Священномученик Михаил родился 7 января января 1866 года в селе Сухая Нива          Демянского уезда Новгородской  губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова, который сорок восемь лет ревностно прослужил Церкви. В 1888 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком  в храм женского Покровского Зверина монастыря в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в селе Строилово, в 1902 году — в Полновский Успенский женский монастырь, располагавшийся в Демянском уезде, а в 1906 году — в Борисоглебскую церковь в Новгороде. В 1906      году отец Михаил был награжден наперсным крестом. 30 июля 1917 года возведен в сан протоиерея. За время своего служения, как деятельный священник имел множество послушаний. Он принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, в церковно-общественной жизни города. Прихожане любили и уважали священника за то, что он       всегда с радостью, по-христиански им помогал. После прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Отец Михаил был арестован в 1926 году и некоторое         время пробыл в тюрьме. В 1931 году священник был выселен из дома вместе с семьей. В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство насчитывало около двадцати человек, которые          молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть     средств передавали братству, откуда те жертвовались по мере необходимости         нуждающимся — бедным и находящимся в заключении. 20 апреля 1933 года были    арестованы члены братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города. В их числе и протоиерей Михаил Борисов, которому шел тогда шестьдесят восьмой год. 19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила отца Михаила к лишению права проживать в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. Он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Там он был награжден очередной наградой — палицей. Но и в Угличе его захватила очередная волна гонений. 28         октября 1937 года протоиерей Михаил был арестован. Теперь ему вменялось участие в контрреволюционной церковно-монархической группе. Следствие велось один день,         своей вины он не признал. 5 января 1937 года тройка УНКВД по Ярославской области приговорила его к десяти годам заключения. Из-за старости и немощности священника оставили в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Здесь протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

В числе осужденных по этому делу было еще трое Зосимовских насельников: преподобный игумен Владимир (Терентьев), иеродиакон Евфросин (Данилов), иеродиакон Иоанникий (Каштанов). Из последнего протокола допроса отца Мелхиседека следует, что ему приписывалось «признание»: «вся наша группа, состоящая из монахов и монашек была по отношению к Соввласти настроена недоброжелательно, а дальше больше враждебно. Состоя членом контрреволюционной организации ”Истинных христиан ” создал филиал этой организации... которым и руководил до ареста: проводил нелегальные собрания..., на которых читал контрреволюционные листовки собственного сочинения и намечал формы и методы антисоветской деятельности Добавляю, по предъявленному ранее обвинению, где я виновным себя не признал, решение свое изменяю и виновным в предъявленном мне обвинении. себя признаю». Подпись иеромонаха Мелхиседека под этим следовательским вымыслом отсутствует! Вероятно истязали, били, играли в «доброго» и «злого» следователя. А кто был «добрым», кто «злым» из мучителей: Логунов? Широков? Саморядов? Комиссаров? «Опер» Толстой? Святое Писание сохранило нам имена Иуды, Каифы, Анны, Иродов. Знайте же и имена тех, кто убивал праведников XX века. Вымышленное обвинение иеромонах Мелхиседек не подписал. И только на следующем листе, через большой пропуск в конце страницы, стоит его подпись под словами: «Признаю себя виновным в том, что я на проскомидии поминал царей благочистивых». Расстрелян отец Мелхиседек был в том же 1931 году вскоре после вынесения приговора 6 июня. Похоронен в неизвестной могиле на Ваганьковском кладбище. Дата реабилитации 12 декабря 1958 года. Упокой, Господи, душу раба Твоего иеромонаха Мелхиседека. Схиигумен Митрофан Русский крестьянин, русский монах-священник, русский мученик, духовник епископов, принявший из рук преподобного Алексия древко хоругви Зосимовского старчества. Корни этого подвижника уходят в благословенную Тверскую землю, где он родился в 1866 году в деревне Горки Новоторжского района. Михаил Тихонович Тихонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

