Лит.: Lechner P. Leben der Heiligen aus dem Orden der Kapuziner. Münch., 1863-1865. 3 Bde; Terzorio C., da. Le missioni dei Minori Cappuccini. R., 1913-1938. 10 vol.; Cuthbert Fr. The Capuchins: A Contribution to the History of the Counter-Reformation. L., 1928. 2 vol.; Liber memorialis Ordinis Fratrum Minorum sancti Francisci Cappuccinorum quarto iam pleno saeculo ab Ordini condito (1528-1928). R., 1928; Aulon I., d " . Histoire des frères-mineurs capucins de la province de Toulouse. Tolouse, 1936-1937. 2 vol.; Haarlem Z., van. Les premières tentatives d " une mission des Capucins en Russie//CF. 1941. Vol. 11. N 2. P. 223-255; idem. Le premier diplome concédé par Pierre le Grand aux Capucins//CF. 1941. Vol. 11. N 3/4. P. 438-473; idem. L " Expédition des Capucins en Russie//CF. 1942. Vol. 12. N 1. P. 41-65; idem. Les Capucins en Saint-Pétersbourg (1720-1725)//CF. 1942. Vol. 12. N 2-3. P. 208-247, 351-375; idem. Les Capucins en Astrakhan " (1710-1725) et en Moscou (1720-1725)//CF. 1942. Vol. 12. N 4. P. 530-551; Pobladura M., de. Historia generalis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1947-1951. 4 vol.; Bohdziewicz P. Koció pokapucyski w Astrachaniu//Roczniki humanistyczne. Lublin, 1949. T. 1. S. 271-288; Gerlach P. De architektuur der Capucijnen//Franciscaans leven. Utrecht, 1955. Vol. 38. P. 17-30, 47-53, 73-86, 110-120; Graf T. Die Kapuziner. Freiburg, 1957; Abate G. Matteo da Bascio e gli inizi dell " ordine cappuccino//CF. 1960. Vol. 30. P. 30-77; idem. Conferme dei vicari generali cappuccini date dai maestri conventuali (1578-1900)//CF. 1963. T. 33. P. 423-441; Optat de Veghel. Scriptores ascetici et mystici Ordinis Capuccinorum//Laurentianum. R., 1960. Vol. 1. P. 98-130, 213-244; Gadacz K. Capucins polonais déportés en Russie et en Sibérie pour leur participation à l " insurrection de 1863//Miscellanea M. de Pobladura. R., 1964. Vol. 2. P. 455-482; Mareto F., da. La cappuccine nel mondo (1538-1969). Parma, 1970; B é rub é C. Les Capucins à l " école de S.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

Некролог Сильвестра: ТКДА. 1909. 1; Ист. в. 1909. 1. С. 427; Флоровский. С. 380 и след.; Глубоковский (1928). С. 15 и след., 91. Об истории Киевской Академии в 1860–1877 гг. см. также: Корольков И. Преосв. Филарет (Филаретов) как ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1882. 12. Гроссу Н. С. Профессор В. Ф. Певницкий как гомилет, в: ТКДА. 1911. 9; Флоровский. С. 389; Глубоковский (1928). С. 21. Кудрявцев Н. И. Профессор М. А. Олесницкий, в: ТКДА. 1905. 4. С. 675–704, особенно 677. Его брат А. А. Олесницкий (1842–1907) был много лет профессором древнееврейского языка в той же академии (ТКДА. 1907. 10); Савва (Хроника. 5. С. 773) пишет, что А. А. Олесницкий был выдающимся знатоком этого языка. О Дмитриевском см.: Глубоковский (1928). С. 63 и след., 78, 86, а также: Gabriel P. A. A. Dmitrievskij (1856–1929), в: Het Christelijk Oosten en Hereniging. 7 (1954/55). S. 29–37, 212–225; 8 (1955). S. 163–176. О Димитрии Ковальницком: Титов Ф., в: ТКДА. 1914. 6. Богородский Я. А. Митр. Антоний (Вадковский) в казанский период его жизни и деятельности, в: Прав. соб. 1913. 2. С. 263. Антоний Вадковский был учеником Никанора Бровковича. О Казанской Академии после 1870 г. (сочинение Знаменского охватывает период до 1870 г.) см.: Терновский С. А. Историческая записка (1892); Харлампович, в: ПБЭ. 8. Стб. 710 и след., 769–843. Знаменский. 1. С. 263; Терновский. Ук. соч. С. 10–16; Харлампович. Ук. соч. Стб. 774; ср. § 20, прим. 179. См. также: Савва. 9. С. 495; Прав. соб. 1895. 