Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 27.02.1865 - 1.01.1931, Плашки, совр. Хорватия), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ. Окончил православную гимназию в г. Нови-Сад, изучал юриспруденцию в ун-те в Пеште (ныне Будапешт). 13 мая 1887 г. указом Святейшего Синода РПЦ зачислен в МДА, 28 сент. 1890 г. утвержден в степени кандидата богословия. С 1891 до 1911 г. в семинарии в Сремски-Карловци преподавал введение в Свящ. Писание и толкование Свящ. Писания, литургику, катехизис, педагогику, русский язык. 14 окт. 1893 г. в мон-ре Ковиль пострижен в монашество, 26 окт. рукоположен во диакона, 27 окт.- во иерея. В 1898 г. возведен в сан синкелла, в 1899 г.- протосинкелла, в 1904 г.- архимандрита. С сент. 1900 по сент. 1901 г. был настоятелем мон-ря Хопово, в дек. 1909 г. назначен настоятелем мон-ря Раковац. 18 дек. 1912 г. хиротонисан во викарного епископа. В 1914 г. назначен администратором Горно-Карловацкой епархии, в 1920 г. возглавил кафедру (в 1921 утвержден королевским указом). В 1919 г. как эксперт по Воеводине принимал участие в составе серб. делегации в работе мирной конференции в Париже. В 1919 г. избран профессором Богословского фак-та Белградского ун-та, но не смог принять эту должность из-за управления Горно-Карловацкой епархией. Активно выступал за церковное объединение серб. епархий, что произошло в 1920 г. В 1902 г. стал инициатором и до 1914 г. был редактором ж. «Богословский вестник» (Богословски гласник: Часопис за православну богословску науку и црквени живот). В первых 2 десятилетиях ХХ в. осуществлял перевод НЗ с греч. языка на сербский, часть переводов с комментариями опубликовал в 1902-1907 гг. в «Богословском вестнике». И. издал кн. «Сербские монастыри в Банате...» (Српски манастири у Банату, постанак, прошлост и oдhoшaj према Румунима. Сремски Карловци, 1907), к-рая сыграла важную роль в решении в венг. судах дел, связанных с имущественными претензиями покинувших Карловацкую митрополию румын. Большую научную ценность представляют его монография «Женский монастырь в Стари-Язаке» (Женски манастир у Старом Jacky. Сремски Карловци, 1930) и исследования по истории Сербской Патриархии, опубликованные в 1930-1931 гг. в «Гласнике Сербской Православной Патриархии», при написании которых И. активно использовал источники из архивов Карловацкой митрополии, Вены и Будапешта. Подготовил к печати книгу с жизнеописаниями архиереев Карловацкой митрополии, но весь материал пропал во время второй мировой войны. Как глава епархии особо заботился об улучшении материального положения приходского духовенства. Во время первой мировой войны окормлял интернированных серб. священников, размещенных в мон-ре Гомирье. Похоронен в кафедральном соборе в Плашках.

http://pravenc.ru/text/389179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДДИС-АБЕБА [амхар.     - новый цветок], столица Эфиопии, крупнейший город страны (население свыше 2 млн. чел., по оценочным данным сер. 90-х гг. XX в.), центр Эфиопской Церкви. Со времен крушения Аксумского царства (VII в.) эфиоп. города находились в упадке и политическим центром христ. гос-ва был царский походный лагерь. Митрополит, глава Эфиопской Церкви, живший по большей части в поместье, пожалованном царем, часто объезжал мон-ри и навещал царя в его кочевой ставке. Единого центра Эфиопской Церкви не существовало вплоть до основания в 1636 г. столичного г. Гондара , куда переехали царь и митрополит вместе с эччеге , главным архимандритом всех мон-рей сообщества Дэбрэ-Либаноса . За последующие полтора века гондарские цари потеряли реальную власть в стране и могущественные феодалы неоднократно захватывали столицу, чтобы возвести на престол своего очередного ставленника. Митрополит вынужден был покинуть Гондар; захвативший царский трон Теодрос в 1865 г. сжег город как рассадник мятежа, а его преемник имп. Иоанн IV не стал восстанавливать столицу. Новый имп. Менелик II взял курс на активную модернизацию страны, что привело к учреждению в 1889 г. постоянной столицы - А.-А. (сам город был основан в 1887 г. на месте военного лагеря царя (негуса) Менелика и первоначально назывался Финфинни). К нач. XX в. она уже была постоянной резиденцией императора и митрополита. После того как 2 нояб. 1930 г. в А.-А. короновался последний эфиоп. имп. Хайле Селассие I (1930-1974), город приобрел значение не только политического, но и религиозно-культового центра Эфиопии, существенно потеснив древний Аксум . Ныне здесь располагается резиденция Эфиопского патриарха. Лит.: Heyer F. Die Kirche Äthiopiens. B.; N. Y., 1971; Pankhurst R. History of Ethiopian towns: From the mid-nineteenth century to 1935. Stuttg., 1985. Р. 350-353. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции

