В XVIII в. третья составная часть современной Румынии - Трансильвания - отошла к Австрии. В это же время начался процесс зарождения национального самосознания румын. Местная интеллигенция все больше обращается к своим корням, появляется румынская литература, публикуется множество книг на румынском языке. Привносимая фанариотами эллинизация начинает восприниматься резко враждебно. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Россия аннексировала Молдавию, но из-за наполеоновских войн должна была вывести оттуда свои войска. В 1822 г. к власти в Валахии пришел местный князь Стурдза, начавший работу по объединению обоих княжеств. В 1829 г. под русским давлением Турция признала автономию Молдавии и Валахии. В 1862 г. было провозглашено единое независимое княжество Румыния под правлением князя Кузы. В 1881 г. Румыния преобразовалась в королевство. Это было светское государство. В 1865 г. Румынская Церковь провозгласила автокефалию. Она также организовала себя по русской модели с Синодом во главе. Константинополь признал румынскую автокефалию в 1885 г. Однако в Церковь входили лишь митрополии Молдавии и Валахии. Что же касается Церкви в Трансильвании, то она состояла: 1) из митрополии Сибиу , которая первоначально была под юрисдикцией Карловцев, но с 1864 г. стала автокефальной; 2) Черновицкой митрополии , которая также ранее была под Карловацким управлением, но в 1873 г. получила автокефалию. Паства обеих митрополий была по преимуществу румынской, но с весьма значительным славянским (сербским, словацким, русинским и т.д.) меньшинством. Все эти митрополии в 1925 г. объединились в единую Церковь Великой Румынии. Тогда же архиепископ Бухарестский воспринял титул патриарха. 8. Кипрская Церковь. В 451 г. на Эфесском Соборе была провозглашена автокефалия Кипрской Церкви, которая до этого находилась в некоторой зависимости от Антиохии. Это решение Собора шло несколько вразрез с общей централизаторской тенденцией, которая в то время преобладала в Церкви. Конечно, св. Кирилл, провозглашая эту автокефалию, отчасти был заинтересован в том, чтобы уменьшить влияние своих оппонентов на Антиохийской кафедре. Но тем не менее решение Собора было возвратом к древней практике. И, таким образом, эта автокефалия стала единственной, провозглашенной Вселенским Собором.

http://sedmitza.ru/lib/text/434850/

Местная паства горда тем, что с 22 декабря 1913 года, архиепископом Литовским и Виленским назначен Тихон (Белавин) (1865–1925), впоследствии митрополит Московский и Коломенский, избранный в 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе, Святйшим Патриархом Московским и всея Руси. В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в 1989 году причисленый к лику святых(28). Весной 1944 года епархию потрясла трагедия, митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), Экзарх Латвии и Эстонии, был расстрелян на дороге Вильнюс – Каунас ,неизвестными в немецкой форме. Владыка Сергий ,в это нелегкое время старался в условиях «нового порядка», вести осторожную политику, всячески подчеркивая свою верность Московской Патриархии. Прибалтийский регион ,на всей оккупированной территории СССР, был единственный ,где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии (27) Единственным уроженцем Вильнюса, ставшим правящим архипастырем Литовской кафедры, был архиепископ Алексий (Дехтерев)(1889–1959). Вторая мировая война застала его белоэмигранта, настоятелем Александро-Невской церкви города Александрии в Египте. По доносу , египетская полиция арестовала его в 1948 году, продержав в тюрме почти год (6). Пассажирский корабль, бывшего капитана дальнего плавания, увозивший его на Родину назывался... «Вильнюс» ,и на родной Литовской земле, с 1955 года, Владыка Алексий оставался до последних своих дней (22) . Во время отмечявшегося 400 летия монастыря и 650-летия кончины свв. Виленских мучеников, епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Свято-Духовом монастыре расположена резиденция правящего архирея – митрополита Виленского и Литовского Хризостома, священно-архимандрита монастыря. Вильнюсский Пречистенский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, 1346 года, отстроенный в 1868 году, расположен в десяти шагах от Русской улицы, прописан на Майронио д.14. На фронтоне надпись «храм построен при Великом князе Альгирдасе в 1346 году...и положиша тело его в церкви Пресвятой Богородицы в Вильне, юже сам созда». . Церковь князь возвел для своей супруги Юлиании, Тверской княжны .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