9. С. 11; ПБЭ. 3. Стб. 630 и след. Богородский. Ук. соч.; см. § 9. О П. Знаменском: ПБЭ. 5. Стб. 720–724; 8. Стб. 729 и след.; а также см. Введение Б. Флоровский. С. 445–450; Зеньковский. 2. С. 102–118. Родосский. С. 161–164; ПБЭ. 5. Стб. 775 и след.; Глубоковский (1928). С. 55 и след. ПБЭ. 8. Стб. 777. Бердников читал церковное право в 1865–1914 гг. (там же. 3. Стб. 394; 8. Стб. 740). Из профессоров Казанской Академии в этой связи достоен упоминания еще Ф. А. Курганов, читавший в 1881–1917 гг. церковную историю Нового времени, автор многих работ в этой области. При обсуждении развития богословских наук во 2 томе мы скажем и о других ученых и их трудах.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

В Пшерове евхаристия заняла центральное место во всем, что происходило на конференции, мы не только молились, но думали, спорили и жили в церкви. На съезде я встретил моих будущих учителей, многих новых друзей и сотрудников и познакомился с Милицей Владимировной Лавровой, моей будущей женой. Съезд кончился в воскресенье. На последней литургии все причащались. Чувство единства охватило нас. Восемь дней тому назад мы встретились в этом австрийском замке, как незнакомцы, теперь мы стояли вместе, как члены одной семьи. Никто не хотел уходить из этой залы–храма. Все чего-то ждали. Липеровский неожиданно запел «Христос Воскресе», все дружно подхватили пасхальный победоносный напев. Он выразил то, что было в сердце каждого, в эти дни в Пшерове мы встретили Воскресшего Христа. Мы разъехались с верой в грядущее воскресение православной России 33 . ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Основоположником религиозной работы среди русского студенчества был выдающийся человек и ревностный христианин, барон Павел Николаевич Николаи (умер в 1919 году). Он обладал даром понимать молодёжь. Будучи сам лютеранином, он начал свою миссионерскую работу среди студентов-лютеран в Петербурге. Сперва он был далёк от Православия и склонялся к пиетизму, не придающему большого значения догматической стороне христианства. Постепенно он стал интересоваться и православными студентами. Хотя полицейские правила того времени не разрешали религиозной работы вне церкви, Никалаи всё же удалось организовать несколько библейских кружков и устроить два посещения России знаменитым пионером христианского студенческого движения, американцем Джоном Моттом (1865–1955). В первый раз Д. Мотт приехал в 1899 году и был встречен враждебно, так как религиозные вопросы казались многим студентам реакционными и уводящими от революционной борьбы. Второй раз Мотт был в России в 1909 году и нашёл резкую перемену в настроениях молодёжи. Его лекции имели большой успех и, в результате, библейские кружки возникли в целом ряде городов. (Петербург, Москва, Харьков, Одесса, Томск, Юрьев и Рига).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Словинск.-русск. сл. – Хостник М. Словинско-русский словарь. – Горица, 1901. Чудинов, Справочн. сл. – Справочный словарь – орфографический, этимологический и толковый – русского литературного языка/Составлен под ред. А. Н. Чудинова. – СПб., 1901. Шейн, Доп. к сл. Даля – Шейн П. В. Дополнения и заметки П. Шейна к Толковому словарю Даля. – СПб., 1873//Сб. ОРЯС – Т. 10. – 8 То же. – СПб., 1873//Записки АН. – Т. 2. – Шимкевич – Шимкевич А. С. Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками. Ч. 1–2. – СПб., 1842. Щерба, Русско-франц. сл. – Русско-французский словарь./Составили акад. Л. В. Щерба и М. И. Матусевич под общей ред. Л. В.