Однако в процессе очередного этапа борьбы за восстановление в прежнем сане Путята совершенно неожиданно (для себя, в первую очередь) был арестован. Это произошло в Москве 17/18 сентября 1930 На Путяту было заведено следственное дело, которое вел уполномоченный 6-го отделения СО ОГПУ Мазуров. На допросе 22 сентября 1930 г. Путята показал, что его постоянное место жительства – Пенза, а в столицу он «наезжает» по делам: для прекращения тягостной безработицы и сопряженного с ней тяжелого материального положения, особенно жилищного. «До сего времени не имею возможности восстановить себя в церковных правах,– говорил арестованный,– хотя митр[ополит] Сергий стоит за мое восстановление. Отношение мое к советской власти остается по-прежнему лояльным. Что касается отношения сов[етской] власти к религиозному вопросу, то я считаю, что ни гонений, ни преследований ни в идее, ни в системе, ни в практике сов[етского] правительства нет, но отдельные перегибы имеющие место со стороны местных властей; наблюдались, но таковые решительно пресекаются центральной 6 октября 1930 г. Мазуров принял решение о привлечении Путяты к ответственности: «по обвинению его в антисоветской агитации и распространении разных провокационных слухов, дискредитирующих сов[етскую] власть». Обвинение носило предельно общий характер, никаких деталей, подтверждающих его суть, не На втором и последнем допросе 6 октября 1930 г. Путята заявил, что с предъявленным ему обвинением он не согласен и виновным себя не считает, т[ак] к[ак] «ничего не говорил против сов[етской] власти, а тем более не действовал». Вслед за этим арестованный дал разъяснения по нескольким интересовавшим следствие сюжетам: 1) О своем участии в дискуссии об имяславии, шедшей в Церкви и в обществе, начиная с 1913 г., в Москве для обсуждения богословских вопросов был создан кружок из числа «прогрессивных ученых», в который входили (среди прочих) математики Д. Ф. Егоров, Н. Н. Лузин, Н. М. Соловьёв, географ и палеонтолог А. В. Сузин и В 1925–1927 гг. к Путяте через М. Н. обратились члены кружка с просьбой высказать свое мнение по некоторым спорным проблемам имяславия, что Путята и сделал, направив письменный ответ на имя Хитрово. Дополнительно на эту тему Путята ни с кем не общался. 2) О найденных у него при обыске многочисленных почтовых квитанциях. Путята пояснил, что «по поручению м[итрополита] Сергия» он разослал «Проект постановления по делу б[ывшего] архиепископа Пензенского Владимира, предложенный заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием» «по епископам, которые сочувственно относятся к вопросу моего восстановления в церковных правах»: в Рязань – архиепископу Иувеналию/Ювеналию (Масловскому), в Псков – епископу Феофану (Тулякову), в Воронеж – архиеп[ископу] Захарии (Лобову; 1865–1937 гг.), в Красноярск – архиепископу Мелхиседеку (Паевскому; 1879–1931 гг.), в Полтаву – епископу (с апреля 1930 г. архиепископу) Сергию (Гришину; 1889–1943 гг.) и

