На л. 1 об. надпись руки архим. Моисея: «Зборник сей из библиотеки настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея, которого рукой подписано 1860 года марта 12 дня». На л. 93 запись писца «писаны рукою послушника Тимофея Иванова Путилова в 1808 году, которой ныне 1860 архимандрит и кавалер Моисей». На л. 101 об. на полях вертикальная запись: «писаны рукою Новоспасскаго наместника в послествии архимандрита Александра Арзамасскаго».  Стихи на л. 1: «Исаак превеличайший! Ум безмолвием стяжав небесный Нам показа чрез сие путь ко спасению высокий и нелесный Того бо жительства мудра? сей, показася учитель И Божественных в нем таинств дивный самозритель. И нам яви независно того тайный, предивный! Да, дольни мир презревши восходим в премирны. Прилежно хотяй да чтет реченная зде Святым Духом Не просто жь но могущим слышати таинственным ухом. Глубок разум и сокровище богато в сей книге сокрыто усердно жь и трудолюбно того взыскующим является открыто Хотяй искомое удобне обрести да удалится попечения дольних И скоро узрит: содействием блгодати зарю, светлостей горних! Не вси словес сих вмещают, вещает сам Спаситель: Но имже дано разумети, а разумеяй бывает и исполнитель. Кому же дается? Просящим, просяй бо, глаголет, приемлет а приятия сподоблься усердно чтя, разуму словес внемлет. " Безмолвие с Богом, всего соединяти человека: и ясно показует тайный будущаго века. Сие возлюбим. Желающий во Христа облещися: и, повинуясь Тому, престанем о суете пещися».  Книга из этого собрания, содержащая предисловия св. Василия, продавалась в 2010-х гг. на аукционе, имела записи о происхождении из коллекции Герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого (1859-1909).  На л. (72) 81 об. запись писца: «Помощию Божиею окончил 1831 го года месяца октовриа в 13 день. Николаевской Берлюковской пустыни иеромонах Антоний».    На лл. 89 об., запись писца «Писана сия книга грешным монахом Маркианом 1810 года декабря сия пустыни верно и переведена ; на л. 102 об. «Писал сие слово м(онах) Маркиан на ползу всей братии» На л. 116 об. владельческая запись: «Из библиотеки архимандрита Мельхиседека С[окольникова], подписавшаго сие».

