38 Следует отметить, что беспочвенность, неделовитость, утопизм русской интеллигенции, ее увлечение теориями и пренебрежение действительностью стали исчезать в начале 20-го века. Об этом интересно пишет в своих воспоминаниях князь Сергей Волконский: «Последующее поколение явило совсем другой тип людей. Эволюция была в сторону серьезности, искренности, главное, в сторону добросовестности в работе и в принятом на себя служении. Те, прежние, за вечным раздражением, за стремлением к тому, чтобы учить, а еще более проучить – упускали дело, пренебрегали непосредственными требованиями своего призвания. Эти, новые, прежде всего, работали (...) В новом поколении я уже совсем не замечал того классового раздражения, которым, как чесоткой, страдало предыдущее». Князь С. Волконский (1860–1922), «Мои воспоминания», часть 3, «Родина», стр. 205–6. Книга издана без даты и указания места издания. 44 В допетровской Руси каждый христианин имел духовного наставника, обыкновенного священника с большим духовным опытом, обладавшего непререкаемым авторитетом. См. С. Смирнов. «Древнерусский исповедник», М., 1914; А. Алмазов. «Тайная исповедь», Одесса, 1894–95. 45 Монахам не разрешалось иметь чернильницу в келье и заниматься какой бы то ни было письменной деятельностью. 46 Священникам было приказано сообщать правительству тайны исповеди, если они затрагивали безопасность государства. 47 Например, место в Синоде занимал главный духовник армии и флота, как правило протоиерей. Время от времени в Синод приглашались и другие священники, занимавшие высокие посты, например, духовник императорской семьи. 49 Многие из епархий были слишком велики для эффективного управления. Так, Киевская епархия насчитывала 4 000 000 христиан – более, чем все восточные патриархаты, вместе взятые. 50 Епископские доходы долгое время оставались тайной. В 1909 г. после настойчивых запросов Думы, Синод опубликовал эти данные, обнаружившие, что наиболее густонаселенные епархии доставляли своим епископам весьма значительное содержание, как то: Киев – 48 000 р., Москва – 35 000 р., тогда как другие епископы получали сравнительно меньше: Пермь – 2 900 р., Псков – 3 600 р., Холм. – 4 000 р., и т.д. Полный список приведен в книге: J. Curtiss. Church and State in Russia, New York, 1940.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Дальнейшее развитие церковной музыки в И. определяла деятельность Фелипе Педреля (1841-1922), подготовившего к изданию обширный корпус старинной испан. музыки и заложившего основы ее исследования. В молодые годы Педрель стремился к карьере композитора, сочинив, в частности, множество произведений на лат. литургические тексты. Однако болезненно переживавшееся отсутствие успеха на этом поприще побудило его сконцентрировать усилия в научной сфере. С 1882 г. Педрель издавал ж. «Священная испанская Псалтирь» (Salterio sacro-hispano), в к-ром публиковались сочинения старинных мастеров, в 1894-1898 гг. увидела свет антология «Испанская школа духовной музыки» (Hispaniae Schola Musica Sacra), наконец, в 1902-1913 гг. под его редакцией выходит 1-е полное собрание сочинений Виктории и утверждается слава этого композитора как гения испан. церковной музыки. Деятельность Педреля была частью процесса возрождения испан. национального самосознания (ренасимьенто), важным импульсом для к-рого послужила испано-амер. война (1898). Знаменитые композиторы Исаак Альбенис (1860-1909), Энрике Гранадос (1867-1916), Мануэль де Фалья (1876-1946) и Хоакин Турина (1882-1949) высоко чтили Педреля и называли его своим учителем; однако, работая в области светской музыки, они претворяли в жизнь те его заветы, к-рые относились к изучению и использованию фольклора различных регионов И. Единичные сочинения этих авторов на духовные тексты написаны по случаю; в нек-рых из них косвенное выражение находят национальные чувства (примером может служить хоровая композиция «в григорианском стиле» Гранадоса «L " herba de amor» (1914) - молитвы, обращенные к национальной святыне Каталонии, «Черной Деве» из монастыря Санта-Мария-де-Монсеррат). В то же время значительное число композиторов «второго ряда», состоявших на церковной службе, с нач. XX в. посвящают свое творчество созданию новой литургической музыки, развивающей традиции старинного, истинно испан. искусства. В историографии этих музыкантов, работавших в различных храмах по всей территории И., принято именовать «поколение Motu proprio», в связи с той выдающейся ролью в истории испан. музыки, к-рую сыграло послание «Tra le Sollecitudine» папы Пия X, изданное 22 нояб. 1903 г. В нем папа резко критиковал излишне театральную манеру церковного искусства того времени и указывал 3 основные составляющие музыки, допустимой в католич. храме: григорианское пение как основу богослужения, классическую ренессансную полифонию, представленную прежде всего творчеством Палестрины, и те сочинения в совр. стиле, в к-рых нет ничего мирского и театрального.