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Д., названный позднее «индустриализованным романтиком» ( Farner K. Gustave Doré: Der industrialisierte Romantiker. Dresden, 1963. 2 Bde), организовал работу, подобно поточному производству. Рус. худож. и путешественник Н. Н. Каразин, побывавший в мастерской Д. в 70-х гг., вспоминал, что тот раскладывал на столах мастерской доски, загрунтованные тонким слоем белил, затем наносил на них рисунок, начиная с первой доски, «как бы по конвейеру»: сначала кистью намечались общие пятна композиции, затем происходило ее уточнение, наконец, белилами расставлялись последние блики. Этот метод позволял добиться единства рисунка и отделки формы, общности типажа. Исполнив подобным образом 20 рисунков, он созывал граверов и предлагал им выбрать сюжеты, к-рые «будут под силу и заинтересуют композицией» ( Павлов И. Н. Моя жизнь и встречи. М., 1949. С. 97). Работа над доской разделялась между исполнителями: один вырезал фигуры, другой - пейзаж и т. д. Граверы стремились точно воспроизводить светотеневые эффекты оригинала, преодолевая ограничения техники. Пизан, сотрудник и друг Д., признавал, что франц. ксилографы этого времени обязаны своим мастерством его манере рисунка. Явление Иисуса Христа ученикам на пути в Эммаус. Иллюстрация к «Библии» Гравюра. 1865 г. Явление Иисуса Христа ученикам на пути в Эммаус. Иллюстрация к «Библии» Гравюра. 1865 г. Книги с иллюстрациями Д. переиздавались во мн. странах при его жизни. Их печатали с цинковых клише, изготовленных по ксилографиям с помощью фотомеханических технологий, получивших развитие с 60-х гг. XIX в. В России книги с иллюстрациями Д. издавал М. О. Вольф (1825-1883), печатавший изображения с подлинных досок, получаемых из Парижа. В 1874-1879 гг. им была выпущена «Божественная комедия» - 1-й полный рус. перевод произведения Данте, в 1876 г. изданы сказки Ш. Перро в переводе И. С. Тургенева - почитателя таланта Д., познакомившегося с ним в 1862 г. в Баден-Бадене. В 1876-1878 гг. в издательстве Вольфа вышли 3 тома «Библии» на рус. языке. «Библия», программное произведение следующего периода творчества художника, представляет собой тип книги, ставший популярным в посл. трети XIX в.,- роскошное издание in folio, с золотым обрезом и иллюстрациями во всю страницу. Инициатива издания «Библии» с иллюстрациями Д. принадлежала брит. издателям; впервые книга вышла в Великобритании в 1866 г.; работа над ней продолжалась в течение 1865 г. Она включала 230 полосных композиций, из них 152 - к ВЗ и 78 - к НЗ. Над «Библией» работало ок. 40 граверов, среди которых - Э. Пизан (1822-1890), Э. Паннемакер (1847-1930), А. Гусман-отец (1821-1905), Ш. Лаплант (ум. в 1903) и др.

http://pravenc.ru/text/180225.html

1166; с 1125 престол в Цовке, с 1147/49 в Ромкле, Киликия); Нерсес IV Клаеци Шнорали (Благодатный) (1166 - 13.08. 1173); Григор IV Тла (Тга) (1173 - 16.05. 1633 - 25.03.1655); Акоб VI Джугаеци (8.04.1655 - 1.08.1680); Егиазар (Елиазар) I Айнтапци (оспаривал престол с 1663, католикос 1682 - 8.08.1691); Нахапет Едесаци (10.08.1691 - 13.06.1705); Александр I Джугаеци (1706 - 22.11.1714); Аствацатур Хамаданци (7.05.1715 - 10.10.1725); Карапет II Улнеци (из Джейтуна) (27.02.1726 - 9.10.1729); Абраам II Хошабеци (1730 - 11.11. 