http://bogoslov.ru/article/6176674

обращено было в общину. В 1904 г. община преобразована в мон. При нем школа. Каменский Преображенский , общ., в 70 в. от г. Камышлова, в 2 в. от ж.-д. ст. Островской, при Каменском заводе. Учрежден в 1892 г. из женской общины, существовавшей с 1860 г. При нем школа грамоты. Колчеданский Покровский , в с. Колчеданском, Камышловского y.. в 60 в. от г. Камышлова. Учрежден в 1901 г. из женской общины, открытой в 1865 г. При нем школа. Ново-Тихвинский , 1 кл., в г. Екатеринбурге, Пермской губ. Основан в 1799 г. под именем женской общины, в 1809 г. переименованной в общежительный монастырь. В нем есть особо чтимые иконы Божией Матери – Всех скорбящих Радость и Тихвинская. При мон. детский приют с 1866 г., школа, богадельня для старух, странноприимный дом, свечной завод и 18 рукодельных заведений и мастерских, из которых самые обширные – золотошвейная, иконописная, живописная. Мон. принадлежат 2 хутора: Елисаветский в 10 в. и Бульзинский в 90 в. от мон. Покровский , обид., в г. Верхотурье. Учрежден в 1907 г. из женской общины, открытой в 1896 г. на месте бывшей там ранее богадельни. При нем странноприимный дом. Св.-Троицкий Верхтеченский , 3 кл., общ., при с. Верх-Теченском, в 70 в. от г. Шадринска, на р. Тече. Учрежден в 1868 г. из существовавшей с 1860 г. женск. общины, основанной Ксенией Зыряновой (после игумения Евсевия) на месте бывшего с 1743 – 1764 г. Введенского женск. мон.; при нем школа и свечной завод. Скорбященский , общ., при Нижне-Тагильском заводе, Верхотурского у. Учрежден в 1904 г. из женской общины, преобразованной в 1902 г. из богадельни, существовавшей с 1885 г. При мон. школа с классами по домоводству, огородничеству и рукоделиям. Бобровская община, в Верхотурском y., Пермской губ., преобразованная в 1911 г, из существовавшего ранее там же женского общежития. Грязновская община, в с. Грязновском, Камышловского у. Учреждена в 1909 г. При ней приют для детей. Покровская община, близ сельца Усть-Караболки (Сушино то ж), Шадринского y., в 120 в. от г. Шадринска.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАБИНОВИЧ Григорий Максимович (1.10.1860, мест. Худяки Черкасского у. Киевской губ.- 1942, Москва), свящ. старообрядческой Белокриницкой иерархии , автор учебников для старообрядческих школ. Род. в семье псаломщика, принадлежавшего к правосл. Церкви. Окончил Киевскую ДС «со степенью студента». 20 мая 1884 г. Чигиринский еп. Виталий (Иосифов) , вик. Киевской епархии, по поручению Платона (Городецкого) , митр. Киевского и Галицкого, рукоположил К. во иерея к собору во имя вмч. Георгия в г. Тараща Киевской губ. (ставленая грамота хранилась «при делах Московской старообрядческой архиепископии»). Духовные поиски привели К. к старообрядчеству . В 1895 г. в Новозыбкове его присоединил к беглопоповцам свящ. Александр из Городни, окормлявший новозыбковскую беглопоповскую общину. К. был первым постоянным священником в этой общине и прослужил 2 года. Затем 10 лет он служил на Дону (в ст-це Константиновской Области Войска Донского освятил ц. Богоявления), потом в Н. Новгороде, видимо в одном из храмов, опекаемых известным деятелем старообрядчества Н. А. Бугровым . Не позднее 1907 г. в Н. Новгороде К. перешел к старообрядцам, приемлющим Белокриницкую иерархию, сотрудничал с выходившим в Н. Новгороде ж. «Старообрядец» (РГБ. Ф. 246. К. 215. Ед. 28. Л. 1-2 об.), в 1907 г. публиковался в старообрядческой газ. «Слово правды». В том же году у К. останавливался только что присоединившийся к старообрядчеству еп. Михаил (Семёнов) ; о его присоединении К. рассказал корреспонденту одной из столичных газет, к-рый предал информацию огласке (епископ хотел объявить об этом событии 8 нояб., поэтому некоторое время факт присоединения держался в тайне). Определением Московского архиеп. Иоанна (Картушина) от 8 янв. 1908 г. К. был «благословлен, согласно приговора харьковской общины от 30.12.1907, приходским священником при храме пророка Илии в Харькове, 26.10. 1908, согласно просьбе варшавских прихожан, архиепископом определен в Варшаву к храму Пресвятой Богоматери Одигитрии, а 1.07.1909 определением архиепископа Иоанна, согласно желания И. К. Рахманова с христианами, благословлен к храму святаго чудотворца Николы в Царском пер. в Москве» (РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 550. Л. 11). Духовным отцом К. был прот. Иоанн Абрамов, служивший в пос. Глухово Богородского у. при фабрике А. И. Морозова (см. Морозовы ). Из духовных детей К. известны диакон моленной на 3-й Тверской-Ямской ул. Ф. Р. Бояров и видный деятель старообрядчества, представитель купеческого рода, впервые организовавшего в России производство оптических и хирургических инструментов, потомственный почетный гражданин П. Е. Трындин (1852-1909).

