Ньюмен понимал догматическое развитие в очень широком смысле и предлагал разные трактовки этого понятия. «Эссе» не содержит законченной, четко сформулированной теории в совр. смысле этого слова. Богословие кард. Дж. Ньюмена подвергалось и подвергается критике, однако по-прежнему остается богатейшим материалом для дальнейшего осмысления и интерпретаций. По мнению Чедвика, «идея развития - самая важная отдельно взятая концепция, которую Ньюмен ввел в христианскую церковную мысль» ( Chadwick O. Newman. Oxf.; N. Y., 1983. P. 48). Другие интерпретации догматического развития в 1-й пол. XX в. Идеи кард. Дж. Ньюмена оказались необычайно востребованы и послужили отправной точкой для ряда последующих исследований проблемы догматического развития. В XX в. продолжили разработку идей Ньюмена и внесли самостоятельный вклад в осмысление догматического развития католич. ученые А. Луази (1857-1940), Дж. Тирелл (1861-1909), М. Блондель (1861-1949), А. Гардей (1859-1931), П. Руссело (1878-1915) и А. де Любак (1896-1991). Проблема догматического развития и в ее широком понимании - как проблема богословского осмысления идеи истории, и в узком - как проблема появления новых догматов актуальна не только для католич. богословия. Так, напр., свой взгляд на развитие вероучения сформулировал лютеран. богослов П. Тиллих (1886-1965). Он понимал вероучительные формулы как символы, указывающие на тайну веры, значение к-рых зависит от влияния времени и истории. Там, где религия - в ее вероучительных или моральных кодах, в литургических или институциональных формах выражения - претендует на тождество с абсолютной истиной, она становится препятствием для Само-откровения Бога и «камнем преткновения» для совр. человека, ищущего основополагающую веру, которая предложила бы необходимое для него «мужество быть». Поэтому, когда окружающая человека реальность меняет форму, соответствующие ей символы теряют значение и должны быть «отброшены» (broken). Это необходимо, чтобы дать возможность появиться др. символам, к-рые выражали бы текущее состояние реальности. Напр., символическая формула «безсеменное зачатие» ничего не говорит совр. человеку и должна быть отброшена ( Тиллих. 1998. С. 468-469). Догматы, включая догмат об учительстве Церкви,- это только культурные феномены, к-рые появляются и исчезают вместе с колебаниями человеческой мысли. В такой трактовке идеи развития Тиллих фактически отвергает само понятие догмата. Догматическое развитие в неосхоластике во 2-й пол. XX в.

http://pravenc.ru/text/178714.html

194 Лаваль Пьер (1883–1945) — премьер-министр Франции в 1931–1932 и 1935–1936 гг. Был сторонником «умиротворения» фашистских агрессоров. В 1942–1944 гг. был главой коллаборационистского правительства в Виши. По окончании войны казнен как изменник. 195 Чемберлен Невилл (1869–1940) — премьер-министр Великобритании в 1937–1940 гг. Был сторонником политики «умиротворения» фашистских государств и подписал Мюнхенское соглашение 1938 г. После начала второй мировой войны продолжал поиск путей для соглашения с фашистской Германией за счет СССР. В обстановке военных неудач Великобритании вышел в отставку. 196 …уступавшее то шантажу Вильгельмштрассе, то Форин офиса… — На улице Вильгельмштрассе в Берлине находилось министерство иностранных дел Германии, а Форин офис — название министерства иностранных дел Великобритании. 197 Святой Павел (между 5 и 15 — ок. 64 или 67) — один из христианских апостолов, которому традиция приписывает 14 посланий, включенных в Новый завет. Согласно легенде, он был поначалу противником христиан, но обратился в христианство после того, как ему привиделся образ Христа. 198 …упоминал о договоре с Эфиопией… — После агрессии фашистской Италии, Эфиопия обращалась с жалобой в Лигу Наций. 