Butler J. The Analogy of Religion, Natural and Revealed, to the Constitution and Course of Nature. London, MDCCCLII. Carr E. On the study of the Evidences of Christianity, of Miracles. London, 1861. Delitzsch F. System der christlichen Apologetik. Leipzig, 1869. Dieringer X. System der göttlichen Thaten des Christenthums. Mainz, 1857. Dillmann A. Handbuch der Alttestamentlichen Theologie. Leipzig, 1895. Dörtenbach. Sünde. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie für Protestantische Theologie und Kirche, bd.15. Gotha, 1862. Dorner I. Ueber die richtige Fassung des dogmatischen Begriffs der Unveränderlichkeit Gottes. Berlin, 1883. Его же. Geschichte der Wissenschaften in Deutschland. Neuere Zeit, bd.5. Geschichte der Protestantischen Theologie. Munchen, 1867. Его же. System der christlichen Glaubenslehre, bd.I. Berlin, 1879. Drey J. Die Apologetik als wissenschaftliche Nachweisung der Göttlichkeit des Christenthums in seiner Erscheinung, bd.I. Mainz, 1844. Drobisch M. Grundlehren der Religionsphilosophie. Leipzig, 1840. Ebrard J. Apologetik. Wissenschaftliche Rechtfertigung des Christenthums. Th.I. Gütersloh, 1874. Th.II. 1875. Рус. пер. Спб., 1877. Ehrlich J. Leitfaden für Vorlesungen über die allgemeine Einleitung in die theologische Wissenschaft und die Theorie der Religion und Offenbarung als I. Theil der Fundamental-Theologie. Prag, 1859. Ernst W. Aufgabe und Arbeitsmethode der Apologetik für die Gegenwart. Berlin. Eucken R. Geistige Strömungen der Gegenwart, aufl.III. Leipzig, 1904. Franck F. System der christlichen Gewissenheit. Erlangen, 1873. Goltz H. Die christlichen Grundwahrheiten oder die allgemeinen Principien der christlichen Dogmatik. Gotha, 1873. Grotius H. De veritate religionis christianae. Parisiis, MDCXL. Gunkel H. und Scheel O. Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Tübingen, 1913. Hagenbach K. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Leipzig, 1867. Harnack A. Das Wesen des Christenthums. Leipzig, 1903. Harris H. Scepticism and Revelation. Oxford–London, 1861. Heinze W. Religion. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie für protestantische theologie und kirche, bd.16. Leipzig, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Целибат— обет безбрачия католического священника. 64 «Магдалинский приют» — филантропические убежища для бывших проституток (по имени Марии Магдалины — по библейскому преданию, развратной женщины, раскаявшейся и ставшей верной ученицей Христа). 65 Кийждо (древнеслав.) — каждый. 66 Ледви, ледеви (укр.) — едва. 67 Пышные белокурые волосы последней шотландской королевы…— Речь идет о Марии Стюарт (1542–1587). Название замка у Лескова неверно: надо — Фосерингском. 68 …епископ Феофан в своих… «Письмах о духовной жизни». — Лесков имеет в виду книгу епископа Феофана (Говорова, 1815–1894) «Письма о духовной жизни», СПб., 1872 (ряд переизданий). 69 Рамо (древнеслав.) — плечо. 70 Н. Н. Анненков (1793 или 1800–1865) был генерал-губернатором в Киеве в 1862–1865 годах. 71 Шато-де-флер — частое в то время название кафе-шантанов. 72 И. И. Сосницкий (1794–1877) — знаменитый драматический актер. 73 Жозеф Галл (Галль) — английский епископ и писатель-сатирик (1574–1656). Его написанная по-латыни книга «Внезапные размышления, произведенные вдруг при воззрении на какую-нибудь вещь» вышла в русском переводе в 1786 году. 74 Пленипотент — полный властелин. 75 …но пока еще не изобретен способ утверждения Момусова стекла в человеческой груди…— Лесков имеет в виду рассказ древнегреческого сатирика Лукиана (II b. н. э.) в диалоге «Гермотим» о том, как бог хулы Мом был недоволен, что творец человека Гефест не устроил в груди людей дверцы, «которая, открываясь, позволила бы всем распознать, чего человек хочет, что он замышляет, лжет ли он или говорит правду». 76 «Маккавеи» — опера А. Рубинштейна (1875). 77 «Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!» — цитата из «Горя от ума» Грибоедова (д. I, явл. 7). 78 …в своем замечательном «Словаре» покойный митрополит киевский Евгений Болховитинов…— Известный духовный деятель, историк и библиограф Евгений Болховитинов (1767–1837) — автор книги: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина…» (изд. 1818 и 1827 гг.) и его продолжения — «Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России…» (изд. 1838 и 1845 гг.). 79