http://pravenc.ru/text/1470377.html

Строительство каменной холодной церкви Воздвижения Креста Господня было начато на средства прихода в 1675 году на месте деревянного храма, первое упоминание о котором относится к XVI веку (в записи чудес 1515-1563 годов от иконы святителя Николая Чудотворца из Успенского собора). Освящена в 1688 году. В храме имелись два придела — во имя Казанской Богоматери и преподобных Онуфрия и Петра Афонских (в 1865 году последний придел перенесли из летней церкви в дьяконник теплого храма). В 1735 году артель ярославских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым украсила церковь росписями на средства купцов Викулиных (живопись сохранилась частично под побелкой). Иконостас центрального храма был увенчан Распятием, в котором помещались 50 частиц мощей разных святых. В 1860—1865 годах церковь Воздвижения значительно поновили: к западному фасаду храма пристроили большую трапезу, сделали новые иконостасы, вновь прописали настенную живопись и значительную часть икон. http://yarland.ru/news/5857.html  и ) Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня при доме Нелидовой Сооружена в 1899 г. на средства дворянской дочери девицы А.И. Нелидовой. Каменная, однопрестольная с каменной колокольней располагалась на углу Голубятной и Благовещенской улиц. Согласно Указу Ярославской Духовной Консистории от 4 июля 1903г. 6735, домовая церковь была приписана к Крестовоздвиженскому храму. Штатного причта при церкви не было. Нелидовская церковь состояла в заведывании особого (нештатного) священника, определенного Епархиальным начальством. Церковь содержалась на средства наследника А.И. Нелидовой - потомственного дворянина М.Гр. Успенского. Священником в 1909 г. был назначен заштатный священник с. Вепрева Пустынь Ростовского уезда Н.А. Тальянцев. Клировые ведомости сообщают несколько фактов из его биографии: «за предосудительные поступки», допущенные при служении Литургии 1 августа 1900 г. по определению Св. Синода Н.А. Тальянцев был послан без запрещения в священнослужении в Ростовский Варницкий монастырь на одну неделю; затем Указом Ярославской духовной консистории за неодобрительное поведение он был отречен от должности и с запрещением в священнослужении послан на 22 месяца в Варницкий монастырь с предоставлением ему права просить об определении на другое священническое место. Указом Св. Синода от 20 мая 1909 г. Н.А. Тальянцеву предписано подсудность не считать препятствием к награждению установленными для духовенства знаками отличия. Псаломщические обязанности по вольному найму исправлял заштатный дьякон Ярославской Петропавловской церкви, что на Волге А.Смирнов. На содержание причта и сторожа был положен капитал в 20000 руб. (1915 г.).

http://sobory.ru/article/?object=12735

Скульптор Борис Васильевич Эдуардс (1860, Одесса – 1924, Мальта) – англичанин по национальности, русский по духу, был уже хорошо известен в России многими памятниками: раненому в грудь Суворову в Очакове (1907), Екатерины Великой в Екатеринодаре (1907), Пушкину (1904) и Гоголю (1909) в Харькове, изваянием гробниц адмиралам Лазареву, Нахимову, Корнилову, Истомину во Владимирском соборе Севастополя… Конный памятник при Рымнике был создан по инициативе Одесского отдела Русского Императорского Военно-Исторического общества и при особом участии Императора Николая II. В 1909 году Эдуардс представил проект памятника Суворову в Рымнике «на высочайшее благовозрение». Государь проект одобрил, а через год, когда была изготовлена модель, утвердил, указав лишь, что Суворов предпочитал казачьих коней – донской породы. Автор заменил коня. Военное ведомство отпустило Эдуардсу для изготовления памятника «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов из Кременчугского артиллерийского склада». Памятник на Рымникском поле был торжественно открыт 6 ноября 1913 в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии. В честь события была даже изготовлена памятная медаль. Сообщалось: «Установленный на возвышенном месте, он был прекрасно виден со стороны проходившей невдалеке железной дороги». После начала Первой мировой памятник при Рымнике разобрали. Австрия стала врагом, Румыния на первых порах «придерживалась нейтралитета». Существует мнение, что памятник эвакуировали в Одессу и что это тот самый памятник, который в 1945 году был установлен в Измаиле. Вероятно, это не так. Для Измаила Эдуардс изготавливал другой памятник, возможно даже копию памятника при Рымнике, изменив бронзовые барельефы и текст. Памятник при Рымнике описывается так: «Суворов запечатлен привставшим на стременах своего дончака в тот решающий момент боя, когда взмахом руки с зажатой треуголкой он подаёт коннице знак к последней победной атаке». Статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Боковые грани украшены бронзовыми барельефами с изображением решающих эпизодов боя. На передней грани – крест как напоминание о том деревянном кресте, который был установлен над погибшими русскими воинами. Была так же доска с перечислением полков, участвовавших в сражении». Тот памятник исчез.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/20/ge...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

