Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЧИЧ Даничич [серб. Джура (4.04.1825, Нови-Сад - 5.11.1882, Загреб), серб. филолог, лексикограф, переводчик Свящ. Писания, исследователь и издатель древних текстов. Сын свящ. Иоанна Поповича, в 1847 г. изменил фамилию. Основное образование получил в Нови-Саде, Пожони (Братиславе), Пеште. С 1845 г. в Вене под влиянием В. Караджича и Ф. Миклошича стал изучать сербскохорват. язык. Помогал Караджичу в издании Сербского словаря (Српски pjeчhuk. Беч, 1852). С 1856 г. библиотекарь Народной б-ки в Белграде, с янв. 1857 г. секретарь Об-ва сербской словесности. С 1859 г. профессор Белградского лицея (с 1863 Великая школа, буд. Белградский ун-т), преподавал древнесерб. лит-ру. В 1863 г. избран членом-корреспондентом Российской АН. В 1865 г. из-за конфликта с администрацией был уволен и работал почтовым чиновником. С 1866 г. секретарь Югославянской академии в Загребе. С 1873 по 1877 г. профессор Великой школы Белграда на кафедре народного языка. В 1877 г. избран председателем Серб. научного об-ва. Вернулся в Загреб, участвовал в подготовке Словаря хорватского или сербского языка, успел издать только 1-й т. (Rjenik hrvatskog ili srpskog jezika. Zagreb, 1880). Доктор философии С.-Петербургского ун-та (1872). Д. был сторонником языковой реформы Караджича, написал своеобразный ответ противникам реформы (Рат за српски jeзuk и правопис. Будим, 1847). Много исследований посвятил истории, фонетике и грамматике сербскохорват. языка (см., напр.: Мала српска граматика. Беч, 1850). На огромном материале серб. грамот и литературных произведений составил Словарь сербской древней литературы (Pjeчhuk из старина српских. Београд, 1863-1864. Т. 1-3; Graz, 1962r. Београд, 1975р), являющийся наряду со словарями Миклошича и И. И. Срезневского одним из классических сводов средневековой славянской лексикологии. Издал ряд произведений древнесербской и болгарской литературы, напр. Житие св. Саввы Сербского, составленное мон.

http://pravenc.ru/text/171339.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Херсонской и Таврической епархии существовало в 1853-1859 гг. Местом пребывания Херсонско-Таврического архиерея была Одесса - центр Новороссийского и Бессарабского генерал-губернаторства, место активных контактов с греческим православным духовенством. Офиц. центром епархии по закону 1788 г. о соответствии административного и епархиального деления являлся Херсон - главный город Херсонской губ. По результатам доклада от 10 марта 1852 г. чиновника, ревизовавшего Херсонскую губ., Синод принял решение об учреждении викариатства Херсонско-Таврической епархии с тем, чтобы викарный епископ постояно жил в Херсоне. В докладе говорилось: «В Херсонской губернии еще все сословия со времени переселения их из разных мест и в разные времена не успели усвоить себе положительного характера, и как сие особенно выражается в губернском городе, то для твердого и сообразного видам правительства направления постоянное пребывание в Херсоне викарного епископа было бы особенно полезно... Большое число находящихся в Херсоне раскольников только сим способом могло быть отвлечено от своих заблуждений» (НБУВ ИР. Ф. 458. 134. Л. 1-1 об.). В докладе также указывалось на существование католич. епархии и на пребывание епископа и епархиального управления в Херсоне, тогда как правосл. архиерей и консистория находились в Одессе. 13 февр. 1853 г. викарию Херсонско-Таврической епархии было усвоено именование «епископ Одесский», определено иметь местопребывание в Херсоне. 5 июля 1853 г. в Одессе во епископа Одесского был хиротонисан Поликарп (Радкевич). В его ведение перешли приходы вост. части Херсонской губ. Одесскому епископу было положено годовое содержание 2495 р., предполагалось отвести викарной кафедре землю и рыбные ловли. В февр.-дек. 1853 г. еп. Поликарп жил в одесском во имя архангела Михаила женском монастыре , в 1853-1856 гг.- в доме старосты херсонского кафедрального Успенского собора. Настоятель Успенского собора прот. Максим Перепелицын в 1853 г. на свои средства создал в Херсоне в ведении О. в. приют для 50 престарелых и немощных церковно- и священнослужителей и для стольких же сирот, безродных девиц и вдов духовного звания.

http://pravenc.ru/text/2578195.html

Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». 29 июня. ПРАВМИР. Церковь празднует перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002). В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-peren...

