Александр, епископ Полтавский и Переяславский (Павлович Андроник Иванович) Родился 17 мая 1799 года в селе Кобриновой Гребле Уманского уезда Киевской губернии в семье священника. Начальное образование получил в сельской школе. 17 июля 1817 года окончил Киевскую духовную академию и был рукоположен во диакона в местечко Бородянку Киевского уезда с оставлением учителем латинского языка при митрополичьем хоре в Киеве. 15 июня 1820 года рукоположен во священника и назначен в Полоцкий пехотный полк. С 1827 по 1832 год был священником в местечке Рыжановке Звенигородского уезда Киевской епархии. В 1832 году, по его просьбе, он снова был назначен священником в Алексопольский полк, в котором служил в течение 15 лет (до 1847 года). За этот период времени он был возведен в сан протоиерея (12 декабря 1841 г.). С 1847 по 1853 год протоиерей Андроник был настоятелем Соломбальского Преображенского Морского собора Архангельской епархии. Здесь он зарекомендовал себя с самой наилучшей стороны, как ревностный пастырь примерной жизни, как надежный помощник вдовам и сиротам армейского духовенства. 20 июня 1853 года епископом Христофором Андроник был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре; 21 июня 1853 года возведен в сан архимандрита, а 25 июля 1853 года назначен настоятелем Соловецкого монастыря. В 1854 году на Соловецкую обитель напали англичане с целью захвата Соловецких островов. Здесь проявился характер архимандрита Александра как настоящего патриота, истинного сына России. Он организовал оборону островов, на предложение неприятеля сдать обитель ответил отказом и призвал всех к усиленной молитве. Его действия увенчались успехом. Англичане прекратили бомбардировку и отступили от обители. За эту победу настоятелю монастыря архимандриту Александру свою признательность выразили духовные и гражданские власти. Он получил ряд наград, в том числе от императора Николая I. 17 ноября 1857 года архимандрит Александр был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского в Казанском соборе митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830, с. Шамовка Александрийского у. Херсонской губ.- 18.02. 1903, Новгород), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, историк Церкви, византинист, агиограф. Из семьи священника, с 1843 г. учился в Херсонской ДС, с 1849 г.- в КДА. 5 июля 1853 г. принял монашеский постриг с именем А., 21 июля рукоположен во иеродиакона, 16 авг.- во иеромонаха. С 7 окт. 1853 г. по июнь 1854 г. инспектор Одесского ДУ, с 24 июня 1854 по 14 марта 1859 г. преподаватель Волынской ДС. С 1859 г. преподаватель Воронежской ДС, с 1863 г. игумен, инспектор Воронежской семинарии. С 1868 г. архимандрит, ректор Полоцкой ДС. С 1872 г. член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. В 1886-1889 гг. настоятель Заиконоспасского московского мон-ря . Со 2 дек. 1889 г. член Московской синодальной конторы. 30 мая 1893 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. С 18 дек. 1893 г. епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Почетный член КазДА (1897). Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский А. отличался широкой образованностью и трудолюбием, хорошо знал греч., лат., нем., франц., итал., испан. языки. Главный труд А. по церковной истории - «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до...», основанная как на опубликованных сочинениях, так и на архивных материалах (в изложении рус. истории),- выдержал 5 изданий (в последних 3 изданиях хронология доведена до 1898). Др. церковно-исторические исследования А. посвящены малоизученным вопросам истории Православия в Греции, Венгрии, Персии, Сербии, Крыму, на Сицилии, Крите, Родосе и т. д. Многие из использованных А. документов были впервые введены им в научный обиход. Большое место в деятельности А. занимали переводы и издание памятников визант. лит-ры, в основном из собрания московской Синодальной Патриаршей б-ки .