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Закрыть «Он твердо держится старых морских традиций» К 100-летию со дня кончины адмирала И.М.Дикова 13.10.2014 509 Время на чтение 8 минут Сегодня исполняется 100 лет со дня кончины видного военного и государственного деятеля Российской Империи адмирала Ивана Михайловича Дикова, занимавшего с 1907 по 1909 год пост морского министра. Помимо этого И.М.Диков имел чин генерал-адъютанта и проявил себя на государственном и политическом поприще, являясь членом Государственного Совета и монархического Русского Собрания. Он родился 17 июля 1833 года в дворянской семье Херсонской губернии. Окончив Школу флотских юнкеров Черноморского флота в г. Николаеве был направлен для прохождения службы на 120-пушечный корабль «Двенадцать Апостолов», с экипажем которого с началом Крымской войны оказался в числе защитников Севастополя. И.М.Дикову довелось принять участие в боях с англо-французами на Малаховом кургане и защищать 3-й бастион. За проявленные в эти дни молодым моряком «отличную храбрость и мужество» он был награжден Георгиевским крестом и медалью «За защиту Севастополя». В сентябре 1855 года Диков стал гардемарином, а через год был произведен в офицерский чин мичмана с назначением в 30-й флотский экипаж. Дальнейшая служба будущего адмирала продолжилась на Черном море. Поочередно он служил на шхуне «Опыт», пароходе «Прут», шхунах «Абин», «Псезуапе», «Соук-Су», пароходе «Турок», зарекомендовав себя не только хорошим военным моряком, но и исследователем. Занимаясь по поручению контр-адмирала Г.И.Бутакова и генерал-адъютанта Б.А. фон Глазенапа, магнитными наблюдениями у берегов Крыма и Кавказа, а также у турецких берегов Черного моря, И.М.Диков в 1860-е годы опубликовал результаты своих исследований на страницах журнала «Морской сборник». Довелось И.М.Дикову поучаствовать и в Кавказской войне. В 1862-1864 годах, проходя службу на корвете «Кречет», в звании лейтенанта он принял участие в разбитии 12 кочерм и строений, служивших убежищем для горцев прибрежных саклей и завалов. За эту и другие операции против горцев Диков удостоился орденов Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени, серебряной медали и креста «За службу на Кавказе».

http://ruskline.ru/history/2014/10/13/on...

По Белградскому миру 1739 года территории ингушских " обществ " были признаны нейтральной зоной между Российской и Османской империями. С 1740-х годов начались контакты ингушей с администрацией российских пограничных крепостей ( Кизляр , Моздок и др.), некоторые ингушские роды приняли российское подданство, подписав присягу на верность Российской империи. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 года территория расселения ингушских " обществ " вошла в состав Российской империи. Для освоения и управления новыми землями с 1774 года строилась Азо­во-Моз­док­ская (Кав­каз­ская) укрепленная линия, сюда российское правительство стало переселять жителей из центральных губерний. 22 августа 1810 года был подписан " Поручительный акт " , по которому ещё ряд ингушских родов, живших в Тар­ской долине, приняли российское подданство, обязавшись охранять район Во­ен­но-Гру­зин­ской дороги и оказывать военную помощь Российской империи в регионе. Им было предоставлено право пользоваться землями вдоль правого береза реки Терек. В 1810 близ аула Назрань была возведена российская крепость (ныне - город Назрань ). В 1822 году территория современной Ингушетии вошла в состав Кавказской области. 8 февраля 1860 года военное управление Северным Кавказом было уничтожено и по указу императора Александра II в восточной части Северного Кавказа была создана Терская область, в состав которой вошли Чеченский, Ичкерийский, Ингушский и Нагорный округа. В 1871 году Ингушский округ был объединён с Осетинским округом во Владикавказский округ. 24 марта 1888 года было введено военно-казачье управление и территория Ингушетии вошла в состав Сунжеского казачьего отдела. 10 июля 1909 года был образован Назранский округ, ставка которого находилась во Владикавказе . В гражданскую войну 1917-1922 гг. противостояние казачьего и местного городского населения вылилось в вооруженные столкновения. Одна часть населения поддерживала образованную в регионе в марте 1918 года Терскую советскую республику, др. часть - Горскую республику (май 1918 - май 1919).

