827       Hinschius P. System des katholischen Kirchenrechts mit besonderer Rüchsicht auf Deutschland: 6 Bde. B., 1869–1897 (repr: Graz, 1959). 828       Wernz F.X. Jus Decretalium. 6 Bde. Rome, 1899–1904; Wernz F., Vidal P. Ius Canonicum. 8 vol. Rome, 1934. 830       Sägmüller J.B. Lehrbuch des katholischen Kirchenrechts. 3 Tie. Freiburg i. Br., 1900–1904; 2. Aufl. – 1909; 3. Aufl. – 1913–1914; 1/1–4 – 1925–1934). См. также его: Die Papstwahlen und die Staaten von 1447 bis 1555: Eine kirchenrechtlich-historische Untersuchung über den Anfang des staatlichen Rechtes der Exklusive in der Papstwahl. Tüb., 1890 (repr.: Aalen. 1967); Die Papstwahlbullen und das staatliche Recht der Exklusive. Tüb., 1892; Das Recht der Exklusive in der Papstwahl. Mainz, 1895; Die Tätigkeit und Stellung der Cardinäle bis Papst Bonifaz VIII: Historisch-canonistisch untersucht und dargestellt. Freiburg i. Br., 1896; Die Trennung von Kirche und Staat: Eine kanonistisch-dogmatische Studie. Mit 13 Beilagen, enth. offizielle Aktenstücke über die Trennung von Kirche und Staat in Frankreich. Mainz, 1907; Der Rechtsanspruch der katholischen Kirche in Deutschland auf finanzielle Leistungen seitens des Staates. Freiburg i. Br., 1913 (2. Aufl. – 1919). 831       Funk F.X. Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen. 3 Bde. Paderborn, 1897–1907. Bd. I. S. 39 sqq., 87 sqq., 498 sqq.; Bd. III. S. 143 sqq., 406 sqq.; см. также: Kneller C.A., SJ. Prof. F.X. von Funks letzter Aufsatz//Zeitschrift für katholische Theologie. 1908. Bd. 32. 832       Phillips G. Kirchenrecht. 7 Bde. Ratisbon, 1845–1872; работа была продолжена (Bd. VIII. Ratisbon, 1889) Фридрихом Генрихом Верингом (1833–1896), экстраординарным профессором римского и канонического права Гейдельбергского университета, известным своим учебником Lehrbuch des katholischen, orientalischen und protestantischen Kirchenrechts (Freiburg, 1876; 3. Aufl. – 1893). Из других работ Филлипса см.: Die Diözesansynode. Freiburg, 1849; Lehrbuch des Kirchenrechts. Ratisbon, 1859–1862 (3. Aufl., которое осуществил Moufang: 1881); Vermischte Schriften. 3 Bde. Ratisbon, 1856–1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ед. хр. 15. Л. 24, 25. Письмо, рук. 647 …рода “староверов-беспоповцев”… — беспоповцами называют представителей одного из течений старообрядчества, главной особенностью вероучения которых является отказ от церковной иерархии и рукополагаемого священства на основе тезиса об окончательной всемирной победе антихриста, разделение старообрядцев на беспоповцев и беглопоповцев произошло в 90е годы XVII в. 648 В. В. Розанов — Василий Васильевич Розанов (1856—1919), русский философ, литературный критик и журналист, один из учредителей Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901—1903), член Петербургского религиозно-философского общества (исключен в 1914 г.); “…как чиновники — пенсию” — неточная цитата из статьи В. В. Розанова “Граф Л. Н. Толстой” (1898), в оригинале “… “лицо” у себя под старость мы “выслуживаем”, как солдаты — “георгин”…” (Розанов В. В. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 34—35). 