http://pravenc.ru/text/76230.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Немиров Иона Макарович; 15.06.1810, погост Руново Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 12.05.1897, тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архим., миссионер. Род. в семье дьячка ц. в честь Воскресения Господня (не сохр.). Окончил Ярославскую ДС, в 1836 г. был направлен в СПбДА. 7 сент. того же года в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг, 3 нояб. рукоположен во диакона. В 1839 г. окончил СПбДА со степенью кандидата. Как слушателя высшего отд-ния академии его рекомендовали в новый состав Пекинской духовной миссии сроком на 10 лет. Согласно рапорту С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) от 15 июня 1839 г., И. сначала отказался от поездки, сославшись на состояние здоровья и бедность престарелого отца, однако позже, вероятно под влиянием деятельности синолога мон. Иоакинфа (Бичурина) , согласился. И. был назначен членом 12-й Пекинской духовной миссии 14 июля 1839 г., 18 нояб. того же года рукоположен во иерея, прибыл в Китай в 1840 г. Быстро овладев с помощью толкового словаря «Кан-си цзыдянь» необходимыми знаниями кит. языка, И. занялся изучением кит. религ. обрядов, связанных с похоронами. Перевел на рус. язык изложение истории Китая до династии Цин «Беглое обозрение китайской империи Ду-Джао» (Б-ка Казанского гос. ун-та. Ркп. 1518). В 1850 г. вернулся в Россию. По дороге в пограничной торговой слободе Кяхте 9 июля того же года передал в дар местному уч-щу кит. языка коллекцию кит. книг (13 наименований). В 1851 г. пожертвовал в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь напрестольный серебряный ковчег, в 1854 г.- 4 фунта 27 золотников шелка в пользу войск, находящихся в Крыму, а в 1859 г.- нек-рые книги в Старорусское ДУ. 23 февр. 1851 г. И. был возведен в сан архимандрита, 21 апр. того же года назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря . Одновременно с 28 мая 1852 по 1 мая 1853 г. исполнял обязанности благочинного мон-рей С.-Петербургской епархии. С 15 июля 1853 г. вместе с архим. свт. Игнатием (Брянчаниновым ; впосл. епископ Кавказский) провел ревизию описей, церковного и ризничного имущества обителей епархии, составил «Археологическое описание древностей, найденных в 1854 г. в мон-рях С.-Петербургской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1799; публ.: Игнатий [Брянчанинов], свт. Полное собр. творений. М., 2002. Т. 3. С. 299-366). Совпадение текста и структуры этой рукописи и большей части анонимного издания «История и древности 3-классного Троицкого Зеленецкого монастыря С.-Петербургской епархии» (СПб., 1866) позволяет считать И. главным автором данной книги. В Зеленецкой обители над мощами прп. Мартирия на средства благотворителей И. устроил в 1855 г. медно-серебряную раку с барельефными сюжетами из жития (установлена в 1857).