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

После визита к целителю, состоявшегося в 1862 году, во время которого спина миссис Паттерсон якобы была полностью вылечена, она стала верной последовательницей Квимби. Обобщив его записи, она начала выступать в штате Массачусетс перед немногочисленными слушателями с лекциями о его опытах. После смерти Квимби, она в 1866 году якобы полностью исцелилась и «пришла к научному выводу, что причины всего кроются в разуме, и что любой эффект является духовным феноменом». Развивая дальше учение Квимби, она заявила, что болезни, смерть и даже сами наши и тела не существуют – они всего лишь продукт нашего воображения. Основываясь на этом убеждении, она приступила к формулированию своих своеобразных интерпретаций Священного Писания . Ее размышления, вместе с работами Квимби и некоторых других, стали составной частью вышедшей в 1875 году книги «Наука и здоровье». В 1877 году, в возрасте 56 лет, миссис Паттерсон вышла замуж за одного из своих последователей – Эйсу Джилберта Эдди. Он был первым, кто открыто провозгласил себя врачующим в соответствии с «Христианской наукой», и первым, открывшим воскресную школу движения «Христианская наука». Через шесть лет после их свадьбы мистер Эдди умер от сердечного приступа. Но Мери Бекер-Эдди оспорила результаты вскрытия. Ей удалось найти врача, который подтвердил ее заявление, что причиной смерти ее мужа было «умственное отравление мышьяком». Однако, когда у этого медика проверили диплом, он оказался фальшивым, и его приговорили к тюремному заключению за незаконную врачебную практику. Комментируя это событие, Уолтер Мартин писал: «Письмо миссис Эдди от 5 июня 1882 года в газету «Бостон Пост», в котором она обвинила некоторых из пшик бывших учеников в том, что они мысленно отравили Эйсу Эдди силой своего злобного воображения, и его организм яд, является одним из наиболее примеров психического состояния миссис Эдди. Приверженцы «Христианской науки» могут только постараться поскорее забыть о том, что Эдди вообще когда-либо писала такое письмо».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

26 .Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью, даны года, ведутся хранятся в целости. 27 .Копии с метрических книг хранятся в целости с 1923 года. 28 . В обыскной книге, выданной в году, имеется за шнуром и печатью писаных листов, не писаных. 29 . Исповедные росписи находятся в целости с ____ года: имеется. 30 . Книги, до церковного круга подлежащие: имеются. В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных томов: нет. 31 . С какого года имеются церковные летописи: 32 . Церковные деньги в целости за ключом и печатью церковною: нет. Недвижимой суммы состоит в кредитных учреждениях, а билет находится в целости: нет. 33 . Имеющиеся в приходе школы: одна начальная в дер. Дайновка. Церковная школа помещается в доме: нет, на содержание ее отпускается: нет. В сем году в ней обучается мальчиков, девочек. 34 .