328 Братство было восстановлено в Париже после основания Богословского института св. Сергия. Среди членов Братства – большинство преподавателей института и много русских ученых, рассеянных по всей Европе. См. Епископ Кассиан. «Православная мысль», Париж, VII, 1924, стр. 12, 59. 331 В 1967 г. «Из глубины» вышел вторым изданием в Париже, спустя 49 лет после своего первого появления на свет. 334 Известное описание такого обращения дано Пастернаком в «Докторе Живаго». Герой романа сначала не был противником революции, но вскоре убедился, что ленинизм с его неосуществимыми обещаниями земного рая, несет с собою порабощение человека. Подлинность обращения доктора Живаго раскрывается в изумительных по своему христианскому опыту стихотворениях, приписываемых Пастернаком своему герою. Они – один из лучших примеров религиозной поэзии в русской литературе. 335 См. две замечательные книги: «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, Н-Й., 1954, и «Невидимая Россия», В. Алексеева. Н-Й., 1952. 336 В период между двумя войнами было около тридцати пяти приходов в Париже и его пригородах, приблизительно такое же количество в остальной Франции. В других европейских странах меньше. 337 Фотографии этих церквей см. в книге митрополита Евлогия «Путь моей жизни», Париж, 1947, стр. 678 и сл. 338 По сравнению с другими классами, гонимыми в России, русское духовенство, принесшее наибольшее количество жертв, дало меньше всего беженцев. См. P. Kovalevsky. La Dispersion Russe, Chauny (Aisne), 1951, p. 7. 339 Эмигрантам пришлось создавать церковное управление в атмосфере полной свободы, без всякого контроля и протекции со стороны государственной власти. Эта свобода, так неожиданно полученная, резко контрастировала с положением православия в дореволюционной России, когда государство поддерживало Церковь , но одновременно не давало ступить самостоятельно ни шагу. Ни епископы, ни священники, ни миряне не привыкли к самоуправлению, и Церковь неизбежно разделилась на несколько враждующих партий. 349 Среди них были: И. Петрункевич (1843–1928), H. Чайковский (1850–1926), Ф. Родичев (1854–1923), Павел Милюков (1859–1943), М. Винавер (1862–1926), В. Бурцев (1862–1942), И. Гессен (1865–1943), П. Новгородцев (1856–1924), кн. Павел Долгоруков (1866–1927), кн. Петр Долгоруков (1866–1945), А. Кизеветтер (1866–1933), В. Маклаков (1869–1957), Е. Кускова (1870–1958), С. Прокопович (1871–1944), Виктор Чернов (1873–1952), С. Мельгунов (1879–1957), А. Чупров (1874–1926), H. Авксентьев (1878–1943), В. Руднев (1879–1940), И. Фундаминский-Бунаков (1880–1942), Зензинов (1880–1963), А. Керенский (1881–1970) и М. Вишняк (р. 1883).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Красная Россия и Святая Русь. П. 1931. стр. 87. ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич. Князь. 1863–1920 Родился 23 сентября в имении Ахтырка. Окончил Московский университет. Выдающийся философ, общественный деятель и искусствовед. Вместе с старшим братом Сергеем 1862–1905 был близким другом Владимира Соловьева 1853–1900. Умер от сыпного тифа 21 января в Новороссийске. Воспоминания. София. 1921. стр. 195. Смысл жизни. Б. 1922. стр. 282. Из прошлого. Вена. 1923. стр. 87. Из путевых заметок беженца. Кисловодск. 1919. Б. 1926. Архив русской революции. Три очерки о русской иконе. П. 1965. стр. 161. Включает библиографию и: Умозрение в красках. Нем. перевод 1927. Два мира в древней русской живописи. Россия в ее иконе. ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич, князь. 1890–1938 Родился 16 апреля. Сын философа Серг. Ник. Трубецкого 1862–1907. Сам выдающийся филолог и мыслитель. Преподавал в Москве, Ростове, Софии и Вене. Участник Евразийского движения. Умер 25 июня. Европа и человечество. София. 1920. стр. 82. Нем. пер. 1922. Наследие Чингисхана. Б. 1926. стр. 60. К проблеме русского самосознания. П. 1927. стр. 94. Polische Studien. Wien. 1929. Zur Struktur der Mordvinischen Melodien. Wien. 1933. Das Morphologische System der Russischer Sprache. Prague. 1934. Grundsage der Phonologie. Prague. 1939. Gottingen. 1958. P. 1949. Altkirchenslavische Grammatik. Wien. 1954. Dostoevskij als Kunstler. Slavische Print. LXI. 1964. Библиография и обзор его филологических работ были напечатаны В Праге в 1939 г. Travaux du Circle Linguistique. T. 8. Перепечатано под заглавием: Etudes Fhonologiques dediees a la memoire de M. le prince N.S.Troubetzkoy• University of Alabama Press. Alabama. 1964. Мат. Биб. I. Бл. 1931, и II. Бл. 1941 • ТРУБНИКОВ Протоиерей Александр Григорьевич. 1908 Родился 10 марта в Царском Селе. Приехал с родителями во Францию в 1916 г. Химик по образованию. Работал в Марокко. Рукоположен в 1949 г. Настоятель прихода Синодальней Церкви в Медоне под Парижем. Секретарь Епархиального Совета. L " Eglise russe hors frontieres. P. 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

58. Парамифийская, Филиатийская и Гиромерийская 59. Паронаксийская 60. Патрская 61. Пирейская 62. Перистерийская 63. Полианийская и Килкисийская 64. Самосская и Икарийская 65. Сервийская и Козанийская 66. Серронская и Нигритийская 67. Сидирокастрская 68. Сисанийская и Сиатистийская 69. Сиросская, Тиносская, Андросская, Кеасская и Милосская 70. Трикийская и Стагонийская 71. Трифиллийская и Олимпийская 72. Идрасская, Спетсонская и Эгинийская 73. Фиотидийская 74. Филиппийская, Неаполийская и Фасская 75. Флоринийская, Преспонская и Эордеасская 76. Фокидосская 77. Халкидская 78. Хиосская, Псаранская и Инуссонская Предстоятели Элладской Православной Церкви Митрополиты Неофит V 1833 - 1850 - 1861 Мисаил 1861 - 1862 Феофил 1862 - 1871 Прокопий I 1874 - 1896 Герман II 1889 - 1896 Прокопий II Икономидис 1896 - 1901 Феоклит I Минопулос 1902 - 1917 Мелетий III Метаксасис 1918 - 1920 Феоклит I – II 1920 – 1922 Архиепископы Хризостом I Пападопулос 1923 - 1938 Хрисанф Филиппидис 1938 - 1941 Дамаскин Папандреу 1941 - 1949 Спиридон Влахос 1949 - 1956 Дорофей III Коттарас 1956 - 1957 Феоклит II Панагиотопулос 1957 - 1962 Иаков III Ваванатос 13.I.1962 - 25.I.1962 Хризостом II Хатзиставру 1962 - 1967 Иероним Коцонис 1967 - 1973 Серафим Тикас интронизация 16 января 1974 г. Библиография к главе VI «Элладская Православная Церковь» На русском языке Герман, митроп. Доклад митрополита Афинского Германа депутатам 13-го периода парламента Греческого королевства. Перев. архим. Рафаила. Сергиев Посад, 1893. Заболотский Н. Паломничество к святыням Эллады и Афона//ЖМП. 1973. 11. Курганов Феодор. Устройство управления в Церкви королевства Греческого. Казань, 1871. Лепорский П. История Фессалоникийского экзархата. СПб., 1901. Никитин И. Греческая (Элладская) и Русская Православные Церкви//ЖМП. 1954. 2. Никодим, митроп. Приветственное слово на приеме, устроенном Священным Синодом Элладской Церкви//ЖМП. 1972. 1. Новый Архиепископ Афинский и всея Эллады Хризостом//ЖМП. 1962. Новый Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Иероним//ЖМП. 1967. 11.