http://pravenc.ru/text/63498.html

About Pages Проекты «Правмира» Raising Orthodox Children to Orthodox Adulthood The Daily Website on How to be an Orthodox Christian Today Twitter Telegram Parler RSS Donate Navigation Russian Church Canonizes Another New Martyr Source: OrthoChristian Pravmir.com team 30 October 2019 Photo: kallistov.ru Meeting in Moscow under the chairmanship of His Holiness Patriarch Kirill today, the Holy Synod of the Russian Orthodox Church resolved to add another name to the Synaxis of New Martyrs and Confessors of the Russian Church. Bishop Pankraty, the Chairman of the Synodal Commission for the Canonization of Saints, presented a report on the petition received from Metropolitan Zinovy of Saransk and Mordovia for the inclusion of Archpriest Theodore Kallistov among the New Martyrs, after which the Synod resolved to add his name, thus glorifying him among the saints, according to the  official report  from today’s Synod meeting. The memory of St. Theodore will be celebrated annually on August 21/September 3, the day of his martyrdom. In the case of the uncovering of his relics, they are blessed for veneration, and icons of the newly-glorified saint are to be painted, according to the norms of the 7th Ecumenical Council. Archpriest Theodore Kallistov was born on April 17, 1865 in the Penza Governorate in the family of a deacon. He graduated from Penza Seminary in 1886 and began to serve as a psalm-reader. He was ordained as a deacon and priest in 1887 after he was married. He served in various churches throughout the Penza Governorate and was engaged in both spiritual and secular education. He had 14 children. In 1916, he was transferred to the Cathedral of the Lifegiving Trinity in Troitsk, and in 1922 was elevated to the rank of archpriest. The last years of his life were filled with sorrows and deprivations. In the 1930s, the soviet authorities did all they could to close the church. On February 28, 1930, Fr. Theodore was detained and accused of anti-soviet activities, though he pleaded not guilty. On October 3, 1930, he was sentenced to three years’ exile in Western Siberia and the Trinity Church was closed.

http://pravmir.com/russian-church-canoni...

Мелитополь. Собор Александра Невского (утраченный). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Александра Невского был освящён в 1861 году. По документам 1865 года собор выглядел весьма скромно, представляя собой каменное здание с деревянным куполом, каменной оградой с деревянными решётками и домиком для сторожей. Собор не имел колокольни, и колокола висели на столбах. Соборный причт состоял из шести человек. Каменная колокольня собора была построена только в 1867 году. В 1891 году собор по-прежнему был каменным, с деревянным куполом. Место, отведённое под постройку церковных домов, пустовало и иногда арендовалось под ссыпку зернового хлеба за плату в пользу церкви. Пахотная земля, закреплённая за церковью, сдавалась в аренду крестьянам села Кизияр. Всего в 1891 году собор владел 131 десятиной земли. В октябре 1891 года в Мелитополе был открыт комитет для сбора пожертвований в пользу голодающих под председательством настоятеля собора. Церковная библиотека в 1891 году состояла из 380 томов и 112 названий. В 1899 году было построено новое здание собора. На колокольне собора висели колокола, отлитые из бронзы с добавлением серебра. Их звон был слышен по всему городу. В 1904 году на церковные средства были возведены дома для причта, в 1907 году построен «дом для народных чтений». В 1910 году на средства мелитопольского купца Ивана Матвеевича Чередниченко на территории церкви был построен «дом для религиозно-нравственных чтений». Какое-то время после революции собор продолжал играть заметную роль в жизни города. Так, в июне 1923 года в соборе прошёл съезд, в котором приняли участие 300 человек духовенства и мирян. Но уже в конце 1920-х — начале 1930-х годов советская власть развернула более активную антирелигиозную кампанию. В Мелитополе организовывались собрания трудовых коллективов, на которых производился сбор подписей под решением о снятии колоколов с собора и передаче его здания под культурно-просветительное учреждение. Этим дело не ограничилось, и в середине 1930-х годов, в безбожную пятилетку, собор был разрушен.