При церкви старостою церковным состоит: гражданин дер. Дайновка Афанасий Зубкевич, который должность свою проходит с 1925 г. 35 . Преосвященный в последний раз посетил приход: в 1927 году. 36 . В архиве церкви имеются метрические книги: Кердеевской церкви за 1836–1883 гг. включительно, исключая 3-й части за 1882 и 1883 гг. И за 1885–1913 гг. включительно, исключая 2-й и 3-й части за 1885 г. Исповедные и клировые ведомости за 1912 г. и обыск брачный с VI 1853 г. по II 1862 г. включительно и с VII 1896 г. по 1913 г. включительно. II Послужные списки священноцерковнослужителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви. 1 . Сан, чин или звание, должность, имя, отчество, фамилия, время и место рождения, когда и чем награжден и сколько получает содержания от казны и из других источников, и каких именно, имеет ли документ о польском обывательстве и какой именно. Священник Понтий Петрович Рупышев родился 5/18 августа 1877 г. в у.г. Ошмянах Виленского воеводства. Преосвященным Михаилом, Епископом Минским, 25 января 1909 г. награжден набедренником. Высокопреосвященным Сергием, архиепископом Финляндским, 9 мая 1915 г. награжден скуфьей. Командующим Российским Балтийским флотом, 6 декабря 1916 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени. Протопресвитером Российского военного и морского духовенства 5-го апреля 1917 г. награжден камилавкой. Блаженнейшим Дионисием, Митрополитом Варшавским и Волынским и всея православныя автокефальныя Польския Церкви награжден золотым наперсным крестом 2 мая 1926 г. Получает ежемесячно пособия от казны 70 злотых. Имеется паспорт польского гражданина, выданный Виленским уездным старостой 25 января 1924 г. за 266/24.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАЛАС Дамалас [греч. αμαλς] Николай (10.12.1842, Афины - 21.01.1892), греч. правосл. богослов. Родители Д. принадлежали к фанариотскому роду Маврокордато и были родом с о-ва Хиос. Начальное и среднее образование получил в Афинах. В 1858-1862 гг. учился на богословском фак-те Афинского ун-та, удостоившись похвал за высокодуховную жизнь и усердие. По окончании обучения, получив стипендию архим. Феоклита (Фармакидиса), отправился в Германию, где изучал философию и богословие в ун-те Эрлангена. В 1863 г. получил здесь степень доктора философии за диссертацию, посвященную древнегреч. полисам (De civitatis veterum Graecorum populari ratione institutis). В 1864 г. в Лейпциге Д. в ун-те слушал курсы по философии и богословию, через год издал соч. «О научных и церковных началах православного богословия». Продолжил занятия в Лондоне. В 1867 г., незадолго до отъезда из Великобритании, издал кн. «Об отношениях Англиканской Церкви с Православной». Вернувшись в Афины, 13 янв. 1868 г. был избран экстраординарным профессором герменевтики НЗ богословского фак-та Афинского ун-та. С 1 нояб. 1872 г. ординарный профессор по той же кафедре. В 1878/79 уч. г. стал деканом богословского факультета и ректором Афинского университета. С 18 нояб. 1876 г. по 19 апр. 1877 г. Д. был королевским уполномоченным при Св. Синоде Элладской Церкви; в качестве представителя Синода участвовал в Боннской конференции старокатолич., правосл. и протестант. богословов (1875), где обсуждался вопрос о соединении с правосл. Церковью; читал публичные лекции. Как специалист по НЗ, Д. был последователем критической и грамматической герменевтики и занимался истолкованием текстов. Большую ценность представляют комментарии Д. к критическому изданию текстов НЗ. Соч.: Εναρκτριος ες τ μθημα τς Κ. ιαθκης. Αθναι, 1868; Εκθεσις πρς τν Ιερν Σνοδον περ τν ν Βνν πεπραϒμνων κα κρσεις περ ατν. Αθναι, 1876; Περ διαρρυθμσεως τν τς Εκκλησας τς Ελλδος κατ τος ερ. Καννας. Αθναι, 1876; Κρσεις περ το Νεϒροποντεου θεολοϒικο διαϒωνσματος. Αθναι, 1876; Ερμηνεα ες τν Κ. ιαθκην. Τ. 1. Εσαϒωϒ. Αθναι, 1876. Τ. 2-3. Ερμηνεα τν τριν πρτων Εαϒϒελων. 1892; Η Ορθδοξος πστις. Αθναι, 1877; Πρυτανικς. Περ το διζοντος χαρακτρος κα τς ποστολς τς Ελληνικς Εκκλησας. Αθναι, 1878; Πντε λϒοι ες τν ορτν τν Τριν Ιερρχων - Ες τ μνημσυνον το μεϒλου εερϒτου, το πανεπιστημου Αντ. Θ. Παπαδκη. Αθναι, 1879; Περ ρχν τς Θιλοσοφας κα τς σχσεως τατης πρς τν Θεολοϒαν. Αθναι, 1889; Τ κατ Ιωννην Εαϒϒλιον. Αθναι, 1940. Лит.: Σιτης Μ. αμαλς//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 900-903. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист

http://pravenc.ru/text/168682.html

7) В случае неимения в епархии кандидатов для замещения свободных священнических мест из окончивших в Семинарии полный курс богословских наук, предоставить Преосвященным рукополагать во священники лиц, кои по научному образованию, безукоризненной нравственности и знанию чина богослужения, вполне соответствуют требованиям сего сана. 8) В диаконский сан могут быть посвящаемы воспитанники Семинарии по окончании ими курса, а равно и такие лица, кои по своим нравственным качествам и по знаниям будут признаны Епархиальным Преосвященным достойными посвящения в сей сан. Прохождение диаконского служения, будучи естественным подготовлением к священству, соединяется по возможности, с обязанностями Законоучителя и учителя в начальных школах. 9) На должность псаломщика, при недостатке в лицах окончивших курс в Духовных Семинариях, Епархиальным Преосвященным предоставляется назначать лиц безукоризненного поведения, твёрдых в знании церковного устава и искусных в чтении и пении церковном. 10) Впредь до пересмотра правил штатного содержания духовенства, получаемое ныне членами причтов жалованье производить им и преемникам их на существующем основании, в ныне получаемых ими размерах, а о распределении окладов, освобождающихся в случае закрытия целых причтов, или отдельных вакансий в их составе, представлять на благоусмотрение Святейшего Синода. II. Предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору повергнуть вновь составленные правила на Высочайшее Его Императорского Величества воззрение и утверждение и испросить Высочайшее соизволение на закрытие учреждённого 28 Июня 1862 года Присутствия по делам Православного духовенства, с передачею дел сего Присутствия в Святейший Синод, на введение в действие означенных правил и отмену, в соответствие с сим, нижеследующих постановлений: а) примечания в 71 статье Устава Духовных Консисторий, и б) заключающихся в Высочайше утверждённых журналах Присутствия по делам Православного духовенства: от 16 Апреля 1869 года статей: I. II пунктов 1, 2, 3 и 7, III и IV пунктов 1, 2, 3 и 5, – от 20 Марта 1871 года статей: I, II, III, V и VII; – от 24 Марта 1873 года § 19 приложения; – от 7 Апреля 1873 года статей: II, III и VII, пункта 1; – от 17 Января 1876 года статей: I, III, пунктов 1, 2 и 3, и V; от 24 Апреля 1876 года статьи I, и от 2 Апреля 1877 года статей: I, II до пункта б III, IV и V.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перевод второй редакции текста апокрифа об Адаме и Еве публикуется по списку РНБ, собр. Погодина, 1632 г. Исправления и дополнения сделаны по спискам: РГБ, собр. Румянцева, кон. XV в.; собр. Румянцева, XVII в. (оба списка опубликованы: Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 3. С. 1–7); Библиотека РАН, 13.2.25 (Яц. 26), перв. Пол. XVI в.; РНБ, собр. Погодина, нач. XVII в.; РНБ, Соловецкое собр., (1035), кон. XVII в.; Соловецкое собр., XVII в. (оба списка опубликованы: Порфирьев И. Апокрифические сказания ... по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С. 90–96, 208–216). О потопе Апокрифическая легенда о потопе соединяет библейский текст, посвященный этому событию ( Быт. 6–8,9:1 ), со сказкой о дьяволе, пытавшемся помешать Ною спастись, сначала разрушив строившийся ковчег, затем обманом проникнув в него. Сказка о дьяволе в Ноевом ковчеге относится к сюжетам, распространенным в мировой литературе, и встречается у разных народов. Подчас народная сказка значительно отличается от апокрифа, читающегося в древнерусских рукописях. Например, сказка, сообщенная И. Ф. Буслаевым , названа сказкой про Ноя и Евгу. Бог велел Ною не говорить никому о постройке ковчега, потому что хотел потопить дьявола со всеми людьми, иначе он снова соблазнит