http://pravenc.ru/text/468737.html

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ , чудотворный образ. Получила название по местонахождению в Коложской ц. святых Бориса и Глеба в Гродно, Белоруссия. Строительство во 2-й пол. XII в. каменной церкви на высоком правом берегу р. Неман в посаде Коложа в древнем Городене (Гродно) связывают с городенскими князьями Всеволодовичами, внуками вел. кн. Владимира Мономаха. При церкви до 1480 г. был основан мон-рь (см. Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь ). Главной святыней Борисоглебского храма была К. и. Первое упоминание об иконе (без определения «Коложская») содержится в «Инвентаре Гродненского Коложского базилианского монастыря», составленном в 1738 г. архим. Игнатием (Кульчинским) (АСЗР. Т. 9. С. 411-412). Он сообщает, что икона Божией Матери находилась в алтаре древнего храма, стоявшего в то время без иконостаса, от к-рого остались «следы несомненного существования», а также приводит предание о ней. Так, со слов «старых людей» икона принадлежала некоему нищему, к-рый по обету всегда носил ее с собой. Незадолго до смерти в сонном видении ему было веление поместить икону в Борисоглебскую ц. Он исполнил требуемое и изъявил желание быть похороненным возле храма. О времени этого события в предании ничего не говорится; считается, что икона находилось в храме на протяжении неск. веков. Однако известно, что в период войны России с Польшей в 1654-1667 гг. мон-рь был разорен; расхищение его имущества продолжилось в посл. четв. XVII в.: «...в то время церковь стояла пустою, без дверей и окон, летом служила логовищем для скота» (Там же. С. 442). К нач. XVIII в. под натиском католич. шляхты обитель пришла в упадок, храм «не имел покрытия, но только четыре стены» (Там же. С. 444). Ко времени настоятельства архим. Игнатия (Кульчинского) храм уже получил новую гонтовую кровлю с 3 куполами, при его предшественниках в возобновленной церкви появилась и икона - единственная, упомянутая в «Инвентаре...». По крайней мере известно, что обустройством алтаря занимался управлявший монастырем в 1732-1736 гг. один из старших братьев обители, мон. Яков (Яхимович) (Там же. С. 453). Вскоре после возвращения обители в Православие (1839) Борисоглебская ц. была опечатана из-за опасности обвала берега, и с осени 1845 г. богослужения совершались во временной церкви на территории мон-ря ( Диковский Н., прот. Из летописи Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря. Гродно, 1906. С. 6). 13 апр. 1853 г., после сильного разлива Немана, произошло обрушение южной и части зап. стен церкви. Храмовую ризницу, иконостас, богослужебную утварь вынесли и временно разместили в других монастырских строениях. В 1854 г. мон-рь был переведен в помещения бывшего католич. мон-ря бернардинок в центре Гродно. На новом месте устроили и освятили 3 нояб. 1854 г. ц. во имя святых Бориса и Глеба, накануне туда торжественно перенесли К. и.

http://pravenc.ru/text/1841772.html

Иоанн (Кратиров) Иоанн (Кратиров Иоанн Александрович), еп. Саратовский и Царицынский. Родился 27 июля 1839 года в селе Лохте, Тотемского уезда, Вологодской губернии и был сыном священника Лохотской Происхожденской церкви Александра Георгиевича Кратирова. Детские годы его прошли в сравнительно благоприятной обстановка. Получив хорошую учебную подготовку дома, он в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище, которое окончил в 1854 году вторым среди первых с лестным отзывом в «годичной ведомости» за 1853–1854 учебный год: «Поведения очень хорошего, способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных». В этом же году он переводится в низшее отделение Вологодской духовной семинарии, полный курс которого оканчивает в 1860 году с хорошей аттестацией и 10 августа поступает в Московскую духовную академию. Академию он окончил в 1864 году девятым по первому разряду, а 24 апр. 1867 года возведён в степень магистра богословия. Курсовое сочинение было написано им на тему: «О видах т. н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности». 9 ноября 1864 года он назначен на должность наставника в высшем и среднем отделениях родной ему Вологодской духовной семинарии. 15 ноября 1867 года, согласно прошению, перемещён на те же предметы в Ярославскую семинарию, где 9 марта назначен помощником инспектора, а 10 июля 1867 года назначен членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях. С 4 июля 1870 года, кроме других предметов, преподавал Церковную историю, Литургику и Практическое руководство дли пастырей в высшем втором отделении. 