Хасавюрт. Церковь Андрея Критского при 208-ом пехотном Лорийском полку. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Андрея Критского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1859. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Республика Дагестан, г. Хасавюрт Координаты: 43.246265, 46.590044 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Слобода Хасав-Юрт (ныне г. Хасавюрт) была основана в качестве укрепления в мае мае 1846 г. 80-м пехотным Кабардинским полком князя А.И. Барятинского (Зиссерман А., 1881. С. 7). Позже благодаря отставным служащим Кабардинского полка и их семьям, которых в 1856 г. царское правительство разрешило выписывать и обосновывать на жительство в укреплении, оно разрослось. В 1867 г. военное положение было отменено, вследствие чего военный поселок был реорганизован в слободу. В 1876 г. слобода имела от 250 до 300 дворов жителей. До 1894 г. в ней не было прихода, поэтому ее жители ходили молиться в полковую церковь. В письменных источниках начала XX в. в слободе Хасав-Юрт Терской области значится военная «церковь 208-го пехотного Лорийского полка в честь Преподобного мученика Андрея Критского». Данный храм с 1859 г. (дата постройки) до 1895 г. являлся полковым храмом 80-го пехотного Кабардинского полка; с 1895 до 1910 гг. этот храм принадлежал Ширванскому полку. С уходом Ширванского полка в 1910 г. из Хасав-Юрта храм перешел к Лорийскому полку. Данная полковая церковь возводилась Кабардинским пехотным полком с 1856 по 1859 г. и вмещала до 700 человек (Цитович Г. А., 1913. С. 435, 444). В 1894 г. Кабардинский полк был переведен в другое место, новая воинская часть не сразу прибыла в Хасав-Юрт. И жители слободы, которых было более 1000 человек, остались без священника и церковных служб. Это обстоятельство стало причиной открытия самостоятельного прихода (Распределение хуторов по 8-му благочинному округу. С. 201).

http://sobory.ru/article/?object=41087

Мамырсу (Сергиополь). Церковь Сергия Радонежского. Богословская церковь? /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:приблизительно 1856 - 1859. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Аягозский район, пос. Мамырсу (б. Сергиополь) Координаты: 47.946621, 80.38534 Проезд:Проезд от Усть-Каменогорска или Семея по Алматинской трассе до г. Аягоз и далее в пос. Мамырсу (2 км от Аягоза) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На сегодняшний день, в южной части Восточного Казахстана, только в двух населенных пунктах сохранились памятники православного культового зодчества: Никольский собор в Зайсане и церковь в Сергиополе, название которой, к сожалению, автором до конца не выяснено. Сложность в том, что Сергиополь в большую часть дореволюционного периода входил в состав Семиреченской области, поэтому документы соответствующего периода касательно этого сооружения в архивах Семипалатинска и Усть-Каменогорска отсутствуют. Найденные документы советского времени раскрывают некоторые моменты из позднейшей истории храма, но умалчивают о его наименовании. В отличие от других большинства других городов, на территории современного Казахстана, возникших в дореволюционный период, Сергиополь не производил на современников особо благоприятного впечатления. «…В дневнике за 1856 год Чокан Валиханов записал: «Аягуз (Сергиополь) – маленькая станица, в нем окружной приказ. Из всех станиц киргизской степи Аягуз – самый невзрачный на вид, впрочем, говорят, Кокпекты не лучше. Маленькая крепость, форштадт, где несколько деревянных домов, мечеть в Татарской слободке и землянки. По новому положению, с основанием Семипалатинской области он называется городом»… П.П. Семенов-Тян-Шанский, проезжавший Аягуз в 1856 и 1857 годах, оставил следующее описание: «Во время моего посещения он был таким жалким и ничтожным, каким мне не приходилось видеть ни одного русского города. Построен он был на одном, более низком берегу ничтожной речки, везде переходимой вброд, и состоял из глиняного укрепления с бастионами, которое уже развалилось, и, внутри которого, помещались кое-какие казенные здания (казармы, больница и недостроенная кирпичная церковь).