348 Александр Петрович Рождественский (1864–1931), доктор богословия, профессор Петроградской духовной академии по кафедре Священного Писания, настоятель церкви Мариинского дворца. Впоследствии эмигрировал, профессор богословского факультета Софийского ун-та. 349 Борис Александрович Тураев (1868–1920), профессор Петроградского ун-та, выдающийся русский востоковед, литургист и агиолог. Автор службы преподобномученику Афанасию Брестскому (составил, будучи еще гимназистом) и большинства оригинальных песнопений службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), «святой человек, знавший богослужение лучше духовенства». В 1917–1918 гг. член Поместного Собора, принимал весьма активное участие в работе богослужебного отдела. В 1918 г. избран действительным членом Российской Академии наук. В 1919–1920 гг. член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии, в 1920 г. – профессор и член Совета Петроградского богословского института. 350 Архиеп. Платон (Рождественский, 1866–1934), экзарх Грузии, первенствующий член Синода, пред. I отдела Предсоборного совета. Впоследствии митрополит Тифлисский и Бакинский, затем Одесский, после эмиграции в 1920 – Североамериканский. Объявил автономию Американской Церкви. Феодор Дмитриевич Филоненко, член Синода, депутат IV Государственной Думы (фракция националистов). После Собора служил в Петрограде, подвергался арестам, заключен в Соловки в 1924 г. 352 Тезисы в полном составе: Предсоборный Совет, доклады. 90 об.–91. Опубликованы в: Кравецкий. Проблема языка. 69; Богослужебный язык. 343. О Комиссии архиеп. Сергия по исправлению богослужебных книг см. ниже, гл. 3. Не совсем ясно, в каких отношениях она должна находиться с Особой комиссией, указанной в п. 6. Похоже, пп. 6 и 7 представляют альтернативные формулировки одного предложения (тогда обе они попали в протокол просто по недосмотру). 354 См. Сводные данные (1). 115. Большее количество членов оказалось лишь в Отделе о высшем церковном управлении, реформа которого являлась главной задачей Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И в заключение речи по сему говорит: «Господу Богу и святой православной Церкви Его, в благоговейной преданности, в единодушном общении, как смиренная добровольная жертва, да будут посвящены твои начатки, вместе с моими останками священно-начальственной деятельности, и на сию жертву, по молитвам освященного собора, да снидет невидимый огнь Духа истины, оживотворяющий мертвенность нашу, просвещающий тьму нашу». 1930 Соответственно такому заключению этой речи, в речи по рукоположении преосвященному Савве, святитель Филарет наставлял ново рукоположенного возгревати дар Божий, живущий в нем возложением рук ( 2Тим.1:6 ) его, первосвятителя Московского. И преосвященный Савва верно исполнил завет первосвятителя Московского, своего рукоположителя. Вместе с преосвященным Леонидом, с которым жил в примерном согласии, он оказывал самую добрую и деятельную помощь ослабевавшему все более и более в телесных силах, хотя, и неустанно бодрому духом, первосвятителю Московскому. «Благодарение Богу, писал сам первосвятитель от 11 сентября 1863 года А. Н. Муравьеву, что два помощника мои облегчают меня, и утешают добрым согласием со мною и между собою». 1931 Такую помощь преосвященный Савва оказывал святителю Филарету до самого 1866 года, в половине которого призван был на самостоятельную Полоцкую кафедру. И не напрасно сам святитель Филарет писал, что «с сожалением» отпустил его от себя, не желая «поставить свою волю пред волею начальства, в которой видел общее благо и волю Провидения». 1932 Между тем как преосвященный Савва перемещен был на Полоцкую кафедру из Московских викариев, преосвященный Леонид все еще оставался первым викарием Московским, епископом Дмитровским, как мы и выше замечали. И как он был последним викарием – епископом Дмитровским при святителе Филарете, так последним викарием – епископом Можайском при нем суждено было сделаться сроднику святителя Филарета по плоти преосвященному Игнатию (Рождественскому), которого святитель Филарет хотел избрать себе в помощники еще при первой мысли о втором викарии. 1933 Игнатий был магистр Московской Духовной Академии одного выпуска с преосвященным Саввою 1850 года, хотя, возрастом и гораздо моложе его. 1934 Прямо по окончании академического курса он назначен был инспектором Московской духовной семинарии, затем в 1857 году – ректором Вифанской, а в 1861 году – Московской семинарии, быв возведен в сан архимандрита в один год с преосвященным Саввою в 1855 году. Еще в бытность ректором Вифанской семинарии, архимандрит Игнатий заслужил о себе мнение, как «правильный и спокойный администратор», 1935 как «достаточный в познаниях и в управлении рассудительный». 1936

