армии. Приняв незадолго до кончины монашество с именем Анатолий, настоятель был хиротонисан во еп. Монреальского и Канадского (РПЦЗ). В 1955 г. во время работ в вост. углу храма было обнаружено кладбище с костницей. Из древних хроник было известно о существовании здесь захоронений киевских горожан и монахов, захваченных в плен татарами и проданных на невольничьем рынке в К-поле. Обнаруженные останки были бережно перенесены в крипту церкви. Вел. кнж. Ольга Константиновна, будущая королева эллинов. Фотография. 1865 г. Вел. кнж. Ольга Константиновна, будущая королева эллинов. Фотография. 1865 г. В нач. 50-х гг. ХХ в. стараниями рус. общины в квартале Аргируполи на вост. окраине А. был отстроен дом для престарелых эмигрантов из России. При нем была собрана б-ка, в фонды к-рой включено книжное собрание прекратившего в кон. 70-х гг. свое существование «Союза русских эмигрантов Македонии-Фракии». В саду богадельни в 1962 г. была освящена выстроенная в рус. стиле небольшая одноглавая ц. во имя прп. Серафима Саровского (ул. Электрополеу, 45), где службы идут на церковнослав. языке. В строительстве щедрую помощь оказали вел. кнг. Елена Владимировна и ее супруг Николай Георгиевич, сын королевы Ольги. В 1966 г. настоятелем ц. Пресв. Троицы стал архим. Тимофей (Саккас), грек из России, сыгравший важную роль в поддержании рус. церковной жизни в Элладе. Помимо окормления рус. храма и богадельни о. Тимофей был игуменом мон-ря Св. Духа Утешителя (Параклиту) в мест. Оропос-Аттикис и окормлял Русское кладбище в Пирее. Он выпускал массовую лит-ру для душеполезного чтения, распространяемую бесплатно в Греции и России. Троицкий храм в А.- единственная в Греции (не считая Афона) русскоязычная правосл. община. Ради ее дальнейшего сохранения и привлечения в приход членов многочисленных русско-греч. семей решено вести часть богослужений и на греч. языке. История ц. Пресв. Троицы неразрывно связана с Русским кладбищем в афинском порту Пирей, к-рое возникло в кон. XIX в. при военно-морском госпитале, основанном греч.

http://pravenc.ru/text/77100.html

В 1805 г. ветхая деревянная постройка, просуществовавшая почти полвека, была разобрана. В 1809 г., дополняя ансамбль, Демерцов выстроил ограду и 2 угловые часовни, которые были перестроены при капитальном ремонте 1863-1865 гг. архитектором П. А. Чепыжниковым. Позже в храме были созданы ещё два придела - Сретенский на хорах, который был освящён 6 февраля 1868 г., и Преподобного Серафима Саровского, освящённый 19 февраля 1912 г. в пристройке, возведённой Ф. А. Корзухиным. В 1904 г., в связи с юбилеем, здание прошло реставрационный ремонт. В Знаменском приделе стоял барочный иконостас с множеством икон дворцовых мастеров первой половины XVIII в. В ризнице можно было видеть прекрасную утварь и напрестольный крест из серебра с частицами мощей святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, первомученика Стефана, святого Пантелеймона, Федора Стратилата, Димитрия Солунского и Антония Римлянина, часть древа Животворящего креста Господня и часть ризы Божией Матери. В 1865 г. при церкви возникло благотворительное общество вспоможения бедным, которое содержало богадельню для престарелых и увечных женщин, дневной приют для приходящих детей, убежище для малолетних сирот с двумя школами, бесплатные квартиры и бесплатную столовую. В советское время Знаменская церковь действовала благодаря ходатайствам её старосты - академика И. П. Павлова, но после его смерти в 1938 г. была сразу же закрыта и через два года взорвана, чтобы освободить место для строительства метро. С 1955 г. на ее месте, грубо копируя стиль уничтоженного памятника, находится вестибюль станции метро " Площадь Восстания " . http://piters.in/nohram Существовавшая ранее церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская) Первая мысль о построении Входо-Иерусалимской церкви относится к последним годам жизни императрицы Елизаветы Петровны. Вследствие прошения бывшего при дворе Ее Величества купчины Григория Бесчастного и прочих обывателей, поданного 9 мая 1759 г., последовало Высочайшее соизволение «построить на Невском проспекте… церковь в честь входа Господня в Иерусалим, с приделами: один – во имя св. мученика Севастиана и дружины его, другой – во имя св. Димитрия Ростовского, «новоявленного чудотворца».