http://sobory.ru/article/?object=15377

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Б. П. Мансуров. Фотография. Кон. XIX в. Борис Павлович (12.05.1826, Москва - 21.06.1910, Рига), гос. и общественный деятель, историк, один из основоположников идеи рус. присутствия на Св. земле, член-учредитель и член 1-го состава Совета Православного Палестинского об-ва (1882-1883), статс-секретарь (1859), сенатор (1865), член Государственного совета (1872). Его отец, Павел Борисович Мансуров (1794-1881), участник Отечественной войны 1812 г., был «закадычным другом» и адресатом поэтического послания А. С. Пушкина . По окончании Училища правоведения с 1-й золотой медалью (1845) М. был зачислен на службу в канцелярию 1-го департамента Сената. 9 лет прослужил на юридическом поприще в различных департаментах Сената и Мин-ва юстиции. Чиновник особых поручений при Морском мин-ве, сотрудник аппарата генерал-адмирала вел. кн. Константина Николаевича Романова. 16 янв. 1855 г. вел. князь командировал М. в осажденный Севастополь, предоставив ему право делать распоряжения «от своего имени». В период героической обороны города (до нояб. 1855) М. руководил обустройством военно-морских госпиталей и эвакуацией из Крыма раненых моряков. По завершении Крымской войны был привлечен в качестве соавтора и редактора к подготовке нового Морского устава. Согласно Парижскому трактату 1856 г., Россия утратила право иметь военный флот на Чёрном м. Соответственно возникла необходимость сохранить и усилить русское присутствие в Средиземноморье благодаря паломничеству на Св. землю, превратить «инстинктивное, неуправляемое» народное движение в элемент политики, для чего создать соответствующую инфраструктуру в Палестине и обслуживающую ее транспортно-коммуникационную систему на Чёрном и Средиземном морях. Для решения указанных задач 3 авг. 1856 г. в С.-Петербурге было учреждено Русское об-во пароходства и торговли (РОПиТ) с портовой базой в Одессе и конторой в С.-Петербурге. М. являлся одним из идеологов и главных деятелей этого проекта. Командировка на правосл. Восток и в Иерусалим в дек. 1856 - марте 1857 г. стала поворотным моментом в его жизни.

http://pravenc.ru/text/2561858.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич (13.08.1830, с. Рождествено Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 20.05.1869, С.-Петербург), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности. Род. в семье диакона, после смерти отца воспитывался дядей, пономарем. Обучался в Александро-Невском ДУ, Петропавловском ДУ, в 1851 г. окончил СПбДС, в 1855 г.- СПбДА (со степенью магистра богословия), был однокурсником прав. Иоанна Кронштадтского . С 16 нояб. 1855 по 26 нояб. 1856 г. Г. преподавал словесность и библиологию в СПбДС. 26 мая 1856 г. был рукоположен во иерея, служил 3-м священником в ц. Рождества Христова на Песках в С.-Петербурге. С 25 янв. 1856 г. принимал участие в работе С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, в 1859-1866 гг. был его секретарем. Составил новую программу для сбора сведений о мон-рях и приходах, разбирал в консистории архивные дела 1724-1778 гг., готовил описание церквей Царскосельского у. Трудами Г. было начато издание «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1869-1885). В 1861 г. избран членом имп. Археологического об-ва. Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Г. занимался организацией церковной благотворительности. Создал при своем приходе общину «служительниц милосердия» для ухода за немощными, пытался возродить древний институт диаконисс. В 1860-1863 гг. Г. по просьбе вел. кнг. Елены Павловны возглавлял основанную ею во время Крымской войны Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Составил устав общины, в к-ром развил идею о жен. церковном служении путем «деловой молитвы», т. е. помощи страждущим без отречения от мира. Разработал строгую иерархичность общины, во главе к-рой стоял сам в качестве «пресвитера диаконисс» и духовника. 7 апр. 1863 г. при ц. Рождества Христова на Песках открыл Христорождественское братство.

