Надеевская пустынь, урочище. Николо-Надеевская пустынь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Впервые упоминается в 1532 г., когда пустынь разорили казанские татары. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь — Никольский погост. В 1826 г. погост был приписан к Кривоезерской Троицкой обители. Возобновление пустыни начато с 30-е гг. XIX в. прп. Тимоном Надеевским, учеником прп. Серафима Саровского. С 1856 г. — самостоятельная обитель. В 1912 г. монастырь из мужского обращен в женский. Пустынь закрыта в 1919 г., в ней был создан совхоз «Восход». В советское время ансамбль пустыни полностью разрушен. Николаевская-Надеевская пустынь имела два храма: Успенский и Троицкий. Первый был построен в 1837 году, второй в 1868 году к востоку от первого. Успенская церковь, зданием каменная, четвероугольная, одноэтажная, о пяти главах, с трапезою, и во оной приделы на южной стороне святителя Николая и северной - преподобного Макария Унженского чудотворцев; с папертью и колокольнею с двумя верхними пролетами. Троицкий каменный пятиглавый собор построен на месте древнего деревянного Никольского храма. Пустынь уже существовала в середине XVII столетия; в 1724 приписана к Ипатьевскому монастырю; в 1816 году отписана к Троицкой-Кривоезерской пустыни, а в 1856 году восстановлена в правах заштатной обители. С 1825 по 1840 год в Надеевской пустыни подвизался преподобный Тимон, где в 1832 году, по благословению своего духовного наставника преподобного Серафима Саровского, приступил к строительству каменного Успенского храма. Одновременно преподобный ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Пройдя долгий и многотрудный путь земной жизни, преподобный Тимон мирно преставился ко Господу 21 января (ст. ст.) 1840 года; погребение его состоялось в Надеевской пустыни, за алтарем Успенского храма. К началу 20-го века внутреннее и внешнее благосостояние обители пришло в упадок, и в 1912 году она была обращена в женскую. С наступлением скорбных для Церкви событий ХХ столетия Николо-Надеевская пустынь подверглась закрытию и разорению. Однако верующие продолжали приходить на могилу старца Тимона, на выкопанный им Никольский источник. По сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных. Прославление преподобного Тимона, старца Надеевского, в лике местночтимых святых Костромской епархии состоялось 25 декабря 2003 года.

http://sobory.ru/article/?object=24186

Introduction The establishment of the Soviet regime in Russia caused a mass exodus of those opposed to it. Between 1919 and 1922, several hundred thousand Russians had to leave their homeland and seek refuge abroad. Later, smaller groups succeeded in joining them, until the Communists sealed off all escape routes from the territories under their control. The majority of these exiles found asylum in the Balkans, Czechoslovakia, Germany and France. Others settled down in Manchuria, in Shanghai, and in other cities in China. The first emigration included representatives of a variety of nationalities, classes and political convictions. Among them were such well-known church figures and theologians as Metropolitan Antony Kharpovitsky (1864–1936), Metropolitan Evlogy Georgievsky (1868–1946), Metropolitan Anastasy Gribanovsky (1873–1965), Bishop (later Metropolitan) Venjamin Fedchenko (1882–1962), V. Skvortsov (1853–1934), Professor N. Glubokovsky (1863–1937), and Professor A. Dobroklonsky (1856–1937). Their presence considerably helped the organization of the Russian Church abroad. One of the characteristics of the first Russian emigration was the founding of Orthodox parishes everywhere. Despite poverty and uncertainty about their future, the Russians began to organize church services, form choirs, and start parochial schools where the children were taught the catechism, Russian language and history. The desire to unite around the church led to the convening of a sobor (council) in Sremski Karlovtsy in Yugoslavia in the autumn of 1921. Eleven bishops, nearly 100 priests and laymen, representatives from parishes in France, Germany, Belgium, England, Italy, Czechoslovakia and the Balkans gathered there. This meeting revealed two different approaches to the establishment of ecclesiastical life abroad. Some of the members of the council thought that the church was called to assist the restoration of the monarchy in Russia. They issued a declaration in which they encouraged members of the Church to remain faithful to the Romanov dynasty.