John Anthony McGuckin St. Tikhon (Belavin) (1865–1925) KONSTANTIN GAVRILKIN Vasilii I. Belavin was born into a priestly family in the Pskov diocese. He studied at the Pskov Seminary and St Petersburg Theological Academy, became a monk with the name Tikhon in 1891, and was ordained to the diaconate and priesthood shortly after. After a few years at the Kholm Seminary, where he became the dean, he was consecrated bishop of Lublin, vicar of the Kholm-Warsaw diocese, in 1897, but a year later was sent to the United States as bishop of the Aleutians and Alaska, and he remained there until 1907. In his nine years in America, Tikhon reorganized and expanded the diocese, initiated a number of missions, and encouraged the use of the English language (instructing that Angli­can prayer books should be used until trans­lations of Orthodox texts could be published). He provided pastoral care for diverse ethnic groups of Orthodox immi­grants from the Old World, since the Russian Church was the only autocephalous church with a proper administrative presence and resources in the United States at the time (the situation dramatically changed after the collapse of the Russian Empire in 1917, when its material support of the church also evaporated). By 1907 the now archdiocese of the Aleutians and North America had two vicar bishops (in Alaska and Brooklyn) and St. Tikhon’s Monastery in Pennsylvania was under construction, together with new churches in various regions. In 1907 Tikhon was summoned back to Russia and appointed first to Yaroslavl’, then to Vilnius (1913), and finally to Moscow (June 1917). When the Council of the Russian Orthodox Church was convened in Moscow in August 1917 for the first time since the 17th century, Tikhon was elected its chairman and elevated to the rank of metropolitan. The council contin­ued its work despite the Bolshevik coup d’etat in October and the beginning of the new regime’s persecution of the church, which intensified after the outbreak of the Civil War in 1918. Among the council’s primary goals was reestablishment of canonical order in the administration of the church and, first of all, the restoration of the office of patriarch, which had been abolished by Peter the Great in the early 18th century. After a few rounds of voting, Tikhon was elected out of the three leading candidates by the drawing of lots.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