649 …“клейким листочкам”… — образ из романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (слова Ивана Карамазова брату Алеше: “Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки”. — Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 9. С. 288—289). Ед. хр. 67. Л. 44, 45. Письмо, рук. 650 …у Вани ждали птички воли?! — из главы “Благовещение” романа И. С. Шмелева “Лето Господне”. 651 “Ich schaue ins Leben” — книга И. А. Ильина “Я вглядываюсь в жизнь” (1938). 652 “Krankheit” — глава “Болезнь” из книги И. А. Ильина “Я вглядываюсь в жизнь”.  Ед. хр. 68. Л. 1. Письмо, рук. Ед. хр. 68. Л. 5. Письмо, рук. Ед. хр. 15. Л. 31, 32. Письмо, машинопись. Ед. хр. 15. Л. 36, 37. Письмо, машинопись. 653 “Говенье” — один из ранних рассказов (1941—1942) О. А. Бредиус-Субботиной (др. варианты — “Первое говенье”, “Мой большой грех”, “Мой первый пост”). 654 “Кресту Твоему…” — из православного песнопения, поется на Воздвижение и на Крестопоклонной неделе. 655 “Голландская империя” — название, которое неофициально применялось к Голландии в период ее колониального владычества.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Как ни странно (и как ни прискорбно), преобладающее большинство русских людей не имеет верного представления о Крымской войне, которая была атакой на Россию объединившихся сил Запада и Востока. Авторитетный - и, надо признать, весьма объективный - английский историк Алан Тэйлор писал об этой войне через сто лет после нее, в 1954 году: «Крымская война... стоила жизни почти полумиллиона (!- В. К.) человек, и общее число потерь превысило потери, понесенные в результате любой войны из тех, что велись на протяжении ста лет после Венского конгресса (то есть на протяжении 1815-1914 годов.- В.К.)... Из пяти вторжений в Россию, совершенных в современную эпоху - вторжение Наполеона в 1812 году, Англии и Франции (разумеется, совместно с Турецкой империей. - В.К.) в 1854 году, Германии - в 1916 - 1918 гг., держав Антанты - в 1919-1920 гг., Гитлера - в 1941 г. - это было, безусловно, самое успешное. После 1856 года Россия оказывала на европейские дела меньше влияния, чем в любой период...» (Тейлор А. Дж. П. Борьба за господство в Европе. - М., 1958, с. 120.) То, что Тейлор сформулировал в 1950-х годах, Тютчев высказал еще в 1850-х, и он глубоко и остро воспринимал вроде бы неожиданный и даже несообразный союз христианских стран Запада с мусульманской Турцией против христианских же России и славянских народов, выразив свое отношение к этому союзу, в частности, в саркастическом и гневном стихотворении под названием «Современное»: Флаги веют на Босфоре, Пушки празднично гремят, Небо ясно, блещет море, И ликует Цареград. И недаром он ликует: На волшебных берегах Ныне весело пирует Благодушный падишах Угощает он на славу Милых западных друзей -- И свою бы всю державу Заложил для них, ей-ей... Пушек гром и мусикия! Здесь Европы всей привал, Здесь все силы мировые Свой справляют карнавал... Как в роскошной этой раме Дивных гор и двух морей Веселится об исламе Христианский съезд князей! И конца нет их приветам, Обнимает брата брат... О, каким отрадным светом Звезды Запада горят!.. Только там, где тени бродят

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/04/...