1734); Абраам III Кретаци (25.11.1734 - 18.04.1737); Газар (Лазарь) I Дшахкеци (1737-1751); Минас Акнеци (15.09. 1751 - 12.05.1753); Александр II Каракашьян Бюзандаци (1753-1755); Саак Кехици (Келици) (1755-1759); Акоб VIII Шамахеци (24.11.1759 - 7.1763); Симеон I Ереванци (1763 - 26.07.1780); Гукас (Лука) I Карнеци (2.08.1780 - 27.12.1799); Овсеп Аргутян-Еркайнабазук (Иосиф Аргутинский-Долгорукий) (1800-1801); Давид V Горганян Энегетци (28.04.1801-1804); Даниэл I Сурмареци (1804 - 21.08.1808); Епрем (Ефрем) I Дзорагехци (26.12.1809 - 8.10. 1830); Ованнес VIII Карбеци (20.03.1831 - 26.03.1842); Нерсес V Аштаракеци (8.05.1843 -13.02.1857); Маттеос (Матфей) I Чухачян (18.05.1858 - 22.08. 1865); Геворг IV Керестечян (17.09. 1866 - 6.12.1882); Нерсес К-польский (1884); Макар I Тер-Петросян Тушареци (21.04.1885 - 16.04.1891); Мкртич I Хримян Айрик (5.05.1892 - 29.10.1907); Маттеос II Измирлян (1.11.1908 - 11.12.1910); Геворг V Суренянц (13.12. 1911 - 8/9.05.1930); Хорен I Мурадбекян (10/12.11.1932 - 6.04.1938); вдовство кафедры (1938-1945); Геворг VI Чеорекчян (местоблюститель с 1938, 19.04.1945 - 9.05.1954); Вазген I Палчян (30.09/2.10.1955 - 18.08.1994); Гарегин I Саркисян (4.04.1995 - 29.06.1999); Гарегин II Нерсесян (с 27.10/4.11.1999). Киликия Крикор IX Мусабегянц (1439-1446); Гарабед (1446-1478); Степанос (1478-1488); Ованнес I (1488-1489); Ованнес II (1489-1525); Ованнес III (1525-1539); Симеон I (1539-1545); Газар I (1545-1547); Торос I (1548-1550); Хачадур I (1551-1560); Хачадур II (1560-1584); Азария I (1584-1601); Ованнес IV (1602-1608); Бетрос I, сопредстоятель (1602-1608); Минас I (1621-1632); Симеон II (1633-1648); Нерсес I (1648-1654); Торос II (1654-1657); Хачадур III (1657-1674); Сааг I (1674-1683); Азария II (1683-1686); Крикор II (1686-1693); Аствадзадур I (1693-1696); Маттеос I (1694-1705); Ованнес V (1705-1721); Гугас I (1721-1729); Микаэл I (1737-1758); Каприэл I (1758-1770); Епрем I (1771-1784); Теоторос III (1784-1796); Гирагос I (1797-1822); Епрем II (1823-1831); Микаэл II (1832-1855); Гирагос II (1855-1865); Мекердич I (1871-1894); Сааг II Хапаян (1902-1939; с 1930 в Антильясе); Папкен II, сопредстоятель (1931-1936); Бедрос IV (1940); Карекин I Овсепян (1943-1952); Зарех I Пайаслян (1956-1963); Хорен I Параян (1963-1983); Карекин II Саркисян (1977-1995); Арам I Кешишьян (с 1995).

http://pravenc.ru/text/76124.html

БЕРЛИНСКАЯ 20.02(05.03)1959 08(21)06.1960 в/у ПСКОВСКАЯ 20.02(05.03)1959 08(21)06.1960 ПСКОВСКАЯ, паки 08(21)06.1960 29.04(12.05)1987 Иоанн Симонов БУГУЛЬМИНСКАЯ, обн. 27.01(09.02)1930 АКМОЛИНСКАЯ, обн. ЕФРЕМОВСКАЯ, обн. 26.12.1930 (08.01.1931) ПАВЛОДАРСКАЯ, обн. 26.12.1930 (08.01.1931) 11(24)03.1931 БЕЛГОРОДСКАЯ, обн. 11(24)03.1931 21.06(04.07)1931 Иоанн Сиопко в/у ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 29.11(12.12)1996 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 30.11(13.12)1996 10(23)07.2000 ХУСТСКАЯ 13(26)07.2000 Иоанн Скопец Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ Иоанн Славгородский ПАВЛОГРАДСКАЯ, обн. 