http://sobory.ru/article/?object=34596

Башня (XV в.) и англикан. ц. св. Маэл Руана (1825–1835), архит. Дж. Сэмпл) в Талахте Башня (XV в.) и англикан. ц. св. Маэл Руана (1825–1835), архит. Дж. Сэмпл) в Талахте Интерьер католического собора св. Патрикия в Арма. 1840–1872 гг. Архит. Т. Дафф Крупнейшим архитектором и теоретиком, работавшим в области церковного зодчества в И., был англичанин О. У. Пьюджин. Будучи католиком, он ориентировался на континентальные образцы, в первую очередь на произведения готической архитектуры во Франции. Самое знаменитое его произведение в И.- католический собор Вознесения Богоматери в Килларни (графство Керри; 1842-1855), построенный по образцу собора в Солсбери, но с элементами собора в Килкенни. Здание было окончено Д. Д. Мак-Карти, к-рый получил прозвище Ирландский Пьюджин. Мак-Карти также завершил в манере франц. «украшенной готики» строительство католич. собора св. Патрикия в Арма (1840-1873), начатое Т. Даффом в «перпендикулярном стиле». Среди др. его построек - католич. собор св. Макартана в Монахане (1861-1893) и капелла колледжа св. Патрикия в Мейнуте (графство Килдэр; 1875-1882). На формы франц. готики ориентировались и англ. архитекторы, работавшие в И.,- Ф. Ч. Хардвик (католич. собор св. Иоанна Крестителя в Лимерике, 1856-1861, с самым высоким (94 м) шпилем в И.) и У. Бёрджес (англикан. собор св. Финдбарра в Корке, 1865-1879). Вершиной развития неоготики в И. стал собор св. Колмана в Куинстауне (ныне Ков, графство Корк; 1868-1879; архитекторы О. У. Пьюджин, Дж. Ашлин, Т. Колман), к-рый считается самой амбициозной и дорогостоящей ирл. церковью XIX в. Церковь св. Брендана в Бирре. 1817–1824 гг. Архит. Б. Маллинз Церковь св. Брендана в Бирре. 1817–1824 гг. Архит. Б. Маллинз Наиболее интересными постройками в неороманском стиле в И. являются католич. соборы Вознесения Богоматери в Терлесе (графство Типперэри; 1865-1872; архит. Дж. Мак-Карти) и в Слайго (1867-1873; архит. Дж. Голди) и англикан. собор св. Анны в Белфасте (1899-1904; архит. Т. Дрью, 1922-1927; архит. Ч. А. Николсон, достраивался в 1955-1959 и в 1969-1981). К неовизант. стилю близка англикан. ц. Доброго пастыря в Сайон-Милс (графство Тирон; 1909). Примером поиска национального стиля могут служить немногочисленные попытки воспроизведения гиберно-романских форм. Так, в комплексе англиканской церкви в Джорданстауне (графство Антрим; 1865; архит. У. Г. Линн) была использована круглая башня. Дж. Ф. Фаллер в проекте церкви в Ратдейре близ Баллибриттаса (графство Лишь; ок. 1880-1890) повторил стиль и формы церкви в Роскрей, интерьер церкви в Клейне (графство Килдэр; 1883) он уподобил капелле Кормака. Среди более поздних примеров следует упомянуть ц. св. Энды в Спиддале (графство Голуэй; 1903-1907; архит. У. А. Скотт) и капеллу Хонана в Университетском колледже в Корке (1915; архит. Дж. Мак-Маллен).

