Шувалов Петр Иванович (1711–1762), граф (с 1746), государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1761), сенатор. Участник дворцового переворота 1741, командующий дивизией, затем корпусом, конферец-министр, управляющий оружейной и артиллерийской канцеляриями. Фактический руководитель правительства при Елизавете Петровне, автор и инициатор ряда проектов экономических и финансовых преобразований; Шуман Роберт Александер (1810–1856), немецкий композитор; Шурик, см. Богословский Александр Сергеевич; Щеглов Василий Васильевич (1851–1917), заведующий б-кой Зимнего дворца (с 1903); Щегловитов Иван Григорьевич (1861–1918), государственный деятель. Зав. уголовным отделом законодательного отделения департамента Мин-ва юстиции (1890–1893), юрисконсульт Мин-ва юстиции (1893–1894), прокурор Петербургского окружного суда (1894), помощник прокурора Петербургской судебной палаты (с 1895). И. д. директора (с 1900), директор (с 1905) Его департамента Мин-ва юстиции, товарищ министра юстиции (февраль 1906), министр юстиции (апрель 1906–июль 1915), член (с 1907), председатель (1.01–28.02.1917) Государственного совета, сенатор (с 1911). Член (с 1889), секретарь (1892) Юридического об-ва при Петербургском ун-те. После Февральской революции арестован, расстрелян 5.09.1918; Щепкин Вячеслав Николаевич (1863–1920), историк-славист, палеограф, лингвист, историк древнерусского искусства, магистр (1899), доктор славянской филологии (1906), член-корр. Петербургской АН (1913). Помощник хранителя (с 1887), старший хранитель, заведующий созданного им ОР РИМ (с 1912). Приват-доцент (1900–1907), профессор (1907–1920) историко-филологического ф-та М.у. и ФОН МГУ, профессор МВЖК (с 1906). Брат Е.Н. Щепкина; Щепкин Евгений Николаевич (1860–1920), историк, педагог, общественный деятель, магистр всеобщей истории (1903). Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1892–1897), и. д. профессора Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в Нежине (1897–1898), и. д. профессора (1898–1906), профессор историко-филологического ф-та (1898–1906), действ. член (1898) и секретарь (1899–1905) Историко-филологического об-ва Новороссийского ун-та, в 1906 уволен со службы за подписание Выборгского воззвания, в 1917 – 1920 зав. кафедрой всеобщей истории того же ун-та. Профессор частных вузов Одессы (с 1906), член правления (с 1905) и председатель (1908–1910) Одесского об-ва помощи литераторам и ученым. Член (1905–1907) и член ЦК (1906) партии кадетов, депутат I Государственной думы, член партии социалистов-революционеров (1917) и украинской партии левых социалистов–революционеров (фракция боротьбистов, 1918). С 1920 член ВКП(б), зав. отделом вузов Комиссариата (отдела) народного образования при Одесском губисполкоме (1919–1920). Брат В.Н. Щепкина;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Родичев Федор Измаилович (1856–1933), политический деятель, один из основателей и член ЦК партии кадетов, депутат I – IV Государственных дум, комиссар Временного прав-ва по делам Финляндии (март – май 1917). После Октябрьской революции в эмиграции; Рождественский Алексей Андреевич (1869–после 1927), юрист, магистр государственного права (1913). Приват-доцент юридического ф-та М.у., преподаватель Высших женских юридических курсов В. А. Полторацкой в Москве, профессор Ярославского Демидовского юридического лицея (1914–1918) и Ярославского государственного ун-та (1918–1923); Рождественский Дмитрий Васильевич (1864–1926), магистр богословия (1911), протоиерей (1915), епископ (1923, обновленческий), архиепископ (1924). И. д. доцента (1907–1912), профессор (с 1912) МДА. Епископ Лебедянский, затем Псковский (1923), архиепископ Царицынский (1924), Владимирский (1924–1926); Рождественский Николай Викторович (1873–1920), архивист, делопроизводитель МГАМИД, актуарий ОИДР; Рождественский Сергей Васильевич (1868–1934), историк, археограф, архивист, магистр (1897), доктор (1912) русской истории, член-корр. РАН (1920). Преподаватель Педагогических курсов при петербургских женских гимназиях (1896–1897), почетный член Ученого к-та Мин-ва нар. просв. (с 1903), причисленный к Мин-ву нар. просв. (с 1906), инспектор классов и профессор Александровского лицея в Петербурге (1907–1913), секретарь Русского отделения РАО (1902–1909, действ. член с 1895). Преподаватель, затем профессор, ректор (с 1916) Женского педагогического ин-та в Петербурге (1912–1917), приват-доцент (1897–1913), профессор (1913–1918) историко-филологического ф-та Петербургского ун-та. После Октябрьской революции профессор и зав. кафедрой русской истории (1919–1927) ФОН – ямфака Петроградского ун-та (ЛГУ), профессор 1-го и 2-го Высших педагогических ин-тов в Петрограде (Ленинграде), научный сотрудник ГПБ (1924–1927), помощник директора, и. о. директора БАН (1925–1929). В 1929 арестован по «академическому делу», в 1931 отправлен на 5 лет в ссылку в Томск, умер в ссылке. Реабилитирован посмертно (1967);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Таковы общие обстоятельства, определявшие развитие философской ситуации в России революционных лет. Конечно, исход в рассеяние, начавшийся сразу же вслед за большевистским переворотом, уже и в первый период захватил некоторую часть философского и богословского сообщества. Другая, более значительная часть оказалась в рассеянии в ходе перипетий Гражданской войны. В уже цитированном обзоре «Десять лет русской философии (1914–1924)» (мы будем к нему обращаться еще не раз) Б.В.Яковенко дает следующий перечень «философов, добровольно удалившихся из России»: Л.Петражицкий, Ф.Зелинский, В.Зеньковский, Н.Алексеев, Б.Вышеславцев, Л.Шестов, Е.Спекторский, С.Гессен, А.Ященко, Б.Яковенко, Г.Ланц, М.Шварц, В.Сеземан, Д.Чижевский, А.Лазарев, А.Штейнберг, Г.Гурвич, П.Сорокин, Г.Флоровский, А.Койре, И.Степанов, кн. Н.Трубецкой, Г.Ландау, И.Геллер. К этому списку автор присовокупляет: «и др.» ; и в качестве хотя бы основных имен из оставшихся в сем разряде, необходимо назвать Вяч. Иванова, П.Струве, П.Савицкого, Н.Арсеньева, Г.Федотова, В.Н.Ильина, В.Вейдле, Л.Зандера; надо также уточнить, что П.Сорокин был в числе высланных (см. ниже), а не «добровольно удалившихся». Для характеристики ситуации русской философии к началу ее эмигрантского бытия существенен и другой перечень, приводимый Б.Яковенко: «приблизительный перечень умерших за это время философов или мыслителей, имевших близкое отношение к философии: В.Савальский (1873–1915), оставивший фундаментальный труд «Государство как предмет возможного опыта»; Е.Де-Роберти (1843–1915); М.Ковалевский (1850–1916); В.Эрн (1880–1917), оставивший незаконченное исследование о Платоне; М.Каринский (1840–1918); В.Розанов (1856–1919); Д.Викторов (1874–1918); В.Хвостов (ум. в 1918); А.С.Лаппо-Данилевский (ум. в 1918); Н.Дебольский (1842–1918); Г.Плеханов (1858–1918; Я.Озе (1860–1919); кн. Е.Трубецкой (1863–1920); О.Розенберг (1888–1920); Д.Овсянико-Куликовский (1853–1920); Л.Лопатин (1855–1920); Б.Кистяковский (1870–1920), оставивший в рукописи ценный труд, который будет опубликован Украинской Академией в Киеве; Ф.Батюшков (1857–1920); Н.Ланге (ум. в 1920); Д.Болдырев (ум. в 1920); Н.Самсонов (ум. в 1921); П.Кропоткин (ум. в 1921), оставивший незаконченной систему этики; П.Новгородцев (ум. в 1924), оставивший незаконченным второй том «Общественного идеала»» . Неизбежным образом, оба списка весьма неполны, как все попытки описей и подсчетов, делаемые еще по горячим следам событий; но и они вкупе содержат около 50 имен – число, очень внушительное для любого философского сообщества в любую эпоху (тем паче если учесть, что «философы народ штучный»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