Щербы. – 5-е изд. – М., 1956. Яновский А. – Яновский А. Е. Словарь иностранных слов и научных терминов. – СПб., 1905. Яновский Н., Нов. словотолкователь – Яновский Н. М. Новый словотолкователь, расположенный по алфавту. Ч. 1–3. – СПб., 1803–1806. Андрейчин, Бълг. речн – Андрейчин Л. и др. Български тьлковен речник. – София, 1955. Bemeker – Bemeker E Slavisches etymologisches Wörterbuch. – Heidelberg, 1908–1913. To же. Bd. 1–2. – Heidelberg, 1924. Bloch – Bloch 0. Dictionnaire etymologique de la langue française. – V. 1–2.–Paris, 1932. Brückner – Brückner A. Sownik etymologiczny jzyka polskiego. – Kraków, 1927. To же. – Warszawa, 1957. Budmani – Budmani P. Rjenik hrvatskoga ili srpskoga jezika. – Dio 1–3. – Zagreb, 1887–1891. Dictionnaire de l " Accidenie – Dictionnaire de l " Academie française. – V. 1–2. – Paris, 1799. To же. – Т. 1–2. – Paris, 1835. Estreicher – Estreicher K. Szwargot wizienny. – Kraków, 1903. Gamillsheg – Gamillsheg E. Etymologisches Wörterbuch der Französischen Sprache. – Heidelberg, 1928. Kurka – Kurka A. Sownik mowy zlodziejskiej. – Lwów, 1907. Linde – Linde S. B. Stownic izyka polskiego. T. 1–6.– Lwów, 1854–1860. Miklosich – Miklosich Fr. Etymologisches Wörterbuch der slavischen Sprachen. – Wien, 1886. Miklosich Fr. Lexicon palaeoslovenico-graeco-latinum. – Wien, 1862–1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К. В. Шохин, Очерк истории развития эстетической мысли в России. Москва, 1963. V. Soloviev, Le sens de lamour. Essais de philosophie esthétique. Paris, 1985; ср.: Сочинения. Т. VI. С. 33–77. Г. Соловьев, Эстетические взгляды Н.А.Добролюбова. Москва, 1963. М. Tenace, La beauté unité spirituelle dans les écrits esthétiques de Vladimir Soloviev. Troyes, 1993. В. С. Ванслов, Проблема прекрасного. Москва, 1957. В. Зеньковский , История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 267: Эстетика (Предметный указатель). В. Зеньковский , Проблема красоты в миросозерцании Достоевского//Путь. 37 (1933). С. 36–60. Вера La spiritualité. P. 80, 322. La priére. P. 70, 186, 243, 301. H. Бердяев, Вера и знание//Вопросы Философии и Психологии. 1909. 102. С. 198–234. И. Богословский, Вера и научный прогресс пред судом христианства. С.-Петербург, 1910. A. М. Бухарев, О вере и знании в их взаимных отношениях//О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской. Собрание разных статей А. Бухарева . Москва, 1865. С. 218–275; cp.:Goerdt II. S. 307–339. С. Н. Булгаков, Свет невечерний. Москва, 1917. С. 37–45: Вера и чувство; С. 46–51: Вера и догмат. S. Frank, Dieu est avec nous. Paris, 1955. P. 9–112. Русское издание: С. Франк , С нами Бог. Париж, 1964. C. Франк, Религия и наука. Берлин, 1925. W. Goerdt I. S. 767: Philosophie und Theologie, Glauben und Wissen (Index). I. Iljin, Die ewigen Grundlagen des Lebens. Zürich, 1943. S. 13–48: Der Glaube. Л. П. Карсавин, О началах. Берлин, 1925. С. 65 и сл. Л. П. Карсавин, О сомнении, науке и вере (три беседы). Берлин, 1925. К. Kupiec, La théorie du développement dogmatique de Pavel Svetlov comparée avec la théorie de Vladimir Solovev. Roma, 1972. B. И. Несмелов , Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913; ср.: Goerdt, II. S. 376–396. И. К. Романов, Поучения. С.-Петербург, 1880. С. 606–629. L. estov, Sola fide. Luther et Eglise. Traduit du russe par S. Seve. Paris, 1957; ср.: Bubnoff II. S. 475 ff. Русское издание: Л. Шестов, Sola fide – Только верою, Париж, 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