„Ваша супруга щекотливая женщина-с“ — „А вы ее щекотали?“ — Этот каламбур записан Достоевским в тетради 1876–1877 гг. „Женщины ужасно щекотливы. — А вы пробовали щекотать?“ (XXIV, 239). 43 Я шут коренной, с рождения, все равно, ваше преподобие, что юродивый; не спорю, что и дух нечистый, может, во мне заключается…— Согласно религиозному представлению, чрезвычайно распространенному в средние века, шутовство, скоморошество считалось сродни дьявольщине. И на Западе и в России шуты осуждались церковью как язычники, предполагалось, что их действия внушены им нечистой силой. 44 …философ Дидерот…— Дени Дидро (1713–1784) — французский писатель и философ-материалист. Достоевский читал произведения Вольтера и Дидро зимою 1868–1869 гг. за границей. См. об этом в письме Достоевского к H. H. Страхову от 6 (18) апреля 1869 г. (XXIX, кн. 1, 35, 404). См. также: Достоевская А. Г. Воспоминания. С. 184; Гроссман Л. Библиотека Достоевского. Одесса, 1919. С. 122. Достоевский Ф. М. Письма/Под ред. и с примеч. А. С. Долинина. М.; Л., 1930. Т. 2. С. 453; Григорьев А. Достоевский и Дидро (к постановке проблемы)//Рус. лит. 1966. С. 88–102; Кирпотин В. Лебедев и племянник Рамо//Вопр. лит. 1974. С. 146–184. 45 …Дидерот-философ явился к митрополиту Платону при императрице Екатерине. — Платон (Левшин, Петр Егорович) — митрополит Московский (1737–1812), известный проповедник, церковный писатель и деятель. В качестве ректора Троицкой семинарии обратил на себя внимание Екатерины II, был приближен ко двору и назначен ею в законоучители к наследнику престола, впоследствии императору Павлу I. Рассказ о встрече Дидро с Платоном, пародированный здесь героем, помещен в биографии Платона, написанной И. М. Снегиревым. См.: Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. Нов. изд., пересмотр. и значит. доп. М., 1856. Ч. 1. С. 34–35. 46 „Рече безумец в сердце своем несть бог!“ — Неточная цитата из Псалтыри (Пс. 13, ст. 1; пс. 52, ст. 2). 47 Тот как был, так и в ноги: „Верую, кричит, и крещенье принимаю“. — Пародируются те места преимущественно мученических житий, где благодаря чудесам святых язычники с необыкновенной легкостью обращаются в христианство, восклицают „веруем“ и принимают крещение. См., например, апокрифическое „Никитине мучение“, где это общее место житийного рассказа повторяется многократно (Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т. 2. С. 119). 48

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

72 Антруи (искаженное франц. en trois) — втроем. 73 Клюко — клико (сорт французского шампанского); переосмыслено под влиянием русского слова клюкнуть. 74 Караганчатый мех — мех каракульча (искаженное). 75 Фимиазмы — контаминация слов: фимиам и миазмы. 76 Пальтошник — здесь: человек низкого звания (букв. портной). 77 Популярный советник — контаминация слова «популярный» и выражения «титулярный советник» (в дореволюционной России в табели о рангах — гражданский чин 9-го класса). 78 Три мускатера — подразумеваются герои романа «Три мушкетера» Александра Дюма (1803–1870). 79 Кукоты да кукотки — от кокотка, женщина легкого поведения. 80 Керамида — здесь контаминация слов: керамика и пирамида. 81 Петров, О. А. (1807–1878) — известный оперный певец, бас. 82 Коман-дир (от франц. comment dire) — как сказать. 83 Пермете муа сортир (франц. permettez-moi sortir) — разрешите мне выйти. 84 Пасе (франц. passez) — передайте. 85 Ругнеда — контаминация слова «ругать» и названия оперы «Рогнеда»; Рогнеда — дочь полоцкого князя Рогволода, жена русского князя Владимира (Х в.). Опера «Рогнеда» написана А. Н. Суровым (1820–1871). 86 Тумберлик — искаженное: Тамберлик (1820–1888) — знаменитый итальянский певец-тенор. Последний раз в Петербург Тамберлик приезжал в 1884 году. 87 Кальцонари и Базю слушал. — Кальцонари — испорченное: Кальцоляри (1823–1888) — знаменитый лирический тенор, долго певший на сцене Итальянской оперы в Петербурге. Бозио, А. (1824–1859) — знаменитая итальянская певица, сопрано. Пела в Петербурге в 1856–1859 годах, в период расцвета итальянской оперы в России. 