Г. В. Прохоров Скачать epub pdf Часть вторая. Нравственное учение св. Амвросия Медиоланского Предварительные замечания Изложение нравственного учения 756 ; Dr. I. Pruner, “Die Theologie des heiligen Ambrosius” (passium); P. de Labriolle, “Saint Ambroise”, (209 – 254); также Dr. F. Wöeter, “Die christliche Lehre über das Verhältniss von Grande und Freiheit von den apostolischen Zeiten bis auf Augustinus”. Erster Band. Freiburg im Breisgau, 1856 – 1860 (§ 32, S. 529 – 611), – особенно: Dr. I. . Niederhuber, “Die Lehre des hl. Ambrosius”, – наконец, в общих курсах по Патрологии (например, Bardenhewer " a, Kihn " a, Rauschen " a а также Ceillier), в историях этики (например, Luthardt " a) и истории догматов (как то: Harnack " a, Seeberg " a, Tixeront " a). На русском языке имеются следующие работы, касающиеся нравственного учения миланского святителя. Прот. В. Молоденский: «De officiis Цицерона и св. Амвросия Медиоланского » (Вера и Разум, 1887 г., 18, 19); свящ. И. Артинский: «Св. Амвросий Медиоланский (Его жизнь и пастырская деятельность)» «Христианин», 1909 год, январь – июль; ср. также предисловие к книге: «О должостях служителей церкви Христовой» (Из творения св. Амвросия, епископа Медиоланского, De officiis ministrorum, издание Петра Поспелова. В январской книге «Православного Собеседника» начата печатанием отмеченная выше работа г. А. Метрохина: «Творение св. Амвросия Медиоланского «De officiis ministrorum». сопряжено с большими затруднениями, вызываемыми то неопределённостью и неясностью воззрений св. отца на тот или другой пункт этики, то прямыми противоречиями между суждениями по одному и тому же вопросу. Причины этого явления нужно искать как в самом Амвросии, так и вне его. Св. Амвросий был практиком, а не теоретиком: вопросы нравственности привлекали его внимание не в теоретической своей постановке, а в их непосредственном отношении к жизни, откуда и свои воззрения по тому или другому предмету этики св. отец излагает не in abstracto, но ad hoc. Сегодня его интересует одна сторона дела, и он все силы употребляет на то, чтобы выяснить её, как можно подробнее; завтра, побуждаемый обстоятельствами, он обращает исключительное внимание на другую сторону, не заботясь о том, что в своём желании выдвинуть на первый план эту новую сторону вопроса и осветить последний с новой, претендующей на исключительность, точки зрения, он вступает в противоречие с самим собой, в частности, с тем, что он говорил вчера. 757 Например, в вопросе о свободе воли искуплённого человека он то является её горячим защитником, то трактует о полном бессилии человека и невозможности для него даже пожелать что-либо хорошее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