наст. изд. Т. 13. С. 44). См. также о Татьяне, женщинах Тургенева и Толстого в июльско-августовском выпуске «Дневника» за 1876 г. (там же. С. 88–89). И. С. Аксаков писал. О. Ф. Миллеру 17 августа 1880 г. о реакции Анненкова и Тургенева на речь Достоевского: «Скажу, впрочем, что оба они, особенно Тургенев, были отчасти (и даже не отчасти, а на две трети) подкуплены упоминанием о Лизе Тургенева. Ив. Сергеевич вовсе этого от Достоевского не ожидал, покраснел и просиял удовольствием. Некоторые тогда же подумали, что со стороны Достоевского это было своего рода captatio benevolentiae (заискивание — лат.). Это несправедливо. Ровно дней за двенадцать Достоевский в разговоре со мною о Пушкине повторил почти то же, что потом было им прочтено в „Речи“ и также упомянул о Лизе Тургенева, прибавив, впрочем, при этом, что после этого Тургенев ничего лучшего не написал…» (Литературное наследство. М., 1973. Т. 86. С. 514). 746 …Онегин совсем даже не узнал Татьяну — может быть, принял ее за «нравственный эмбрион». — Ср. со словами Белинского из девятой статьи о Пушкине: «Немая деревенская девочка с детскими мечтами — и светская женщина, испытанная жизнию и страданием, обретшая слово для выражения своих чувств и мыслей: какая разница! Да это уголовное преступление — не подорожать любовию нравственного эмбриона!» ( Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. VII. С. 499). 747 Если есть кто нравственный эмбрион сам, Онегин… — Д. И. Писарев также писал в статье «Пушкин и Белинский» (1865): «Наконец отвращение Онегина к упорному труду составляет симптом очень печальный, по которому мы уже заранее имеем право предугадывать, что Онегин навсегда останется эмбрионом» ( Писарев Д. И. Сочинения. М., 1956. Т. III. С. 314). 748 …«постигал душой все ее совершенства». — У Пушкина: Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство. («Евгений Онегин», гл. восьмая, строфа XXXII — «Письмо Онегина к Татьяне») 749 …в этих мировых страдальцах так много подчас лакейства духовного! Ср. также ниже: …рабство и лакейство души перед авторитетом. — Лакейство как слепое подчинение авторитету, следование готовой чужой догме относится к выражениям, постоянно применявшимся Достоевским по отношению к либералам-западникам (в «Бесах», в «Дневнике писателя» 1876 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Грик-стрит, Греческая улица, была связана с греческой общиной, которая в XVIII веке построила православную церковь на Чаринг-Кросс-роуд. http://en.wikipedia.org/wiki/House_of_St_Barnabas . Peter Anson, The Call of the Cloister (London, 1955), p. 242-259. Anson, Cloister , 1955, p. 455-457. Ананьина, которую упоминает о. Николай, – это Антонина Владимировна Ананьина (ум. 2006), крестная мать автора статьи. Антонина не была одной из «Белградских соловьев», но с удовольствием пела в хоре о. Николая. С 1970 по 1996 год Антонина Владимировна была регентом хора лондонского Кафедрального собора Русской Православной Церкви в изгнании. Больше информации об этой англиканской общине см. в разделе о Софии Квачадзе. Anson, Cloister , 1955, p. 385-393. Anson, Cloister , 1955, p. 336-355. Anson, Cloister , 1955, p. 385-393. (дата доступа: июль 2020 г.). Российский Красный Крест много и успешно помогал русской общине в Лондоне. Первоначально РКЦ располагался в бывшем посольстве, а затем переехал в «Русский Дом», где часто устраивались благотворительные ярмарки, чтобы собрать средства для беженцев и поддержать Церковь. Anson, Cloister , 1955, p. 439-446. Основатель общины в Ист-Гринстеде отец Джон Мейсон Нил (1818-1866) – священник Англиканской Церкви, ученый и исследователь восточного православия. Он был одним из главных основателей созданной в 1864 году Ассоциации Восточных Церквей, предшественницы Ассоциации Англиканской и Восточных Церквей. Среди книг, написанных Джоном Нилом, были «История святой Восточной Церкви» (1847) и «Гимны Восточной Церкви» (1865). В 