Провозглашаемые К. гносеологические и методологические принципы были восприняты современниками как манифест неосхоластики. В бытность К. профессором Боннского ун-та они стали причиной острого конфликта с А. Гюнтером и его последователями (в частности, с И. Б. Бальцером ): в течение 1853 г. К. опубликовал неск. сочинений с критикой богословской системы Гюнтера и демонстрацией отклонений от католич. учения. Критические высказывания К. повлияли на мнение папы Римского Пия IX и легли в основу бреве «Eximiam tuam», осудившего в 1857 г. «гюнтерианство». Соч.: De philosophia Anaxagorae Clazomenii. B., 1839; Der heilige Rock zu Trier und die protestantische Kritik: Zur Würdigung der Schrift: «Der heilige Rock zu Trier und die zwanzig andern heiligen ungenähten Röcke: Eine historische Untersuchung» von Dr. J. Gildemeister und Dr. H. von Sybel. Coblenz, 1845; Giordano Bruno und Nicolaus von Cusa: Eine philosophische Abhandlung. Bonn, 1847. Bristol, 20002; Die Abweichung der Günther " schen Spekulation von der katholischen Kirchenlehre bewiesen durch den Herrn Domcapitular und Prof. Dr. Baltzer in seiner Schrift: «Neue theologische Briefe an Dr. Anton Günther: Ein Gericht für seine Ankläger»: Eine Replik. Köln, 1853; Die speculative Theologie A. Günther " s und die katholische Kirchenlehre. Köln, 1853; Offene Darlegung des Widerspruchs der Günther " schen Speculation mit der katholischen Kirchenlehre durch Herrn Prof. Dr. Knodt in seiner Schrift: «Günther und Clemens»: Eine Replik. Köln, 1853; De scholasticorum sententia philosophiam esse theologiae ancillam commentatio. Monasterii Westphalorum, 1856; Die Wahrheit in dem von Herrn Prof. Dr. I. von Kuhn in Tübingen angeregten Streite über Philosophie und Theologie. Münster, 1860. Лит.: Knodt P. Günther und Clemens: Offene Briefe. W., 1853-1854. 3 Bde; Christliche Philosophie im katholischen Denken des 19. und 20. Jh./Hrsg. E. Coreth, W. M. Heidl, G. Pfligersdorffer. Graz; W.; Köln, 1988. Bd. 2: Rückgriff auf scholastisches Erbe. S. 134-139; Piolanti A. Un pioniere della filosofia cristiana della metà dell " Ottocento: Franz Jakob Clemens ( 1862). Vat., 1988; Blum P. R. Franz Jakob Clemens e la lettura ultramontanistica di Bruno//Brunus redivivus: Momenti della fortuna di Giordano Bruno nel XIX sec./A cura di E. Canone. Pisa; R., 1998. P. 67-103; idem. Philosophenphilosophie und Schulphilosophie: Typen des Philosophierens in der Neuzeit. Stuttg., 1999. S. 235-253; Peitz D. Clemens//BBKL. Bd. 24. Sp. 484-487.

http://pravenc.ru/text/1841285.html

Здесь явно смешивается внутреннее и внешнее призвание. Перечислением желательных личных качеств пастыря дома, в гражданском обществе, пред властями церковными и светскими, среди причта своей церкви и прихожан система архимандрита Антония заканчивается. Ей недостает учения о самом служении пастырском. Для настоящего времени она окончательно устарела. " Пастырское богословие " (1-е изд.: СПб., 1853) архимандрита Кирилла (Наумова) состоит из трех частей: 1) общего учения о священстве, 2) изображения пастырских свойств и обязанностей и 3) наставления о прохождении пастырского служения. Самая оригинальная, третья, часть книги решает вопрос о программе и методе учительства пастырей общественного и частного, о правилах общения с лицами преступными, скорбящими и заблуждающимися в истинах веры, об Исповеди и духовничестве. Сочинение архимандрита Кирилла, формально стройное и отчетливое, неверно определяет науку Пастырского богословия как только " изложение нравственных обязанностей пастыря " [ 2 ], не упоминая об исполнении их. Архимандрит Паисий (Пылаев), инспектор Казанской Духовной Академии в 1853–1854 гг., оставил науке два рукописных пасторологиче-ских труда: 1) " Заметки по Пастырскому богословию " , где говорится главным образом о пастыр-ском учительстве и духовничестве применительно к человеческим возрастам, состояниям веры, здоровья и в минуты смертной агонии человека, и 2) " О средствах против разного рода грешников и грехов " . В этом сочинении намечаются меры парализования грехов и приемы воздействия на грешников, в конкретной личности каждого из них. Речь автора не блестящая, но ясная и отчетливая в изложении материала. К сожалению, лекции архимандрита Паисия общего плана не имеют и не систематизированы. Преемником архимандрита Паисия по кафедре Пастырского богословия в Казанской Духовной Академии был профессор священник М.М. Зефиров, создавший план науки в следующих чертах: сказав об истории пастырского служения в Ветхом и Новом Заветах, об его трудности, Зефиров делит науку на три части.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1022...

Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики России накануне Крымской войны. Часть 1 Крымская война. Инкерманская битва Минуло без малого сто пятьдесят лет после Крымской войны (1853–1856), унесшей жизни свыше 522 тыс. русских, 400 тыс. турок, 95 тыс. французов и 22 тыс. британцев [ 1 ]. С тех пор в русской, советской и зарубежной историографии написано немало трудов на эту тему. По своим грандиозным масштабам – ширине театра военных действий и количеству мобилизованных войск – эта война была вполне сопоставима с мировой. Обороняясь на нескольких фронтах – в Крыму, в Грузии, на Кавказе, Свеаборге, Кронштадте, на Соловках и Петропавловск-Камчатстком – Россия выступала в этой войне в одиночку. Ей противостояла международная коалиция в составе Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии, которая нанесла нашей стране сокрушительное поражение. Зарубежная историография всегда пыталась изображать Россию как агрессора и зачинщика Крымской войны, а западные державы в роли справедливых защитников ослабевшей Османской империи. Вместе с тем западные историки предпочитают особо не акцентировать внимание на том, что в очередном русско-турецком конфликте именно Турция (октябрь 1853 г.), потом Франция, Великобритания (март 1854 г.) и примкнувшая к ним Сардиния (январь 1855 г.) первыми объявили войну России. Огромная роль в раздувании мифа о нарушении прав католического духовенства в Иерусалиме и искусственном нагнетании религиозного ажиотажа вокруг христианских святынь Палестины принадлежала католическо-протестантской пропаганде в Европе. В результате поднятой шумихи в 1850 г. западноевропейская общественность живо обсуждала эту тему, сочувствуя «бедным латинским монахам», якобы ущемленным в правах на Святые места, «узурпированные» греческими (т. е. православными – М. Я.) священниками. В отечественной историографии XIX и XX вв. темой Крымской войны предметно занимались К. М. Базили [ 2 ], А. Г. Жомини (2-я половина XIX в.), А. М. Зайончковский (начало XX в.), Е.