http://sobory.ru/article/?object=51692

Таллин. Старообрядческая моленная Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и девы Стефаниды. Свято-Благовещенская моленная Таллиннской староверческой общины Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первые известия о староверах Ревеля (ныне Таллин) относятся к XVIII в. Это могли быть как староверы из внутренних губерний России, спасавшиеся от религиозных преследований, так и старообрядцы, освободившиеся из крепости Рогервик (ныне - Палдиски), сосланные сюда еще при Петре I. В 1807 в Ревеле была устроена деревянная моленная в конце 2-го форштадта в доме 198с, принадлежащем купцу-староверу Моисею Проклову. При моленной на средства купцов А. Михеева и М. Проклова содержалась богадельня, в которой доживали свой век одинокие и бедные старообрядцы. Здесь же находилось староверское кладбище и караулка. В 1820-1840-х годах в Ревеле, как губернском городе, осуществлялся жесткий контроль за жившими здесь староверами. К 1865 году в городе осталось лишь 20 старообрядцев. Дом, где находилась моленная, был продан, и люди собирались для общих молитв по частным квартирам. После революции, в 1924 году в Эстонии состоялась официальная регистрация Таллиннской общины. В 1930 году по завещанию старообрядки Стефаниды Андреевны Мяэберг, ее муж лютеранин Адо Мяэберг построил моленную. Солидное пожертвование на строительство было сделано прихожанкой Евфимией Сапожниковой. Большой вклад в оборудование иконостаса и убранства новой моленной внесли супруги П.П. и К.Е. Баранины. 26 декабря 1930 года состоялось освящение нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, Святителя Николы и девы Стефаниды. Моленная представляет собой скромное деревянное одноэтажное здание с двускатной крышей. Небольшим крестом отмечен навес крыльца у входа в моленную. В 2009 году в храме был проведён капитальный ремонт и над крышей воздвигнута глава с восьмиконечным крестом. Источник: http://kopajglubze.ucoz.ru/publ/22-1-0-96 Интерьер таллиннской моленной лаконичен, декора нет. Потолок моленной повышен и вписан в конструкцию стропильной крыши, со скосами вдоль наружных стен. Иконы четырехярусного иконостаса установлены в скромную каркасную конструкцию с повышением в центре. Особый интерес представляют иконы, написанные в 19 и 20 веках, кисти известных местных мастеров. Только в этом иконостасе можно увидеть полную композицию работы Пимена Сафронова, талантливого ученика Гавриила Фролова. В моленной представлены также иконы и других учеников Г. Фролова – Марка Солнцева и Ефима Кекишева (одна икона). Источник информации: Jaanus Plaat «Русские старообрядцы Эстонии и их храмы», Tallinn 2016. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14648

Троицкое. Церковь Космы и Дамиана. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Космы и Дамиана Римских Год постройки:1775. Адрес: Россия, Оренбургская область, Тюльганский район, с. Троицкое, ул. Аристова, 22 Координаты: 52.327855, 56.384035 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Космы и Дамиана в селе Троицкое Тюльганского района Оренбургской области. В середине XVII века среди вольных степных просторов и обширных лесов в 1775 году крестьянами - переселенцами из поволжских и центральных районов было образовано село Троицкое. Село было крупное, когда-то на его территории располагалось три церкви. Первой была сооружена в 1775 году церковь Космы и Дамиана и являлась первой крупной постройкой на селе. В 1863-1865 годах в Троицком была построена Казанско-Богородицкая церковь. В 1930 году церковь закрыли. В ней разместился райком партии, потом терапевтическое отделение участковой больницы, а затем интернат для пожилых людей. Третья, Крестовоздвиженская церковь, была построена в самом начале ХХ века, в основном на средства помещика Лапшина, располагалась на другом конце села, называемом самими жителями Шёлковым краем. Просуществовала церковь до 1961 года, затем её сломали. При церкви 17 ноября 1891 года была открыта церковно-приходская школа, при открытии в ней обучались 28 мальчиков и 8 девочек. Первый класс обучался в церковной сторожке, второй и третий классы в большом купеческом доме. Школа в таком виде просуществовала до 1918 года, затем были открыты начальные школы на хуторе Андреевском (Шихан), в Междуречье (Купля) и в центре села Троицкое. Сейчас в селе одна церковь - Космы и Дамиана. Бревенчатая, не особо привлекательная с улицы, но очень красивая внутри. В 1930 годах в ней было зернохранилище, в 1950 году – детский сад, с 1972 года размещалась аптека. И только в 1998 году здание вновь вернули верующим. Силами самих сельчан храм восстановили, облагородили территорию. Активное участие в восстановлении храма принимал местный житель Абросимов М.Г, пожертвовавший на восстановление храма свои личные сбережения. По материалам: http://www.oren-eparh.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32679