В произведениях Беньямина также отражается наследие библейской мысли. Вальтер Беньямин является одним из ключевых фигур философии Джиорджио Агамбена. . Дитрих Бонхёффер (1906-1945) (Dietrich Bonhoeffer) – один из крупнейших богословов 20-го века, автор трудов по природе Церкви, богословию и этике, в центре которых ясно прослеживается стремление к восстановлению христологической перспективы и желание избежать отождествления христианства с совокупностью постулатов и общерелигиозных представлений. Открыто выступил против нацистского режима и, имея возможность избежать преследований, выбрал путь заточения и мученичества. Казнен нацистами 9-го апреля 1945 года после двухлетнего заточения. Церковно-славянский текст. Синодальный перевод: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. В данном случае я предпочел использовать церковно-славянский текст, более соответствующий ритму философского построения Агамбена. Философ имеет в виду знаменитую цитату немецкого протестантского богослова Эрнста Трёльча (Ernst Troeltsch) (1865-1923): «Эсхатологический кабинет в наши дни обычно закрыт» (нем.: Das eschatologische Bureau ist heutzutage zumeist geschlossen). Ср. E. Troeltsch, Glaubenslehre. Nach Heidelberger Vorlesungen aus den Jahren 1911 und 1912, München-Leipzig 1925, 36. В своем богословском рассуждении Трёльч говорит о том, что представление о посмертном наказании и воздаянии перестало соответствовать нравственным идеалам современного человека. Таким образом, по его мнению, была разрушена общепринятая основа христианских эсхатологических построений. Цитата французского католического богослова Альфреда Луази (Alfred Firmin Loisy) (1857—1940) (фр.: Le Christ a annoncé le Royaume, mais c " est l " Église qui est venue). Ср. Alfred Loisy, L " Évangile et l " Église, Paris, Alphonse Picard et fils, 1902, p.110-112. Полемизируя против либерального историко-критического метода интерпретации библейских текстов, Альфред Луази выдвинул идею о том, что Церковь каждый раз легитимным образом контекстуализировала вероучение в зависимости от требований миссии определенной эпохи.

http://bogoslov.ru/article/2331830

– архиепископ). – Ред. 591 Новорусский Михаил Васильевич (1861 – 1925) – выпускник Новгородской ДС, выпускник СПбДА (1886) с правом получения магистерской степени. В 1885 г. на IV курсе писал сочинение «Оценка эмпирической дидактики по вопросу о нравственном образовании юношества». По окончании Академии был оставлен при ней профессорским стипендиатом для подготовки к занятию соответствующей кафедры. Сочувствовал идеям революции, в результате чего вступил в террористическую фракцию партии «Народная воля» и принял участие совместно с братом В. И. Ленина Александром Ульяновым в подготовке покушения на императора Александра III 1 марта 1887 г. Был арестован 3 марта 1887 г., приговорен к казни, затем к вечной каторге, замененной заключением в Шлиссельбургской крепости. Освобожден в 1905 г. Автор воспоминаний «Записки шлиссельбуржца. 1887–1905» (М., 1933). – Ред. 592 Тухомицкий (Тухомитский) Василий, выпускник СПбДА (1886). Студентом IV курса писал кандидатское сочинение «Этика современного эволюционизма». – Ред. 593 Уроженец Тамбовской губернии, окончил курс Киевской ДА со званием кандидата, был талантливым преподавателем латинского языка в Тамбовской ДС, затем инспектором и ректором Воронежской ДС; выслужив пенсию по духовно-учебному ведомству, перешел на епархиальную службу и ныне состоит настоятелем кафедрального собора в городе Воронеже; избран в члены Третьей Государственной думы. – Изд. Сведения о нем см.: Боиович М. М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Третий созыв 1907–1912 гг. Изд. 6-е. М.: Т-во Сытина, 1913. – Ред. 594 Парвов Алексей Иванович (1833–1897), протоиерей. Родом из Новгородской губернии, окончил СПбДА магистром в 1857 г., был бакалавром и профессором по кафедрам: гомилетики, основного богословия и церковного законоведения; в 1865 г. оставил службу при Академии и поступил профессором церковного права в училище правоведения и одновременно – законоучителем на педагогические курсы и в Мариинскую женскую гимназию; в 1883 г. назначен председателем Учебного комитета при Святейшем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