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В.В. Бычков Глава IV. Василий Розанов. У истоков серьозной игровой парадоксальности Василий Васильевич Розанов (1856–1919) – интереснейшая и по-своему уникальная фигура в русской культуре рубежа 19 – 20-го столетий. Окончив историко-филологический факультет Московского университета в 1882 году, он более 10 лет учительствовал в провинциальных гимназиях, затем служил чиновником в Петербурге, а с 1899 по 1917 год был постоянным сотрудником газеты «Новое время». Именно на этот период (точнее на двадцатилетие – 1898–1918 гг.) и приходится расцвет собственно розановского творчества с его блестящей афористически-эссеистской стилистикой, интимно-исповедальным тоном и его будоражащей общественное сознание тематикой, его собственным взглядом на все. Работа в газете и широчайшие личные интересы позволили ему поддерживать знакомство (личное или через переписку) со множеством людей самого разного уровня – от крупнейших писателей и мыслителей того времени до простых обывателей, крестьян, мещан и священников, что давало ему неисчерпаемый материал для размышлений и писательской деятельности. Больше всего он писал на злобу дня, однако несколько главных тем постоянно занимали его внимание: семья, быт, проблемы пола и рода в России и в ее религиозной культуре; отечественное образование; Церковь и христианство; евреи и их роль в мировой цивилизации, а также в России; литература, место и роль писателя в обществе; религия и культура. А среди них и в связи с ними поднималось множество других тем – в результате творчество Розанова предстает какой-то грандиозной, эссеистски и афористически выраженной, личностно окрашенной философией культуры, русско-православной культуры в первую очередь. Философией имплицитной, импульсивной, квантованной – огромным ворохом «опавших листьев» (удачный термин Розанова для обозначения жанра наиболее оригинальной части своего творчества – сборников разрозненных мыслей, эссе, афоризмов: от «Уединенного» до «Апокалипсиса нашего времени»), многие из которых отличаются удивительной яркостью, красотой и уникальной формой.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Введение Установление Ленинской диктатуры в России вызвало массовый исход за границу противников коммунизма. В течение 1919–1922 годов несколько сот тысяч русских принуждено было покинуть родину и искать убежище за рубежом. Большинство изгнанников нашло свое пристанище или на Балканах, или в Чехии, Германии и Франции. Другие из них попали в Маньчжурию и Китай. Первая эмиграция включала представителей разных национальностей, классов и политических убеждений. Среди этих лиц оказались также некоторые известные церковные деятели и богословы, как например: Митрополит Антоний (Храповицкий) (1864–1936), Митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868–1946), Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873–1965), Епископ, впоследствии Митрополит, Вениамин (Федченков) (1882–1962), В. Скворцов (1853–1934), Проф. Н. Глубоковский (1863–1937), Проф. А. Доброклонский (1856–1937) и другие. Их присутствие помогло организации Русской Церкви за рубежом. Одной из характеристик первой русской эмиграции было повсеместное возникновение православных приходов. Несмотря на материальные лишения и неуверенность в будущем, русские люди стали повсюду устраивать богослужения, создавать церковные хоры и открывать школы для преподавания детям Закона Божьего, русского языка и истории. Желание объединиться вокруг Церкви привело к созыву собора в Сремских Карловцах, в Югославии, осенью 1921 года. На него съехалось одиннадцать епископов, около ста священников и мирян, представителей приходов во Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Англии, Италии, Чехии и на Балканах. Это церковное собрание обнаружило два различных