Шенкурский район (Архангельская область) Материал из Азбука паломники Церковь Николая Чудотворца (Наум-Болото) [ править править код ] Церковь в деревне Наум-Болото построена в 1817 году. Церковь освящена 1 февраля 1817 года. Церковь снабжена колокольным звоном – 6 колоколов, один из которых большой (18 пудов). Церковь отапливалась 4 печами, печи сохранились в рабочем состоянии. В конце XIX века поддерживалась на средства куаца, его вдова в 1914 году ради молитвенного поминовения мужа полностью отремонтировала храм. В советское время в нём был колхозный склад, здание сохранилось. Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, с. Химанево, д. Наум-Болото Подробнее.... Церковь Петра и Павла (Петровская) [ править править код ] Кирпичная церковь с декором в духе эклектики, построенная в 1865-1870 годах в деревне Кьяндского прихода вместо прежде бывшей часовни. Церковь представляет собой односветный четверик под купольным сводом с главкой. Трапезная с Успенским и Александро-Невским приделами и колокольня под каркасным шатром пристроены в 1894 году. Церковь была закрыта в 1930-х годах, служила складом. Возвращена верующим в 1990-х годах, отремонтирована. Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д.Петровская Подробнее.... Церковь Иоанна Предтечи (Ровдино) [ править править код ] Первая церковь Иоанна Предтечи в селе Ровдино датируется 1857-1858 годами. Это был деревянный храм, который существовал до 2-й половины ХХ века. Первый храм представлял из себя одноглавый четверик с трапезной, в которой были Христорождественский и Никольский приделы. К храму примыкала колокольня. Церковь была закрыта не позже 1930-х годов и занята под Дом Культуры, но в 1970-х годах сгорела. Новая деревянная церковь в честь Иоанна Предтечи строится с 2010 года. К 2012 году строительство было полностью завершено. Церковь представляет собой одноглавый четверик с пятигранным алтарём и притвором. Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, село Ровдино, ул. Ленина, 19

http://azbyka.ru/palomnik/Шенкурский_рай...

Оживление духовной жизни Саратовского края ознаменовалось восстановлением в 1829 году женского Крестовоздвиженского монастыря и созданием Саратовской духовной семинарии в 1830 году. Правление на кафедре владыки Иакова (Вечеркова) (1832-1847) ознаменовалось распростронением единоверия среди старообрядцев, обращением в Православие тысяч калмыков и евреев, открытием трех новых духовных училищ (Николаевского, Вольского, Балашовского), постройкой многих храмов и молитвенных домов. В 1849 году для Саратовской кафедры было на краткий срок учреждено Вольское викариатство, впоследствии восстановленное на постоянной основе в 1898 году. В 1865 году началось издание журнала " Саратовские епархиальные ведомости " , в 1869 году открылось первое женское епархиальное училище в Саратове, а в 1900 году - второе в Вольске. Смутное время сразу после революции была учреждена Волгоградская викарная епархия, впоследствии бывшая некоторое время самостоятельной. Гонения на Православие в пределах Саратовской епархии были особенно люты в первой половине 1930-х годов - был взорван кафедральный Александро-Невский собор, множество храмов разрушено или отобрано у верующих. К концу 1930-х в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства было или расстреляно, или находилось в лагерях и ссылках. В 1920-30-х годах существовала Саратовская обновленческая епархия. В военное время церковно-правительственные отношения изменились, и в 1942 году, после пятилетнего перерыва, был снова назначен Саратовский архиерей, территория управления которого была ограничена Саратовской областью. Во второй половине того года в Саратове передается в аренду, а в 1947 году окончательно возвращается Православной Церкви Свято-Троицкий кафедральный собор, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, возобновляется литургическая жизнь Саратовской епархии. С 1947 по 1961 год вновь действует Саратовская духовная семинария. В этот период, при поручении Саратовским архиереям одновременного управления Сталинградской епархии их титул менялся на " Саратовского и Сталинградского. "

http://azbyka.ru/palomnik/Саратовская_об...