http://pravenc.ru/text/168313.html

Воронеж. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшей Первой мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1860. Обустроена в здании постройки 1856-1859 гг. Архитектор:А.А. Тон Адрес: Россия, г.Воронеж, проспект Революции, д. 19 Координаты: 51.676076, 39.213419 Проезд:от Центрального Автовокзала автобусами до остановки Петровский сквер: 90, 79, 9кс, 9ка, 41. От жд Вокзала Воронеж-1 в пешей доступности (10 минут) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На той же Большой Дворянской стояло здание Первой мужской гимназии, построенное в 1856-1859 годах по проекту харьковского архитектора Андрея Андреевича Тона. Сейчас это старый корпус технологического института (Большая Дворянская, 17). В западном крыле верхнего этажа находилась гимназическая церковь во имя чудотворца Николая Мирликийского. Своим появлением она обязана почетному попечителю учебного заведения Николаю Михайловичу Корсуну (1802-1868) и освящена архиепископом Иосифом (Богословским) 18 сентября 1860 года. Помещение высотой 4,5 метра, ориентированное на северо-восток, имело размеры 24 на 10 аршин (17 на 7 метров). При необходимости оно использовалось как зала для торжественных собраний. Стены были отделаны под мрамор. Часть икон двухъярусного иконостаса отличалась «художественной живописью и изяществом украшающих серебряно-вызолоченных риз». Облачения были изготовлены на средства старост И.М. Клочкова и М.А. Воищева (1833-1903). Настоятель церкви одновременно был и преподавателем Закона Божия в гимназии. В 1878-1887 годах в гимназии трудился Василий Петрович Борисоглебский (1849-1911), впоследствии ректор духовной семинарии. Около двадцати лет прослужил в этих должностях Иоанн Михайлович Васильев. В 1911 году тут служили священник Лаврентий Добромыслов (с 1906 года) и псаломщик Михаил Викулин (с 1907 года), старостой был купец Антон Семенов; в канун революции здесь обретался священник Иоанн Федоров. Представление о содержании религиозного образования в гимназии дает в своих воспоминаниях А.Н. Афанасьев (1826-1871), известный собиратель русских народных сказок. Надобно заметить, что его пребывание в воронежской гимназии относится к 1837-1844 годам, когда она находилась в другом здании на Большой Девиченской, но за эти десятилетия перемены мало коснулись преподавания основ Священного Писания.

http://sobory.ru/article/?object=32995

Дор. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1796 и 1859. Адрес: Россия, Костромская область, Буйский район, с. Дор Координаты: 58.387617, 41.206317 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Богоявления Господня Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Храмовый комплекс Покровской на р. Удгоде церкви состоит из двух церквей. Богоявленская зимняя церковь была построена в 1796 г. В церкви был престол во имя Богоявления Господня, в приделах престолы во имя Успения Божьей Матери и Святителя Христова и Чудотворца Николая. Покровская церковь летняя была построена в 1859 г. В церкви престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделах престолы во имя Святого Апостола и Евангелиста Матфея и святых мучеников Флора и Лавра и святой мученицы Александры. В 1820 г. была заложена колокольня при Богоявленском церкви. Храмовой иконой была икона Покрова Богородицы греческого письма, " написанная по обещанию поручика Степана Степановича Жадовского 1702 году февраля 15 " . Обе церкви и колокольня были построены на средства прихожан. Руководили строительством колокольни титулярный советник Корсаков Матвей Иванович и его сын декабрист Корсаков Михаил Матвеевич из ус. Ивановское церковного прихода. Церковь состояла по штату 1856 г. по четвертому классу. Причта при ней было положено: два священника, дьячок и пономарь. В середине XIX в. в приход церкви входило 30 населенных пунктов, в которых в 1856 г. проживало 2118 человек. В 1858 г. в Богоявленском храме венчался будущий адмирал, герой Синопа и обороны Севастополя П.А. Перелешин с дочерью декабриста М.М. Корсакова Александрой. На кладбище у церкви сохранились надгробные памятники дворян Корсаковых, Шкот, Полозовых, Канищевых, Перелешиных. Богослужения в Покровском храме не прекращались за всю его историю. Богоявленский храм был осквернен в нач. 50-х годов ХХ в. Сегодня в нем находится зернодробилка местного сельхозпредприятия.