подхода к строительству церковной жизни за рубежом. Одни из его членов считали, что Церковь должна была содействовать восстановлению того государственного строя, который рухнул в феврале 1917 года. Другие же не хотели вовлекать Церковь в политическую борьбу и настаивали на необходимости искать новых путей для оцерковления жизни в непривычных условиях эмиграции. Расхождение между этими двумя направлениями, обнаружившееся на первом Карловацком Соборе, окрасило всю дальнейшую историю Русской Церкви за рубежом. Первое из них возглавлял сначала митрополит Антоний, а после его смерти митрополит Анастасий. Второе сгруппировалось вокруг митрополита Евлогия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) ЕВГЕНИЙ Игнатьевич Выжва (1883 - 1937), игум., прмч. (пам. 7 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВГЕНИЙ Александрович Ивашко (1899-1937), прот., сщмч. (пам. 29 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Алексеевич Попов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Яковлевич Харьков (Бетинский; 1891-1937), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Никанорович Яковлев (1856-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Федорович Дмитриев (Митинский; 1913-1937), мч. (пам. 18 авг., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЯ Петровна Доможирова (1871-1933), мц. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГРАФ Васильевич Еварестов (1858-1919), прот., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) ЕВГРАФ Иванович Плетнёв (1868-1918), прот., сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_12.html

Неофит (Коробов Николай Алексеевич), еп. Ветлужский Родился 15 января 1878 года. Образование получил домашнее. В 1902 году поступил послушником в Валаамский монастырь. В 1906 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1910 году рукоположен во иеромонаха. С 1911 года – эконом Финляндского Архиерейского дома. Был настоятелем Никольской церкви в гор.Ленинграде. С 1919 года – архимандрит-настоятель Борисо-Глебского Ростовского монастыря. В 1921 году зачислен в братство Покровского Угличского монастыря. 25 апр.1927 года хиротонисан во епископа Городецкого, вик. Нижегородской епархии. С 19 июля 1929 года – епископ Ветлужский. С августа 1937 года епархией не управлял. Год смерти неизвестен. Литература: ФМП 38, стр.16. ФПС I, 241, стр.10. ФПС II, стр.6. ФПС IV, стр.5. ФПС V, ФАМ I, стр.15. Списки архиереев 1897–1944 гг. Патриарха Алексия, стр.25, 47. Regel’ son 576 : 1937 Haft. Неофит(Неводчиков Николай Васильевич), архп. Кишиневский и Хотинский Родился в 1819 году в С.-Петербурге. Первоначальное образование получил в Екатеринославской духовной семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1844 по 1850 г. был секретарем при Александре Скарлато-виче Стурдза дипломате, писателе по религиозным вопросам. С I ноября 1850 года – преподаватель Кишиневской семинарии. 18 мая 1856 года рукоположен во священника и определен законоучителем Одесского сиротского дома. С 1861 года – преподаватель Одесской духовной семинарии. С 15 дек.1864 года- инспектор Херсонской духовной семинарии. С 1868 года – законоучитель Одесского коммерческого училища и Одесской 2-й прогимназии. 3 апр.1876 года возведен в сан протоиерея. 17 мая 1860 года пострижен в монашество, а 25 мая возведен в сан архимандрита. 10 авг.1880 года хиротонисан в Одессе во епископа Елисаветградского, вик. Херсонской епархии. С 6 авг.1883 года – епископ Туркестанский и Ташкентский. С 21 ноября 1892 года – архиепископ Кишиневский и Хотинский. 26 янв.1896 года уволен на покой по преклонности лет в Измаильский архиерейский дом Кишиневской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Убийство семьи Кованько 03.05.2008 544 Время на чтение 9 минут Эта трагическая история произошла в феврале 1919 года в дни страшной смуты и крамолы на Полтавщине. С 1917 года по лето 1919 года власть менялась в городе, по воспоминаниям приятеля писателя Короленко доктора О.О.Несвицкого (1856-1942), оставившего нам бесценные дневниковые записи, не менее двенадцати раз. Немцы, петлюровцы, махновцы, красные, белые и т.