31 авг. 1870 года перемещён в Московскую духовную академию и утверждён в ней секретарём Совета и Правления. На этой должности он пробыл около 13 лет. Ревностный к делу, он отлично знал духовные законы и распоряжения высшей духовной власти почему не только являлся лишь начальником канцелярии и превосходным составителем деловых бумаг, но во многом направлял всё течение по нормальному законному руслу и в затруднительных случаях имел решающий голос по своей области. Впрочем, тогда он был не просто «законник велий» а пользовался авторитетом общего признания в кружке академической администрации и во всей академической корпорации, так что среди местных профессоров за ним утвердилось потом прозвание «нашего духовного министра» или «министра духовных дел».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Валентин Амфитеатров Валентин Николаевич (1.09.1836, с. Высокое Кромского у. Орловской губ.- 20.08. 1908, Москва), прот. Отец А. прот. Николай был племянником митр. Киевского Филарета (Амфитеатрова) и братом архиеп. Казанского Антония (Амфитеатрова) . Мать Анна отличалась высоким благочестием. В 1847 г. А. поступил в Орловскую ДС, в 1853 г., согласно собственному прошению, был переведен в Киевскую ДС, к-рую окончил в 1854 г. В 1854-1858 гг. учился в МДА, по окончании со степенью канд. богословия был определен инспектором и преподавателем в Калужское ДУ. С апр. 1859 г. преподаватель всеобщей и рус. истории, а также греч. языка в Калужской ДС. 17 июля 1860 г. А. женился на дочери прот. Иоанна Чупрова Елисавете († 1880). У супругов родились сын Александр (буд. писатель А. В. Амфитеатров ) и 3 дочери: Александра, Любовь и Вера. 15 сент. 1860 г. еп. Тульским и Белёвским Алексием (Ржаницыным) А. был рукоположен во священника к Благовещенской ц. Калуги, ок. года являлся членом Калужской консистории, за что получил благодарность от Святейшего Синода и был награжден набедренником. С авг. 1864 г. А. служил в лихвинском Троицком соборе, одновременно являясь благочинным и цензором проповедей, с сент.- законоучителем Лихвинского уездного уч-ща. 16 апр. 1866 г. награжден бархатной скуфьей, в июне того же года еп. Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) возведен в сан протоиерея. Из письма прот. Н. Амфитеатрова к сыну известно, что А., скорее всего после судебной реформы 1864 г., избирался на должность судьи (ЦГИАМ. Ф. 2244. Оп. 1. Ед. хр. 4048. 1-2 об.). В 1871 г. А. переехал в Москву и был назначен законоучителем в Московскую учительскую семинарию. В 1873-1881 гг. законоучитель в Московском казенном реальном уч-ще. В апр. 1875 г. награжден камилавкой, в апр. 1879 г.- наперсным крестом. Результатом преподавательской деятельности А. явились книги по священной истории: «Библейская история Ветхого и Нового Завета» и «Очерки из библейской истории Ветхого Завета».

http://pravenc.ru/text/114652.html

Минусинск. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты К построенным в 1801-1803 гг. в стиле сибирского барокко восьмерику на четверике главного объема с пятигранной апсидой, трапезной и колокольне в конце XIX в. добавилась одноэтажная пристройка с трех сторон колокольни. В 1930-е годы закрыт, в 1937 г. с собора сняты колокола, с 1938 г. - зерносклад. С 1943 г. богослужения возобновлены. Нынешний архитектурный облик собора сложился в первой половине XIX века, когда были выполнены основные строительные работы. В это время сам Минусинск был селом. 21 декабря 1779 года Варлаам, Епископ Тобольский и Сибирский, разрешил заложить деревянную церковь, которая была освящена в 1781 году. 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь вместо деревянной. Неизвестен ни автор проекта, ни главный строитель церкви. Основные средства на строительство передал Иван Тимофеевич Масленников (купец 3 гильдии). Известно и имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом, предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов), ставший первым каменным домом села Минусинского. Это местный крестьянин Федот Кузьмич Самков. В 1813 году строительство было закончено. Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 года. Вначале Спасская церковь числилась сельской, с открытием города (1823 г.) - городской. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. Церковь венчали 5 главок, покрытых медью, с позолоченными железными крестами. Жестяная крыша выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 57 пудов (912 кг). В 1853 году на средства купца Масленникова (более 11 тысяч рублей серебром) пристроили с левой стороны придел в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года переименована в Соборную. В 1855 году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн. Красноярский архитектор В.А.Соколовский в 1902-1904 годы перестраивает собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены симметрично относительно оси из четырех крестов – над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку.