http://drevo-info.ru/articles/13678795.h...

Из критике-текстуальных пособий было у нас новое издание вариантов перевода LXX: Brooke [А. Е.] andMaclean [N.] The Old Testament in Greek [According to the Text of Codex Vaticanus, Supplemented from Other Uncial Manuscripts, with а Critical Apparatus...] Cambridge. [Vol. 1. The Octateuch. Pt. 1.] Genesis. 1906 . [Pt. 2.] Exod[us and] Levit[icus]. 1909. [Pt. 3.] Numb[ers] and Devteronomy. 1911. По сравнению с изданием Гольмеза здесь много пополнений, цитат из рукописей, особенно ценных для православного богослова, афонских и святогробских, много цитат из коптского, эфиопского, армянского, древнеиталийского переводов. Но не можем скрыть, что и у Гольмеза есть чтения, не имеющиеся у Брука. А потому мы не забывали всегда справляться и у Гольмеза. Кроме того, было издание: Lagarde. Libroram Veteris Testamenti canonicorum pars prior. Graece. Gottingae, 1883 (опыт издания лукиановской рецензии перевода LXX). Прежде упоминавшиеся издания – Тишендорфа, Свита, Вигуру, Гольмеза, Бабера, Шлейснера, Гезениуса – также были под руками. При переводе Пятокнижия и исторических книг мы пользовались еще «Археологией» Иосифа Флавия 27 , так как она составлена более по переводу LXX, чем по еврейскому тексту, и дает немало пояснений для первого. Ею пользовался очень часто и Феотоки в своей Σειρ. Были, наконец, еще археологические и экзегетические монографии на отдельные главы, которые указываем в своем месте. Ввиду сравнительной ясности и удобопонятности священного текста, особенно в обширных исторических отделах, мало у нас отведено места экзегетике. Мало помещено и критике-текстуальных примечаний ввиду исправности и ясности греко-славянского перевода. Вообще, подстрочный отдел у нас будет теперь короче, чем в учительных и пророческих книгах. Это сокращение вызывается ясностью священного текста. Дополнительная литература по книге Бытия 28 Переводы с еврейского Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета, переведенное с еврейского, независимо от вставок в подлиннике и от его изменений, находящихся в греческом и славянском переводах. Ветхий Завет. Отдел первый, заключающий в себе Закон, или Пятикнижие [в 5-ти вып.]/Перевод Вадима [псевдоним В. И. Кельсиева]. Лондон, 1860. XV, 335 с. Об этом пер. см.: Чистович. История перевода Библии . С. 341–343.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В 1901 г. Ньюкомб был избран почетным членом Русского астрономического общества, отметившего длинным некрологом смерть своего американского сочлена в 1909 г. Среди собранных в архивах Пулковской обсерватории высказываний о ней знаменитых ученых всех стран сохранилось и мнение о ней Ньюкомба, который выразился следующим образом: «Когда мне в Америке рассказывали о чудесном устройстве Пулковской обсерватории, я смеялся, потому что не мог поверить всему этому. Теперь же, когда я приеду в Америку и буду, в свою очередь, рассказывать о том же, мои слушатели будут смеяться, так как тоже будут считать это невероятным». Замечательно, что во время Восточной войны 1853–1855 гг. единственным другом Императорской России были Соединенные Штаты. Депеши тогдашнего американского посла в С.-Петербурге проникнуты были теплым чувством к русскому народу и верой в судьбы России. В американской печати появлялись статьи и литературные произведения, посвященные войне. Американская военная миссия знакомилась в России с организацией русской армии и изучала систему севастопольских укреплений Тотлебена. Американские добровольцы стремились сражаться в армии Русского Царя. Американские хирурги отдавали жизнь свою, работая в Севастополе. Американский консул на Гавайях известил русских о появлении в Тихом океане англо-французской эскадры, китобойное же судно – о приближении ее к русским берегам. Когда после падения Севастополя англичане и французы радостно праздновали это событие в Сан-Франциско, никто из приглашенных американцев не явился на их торжество. И более того – депутация во главе с бывшим губернатором Калифорнии Марк-Дугалем, попросив у консула русский флаг и неся его вместе с американским, устроила, в присутствии массы сочувствующих, дружественную манифестацию перед русским консульством. Павильон же, где пировали французы и англичане, был разгромлен толпой. Шестидесятые годы прошлого столетия были решающими в истории Соединенных Штатов. Им грозило распадение на две части – Северную и Южную. Как ныне неприемлемо для истинных сынов России раздробление веками создававшейся Империи, так, в то трагическое время, одинаково с нами мыслили в отношении своей страны тогдашние американские патриоты. Их национальный вождь Авраам Линкольн, избранный президентом в ноябре 1860 г., начиная войну с Южными штатами, провозглашал: «Нет такой черты, ни прямой, ни кривой, которая могла бы служить пограничной линией в случае их отпадения». С негодованием отвергались, как глубоко оскорбительные, попытки вмешательства со стороны некоторых европейских держав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С.