21 См.: Соль Земли, то есть Сказание о жизни Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Издательство Троице-Сергиевой Лавры. 1909 (1-е изд. в журнале «Христианин». 1908. 10–11; 1909. 1, 5). 22 Пустынь Св. Параклита – общежительная мужская пустынь, приписанная к Троице-Сергиевой Лавре, располагавшаяся от последней в 8 верстах в Александровском уезде Владимирской губернии. Основана в 1860 г. старцами-пустынниками, приглашенными наместником Лавры архимандритом Антонием. В 1861 г. был основан храм в честь Св. Параклита (т. е. Святаго Духа Утешителя), а позже еще один (находящийся под первым) – в память Обретения честной главы св. Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, в котором находился образ св. Предтечи, написанный на Св. Афонской Горе в XI в. Пустынь была известна двумя своими правилами: предписанием братии причащаться каждый месяц, а также недопущением в обитель женщин. Закрыта в 1929 г. 24 Иеромонах Порфирий – по взаимному соглашению с женой поступил в монастырь, келейник старца Варнавы Гефсиманского (см. прим. 12). Позже – старец и духовник Черниговского монастыря, а затем и Гефсиманского скита. «Радушный, ласковый и немудреный, – вспоминала о нем Н. А. Верховцева (†1993), – на вид простец, он обладал громадной силой благодатного воздействия духа своего на прибегающих к его руководству умных и высокоразвитых людей. Отец Порфирий вел оставленную ему старцем Варнавой обширную переписку с духовной его паствой. [...] Господь сохранил батюшку отца Порфирия за небесное предстательство его возлюбленного старца от уз и заточения. Мирно скончался он, хоть и в сокровенном уголке, но в окружении оберегавших его чад духовных» (Верховцева Н. А. Сергиев Посад. (Страницы воспоминаний)//Московский журнал. 1992. 10. С. 12). 25 Смоленская Зосимова пустынь в Александровском уезде Владимирской губернии – основана в конце XVII в., несколько раз упразднялась и вновь восстанавливалась, с 1867 г. приписана к Троице-Сергиевой Лавре, но окончательное и устойчивое существование получила в конце XIX в. В 1920 г. Зосимову пустынь превратили в сельхозартель, а в 1923 г. – закрыли (последняя Литургия была отслужена 5.5.1923 – на след, день после Вознесения). Начало возрождению обители положило письмо иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Филадельфа (Боголюбова), в схиме Моисея, епископу Владимирскому Евлогию с просьбой об открытии пустыни, написанное 15.3.1992, в день чествования Державной иконы Божией Матери. Летом 1992 г. в обитель приехали первые монахи; 20.6.1993, в день памяти Всех Русских Святых был освящен придел во имя Препп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев храма Смоленской иконы Божией Матери. 26.7.1994 в пустыни состоялось торжество прославления святого угодника Владимирской земли преп. Зосимы, как местночтимого святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАПИТ (БОРЗАКОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Агапит (Борзаковский) Агапит (Борзаковский) ( 1860 - 1937 ), архиепископ Новоторжский , викарий Калининской епархии В миру Александр Корнилович Борзаковский, родился в 1860 г. в с. Остаповка Миргородского уезда Полтавской губернии в семье священника. Окончил Медицинский факультет Московского императорского университета. Работал врачом в Муромском уезде Владимирской губернии. С 1909 г. состоял в братии Яблочинского Онуфриева монастыря в Седлецкой губернии (до 1917 г.), где принял монашество и был рукоположен во иеромонаха . В 1914 - 1917 годах - военный священник на Северном фронте близ Риги . В 1918 г. назначен настоятелем Одрина Николаевского монастыря Орловской епархии. 12 декабря 1921 г. хиротонисан во епископа Карачевского , викария Орловской епархии . Назначен временно управляющим Дмитровским викариатством Московской епархии (вероятно, после 12 декабря 1922 г. - дня ареста священномученика Серафима (Звездинского) , епископа Дмитровского). Поскольку Карачев с уездом относился к Брянской губернии, образованной в 1920 г., через некоторое время он вошел в состав Брянской епархии. В анкете, составленной для регистрации Брянского епархиального управления в 1927 г., епископ Агапит с 1922 г. именуется Брянским и Карачевским . Согласно «Списку православных религиозных Общин, заявивших до 15 сентября 1924 года о добровольном признании духовной власти (окормления) епископа Брянского и Карачевского Агапита» г. Карачев с уездом к этому времени входил в Брянскую епархию. По другим данным, епископ Агапит с 15 ноября 1923 г. временно управлял Брянской епархией; с 25 мая 1924 г. - епископ Брянский и Карачевский. Он постоянно жил в г. Карачеве . 16 сентября 1924 г., по личному распоряжению начальника Губернского секретного отдела, у епископа Агапита была отобрана подписка «о прекращении духовного окормления Епархии впредь до регистрации». Вскоре после этого владыка направил в Брянскую губмилицию заявление, в котором объяснял, что, получив назначение на кафедру Брянского епископа - и добровольно избранный церковными общинами Брянской губернии, он не регистрировался на основании разъяснения Наркомюста от 25 августа 1922 г. о том, что епархиальная организация не подлежит регистрации. Преосвященный Агапит представил необходимые для регистрации документы, в том числе список около 250 приходских общин, которые признали его своим епископом. 8 апреля 1925 г. владыка был вызван в Брянский ГИК и получил вторичное предупреждение не давать никаких распоряжений по епархии до его регистрации, о чем вынужден был дать расписку. Но регистрацию он не получил и в скором времени был сослан в Тверскую губернию.