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

   Строматы. Ярославль, 1892. Кн. 7. Гл. 7. С. 823.    О молитве. Ярославль, 1889. § 12, С. 42—43; § 13, С. 43—44.    Творения. Кн. 2. Ч. 2. Книга о молитве Господней. Киев, 1891. С. 225—226.    Типикон. М., 1862. Лист 12 на обороте.    Вениамин, архиепископ. Новая скрижаль. СПб., 1891. С. 247.    Типикон. М., 1862. Лист 2.    Там же. Лист 14.    Там же. Лист, 12.    Творения. Т. 1. Против Аномеев. СПб., 1895. С. 593.    Булгаковский Д., священник. Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 23.    Цит. по: Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 156.    Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 29.    Добротолюбие. Т. 2. § 200. С. 133—134.    См.: Пушкин А. С. Молитва. «Отцы пустынники и жены непорочны...» (Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1954. С. 209).    Письма к разным лицам. М., 1892. С. 424.    Завитневич В. З. О молитве. Из системы философско-богословских воззрений А. С. Хомякова. «Труды Киевской Духовной Академии». 1907. Январь. С. 10. Отдел III. Условия благоуспешной молитвы... ГЛАВА 1. ПРИГОТОВЛЕНИЕ К МОЛИТВЕ    Для того, чтобы истинно молиться, недостаточно знать определения молитвы, ее образцы и виды. Необходимо еще иметь понятие и о тех ее условиях, без которых молитва не может быть действенной, не может приблизить нас к Богу. Молитва – это «врачевство», – говорит святитель Иоанн Златоуст, – но «если мы не знаем, как должно приложить это врачевство, то не получим от него никакой пользы». Чтобы получить эту пользу, чтобы молитва не оказалась бесплодной, необходимо, прежде всего, по христианскому учению, приготовить себя к молитве, а затем с соответствующими условиями и совершать ее. Ведь и в физической природе требуются приготовления для исполнения желаемых действий. Например, чтобы могло гореть сырое дерево – его предварительно сушат; чтобы можно было ковать железо – его прежде раскаляют и т. д. Тем более необходимо приготовляться к молитве. «Прежде даже не помолишися, – пишет Премудрый, – уготови себя, и не буди, яко человек, искушая Господа» (Сир. 18:23). «Когда желаем предстать царю земному, – рассуждает святитель Игнатий (Брянчанинов), – то приготовляемся к этому с особенною тщательностью: изучаем, какое должно быть при беседе с ним настроение наших сердечных чувств, чтобы по порыву какого-нибудь чувства не увлечься в слово или движение, царю неприятное; заблаговременно придумываем, чтобы говорить одно угодное, и тем расположить его к себе; заботимся о том, чтобы самый наружный вид наш привлек его внимание к нам. Тем более мы должны сделать приличное приготовление, когда желаем предстать Царю царей и вступить молитвою в беседу с Ним». Святитель Феофан считает тех, которые «за молитву берутся с ветру» – без подготовки к ней – виновными в преступлении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Антоний (Блум Андрий Борисович, 19.06.1914–04.08.2003, Лондон), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник. Близко сотрудничал с митрополитом Иоанном в 1960е годы. Антоний (Варжанский Михаил Антонович, 28.01.1890–28.05.1971), епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Виленский и Литовский. С 1958 по 1961 год – настоятель Русской Православной Церкви в Дрездене, затем благочинный приходов в ГДР. В этот период сблизился с Владыкой Иоанном (Вендландом) . Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 04.02.1862–23.02.1936), митрополит. В 1918 году был одним из трех кандидатов на Патриарший Престол. В 1922 году привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном. Отбывал ссылку в Средней Азии. В 1933 году назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. В это время туда приехал архимандрит Гурий, которого он благословил на тайное служение Литургии в домашних условиях и дал антиминс. Скончался в Ташкенте, погребен на городском кладбище. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич, 02.07.1887–28.10.1962), епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии, исповедник. О своем жизненном пути и церковном служении писал так: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дел 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». Отбывал срок в Зырянском крае, в Туруханском крае, в Соловецких, Беломоро-Балтийских, Онежских, Сибирских, Темниковских лагерях. Последние годы жил в Петушках Владимирской области. Очевидцы свидетельствуют, что любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто с ним соприкасался. Многие из тех, кого Владыка Афанасий тайно рукоположил во священники, в дальнейшем снискали славу истинных подвижников благочестия. Некоторых из них, например епископа Стефана (Никитина), на открытое служение вывел митрополит Гурий. Епископ Афанасий канонизирован 20 августа 2000 года. Афинагор I (Аристоклес Спиру, 25.03.1886–07.07.1972), Вселенский Патриарх с 1 ноября 1948 года (избрание) до своей смерти. Митрополит Иоанн встречался с ним в период своего заграничного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