общинам. Монастырская братия лишь дважды в год могла проводить богослужения в собственных храмах. По возвращении мон-ря вместе с Печенгой СССР в 1940 г. деятельность обители была запрещена, в отношении братии применялись репрессии. Во время кампании по изъятию церковных ценностей более других пострадали крупные приходы края в Александровске, Мурманске и Коле. В 1922 г. были сформулированы основные задачи мурманских партийных орг-ций в деле антирелиг. пропаганды. В марте 1923 г. создан антирелиг. кружок при агитотделе Мурманского губкома. 14 окт. 1925 г. союз друзей газ. «Безбожник», существовавший с 1923 г. в Мурманской губ., был переименован в Союз безбожников (с 1929 Союз воинствующих безбожников ). 30 нояб. 1925 г. открылась 1-я Мурманская городская конференция членов Союза безбожников. Мурманский Союз курировал деятельность всех безбожников губернии, а затем и Мурманского окр. Обновленчество не получило распространения в регионе. В 1928 г. мурманский приход присоединился к иосифлянству , перейдя в подчинение еп. Димитрия (Любимова) . В 1929 г. приходы края были подчинены Олонецкой епархии, а в 1936 г.- Ленинградской. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кандалакше. 1865 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кандалакше. 1865 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. В 30-х гг. XX в. были закрыты все церкви и часовни Колы, в 1940 г.- церкви Йоканьги и Кандалакши. Усилились преследования духовенства и мирян. В частности, были репрессированы иером. прмч. Моисей (Кожин) и послушник прмч. Феодор Абросимов, а также ковдинский свящ. Александр Красильников и кандалакшский свящ. Алексий Суворов (оба в 1933 осуждены по групповому делу, приговорены к 10 годам ИТЛ), настоятель Благовещенского собора г. Колы прот. Константин Мелетиев (Мелентьев, 1874-1937; расстрелян), настоятель княжегубского прихода свящ. Вениамин Боголепов (1873-1938; расстрелян), варзужский свящ. Николай Гусев (1874-1939; умер в тюремной больнице), умбский свящ.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Перед смертью Патриарха Тихона матушка Марфа говорила людям: «Скоро колокола будут звонить. Скоро колокола будут звонить». Смысл этих слов стал всем ясен лишь после смерти Патриарха Тихона (25 марта/7 апреля 1925 г.). После его смерти повсюду звонили колокола. (Святитель Тихон Патриарх Московский (Василий Иванович Беллавин, (1865–1925 гг.)) В 1925 году на сорок пятом году жизни отошла ко Господу и сама блаженная Марфа. Послушница Антонина вспоминала, что смерть блаженной была для всех неожиданной, перед смертью матушка Марфа повернулась к стене, погрозила пальцем и умерла. Незадолго до смерти блаженная Марфа говорила, чтобы все приходили к ней на могилку, она каждого выслушает и поможет. Блаженная предсказывала, что хоронить её будут три раза. Так и случилось. Первый раз блаженную Марфу похоронили в Свято-Духовском монастыре за алтарём летней церкви. После закрытия монастыря церковь стали перестраивать. Монахини перезахоронили матушку Марфу на кладбище. Её могилка была около входа в Алексеевскую церковь (ул. Голубинская). В конце 40-х годов закрыли и Алексеевскую церковь. Александра Васильевна Корнеева была свидетельницей того, что в те годы люди нескончаемым потоком шли к могилке блаженной Марфы Царицынской. В 1938 году она, тогда шестнадцатилетняя девушка, выйдя из Алексеевской церкви, обратила внимание на это, и поинтересовалась, кого там похоронили, ей всё объяснили. Тогда она впервые и узнала о блаженной старице, которую так почитали в городе. Валентина Максимилиановна Моисенко рассказывала, что впервые услышала о блаженной Марфе в 1942 году: «В 1942 году люди говорили, что надо взять из могилы гроб святой Марфы Царицынской, обнести его вокруг города, и город будет спасён». «В 1945 году Алексеевская церковь стояла разрушенная, кладбище ликвидировали. К Георгию Васильевичу Корнееву пришла послушница матушки Марфы Антонина Антоновна Мельникова и сказала, что матушка Марфа избрала его перенести её на Центральное кладбище, иначе её могилку сотрут с лица земли. Сколотили гроб, и вдвоём перенесли матушку Марфу на Центральное кладбище, отслужили погребение. Так исполнились слова блаженной Марфы о том, что хоронить её будут трижды, и с Михаилом Васильевичем Гурьевым они будут лежать на одном поле». (По материалам статьи Л. Красника, газета «Православное слово».)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Деятельность архитекторов Резанова (1817-1887) и Чагина (1823-1909) в Вильне пришлась на 60-70-е гг. XIX в. Они проектировали постройки и наблюдали за строительством правосл. храмов Вильны. В 1865 г. по проектам Резанова были построены в русско-визант. стиле шатровые часовни, Александро-Невская на Георгиевской площади (снесена в 1919), в центральной части города, и Георгиевская на правосл. Евфросиниевском кладбище в память воинов, погибших при подавлении Польского восстания 1863-1864 гг. Церковь во имя равноап. Константина и прп. Михаила Малеина. 1913 г. Фотография. 2003 г. Церковь во имя равноап. Константина и прп. Михаила Малеина. 1913 г. Фотография. 2003 г. В сер. XIX в. РПЦ были переданы мн. католич. и униатские костелы и мон-ри, в к-рых были произведены необходимые перестройки согласно правосл. канонам. В 1840 г. бывш. костел ордена иезуитов во имя св. Казимира был освящен во имя свт. Николая и стал кафедральным собором Вильны (до 1925), его фасадам были приданы черты правосл. храма (по проекту Резанова, см.: Литовские ЕВ. 1867. 19. С. 793). В 1864 г. по высочайшему повелению были закрыты католич. мон-ри. Мон-рь тринитариев с костелом Иисуса Христа (возведен в 1696 гетманом Яном Казимиром Сапегой), освященный в честь арх. Михаила, действовал до 1929 г.; мон-рь ордена визиток (визитанток) был преобразован в 1865 г. в правосл. мон-рь св. Марии Магдалины. Его главный храм (бывш. костел Сердца Иисусова) представлял в плане греч. крест, по типу это была центричная купольная постройка в стиле рококо, на зап. фасаде, имевшем декоративно вогнутый контур, не было традиц. для католич. храмов 2 башен; храм был построен при поддержке кор. Августа II Сильного по проектам архитекторов Дж. М. Фонтаны и Глаубица, руководил работами Й. Пол. В 1890-1910 гг. строились приходские храмы в новых районах разраставшейся Вильны, при них открывались школы для детей. Были освящены: 3 сент. 1895 г. ц. арх. Михаила, построенная в память гр. М. Н. Муравьёва; 25 окт. 1898 г. ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в память имп. Александра III; 1 июня 1903 г. Знаменская ц. Все эти храмы были возведены в русско-визант. стиле с использованием средневек. архитектурных традиций.

