни и уроженки слободы Тосны, которые впоследствии стали монахинями. Дочь извозопромышленника Ольга Васильевна Закамская, 1866 года рождения, в постриге монахиня Августина, была насельницей Новодевичьего монастыря в Петербурге . В 1931 году была арестована. О монахине Августине известно, что в 1932 году она была отправлена в Арзамас. В Тосне в 1873 году родилась и Мария Гавриловна Смолина. Шестнадцатилетней она ушла в Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, долго была послушницей: выпекала монастырский хлеб. Постриг приняла в 1917 году с именем Раиса. Ее постригал архимандрит Александро-Невской лавры Макарий. Монахиня Раиса была сослана в 1932 году в Кировский край. Лишь на год старше матушки Раисы была уроженка Тосны Александра Дмитриевна Шитова, в постриге монахиня Аркадия. Она тоже жила в Новодевичьем монастыре, несла разные послушания. Ее постриг совершил архимандрит Геннадий (Никифоров) в 1925 году. Монахиня Аркадия была лишена права проживания в ряде городов, а также в Уральской области на три года. Автор книги «Никто молитвы не отнимет» Л. И. Соколова сообщает, что матушка Аркадия монашествовала сорок лет. В «Книге памяти жертв политических репрессий Новгородской области» (т. 10) имеются сведения о монахине родом из Тосны, родившейся в 1875 году в семье мещан. Ее мирское имя Мария Михайловна Глебова. Была ли Мария насельницей одного из новгородских монастырей, или приехала в Новгород уже после разорения ее родной обители, неизвестно. Как монахиня, она была лишена избирательных прав Новгорсоветом 30.10.1931 г. Перед лихолетьем Но вернемся к началу ХХ века, когда церковная жизнь в Тосно еще текла по своему привычному руслу. В 1902-1905 годах церковь Казанской иконы Божией Матери была перестроена по проекту епархиального архитектора Н.Н. Никонова . К основному приделу был пристроен со стороны реки Никольский придел, а отдельно стоявшая колокольня была соединена с храмом обширным притвором. Проект интерьера церкви «в стиле русское барроко» осуществил молодой архитектор Александр Успенский, сын известного писателя Г.И. Успенского .