http://sobory.ru/article/?object=10924

Содержание 20 июня 1857 10 августа 1857 21 ноября 1860 25 декабря 1856. Рождество Христово Двадцать пятое декабря Ранняя обедня 31 декабря 1860. Новый год 1 января 1861 31 декабря 5 января 1857. Крещение Иоанново 6 января 1861. Богоявление 6 января 1859. Се Агнец Божий 2 февраля 1861 5 апреля 1859. Вербная Суббота 11 апреля 1864. Вербная Суббота 30 марта 1863. Великая Суббота Литургия Великой Субботы 22 апреля 1861. Светлая ночь Воскресения 12 апреля 1859 Июнь 1861. Вознесение Господне Троицын день Вечер субботний     Принадлежит к ранним работам К. П. Победоносцева . В письме к С. А. Рачинскому от 13 марта 1893 г. К. П. Победоносцев писал о подготовке первого издания «Праздников Господних» следующее: «Она выйдет на Страстной,– конечно без моего имени. Тогда пришлю чистый экземпляр. Ио теперь – к Святой – хочется сообщить вам эти листочки. Думаю, что они вам понравятся. Завтра посылаю их под заказной бандеролью. Все это tempi Passati, 1 из Хлебного переулка, 2 под сенью Симеона Столпника» 3 . 4 Блажени людие ведущие воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут. ( Пс. 88:16 ) ПРАЗДНИК! Святое слово. Когда Бог осудил падшего человека возделывать землю, обремененную проклятием греха, и в поте лица своего есть хлеб свой, Он изрек человеку заповедь – праздновать субботу: «день же седьмой – суббота Господу Богу твоему». 5 Это не значит только: один день отдыхай, человек, от трудов своих. Нет, это значит много более: неделю работал ты, человек, в заботе о земном приникая лицом к земле, твоей питательнице,– но в седьмой день воздвигни лицо твое от земли, обрати взоры свои к небу, к Богу Создателю твоему, и воспари к Нему благодарною душою. И тогда – оставь гнетущие тебя заботы; упразднись и от богатства и чести, и от нищеты и бесчестия, и обратись к источнику жизни бессмертной – туда, где нет нужды, болезни, зла и неправды. Это вековечный завет Божий человеку. Святая Церковь наша крепко хранит его, и все верные дети ее, все любящие Церковь , хранят его крепко и верно и любовно, потому что не могут не любить праздники, посвященные воспоминанию великих событий в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

архим. Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева Скачать epub pdf Епископ Нижегородский и Арзамасский Модест (впоследствии архиепископ Волынский и Житомирский) родился 17 декабря 1823 года в селе Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии, в семье священника Константина Стрельбицкого. При крещении наречен Даниилом. С 1841 по 1848 год обучался в Каменец-Подольской духовной семинарии. 17 декабря 1848 года принял постриг под именем Модест в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. В 1849 году был учителем певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедником в тюремном замке. В том же 1849 году, 30 января, рукоположен в иеродиакона, а 2 февраля в иеромонаха. С 1849 по 1853 год обучался в Киевской духовной академии, окончил полный курс наук с причислением к 1-му разряду воспитанников академии. 24 мая 1854 года определением Святейшего Синода назначен смотрителем Слуцкого духовного училища и 24 июля зачислен в число братии Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, был проповедником. В апреле 1855 года определен учителем Слуцкого духовного училища. 25 декабря того же года награжден набедренником. В 1856 году удостоен благословения Святейшего Синода за пожертвование книг в библиотеку Киевской духовной академии. 25 декабря 1856 года Модест (Стрельбицкий) возведен в сан игумена. Назначен членом Слуцкого Свято-Троицкого монастыря и надзирателем за церковью и монашествующими. 31 марта 1859 года определением Святейшего Синода присвоена ему степень магистра. Заслужил признательность епархиального начальства – «за благочестивую и скромную жизнь, примерное усердие к Богослужению, неусыпный надзор за поведением монашествующих и за похвальное проповедание Слова Божия». 15 ноября 1858 года переведен ректором и учителем в Киево-Подольское духовное училище. 14 декабря 1860 года назначен инспектором и профессором в Минскую духовную семинарию, где также был членом комитета по постройке зданий семинарии. 3 апреля 1862 года Модест (Стрельбицкий) возведен в сан архимандрита. В 1863 году, по ходатайству Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского, Святейшим Синодом определен на должность инспектора и профессора Литовской духовной семинарии. Дважды (1863, 1864) назначался членом Ревизионного комитета по освидетельствованию работ Свято-Духовского монастыря. С 1863 по 1865 год был в должности библиотекаря Литовской семинарии. 6 октября 1865 года архимандриту Модесту объявлено благословение митрополита Литовского Иосифа и признательность епархиального начальства за пожертвование 415 экземпляров его собственного сочинения «О церковном Октоихе» в церкви и монастыри Литовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Думчево. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1904. Год утраты:2004 (сгорела) Адрес: Россия, Алтайский край, Залесовский район, с. Думчево, храм имел адрес: ул. Советская, д. 37. Территория, где стоял храм, обнесена деревянной оградой (забором). На территории церкви (к юго-востоку от храма) установлен деревянный крест на месте захоронения священников. Координаты: 53.95541, 84.29323 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Думчево - село в Залесовском районе Алтайского края. Было основано в 1729 г. Первая деревянная одно престольная церковь во имя Св. и Чуд. Николая была построена в 1856 г. В 1859 г. в с. Думчиво (Кормино) был 51 двор, проживало 135 мужского пола и 171 женского пола. Функционировали православная церковь и перевоз через реку Чумыш. В 1886 в с. Думчевском в церкви служил священник С.И. Кондаков и два псаломщика М.М. Конусов и И.А. Данилов, первый получал 350 пуд. Руги, остальные по 125 пудов. У церкви было 90 д. пахотной земли и 9 д. сенокосной. Число прихожан в церкви было 2474 человек, из них 1174 мужского пола и 1300 женского пола. По данным справочной книги по Томской Епархии за 1898/1899 г.г. следовало, что церковь, построенная в 1856 г., имела земли пахотной и сенокосной 99 десятин. Причт по штату полагался священник и псаломщик. Священником служил И.А. Данилов, 46 лет и псаломщиком - М.М. Конусов, 58 лет. Содержание - от прихожан получали руги 600 пудов, готовое помещение и доходы от треб. Прихожан было 1472 человек мужского пола, 1591 женского пола, в том числе 108 раскольников обоего пола. В приходе было 4 школы грамоты, в том числе одна в с. Думчевском, в них обучалось в 1898 г. 50 мальчиков и 9 девочек, содержались, за исключением первой, на волостные суммы (Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. - Томск : Типография Епархиального братства, 1900).