д. В городе процветали грабежи и насилия. Более других зверствовали, конечно, красные, оставив после своего ухода в июле 1919 года такие страшные следы преступлений, при виде которых вздрогнули даже видавшие виды жители города ( " Ходил я с писателем В.Г.Короленко смотреть на вырытые в саду Билевича на Келинской площади трупы 17 расстрелянных здесь по приговору ЧК. Все трупы без верхней одежды, в одном белье, у всех руки связаны назад веревкой или проволокой, рот заткнут тряпкой. Расстреляны в затылок. Картина ужасная. На осмотре присутствовали прокурор окружного суда Борисов, товарищ прокурора Кравченко, судебный следователь Войцеховский, судебный врач Мариниченков. Уходя из этого сада, мы с Короленко долго не могли прийти в себя от всего виденного. " Какой ужас, какой ужас! " - говорил он всю дорогу. Очень много расстрелянных зарыто за кладбищем в общих могилах. Живущие вблизи кладбища рассказывают с ужасом о производившихся там по приговорам ЧК расстрелах " . O.O.HECBIЦЬKUЙ " ПОЛТАВА У ДHII PEBOЛЮЦII ТА В NEPIOД СМУТИ 1917-1922 рр. " ) Убийствам тогда уже никто не удивлялся, люди быстро привыкают даже к смерти, когда видят её изо дня в день прямо в лицо. Так, в вышеупомянутом дневнике О.О.Несвицкого - бесценном свидетельстве очевидца страшной драмы - идёт лишь горестная констатация фактов, совершенно лишённая каких-либо эмоциональных письменно выраженных переживаний: " 5 января . Возле мельницы Молдавского и на Павленковской площади найдены трупы 4 убитых... 9 января . " Куренем смерти " ночью расстреляно 2 грабителей, бывших с оружием. 16 января ... Ночью в Корпусном саду найдены 2 убитых, ограбленных. Вывешено объявление, что бросивший в казака бомбу, тут же на месте [расстрелян] " и т.д. Исключительно интересны и другие свидетельства дневника Несвицкого, в частности, касающиеся указов большевиков, вошедших в город и установивших там свою власть. Обращу особое внимание на некоторые из них, а также на ряд приводимых фактов:

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/03/...

Розановский ренессанс Василий Васильевич Розанов В последние десять лет в общественных кругах (особенно в патриотических) усилился интерес к такому оригинальному и парадоксальному русскому философу и писателю конца XIX - начала ХХ века как В.В. Розанов (1856-1919). После того как подобное случилось с его старшим современником и другом по переписке, еще одним великим «русским оригиналом» К.Н. Леонтьевым, можно смело говорить о начале возрождения русской философии. Эффект оказался еще более мощным, чем в случае с Леонтьевым, ибо уже в течение последних двух лет из печати вышли три полноценных биографии русского мыслителя (одна из них, биография А.Н. Николюкина, была выпущена даже в серии ЖЗЛ). На протяжении того же времени вышли многочисленные статьи и рецензии, касающиеся определению места В.В. Розанова в русской культуре, а также издается в издательстве «Республика» собрание его сочинений (вышло уже 14 томов). Попыткой разобраться в этом «розановском» ренессансе и послужит данная статья. В данном смысле следует выделить несколько работ и статей о В.В. Розанове, чтобы читателю стал более понятен образ этого «двуликого Януса», а также была бы показана особая, непохожая на обычную для обывателя логику понимания мира русским философом. Итак, прежде всего необходимо особо отметить биографии петербургского исследователя творчества В.В. Розанова В.А. Фатеева и челябинское издание в серии «Биографические ландшафты» Н.Ф. Болдырева, а также статьи В. Аверьянова, дьякона М. Першина и Г. Елисеева. С точки зрения Г. Елисеева, самое интересное в творчестве В.В. Розанова то, что «он не испытывал никакой эволюции своих взглядов». Казалось бы, это высказывание полностью опровергается предыдущими рассуждениями. Однако в случае с Розановым одинаково верно как одно, так и другое утверждение. Действительно, Василий Васильевич словно бы в наследство получил все свои темы в одночасье, в виде духовного озарения и духовного взрыва. Отсюда у Розанова вытекает главное в его творчестве, как вполне обоснованно считает Елисеев: пристальное «внимание к тайне - знак «пророка», того, кто умеет разгадывать многочисленные послания и откровения Бога».