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

41 Братия Валаамского монастыря с 1925 по 1945 гг. разделялась на “ново­стильников” и “старостильников” и не поддерживала духовного общения друг с другом. В 1945 г. к Московской Патриархии присоединились Валаамский, Коневский монастыри и два прихода в Хельсинки. 42 См. Игумен Нестор (Киселенков). В иных пределах/Вступ. и публ. Н. Кор­ниловой//Север. 1991. 9. 44 Воспоминание монаха Иувиана о последних днях жизни схиигумена Харитона опубликовано: Валаамский патерик. Т. 2. СПб., 2003. С. 98–100. 45 Выдержки из книги князя А. В. Оболенского “Мои воспоминания и размышления” (Стокгольм: изд. журнала “Русские перезвоны”. Брюссель, 1961). 46 Скит Валаамского монастыря, названный в честь святого Иоанна Предтечи, расположен на одном из островов Валаамского архипелага. 47 Выражать свои чувства в стихотворной форме было одной из валаамских традиций. В монастыре даже был свой “официальный” поэт – монах Викентий (Попов, 1865–1931), чьи стихи в 1935 г. были опубликованы отдельным сборником “Валаам”. 48 В Валаамском монастыре братия разделилась на “новостильников” и “ста­ростильников” после предписания Финляндского правительства и Церковного управления перейти во всех православных приходах и монастырях Финляндии на новый, григорианский календарь. 49 Финляндское Церковное управление было недовольно Валаамским игуменом Павлином (Мешалкиным, 1866–1935) за его нежелание отчислять большие суммы на нужды Управления. Его отправили на покой, а на должность настоятеля братия избрала эконома монастыря иеромонаха Харитона. Игумен Харитон смог уладить спорный финансовый вопрос таким образом, что и Церковное управление, и монастырь смогли мирно сосуществовать дальше. 51 В 1940 г. вся братия Валаамского монастыря эвакуировалась в Папинниеми в связи с передачей территории, на которой находился остров Валаам, СССР после Зимней советско-финской войны. Во время Второй мировой войны Финляндия вначале вынуждена была воевать на стороне Германии; на короткое время остров Валаам с отступлением советских войск опять оказался под конт­ролем Финляндии. На острове была размещена школа юнг, судя по описаниям игумена Харитона, церковные постройки и кресты на них были сильно изувечены. См. Игумен Харитон (Дунаев) . Поездки на освобождённый от большевиков Валаам…//Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг. СПб., 2006. С. 249–266.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Священномученик Александр родился в 1866 году в Самарской губернии в семье священника Петра Иванова. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. С 1909 по 1930 год отец Александр служил в храме села Кривая Лука. В 1930 году власти арестовали священника и обвинили в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в том, что он будто бы противодействовал устроению колхозов, но отец Александр все эти обвинения, как ложные, отверг. Несмотря на это, он был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. После двух лет пребывания в ссылке здоровье священника расстроилось настолько, что он не в силах стал выполнять определенную для него рабочую норму; перестал получать продуктовый паек и от голода все сильнее слабел. Видя, что ему грозит голодная смерть, он решил бежать из ссылки на родину. В июле 1933 года отец Александр купил билет и сел на поезд. Из документов у него была только выписка из метрической книги о рождении, но всё же он благополучно добрался до Самары. В 1937 году НКВД снова арестовал отца Александра. Священномученик Вячеслав родился в 1883 году в семье писаря Александра Инфантова. Учился в Духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен в сан священника. В 1930 году власти арестовали его и продержали около полугода в Самарской тюрьме. В 1937 году он вновь был арестован. Священномученик Василий родился в 1873 году в селе Н.-Бинарадка Самарской губернии в семье священника Иоанна Витевского. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. В 1929 году власти арестовали отца Василия и приговорили к трем годам ссылки в город Саратов, где он в 1931 году снова был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь. Незадолго до 1937 года отец Василий был освобожден и вернулся в Самару, здесь 30 ноября 1937 года он был вновь арестован. Священномученик Иаков родился в 1878 году в селе Шламка Самарской губернии в семье крестьянина Иоанна Алферова. До революции Иаков Иванович преподавал в школе; после революции, когда начались гонения на Церковь, принял сан священника и служил в храмах Самарской епархии. В 1930 году власти арестовали священника, приговорили к трем годам заключения в концлагерь и отправили на каторжные работы на Беломорско-Балтийский канал. В 1933 году отец Иаков вернулся на родину. При усилении гонений в 1937 году он был вновь арестован.

http://pravmir.ru/novomucheniki-samarsko...

Священномученик Иоанн родился в 1880 году в городе Ардатове в семье крестьянина Иосифа Сульдина. После окончания семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в городе Сызрани. В 1931 году отец Иоанн был арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагерь. После отбытия заключения в 1933 году он снова был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Из ссылки отец Иоанн приехал в Самару. 30 ноября 1937 года он был арестован. Священномученик Иоанн родился в 1873 году в селе Новые Рачейки Самарской губернии в семье священника Василия Смирнова. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника; служил в храмах Самарской епархии. Во время гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 году отец Иоанн был арестован и заключен вместе с архиепископом Александром и другими священниками в исправительно–трудовой лагерь. Священномученик Александр родился в 1873 году в селе Туарин Самарской губернии в семье диакона Александра Органова. С 1894 по 1898 год Александр Александрович служил в 1–й дивизии 1–го Преображенского полка рядовым, а затем был назначен ротным писарем. Выйдя в отставку, он стал служить в храме псаломщиком, и в самый разгар послереволюционных гонений принял сан священника и затем служил в храмах Самарской епархии до ареста в 1937 году. Священномученик Трофим родился в 1888 году в селе Брыковка Саратовской губернии в семье крестьянина Григория Мячина. Образование получил в Духовной семинарии и был рукоположен в сан священника. В 1933 году власти арестовали его и он был приговорен к трем годам заключения в концлагерь. В 1936 году отец Трофим был освобожден, а через год при усилении гонений на Церковь вновь арестован. Священномученик Александр родился в 1866 году в Самарской губернии в семье священника Петра Иванова. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. С 1909 по 1930 год отец Александр служил в храме села Кривая Лука. В 1930 году власти арестовали священника и обвинили в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в том, что он будто бы противодействовал устроению колхозов, но отец Александр все эти обвинения, как ложные, отверг. Несмотря на это, он был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010