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Монастырь св. вмч. Екатерины. Не пропустил архимандрит Порфирий и «бедной мечети, построенной для мусульманских поклонников» . Не забыл и «туземных бедуинов», которые «однажды в год весьма рано восходят на вершину Синая после священных песнопений и плясок у ограды обители отшельников, и на этой вершине приносят жертву утренней звезде, пока видят ее на небе». По поводу такого необычного соседства архимандрит Порфирий заключил: «Итак, сия вершина есть единственное место на земле, где современно совершается богослужение по Новому Завету с чтениями из Ветхого, по Корану, и по чину язычества, существовавшего ранее Моисея» . В 1866 г. храм Преображения Господня по-прежнему стоял на вершине Синая. Во всяком случае, иеромонах Саровской пустыни Паисий вместе с другими паломниками отслужили там «Божественную литургию, по окончании которой служили молебен Спасителю, Божией Матери с акафистом Св. Троице». Однако порядок богослужения завершился совершенно неожиданным образом. «При чтении окончательной молитвы сделалось ужасное потрясение всей горы, так что вся церковь ощутительно поколебалась, затрясся весь иконостас и иконы, отчего мы все устрашились и содрогнулись до обильных сердечных слез и душевных вздохов». Архимандрит Порфирий в «Священных воспоминаниях о Синае» упомянул о нескольких крупных землетрясениях на полуострове в 1091, 1312, 1814 гг., а также рассказал о том, как один из его спутников по путешествию 1845 г., отправившись на охоту, «услышал сильный шум подземный и струсил». По этому поводу ученый паломник сделал следующее умозаключение: «Синайские горы, как великолепные покрышки, надвинуты на огни подземные». По емкой характеристике Коробейникова, гора Хорив «велми высока, облака небесная ходят по воздуху ниж горы и трутся по горе; а ветр велик на горе вельми и студь велика». Отметим, что ее высота — 2 285 м над уровнем моря. Под руинами маленькой мечети, вероятно, той самой, о которой упоминали Василий Григорович-Барский и архимандрит Порфирий Успенский (ее предположительно датируют XVI в.) показывают пещерку между камнями, в которой, по преданию, находился Моисей. На самой же вершине Хорива, согласно современным путеводителям, находится церковь (часовня) Св. Троицы, выстроенная в 1931–1934 гг. в основном из материалов древнего храма, возможно, юстиниановского .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В материалах Челябинской епархии есть сообщение: «В 1920 году были закрыты и обе единоверческие женские общины Уфимской епархии. Тихвинская община была реорганизована в с/а « Единение женщин» а община Анны Кашинской в с/а «Саткинская». Однако обе эти общины окончательно ликвидированы только в 1924 году, но часть сестер - монахинь поселились в Воскресенском монастыре и были там до 1931 года. Архимандрит Иоанн (Корионов Иван Несторович), 1823 - 29.01.1915) Религиозный дятель. Настоятель монастыря: и.о. 21.06.1866, настоятель 1868 - 20.12.1911. Иван Несторович также уроженец села Ярославка, Оренбургской губернии, Златоустовского уезда из крестьян- старообрядцев. Родитель его был беглопоповец, а мать-«федосеевка» из беспоповцев, отрицавшая всякую обрядность. Родители не могли достигнуть согласия меж собой и мальчик рос не крещеным. Он был погодок Коле Гордееву и дети с детства были очень дружны. Когда инок Власий Гордеев организовал старообрядческий скит под Юрюзанью, то там оказался и его сын. Ваня Корионов скучал по своему другу и постоянно просился тоже в этот скит к нему у родителей. В возрасте 12 лет он поступил в Юрюзанский скит. Крестил его там инок Власий. Он же стал его духовным отцом и учителем. В 1838 году, при объявлении скита единоверческим, Ваня становится его послушником. Став уже юношей, всегда и везде сопровождает инока Иоанна (Гордеева) в его подвижнических делах. 12 июня 1849 года в числе первой братии он прибыл на место, где был учреждён Златоустовский единоверческий мужской Воскресенский монастырь. В 1851 году принял монашество с именем Иоанн, с 1852 года иеродиакон, с 1855 иеромонах, с 1860 казначей монастыря. Он почти всегда сопровождал своего учителя при сборах средств на нужды монастыря. Известен его рассказ о том, как им приходилось принимать при сборе пожертвований оскорбления и побои. Однажды в Москве зашли во двор одного купца и натолкнулись на сынка хозяина, который велел дворнику выгнать их с побоями в «шею». Но досталось только игумену Иоанну и он сказал Иоанну (Корионову): «Вот видишь какой я счастливый, мне хотя и не дали ничего, так всё-таки побили, а с тобой ничего не сделали».