71 Карлейль (Карлайль, Carlyle) Томас (1795–1881) – английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории. Гартман Эдуард (1842–1906) – немецкий философ, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бессознательное духовное начало – мировую волю («Философия бессознательного»). В этике, вслед за А. Шопенгауэром, разрабатывал концепцию пессимизма. Ренан (Renan) Жозеф Эрнест (1823–1892) – французский писатель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1860). В «Истории происхождения христианства» (кн. 1–8, 1863–1883) Ренан изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником; критикуя Библию, пытался рационализировать все сверхъестественное. Ибсен (Ibsen) Генрик ( 1828–1906) норвежский драматург. Обнаруживая глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, Ибсен выразил протест против всей системы современных общественных установлений, требуя максимальной эмансипации человека. Метерлинк (Maeterlinck) Морис (1862–1949) – бельгийский драматург, поэт. Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма. 72 Дионис (Вакх) – в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы; в честь Диониса справлялись празднества – Дионисии и Вакханалии. Церера – в римской мифологии богиня земледелия и плодородия; соответствует греческой Деметре. 73 Имеется в виду Новгородцев Павел Иванович (1866–1924) – русский правовед, философ, социолог, глава школы «возрожденного естественного права». Его главные труды: «Кризис современного правосознания» (1909) и «Об общественном идеале» (1917). 74 Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское направление в европейском искусстве 1910–20-х гг., преимущественно, в Италии и России; стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии; для литературы футуризма характерно переплетение документального материала и фантастики.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ист.: Дубровин Н. Ф. Отеч. война в письмах современников (1812-1815 гг.). СПб., 1882; Бумаги, относящиеся до Отеч. войны 1812 г./Изд.: П. И. Щукин. М., 1897-1908. 10 ч.; Отеч. война 1812 г.: Мат-лы Военно-ученого архива Гл. штаба. СПб., 1900-1914. Отд. 1. Т. 1-21; 1903. Отд. 2. Т. 1; Харкевич В. И. 1812 г. в дневниках, записках и восп. современников. Вильно, 1900-1907. 4 вып.; Акты, док-ты и мат-лы для полит. и бытовой истории 1812 г./Ред.: К. А. Военский. СПб., 1909-1912. 3 т.; Военский К. А. Отеч. война 1812 г. в записках современников. СПб., 1911; Савёлов Л. М. Московское дворянство в 1812 г. М., 1912; Толычева Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 19122; Французы в России: 1812 г. по восп. современников-иностранцев. М., 1912. 3 ч.; М. И. Кутузов: [Док-ты]. М., 1954-1956. Т. 4-5; Внешняя политика России XIX и нач. ХХ в.: Док-ты рос. МИД. М., 1962-1970. Т. 6-7; Листовки Отеч. войны 1812 г. М., 1962; 1812 г.: Воен. дневники. М., 1990; 1812 г.: Воспоминания воинов рус. армии. М., 1991; 1812-1814: Реляции, письма, дневники. М., 1992; Приходское духовенство в Отеч. войне 1812 г./Публ.: С. А. Малышкин, В. И. Цвиркун//Рос. архив: История Отечества в свидетельствах и док-тах XVIII-XX вв. М., 1994. Т. 5. С. 85-96; 1812 г. в восп. современников. М., 1995; Москва и Отеч. война 1812 г./Авт.-сост.: Д. И. Горшков. М., 2011-2012. 2 кн.; «Война перьев»: Офиц. донесения о боевых действиях 1812-1814 гг.: Сб. док-тов/Сост.: А. А. Подмазо и др. СПб., 2014; Дневник полкового священника 41-го егерского полка Евфимия Левитского. М., 2015. Лит.: Ахшарумов Д. И. Описание войны 1812 г. СПб., 1819; Бутурлин Д. П. История нашествия имп. Наполеона на Россию в 1812 г. СПб., 1823-1824. 2 ч.; Михайловский-Данилевский А. И. Описание Отеч. войны в 1812 г. СПб., 1839. 4 ч.; Богданович М. И. История Отеч. войны 1812 г., по достоверным источникам. СПб., 1859-1860. 3 т.; Розанов Н. Павл. История Моск. епарх. управления со времени учреждения Свят. Синода (1721-1821). М., 1871. Ч. 3. Кн. 2; Шильдер Н.