14. «The Dead Sea Scrolls of St. Mark " s Monastery», vol. I-II, New Haven, 1950–1951, eds., Burrows M, Trever J G, Brownie W H. 15. «Diogenes Laertus De clarorum philosophorum vitis», ed. J. E. Boissonadio, Parisiis, 1862. 16. «Discoverics in the Judaean Desert. I», Qumran Gave I, ed by D. Barthelemy and J. T. Milik, with Contributions by R. de Vaux, C. M. Crowfoot, H. J. Plenderleith, G. L. Harding, Oxford, 1955. 17. « Edah we Eduth, Three Scrolls from the Judaean Desert», the legacy of a Community. Ed. with Vocalization, Introduction, Notes and Indices by A. M. Habermann, Jerusalem, 1952. 18. Epiphanius. Panarion, Ed Oehler, Berolini, 1859–1861. 19. Eusebius, Kirchengeschichte. Hrsg. von Ed. Schwartz. Kleine Ausg., Leipzig, 1908. 20. Eusebius Werke. Die Praeparatio Evangelica. Hrsg. von Karl Mras, Berlin, 1954. 21. Flavius Josephus, Opera omnia, ed. B. Niese, vol. I-VII, Berolini, 1885–1895. Ant. – Antiquitates Judaicae BJ – De Bello Judaico C. Ap. – Contra Apionem; Vita 22. Herodotus, Historiae, Ed. Carolus Abicht, ed. stereotypa, vol. I-II, Lipsiae, 1869. 23. Hippolytus, Refutatio omnium haeresium, Gottingae, 1859. 24. Jamblichus, De Vita Pythagorica liber, rec. A. Nauck, Petropoli, 1884. 25. «Kanaanäische und aramäische Inschriften», Bd I: Texte, Wiesbaden, 1962, von H. Donner und W. Röllig. 26. «Medilloth Midbar Yehuda. The Scrolls from the Judean Desert», ed. with Vocalization, Introduction, Notes and Concordance by A. M. Habermann, Tel Aviv, 1959. 27. «Les Oeuvres de Philon dAlexandrie, 29: De Vita Contemplativa», Introduction et notes de F. Daumas, traduction de P. Miquel, Paris, 1963. 28. Philonis Alexandrini opera quae supersunt ed L. Cohn et P. Wendland, vol. I-VI, Berolini, 1896–1915. De Abr. – De Abrahamo De Cher. – De cherubim De conf. – De confusione linguarum De decal. – De decalogo De ebr. – De ebrietate De fuga – De fuga et inventione De Mutat. Nom. – De Mutatione Nominum De Op. – De Opificio Mundi De Plant. – De Plantatione De Sacr. – De Sacrificius Abelis et Caini

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

Кострюкова//Вестник ПСТГУ. II. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 5 (42). С. 124 – 133. Подробнее см.: Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925 – 1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: 2011. С. 150, 422. См. напр.: ЖМП. 1950. 4. С. 22; Русский Свято-Николаевский храм в Софии. София: 1995. С. 62 – 63; Новикова А. Владыка Серафим (Соболев) и болгарская церковная жизнь//Билята емиграция в България. Материали от научна конференция. София. 2001. С. 358 – 359. См.: Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР 1954 – 1970 гг. М.: РОССПЭН. 2010. С. 203. См.: Кифа. Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862 – 1937). М.: ПСТГУ. 2012. С. 695. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 418. Л. 158 – 159. Сократить литургию на 1,5 часа нельзя по причине того, что по времени литургия длится около 1,5 часов. По-видимому, речь шла о переносе службы. Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 7. Нью-Йорк: Издание Северо-Американской и Канадской епархии. 1960. Т. 7. С. 79 – 82. См., напр.: Давиденков О., свящ. Традиционная Христология нехалкидонитов. М.: 1998. С. 5 – 6. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 8 – 18 июля 1948 г. Т. 2. М.: 1949. С. 250. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей… С. 253 – 254, 258 – 259. Комментарии ( 2): Адриан, г. Сергиев Посад. 08 февраля 2013г. 16:23 Старостильная Болгарская Церковь сохранила в полном объёме Православное Предание, чего не скажешь о новостильниках. Было бы целесообразным возвращение новостильной части Болгарской Церкви к Православному Преданию, и таким образом, преодоление раскола, коль скоро это разделение не угодно Богу. 09 февраля 2013г. 02:02 Православное Предание указывает верным чадам Церкви что грех раскола не смывается и мученической кровью.