http://sobory.ru/article/?object=11382

Свыше 43 лет блаженнопочивший владыка сербский Михаил проходил свое великое архиерейское служение (с 14 октября 1854 г. как епископ шабацкий) и в том числе около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде (по синодальному избранию 25 июля 1859 г., с утверждения князя Милоша и согласия константинопольского патриарха Кирилла от 9-го августа того же 1859 г.), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвигов на пользу святой церкви, отечества, сербства и даже целого славянства. Само собою разумеется, что в настоящей речи мне нет возможности и, пожалуй, нужды всесторонне характеризовать жизнь и деятельность великого сербского святителя и патриота, тем более, что о некоторых выдающихся сторонах его жизни и деятельности не мало уже есть и в нашей печати, а многое другое, наиболее существенное, представляется вниманию настоящего собрания другими почитателями незабвенной памяти блаженнопочившего сербского владыки. Жаль, что по недостатку времени не могут поделиться с нами своими воспоминаниями о блаженнопочившем многие другие его искренние почитатели. А таковых и здесь немало. Вероятно, в общей массе воспоминаний нашлись бы – конечно – многие общие черты, но в них – без сомнения– открылись бы и некоторые новые стороны, из соединения которых все более и полнее вырисовывался бы величавый, светлый и цельный нравственный образ великого святителя православной церкви, типичного выразителя истинных идеалов сербства и великого славянина, ясно понимавшего и глубоко верившего в историческое призвание России в славянском мире. Не претендуя на всестороннюю характеристику великого покойника, я хотел бы только освежить в памяти собрания некоторые факты из его церковно-административной деятельности, направленной к внутреннему церковному благоустройству, к хранению прав и канопов церкви и водворению церковного мира не только у себя в Сербии, но и вне ее границы – на Балканском полуострове. Приняв хиротонию епископства вскоре после завершения (в 1853 г.) высшего своего богословского образования в России и после непродолжительного профессорства своего в белградской „ богословии “, молодой, в то время владыка Михаил в октябре 1854 года занял шабацкую епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bl...

291. Беседа по обновлении храма Воскресения Христова, при доме заключения должников (Говорена декабря 22; напечатана в Моск. и Губерн. Вед. 1853 г., в Твор. Св. От. 1854 г. и в собр. 1861 г.) 1853 год Яко скры мя в селении Своем в день зол моих ( Ncaл. XXVI. 5 ). Царь и Пророк Давид многократно явил делом и словом необыкновенную любовь ко храму Божию. Устрояя Иерусалим в качестве столицы нового царства, он построил в ней, вместо обветшавшей скинии Моисеевой, новую скинию; и с великим торжеством перенес в нее кивот завета Божия. Он сильно желал создать Богу новый, более скинии завета твердый и великолепный храм; и только особенным повелением Божиим удержан был от сего предприятия, которое судьбою Божиею предоставлено было сыну его Соломону. И когда, вместе с сим определением Божиим о храме, Пророк Нафан возвестил Давиду высокое потомственное благословение Божие: первым движением радости его было то, чтобы внити в дом Божий, и принести благодарственную молитву. И в противоположных сему обстоятельствах, когда он в посте и уничижении страдал скорбию покаяния о грехе, и печалию о болезни сына, как скоро узнал о смерти его, тотчас «измени ризы своя, и вниде в дом Божий» ( 2Цap. XII. 20 ), чтобы принести Божию суду жертву покорности в молитве, уже непечальной. Вот одно из многих изречений, в которых он открывал свою любовь ко храму Божию и непрестанное к нему влечение сердца: «едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его» ( Ncaл. XXVI. 4 ). И вот одна из причин, которыми Давид объяснял и оправдывал свою любовь и непрестанное влечение ко храму Божию: «яко скры мя в селении Своем в день зол моих». Потому, говорит, желал бы я все дни моей жизни проводить в доме Божием, что в самый бедственный день моей жизни Господь скрыл меня в селении Своем от угрожавших мне бед, во храме Своем даровал мне безопасность. Да слышат сие люди, которых конечно не день благополучия, но «день зол» заключил в стенах сего дома. Пророк собственным опытом удостоверяет, что от дня зол можно скрыться, найти безопасное убежище в храме Божием. И такое убежище благочестивым и человеколюбивым попечением о бедствующих, видите, как близко для них уготовано, и как благоукрашено. Видно, что не только думали приготовить и открыть святое прибежище для страждущих, но и старались видимою «красотою Господнею» привлекать сердца их к невидимой благодати Господней. Перенимайте же у достоподражаемого Давида его любовь ко храму Божию. Преследуемые днями зол, прибегайте сюда искать дней утешения, благодати и мира. Чем усерднее будете прибегать сюда: тем вернее найдете утешение, благодать и мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Василий Васильевич Болотов – человек и ученый 1. Жизнь и личность В.В. Болотова 1 В истории церковно-исторической (и, вообще, гуманитарной) науки можно найти не так уж много примеров, когда величие совершаемого дела находилось бы в полном созвучии со смирением его автора. Одним из таких наиболее ярких примеров и является личность Василия Васильевича Болотова 2 . Родился он в ночь с 31 декабря 1853 г. на 1 января 1854 г. 3 Отец его – Василий Тимофеевич Болотов – был дьячком Осташковского Троицкого собора. Овдовев, он женился второй раз (от первого брака у него были сын и дочь) на дочери умершего священника села Кравотыни Марии Ивановне Вишняковой. Однако 16 ноября 1853 г. (за полтора месяца до рождения Василия Васильевича) он случайно (загоняя гусей) утонул в Селигере. Мария Ивановна, прожив с мужем всего несколько месяцев и внезапно овдовев, вынуждена была вернуться в родное село Кравотынь. Здесь и родился будущий великий историк. Молодую вдову ожидали не просто бедность, достаточно обычная для сельского приходского духовенства тогдашней России, но практически нищета. Не имея никаких средств к существованию, Мария Ивановна, положась на волю Божию, добывала их тем, что пекла просфоры для местного кравотынского храма и шила одежду для крестьян. От природы чрезвычайно одаренная, Мария Ивановна еще в детстве сама выучилась читать и писать и почти все свободное время посвящала чтению духовных книг. Обладая удивительной памятью, она, по словам одного ее знакомого (Н.Μ. Берзина), «все слышанное ею в разное время передавала всегда с буквальной точностью. Она не могла ничего забыть». Эту черту характера Марии Ивановны и ее природную одаренность унаследовал и Василий Васильевич. Еще он воспринял от матери и другую сущностную черту ее личности – искреннее, а поэтому неброское и несклонное к внешним ярким проявлениям благочестие. Каждый день матери и сына начинался усердными молитвами с земными поклонами, воскресное утро они проводили за Литургией, а по большим праздникам ходили в Нилову пустынь, отстоящую не столь далеко от Кравотыни. Другими словами, Православие было тем воздухом, которым дышал В.В. Болотов с младенческих лет. Примечательны и его детские игры: обычно со сверстниками он либо строил из песка монастырь, изображая настоятеля, либо возводил из кирпича маленькую церковь , для которой сам нарисовал икону Спасителя. Посвятив всю жизнь сыну (которого ласково называла «сынушкой» и «Васильюшкой»), Мария Ивановна заложила и основы его образования. К семи годам маленький Василий уже «прекрасно читал и, обладая от природы феноменальной памятью, с поразительной точностью передавал прочитанное» 4 . Начатое дома образование В.В. Болотов продолжил в сельской школе, прочитывая также все попадавшиеся в его руки книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010