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

—242— сам Логос, источник силы и бесстрастия для праведников. Если «дух веры» в Логоса преображал немощные тела праведников в тела нечувствительные к боли, то конечно «собственная» плоть Логоса должна была быть выше всякого страдания и всякой немощи. 1856 Так как именно Логос «воспринял человека, по подобию нашего человека, не отступая от Своего божества», то «таковой человек, хотя и удары принимал, и раны получал, и побоям подвергался, и на крест возносился (suspensio elevaret), однако воспринимал лишь натиск (impetum) страданий, но не воспринимал боли (dolorem) страданий. Как какое-нибудь копье, пронзая воду или поражая огонь, или нанося удар воздуху, хотя конечно наносит все эти соответственные причине раздражения, когда пронзает, поражает, наносит удар (omnes quidem has passiones naturae suae infert, ut foret, ut compugnat, ut vulneret), но нанесенное раздражение этим (стихиям) не удерживает своей природы (sed naturam suam in haec passio illata non retinet), поскольку не свойственно природе воды быть пронзенной, или огню быть поражаемым или воздуху чувствовать удары, хотя природе копья свойственно и ранить и поражать и пронзать. Конечно, Господь Иисус Христос страдал, когда пронзался, возносился на крест, распинался, умирал, но страдание, устремляясь на тело Господа, хотя и было страданием, однако не проявляло природы страдания (nec tamen naturam passionis exeruit), поскольку, с одной стороны, страдание неистовствовало своими мучительными свойствами (poenali ministerio desaevit), а с другой стороны, воспринимала (excepit) силу (vim) неистовствующего мучения Сила плоти (Virtus corporis)». 1857 Что под «Сплою плоти» в цитованном месте, равно как и однородных с ним изречениях, Иларий разумеет Логоса, и, таким образом, именно Логоса признает собственно —243— активною силою в богочеловеческой жизни Христа, – по аналогии со значением души в теле, особенно души, объятой силою Духа, – это едва ли нуждается еще в нарочитом выяснении. 1858 Представленные сейчас суждения Илария об естественной бесстрастности плоти Христовой уже у богословов раннего средневековья вызывали обвинения в докетическом характере христологии Илария, – обвинения не утратившие своей силы до нашего времени. Еще в 5 веке Клавдиан Мамерт († 474) отметил соблазнительность учения Илария, будто «Христос в страданиях не терпел никакой боли», и указывал, что прямым выводом из этого утверждения Илария о неистинности страданий Спасителя является мысль, что «неистинно и наше искупление». 1859 После Мамерта это обвинение против Илария поддерживалось Беренгарием, Эразмом Роттердамским, Скультетом 1860 и другими, – за-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Александр Алексеевич (6.09.1860, с. Руднево Пронского у. Рязанской губ.- 16.03.1909, г. Корчева Тверской губ.), библеист, экзегет; отец советского политического деятеля А. А. Жданова. Род. в семье священника, окончил Скопинское ДУ (1874), Рязанскую ДС (1880), 2 года работал учителем в с. М. Сапожок Сапожковского у. Рязанской губ. В 1883 г. поступил в МДА, окончил ее в 1887 г. (1-й магистрант 42-го курса), был оставлен в академии профессорским стипендиатом. С 1888 г. исполнял должность доцента кафедры Свящ. Писания ВЗ МДА. 1 мая того же года Ж. женился на Екатерине, дочери экстраординарного проф. МДА кафедры евр. языка и библейской археологии П. И. Горского-Платонова . В 1891 г. защитил магист. дис. «Откровение Господа о семи азийских церквах: Опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса» (М., 1891); утвержден в степени Указом Святейшего Синода от 23 сент. Работа получила положительный отзыв Синода и экзарха Грузии преосв. Палладия (Раева). 12 нояб. того же года был утвержден в должности доцента кафедры Свящ. Писания ВЗ. В 1892 г. Ж. дал отрицательный отзыв на докторскую диссертацию ординарного проф. МДА М. Д. Муретова «Ветхозаветный храм. Ч. 1: Внешний вид храма» (М., 1890; Отзыв о докт. дис. доц. МДА М. Д. Муретова. 1893). Ж. считал, что перевод текста с евр. языка, сделанный Муретовым, во многом уступает синодальному переводу, что неверны интерпретации древних авторов, в частности Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Ошибочным был признан основной метод работы, опиравшийся на описание устройства 3 ветхозаветных храмов, Соломона, Зоровавеля и Ирода, при этом недостаточность информации в одном описании восполнялась примерами из другого (Там же. С. 57-58). Критиковал Ж. диссертанта и за выбор историографической традиции, за излишнее доверие к сочинениям предшествующих рус. исследователей-археологов, в частности проф. КДА А. А. Олесницкого , и за недостаточное использование «текстуально-критических и экзегетических трудов», посвященных книгам Исход, Царств, Паралипоменон и Иезекииля, таких авторов, как К. Ф. А. Диллман , Й. Кнабенбауэр и др. Неоправданными считал Ж. и попытки Муретова «поставить храм в связь с историей еврейской теософии» и выявить «генетическую зависимость позднейших иудейско-раввинских идей» от наружного вида храма (Там же. С. 74). Ж. пришел к выводу, что «критико-экзегетическая задача труда выполнена неудовлетворительно», предложенная новая реставрация храма «стоит ниже «общепринятой»... основной принцип реставрации ложен... и ведет к затемнению свидетельств Библии» (Там же. С. 74-75).

http://pravenc.ru/text/182201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (20.08.1855, Омск - 30.11. 1909, С.-Петербург), рус. поэт, лит. критик, переводчик. Род. в семье чиновника. В 1860 г. вместе с родителями переехал в С.-Петербург, учился во 2-й петербургской гимназии и в частной гимназии В. И. Беренса. В 1879 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та со степенью кандидата. В 1879-1891 гг. преподавал в петербургской гимназии Я. Г. Гуревича. В 1891-1893 гг. директор коллегии П. Галагана в Киеве. В 1893-1896 гг. директор 8-й петербургской гимназии, в 1896-1905 гг.- Николаевской гимназии в Царском Селе. С 1898 г. член Учебного комитета Мин-ва народного просвещения. В янв. 1906 г., во время ученических беспорядков, уволен с поста директора гимназии, после чего служил инспектором Петербургского учебного округа. Скоропостижно скончался от сердечного приступа, похоронен в Царском Селе. И. Ф. Анненский И. Ф. Анненский Для поэтического мироощущения А. характерны обостренное чувство одиночества и хрупкости жизни, мучительное переживание противоречия между идеальным бытием и реальным миром. Тяготение А. к трагическому мировосприятию нашло отражение в ранней поэме на евангельский сюжет «Магдалина» (1875). В поэме отчетливо выражена идея «двоемирия», неслиянности земного и небесного начал бытия. Сюжетной основой поэмы послужили средневек. предания и легенды о кающейся блуднице Магдалине, широко использовавшиеся в европ. лит-ре и имевшие весьма отдаленную связь с евангельскими свидетельствами о св. Марии Магдалине . А. противопоставил в поэме небесную любовь, воплощенную в образе Христа, и любовь земную, олицетворением к-рой стала в его изображении Магдалина. Трагизм героини поэмы, всем существом преданной Христу, испытывающей терзания возвышенной, но земной любви, согласно т. зр. А., состоит в том, что земная любовь к божественному, недоступному и непостижимому, неумолимо влечет к отчаянию, безумию и гибели.