574 …В " Илиаде " Чапмена… — драматург Джордж Чапмен прославился также переводами " Илиады " (1611) и " Одиссеи " (1616), в которых видел цель и смысл своей жизни. 575 " Видение о Петре Пахаре " — аллегорическая поэма (1362) Уильяма Ленгленда, написанная аллитерационным нерифмованным стихом. 576 …Ни один человек не может найти такой дружбы с богами… — цитата из " Фиеста " Сенеки, где этот фрагмент С. Ошеровым переведён так: Милости такой не являли боги, Чтоб в грядущем дне был уверен смертный: Наши все дела в постоянном вихре Боги вращают. 577 Робертсон, Джон Макиннон (1856–1933) — английский литературовед, издатель пятитомника " Шекспировский канон " (1922–1932), кроме упомянутого " Введения к изучению шекспировского канона " (1924), автор книг " Монтень и Шекспир " (1897), " Был ли Шекспир автором Тита Андроника? " (1905), " Елизаветинская литература " (1914), " Новый взгляд на современных гуманистов (Карлейль, Милль, Эмерсон, Арнольд, Рескин, Спенсер) " (1927), " История свободной мысли в XIX b. " (1929), " Марло " (1931), предисловия к " " Эссе " Монтеня " (1927). Его книгу " Проблема Гамлета " (1919) Элиот отрецензировал в эссе " Гамлет и его проблема " (1919). 578 " Shakespeare Apocrypha " — сборник " Неканонические пьесы Шекспира " издан шекспироведом Чарльзом Фредериком Бруком (Brooke Ch. F.) в 1908 г. 579 …Как мухам дети в шутку… — У. Шекспир " Король Лир " , IV акт, сц. 1. 580 " Early Tudor drama " — Книга Артура Уильяма Рида " Ранняя тюдоровская драма " вышла в Лондоне в 1926 г. 581 " Елизаветинские переводы трагедий Сенеки " — книга Эвелин Мэри Спиаринг издана в Кембридже в 1912 г. 582 …в упоминавшемся уже издании Александера… — Речь идет о двухтомнике " Поэтические сочинения сэра Уильяма Александера, графа Стерлинга " (1921). См. с. 481. 583 …Шекспир усталый, некий отставник индийской службы, представленный м-ром Литтоном Стрейчи… — Элиот иронизирует: Литтон Стрейчи (1880–1932), известный критик, эссеист из группы " Блумсбери " , антивикторианец, открывший новую эпоху в жанре биографии, построив ее на шокирующей откровенности и " снижении " образов великих, был сыном генерала, служившего в Индии, и создал " свой миф " о Шекспире (в работе " Книги и характеры, французские и английские " , 1922 и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

2547 В конце октября – начале ноября 1924 г. в Праге научная общественность ЧСР и русская эмиграция торжественно отметили 80-летие со дня рождения Η. П. Кондакова. 2548 В период с 12 по 21 апреля 1924 г. Η. П. Кондаков находился в Бухаресте, где принял участие в Первом международном византологическом конгрессе. 2549 Тикканен (Tikkanen) Иоганн Якоб (1857–1930), финский историк искусства, археолог, член Археологической комиссии в Гельсингфорсе, профессор Гельсингфорсского – Хельсинкского университета. См. его письма Η. П. Кондакову: ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 418. 11л. 8 писем на франц, яз. 13 декабря 1903 г. – 9 февраля 1916 г. из Гельсингфорса в Петербург – Петроград. 2550 Пий XI (Ахилл Ратти; 1857–1939), папа римский (1922–1939), доктор богословия, в 1912 г. префект Амброзианской библиотеки в Милане, в 1919 г. нунций в Польше, активно выступал за военную борьбу с Советской Россией и с коммунизмом, поддерживал белую эмиграцию. 2551 Муньос (Munoz, печатался также под псевдонимом Aurifex) Антонио (1884–1960), итальян­ский искусствовед, специалист по романскому искусству, художник, архитектор и дизайнер; доктор архитектуры honoris causa. Ординарный профессор Римского королевского (государственного) университета. В ПФА РАН сохранилось большое количество писем Муньоса к Кондакову из Лондона, Алатри, Неаполя, Рима, Палермо, Террачины, Стамбула и Парижа (Ф. 115. Оп. 4. Д. 288, 22 письма, 16 открыток, 2 визитные карточки, 1 конверт; 16 февраля 1905 г. – 1 мая 1917 г. и без даты). 