http://pravenc.ru/text/158622.html

Но несмотря на такие откровенные слова, особое совещание при Коллегии ОГПУ, которое рассмотрело следственное дело во внесудебном порядке, 22 августа 1933 г. вынесло решение об освобождении арестованных, зачтя в наказание предварительное заключение. Освобожденный архиепископ Дионисий был назначен архиепископом Минусинским. После этого он занимал еще несколько кафедр, был расстрелян в Томске 25.10.1937. В то время, как архиепископ Дионисий был в заключении, 11 июня 1933 г. на Иркутскую кафедру был назначен последний довоенный управляющий архиепископ Павел (Павловский) (1865-1937; на кафедре 1933-37 гг.). Он родился в 1865 г. в Архангельске, окончил Архангельскую духовную семинарию (1885), был приходским священником, епархиальным миссионером. Принял монашество (1915), был хиротонисан во епископа Пинежского, викария Архангельской епархии (1917), в 1920-1925 гг. отбывал заключение, в 1926-1933 гг. занимал различные кафедры. Наступил 1937 год. В документах чувствуется возникшая решимость властей как можно скорее «разобраться» со все еще функционирующими храмами и приходами. 26 января 1937 г. секретарь облисполкома Вербицкий направил во все райсоветы телеграмму с требованием немедленно выслать сведения о количестве закрытых и действующих церквей в районах . Большинство райсоветов сообщает, что действующих церквей практически нет (местами есть незакрытые юридически, но де-факто не функционирующие). В то же время в списке приходов и клириков от 26.04.1937, предоставленном архиепископом Павлом в областную администрацию, перечислены 29 церквей и 6 общин (в г. Иркутске – только 3 храма). Помимо этого, в документах ГАИО есть просьба архиеп. Павла от 22.02.1937 г. о регистрации его как правящего архиерея районов, относящихся к оставшейся без архипастыря Читинской епархии (реакция неизвестна). Но государство уже начало процесс полного уничтожения епархии и её клириков. В документах ГАИО за 1937 г. немало доносов на православное духовенство. Примечательно, что и последние обновленцы, которые сами вскоре будут арестованы и расстреляны, в частности «епископ» Константин Знаменский, видимо, почти до самого ареста продолжали писать в прокуратуру кляузы на православных. Муниципальная власть также проявляла несколько повышенную инициативу по возбуждению уголовных дел. Так, например, в письме прокурору гор. Иркутска тов. Макарчук председатель горсовета Таюрский описывает целый ряд отпеваний (жены прот. Верномудрова, прот. Иннокентия Писарева, Дурновой Анны и некоего Стефана) с проведением без разрешения Горсовета «религиозных шествий» от дома в церковь и на кладбище, в которых якобы имело место массовое участие верующих и которые «нарушили уличное движение». Как следствие, горсовет просил привлечь 6 священников к уголовной ответственности. Подобные «похоронные» жалобы ранее не встречаются, непонятно, то ли иркутское духовенство в 1937 г. вело себя более безбоязненно, то ли это преувеличение чиновников, продиктованное требованием «сложившихся обстоятельств».