http://pravoslavie.ru/5223.html

Академическая конференция поручила рассмотрение лекций инспектору академии о. Сергию, который занимал кафедру нравственного богословия и который в своё время составлял по поручению начальства самую программу для преподавания нравственного богословия в высших учебных заведениях ведомства Министерства Народного Просвещения 107 . Отец Сергий в начале марта 1853 года представил в конференцию свои замечания на лекции протоиерея Троицкого, и конференция, признавая эти замечания «основательными», представила их в подлиннике графу Протасову при бумаге от 4 марта 1853 года «с таким присовокуплением, что при всём уважении к отзыву о помянутых лекциях преосвященнейшего Ярославского конференция находит, что лекции сии без исправления не могут быть употреблены в руководство к изучению нравственного богословия в Ярославском лицее» 108 . По второму делу граф Протасов отношением от 25 октября 1854 года 11756 из Духовно-Учебного Управления предлагал конференции Московской духовной академии следующее: «Конференция С.-Петербургской духовной академии вошла ко мне с представлением о принятии сокращённого Пастырского Богословия 109 архимандрита Кирилла в классическое употребление для духовных семинарий. Означенное представление, равно как и самое сочинение архимандрита Кирилла на основании состоявшегося 11-го текущего октября постановления Св. Синода препровождаю при сём в конференцию Московской духовной академии с тем, чтобы по рассмотрении сего сочинения представлено было заключение о том, может ли оно быть введено в употребление в духовных семинариях в виде учебника» 110 . Конференция Московской духовной академии поручила рассмотрение означенного сочинения опять о. Сергию, который мог представить свой отзыв по делу уже после смерти графа Протасова († 16 января 1855 г.), именно 23 января следующего 1855 г., причём доносил конференции, «что книга сия ( т. е. сокращённое Богословие Пастырское архимандрита Кирилла) вообще может соответствовать означенной цели (т. е. чтобы быть введённою в качестве учебника в семинариях).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Определение это состоялось в октябре 1853 года, а в июне следующего года Григорий уже донес Синоду, что возложенное на него поручение им выполнено. Таким образом год поступления Ивана Федоровича Нильского в академию .был годом особенного подъема духа на борьбу с расколом: в академическое преподавание был введен новый предмет, а вместе с тем был на лицо и живой пример противораскольнического деятеля – в лице преосвященного Григория, на лекциях которого можно было поучиться, как вести дело вразумления раскольников. Постоянным преподавателем учения о расколе здесь продолжал оставаться вышеназванный иеромонах Никанор Бровкович . От 1853–1854 учебного года сохранилось «обозрение» преподанного им студентам академии по предмету учения о русском расколе. Из этого «обозрения» мы видим, что профессор уже вошел в свой предмет значительно, – дело поставлено здесь уже более осмысленно, чем в рассмотренном нами конспекте 1851–1852 учебного года. Так, все «обозрение» разделяется здесь на два отдела: а) историю раскола и б) историю раскольнических верований, и состоит из 15 §§-в. Таким образом, уже одно подразделение «обозрения» достаточно показывает, что постановка делу дана была вполне целесообразно. Сохранился от этого времени и самый текст лекций Бровковича в печатном труде его, изданном книгопродавцем Кожанчиковым в 1861 году под заглавием «Описание некоторых сочинений, писанных русскими раскольниками». Содержание этой книги представляет именно один из отделов новой академической программы учения о расколе. В предисловии к труду «сочинитель» его говорит, что данные записки, по требованию обстоятельств, писались наскоро, неокрепшею рукою наставника в одном из учебных заведений, для чтения в аудитории, при чем признает, что сочинение страдает недостатками, – « неровностью изложения» и «промахами в соображениях». Печатает же этот свой труд «сочинитель» потому, что «материал, о котором тут речь идет, может быть нужен для исследователей раскола». Книга разделяется на две части и содержит: а) описание сочинений исторических и б) описание сочинений вероучительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Г. принимал