весь мир («Лукавый и думает: был бы я цел, грешники будут»). Дьявол спрятался у Евги под подолом, а она могла войти в ковчег только после слов Ноя: «Да иди же ты, проклятая!», после чего дьявол, воспринимая эти слова как призыв к нему, входит вместе с Евгой в ковчег. До этого жена Ноя медлила под предлогом, что надо горшки захватить, ложки да плошки забрать. Сказка кончается тем, что дьявол уцелел в ковчеге («потопа прошла, а грех остался»). Сказка по смыслу противоположна апокрифу, в котором дьявола, превратившегося в мышь, удавили кот и кошка. Русского читателя апокрифическая легенда привлекала не только своей занимательностью, но и нравоучительными мотивами, популярными в древнерусской литературе, – о злых женах и о происхождении хмеля: в апокрифе жена по наущению дьявола изготовляет хмельное питье и, напоив Ноя, выведывает его тайну; она же помогает дьяволу пробраться в ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

314 Говорили тогда, что он вызван был из Московской академии ректором, Преосв. Иоанном (Соколовым) , и инспектором, о. Хрисанфом, с целью иметь в нем монаха, но их расчеты оказались ошибочными. П. Ф. Комаров монашества не принял, по всей вероятности оттого, что переход его в Петроградскую академию совпал как раз с переменой в ней ректора-монаха на ректора-протоиерея (кстати сказать, земляка Комарова, калужанина). П.Ф. Комарову о. архим. Хрисанф передал, в октябре 1866 г., свою кафедру нравственного богословия, сам же занял кафедру догматического. А 9 ноября того же 1866 г. Преосв. Иоанн получил назначение на Смоленскую епископскую кафедру. 315 Леонид Андреевич Павловский, петербурж., 3-й маг. XXIV к. СПб. акад. (1861), 1861 – препод. СПб. сем., 1863 – бак. СПб. акад., 1866 – свящ., 1872 – оставил службу при акад., 1877 – прот., у 1895. 316 А. Е. Светилин, рязан., 8-й маг. XXVI к. СПб. акад. (1865), 1865 – препод. Смолен. сем., 1867 – бак. СПб. акад., 1875 – экстраорд. проф., † 1887. 317 Близкое между ними знакомство восходило к 1862–1863 годам пребывания гр. Д. А. Толстого в Париже, где он, еще не будучи обер-прок. Св. Синода, составлял, или по крайней мере окончательно редактировал, свой труд – Le Catholicisme romain en Russie (1863), пользуясь во многом советами прот. И. В. Васильева, о чем последний не раз говорил пишущему эти строки, подчас жалуясь на забывчивость услуг, оказанных бывшему другу, а теперь – его начальнику. Учебный комитет был в полном подчинении обер-прокурору. 318 Нафанаил Петрович Соколов, сарат., 12-й маг. XIII к. Моск. акад. (1842), 1842 – бак. Казан. акад. по философии, 1847 – экстраорд. проф., 1850 – орд. проф., 1858 – проф. церк. истории, переведенный на эту кафедру, вопреки его желанию, тогдашним ректором Иоанном (Соколовым) . Отличался чрезвычайно внушительной наружностью (огромным ростом), апломбом и необыкновенной практичностью, сумел расположить к себе гр. Д. А. Толстого, предложив ему перевести на русский язык его соч. «Le Catholicisme romain en Russie», через что много выиграл: после отставки от акад. службы в 1872 г. был причислен (в 1875 г.), к канц. обер-прокурора и, кажется, состоял потом сверхштатным членом Учебн. ком. при Св. Синоде. О нем – в «Истории Казан. дух. академии» П. В. Знаменского , см. т. 2, стр. 22–26 и 293–294, – очень интересные очерки и характеристика, как во всем и всегда, мастерские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