199 Пий XI (Акилл Ратти, 1857–1939) — римский папа с 1922 по 1939 г. Вел активную политическую и дипломатическую деятельность и подписал множество конкордатов, в том числе с Италией (1929) и с Германией (1933), пытаясь одновременно осуждать фашизм и нацизм как идеологические движения. 200 Высадка американцев — речь идет о так называемой операции «Торч», совместном англо-американском десанте в Тунисе и Алжире, начатом в ноябре 1942 г. 201 Мерс-эль-Кебир — город в Алжире, где была расположена французская военно-морская база. 3 июля 1940 г. французская эскадра отказалась там подчиниться ультимативному приказу англичан продолжать войну против Германии либо разоружиться, и была обстреляна, в результате чего затонуло три крейсера из четырех и погибло 1300 французских моряков. 202

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Грузия: осенью 1803 г. кн. Мегрелии Григол Дадиани подписал продиктованный главнокомандующим в Г. ген. от инфантерии П. Д. Цициановым договор о присоединении к России. В 1809 г. российская армия вошла в Имерети. Царь Соломон II энергично боролся за сохранение независимости, но потерпел поражение и бежал в Турцию. В 1810 г. главнокомандующий в Г. ген. от кавалерии А. П. Тормасов объявил в Кутаиси об упразднении Имеретинского царства. В 1828 г. перестало существовать Гурийское княжество, в 1857 г.- Мегрельское: последняя правительница Мегрелии Екатерина Дадиани переехала в С.-Петербург, ее сын и наследник Николоз отрекся от престола. В 1859 г. было упразднено Сванетское княжество, в 1864 г.- Абхазское (с абх. княжеского престола был смещен Михаил Шервашидзе). Т. о., вся территория Г. вошла в состав Российской империи. Ист.: Переписка на иностранных яз. груз. царей с российскими государями от 1639 до 1770/Сост.: М. Броссе. СПб., 1861; Теймураз I Багратиони. Мученичество царицы Кетеван/Ред.: А. Барамидзе, Г. Джакобия. Тбилиси, 1934 (на груз. яз.); Док-ты по социальной истории Грузии. Тбилиси, 1940. Т. 1; 1953. Т. 2 (на груз. яз.); Тбилели И. Дидмоуравиани. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); Искандер Мунши. Сведения о Грузии/Перс. текст, пер., предисл.: В. Путуридзе. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Пер., предисл., указ.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976; Шарден Ж. Путешествие в Персию и в др. страны Востока/Пер. с франц., исслед., коммент.: М. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.; рус. пер.: Путешествие по Закавказью в 1672-1673 гг. Тифлис, 1902) [сведения о Грузии]; Кастели Кр. Сведения и альбом о Грузии/Предисл., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Гурамишвили Д. Давитиани. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.). Лит.: Дубровин Н. Ф. Георгий XII, последний царь Грузии и присоединение ее к России. СПб., 18972; Ламберт А. Описание Мегрелии/Пер. с итал.: А. Чкония. Тбилиси, 1938 (на груз. яз.); Антелава И. Г. Очерки по истории Абхазии XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/168205.html

115 Тексты воспроизводятся по автографу, хранящемуся в РГАЛИ (ф. 3127), с указанием на пропуски только внутри публикуемых фрагментов. Ниже приведены сведения об отдельных лицах, которые удалось собрать. 117 Бывший Гефсиманский скит, в котором тогда размещались учреждения Московского областного отдела социального обеспечения (МООСО), кусы, больница и пр. – А.Н. 121 Военная академия им. М.В. Фрунзе, захватившая сначала комплекс быв. Гефсиманского скита, а затем и обширные окрестные территории. – А.Н. 136 Огнёва Софья Ивановна (1857–1940), жена Ивана Фроловича Огнева (1855–1928), профессора МГУ, зоолога, родственница известного славянофила И.В. Киреевского. В Загорске Огнёвы жили на 2-м этаже дома Пивоваровых (ул. Пионерская). 