2553 Кондаков Н. П. Чтения по истории античного быта и культуры: Отдел из курса лекций, прочитанных д-ру А. Масарик с 10 ноября 1924 г. по 3 февраля 1925 г./Предисл. А. Масарик//Seminarium Kondakovianum. Prague, 1931. 32 с. Отд. оттиск из кн.: SK. 1931, Т. 4. С. 3–32 («печатается по запис­кам, составленным С. Н. Кондаковым »). 2554 Толстой, граф Иван Иванович (старший) (1856–1916), археолог, нумизмат, коллекционер монет; почетный член ПАН (1897). Отец филолога-классика акад. И. И. Толстого (младшего). Вице-пре­зидент (1893–1905) и почетный член (1905) Имп. Академии художеств, гофмейстер Имп. Двора. Министр народного просвещения в правительстве С. Ю. Витте (1905–1906). Соавтор и друг Η. П. Кондакова. См. его письма к Η. П. Кондакову: ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 423–426. 267 писем, 8 телеграмм, 1 визитная карточка на русс, и франц. яз. за 7 апреля 1886 г. – 22 марта 1911 г. и без даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58 Н. Страхов, в «Богословском Вестнике» 1913, стр. 772. Страхов, Николай Николаевич (1828–1896) – российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889). В книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества. Статьи о Л. Н. Толстом (в т. ч. о «Войне и мире»); первый биограф Ф. М. Достоевского. 59 Рихард Роте (Rothe), Theolog. Eftik, Bd. 3, Виттенберг, 1845–48, S. 242, 253. Роте (Rothe), Рихард, немецк. протест, богослов теософического и супранатуралистического направления, 1794–1867; был профессором в Гейдельберге. «Theologische Ethik» (2-ое изд. 1869–71); «Zur Dogmatik» (2-ое изд. 1869 и друг.). 69 Клагес (Klages) Людвиг (1870–1956), немецкий психолог и философ-иррационалист. По профессии химик, жил в Мюнхене, где с 1905 вёл семинар по проблемам выражения (с 1919 – в Кильхберге близ Цюриха). Получил широкую известность благодаря своим работам в Области характерологии и графологии, в основе которых лежит его учение о выражении, исходящее из представления о человеке как душевно-телесном единстве (динамика тела – «явление» души, душа – «Смысл» живого тела, выразительные движения – образы «душевных побуждений», эмоциональных импульсов). Учение о выражении истолковывалось К. как род универсальной «космической физиогномики». 73 Герман Лотце, Grundziige der Religionsphilosophie, Leipzig, 1884, S. 45–46. Лотце (Lotze) Рудольф Герман (1817–1881), немецкий философ, врач, естествоиспытатель. Профессор философии в Лейпциге (с 1842), Гёттингене (1844–81) и Берлине (1881). В «Медицинской психологии» (1852) и других специальных трудах по медицине и физиологии отстаивал некоторые положения механистического материализма, критиковал витализм. В философских работах «Микрокосм» (тома 1–3, 1856–64), «Система философии» (1874–79) и других развивал идеи объективного идеализма, близкие к учению о монадах Г. Лейбница. В теории познания и логике Л. ввёл телеологическое понятие «значимости» как специфическую характеристику мыслительного содержания; аналогично этому в этике Л. ввёл понятие «ценности».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

РАНЕР КАРЛ (1904–1984) – немецкий католический богослов, член Общества Иисуса, профессор богословия университета Иннсбрюка и Мюнхенского университета, автор «Богословских изысканий» (Theological Investigations), посвященных проблеме трансцендентности Бога; считал противопоставление «трансцендентного» и «имманентного» искусственным, привнесенным в христианство из внешнего секуляризованного мира. РАСПУТИН (НОВЫХ) ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ ( 1872–1916) – крестьянин Тобольской губернии, фаворит последних Романовых, если доверять большинству опубликованных воспоминаний, псевдоюродивый. РЕНАН (RENAN) ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ (1823/6–1892) – французский писатель, историк религии, филолог-востоковед, автор известной работы «Жизнь Иисуса» (1863) и других книг в серии «История происхождения христианства» (1863–1893) – исследований, написанных в научно-рационалистическом духе. См. критику: Муретов М.