695 Первый свеклосахарный завод в России был основан в 1802 г. генералом Е. И. Бланкеннагелем в селе Алябьеве Чернинского уезда Тульской губ. (см.: Рейсер A. С. Опыт сопоставления некоторых главнейших хронологических дат в области истории сахара и его производства. – Сб. статей по сахарной промышленности. M., 1925, вып. 6–7, с. 343). 696 Мелюс, или мелис – дешевый сахар из белой патоки, продукт с не доведенной до конца переработкой; часть его шла на продажу. 697 Софья Сергеевна Всеволожская (сестра Герард) была за князем Иваном Сергеевичем Мещерским, а сестра Мещерского, княжна Анна Сергеевна, была за Сергеем Акимовичем Мальцевым. Другой брат Мещерский, князь Петр Сергеевич, был некоторое время обер-прокурором святейшего Синода. 701 «Π. В. Долгоруков относит это к брату Юрия Владимировича Василию Владимировичу» (Экз. Β. К. Журавлевой, с. 432). 703 Речь идет о холерном бунте в Петербурге в июне 1831 г. Очевидец, описывая картину бунта и эпизод «усмирения» его Николаем I, так передает слова императора, обращенные к народу: «Что вы это делаете, дураки? С чего вы взяли, что вас отравляют? Это кара божия. На колени, глупцы! Молитесь богу! Я вас!» (см. в статье: Герцен А. И. Николай как оратор. – Колокол, 1865, 1 декабря, л. 209; Герцен, т. 18, с. 472). 705 Александра Александровна Корсакова сама повредила своему здоровью; она была очень полна, румяна, и кровь приливала к голове. Будучи в Париже, она посоветовалась с каким-то медиком, тот предложил ей пустить себе кровь; что ж она придумала? Послала за кровопускателем и велела себе пускать кровь до обморока и этим так себя ослабила, что опасались даже за ее жизнь. Но хотя она не умерла и выздоровела, она этим подорвала свое здоровье, стала какая-то хилая, ледащая и никогда вполне после того не могла оправиться. От этого-то старик Вяземский и называл ее больною старою девкой. 706 Сырная неделя (или сырная седмица) –то же, что масленая неделя, масленица – последняя неделя перед великим постом. 710 Речь идет о князе E. А. Грузинском (1762–1852), владевшем крупными поместьями в Нижегородской губернии и отличавшемся жестокостями и самодурством. В этом качестве он был упомянут А. И. Герценом в «Былом и думах» – в части Второй «Тюрьма и ссылка» (см.: Герцен, т. 8, с. 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Он умер три дня спустя в своей келье, во время коленопреклоненной молитвы. Мученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864–1918) 4 февраля 1905 года возле Никольской башни Кремля раздался взрыв. То была бомба, брошенная в карету, где в это время находился Сергей Александрович, муж Елизаветы Федоровны. Великий князь погиб на месте. Убийцу, Ивана Каляева, схватили. Спустя три дня вдова пришла к нему в тюремную камеру и простила его от имени своего мужа. Принцесса Гессен-Дармштадтская, Елизавета Федоровна 15 июня 1884 года сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем (братом императора Александра III). Они прожили в любви и согласии 19 счастливых лет. Князь Константин Константинович, родственник и близкий друг Сергея Александровича, вспоминал: «Он рассказывал мне о своей жене, восхищался ей, хвалил ее. Он ежечасно благодарит Бога за свое счастье». Но эпоха смуты, наставшая в России в начале XX века, разучила их. Посетив заключенного Каляева, Елизавета Федоровна оставила ему Евангелие. Более того: она ходатайствовала перед императором о его помиловании, сознавая сложность политической ситуации в стране. Великая княгиня