144 «Дай мне, Господи, прощение и терпение! Исполни душу мою чистотой и жизнью неколебимой! Конец болтовне.» (лат.). – А.Н. 148 В сохранившемся экземпляре книги С.А. Волковым тогда же были подчеркнуты следующие строки: «Объяснять зло первородным грехом равносильно тому, чтобы ровно ничего не объяснить. Поиски причины антифилисофичны, антинаучны, и в этом отношении все религии еще менее нравятся мне, чем какое бы то ни было философское учение, поскольку они утверждают, что им знакома причина. Пусть это потребность сердца – согласен. Эта потребность, несомненно, достойна уважения, но отнюдь не эфемерной догмы. Что же касается идеи об искуплении, то она исходит из узкого понимания Справедливости, – своего рода варварской и туманной способности воспринимать ее. Это наследство, переданное человечеству на его ответственность. Восточных милосердный бог, который вовсе не отличается милосердием, заставляет маленьких детей искупать грехи отца совершенно так же, как паша требует от внука уплаты долгов за деда. Дальше этого мы не пошли, когда говорим о божьей справедливости, милосердии или о гневе божьем, – обо всех человеческих качествах, относительных, полноценных и, в то же время, несовместимых с абсолютным». (Флобер Г. Собрание соч., т. VIII, М.-Л., 1938, с. 155.) – А.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

ЦНБ АНУ – Центральная научная библиотека Академии наук Украины (Киев). ЧОИДР – Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. ABD  – The Anchor Bible Dictionary. New York, etc. 1992. Vol.1–6. AfslPh – Archiv für slavische Philologie. Berlin, 1878–1929. Bd 1–46. BMTH  – Brooke A. E., McLean N.. Thackeray H. St. J. (издатели). The Old Testament in Greek according to the Text of Codex Vaticanus Supplemented from Other Uncial Manusripts. Cambridge, 1906–1940. CPG – Clavis patrm graecorum/Cura et studio M. Geerard. Brepols-Tumout, 1974–1980. Vol. 1–4. Cramer  – Cramer J. A. Catenae in Novum Testamentm. Oxford, 1838–1844. Vol. I-8. GNT 4   – The Greek New Testament. 4th revised edition, ed. by B. Aland, K. Aland, J. Karavidopoulos, С M. Martini and В. М. Metzger in cooperation with Institute for New Testament Textual Research, Miinster/Westphalia. Stuttgart, 1993. HP – Vetus Testamentm Graecum cum variis lectionibus, ed. R. Holmes et J. Parsons. Oxonii, 1789–1827. T. 1–5. HTR  – Harvard Theological Review. New York; Cambridge, 1908-. HW  – Hort F. J. Α ., Westcott В . F. The New Testament in the Original Greek. Vol. 1: Text. Vol. 2: Introduction. Cambridge; London, 1881–1882. HAZU – Hrvatska akademija znanosti i umjetnosti, cirilska zbizka (Zagreb). JBL   -Journal of Biblical Literature. JTS   -Journal of Theological Studies. London; Oxford, I900-. lect.   – lectionary (греческий новозаветный лекционарий) LXX   – Септуагинта, Семидесятница (греческий текст Ветхого Завета) NA 27    – Novum Testmentum Graece, post Eberhard et Erwin Nestle editione XXVII revisa, communiter ediderunt Barbara et Kurt Aland, Johannes Karavidopoulos, Carlo M. Martini, Bruce M. Metzger. Stuttgart, 1993. Nachrichten – Nachrichten von der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Goettingen. Philologisch-historische Klasse. Berlin. PG    – Patrologia graeca. Paris, 1857–1866. Vol. 1–162. PL   – Patrologia latina. Paris, 1844–1864. Vol. 1–222. Slovník – -Slovník jeyka staroslovnského. Praha, 1966–1996. Seš. 1–50. Sophocle Ε· Α.