http://pravoslavie.ru/44165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Вологодский Дмитрий Матвеевич; 5.11.1865, с. Рождественское Канского окр. Енисейской губ.- окт. 1937 (?), г. Минусинск Красноярского края), архиеп. Минусинский. Из семьи псаломщика. Окончил Красноярское ДУ (1879) и Томскую ДС (1885). 2 авг. 1887 г. рукоположен во иерея. Служил священником в храме с. Болотинского (Болотного) Томской губ. В 1892 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью канд. богословия. Настоятель Благовещенской ц. в Красноярске (с 1896) и красноярского кафедрального Рождественского собора (с 1897). Возведен в сан протоиерея. В 1909 г. назначен смотрителем Красноярского ДУ, 30 окт. 1914 г.- Пермского ДУ. Принял монашество, был возведен в сан архимандрита. Награждался наперсным крестом (1914), орденом св. Владимира 4-й степени (1913). После закрытия Пермского ДУ в 1919 г. вернулся в Сибирь, служил в храмах Красноярской епархии. 19 мая 1923 г. хиротонисан в Москве во епископа Минусинского, назначен викарием Енисейской епархии. Поскольку прежний Енисейский и Красноярский еп. Зосима (Сидоровский) перешел в обновленчество , Д. самостоятельно управлял приходами в юж. части Енисейской губ. Имеются сведения, что в это время оформилась самостоятельная Минусинская и Усинская епархия, правящим архиереем которой был Д. Первое время служил тайно, а 19 нояб. 1923 г. совершил первую архиерейскую литургию в кладбищенской Сретенской ц. в г. Минусинске. Принимал покаяние у священников, возвратившихся из обновленчества, требовал от них публичного покаяния перед верующими. Трудами Д. вернулись в каноническую юрисдикцию 95 приходов из 115, ранее захваченных обновленцами (по отчетам их руководителей, к Д. перешло не более 50 приходов). Обновленцы были серьезно обеспокоены тем, что благодаря решительным действиям архиерея в народе укрепилась «непримиримая ненависть ко всякому проявлению обновленчества в Церкви». Вместе с Д. активно обличал обновленцев настоятель Сретенской ц. иером. сщмч. Амфилохий (Скворцов ; с марта 1925 епископ Красноярский). В 1924 г. при поддержке властей обновленцы пытались захватить Сретенский храм, его настоятель был арестован. Уголовное дело власти возбудили и против Д., ему было запрещено совершать богослужения и выезжать из Минусинска. В 1925 г. на предложение обновленцев об объединении с приглашением на свой 2-й собор («Третий поместный») Д. и еп. Амфилохий ответили письмом, в котором объявили обновленческий собор неканоничным и самочинным. Отказавшись вести с обновленцами переговоры об объединении, епископы заявили: «Наше соединение с вами возможно лишь тогда только, когда вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние» ( Левитин, Шавров. С. 501).