http://pravoslavie.ru/31.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРИЯ Улыбина († 18.08.1919, с. Пуза Ардатовского у. Нижегородской губ., ныне с. Суворово Дивеевского р-на Нижегородской обл.), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в кон. 70-х гг. XIX в. Отличалась смирением и благочестием. С 1916 г. как послушница подвизалась у подвижницы мц. Евдокии Шейковой , жившей в с. Пуза. Вместе с др. послушницами, мученицами Дарией Тимагиной и Марией , добровольно разделила участь своей наставницы Евдокии, приговоренной 16 авг. 1919 г. по доносу об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии к расстрелу командованием карательного отряда. Перед смертью приняла причастие вместе с др. мученицами от свящ. Успенской ц. с. Пуза о. Василия Радугина. Д. прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В 2001 г. мощи Нижегородских мучениц были открыты и ныне почивают в ц. Успения Богородицы с. Суворова. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 93-122; Житие, страдания, подвиги, чудеса святых мучениц Евдокии, Дарии, Дарии, Марии в селе Суворове/Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский мон-рь. [Саранск; Саров], 2001; Курякина Д. Евдокия, Дария, Дария, Мария//Городской курьер: Газ. Саров, 2001. 34, 23 авг.; Святые мученицы пузовские Евдокия, Дария, Дария, Мария. Мурманск, 2002; Акафист св. преподобномц. Евдокии и святым мученицам Дарии, Дарии и Марии. [Мурманск, б. г.]; Проценко П. Г. Мироносицы в эпоху ГУЛАГа. Н. Новг., 2004. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ДАРИЯ Тимагина († 1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ Александровна Шейкова (1856-1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородский святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/171384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ († 18.08.1919, с. Пуза Ардатовского у. Нижегородской губ. (ныне Суворово Дивеевского р-на Нижегородской обл.)), мц. (пам. 5 авг., 23 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из мордовской крестьянской семьи. Была замужем, но ради служения Богу оставила мужа, к-рого очень любила. Никому не открывала своего имени, потому что муж и родные ее долго искали. Странствовала по св. местам. С 1912 г. как послушница подвизалась у старицы мц. Евдокии Шиковой в с. Пуза. Последний год жизни тяжело болела, но не покинула свою наставницу. 18 авг. 1919 г. командование прибывшего в с. Пуза красноармейского отряда приговорило старицу к расстрелу. М. вместе с др. послушницами - мученицами Дарией Тимолиной и Дарией Сиушинской добровольно разделила участь мц. Евдокии. Перед смертью приняла причастие от настоятеля Успенской ц. с. Пуза свящ. Василия Радугина вместе с другими мученицами. Была расстреляна с ними на сельском кладбище и погребена в общей могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В 2001 г. мощи Нижегородских мучениц были открыты и ныне почивают в ц. Успения Пресв. Богородицы с. Суворова. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 93-122; Житие, страдания, подвиги, чудеса святых мучениц Евдокии, Дарии, Дарии, Марии в с. Суворово/Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский мон-рь [Саранск; Саров], 2001; Курякина Д. Евдокия, Дария, Дария, Мария//Городской курьер: Газ. Саров, 2001. 34, 23 авг.; Святые мученицы пузовские Евдокия, Дария, Дария, Мария. Мурманск, 2002; Долганова В. Житие блж. старицы Евдокии//Мироносицы в эпоху ГУЛАГа/Сост.: П. Г. Проценко. Н. Новг., 2004. Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКИЯ Александровна Шейкова (1856-1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородский святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2562108.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010