http://pravenc.ru/text/674067.html

выступал против воцерковления христиан, отступивших от Церкви во времена гонений; Новат был известен своей неблагочестивой жизнью, поэтому сравнение с ним звучало крайне оскорбительно). Из Послания следует, что до начала активной стадии полемики прошло значительное время (речи Вассиана пересказал И. мон. Зосима (Ростопчин) (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 227)). Князь-инок сравнивал И. с еретиком Новатом в «Слове на «Списание Иосифа»» ( Анхимюк. 1990. С. 145). И. просил Челяднина ходатайствовать перед вел. князем, чтобы ему разрешили писать против Вассиана. Подробное опровержение взглядов И. в связи с конфликтом по делу Новгородского архиеп. Серапиона содержится в «Ответе неизвестного на послание И. И. Третьякову» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 336-366). Здесь присутствуют также темы осуждения монастырских «стяжаний» и отношения к еретикам. По предположению Зимина и Ю. В. Анхимюка, автором «Ответа неизвестного на послание И. И. Третьякову» мог быть Вассиан (Патрикеев) (Там же. С. 273; Анхимюк. 1990. С. 135). Явственные следы полемики с аргументами из 13-го Слова «Просветителя» содержатся и в «Слове о еретицех» ( Казакова, Лурье. 1955. С. 522-523), которое также считается произведением Вассиана (Патрикеева). По мнению Лурье, под влиянием угроз со стороны враждебно настроенных к нему вел. князя и митрополита И. исключил из «Просветителя» 1-ю редакцию «Сказания о новоявившейся ереси», содержащую обвинения митр. Зосимы в еретичестве, и 12-е Слово (Там же. С. 455-456). Удаление выпадов в адрес Иоанна III и митрополита скорее всего имело место после кончины И., когда его книги были изъяты из Волоколамского мон-ря и возвращены только по приказанию Василия III ( Досифей (Топорков). 1865. С. 179-180). Богословие Творческое наследие И. недостаточно изучено. Высоко оценивал богословский уровень его сочинений митр. Макарий (Булгаков). В то же время в историографии существует мнение, что И. являлся компилятором: по мнению прот. Георгия Флоровского, он и его последователи «к богословскому творчеству оставались недоверчивы и равнодушны» ( Флоровский.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества [I]. СПб., 1912 (ЛЗАК. Т. 24). Барсов Е. В. Андрей Денисов Вторушин как выговский проповедник//ТКДА. 1867. Барсов Е. В. Новые материалы для истории cmapooбpядчecmba XVII-XVIII вв. М., 1890. Барсов Н. И. Братья Андрей и Семен Денисовы//Православное обозрение. 1865. Барсов Н. И. Раскольничья литература новейшего времени//Христианское чтение. 1894. T. I (есть отд. издание). Барсов Т. В. О правилах карфагенского собора//Христианское чтение. 1879. Барсуков Т. Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью. М., 1878. Бартенев П. И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1858. Бахрушин С. В. Научные труды. T. III. М., 1955. Белокуров С. А. Арсений Суханов. Ч. 1. Биография Суханова//ЧОИДР. 1891. T. I u II; Ч. II. Сочинения А. Суханова//ЧОИДР. 1894. T. II (есть отд. издание). Белокуров С. А. Из духовной жизни московского oбщecmba XVII в. М., 1902. Белокуров С. А. Свидетельство Сильвестра Медведева о никоновском исправлении книг//Христианское чтение. 1886. T. IV. Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. T. I. Богословский М. М. Земское самоуправление на русском севере b XVII веке. М., 1909. T. I-II (ЧОИДР. 1909). Богословский M. M. Nemp I. Материалы для биографии. T. I. М., 1940. Бонч–Бруевич В. Д. Материалы к изучению русского сектантства и раскола. СПб., 1908. T. I. Бороздин А. К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества b XVII веке. СПб., 1898. Брикнер А. Патрик Гордон и его дневник. СПб., 1878. Броневский В. История Донского войска. СПб., 1834. T. I. Будовниц И. У. Русская nyблuцucmuka XVI века. М. —Л., 1947. Булавинское восстание: Сборник документов. М., 1935. Бухтарминские старообрядцы. М. —Л., 1930. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерк русской политической литературы от Владимира Святого до kohцa XVII века. Пг., 1916. Введенский В. Протопоп Даниил//Богословский вестник. 1913. 4. Веселовский С. Б. Памятники первых лет русского cmapooбpядчecmba. II. Документы о постройке Пустозерской тюрьмы, о попе Лазаре, Иване Красулине и Григорее Яковлеве. СПб., 1914 (ЛЗАК. Т. 26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Для того чтобы получить больше самостоятельности, а точнее практически не зависеть от более высокой церковной иерархии и полностью оказаться под контролем своего государства, в начале 1936 года от Константинопольского патриарха для Православной церкви в Латвии добились автономии. Тогда же была учреждена Латвийская православная митрополия. Также решили образовать два викариатства – Елгавское и Ерсикское. Далее планировалось под контролем властей провести церковный Собор и избрать угодного государству митрополита. Кроме того, был изменен устав, теперь все важные вопросы (выборы епископов, учреждение новых епархий и др.) церковь должна была решать только с согласия государства Некоторая задержка с осуществлением вышеуказанных планов произошла лишь из-за внезапной смерти 29 декабря 1935 года Константинопольского патриарха Фотия II (Маниатиса, 1874–1935). В итоге, после избрания нового патриарха в марте 1936 года был проведен Собор Православной церкви Латвии, на котором избрали нового главу. Им стал Августин (Петерсон, 1873–1955). Иоанн Янсонс до выборов допущен не был. 29 марта 1936 года патриарший экзарх в Западной и Восточной Европе митрополит Германос (Стренопулос, 1872–1951) произвел хиротонию Августина (Петерсона) Позже, в сентябре 1936 года, во епископа Елгавского был хиротонисан Иаков (Карп, 1865–1943), а в 1938 году во епископа Ерсикского Александр (Витолс, 1876–1942) Местом пребывания последнего стал Даугавпилс. В результате всех этих изменений Православная церковь была поставлена на службу господствующему в стране политическому режиму и зачастую стала действовать вопреки интересам своей паствы. Так митрополит Августин стал требовать, чтобы везде проводились богослужения и на латышском языке. А при храмах, где были только русские приходы, открывались и латышские. Стоит отметить, что в некоторых местах Латгалии, где проживало больше всего православных Латвии, латышей было мало или не было вовсе. Поэтому подобные службы иногда приходилось проводить практически без участия прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Разделы портала «Азбука веры» архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев) Почему православному христианину нельзя быть экуменистом В Избранное Оглавление Вступление Сегодня много пишут, говорят и проповедуют об экуменизме, экуменических встречах, экуменическом объединении христиан, об экуменическом богословии и т. п. Но не все, употребляющие эти слова, понимают, что такое «экуменизм». Слово «экуменизм» происходит от греческого οικουμνη, οκω (обитать, населять). Следовательно, «экумени» — это «населенная, обитаемая земля, ойкумена», и поначалу этим словом обозначалась область, населенная людьми на нашей планете. И Церковь Христова в древности словом «ойкумена» называла землю и ее обитателей ( Мф.24:14 ; Лк.21:26 ; Откр.3:10; 12:9 ). Соответственно, прилагательное «экуменический» означает «вселенский», т. е. относящийся ко всей земле и ее населению. Святая Православная Церковь по-гречески тоже именуется «вселенской», будучи ею по существу, ибо ее Божественный Основатель предназначил ей распространяться по всем обитаемым на земле местам ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Современное «экуменическое» движение тоже претендует на «вселенскость», но подменяет вселенское единство в истинной вере чисто механическим