88 Трубедур — искаженное название оперы «Трубадур» Д. Верди (1813–1901). 89 Лавровская, Е. А. (1845–1919) — известная русская певица, контральто. 90 «Волшебный стрелец» — искаженное название оперы «Волшебный стрелок» немецкого композитора К. Вебера (1786–1826). 91 Медный конь в поле пал! Я пешком прибежал! — вместо: «Бедный конь в поле пал, я бегом добежал» — начало арии Вани из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Глинки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

И не в безудержной погоне за обогащением . Это не только противоречит нравственным принципам жизнеустройства, но рано или поздно упирается в ограниченность жизненных ресурсов Земли. В этой связи поистине пророчески звучат слова, сказанные век назад Розановым В.В. (1856-1919): «Экономизм как доминирующая норма есть действительно смерть… Экономический строй, семья как содружество работника и работницы, государство как содружество экономических же групп и все «экономическое» в тенденции и основаниях: наука, печать, публицистика – это ничего более, как минерализованное общество, которое перестало дышать, потеряло «дыхание жизни» Абсолютная власть рыночного духа несостоятельна для экономики. Она губительна для важнейших сфер общественной жизни в целом (образование, наука, культура, здравоохранение и т.д.). Если человек руководствуется эгоистической целью обеспечения своего благополучия любой ценой и, как правило, за чужой счет, путем неограниченного потребления не возобновляемых природных и биологических ресурсов, ущемления жизненных интересов других людей, – такая цель лишена не только нравственных, но и рациональных экономических оснований. Социально-экономическое развитие не только в своей данности, в процессе и перспективе, но и в своих возможностях определяется духовно-нравственным миропорядком хозяйства. И только от поверхностного взгляда «за корой» хозяйственных нестроений скрыта духовная сущность и принципиально неэкономическая природа всеобъемлющего, самого длительного по продолжительности и остроте общественного кризиса, переживаемого Россией на рубеже ХХ – XXI вв. Действительно, если не быть временщиками и поденщиками, а рассматривать хозяйственную жизнь общества в ее целостности и смысловой полноте, комплексности и взаимосвязи, с позиций духовного само стояния человека, в значительной исторической перспективе, если не быть озабоченным только сиюминутной выгодой – просыпается совесть, нравственным становится экономическое поведение хозяйствующей личности. Человек задумывается о вечности и спасении бессмертной души, а его духовно-нравственное состояние непосредственно проецирует и творит хозяйственно-экономическую реальность с позиций воспринимаемого совершенства и идеала.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/22/...

216 Гуссерль Э. (1859–1938), знаменитый немецкий философ, основатель феноменологической школы, профессор в Геттингене и Фрейбурге. Феноменология – «чистая теория познания», «беспредпосылочная» наука, изучающая и нейтрально описывающая «чистое сознание» в виде «эйдосов», «чистых сущностей» как они есть без всяких привнесенных толкований. 220 Как уже упоминалось, Лосев писал в это время у проф. Н.И. Новосадского работу «О мироощущении Эсхила». Там, в самом начале, устанавливается различие между мировоззрением и мироощущением. 224 «Парсифаль» – опера-мистерия Р. Вагнера (1877–1882 гг.), в основу которой легла поэма средневекового поэта Вольфрама фон Эшенбаха. 