протопресвитер Иоанн Янышев (14.04.1826–13.06.1910) Пастырское богословие Письма Слова Сравнительное богословие Статьи Православно-христианское учение о нравственности протопресвитер Иоанн Янышев Богослов, писатель, проповедник, церковно-общественный деятель. Биография Родился в семье диакона, в Калужской губернии. По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии, был в ней бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником в православной церкви в Висбадене. Для ознакомления западных богословов с трудами русских ученых Янышев перевел на немецкий язык и издал в Висбадене, в 1855 г., беседы профессора киевской духовной академии Амфитеатрова : " Об отношении святой церкви к христианам " . В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В это время он написал статью: " Несколько слов о современном состоянии протестантской Германии на основании свидетельств об этом самих протестантов " ( " Христианское Чтение " , 1861, I) и издал в переводе на немецкий язык переписку протоиерея Иосифа Васильева с нантским епископом ( " Erorterung u. s. w. " , Франкфурт-на-Майне, 1861). В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий высоконареченной невесте наследника русского престола, принцессе Дагмаре, ныне вдовствующей Государыне Императрице Марии Федоровне . С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Ему принадлежит первая мысль об основании при академии журнала " Церковный Вестник " . В 1883 г. Янышев был назначен духовником Их Императорского Величества, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии, утвержден Святейшим Синодом в степень доктора богословия. Как профессор нравственного богословия в Санкт-Петербургской духовной академии, Янышев в разработке этой науки отрешился от прежнего схоластического метода, по которому нравственное богословие являлось сборником отрывочных нравственных рецептов, и стал на почву психологического анализа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Путивль. Церковь Николая Чудотворца. Горний Николай; церковь Николая Можайского /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью О втором путивльском храме в честь св. Николая в наше время напоминает лишь название возвышенности на берегу Сейма, западнее Городка – «Никольская горка» (многие путивляне называют эту гору «Ковпачка», по имени С.А.Ковпака, памятник которому был сооружен в 1971 г.). Никольская Можайская церковь, или «Горний Николай» «стояла здесь с незапамятных времен (впервые упоминается в XVI в.) 103]. Возможно, именно на этом месте находился Путивльский Николо-Можаевский женский монастырь. Во всяком случае, трудно себе представить, чтобы путивляне еще в древности не увенчали храмом такое прекрасное и красивое место, каким и ныне, даже после уничтожения храма, является Никольская горка. Церковь была освящена в честь образа св. Николая, прославившегося в подмосковном Можайске («традиция почитания этой иконы восходит к XIV веку» 141]; она изображает Святителя в полный рост, в одной руке он держит меч, а на другой стоит храм), поэтому и называлась церковью «Николы Можайского». На начало ХХ в. здесь стоял уже каменный храм, сменивший более древний, построенный в 1679 г. Проект новой церкви был утвержден еще в 1856 г., а закладка состоялась 22 мая 1859 г. «на счет усердных приношений прихожан старанием купца Феодора Михайлова сына Скоробогатого. По смерти его построена только до половины и по завещанию его окончена строением в 1863 г. старанием и усердием сына, Павла Феодоровича Скоробогатого на счет доброхотных пожертвований путивльских граждан» 784]. Новый храм был построен в неорусском стиле, представлял собой крестообразное в плане сооружение, с полукруглой апсидой. Над входом располагалась стройная двухъярусная колокольня. Завершения купола и колокольни были шатровые, сильно вытянутые вверх, почти стрельчатые. К центральному западному, а также боковым южному и северному входам были пристроены небольшие крытые крылечки оригинальной арочной формы, напоминающие псковско-новгородский стиль. Благодаря своему стройному силуэту, церковь являлась одной из важнейших доминант в панораме города со стороны реки.