03(16)07.1923 08.1923 АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ, обн. 08.1923 21.05(03.06)1925 КРЕМЕНЧУГСКАЯ, обн. 21.05(03.06)1925 03.1926 ВИННИЦКАЯ, обн. 03.1926 09(22)07.1936 ХАРЬКОВСКАЯ, обн. 09(22)07.1936 21.05(03.06)1938 Иоанн Смирнов I ЧЕБОКСАРСКАЯ 28.04.1902 04.02.1904 ПОЛТАВСКАЯ 04.02.1904 13.08.1910 РИЖСКАЯ 13.08.1910 17.10.1917 РЯЗАНСКАЯ 17.10.1917 11.1919 Иоанн Смирнов II КИРЕНСКАЯ 11.05.1908 20.12.1912 ЧИТИНСКАЯ 20.12.1912 26.01.1916 ИРКУТСКАЯ 26.01.1916 20.11(03.12)1918 Иоанн Смирнов III РОСТОВСКАЯ 19.06(02.07)1929 Иоанн Снычев СЫЗРАНСКАЯ 29.11(12.12)1965 07(20)03.1969 в/у САМАРСКАЯ 29.11(12.12)1965 07(20)03.1969 САМАРСКАЯ 07(20)03.1969 07(20)07.1990 в/у СИМБИРСКАЯ 29.11(12.12)1965 31.08(13.09)1989 в/у ЧЕБОКСАРСКАЯ 10(23.09)1972 18(31)05.1973 в/у ЧЕБОКСАРСКАЯ, паки 02(15)10.1976 05(18)11.1976 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 07(20)07.1990 20.10(02.11)1995 Иоанн Соколов I ВЫБОРГСКАЯ 17.01.1865 09.11.1866 СМОЛЕНСКАЯ 09.11.1866 17.03.1869 Иоанн Соколов II ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ 16(29)09.1928 12(25)09.1929 КИМРСКАЯ 12(25)09.1929 04(17)03.1931 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ, паки 04(17)03.1931 01(14)05.1934 ПОДОЛЬСКАЯ 01(14)05.1934 22.08(04.09)1934 ЕГОРЬЕВСКАЯ 22.08(04.09)1934 01.1936 ВОЛОКОЛАМСКАЯ 01.1936 04(17)07.1936 БРЯНСКАЯ 04(17)07.1936 10.1936 ВОЛОГОДСКАЯ 10.1936 10(23)05.1937 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 10(23)05.1937 в/у ИВАНОВСКАЯ 11.1941 СИМБИРСКАЯ 11.1941 19.07(01.08)1942 ЯРОСЛАВСКАЯ 19.07(01.08)1942 30.01(12.02)1944 КИЕВСКАЯ 30.01(12.02)1944 17(30)03.1964 Иоанн Тимофеев в/у ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Le Crime des Lemniennes. P., 1924; Le festin d " immortalité. P., 1924; Le problème des Centaures. P., 1929; Légendes sur les Nartes. P., 1930 (рус. пер.: Осетинский эпос и мифология. М., 1976); Ouranós-Váruna. P., 1934; Flamen-Brahman. P., 1935; Mythes et dieux des Germains. P., 1939; Juppiter, Mars, Quirinus. P., 1941. 4 vol.; L " Héritage indo-européen à Rome. P., 1949; Le Troisième souverain. P., 1949; Les Dieux des Indo-européens. P., 1952; La Saga de Hadingus. P., 1953; Aspects de la fonction guerrière chez les Indo-Européens. P., 1956; L " Idéologie tripartie des Indo-européens. Brux., 1958; La religion romaine archaïque. P., 1966, 19742; Mythe et épopée. P., 1968, 19742. Vol. 1: L " idéologie des trois fonctions dans les épopées des peuples indo-européens; 1971. Vol. 2: Types épiques indo-européens: un héros, un sorcier, un roi; 1971. Vol. 3: Histoires romaines; Idées romaines. P., 1973; Heur et malheur du guerrier. P., 1969; Du mythe au roman. P., 1970; Les Dieux Souverains des Indo-européens. P., 1977 (рус. пер.: Верховные боги индоевропейцев. М., 1986); Romans de Scythie et d " alentour. P., 1978. Лит.: Momigliano A. Georges Dumézil and the Trifunctional Approach to Roman Civilization//History and Theory. 