http://sobory.ru/article/?object=29556

Не пропустил архимандрит Порфирий и " бедной мечети, построенной для мусульманских поклонников " Не забыл и " туземных бедуинов " , которые " однажды в год весьма рано восходят на вершину Синая после священных песнопений и плясок у ограды обители отшельников, и на этой вершине приносят жертву утренней звезде, пока видят ее на небе " . По поводу такого необычного соседства архимандрит Порфирий заключил: " Итак, сия вершина есть единственное место на земле, где современно совершается богослужение по Новому Завету с чтениями из Ветхого, по Корану, и по чину язычества, существовавшего ранее Моисея " В 1866 г. храм Преображения Господня по-прежнему стоял на вершине Синая. Во всяком случае, иеромонах Саровской пустыни Паисий вместе с другими паломниками отслужили там " Божественную литургию, по окончании которой служили молебен Спасителю, Божией Матери с акафистом Св. Троице " . Однако порядок богослужения завершился совершенно неожиданным образом. " При чтении окончательной молитвы сделалось ужасное потрясение всей горы, так что вся церковь ощутительно поколебалась, затрясся весь иконостас и иконы, отчего мы все устрашились и содрогнулись до обильных сердечных слез и душевных вздохов " Архимандрит Порфирий в " Священных воспоминаниях о Синае " упомянул о нескольких крупных землетрясениях на полуострове в 1091, 1312, 1814 гг., а также рассказал о том, как один из его спутников по путешествию 1845 г., отправившись на охоту, " услышал сильный шум подземный и струсил " . По этому поводу ученый паломник сделал следующее умозаключение: " Синайские горы, как великолепные покрышки, надвинуты на огни подземные " По емкой характеристике Коробейникова, гора Хорив " велми высока, облака небесная ходят по воздуху ниж горы и трутся по горе; а ветр велик на горе вельми и студь велика " . Отметим, что ее высота - 2 285 м над уровнем моря. Под руинами маленькой мечети, вероятно, той самой, о которой упоминали Василий Григорович-Барский и архимандрит Порфирий Успенский (ее предположительно датируют XVI в.) показывают пещерку между камнями, в которой, по преданию, находился На самой же вершине Хорива, согласно современным путеводителям, находится церковь (часовня) Св. Троицы, выстроенная в 1931-1934 гг. в основном из материалов древнего храма, возможно,

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Приведём несколько конкретных фактов. В 1931 году была арестована уроженка слободы Тосны монахиня Августина, насельница Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря, в миру Ольга Васильевна Закамская, 1866 года рождения, дочь извозопромышленника. В 1932 году она была сослана в Арзамас . В том же, 1932 году, власти сослали в Кировский край монахиню Раису, уроженку Тосны 1873 года рождения, с шестнадцати лет подвизавшуюся тоже в Новодевичьем монастыре в Петербурге. В миру её звали Мария Гавриловна Смолина. В Новодевичьем монастыре жила и в эти же годы пострадала монахиня Аркадия, тосненская уроженка 1872 года рождения. В миру Александра Дмитриевна Шитова, она была лишена права проживания в ряде городов, а также в Уральской области на три года . Мария Михайловна Глебова, 1875 года рождения, из семьи тосненских мещан, пострадала в Новгороде: как монахиню, её лишили избирательных прав решением Новгорсовета от 30 октября 1931 года . К сожалению, неизвестно, в каком новгородском монастыре подвизалась наша землячка. Возможно, она поселилась в Новгороде после закрытия родного инокине монастыря, находившегося и в какой-либо другой области. Ещё об одной монахини из Тосно, вынужденно вернувшейся в посёлок в годы гонений, рассказал Леонид Николаевич Кондаков. «Была она из семьи Закамских. Наталья Закамская замужем была за  Алексеем Лебедевым . Жили они в своём доме по адресу ул. Ленина, 107. Стоял он напротив современной милиции, у самой дороги. А в глубине, в огороде, стоял ещё один маленький домик, и в нём жили брат и сестра тёти Натальи – Закамские дядя Павел и тётя Мария. Тётя Мария была монахиней. Она всегда ходила в чёрном. Была суровой на вид. К ней изредка приходили, а то и приезжали священники и монахини. Ходила в церковь и прислуживала там. Бывала на поминках. Она родом тосненская, но до революции из города уезжала, вернулась уже после революции. Женщины в трудных обстоятельствах обращались к ней за помощью. Она лечила людей. И мать моя тоже к ней обращалась. Умерла тётя Мария уже после войны в возрасте примерно восьмидесяти лет».