http://pravenc.ru/text/115618.html

Если обычный шовинист полон национальной гордости и даже чванства, непоколебимо уверен в превосходстве своей страны и горячо поддерживает ее в любых конфликтных ситуациях с другими странами, то шовинист инвертированный, напротив, ставит свою страну крайне низко, поддерживает любых ее противников и относится к ее истории и культуре с острым презрением и таким же чванством, с которым обычный шовинист относится к чужим народам. По интернету ходила картинка, изображающая конфликт между двумя племенами, которые видят друг друга глазами вражды – наши славные герои против их гнусных варваров, наша истинная вера против их нелепых суеверий и т. д. Инвертированный шовинизм – это как раз ситуация, когда человек с кривой, брезгливой улыбкой говорит о «наших гнусных варварах» и «наших нелепых суевериях». Это не исключительно русское явление, но нам, в России, оно знакомо очень хорошо. Существует определенный набор идей и представлений, сводящихся к тому, что Россия – это отвратительная страна с отвратительной историей, которая является бедствием для своих жителей и для всего мира, страна, несущая в себе некий наследственный дефект, который и увязывается с православием. Сам этот комплекс идей, разумеется, не придуман Госдепом – он гораздо старше и восходит к 1860-м годам, когда русская интеллигенция восприняла и развила идеи французских революционеров. Еще в 1909 году Василий Розанов описывал это явление в своем эссе «О психологии терроризма». «...Если я поверю всему этому омуту, вот что, кроме меня и «любимого автора», ничего порядочного на Руси нет и никогда не было и что папаши-то наши были свиньи, а дедушки были прохвосты и вся Россия только и занималась, что прохвостными делами: то, хотя, по уверенью «любимого писателя», я и есть золотой человек, вместе с этим писателем нас только двое, и еще вот несколько тоже влюбленных в этого писателя читателей, – то я с ума сойду и, конечно, повешусь! Или кого-нибудь убью». В этом контексте православие идет по разделу «наших нелепых суеверий». Как сказал один популярный тележурналист, «одна из величайших трагедий для России – принятие православия». На первый взгляд, фраза выглядит абсурдной – начало России и русских восходит к Владимирову Крещению, и православие – это не то, что «случилось» с Россией, это то, что Россию создало.

http://pravoslavie.ru/122464.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В последней четверти XIX – начале XX веков появляются различные учебные пособия по литургике на румынском, сербском, болгарском языках. Среди них выделяется подробный курс ректора университета города Черновцы протоиерея Василие Митрофановича (Vasile Mitrofanovici, † 1888) «Liturgica Bisericii Ortodoxe: Cursuri Universitare» (Черновцы, 1909), изданный его преемником протоиереем Теодором Тарнавским (Teodor Tarnavschi, † 1914), вновь переизданный с различными дополнениями в 1929 году и выдержавший также несколько изданий в сербском переводе. Пользовались известностью сербский перевод учебника П. Я. Лебедева и болгарский – Е. Г. Нестеровского 64 . Помимо рамок одноименного курса и курса догматического богословия (сакраментология), литургика также рассматривалась в качестве самостоятельного раздела истории Церкви. Так, уже в труде архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия (Смирнова) († 1815) по истории раннего христианства «Liber historicus de rebus, in primitiva, sive trium primorum et quarti ineuntis seculorum, Ecclesia Christiana, praesertim quum prima Christi nati aetas floreret, gestis» (Москва, 1805) содержались сведения по истории чинопоследований Таинств. Многократно обращается к литургическим вопросам митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) († 1882) в своей двенадцатитомной «Истории Русской Церкви» (Санкт-Петербург, 1883). Огромный материал по древнерусской литургике собран в «Истории Русской Церкви» (Москва, 1880–1881. Т. 1; 1901–1917. Т. 2) Евгения Евсигнеевича Голубинского († 1912). Еще один знаменитый историк Церкви, архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (Гумилевский) († 1866), является автором первого подробного справочника по византийской гимнографии: «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви, с примечаниями и снимками древних нотных знаков» (Санкт-Петербург, 1860). Попытки исторических реконструкций богослужения определенных периодов содержатся в работах епископа Христофора (Смирнова) († 1921) 65 и Никанора Федоровича Одинцова († 1906) 66 . VI. Расцвет литургики в России в конце ΧΙΧ – начале ΧΧ веков

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010