соединением разных исповеданий, отпавших от Православия и чуждых ему, и потому современный «экуменизм» есть совершенно новое явление 1 . В качестве идеи он появился в середине XIX века в Англии и Америке с целью объединить различные христианские исповедания, которые неверно именовались «церквами». К достижению этой цели настойчиво стремится созданный на Амстердамской ассамблее 1948 года Всемирный Совет «церквей» (ВСЦ), центр которого находится в Женеве. Современный термин «экуменизм» придуман и введен в употребление Джоном Моттом (1865—1955), известным масонским лидером и председателем ИМК.А. Произошло это на съезде «Международного миссионерского совета», работавшего в 1910 году в Эдинбурге (Шотландия) 2  под его председательством. Тогда и было положено начало всему экуменическому движению 3 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Евдокия Константиновна Мохова (1865 года рождения) отошла ко Господу раньше. Екатерина Федоровна Мохова, вернувшись из казахстанской ссылки, проживала в 1940–1950-х годах с матерью в своем родном доме в Сотникове. Вместе с Ксенией Александровной она постоянно ходила в церковь . В деревне зосимовских сестер уважали и называли «монашками». Обе жили скромно, держали себя достойно монашеского звания (хоть и не имели его). В отношении хозяйства телесных сил сестер хватало на обработку небольших огородов 857 . Екатерина Федоровна умерла не ранее 1955 года. По устным сведениям жителей села Могутова, около их храма были похоронены пять сестер из Зосимовой пустыни. Имя одной из них – Екатерина. Остальные имена неизвестны. Исторические материалы показывают, что другие сведения о судьбах насельниц Зосимовой пустыни следует искать недалеко от железнодорожных станций, расположенных по Киевской дороге. В селе Петровском (около Алабино) в течение трех лет, вплоть до своего ареста, последовавшего в 1931 году, проживали преподобномученицы игумения Афанасия (Лепешкина) с послушницей Евдокией (Бучиневой) и матушкой Антонией. Кто остался в Алабино после ареста игумении разделить сиротство старенькой монахини Антонии, неизвестно. Но только с одной из станций Киевской железной дороги в первой половине 1930-х годов приезжали зосимовские сестры в Москву, в Высокопетровский монастырь, бывший в те годы одним из центров церковной жизни Москвы. Многие старцы монастыря ранее подвизались в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни 858 и перешли в Высокопетровский монастырь после закрытия родной обители в 1923 году. Настоятель монастыря воссоздал в Высоко-Петровском монастыре зосимовское богослужение и заботливо оберегал монашеское делание пришедших туда отцов. Среди них был один из ближайших учеников последнего настоятеля Зосимовой пустыни схиигумена Германа – иеромонах Агафон (Лебедев), впоследствии схиархимандрит Игнатий, погибший в 1938 году в лагерях ГУЛАГа (ныне прославленный в лике священномучеников). Именно к нему сестры из разоренной женской Зосимовой пустыни и обращались за советом. Об этом нам оставила свои воспоминания его духовная дочь монахиня Игнатия (Петровская) 859 . Воспроизведем этот рассказ по ее книге «Старчество на Руси» дословно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

1 Оба сочинения, судя по аргументам, по постановке темы, акцентам, написаны Николаем Кавасилой примерно в одно время. Письмо к Анне Савойской датируется более или менее определенно: Николай Кавасила говорит в нем, что ему нет еще 30 лет. Р. Гийан считает, что опус написан около 1347 г. – R. Guilland. Le traité inédite «Sur l’usure de Nicolas Cabasilas. Etudes byzantines. P., 1959, p. 85 (перепечатка статьи 1935 г.). И. Шевченко называет terminus post quem письма 1341 (1345) г. и относит его ко времени около 1350 г. – I. Ševenko. Nicolaus Cabasilas’ correspondence and the treatment of late byzantine literary texts. – BZ, 47, Bd. 1, 1954, p. 56. P. Лэнертц датирует это сочинение Кавасилы 1351 г. – R. – J. Loenertz. Chronologie de Nicolas Cabasilas 1345–1354. – OCP, Miscelanea Georg Hofmann S. J., v. XXI, I– II. Roma, 1955, p. 223. А. Ангелопулос называет датой письма 1351–1352 гг. – A. Angelopoulos. Nikolaos Kabasilas Chamaetos. He dzoe kai ergon autou. Thessalonike, 1970, p. 92. H. П. Матсис считает, что письмо было направлено вдове Андроника III около 1350 г. – N. Р. Matses. Ho tokos en te homologia tou patriarcheiou Konstantinoupoleos kata tous XIY kai XY aionas. – EHBS, 38, 1971, p. 73. 