– Greek Lexicon of the Roman and Byzantine periods (from ВС 146 to AD 1100). Boston, 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Menologion Basilii II/PG 117,19–614. II Menologio di Basilio II. Turino 1907 (Codices e Vaticanis Selecti VIII). – Факсимильное воспроизведение рукописи Vat. Gr. 1613. Musurillo H. (ed., tr.) The Acts of the Christian Martyrs. Oxford, 1972. Nicodemos Hagiorites. Νον κλγιον, περιχων Βους ξιολγους διαφρων γων... Athenai, 1974 (3 ed.). – Νον Μαρτυρολγιον. Athenai, 1856. – Ζυναξαριστς τν Δδεκα Μηνν το νιαυτο. T. 1–3. Venetia,1819 (новое издание в 4-х тт.: Thessaloniki, 1984). Nilles К. Kalendarium manuale utriusque Ecclesiae Orientalis et Occidentalis. Vol. 1–2. Innsbruck, 1896–1897. Papadopoulos-Kerameus A. (ed.). νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. T. 1–5. СПб., 1891–1898 (переизд. Bruxelles, 1963). – Ζυλλογ παλαιστινς κα συριακς γιολογας/Православный палестинский сборник. Вып. XIX. Ч. 3. СПб., 1907. – Varia graeca Sacra 11 Православный палестинский сборник. СПб., 1907 (переизд. Leipzig, 1970). PG – Patrologiae cursus completus/Accurante J. P. Migne. Series Graeca. T. 1–161. Parisiis, 1857–1866. Pielin P. Supplement aux Vies des saints et specialement aux Petits Bollandistes. Vol. 1–3. Paris, s. a. PL – Patrologiae cursus completus/Accurante J. P. Migne. Series Latina. T. 1–250. Parisiis, 1844–1864. PO – Patrologia Orientalis /Ed. Graffin R., Nau E Paris, затем Turnhout и Roma; Turnhout, 1903-. SC – Sources Chretiennes. Paris, 1940-. Rogich D. M. Serbian Patericon. Vol. 1–3. Platina С A, 1994. Ruinart Th. (ed., tr.) Acta primorum Martyrum sincera et selecta. Paris, 1689 (2-е издание: Ratisbonn, 1859). Saint Herman Calendar. Platina С A, 1977-. Syn. Cp. – Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae/Ed. H. Delehaye. Bruxellis 1902 (Propylaeum ad Acta SS. Novembris). Socrates Scolasticus. Historia ecclesiastica/PG 67,29–842. Sozomenus. Historia ecclesiastica/PG 67, 843–1630=SC 306,418. Symeon Metaphrastes. Vitae sanctorum/PG 114–116. Theodoretus Cyri. Historia ecclesiastica/PG 82, 881–1280. – Histoire des moines en Syrie/SC 234,257. Theophanes Confessor. Chronographia/Ed. De Boor. Leipzig, 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva Preafericitul Patriarh Chiril va oficia sfinirea bisericii în cinstea cuviosului Serghie de Radonej din Tsarskoe Selo 6 decembrie 2014 11:34 La 8 decembrie 2014, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril, în cadrul vizitei la Mitropolia de Sanct-Petersburg, va oficia sfinirea mare a bisericii în cinstea sfântului cuviosului Serghie de Radonej din Tsarskoie Selo i Dumnezeiasca liturghie în biserica nou sfinit. Începutul serviciului divin - ora 10.00. Biserica în cinstea cuviosului Serghie de Radonej din Tsarskoie Selo a fost construit în anul 1904 pentru ostaii grzii de onoare a batalionului de artilerie 2 din Tsarskoie Selo (din a. 1940 – regiment). eful subunitii militare a fost fiul arului Alexandru II, marele cneaz Serghei Alexandrovici (1857-1905). Sfinirea bisericii a avut loc cu 110  ani în urm în prezena arului Nicolai II i a marilor cneji Vladimir i Serghei Alexandrovici. Pereii bisericii au fost acoperii de fresce în stil vechi rusesc cu elemente de modern. În aceeai cldire cu biserica se afla anterior o sal de studii i zeughaus-ul. Din momentul fondrii sale biserica a devenit un monument al eroilor artileriti: sub soclu a fost înmormântat comandantul batalionului general-maiorul S.I. Kutepov (1853-1905), iar mai târziu – unii ofieri ai regimentului, czui în Primul rzboi mondial (actualmente sunt stabilite 8 nume, inclusiv a doi cavaleri „Sfântul Gheorghe”). În anul 1921 biserica a fost închis, împodobirea ei a fost nimicit în totalitate, clopotnia a fost salvat. În anii 1990-2000 în cldirea bisericii s-a aflat o coal auto i o cafenea. În anul 2012 biserica a fost returnat în mod oficial Bisericii Ortodoxe Ruse. Lucrrile pentru proiectarea i restaurarea bisericii în anul 2014 au fost efectuate de compania  „BaltStroy” sub supravegherea