Н. Булгаков, «Священник Павел Флоренский», в: Флоренский, отец Павел, Сочинения, (Париж, YMCA, 1985), т.1, стр. 13. W. F. Crum, " Sergius N. Bulgakov: From Marxism to Sophiology’, в: St. Vladimir " s Theological Quarterly 27/1 (1983), стр. 8 и далее. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции, первое издание которого вышло в Москве весной 1909 г. Среди его авторов были Франк, Бердяев, Булгаков, Гершензон, Кистяковский и Струве. Вехи отражали социальные и духовные тенденции в русской интеллектуальной жизни, в которой были два основных мотива: с одной стороны, подтверждение незаменимости религиозной и метафизической основы мировоззрения каждого; с другой – резкая и обоснованная критика максималистских, революционных амбиций радикальной русской интеллигенции. Сборник вызвал сенсацию: в течение шести месяцев Вехи были пять раз переизданы. Страстная реакция на опубликованные материалы свидетельствует о том, что ее авторы попали в точку. Они подвергли блестящей критике противоречия философии, проповедуемой русской интеллигенцией, и непоследовательность ее политической программы, предсказывая с удивительной точностью роковые последствия, которые выбранный интеллигенцией путь готовит им. В. Акулинин, «Введение» к С. Н. Булгаков, Христианский социализм(Новосибирск, «Наука», 1991), стр. 9. См. G. F. Putnam, Russian Alternatives to Marxism (Knoxville, University of Tennessee Press, 1977), p. 59. На стр. 46. Путнам, однако, пишет, что Булгаков «присоединился к Струве, Франку, Бердяеву, Новгородцеву и другим из «освободительного движения», уже в конце 1903 года». Согласно Акулинину, Булгаков пришел работать в журнал Струве «Освобождение», который начал выходить в свет в Штутгарте в 1902 г., и который нашел серьезную поддержку в «Союзе Освобождения», нелегальной российской политической организации (см. Христианский социализм, стр. 11). Алексей Степанович Хомяков (1804-1860): один из первых оригинальных русских философов, поэт, публицист, основатель «славянофильства». Автор философских, исторических и гносеологических работ. В основе его мировоззрения лежит доктрина «соборности», которая составляет общий метафизический принцип организации бытия, описывая, как многое (во всех сферах жизни: социальной, духовной, культурной и научной) собирается в «свободное и органическое единство» силою любви.

http://bogoslov.ru/article/4384403

Ст. Тишанка Таловского р-на, куда в 50-х гг. фёдоровцы были определены властями на поселение. Летом 2002 г. в селах Нов. Лиман и Монастырщина на юге В. о. последователи этого течения воздвигли небольшие каменные архитектурные сооружения, увенчанные крестами, напоминающие о проповеди в этих местах своего учителя. Лит.: Олейников Т. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ. Воронеж, 1914. С. 6-12; Черничество и сектантство в Воронежской губ. в 1850-е гг./Публ. С. А. Иниковой//Православная вера и традиция благочестия у русских XVIII-XIX вв. М., 2002; Львов А. Л. Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы»//Материалы 9-й Ежегодной Международной конференции по иудаике. М., 2002. Ч. 1. С. 305-310, 380-394. Ислам В. о. находилась на территории Золотой Орды, население к-рой в XIII-XIV вв. подверглось исламизации, но после включения этой территории в состав Российского гос-ва оставшиеся на ней мусульмане были христианизированы. В сер. XIX в. на территории совр. В. о. появились мусульмане, в основном это были татары, в 1906-1913 гг.