225 Лосев приводит стихи Е. Баратынского 1832 г. «На смерть Гете», пропустив 3–4 строки. Приведем их целиком. С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна. 229 В Новочеркасском театре, который так любил Лосев, играли известные актеры, гастролировавшие по России: братья Адельгейм, П. Орленов, В. Комиссаржевская, Вл. Давыдов, Н. Рощин-Инсаров. Особенно известен был антрепренер Н. Н. Синельников, создавший в 90-ых годах в Новочеркасске «Товарищество актеров». Память о пожаре театра в 1914 г. нашла отражение в рассказе Лосева «Театрал», помещенном в нашей книге. 232 Слова: «Я заметил ее интеллигентность» и далее в скобках подчеркнуты красным карандашом следователем Лубянки. Отмечено, наверное, социальное звучание в словах о «серых рабочих». Ср. также подчеркивание записи дневника 1918 г. 233 Сперанский М. Н. (1863–1938) профессор Университета, выдающийся знаток древнерусской литературы, с 1921 г. академик. Розанов В. В. (1856–1919), писатель и мыслитель, «философ жизни», которого неизменно любил Лосев и которого считал гениальным. В библиотеке Лосева сохранились первые издания книг Розанова, и даже с его пометками. А. Ф. был близок с дочерью Розанова Татьяной Васильевной, жившей в Сергиевом Посаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

322–380 (Комментарий). В этом издании тема смерти связывается автором со следующими днями: 2 февраля, 1 марта, 3 апреля, 12 мая, 26 мая, 24 июня, 2 августа, 7 сентября, 10 октября. Укажем некоторые русские источники, связанные с конкретными авторами цитат. Паскаль Б. Мысли: (О религии)/Пер. П. Д. Первова. М., 1899; Мысли о религии/Пер. С. Долгова. М., 1892; Мысли. М., 1994. Марк Аврелий. Размышления императора Марка Аврелия Антонина о том, что важно для самого себя. Тула, 1882. Мысли Канта, выбранные Л. Толстым/Пер. С. А. Порецкого. М., 1906. Избранные мысли Лабрюйера, с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье/Пер. Г. А. Русанова и Л. Н. Толстого. М., 1988. Шопенгауэр А. Соч. М., 1905. Т. 3; Афоризмы житейской мудрости/Ред. Ю. Айхенвальда. М., 1904. Лессинг Г. Э. Соч. В 5 т. СПб., 1882–1883; Собрание сочинений: В 10 т. СПб., 1904. Эмерсон Р. У. О доверии к себе. М., 1900; Высшая душа. М., 1902. Саид-бен-Хамед – вероятно, имеется в виду Саид Ахмад-хан (1817–1898) – индийский общественный деятель, литератор, публицист, основатель движения мусульманского просветительства. Писал на урду. Из дневника Амиеля. 2-е изд. М., 1905. Паркер Т. – американский религиозный писатель, аболиционист. Сюжет «Толстой – Паркер» см. в комментаторской справке: Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений (Юбилейное издание) в 90 т. М., 1935. Т. 85. С. 221–222. Биншток М. Л. Книга мудрости. СПб., 1904. В. В. Розанов Розанов Василий Васильевич (1856–1919) – русский мыслитель, критик, писатель, публицист. Родился в семье чиновника. Учился в симбирской и нижегородской гимназиях, где увлекался чтением Г. Т. Бокля и Д. И. Писарева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Учительствовал в Брянске (1882–1887), в Ельце (1887–1891), в Смоленской губернии (с 1891). В 1888 издает свою речь по поводу 900-летия крещения Руси – «Место христианства в истории». Первая книга – «Легенда о Великом Инквизиторе: Опыт критического комментария», главы из которой печатались в «Русском вестнике» с 1881 г.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Львов Георгий Евгеньевич (1861–1925), князь, крупный землевладелец, земский, государственный и политический деятель. Гласный Тульского губернского земского собрания (1892–1906), председатель Тульской губернской управы (1903–1906), депутат I Государственной думы. Во время Первой мировой войны председатель Земского союза и сопредседатель Земгора. Министр-председатель и министр внутренних дел Временного прав-ва (2.03–7.07.1917). После Октябрьской революции арестован в Тюмени, затем переправлен в Екатеринбург, откуда бежал к Колчаку, в сентябре–октябре 1918 был направлен в США для переговоров с президентом Вильсоном о военной и материально-технической помощи Белому движению, затем в эмиграции (с 1921 член Земско-городского к-та помощи российским гражданам за границей); Львов Лоллий Иванович (1888–1970), историк, поэт, прозаик, критик, публицист. В 1915–1916 магистрант историко-филологического ф-та М.