i ajutorul Consiliului de tutel. Preedinte al Consiliului de tutel al bisericii a devenit ministrul afacerilor externe al FR S.V. Lavrov. În anul aniversrii sale de 110 ani, biserica „Cuvosul Serghie de Radonej” este restaurat pe lâng centrul de luminare duhovniceasc a blagociniei de Tsarskoie Selo. În centru sunt organizate ateliere de creaie (de vitralii, de haine de botez i modelarea avioanelor), precum i un muzeu al regimentului de artilerie nr. 2 al  Alteei Sale din Tsraskoie Selo. În  parohia bisericii este venerat memoria eroilor rzboiului din anii 1914-1918 i se stabilesc numele ostailor armatei ruse. De ziua sfinirii bisericii restaurate în cinstea cuviosului Serghie de Radonej, Preafericitul Patriarh Chiril va inaugura expoziia „Trgtorii trupelor de gard în serviciul Patriei” Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii    Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3866850...

Grumel Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople/Éd. par V. Grumel , V. Laurent, J. Darrouzes. Paris, 1932–1991. Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis inlocis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... 1–31. Florentiae, Venetiis, 1759–1798; 32–48. Parisiis, 1902–1915; 49–53. Lpz., Arnhem, 1923–1927 (Graz, г 1960–1961). Orientalia Christiana Analecta. R., 1935-. Кн. серия. Orientalia Christiana Periodica. R., 1935-. The Oxford Dictionary of Byzantium 1–3/Ed. by A. P. Kazhdan. N. Y, Oxford, 1991. Oriens Christianus: Hefte fiir die Kunde des christlichen Orients 1–8. L P z., 1901–1911; ser. n. 1–20/22.1911–1924 (1925); 3 ser. 1–36. 1921–1939 (1939/1941); 4 ser. 1–37. Wiesbaden, 1953; 29–65.1981; 66-, 1982-. Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970-. Patrologiae cursus completus 1–161/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. Кн. серия. Revue des Études Augustiniennes. Paris, 1955-. Revue des études byzantines. Paris, 1943-. Prosopographisches Lexikon der Phlaiologenzeit/EIrsg. v. E. Trapp et al. Bd. 1–12; Registerband. Wien, 1976–1996. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit/Erstellt. v.R.-J. Lilie et al. Abt. 1: 641–867. Bd. 1–7. B., N. Y., 1998–2001. Pauly-Wissowa Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft/Von A. F. Pauly. Stuttgart, 1839; von G. Wissowa. Stuttgart, 1890–1980. Sources Chretiennes. Paris, 1940-. Кн. серия. StPatr Studia Patristica (отд. сборники с доп. продолжающейся нумерацией в общей серии TU). Oxford, В., N. Y., Leuven, 1957-. Thesaurus Linguae Graecae. Irvinë University of California, 1972– (включая версию TLG E [CD] и TLG on-linë . Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur/Begriindet v. O. von Gebhard, A. Harnack. Lpz., B., 1882-. Библиографические указатели БУ ТСО Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1843–1854 гг.)/Под ред. А. Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова) ; предисл. иером. Дионисия (Шленова)//БВ 2003. 3. С. 276–349; Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/Под ред. А. Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова) ; предисл. иером. Дионисия (Шленова)//БВ 2005–2006. 5/6. С. 493–627.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