Д. Ренан и его «Жизнь Иисуса». СПб., 1907. РОЗАНОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1856–1919) – чуткий религиозный мыслитель и писатель, талантливый публицист, с подлинно религиозным жаром отстаивавший сиюминутное свое жизнечувствие и через его призму объяснявший религиозную картину мира. Р. остро чувствовал необходимость традиции, цельности мировоззрения и быта. Многие его чрезмерно резкие и обостренные оценки провоцировали религиозно-философскую мысль начала XX в. на творческий ответ розановским вполне искренним вопрошаниям. См. статью Р. в настоящем издании, комментарии к ней и особенно: В. В. Розанов : pro et contra. СПб.: РХГИ, 1995. РОСТИСЛАВ (МИХАИЛ) МСТИСЛАВИЧ – киевский князь с 1159 по 1167 г. РОТТЕРДАМСКИЙ ЭРАЗМ (1467–1536) – один из наиболее выдающихся гуманистов эпохи Возрождения, автор «Похвалы глупости» (1509), полемизировавший с Лютером по вопросу о свободе воли и предопределении. РУССО ЖАН ЖАК ( 1712–1778) – французский мыслитель и писатель, один из идеологов французского Просвещения XVIII в. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал клерикализм и религиозную нетерпимость. Его взгляды положили начало современной критике цивилизации, во многом определив дальнейшее развитие социальной философии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вывод отсюда очевиден: бессмысленно винить в отсутствии чувства «общего блага» какую-то одну конкретную группу; все наше российское общество из века в век демонстрировало своеобразное, мягко говоря, понимание власти, как универсальный способ решения собственных проблем. И как бы ни менялись составы правительств и представительных органов различных уровней, но так выходило, что всегда вчерашние «пасомые», садясь во властное кресло, начинали вести точно также, как их ненавидимые и критикуемые предшественники. Осознанно или нет, но мы твердо знаем, что общественной властью пользуются для себя, а вовсе не для народа и Отечества в целом. Власть, если она противостоит «мне» – плоха, если эта власть – «моя», она хороша. Иными словами, власть не любят и чернят до тех пор, пока она не оказалась в «моих» руках. Очень показательно эта двойственность оценок проявилось в постреволюционное время, когда бывшие красноармейцы «из простых» оказались в «креслах». Они искренне были убеждены, что народная власть в том и заключается, чтобы отодвинуть от кормушки «буржуев» и самим пользоваться благами. Для соответствующих примеров можно обратиться к пьесе В.В. Маяковского (1893-1930) «Клоп». Отсюда – наше отношение к государству. Никому в голову не придет мысль о том, что высший политический союз является детищем некоего «общественного договора», как полагали, например, Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и его современники. Для русского человека государство – не система общественных отношений, не особый склад построения общества, а персонифицированный в группу правящей бюрократии левиафан, нечто враждебное ему и во всяком случае – чужое. Государство – это власть, ломающая всех, кто ему не желает починяться, а не союз свободных лиц со своими правами и гарантиями. Потому В.В. Розанов (1856-1919) и утверждал: «Государство ломает кости тому, кто перед ним не сгибается или не встречает его с любовью, как невеста жениха. Государство есть сила. Это – его главное. Поэтому единственная порочность государства – это его слабость. «Слабое государство» – contradiction in adjecto. Поэтому «слабое государство» не есть уже государство, а просто нет . Надо полагать, это – хрестоматийное отношение русского человека к государству; причем – не самое негативное.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

   ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182—1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений (“Похвала добродетели,” “Похвала Богу” и др.). С 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике “Цветочки Святого Франциска Ассизского.”    ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866—1949), русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья (сборник “Кормчие звезды,” 1903, “Cor ardens,” ч. 1—2, 1911). В литературно-философских трудах (в т. ч. в книге “Борозды и межи,” 1916) — религиозно-эстетическая концепция творчества. С 1924 жил в Италии.    ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869—1925), российский историк литературы и общественной мысли. Был близок к неославянофилам, к “русскому религиозному ренессансу.” Участник сборника “Вехи.” В трудах о П. Я. Чаадаеве, о “грибоедовской Москве,” о западниках и славянофилах, об А. С. Пушкине и И. С. Тургеневе ввел в научный обиход ценный материал.    РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856—1919), русский писатель, публицист и философ. Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и “пошлого” (книги “Уединенное,” 1912, “Опавшие листья,” т. 1—2, 1913—15, “Апокалипсис нашего времени,” 1917—18). Религиозно-экзистенциональное умонастроение сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Литературно-критические работы о Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, М. Ю. Лермонтове. Эссеистика: сборники “Библейская поэзия” (1912), “Литературные изгнанники” (1913) и “Апокалипсис нашего времени” (1917—18; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

285 В ходе Эрзурумской операции Кавказская армия (ген. Юденич) 30 января начала штурм Эрзурума, 3 февраля 1916 г. город был взят русскими войсками. 286 «Стакан воды, или Следствия и причины» – пьеса французского драматурга Эжена Скриба (1791–1861). 287 По сообщениям газет, при взятии Эрзурума было захвачено в плен свыше 8 тысяч турок. Однако, значительной части турецких войск удалось уйти. Преследование их Кавказской армией продолжалось до 18 февраля 1916 г., когда линия фронта стабилизировалась в 70–100 км западнее Эрзурума. 288 См.: Зайончковский А. М. Восточная война 1853–1856 гг., в связи с современной ей политической обстановкой. СПб., 1908–1913. Т. 1–2. 290 См.: Сыромятников Б. И. Очерк истории суда в древней и новой России//Судебная реформа. М., 1915. Т. 1. С. 16–180. 291 Имеется в виду Московский литературно-художественный кружок (1898–1920), под председательством В. Я. Брюсова (с 1908 г.). Заседания кружка проходили на Б. Дмитровке, 15 в доме Вострякова. Там же располагался ресторан. 292 Император Николай II, прибывший из Ставки в Царское село 8 февраля 1916 г., посетил Государственную думу 9 февраля, в день открытия ее очередной сессии. На заседании он не был, а присутствовал только на торжественном молебне по случаю взятия Эрзурума и, обменявшись приветственными речами с председателем Думы М. В. Родзянко, отбыл из Таврического дворца. 295 Верден (Верден-сюр-Мёз) – город на северо-востоке Франции, в департаменте Мёз. Во время Первой мировой войны, так называемый, «Верденский выступ», общей протяженностью 112 км, являлся опорой правого крыла французского фронта. В кампанию 1916 г. сражение французских и германских войск под Верденом продолжалось с 8 (21) февраля по 5(18) декабря. В ходе затяжных кровопролитных боев, обе стороны понесли огромные потери: Германия ввела в действие до 50-ти дивизий и потеряла до 600 тысяч человек, Франция противопоставила около 70 дивизий и потеряла 358 тысяч человек. За полгода боев, германские войска смогли вклиниться в оборону всего лишь на глубину 7–10 км. К окончанию Верденской операции 1916 г., французы вышли на рубеж, который они занимали 25 февраля. Под Верденом потерпел крушение германский стратегический план кампании 1916 г. – вывести из войны Францию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010