1855 году отец Джон основал в Ист-Гринстед Общество святой Маргариты, главной миссией которого было ухаживать за больными. Позже были основаны сиротский приют, а также Школа святого Михаила в соседнем Уэст-Гринстед. В 1865 году, за год до своей смерти, отец Джон Нил руководил закладкой первого камня в фундамент монастыря святой Маргариты. В этих церемониях участвовал капеллан Российского Императорского посольства протоиерей Евгений Попов. Отец Евгений был капелланом посольства с 1842 года до своей смерти в 1875 году. Он известен многими достижениями, не в последнюю очередь тем, что руководил постройкой часовни при Императорском посольстве на Уэлбек-стрит в Лондоне, которая была открыта за несколько месяцев до его визита в Ист-Гринстед.

http://bogoslov.ru/article/6166355

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Румынская Православная Церковь ИУСТИН (Мойсеску; 1910-1986), теолог, издатель, архиеп. Бухарестский и Патриарх Румынской Православной Церкви КЛЕОПА (Илие) (1912-1998), архим. и настоятель мон-ря Сихэстрия, подвижник Румынской Православной Церкви КОНОН (Арэмеску-Доничи) (2.02.1837(?) - 7.08.1922), митрополит-примас Румынской Православной Церкви в 1912-1919 гг. МЕЛХИСЕДЕК [Стефанеску (Штефэнеску) Михаил Петрович] (1823-1892), еп. Романский (1879-1892), предстоятель Румынской Православной Церкви (РумПЦ), церковный историк МИРОН (Кристя Илия (Элие); 1868-1939), предстоятель (примас) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) в сане митрополита (дек. 1919-1925) и патриарха (1925-1939), 1-й патриарх Румынский, премьер-министр Румынии (10 февр. 1938 - 6 марта 1939). МИРОН (Романул Мойше; 1828 - 898), архиеп. Сибиуский, митр. Трансильванский (1874-1898) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) МИХАЙ-ВОДЭ мон-рь во имя свт. Николая, еп. Мирликийского (1591-1862); метох (подворье) афонского мон-ря Симонопетра, резиденция господарей Валахии МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) НИКОДИМ (Мунтяну Николае; 1864 - 1948), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948) НИКОЛАЙ (Бэлан) (1882-1955), митр. Трансильванский (1920-1955) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), богослов, церковный публицист НИКОЛАЙ (Колан) (1893-1967), митр. Трансильванский (1957-1967) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), политик, публицист, журналист, педагог НИФОНТ [Русаилэ Николае] (1789-1875), митр. Унгро-Влахийский Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (в 1850-1865 - в юрисдикции К-польского Патриархата, в 1865-1875 - автокефальной РумПЦ), примас РумПЦ (1865-1875)

http://pravenc.ru/rubrics/121566_3.html

Прот. А. Горский. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. Ч. 2. М., 1890, с. 178; Насонов А. Н. Материалы и исследования по истории русского летописания//Проблемы источниковедения. Вып. 6. М., 1955, с. 237. Пруд, упомянутый в летописце, как отмечается, “и поныне называется келарский” (Иером. Арсений. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Летопись занятий Археографической комиссии. 1865—1866. Вып. 4. СПб., 1868, с. 79). С. В. Бахрушин пишет: “Крупные внемосковские монастыри, как Волоколамский, Болдинский, имели в Москве свои подворья” (Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (Научное исследование). М., 1987, сс.36—37). Таким образом, было подворье в Москве и у Троицкого монастыря. Прот. А. Горский. Там же; Бычков А. Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы Лавры//  Летопись занятий Археографической комиссии за 1864 год. Вып. 3. СПб., 1865, с. 22. Изображение  этого  храма  см.  