http://pravenc.ru/text/178151.html

Церковно-приходского попечительства, богадельни и больницы при церкви не было. В погосте Пажеревицы действовала земская школа, учрежденная при Пажеревицком волостном правлении в 1865 году Порховским уездным земством. В 1900 году в ней училось 80 мальчиков и 10 девочек. В селе Дирины Горки до 1 ноября 1900 года существовала сельскохозяйственная школа Министерства народного просвещения, открытая в 1896 году, содержалась на средства Министерства. В ней обучалось 12 учеников. С 1 ноября школа закрыта. В церкви служили два священника и два псаломщика. В начале XX века служили священник Иоанн Петрович Покровский и Владимир Михайлович Успенский. Священник Иоанн родился в 1863 году, был сыном псаломщика погоста Подоклинье Порховского уезда. В 1885 году окончил Псковскую духовную семинарию, служил псаломщиком в погосте Вышегород, священником в погосте Верхние Овсищи Островского уезда, с 19 февраля 1897 года - в погосте Пажеревицы. В этом же году награжден набедренником. В 1913 г. числится первым священником, вторым - священник Александр Семенович Ткаченко. В 1925 году о. Иоанн лишен «активного и пассивного права выборов». Священник Владимир Михайлович Успенский родился в 1886 году, сын псаломщика погоста Сольцы Порховского уезда. В 1889 году окончил Псковскую духовную семинарию, служил дьяконом в погосте Велье Опочецкого уезда, с 1896 года - в Пажеревицах. В 1907 г. награжден скуфьёй. В 1921 году о. Владимир служил в Пожеревицах, ему в этот год отказано в отсрочке от призыва. В 1925 году он лишен «активного и пассивного права выборов». О дальнейшей судьбе священников сведений не выявлено. В 1895 году у о. Владимира родился сын Николай Успенский. Он окончил Псковскую духовную семинарию, служил псаломщиком в погосте Высокое Порховского уезда. В 1906 году Николай рукоположен в сан дьякона, служил в Торопецком уезде, в том же году рукоположен в сан священника к Покровской церкви погоста Медведково Торопецкого уезда. В каком году о. Николай вернулся в Пожеревицы - неизвестно, но служил он здесь до ареста 29 октября 1937 года. Приговорен «тройкой» 30 декабря 1937 года к расстрелу. Реабилитирован в 1989 году.

http://sobory.ru/article/?object=01369

8 Святитель Тихон, Патриарх Московский (Белавин Василий Иванович, 1865—1925) на Всероссийском Поместном Соборе 5 ноября 1917 г. был избран Патриархом. В 1922 г. арестован и находился под домашним арестом в московском Донском монастыре. Скончался 7 апреля 1925 г., погребен в Малом соборе Донского монастыря. В 1989 г. Русской Православной Церковью причислен к лику святых. В 1992 г. обретены его нетленные мощи, которые в настоящее время находятся в Донском монастыре. 9 Священноисповедник Георгий (протоиерей Коссов Георгий Алексеевич, 1855—1928), духовный сын прп. Амвросия Оптинского. С 1884 г., после священнической хиротонии, служил в Спасском храме с. Спас-Чекряк Болховского уезда Орловской губ. В начале XX столетия стал известен как прозорливец, чудотворец и молитвенник, отчитывал бесноватых. В с. Спас-Чекряк основал общину с приютом для детей-сирот и школой для мальчиков, построил каменный храм, странноприимный дом. После революции 1917 г. приход был закрыт, о. Георгия несколько раз арестовывали. Скончался 8 сентября 1928 г., похоронен у храма. После смерти почитание старца продолжалось, было собрано множество свидетельств чудотворений, совершенных по его предстательству. В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе протоиерей Георгий Коссов был причислен к лику святых в чине священномученика, и в том же году были обретены его нетленные мощи. В настоящее время мощи сщмч. Георгия находятся в Спасо-Преображенском храме г. Болхова. 10 Монахиня Вера (Логинова) — насельница орловского Введенского монастыря до его закрытия в 20-е гг. XX в., бывшая генеральша. Была известна в Орле как юродивая и прозорливица. 11 Архимандрит Афанасий (Москвитин Александр Иванович) родился в 1906 г. в Орле в семье купца Ивана Александровича Москвитина и приходился о. Иоанну двоюродным братом. С детства прислуживал в церкви, был старшим иподиаконом Орловского архиепископа Серафима (Остроумова). В 1930 г. епископ Рославльский Даниил (Троицкий) постриг его в монашество с наречением имени Афанасий в честь свт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3252...