1984. Vol. 23. N 3. P. 312-330; Georges Dumézil/Ed. J. Bonnet. P., 1981; Littleton C. S. The New Comparative Mythology: An Anthropological Assessment of the Theories of Georges Dumézil. Berkeley, 19823 [Bibliogr.]; Belier W. W. Decayed Gods: Origin and Development of Georges Dume " zil " s «idéologie tripartite». Leiden, 1991; Eribon D. Faut-il brûler Dumézil? P., 1992; Dubuisson D. Mythologies du XXe siècle. Lille, 1993. В. В. Вишнякова Рубрики: Ключевые слова: АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич (1865 - 1937), историк религии, автор работ по основному богословию и апологетике ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед

http://pravenc.ru/text/180819.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить КАВАМУРА МОИСЕЙ ИДЗОО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кавамура Моисей Идзоо Моисей Кавамура Идзоо () ( 1865 - 1940 ), священник , японский церковный архитектор Родился 11-го дня 1-го месяца 1-го года Кэйо ( 13 ноября 1865 года по юлианскому календарю) в деревне Уцуми () на полуострове Тита (ныне в составе посёлка Минами-тита префектуры Айти), Япония . 6 мая 1883 года в православной церкви Уцуми был присоединен к Православной Церкви приняв крещение с именем Моисей . При этом его мать и брат оставались в язычестве на 1892 год . В 1886 году уехал в Токио . Обучался в певческой школе Русской духовной миссии в Японии . На 1892 год был певчим учителем и ризничим миссии . В начале 1890-х святитель Николай Японский отмечал его как " много трудящегося " и поощрял дополнительным жалованием . Будучи Токийским регентом, ризничим и иподиаконом , в 1897 году Кавамура также был поставлен блюсти миссийскую библиотеку . Проходя служение при Токийском соборе , Кавамура вскоре сделался опытным уставщиком, звонарём, архиерейским прислужником. Сделавшись ближайшим служкой святителя, он стал также его ближайшим помощником в хозяйственных вопросах. Посыльный и поверенный архиепископа в таких щепетильных делах как государственная регистрация имущества, заключение сделок, приём и оформление международных посылок, составление смет на предстоящие работы, контроль за трудом нанимаемых Миссией специалистов-подрядчиков, Кавамура приобрел всесторонний опыт хозяйственника. Самой значительной стороной этой деятельности был надзор за постройкой новых церквей. Будучи изначально наблюдателем за работой плотников-подрядчиков, Кавамура должен был стать и общим руководителем возведения и устроения храмов, благодаря чему сделался церковным архитектором-самоучкой. Опираясь на типовые русские чертежи церквей, он направлял японских мастеров в создании около десятка православных храмов – т.е. большей части из построенных в Японии с рубежа XX века до середины 1930-х годов. Его первым архитектурным опытом стало наблюдение за ремонтом храма и других построек на даче в Тоносаве (ныне в черте посёлка Хаконэ ) в 1898 году . В 1900 - 1903 годах был причастен к строительству Благовещенского храма в Киото . В 1908 году заведывал постройкой Воскресенской церкви в Мацуяма , проведя большую часть года на стройке . Также близко проконтролировал работы по возведению Покровского храма в Осаке от закладки в 1909 году до постилки ковра в конце 1910 года .