История русского искусства.  Т. 3.  М.,  1955, с. 443; ЖМП, 1978, 2, с. 73. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980, с. 99. Некоторые элементы убранства были затем повторены при строительстве храма Зосимы и Савватия в Троицком монастыре (Там же). Архим. Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия игумена Радонежского//Вперед. Сергиево-Посадская обществ.-политич. газета. — Спец. выпуск, посвящ. 600-летию преставления великого сына земли Русской преподобного Сергия Радонежского. 1392—1992. Октябрь 1992 г., с. 6. Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. М., 1909, с. 205; Балдин В. Загорск. М., 1989, с. 34. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Путеводитель. М., 1983, с. 41. См. Диак. Петр Веретенников. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский//ЖМП, 1979, 10, с. 68. См. также след. прим.

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

Прп. Михей Радонежский. Роспись старой братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. 1955 г. Прп. Михей Радонежский. Роспись старой братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. 1955 г. На месте кельи прп. Сергия, в Серапионовой палате, судя по литографии 1865 г. (СПГИАХМЗ), была устроена часовня с иконостасом и большим образом под сенью на месте явления Пресв. Богородицы. В 1950 г. там была установлена икона «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» письма мон. Иулиании (Соколовой) (Иконописец мон. Иулиания: Посвящается 30-летию со дня кончины. М., 2012. С. 152-153). Она же разрабатывала изображение М. на иконе «Радонежские чудотворцы» (1962-1973, сохранилась фотография образа из альбома игум. Марка (Лозинского) - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 227), на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» - 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Там же. С. 231-239) и на подготовительных эскизах к ним кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (частное собрание). Образ М., как и др. Радонежских святых, был включен в роспись 1955 г. старой братской трапезной лавры (мон. Иулиания). Ок. 1980 г. обновлен интерьер Михеевской ц. ТСЛ, новые иконы для иконостаса написаны на металле в академической манере архим. Николаем (Самсоновым) и иеродиак. Рафаилом (Берестовым). На крайней справа иконе с фигурным завершением, стоящей возле раки М., под образом Св. Троицы представлены преподобные Сергий и М. (в куколе, правая рука на груди); рядом с ракой - ростовой золотофонный образ М. посл. четв. XX в. Тогда же новую раку над местом погребения М. покрыли живописным образом, выполненным под рук. мон. Иулиании (вероятно, на основе иконы на семисвечнике из алтаря Успенского собора): преподобный в схиме, на куколе Голгофский крест, борода округлая, седая, средней величины, глаза прикрыты, руки возложены на грудь. В кон. XX в. на предприятии «Софрино» создан поясной образ М. для ризницы Троице-Сергиевой лавры (М.- средовек, его голова не покрыта). Совр. мастера обращаются к образу М., как правило, в иконописных и монументальных композициях «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» (роспись диаконника Покровского собора Хотьковского женского мон-ря, 2010, худож. И. Р. Кайсин; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 180), хотя встречаются и единоличные изображения. Один из таких примеров (в одной программе с др. ближайшими учениками прп. Сергия) - роспись в традиции живописи Дионисия юж. притвора Троицкого собора, перед входом в придел прп. Никона (бригада под рук. А. В. Алёшина, худож. М. Буровский).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010