- ссыльные азербайджанцы, в 1989 г., после событий в Фергане, переселились турки-месхетинцы. Воронежская местная религ. орг-ция мусульман находится в юрисдикции Духовного управления мусульман европ. части России, действует с сер. 90-х гг., зарегистрирована в 2000 г. Действующих мечетей нет. Иудаизм По установленной в 1769 г. «черте оседлости» Воронежская губ. и область Войска Донского относились к числу запретных мест для проживания иудеев. По первым статистическим данным 1860 г., в губернии, в основном в Воронеже и в торгово-ремесленных слободах Бирюченского, Богучарского, Бобровского и Павловского уездов, проживали 280 мужчин и 57 женщин, исповедовавших иудаизм. С нач. 60-х гг. в Воронеже упоминается евр. молитвенный дом (местонахождение неизвестно), офиц. разрешение на его открытие в арендуемом здании было получено в 1874 г.; в 1895 г. иудейская община арендовала для богослужебных целей дом купца М. У. Сычёва на Староконной пл. (ныне пл. Ленина, не сохр.). По переписи 1897 г., численность иудеев в Воронеже достигла 1788 чел. (население Воронежа 80 тыс. чел.). Разрешение Мин-ва внутренних дел на строительство синагоги было получено в нач. апр. 1901 г., первое богослужение было совершено в 1903 г. С 1909 г. при евр. общине действовало благотворительное об-во. В нач. 20-х гг. из синагоги были изъяты богослужебные предметы из драгоценных металлов. В нояб. 1939 г. синагога была закрыта, впосл. здание передали тресту «Облтекстиль». Иудейские общины, действовавшие на территории В. о. после 1945 г., не имели регистрации.

http://pravenc.ru/text/155256.html

П. Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи/Автор–составитель М. Лобанов. М., 2002. С. 453). Очевидно, изменения в религиозной политике советского государства, происходившие по мере роста личной власти Сталина, не были случайными. Л. Д. Троцкий, клеймя позором своего оппонента, писал о нем: «Почти не было случая, чтобы революционный интеллигент женился на верующей (Речь идет о первой жене Сталина Екатерине, с которой он был обвенчан. Прим. мое. — А. Б.). Это просто не отвечало нравам, взглядам, чувствам среды. Коба представлял, несомненно, редкое исключение. По взглядам он был марксистом, по чувствам и духовным потребностям — сыном осетина Бесо из Диди–Лило» (Прудникова Е. А. Сталин. Второе убийство. СПб., 2004. С. 265). К сожалению, в года правления Н. С. Хрущева, прославившегося не только «оттепелью», но и передачей Крыма в 1954 г. УССР, выращиванием кукурузы, совнархозами и «кузькиной матерью», началось новое гонение на Православие, сопровождающееся закрытием множества храмов. 2 Сергей Федорович Платонов (1860–1933), историк, исследовал социальную борьбу в различных слоях русского общества. Член–корр. с 1909 г., академик РАН с 1920 г., АН СССР с 1925 г. Будучи по своим политическим взглядам монархистом, остался им и после 1917 г. 3 «Литография Богданова. Эртелев, 7». При литографии оттиски получаются путем переноса краски с плоской печатной формы на бумагу. Изображение наносят литографским карандашом или жирной тушью на гладкую поверхность камня (отсюда название: λθος — по–гречески «камень»). 4 На полях машинописи карандашом сделаны пометки типа «19 б.», т. е. «19–й билет». 5 Это можно объяснить также тем, что находящаяся в нашем распоряжении машинопись представляет собой «вторую копию» с авторского рукописного экземпляра «Лекций». 6 Столяров А. А. Патрология и патристика. Μ., 2001. С. 103. 7 Амман А. Путь Отцов. Краткое введение в патристику/Пер. с французского. М., 1994. С. 96–97. 8 А. В. Карташев интерпретирует это название как «всеоружие» (Карташев А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Ньюком С. (1835-1909), американский астроном. Герц Генрих (1875-1894), немецкий физик, специалист в области электромагнитных и электродинамических явлений. Бор Нильс (1885-1962), выдающийся датский физик, создатель квантовой теории атома. Конт Огюст (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма. Пастер Луи (1822-1895), знаменитый французский биолог. Месмер (1733-1815), французский врач. Шопенгауэр Артур (1788-1860), немецкий философ-идеалист. Горбовский А. Загадки древнейшей истории. 2-е изд. М., 1971. С. 77-79. 10. Вера и знание в религии и науке Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания. Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т.д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике... Столь же необходима человеку вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: " Душа видит истину Божию по силе жития " Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера сорастворяется со знанием, и он становится " один дух с Господом " (1 Кор. 6:17). Таким образом, как во всех естественных науках вера предваряет знание, и опыт подтверждает веру, так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания. И только вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010