активное участие в спорах о возможности принимать иерарха от греч. Церкви, развернувшихся среди тур. некрасовцев в мае 1846 г. и особенно обострившихся в 1-й пол. 1847 г. «Иосиф Семенов» указан среди некрасовцев, 23 июля 1847 г. подписавших прошение к митр. Амвросию о рукоположении для них епископа ( Субботин. История. Вып. 2. С. 77). В нояб. 1847 г. несогласные с принятием белокриницкого священства некрасовцы из селений Сарикёй и Слава подали властям донос, в к-ром утверждали, что жители с. Журиловка и Г. «присоединились к грекам» и могут быть опасными для тур. правительства. В результате были заключены в тюрьму рукоположенные митр. Амвросием для задунайских некрасовцев духовные лица (еп. Аркадий (Дорофеев) , иером. Евфросин и диак. Иаков) и неск. мирян, в т. ч. Г., незадолго до этого переселившийся в Журиловку. Через 7 месяцев благодаря хлопотам Чайковского Г. вышел из тюрьмы, дав подписку властям, что не будет более «заниматься» священством из России, «Неметчины», «Молдовии», но будет «обходиться своими епископы». Г. поселился в Стамбуле. Султан Меджид приглашал его для обсуждения русско-тур. дел, есть известия, что Г. виделся с кн. А. С. Меншиковым, прибывшим в 1853 г. в Стамбул для переговоров; из Франции к Г. приезжали А. Мицкевич и кн. В. Чарторыйский. Во время русско-тур. войны 1853-1856 гг. Г. помогал Чайковскому в формировании отряда султанских казаков. 23 апр. 1854 г., после того как рус. войска заняли Добруджу, ген. А. К. Ушаков арестовал старообрядческих епископов Аркадия (Дорофеева) и Алимпия (Вепринцева) и свящ. Феодора, к-рые вскоре были заточены в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре. Ранее, 1 янв., по ходатайству Г. епископы Аркадий и Алимпий хиротонисали во «епископа странствующих христиан, экзарха некрасовского», Аркадия (Шапошникова) , к-рый, живя в Стамбуле, вместе с Г. безуспешно ходатайствовал перед тур. и франц. властями об освобождении суздальских узников. После окончания войны Г. вернулся в Добруджу. В 1862 г. ездил в Париж, где встречался с рус. и польск. эмигрантами, надеявшимися с его помощью организовать казаков и старообрядцев на борьбу с Россией, был представлен франц. министру иностранных дел. Г. переписывался и в Лондоне встречался с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, в к-рых разочаровался как в людях неверующих. Надежды противников российской власти не оправдались: добруджские казаки отказались от антироссийских действий, в частности от участия в польск. восстании. В 1864 г. Г. исходатайствовал у тур. правительства освобождение некрасовцев от бесплатной военной службы, наравне с др. христ. подданными султана казаки должны были вносить ежегодно в казну денежную рекрутскую повинность.

http://pravenc.ru/text/166157.html

Иркутская Основана 12.1706. Тобольское викариатство. Самостоятельная с 15.01.1727 (по ААО – с 1721 г.). Именовалась: Иркутская и Неречинская 1644 ; с 31.05.1816 г. – Иркутская, Неречинская и Якутская; с 26.07.1852 (по др. 1854 г.) – Иркутская и Неречинская, паки; с 12.03.1894 – Иркутская и Верхоленская; Иркутская и Читинская; с 08.04.1994 – Иркутская и Ангарская. Викарные кафедры: Селенгинская, Киренская, Читинская, Нижнеудинская, Нерченская, Якутская. 15.12.1706 21.01.1714 Варлаам Косовский (Косанский) 08.09.1721 01.10.1721 15.01.1727 26.11.1731 25.11.1732 26.07.1747 18.04.1753 30.03.1771 05.12.1772 01.08.1789 09.12.1789 08.06.1814 18.10.1814 05.06.1830 26.07.1830 28.06.1831 18.07.1831 22.06.1835 22.06.1835 23.04.1838 Иннокентий III Александров 23.04.1838 24.12.1853 24.12.1853 03.11.1856 03.11.1856 29.08.1860 13.09.1860 21.01.1873 31.03.1873 02.02.1892 02.02.1892 28.03.1892 28.03.1892 29.06.1911 25.07.1911 11.12.1915 26.01.1916 20.11(03.12)1918 07(20)12.1918 15(28)01.1924 15(28)01.1924 06(19)11.1925 27.06(10.07).1924 26.07(04.08)1924 05(18)11.1926 05(18)11.1926 05(18)04.1927 02(15)09.1927 24.04(07.05)1929 11(24)04.1929 12(25)06.1930 Варсонофий Лузин 12(25)06.1930 03(16)06.1933 29.05(11.06)1933 09.1937 11.1943 12. 1943 13(26)02.1943 21.05(03.06)1948 21.05(03.06)1948 08(21)02.1949 08(21)02.1949 08(20)02.1958 08(20)02.1958 18(31)05.1973 18(31)05.1973 26.03(08.04)1975 Владимир Котляров 26.03(08.04)1975 11(24)04.1980 11(24)04.1980 13(26)04.1980 14(27)04.1980 03(16)07.1982 Мефодий Немцов 03(16)07.1982 04(17)12.1984 04(17)12.1984 12(25)01.1990 12(25)01.1990 22.01(04.02)1990 22.01(04.02)1990 Иркутская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Киренская, Нижнеудинская, Зиминская. 