http://sobory.ru/article/?object=28318

Пятигорск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы при 84-ом пехотном Ширванском Его Величества полку. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1909. Год утраты:Не установлен. Адрес: Просп. Калинина, точное месторасположение не установлено Координаты: 44.033831, 43.067183 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь 84-го пехотного Ширванского Его Величества полка в честь Успения Божией Матери. Полковой праздник 15 августа. Походная (при полку) церковь ведет свое начало, как видно из церковных архивных дел, с конца XVIII столетия. Церковь эта сопутствовала полку в походах: 1) в сражениях близ Краона в 1814 г., 2) в войнах с Персией и Турцией в 1826-1829 г.г., 3) при покорении Западного Кавказа в 1864 г., 4) в Турецкую войну в 1877-1878 г.г. В конце XVIII и начале XIX столетий походная полковая церковь находилась в г. Кубе (Бакин. губ.). В пятидесятых годах прошлого столетия, во время стоянки полка в уроч. Кусарах, полком был сооружен в означенном урочище каменный храм, в котором и молились Ширванцы до 1895 г. С переходом полка (в 1895 г.) из уроч. Кусаров в сел. Хасав-Юрт полковою церковью до 1910 г. (год передвижения полка в Пятигорск) служил каменный храм, сооруженный в сл. Хасав-Юрте в 1856-1859 г.г. Кабардинским пехотным полком и ныне находящийся в ведении 208-го пехотн. Лорийского полка. В г. Пятигорске под полковую церковь отведено помещение во втором этаже каменной казармы (по Ермоловскому просп.), где в 1909 г. находилась церковь 3-го Кубанского пластунского батальона. Означенное помещение в 1911 г., на изысканные полковым священником средства, было капитально ремонтировано, причем все стены и потолок церкви были окрашены масляною краскою в византийском стиле и в церковь проведено электрическое освещение. Вместить церковь может не более 200 человек. Подле церкви деревянная звонница.

http://sobory.ru/article/?object=40953

Ризница Напрестольных одежд Воздвиженского храма две: одна тяжелой серебряной парчи, обшитая золотым галуном, пожертвована поч. гражд. Торлецким в 1859 году; другая голубого муара, с серебряным шитьем, пожертвована гвардии полковником Василием Сергеевичем Шереметевым в 1860 году. В Успенском храме одежд три перемены серебряной вызолоченой парчи, пожертвованные 1) г.г. Арбузовыми в 1861 году, 2) Марией Кодратьевной Пастуховой в 1891 году и 3) А.И. и Л.В. Шамшиными в 1901 году в память Варвары Яковлевны Лепешкиной. Несравненно более богата церковь облачениями для священнослужителей. Большая часть облачений пожертвована прихожанами в память умерших родственников. Лучшие из облачений (полных для священника и диакона) следующие: А. Золотой парчи: 1) Пожертвованные в 1902 году в память бывшего старосты церковного Виктора Николаевича Пастухова, кованой парчи с разводами, на шелковой подкладке. 2) Пожертвованные наследниками Михаила Петровича Шевелкина в 1856 году. 3) Пожертвованные вдовою тайного советника Ольгою Николаевной Талызиной в 1858 г., тяжелой, с серебряными разводами и шелковыми цветами, парчи, 4) Пожертвованные наследниками стат. совет. Егора Михайловича Скворцова в 1881 году, кованной, с разводами, парчи. 5) Пожертвованные по смерти кавалерственной дамы Екатерины Сергеевны Шереметевой в 1890 году. 6) Облачения золотого глазета, пожертвованные Л.Аф. Баушкиным в 1903 году, В. Серебряной парчи: 7) Пожертвованные в память бывшего старосты церковного Алексея Александровича Скворцова в 1898 году, блестящей, с разводами парчи, на белой шелковой подкладке. 8) Пожертвованные наследниками москов. купца Ивана Петровича Кузнецова, в 1875 году, тяжелой, с золотыми, прошитыми шелком, разводами, парчи. 9) Пожертвованные по смерти москов. купца Николая Ивановича Яковлева в 1889 голу. 10) Пожертвованные по смерти Анны Дмитриевны Музиль, в 1899 году. 11) Пожертвованные в память Сергея Александровича Егорова, в 1902 году. 12) Облачения белого глазета, пожертвованные по смерти Елисаветы Дмитриевны Малевинской в 1899 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Святитель провел в затворе 22 года, за это время написав массу духовных книг 29 июня. ПРАВМИР. Православные христиане вспоминают Феофана Затворника. Он был канонизирован в 1988 году, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения. Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1841 г. он окончил Киевскую Духовную Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель на 22 года уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pere...