http://drevo-info.ru/articles/16830.html

Но особенно резким нападкам учение об извращенности нашей природы подверглось со времен Ренессанса. Критика его шла по двум направлениям. С одной стороны, утверждалась крайняя форма апологии человека в его нынешнем состоянии. Согласно Ф. Рабле, в человеке все заслуживает восхищения, а любые ограничения только уродуют его естество. В известном смысле эту линию можно найти и у Ф. Ницше, который видел в этической аскезе тормоз для самовыявления подлинного человека (см.: Ф. Ницше. Собр. соч. т. 9, 1910, с. 11). С другой стороны, в качестве оружия в борьбе за «естественного человека» выдвигали теории, объясняющие его плачевное состояние внешними причинами (см.: А. Мень. Истоки религии, note 1 . Mythologies of the Ancient World. N. Y., 1961. 24. Lagrange P. M. J. Etudes sur les Religions semitiques. Paris, 1905. 25. Muller M. Essaes. B. 1-2. Leipzig, 1865. 26. Eliade M. Traite d " histoire des Religions. 1946. 27. Eliade M. The Myth of the Eternal Return. 1965. 28. Pike. Encyclopedia of Religion and Religions. London, 1951. 29. Tiele. Elements of Science of Religion. 1-2. 1857-59. 30. Schmidt W. Der Ursprung der Cottesidee, b. I—XII. Munster in Westfalen, 1940.   Доисторический мир 1. Абрамова 3. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М., 1966. 2. Анисимов А. Религия эвенков. М., 1958. 3. Его же. Этапы развития первобытной религии. М., 1967. 4. Анохин А. Материалы по шаманству у алтайцев. — Сб. Музея антропологии и этнографии, т. IV, в. 2, 1924. 5. Бьерре И. Затерянный мир Калахари. М., 1963. 6. Богораз (Тан) В. Эйнштейн и религия. Применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений. В 1. М.-Пг., 1923. 7. Ефименко П. Первобытное общество. Изд. 3. Киев, 1953. 8. Ксенофонтов Г. Легенды и рассказы о шаманах. М., 1930. 9. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. 10. Его же. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. 11. Липпс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. М., 1954. 12. Михайловский В. Шаманство. М., 1892.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Милль Джон Стюарт (1806–1873), английский философ, экономист и социолог; Милюков Павел Николаевич (1859–1943), историк, публицист, общественный и политический деятель, магистр русской истории (1892), почетный доктор Кембриджского ун-та (1915). Депутат III и IV Государственных дум, один из основателей и лидер партии кадетов, председатель ее ЦК (1907–1918). Приват-доцент М.у. (1886–1895), уволен по политическим мотивам, выслан на 2 года в Рязань (1895–1897), в 1897–1905 читал лекции за границей: в Софийском ун-те, в Бостоне, Гарварде, Чикаго, в 1905 вернулся в Россию. В 1915 инициатор создания Прогрессивного блока. Во время Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, затем министр иностранных дел (2.03–2.05.1917). После Октябрьской революции товарищ председателя антисоветской организации «Национальный центр», затем член Донского гражданского совета, с Дона уехал в Киев (1918), с конца того же года в эмиграции в Румынии, затем в Лондоне и Париже (с 1921). Учредитель и председатель Об-ва русских писателей и журналистов, Клуба русских писателей и ученых, К-та помощи голодающим в России, один из организаторов Русского народного ун-та. Читал лекции в Сорбонне, во Франко-Русском ин-те и др.; Милютин Дмитрий Алексеевич (1816–1912), граф (1878), военный и государственный деятель, ген.-адъютант (1859), ген.-фельдмаршал (1898), доктор русской истории (1866), член-корр. (1853), почетный член (1866) Петербургской АН, почетный президент Военно-юридической академии (1881) и Николаевской академии Генерального штаба (1883). Профессор Военной академии (1845–1856), и. д. начальника главного штаба на Кавказе (1856), начальник главного штаба Кавказской армии (1857). Товарищ военного министра (1860), управляющий военным Мин-вом (май–ноябрь 1861), военный министр (ноябрь 1861–1881), член Государственного совета (1881); Минаков Петр Андреевич (1865–1931), антрополог, патологоанатом, доктор медицины (1894), доктор медицинских наук (1930). Профессор, зав. кафедрой и Ин-том судебной медицины медицинского ф-та (1900–1911, 1917–1931), проректор (1909–1911) М.у., сотрудник Ин-та антропологии Ассоциации НИИ при физико-математическом ф-те (с 1922), профессор кафедры судебной медицины ф-та советского права МГУ (1930), председатель Антропологического об-ва при МГУ (с 1923). Причисленный к Мин-ву нар. просв. (1911–1917), организатор и зав. кафедрой судебной медицины МВЖК. Председатель антропологического отделения ОЛЕАЭ, член Интернационального НИИ в Париже;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