http://bogoslov.ru/article/3125679

Вениамин, епископ Рижский и Митавский (Карелин Василий Матвеевич) Родился в селе Медведеве Рязанской губернии в семье причетника. Учился в Рязанской духовной семинарии. В 1848 году окончил курс Московской духовной академии. С 23 мая 1849 года – священник. 3 октября того же года удостоен степени магистра. 24 марта 1854 года пострижен в монашество. 29 октября 1856 года назначен инспектором Рижской духовной семинарии. 31 декабря 1857 года возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1859 года переведен ректором Астраханской духовной семинарии. С 8 марта 1860 года – настоятель Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря. С июля 1862 года – ректор Пермской духовной семинарии. 29 мая 1866 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Рижской епархии. Со 2 марта 1870 года – епископ Рижский и Митавский. В декабре того же года им утверждено открытие в Прибалтийском крае Иоанно-Богословского братства. Скончался 22 августа 1874 года. Труды: Учение пред Святым Крещением. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1410. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 387. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 383. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 387. Странник. – СПб., 1872, январь. – С. 12. Православный собеседник. – Казань, 1900, ноябрь. – С. 480, 585. – 1911, июль-август. – С. 14. Православное обозрение. – 1871, январь. – С. 227–228. Христианское чтение. – СПб., 1869, июнь. – С. 980. – 1874, январь. – С. 199. Труды Киевской духовной академии. – 1874, март. – С. 104. Журнал Московской Патриархии. – 1959, 11. – С. 43. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1954. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр I Карагеоргиевич (1844–1921), Сербский король. Большую часть жизни провел в изгнании, где скрывался от преследований правившей в Сербии династии Обреновичей. В 1903 г. в результате военного переворота (в ходе которого был убит последний представитель династии Обреновичей король Александр) был провозглашен королем Сербии. В 1914 г. назначил своего сына Александра принцем-регентом Сербии и фактически передал в его руки все вопросы управления страной. Несмотря на преклонный возраст, разделил с сербской армией все тяготы фронтовой жизни, отступления и эвакуации на о-в Корфу. Петр Крутицкий (Полянский Петр Федорович; 1862–1937), священномученик, митрополит. Местоблюститель Патриаршего Престола. В 1892 г. окончил МДА со степенью магистра богословия. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1920 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. С 1924 г. митрополит Крутицкий. 12 апреля 1925 г., после кончины Св. Патриарха Тихона, избран Местоблюстителем Патриаршего Престола, как единственный из трех указанных в патриаршем завещании кандидатов, находящихся на свободе. Выпустил послание против обновленчества. 9 декабря 1925 г. арестован, содержался в одиночном заключении. В 1926 г. приговорен к трем годам ссылки, отправлен в Тобольск. В феврале 1927 г. переправлен в с. Абалак, а в начале апреля вновь арестован и доставлен в Тобольскую тюрьму. В июле, по решению В ЦИК, был сослан за Полярный круг на берег Обской губы в пос. Хэ. В мае 1928 г. срок ссылки продлен на два года. В августе 1930 г. арестован. Отказался снять с себя обязанности Местоблюстителя. С января 1931 г. в строгой изоляции, приговорен к заключению сроком на пять лет. Последние годы жизни провел в Верхнеуральской тюрьме. В июле 1936 г. срок его заключения был продлен еще на три года. Расстрелян 10 октября. Пимен (Извеков Сергей Михайлович; 1910–1990), Патриарх Московский и всея Руси. В 1930 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1931 г. во иеромонаха. В 1935 г. арестован. В 1945 г. клирик Благовещенского собора в г. Муроме. В 1946 г. казначей Одесского Ильинского монастыря; помощник благочинного монастырей Одесской епархии. С 1947 г. игумен. С 1949 г. наместник Псково-Печерского монастыря. С 1950 г. архимандрит. С 1954 г. наместник Троице-Сергиевой лавры. 