http://sobory.ru/article/?object=51862

Константин Бродский , до июня 1752; после в Покровском. Против последних двух архимандритов помечено: «поверить». ? Варлаам Андриевский в 1756 перев. из Колязина; † 11 янв. 1763. Матфей Млодзинский , 1763–66, в июле перев. в Святогорский Изюмский. 301 Феофан Федоровский , в 1766–70, перев. в Святогорский мнтрь. Наркисс Квитка в 1770 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1788 – в Голутвин. Василий , 1788–93. (Адрес-Календарь) В 1788 мнтрь закрыт, а в 1796 восстановлен заштатным. Строит. Константин , 1796. Игум Иларион , 1797–1806. Строит. Феодосий , 1806–17. – Афанасий , 1818. Игум. Адриан . По возведении во 2-й класс: Архимандриты Иоанн Оболенский с 1836 до июля 1842, перев. в ректоры Казанской академии. Филофей Успенский , в 1842 до сент., перемещён в ректоры Вифанской семинарии. 302 Агафангел Соловьев , 1842–45; до сент. Парфений Попов , 1845–48, 22 апр. Израиль , в апр. 1848, в июне 1851. Венедикт 1851 перев. из Тобольского Знаменского, а в 1856 – в Новгород-Северский Спасский. Герасим , 1856–60. Агапит , 1861–63. Вениамин , 1864–66. Герман , 1869. 3 Хорошевский Вознесенский, девичий, от Харькова 15 вёрст, основан в исх. XVII века; в 1741–1749 был приписным к Куряжскому; ныне второклассный. [VI, 604.] Игуменьи Александра , основательница, в исх. XVII века. Тавифа , грам. 23 февр. 1700. Таисия … Викентия , 1733–36. Афанасий Ковалевская , 1741–48; на покое в 1758. Феофания Кветкина определена 5 окт. 1748; упом. 1754. Мария Гамалеева … (В 1758 бывшая). Елисавета Дуниных , 1758–60. Марфа Авксентьева , 1764–77; после на покое. Тавифа Сошальская , в 1777–98. Феофания Ковалевская , в 1798–1812; † … Евпраксия Томашенкова , в 1812–1827; † … Анатолия Веревкина , в 1827–49, † в авг. Анатолия , в 1849 и 50, отказалась. Антонина Чубарова определена 27 дек. 1850; до 1859. Измарагда , 1860–69. 4 Святогорский Успенский, от города Изюма в 30 верстах, основан в начале XVII века; в 1788 г. закрыт. [IV, 290; VI, 66.] В 1842 г. возобновлён; ныне общежительная пустынь. Строит. Симеон , 1624.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010