у. Инспектор при Московском областном упр-нии архивным делом (1918–1920). С 1920 в эмиграции, член Центрального Пушкинского К-та в Париже (1935–1937), сотрудник Ин-та по изучению истории и культуры СССР в Мюнхене (с 1945); Лэмпицкий Михаил Михайлович (Михаил-Антон), (1856–1930), депутат IV Государственной думы от Петроковской губ., по национальности – поляк. Сотрудник Горного департамента. Входил в польское Коло (объединение депутатов-поляков от губерний Царства Польского). В период Первой мировой войны находился в Польше (по австрийскому паспорту). При помощи Австро-Венгрии создал Лигу польской государственности, став ее президентом. По постановлению Государственной думы 15.12.1916 лишен звания депутата. После Октябрьской революции вернулся в Польшу, член Государственного совета Царства Польского (1918), после провозглашения независимости Польши – сотрудник Мин-ва промышленности и торговли; Любавская Наталья Валериановна, урожд. Зызыкина, жена М. К. Любавского (с 1871); ЛюбавскийМатвей Кузьмич (1860–1936), историк, магистр (1894), доктор (1900) русской истории, член-корр. РАН (1917), академик АН СССР (1929, исключен в 1931, восстановлен в 1967).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 546. Там же; Памятники и люди... С. 353. Об этом см.: Анохина Е. А., Томашевич О. В. Музей Изящных Искусств в Москве после Октябрьской революции в переписке Б. А. Тураева и Т. Н. Бороздиной (1917–1919 гг.)//Шаги. 2021. T. 7. 4. С. 80–102. И. Г. Франк-Каменецкий в своем обзоре вообще ни разу не упоминает фамилию Викентьева. Подробнее об этом см.: Томашевич О. В., Анохина Е. А. О попытке В. М. Викентьева создать музей-институт нового типа (по архивным материалам)//Scripta Antiqua. 2022. Т. 10. С. 401–449. Памятники и люди... С. 357–358. Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 550. См.: Там же. С. 546. См.: Там же. С. 550. Получить представление об этой бравурной речи можно благодаря отчету самого И. Н. Бороздина (см.: Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 549–550). Почему-то он, в частности, заявил, что не только Б. А. Тураев (1868–1920), но и В. С. Голенищев (1856–1949) не дожил до юбилея «своей славной науки». Доклад ляжет в основу его работы: Франк-Каменецкий И. Г. Как научились читать египетские письмена. М., 1922. Это описание доклада сделано самим И. Г. Франк-Каменецким (Он же. Первый съезд... С. 129–130). Доклад был опубликован позднее в журнале «Новый Восток» (Он же. Гениальное открытие Шампольона//Новый Восток. 1923. 2. С. 456–493). В отчете И. Н. Бороздина есть пункт резолюции, опущенный И. Г. Франк-Каменецким: «Съезд также постановил: “Признать крайне желательным скорейшее издание биографии Б. А. Тураева. Составление ее поручить его ближайшей ученице Т. Н. Бороздиной-Козьминой”» (Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 551). Этой работе не суждено было увидеть свет, но появились другие: Бороздина-Козьмина Т. Н. Посмертные работы акад. Б. А. Тураева//Жизнь. 1922. 3. С. 101–112; Она же. Развитие египтологии в России//Новый Восток. 1923. 3. С. 342–361. Так у И. Г. Франк-Каменецкого (см.: Франк-Каменецкий И. Г. Первый съезд... С. 129). У И. Н. Бороздина опять подробнее: есть еще одна любопытная резолюция: «Заслушав сообщение о новых находках египетских древностей на территории России, съезд признает крайне ценным опубликование общей сводки означенных памятников, а кроме того, сосредоточение таких памятников в центральных музеях» (Бороздин И.

http://bogoslov.ru/article/6194495

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010