Успенской церкви в Сопках нужна срочная консервация, а в числе неотложных мероприятий хотя бы подробное обследование. Учитывая внушительные размеры колокольни и самой церкви, епархиальным структурам эта задача вряд ли по силам. Не горят желанием вмешиваться и областные власти: здание не отнесено к объектам культурного наследия. Похоже, без участия федерального центра тут не обойтись — иначе камни, помнящие служение перед алтарем Господним священников из патриаршего рода, окончательно превратятся в труху. Как уже, кстати, случилось с Троицкой церковью в родовом селе Беллавиных Борок на полпути между Клином и Сопками. С давних времен тут служили дьячками предки Патриарха Тихона — прапрапрадед Петр, прапрадед Осип, прадед Терентий. До своей хиротонии в пресвитера подвизался здесь и Тимофей Терентьевич, именно из Борка отправившийся 204 года назад в Сопки 8 . Наконец, именно священник Петр Малиновский из Борка окрестил 23 января 1865 года в Клину новорожденного младенца Василия Беллавина 9 .      Довоенные гонения Троицкий храм пережил. Не стало его, по воспоминаниям местных жителей, уже в 1950-е годы. Теперь и консервировать нечего: посреди кладбища только высокий, ха­отично заросший березняком холм, из которого в нескольких местах торчат кованые металлические стяжки. Где-то за бывшим алтарем должен был располагаться фамильный склеп Беллавиных — но от него давно уже не осталось и следа... 1  Наиболее подробно и аргументированно все исторические версии и гипотезы по этой теме рассматриваются в монографии: Новиков Н. С. Колыбель опального Патриарха. Псков: Робин, 1999. 2  См., напр.: Сказание о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России/консультанты прот. В. Силовьев, Е. С. Полищук. М.: РИЦ «Классика», 2016; Вострышев М. Патриарх Тихон//ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 2004; Биография святителя Тихона//Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды 1700–2005: учеб. пособие/Владислав Цыпин. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2010; Патриарх Тихон (1917–1925)//Первоиерархи Русской Православной Церкви: сб. биограф. информации. СПб.: Патриаршее подворье, 2008; Русская Церковь при Патриархе Тихоне (1917–1925)//Цыпин Владислав. История Русской Церкви. Кн. 9: 1917–1997/Владислав Цыпин. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997; Вегетарианство и его отличие от христианского поста: по творениям святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Сибирская благозвонница, 2015.

http://pravoslavie.ru/119536.html

592 Тимофеев Александр Ильич – директор С.-Петербургской 6-й гимназии. Его жена, Евфимия Антоновна, неоднократно упоминается в дневнике Антонина при ее посещениях Иерусалима с дочерьми в 1873–1876 и 1884 гг. 593 Речь идет о рукописи книги архимандрита Антонина «Из Румелии» (СПб., 1886), которая стала продолжением его ранее изданной работы «Поездка в Румелию» (Т. 1. В Румелию. СПб., 1879), описывающей его археологическое путешествие по Греции в 1865 г., в канун назначения в Иерусалим. Антонин сумел завершить работу над рукописью только к 1883 г. Затем, так же медленно, книга будет печататься в издательстве Академии наук, курировал издание профессор И.В. Помяловский. Первые отпечатанные листы были присланы Антонину на корректуру, как явствует из комментируемого письма, в феврале 1883 г. 594 Евфимий Апостолиди-Костанда (1870 или 1871–1925) – сын иерусалимского друга Антонина, грека Константина-Клеопы Апостолидеса, состоявшего в родстве с митрополитом Петры Аравийской Мелетием. После смерти Клеопы Антонин, и ранее заботившийся об их семье (дочери Клеопы учились в русской школе Е.Ф. Бодровой), должен был взять их на свое содержание. Евфимию он решил дать образование в России: первоначально устроил в мужскую гимназию г. Ананьева Херсонской губернии (там преподавал «старший» из духовных чад архимандрита – известный русский и украинский писатель П.И. Нищинский), затем перевел в 6-ю гимназию в Петербург. Позже Евфимий окончил Московскую ДА (1892), где был однокурсником митрополита Евлогия (Георгиевского). Служил в Государственном Контроле Российской Империи. После революции вернулся в Иерусалим, где, сохраняя верность России и Московской Патриаршей Церкви, активно боролся за сохранение имущества РДМ и Палестинского Общества, вызывая негативное отношение со стороны представителей Карловацкого Архиерейского Синода. Был вынужден оставить Палестину. Директор русской эмигрантской гимназии в Афинах (1921–1925). Сохранив близкие отношения с митр. Евлогием, помогал ему организовать переписку со Святейшим Патриархом Тихоном. Покончил с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010