73 H. Herkenne. Die Briefe zu Beginn des zweiten Makkabäerbuches. Freiburg im Breisgau. 1904 r. s. 44. 74 ) Вот почему Вигуру и отмечает в примечании (стр. 199–200. «Руководство к чтению и изучению Библии – в переводе В. В. Воронцова. Москва. 1899 г»), что первое его царствование было со 166–175-ый год эры Селевкидов. 84 Einleitung in die heiligen Schriften des A lten und Neuen Testaments. Köln. 1845–1848. s. 652. 87 В. Niese. Kritik der beiden Makkabäerbücher nebst Beitragen zur Geschichte der Makkabäischen Erhebung. Berlin. 1900 г. s. 19–20. 88 Granus Licianus (9. Bonn) рассказывает о прибытии Антиоха Епифана в Гиерополис к Дикне с целью жениться на ней, при чем во время брачного пира он взял себе сокровища храма вместо приданого. (Цит. по Низе). 91 Iosephus. Antiq. XIII, c. 16. p. 450; Eusebii. Chronicorum liber prior, ed. A. Schoene. Berlini. 1875 r. p. 225. 92 Ф. Вигуру. «Руководство к чт. и изучениию Библии», т. II, выпуск 2-ой. Москва. 1899. стр. 202; в переводе В. В. Воронцова. 107 Corpus inscriptionum Atticarum. III, 1. Berlini. 1878. p. 131. У Ланда (Сирийск. анекдоты –мифы. L. P. Land. Anecdota syriaca. Lugd. Bat. 1862/75. tab. XI, e. cod. Britan. Mus. 14, 658) мы находим: Еламиты почитают Нани, дочь царя Еламского. 110 Scholz. „Götzendienst und Zauberwesen bei den alten Hebräern u. d. benachbarten Völkern. Regensburg. 1877 r. s. 35. 115 Cf. Schürer, о. с. 13, pag. 275. „Geschichte des Iudischen Volkes“ см. y Sluys’a C. M. Т. 1 et II q. стр. 67, в примечании. 119 Grimm. Kurzgef. ex. Handb. IV s. 23, 43; Bertheau „De sec. lib. Mac.“ p. 18; Keil. Comment, s. 271. 122 Welte. Specielle Einleitung in die deuterocanonischen Bücher des Alten Testament. Freiburg. 1844. s. 46. 128 Кроме канонич. книги Ездры должны были существовать еще другие письменные свидетельства из времен Неемии: это доказывают 2-ая Макк. fl, 13, а также кн. Неемии XII, 23. 133 Это предположение разделяет Кастен. (Der historische Werth des zweiten Buches der Makkabäer im Vergleich zum ersten Buche.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. П. Барсуков. Акварель. Худож. П. Шереметев. 1892 г. (ГИМ) Николай Платонович (8.11.1838, Липецк - 23.11.1906, С.-Петербург), историк, археограф, библиограф. Из старинного дворянского рода. Учился в Воронежском кадетском корпусе (1850-1856), затем Константиновском военном уч-ще в С.-Петербурге, после окончания к-рого в 1859 г. подал в отставку по состоянию здоровья. В 1859-1862 гг. в качестве вольнослушателя посещал занятия на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та. С 1863 г. являлся сотрудником (с 1870 - членом) Археографической комиссии. С 1868 г. помощник начальника б-ки и архива Святейшего Синода, в 1883-1906 гг. начальник архива Мин-ва народного просвещения. Чл.-кор. ОЛДП (с 1877, с 1900 почетный член), член-сотрудник РАО (с 1879), член ОИДР (с 1881), Киевского церковно-археологического об-ва (с 1900), ОЛРС (с 1901). Научная деятельность Б. во многом связана с архивной и библиографической работой. В 60-х гг. XIX в. он исследовал ряд личных архивов (Д. Б. Голицына, К. С. Сербиновича, П. В. Киреевского и др.). С 1866 г. печатался в журналах «Русский архив» , «Вестник Европы» и «Русская старина». В «Русском архиве» опубликовал «Заметки о Пушкине», материалы о Н. М. Карамзине и др. Составил библиографический указатель за первые 5 лет издания «Русского архива» и алфавитные указатели к этому журналу за 60-70-е гг. XIX в. Среди многочисленных публикаций Б. в «Вестнике Европы» особо следует отметить подробный «Библиографический обзор епархиальных губернских ведомостей за 1865 г.», многочисленные материалы о М. П. Погодине . С сер. 60-х гг. XIX в. Б. сотрудничал в газетах «Русский» и «Московские ведомости». В 70-х гг. сблизился с семьей Вяземских, в 1872-1878 гг. разбирал архив кн. П. А. Вяземского и фактически был редактором его Собрания сочинений (СПб., 1878-1896. 12 т.). В 1897-1905 гг. в сб. «Старина и новизна» Б. опубликовал мн. документы из Остафьевского архива князей Вяземских. Им составлены систематические указатели к сб. П. И. Бартенева «Осмнадцатый век» (1868-1869) и ж. «Русский архив» за 1863-1875 гг., совместно с А. Ф. Бычковым - «Указатель к 8 томам ПСРЛ» (СПб., 1868).

http://pravenc.ru/text/77616.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010