в переводе на коптский язык, но восходящих, по-видимому, к грекоязычным оригиналам, отчасти 2 в. Имеются переводы М.К. Трофимовой. В научный обиход продолжали поступать после первых публикаций еще прошлого века все новые мандейские тексты; нет сомнения, что эти свидетельства традиции, в определенных пунктах связанной с иудейскими представлениями, хотя и очень резко от них отклоняющейся, весьма интересны с религиеведческой точки зрения. Однако попытки искать в них как бы первоматерию начального христианства, весьма характерные для начала 20 в. (например, для католика- " модерниста» Альфреда Луази, Loisy, 1857–1940) и присутствующие еще у Бультмана, вызывают сомнение в связи с тем обстоятельством, что их письменная фиксация произошла не ранее, а на несколько веков позднее, чем письменная фиксация Евангелий. Что касается изучения письменных источников по история Палестины времен зарождения христианства, следует отметить два момента, касающиеся творчества Иосифа Флавия. Во-первых, пассаж «Иудейских древностей» (кн. 18, 63–64), содержащий свидетельство об Иисусе Христе, однако заведомо интерполированный христианской рукой и потому не внушавший доверия, был обнаружен без интерполяций в арабском переводе (осуществленным через посредство сирийского) как цитата в историческом труде мелькитского епископа 10 в. «Китаб аль-Унван», изданном в 1912 русским ориенталистом А. Васильевым в известной серии «Patrologia Orientalis», V, 4 (ср. S. Pines, «Ал Arabic Version of the Testimonium Flavianum», Jerusalem, 1971). Весьма возможно, что в основе действительно лежит самое раннее нехристианское сообщение об Иисусе Христе. Во-вторых, внимание некоторых исследователей привлекла версия «Иудейской войны», дошедшая лишь в позднем славянском переводе (см. Н.А. Мещерский, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. Исследование и текст», М.-Л., 1958), но, возможно, сохранившая информацию из утраченного арамейского варианта, которая повествует, между прочим, о партизанском брожении в оккупированной Иудее как фоне входа Христа в Иерусалим (cp.R.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

13 января 1935 г. население Саарской области, управляемой после первой мировой войны Лигой Наций, высказалось на плебисците за присоединение к Германии, а 16 мая того же года присоединение было осуществлено на деле. Парадокс с точки зрения Бернаноса здесь должен был заключаться в том, что раньше Моррас вел антигерманскую пропаганду, а теперь оказался в лагере германофилов. 64 Рено Жан — глава «Французской солидарности», организации национал-социалистического толка, противник парламентаризма, призывал к «национальной революции» франкистского типа. 65 Тетенже Пьер — основатель «Лиги патриотической молодежи», организации националистическо-бонапартистского толка, сотрудничавшей с «Аксьон франсез», председатель Республиканской национал-социальной партии; симпатизировал франкистам и был решительным противником помощи республиканской Испании. 66 Байби Леон (1867–1954) — журналист, сторонник Морраса, выступал против санкций в отношении фашистской Италии и против помощи республиканской Испании. 67 Кьяпп Жан (1878–1940) — префект парижской полиции с 1927 по 1934 г., симпатизировавший правым и крайне правым партиям. Поскольку он оказался замешан в скандальной финансовой афере Ставиского, то в 1934 г. его лишили занимаемой им должности, из-за чего среди правых у него установилась репутация человека, пострадавшего от левых. 68 Пью Жак (1838–1932) — французский политический деятель, который в 1885–1893 гг. был депутатом парламента монархистов, а потом под влиянием папы Льва XIII стал заниматься проблемами католического социального действия, стремясь объединить всех католиков-либералов в борьбе против республиканцев-антиклерикалов. 69 Рибо Александр (1842–1923) — французский политический деятель, один из руководителей партии умеренных республиканцев, министр иностранных дел в 1890–1893 гг. и в качестве такового один из создателей франко-русского союза; в промежутке между 1892 и 1917 гг. был также четыре раза премьер-министром. 70 Жоннар Селестен (1857–1929) — французский политический деятель, в качестве одного из депутатов представлявший в 1889–1914 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010