1957 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Одесской епархии. С конца декабря 1957 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С 1961 г. архиепископ Тульский и Белевский, затем митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1963 г. Крутицкий и Коломенский. С 1970 г. Патриарший Местоблюститель. С 2 июня 1971 г. Патриарх Московский и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Непосредственное сотрудничество представителей двух Церквей началось в 1812 г., когда в России под покровительством имп. Александра I Павловича было открыто Библейское об-во по примеру и при взаимодействии с Библейским об-вом Британии (British and Foreign Bible Society, 1804). Однако члены об-ва помимо своих основных обязанностей занимались распространением мистического учения о религии сердца и «внутреннем христианстве», чем нанесли непоправимый ущерб авторитету об-ва, к-рое было закрыто в 1826 г. (Florovsky. 1954. P. 194). Попытка на практике применить теорию «тройственного» единства христ. Церкви была предпринята в 1840 г., когда в Петербург приехал диакон англикан. Церкви Уильям Палмер , пожелавший принять св. Причастие в правосл. Церкви, в чем ему было отказано. Обер-прокурор Святейшего Синода гр. Н. А. Протасов организовал дискуссии с участием историков и богословов и помог гостю ознакомиться с религ. жизнью России. Палмер побывал в Москве, ТСЛ, был принят архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) в Сергиевой пуст. (Palmer. P. 120). Большое значение имели для Палмера беседы с Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым), к-рый поддерживал идею развития отношений с христианами Англии, всегда, однако, подчеркивая, что для соединения Церквей необходимо единство веры. Палмер предложил на суд правосл. богословов свое соч. «Введение к 39 статьям» (Introduction to the XXXIX Articles, см. Тридцать девять статей ), в к-ром толковал англикан. символ веры в духе «Высокой церкви» и пытался доказать, что в важнейших догматах веры англикан. Церковь стоит на тех же позициях, что и православная. Ознакомившись с сочинением Палмера и работами др. трактарианцев, митр. Филарет пришел к выводу, что англикан. Символ веры далек от соответствия православному. Возвратившись в Англию, Палмер вел переписку (1844-1854) со славянофилом А. С. Хомяковым , написал труд о Патриархе Никоне (Palmer W. The Patriarch and the Tsar: In 3 vol. L., 1871-1876). В России был написан ряд исследований об англиканстве: диссертация П. С. Образцова в СПбДА (1864), кн. В. Михайловского «Англиканская Церковь и ее отношение к православию» (СПб., 1864), ст. П. Матвеевского « Трактарианское движение в англиканской Церкви в 1833-1862 гг.» (Странник. 1866. 5. Отд. 2 . С. 59-88) и др. Усилению интереса к РПЦ на Западе способствовала деятельность священников посольских церквей Е. И. Попова в Лондоне (1842-1875), автора кн. «Начатки движений в англиканской Церкви к соединению с Восточною» (М., 1865), переводчика сочинений Дж. Овербека и Х. Тодда, а также И. В. Васильева в Париже (1848-1867), издававшего ж. «L " Union chrétienne».

http://pravenc.ru/text/115118.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010