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

В тосненском приходе во второй половине XIX века постигали первые азы церковной жизни и уроженки слободы Тосны, которые впоследствии стали монахинями. Дочь извозопромышленника Ольга Васильевна Закамская, 1866 года рождения, в постриге монахиня Августина, была насельницей Новодевичьего монастыря в Петербурге . В 1931 году была арестована. О монахине Августине известно, что в 1932 году она была отправлена в Арзамас. В Тосне в 1873 году родилась и Мария Гавриловна Смолина. Шестнадцатилетней она ушла в Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, долго была послушницей: выпекала монастырский хлеб. Постриг приняла в 1917 году с именем Раиса. Ее постригал архимандрит Александро-Невской лавры Макарий. Монахиня Раиса была сослана в 1932 году в Кировский край. Лишь на год старше матушки Раисы была уроженка Тосны Александра Дмитриевна Шитова, в постриге монахиня Аркадия. Она тоже жила в Новодевичьем монастыре, несла разные послушания. Ее постриг совершил архимандрит Геннадий (Никифоров) в 1925 году. Монахиня Аркадия была лишена права проживания в ряде городов, а также в Уральской области на три года. Автор книги «Никто молитвы не отнимет» Л. И. Соколова сообщает, что матушка Аркадия монашествовала сорок лет. В «Книге памяти жертв политических репрессий Новгородской области» (т. 10) имеются сведения о монахине родом из Тосны, родившейся в 1875 году в семье мещан. Ее мирское имя Мария Михайловна Глебова. Была ли Мария насельницей одного из новгородских монастырей, или приехала в Новгород уже после разорения ее родной обители, неизвестно. Как монахиня, она была лишена избирательных прав Новгорсоветом 30.10.1931 г. Перед лихолетьем Но вернемся к началу ХХ века, когда церковная жизнь в Тосно еще текла по своему привычному руслу. В 1902-1905 годах церковь Казанской иконы Божией Матери была перестроена по проекту епархиального архитектора Н.Н. Никонова . К основному приделу был пристроен со стороны реки Никольский придел, а отдельно стоявшая колокольня была соединена с храмом обширным притвором. Проект интерьера церкви «в стиле русское барроко» осуществил молодой архитектор Александр Успенский, сын известного писателя Г.И. Успенского .

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кобыльском. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1727 и 1736. Год утраты:1931 Адрес: Москва, улица Земляной вал, 21/2, стр. 1 Координаты: 55.760641, 37.658203 Проезд:метро Курская, метро Чкаловская (400 м от ж/д станции Курский вокзал) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николая, святителя, в Кобыльском церковь Первая церковь, построенная в 1672 г., была деревянной. Упоминание в названии местности связывается с именем стрелецкого полковника Ивана Кобыльского. Есть и другая версия происхождения названия местности. Эта территория находилась за городской чертой и была выделена для выпаса скота, принадлежавшего горожанам. Здесь же была слобода, на выгоне которой паслись лошади. И в этой Кобыльской слободе построили церковь святителя Николая. Вторая церковь на этом месте, также деревянная, была построена в 1678 г. стрельцами приказа Ивана Елагина. Согласно «Указателю московских церквей» М.И. Александровского, каменная церковь строилась на протяжении нескольких лет. Трапезную, колокольню и придел святителя Николая построили между 1727 по 1731 годами. Главный храм в честь Спаса Нерукотворного образа был освящен в 1736 г. В 1848 г. пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. Вблизи церкви в 1866 г. построили первое здание Курского вокзала, или, как его называли в документах, «временное пассажирское здание». Церковь разобрали в 1930 г., и на ее месте в 1936–1937 гг. построили жилой девятиэтажный дом. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного Образа, что за Земляным городом в Стрелецкой слободе, занесена в окладные книги в 1672 г., причем, был обозначен и придел Николая Чудотворца. Церковь была деревянная. С XVIII в. известно название церкви «Николы в Кобыльском» или «Николы Кобыльского». С 1727 г. выстроена была трапезная с Никольским приделом, освящение было в августе 1731 г. С 1734 г. строился нынешний главный храм на средства Григория Трофимовича Мушникова, освящен в октябре 1736 г. В 1756 г. в трапезной устроен придел Казанской Божией Матери, нынешнее помещение которого построено в 1848 г., освящено 18 июня. Александровский М. И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34849

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010