До 1864 года над могилою Ермолова не было никакого памятника и даже деревянного креста. Но в том же году сыновья Алексея Петровича, Виктор, Клавдий и Север вознамерились поставить над могилою памятник. Но Троицкий священник Иоанн Мещерский предложил им вместо устройства памятника расширить церковь так, чтобы она вместила в себе могилы Ермоловых. Кроме этого предполагалось сделать в церкви новый дощатый дубовый пол в алтаре, сам алтарь расширить, утвердить престол и иконостас на каменном фундаменте. Проект по расширению церкви, составил архитектор казенной палаты В.С. Попов. Расширение Троицкой церкви произошло с двух сторон – южной и северной, причем расстояние, отделявшее церковь от колокольни, вошло под своды храма. Освящение перестроенного храма было совершено 15 октября 1867 года преосвященным Макарием. Первоначально Троицкая колокольня состояла из двух столбов с перекладиною. В 1838 году столбы эти обветшали и вместо них поставлены были новые дубовые, с устройством над ними деревянной кровли, и в таком оставалась до 1850 года. В 1851 году, началось дело о постройке каменной колокольни, на доброхотные пожертвования. Постройка колокольни, производившаяся рядчиком по контракту, была начата летом 1852 года, а окончена в 1854 году, с утверждением на колокольне креста. В 1855 году была окрашена крыша и купол и сняты леса, а в 1856 году произведена штукатурка и устроено жилое тепло помещение для сторожей в нижнем этаже колокольни. В марте 1864 года тогдашний настоятель Иоанн Мещерский просил у консистории дозволения построить каменный дом при кладбище. При своем прошении отец Иоанн представил и проект предполагаемого дома. Сама же постройка началась в 1865 году и продолжалась в течение трех лет. В 1868 году церковный дом был оштукатурен снаружи, а так же были построены деревянные сараи при нем. В 1874 году были доделаны многие внутренние работы. В доме проживали семьи священника и диакона. После революции Троицкая церковь стала обновленческой. 8 апреля 1929 году, церковный дом причта, на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР был отобран у церковной общины и заселен жильцами. Зимой 1930 г., были сняты колокола. Церковь работала еще несколько лет и где-то в середине 1930-х гг. (скорее всего в 1938 г.) была закрыта. Когда точно, пока установить не удалось, но в 1931 еще работала и по документам проходила как обновленческая. К началу Великой Отечественной войны Троицкая церковь, это совершенно точно, уже не работала. Последняя в городе Орле действующая церковь – Воскресения Христова на Афанасьевском кладбище – была закрыта 25 июня 1941 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Принимал активное участие в подготовке и работе Поместного и священного Собора Российской Православной Церкви, являясь членом Предсоборного Совета и членом Поместного собора от Казанской епархии. После революции 1917 года – профессор русской истории в Казанском Педагогическом институте. С 1919 года – член и председатель комиссии по охране архивных фондов и музейных памятников Казани и Казанской губернии. Заведующий историко-культурной секцией Казанского губернского архива. Заведующий объединенной библиотекой Татарского ЦИКа, Совнаркома и Госплана. Являлся первым создателем и хранителем Национального архива Татарстана и других крупных архивов республики. В 1921 году вместе с ректором Духовной академии епископом Анатолием (Грисюком) и другими профессорами был арестован. Условно осуждён на год лишения свободы, за «нелегальное существование академии» (в законном порядке в то время она еще не была ликвидирована). В послереволюционные годы продолжал принимать активное участие в работе Общества археологии, истории и этнографии Казанского университета. В 1930 году арестован органами ГПУ ТАССР. Вместе с другими профессорами Духовной академии обвинялся «в организации филиала всесоюзного центра церковно-монархической организации «Истинно-Православная Церковь ». В 1932 году постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ осуждён по ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР и сослан в Казахстан сроком на 3 года. Скончался 19 апреля 1941 года от сердечного приступа. В 1964 году посмертно реабилитирован Постановлением Верховного суда ТАССР. Дом, который в 1902 году построил и в котором жил И. М. Покровский до самой смерти, постановлением кабинета министров республики Татарстан назван домом его имени, признан памятником истории республиканского значения и занесён в государственный охранный реестр, на доме установлена мемориальная доска. «Я не столько археолог и музеист, сколько историк-археограф и архивист…» (О работе И. М. Покровского в Казанском губернском архиве в 1920–1930-е гг.) Настоящая статья посвящена нелегкой судьбе казанского интеллигента старой формации, профессора Казанской духовной академии, одного из активных членов Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, кавалера орденов Св. Станислава 2-й и 3-й степени, Св. Анны 2-й и 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени Ивана Михайловича Покровского (1865–1941).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010