«Христианская доктрина об оправдании и примирении» (1870-1874), для христианства одинаково важны Царство Божие как общая нравственная цель и спасение отдельного человека. Спасение, понимаемое как «оправдание» или «прощение грехов», восстанавливает поврежденную грехом этическую свободу. Благодаря вере, разрушенные отношения с Богом сменяются доверием и отношениями усыновления. Христос называется Богом лишь в переносном смысле: Его божественность состоит в единстве воли с Богом, в совершенном общении с Богом, к-рое проявляется в Его послушании призванию. Страдания и смерть Христа - высшее доказательство послушания. А. Гарнак (1851-1930), ученик Ричля, в «Учебнике по истории догматов» (1886-1889) и в цикле лекций, прочитанных в Берлине и опубликованных под названием «Сущность христианства» (1900), противопоставил христ. догматы Евангелию как изначальному учению Христа. Он считал догматы плодом более позднего развития, обусловленного влиянием греч. философии, «творением эллинского духа на почве Евангелия». В это же время появляется т. н. школа истории религии, наиболее яркими ее представителями были Г. Гункель (1862-1932), В. Буссет (1865-1920) и Э. Трёльч (1865-1923). Трёльч заявил, что христианство нужно понимать не как абсолютную религию, а лишь как высшую с исторической т. зр. форму личной религии, а все оценочные суждения, как религ., так и нравственные, построены на определенных предпосылках, данных в человеческом разуме (религ. априори). После окончания первой мировой войны, в результате проявившегося глубокого кризиса европ. цивилизации появилось новое направление в богословии - т. н. диалектическая теология («неоортодоксия», «теология кризиса»), развивавшееся в контакте с ранним нем. экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (напр., в стремлении опереться на наследие С. Киркегора (1813-1855) и др.). Принципы этого течения были сформулированы в 1921-1922 гг. в работах нем. теологов К. Барта (1886-1968), Э. Бруннера (1889-1966), Р. Бультмана (1884-1976), Ф.

http://pravenc.ru/text/529057.html

67 Единение веры и разума – один из важнейших принципов мировоззрения Лосева. Особенно блестяще этот тезис развернут в известной книге Лосева «Диалектика мифа», не раз издававшейся за последние годы (1930 г. – первое изд.). 68 У А. Ф. было в университетские годы два приятеля. Один – П. С. Попов (1892–1964), с которым связь была прервана после того, как он сыграл неблаговидную роль при удалении Лосева с философского ф-та МГУ весной 1944. П. С. Попов был профессором философского ф-та с 1948 по 1964 гг. Другой – товарищ по гимназии Александр Федорович Попов, сын преподавателя пения в гимназии Ф. И. Попова , ученика композитора М. Балакирева. Кому принадлежат эти слова, не совсем ясно, хотя Лосев, упоминая второго Попова, иной раз называет его по имени. 69 Студент Лосев ездил с гимназическими товарищами в экскурсии на Урал во главе с о. В. Чернявским («батя»). С гимназистами ездили также, кроме о. Василия Чернявского, преподаватели Горчуков и Адальберт Цейгер. 71 Властов Б. В. (1893–1964), друг Лосева в течение всей жизни, профессор-биолог, муж поэтессы и художницы М. Б. Вериго. 72 Кассо Л. А. (1865–1914) – министр народного просвещения (1910–1914), из-за реакционной деятельности которого Московский Университет покинули многие выдающиеся профессора. 73 Фролов Ф.К. – директор классической Новочеркасской гимназии, прекрасно относившийся к гимназисту Лосеву. Подарил ему при переходе в последний класс собрание сочинений Вл. Соловьева. После революции эмигрировал на Балканы. 74 Тэн И. (1828–1893), французский философ, историк, изучавший искусство и литературу с культурно-исторических позиций. Автор «Происхождения современной Франции» (т. 1–6, 1876–94) и «Философии искусства» (1865–69). 75 Отец В. Чернявский, священник, преподаватель Закона Божия в классе, где учился Лосев. Кончил Киевскую Духовную Академию, был образованнейшим человеком, знал современную художественную литературу, устраивал диспуты и обсуждения интересных книг, возглавлял гимназические экскурсии. А. Ф. сохранил самые теплые воспоминания об о. В. Чернявском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010