Селечня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Приход Покровской церкви упоминается с 1628 года. В 1670-1722 годы упоминается церковь Флора и Лавра (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 96, лист 207). В 1746 году упоминается устройство храма в колокольне при церкви (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 99, лист 120). В 1752 упоминается, что прежде была деревянная церковь во имя Покрова. Метрические книги в церкви с 1781 года. В 1847 году на средства прихожан окончена строительством, начато в 1836 году, церковь с колокольней. Новая церковь также во имя Покрова Богородицы. Тогда же был освящен придел в честь пророка Илии. Южный придел в честь Казанской Божией Матери, был устроен в 1872 году. Северный придел во имя Святого Николая устроен в 1871 году. В 1882-1885 годы устроена каменная ограда. Метрические книги: 1838-1843, 1844-1847, 1848-1849, 1850-1852, 1856-1859, 1860, 1860-1863 годы. В 1900 году земли церковной 66 десятин (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 223, листы 170, 204). Документы о закрытии церкви 1930 года (ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 481, лист 41; ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 467, лист 13). Признана памятником культуры.  Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Строительство церкви было начато в 1836 году и продолжалось до 1847 года (по другим данным до 1854 года). Здание храма каменное, выстроено в стиле классицизма. Церковь построена вместо прежней деревянной, но на новом месте. После открытия каменной деревянная была продана в другое село. Постройка велась на средства прихожан. В 1871 и 1872 гг. церковь была расширена за счет пристройки двух приделов. В 1882 году вокруг храма была возведена каменная ограда. В начале XX века церковь стала отапливаться пневматическим устройством печей. С 1934 года церковные службы прекратились, в 1938 году церковь официально закрыли. В период бездействия завершения купола и колокольни были утрачены, разрушены боковые портики.

http://sobory.ru/article/?object=11708

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Богословие 1850. Аввакумов Ю. П. Сочинение Юрия Крижанича «Беседа о суеверии»: Текст, пер., коммент.//БТ. 1986. Сб. 27. С. 220–256. Публ.: С. 222–245. Памятник XVII в., рукопись находится в Российской государственной библиотеке. 1851. Аввакумов Ю. П. Иллюминованный миссал XV в. в рукописном собрании библиотеки ЛДА//БТ. 1989. Сб. 29. С. 280–283. 1852. Белевцев И., прот., Вениамин (Новик), иером. Отзывы на курсовое сочинение Аввакумова Ю. П. на тему «Юрий Крижанич и его сочинения «О промысле Божием» и «Беседа о суеверии». Из истории взаимоотношений римо-католического и православного богословия»//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 164–167. 1853. Бонавентура. Слово брата Бонавентуры о Царстве Божием/Пер. с лат., предисл, примеч.: К. Клюшников//Страницы. 1996. 4. С. 115–127. 1854. Брандмюллер В. Прощение – путь к миру: «Акт покаяния» папы Иоанна Павла II: (Пер. на рус. язык в сокращении)//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 149–151. 1855. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Догматическое постановление «О Церкви» Второго Ватиканского собора с православной точки зрения//ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 222–238. 1856. Заболотский Н. А. Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция: (Актовая речь в ЛДА 9 окт. 1970 г.)//ВРЗЕПЭ. 1970. 72. С. 266–287. 1857. Михаил (Чуб), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Христологические проблемы в западном богословии: [Библиогр. обзор]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 281–288. 1858. Рашковский Е. [Рец. на кн.:] Лобье П., де. Время конца времен: Эссе на тему христианской эсхатологии/Пер.: А. Г. Крысов, Д. Б. Ключков. Минск: Тетра, 1995. 159 с.//Страницы. 1996. 2. С. 149–150. 1859. Себоюэ Б. Вечен ли ад?/Пер. с фр.: А. Бакулов//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 335–352. Анализ (с позиций катол. богословия) евангельских, святоотеческих и философских суждений об аде. 1860. Суттнер Э. Единство и многообразие согласно II Ватиканскому собору/Пер. с нем.: Е. Б. Смагина//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 199–209. Изложение позиции РКЦ о статусе христианских Церквей и возможностей их соединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010