http://drevo-info.ru/articles/24862.html

В дек. 1857 г. Н. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и, видимо, произвел благоприятное впечатление на митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) , способствовавшего его дальнейшему карьерному росту. В 1858 г. Н. была поручена ревизия Оренбургской консистории и оренбургских духовно-учебных заведений и уфимских муж. и жен. мон-рей. По окончании ревизии 17 мая 1859 г. Н. назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Митр. Григорий предполагал поставить Н. викарием С.-Петербургской епархии. Но из-за скорой кончины митрополита (17 июня 1860 г.) это назначение не состоялось. 22 окт. 1860 г. в столичном Казанском соборе Н. был хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского, в нояб. прибыл в Тулу. При нем велось строительство Щегловского тульского в честь Пресвятой Богородицы монастыря . В обители архиерей освятил 9 июня 1863 г. первую (домовую) ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (в нее перенесли копию чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение»), а 8 сент. 1864 г.- 2-этажный собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Высочайшим соизволением и определением Синода от 30 сент. 1868 г. мон-рь был учрежден. 24 мая 1886 г. в честь 25-летия служения Н. на Тульской кафедре в Щегловской обители заложен теплый храм во имя прп. Никандра Псковского, освященный 24 сент. 1889 г., в день памяти этого святого. Н. особо заботился о жен. обителях. В 1861 г. он выдал Каширской жен. богадельне (см.: Каширский во имя великомученика Никиты женский монастырь ) «сборную книгу» и благословил одну из сестер отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 44-45). По ходатайству Н. указом Синода богадельня была обращена в общежитие, открытие к-рого епископ возглавил 27 июля 1862 г. Когда в 1884 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, Н. возглавил его торжественное открытие. В 1893 г. Н. поддержал инициативу вдовы полковника Г. К. Голикова по устроению в имении Липово Крапивенского у. Тульской губ. жен. общины (см.: Липовская в честь Владимирской иконы Божией Матери женская пустынь ).

http://pravenc.ru/text/2565278.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010