11(24)09.1922 31.05(13.06)1923 27.04(10.05)1925 27.04(10.05)1925 11.1926 01(14)11.1926 09.1930 08(21)01.1931 08(21)01.1931 20.10(02.11)1932 24.04(07.05)1938 1645 На епархии не был. Отрешенный царем Петром («по суду Синода» за мнимую связь с постриженной бывшей царицей Евдокией) от Крутицкой кафедры, Игнатий (Смола), по его ходатайству, в Иркутск послан не был, а отпущен «за старостию на обещание в Нилову пустыню», откуда после шестилетнего заточения назначен Коломенским митрополитом и членом Святейшего Синода. Вскоре подвергся новым репрессиям по делу Льва (Юрлова) (Соловьев Н. А., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып 1. М., 1894. С. 108–109).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неоднокартно наши ученые и журналисты упоминали о книге Шарля Низара, изданной в 1854 году, под громким заглавием Истории народных книг (Histoire des livres populaires). Ее цитирует всколзь и почтенный издатель монографии о русских лубочных картинках. Но, вероятно, многие из цитировавших эту книгу знают ее только по наслуху, или справлялись в ней только с картинками и выписками из народных книг, а вовсе незнакомы с сомнительными тенденциями автора; в противном случае едва ли бы стали они с уважением отзываться о его книге. Так как мы привыкли во всем следовать иностранцам, то, может быть, не бесполезно будет познакомить русскую публику со взглядами современной Франции на свою народность. 30 ноября 1852 года, по распоряжению г. Мона, составлена была комиссия для рассмотрения народных книг, обращающихся в руках французского простонародья. С упразднением министерства полиции в 1853 году, комиссия эта была присоединена к министерству внутренних дел. Тотчас же, как открылась комиссия, собраны были в нее огромные кучи народных книг; однако букинисты успели распустить по рукам большую часть изданий 1852 и 1853 годов. Отобранные у народа книги поручено было рассмотреть Шарлю Низару, назначенному секретарем этой комиссии, и его «История народных книг» есть не что иное, как результат этого рассмотрения. Она состоит из двух частей, с множеством лубочных картинок и гравюр на меди, оттиснутых старыми, оригинальными досками. Выписки из книг, от XV века до наших времен, делают это издание необходимым для всякого занимающегося народностью и стариной. И русский ученый найдет в нем много для себя полезного, потому что русские народные книги и лубочные издания частью пользуются общими источниками с западными, частью же не что иное, как переделки западных оригиналов. В ученых вопросах руководителями г. Низара были преимущественно Поль Лакруа, в своих многочисленных монографиях, и Жанне «Journal de l’Amateur de livres». Впрочем, ученость по поводу народных книг, г. Низар считает вообще делом второстепенным и часто подсмеивается над теми, кто занимался этим предметом слишком серьезно и обстоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

С течением времени стали обнаруживаться новые явления: на листах бумаги, положенных по требованию духов, в темном месте, стали появляться изречения и афоризмы, иногда за подписью духов; тяжелые предметы то двигались, то поднимались и опускались сами собой; в темных залах замечались искры и сияния различных форм и переменных цветов, а равно слышались то громкие удары, то гармонические звуки музыкальных инструментов. Между медиумами появляются психоматические ораторы, при посредстве которых духи свободнее могли удовлетворять желаниям смертных, – называя себя разными громкими именами. Так, сам будто бы ап. Павел внятно читал свои послания – с обширными на них комментариями; евангелисты дополняли недосказанное в их письменных евангелиях и примирялись в своих разногласиях; отцы Церкви вели свои беседы по истолкованию Священного Писания . Сведенборг произносил мистические вдохновенные речи. Шекспир, Байрон, Шенье и другие поэты превосходно декламировали свои произведения. Производимые духами слова раздавались где-либо в воздухе, или над самым ухом слушателей, при посредстве, однако гортани медиума 5 . Из Америки спиритизм почти одновременно распространился в Англии, Франции и Германии, выразившись