надеялась, что проявленное милосердие со стороны власти смягчит сердца террористов и революционеров. Однако Николай II отказал в ее просьбе. Впоследствии Елизавета Федоровна оказывала финансовую помощь семье казненного. Этим подвигом великого прощения начался ее монашеский путь, который оборвался в 1918 году мученической кончиной. Святитель Тихон (1865–1925) Против него была вся государственная система. Он делал все ради спасения Церкви. Его предали ближайшие друзья и сподвижники, как только он оказался в заточении. Тем не менее опомнившихся и раскаявшихся он прощал и стремился вернуть обратно в лоно Церкви. Святитель Тихон стал Патриархом Московским и всея Руси в мрачную для страны эпоху: только-только отгремели две революции. Старые имперские порядки рухнули. Общество стояло на пороге гражданской войны. Новая государственная верхушка выбрала антирелигиозный курс, вместе с которым начались гонения и притеснения христиан, первые расстрелы. С самого начала Патриарх прекрасно понимал, что его ожидают только скорби и тяжелейшее бремя ответственности в такое отчаянное время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святитель Тихон, Патриарх Московский (в миру Василий Иванович Белавин; 1865–1925), — с 21 ноября (4 декабря по новому стилю) 1917 г. Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Православной Церковью в лике святителей в 1989 г., в день памяти святого Иоанна Богослова. Стоит во главе Собора новомучеников и исповедников российских. Память святителя Тихона совершается 7 апреля по новому стилю. Апостол и евангелист Иоанн Богослов — один из двенадцати апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги откровения (Апокалипсиса) и трех посланий, вошедших в новый завет. Память его совершается 9 октября по новому стилю. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. — первый с конца XVII b. Поместный Собор, открывшийся 15 (28) августа 1917 г. в Успенском соборе московского Кремля. Важнейшим его решением было восстановление 28 октября 1917 г. патриаршества, положившее конец Синодальному периоду в истории Русской Церкви. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский (в миру Владимир Алексеевич Троицкий; 1886–1929), — выдающийся русский богослов, духовный писатель. Видный деятель русской Церкви 1920-х гг. Ближайший помощник святителя Тихона, Патриарха Московского (†1925). Был заключенным Соловецкого лагеря особого назначения (Слон). Скончался владыка в тюремной больнице во время этапа в Южную Азию. В 1999 г. прославлен в лике святых Русской Православной Церковью. День памяти священномученика Илариона — 28 декабря по новому стилю. Преподобный Александр, первоначальник обители неусыпающих († ок. 430), — бывший военный родом из Азии, получивший образование в Константинополе. Принял постриг в одной из пустынных обителей близ Антиохии, получил благословение на пустынножительство. Затем преподобный был призван на проповедь язычникам — именно к этому времени относится упоминаемое автором событие. Через некоторое время преподобный Александр поселился невдалеке от реки Евфрат, где вокруг него возник монастырь из четырехсот монахов. В обители по замыслу игумена было устроено ни днем, ни ночью не прекращающееся славословие Господу. Монастырь с таким же уставом был устроен преподобным через 20 лет и в Константинополе. Дни памяти святого — 8 марта и 16 июля по новому стилю.

http://azbyka.ru/fiction/karmannye-zapis...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010