4 F. Miklosich et J. Muller. Acta et diplomata graeca sacra et profana. I, 104; II, 313; N. P. Matses. Ho tokos..., p. 71, 73–75. 5 Даже если учесть, что расчет процентов идет не из 100, как предполагает юстинианово законодательство, а лишь из 72 номисм на литр (номисма равна 2 иперпирам), уровень процента в XIV в. представляется очень высоким. См.: Е. Schilbach. Byzantinische metrologische Quellen. Dusseldorf, 1970, S. 183, 189. 7 J.– P. Migne. Patrologia cursus completus. Series graeca posterior, t. 150, 1865. p. 727–750 (далее – Tp.). Ранние неполные издания 1604 и 1695 гг. нам недоступны. – A. Angelopoulos. Nikolaos Kabasilas..., р. 89, n. 3. 8 В кабинете рукописей Московского государственного Исторического музея хранится список XVI в. трактата Николая Кавасилы «Слово против ростовщиков». См.: Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки архимандрита Владимира, ч. 1. Рукописи греческие. М., 1894, 213.5 (также 259, 439). По каталогу Саввы рукопись имеет шифр Син. 426, л. 60–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

В описи Хутынского мон-ря 1642 г. не упоминаются никакие погребения в обители, кроме раки прп. Варлаама Хутынского. Возможно, могила Д. была утрачена в Смутное время . В Хронографе редакции 1617 г. о Д. говорится, что он был «премудрый грамотик» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279), что, видимо, указывает на его начитанность, лит. труды Д. неизвестны. В 1586 г. по благословению Д. «многогрешный Стефан» переписал кн. «Мерило праведное» ( Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собр., не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. М., 1970. Ч. 1. С. 166). Позднее книга принадлежала хутынскому архим. Киприану (1612-1620) - это позволяет предположить, что Д. взял ее с собой, уезжая из Москвы. О Д. говорится в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Святый Дионисий митрополит скончася в изгнании от Москвы от Бориса Годунова в Новеграде в Хутыне Спасове монастыре в лето 7092 месяца октября в 15 день» (С. 69; ср.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Голубинский помещает Д. в список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена к-рых внесены в каталоги святых ( Голубинский. Канонизация святых. С. 353). Соч.: [Послание Д. Смоленскому еп. Сильвестру]// Дахнович С. Иезуит Антоний Поссевин. (ТКДА. 1865. 2. С. 239-240). Ист.: СГГД. Т. 2. С. 69-71. 50 [чин поставления Д.]; ААЭ. Т. 1. С. 386-387. 325; Т. 3. С. 170. 123; ПСРЛ. Т. 14; Т. 34 (по указ.); Лихачёв Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. СПб., 1903. С. V-VIII; РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 703; 19092. Т. 13. Стб. 1279-1280; Пг., 1915. Т. 32. Ч. 1; Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Моск. гос-ве: Царствование Феодора Ивановича: Учреждение Патриаршества в России. Од., 1912. Ч. 2. С. 152-157 [чин поставления Д.]; Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 263, 264; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 362; Шумилов В. Н. Государственное древлехранилище хартий и рукописей: Опись докум. мат-лов фонда 135. М., 1971. С. 120-121; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977.

http://pravenc.ru/text/178349.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010