сначала в форме духостучания и столоверчения, а позже в форме столописания и непосредственных духосообщений. Самые выдающиеся люди науки, как например: Араго, Фарадей, Тиндаль, Шеврель, Фламмарион, физик Де-Морган, химики Крукс и Гейгинс, ученые Варлей и Кокс, сотрудник Дарвина Уоллес, писатели Теккерей и Троллоп, обратились к изучению спиритических явлений, после чего многие из них стали убежденными спиритами. Не замедлили также образоваться в Западной Европе многочисленные ассоциации и общества – с корифеями науки во главе, – поставившие своей задачей исследование спиритических фактов. Главнейшая из них: Диалектическое общество в Лондоне, Ученое общество для психических исследований в Париже, Общество трансцедентальной физики и психологии в Берлине и др. Год появления спиритизма в России, за недостатком данных, нельзя указать с точностью. Можно, однако думать, что спиритизм стал у нас известен одновременно с появлением его на Западе, притом в довольно сложной форме. Уже в 1853 году митр. Филарет обличал стологадание, как дело преступное и языческое. Профессор Бутлеров сообщает, что ему в 1854 году случилось быть под Москвой в одном известном и уважаемом семействе (С. Т. А-ва), где он встретился впервые с одним из сложных медиумических явлений 6 . По свидетельству проф. Вагнера, в 50-х годах «разговоры с духами» сильно интересовали нашу публику, вызывая постоянные занятия психографией. Спиритический экзерциции сделались приятным и модным препровождением времени для легковерных людей не только в столицах, но и в провинции, – в последней даже в большей степени. Так, по Вагнеру, медиумические сеансы происходили в 1853 году в Херсоне, Воронеже, Уфе и других городах, где ими увлекались лица, видные по своему общественному положению 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance " Сестра милосердия " (фрагмент), Н.А. Ярошенко Даша Севастопольская: история сироты, которая бросила вызов смерти 5 мин., 28.07.2021 Вокруг свистело и грохотало, удушливый дым застилал глаза, пахло порохом, паленым мясом и еще чем-то, чем пахнет только на войне. Девушка плакала, задыхалась, ноги ее вязли в грязи, но она упрямо тянула вперед тяжеленную повозку — самодельный передвижной перевязочный пункт, «карету горя», как называли ее солдаты. Лошадь ее убило осколком, и теперь барышня, найдя раненого и взвалив его на свою «карету», сама, впрягшись в оглобли, тащила повозку в госпиталь… В историю эта девушка вошла как Даша Севастопольская. Сегодня Дашу уже мало кто помнит, а ведь это ее изобразил Франц Рубо на полотне знаменитой панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» на Историческом бульваре. Будете в Крыму — зайдите, посмотрите: вот она с коромыслом и ведрами воды, из которых пьют защитники бастиона. Первая в русской армии фронтовая сестра милосердия на поле боя, одна из легенд Крымской войны. Фрагмент панорамы Она промывала раны водой с уксусом, перевязывала ветошью раздробленные руки, простреленные ноги, окровавленные головы, давала раненым глоток вина, чтобы было не так больно — никаких медикаментов у нее не было. Но как она вообще оказалась на фронте? Родилась Дарья Михайлова в 1836 году не то под Казнью, не то неподалеку от Севастополя, в поселке Сухая Балка. Отец — простой матрос. Мать, прачка, рано умерла, и все хозяйство свалилось на Дашины плечи. А в 1853 умер и отец, и осталась она круглой сиротой. Соседки шептались: девка, похоже, помешалась с горя! Отстригла косу, надела моряцкую одежду, продала корову-кормилицу, купила лошадь, телегу, поставила на нее бочку с водой. А еще зачем-то накупила уксусу и ветоши... Даша не помешалась. Она собралась на войну. Военные действия вела в Крыму Россия с коалицией Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии. А поводом стал спор Православной и Католической Церквей за право опеки над святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме, находившимися в турецких владениях. В начале 1853 года Россия потребовала от турецкого султана согласиться на ее протекторат над всеми православными в его владениях, тот отказался, и началась война — сначала на Балканах, а в 1854 году десант антироссийской коалиции высадился у Евпатории.

http://foma.ru/dasha-sevastopolskaja-ist...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010