Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРОТНИКОВ Павел Максимович (1810, Ревель, ныне Таллин - 23.04.1876, Москва), хоровой дирижер, композитор, учитель пения. По окончании в 1829 г. 2-го кадетского корпуса в С.-Петербурге (здесь он начал муз. самообразование) служил в военном поселении близ Елисаветграда (ныне Кировоград): сначала в Новгородском кирасирском полку, в 1835-1842 гг. при Корпусном штабе. В 1-й пол. 30-х гг. руководил духовым оркестром поселения, с 1835 г.- симфоническим оркестром и хором (ок. 100 исполнителей) при штабе, приобрел практические навыки в дирижировании и композиции. Продолжая изучать гармонию и контрапункт, преподавал в Елисаветградской школе регентов. В нач. 30-х гг. выступал в столицах как певец с исполнением рус. народных песен. Со 2-й пол. 30-х гг. начал сочинять духовную музыку для смешанного и однородного хоров. 26 февр. 1843 г. в чине ротмистра оставил службу. С 3 марта 1843 по авг. 1848 г.- учитель пения в Придворной певческой капелле , а также в Екатерининском ин-те и Воспитательном доме. Принял участие в подготовке «Обихода нотного церковного пения» (СПб., 1849; совместно с А. Ф. Львовым и Г. Я. Ломакиным ), созданного на основе 2-голосного «Круга простого церковного пения» (СПб., 1830). Задача В. сводилась к обращению параллельных децим (альт и бас) в параллельные сексты (дискант и альт) и сочинению гармонической опоры в 2 нижних голосах. Гармонический стиль, свойственный изданиям капеллы, отличает и собственные сочинения и переложения В. Прот. Василий Металлов писал, что нек-рые песнопения В. хороши «как по звучности и богатству гармонии в пределах умеренных голосовых регистров, так и по правильности просодии текста» (С. 109). В 1848 г. из-за болезни он подал в отставку. С 1851 г. жил и преподавал в Тифлисе (ныне Тбилиси), служил надзирателем Тифлисской дворянской гимназии, затем вернулся в Елисаветград, где в 1854-1859 гг. был устроителем 30 концертов и спектаклей с участием оркестра и хора при Корпусном штабе. В 1860-1861 гг.- дирижер русских спектаклей в Одесском театре, в 1861-1863 гг.- руководитель полкового духового оркестра около Елисаветграда.

http://pravenc.ru/text/155284.html

В 1862 г. уведомления посылались в 18 иноепархиальных семинарий. В 1863 г. число иноепархиальных превышало цифру 40. С другой стороны, и петербургских в других семинариях было довольно, не только из тех, которых переводили за неисправности, но и которые сами переходили по болезни, по просьбе родственников и т. п. В 1852 г. таковых было 19 (в семинариях новг., пск., олон., курск.). В начале 50-х годов, когда возник вопрос о введении: нормального числа учеников в дух. -учебных заведениях см. ниже), последовало определение св. Синода (от 26 июля 1851 г.); «детей иноепархиальных священнослужителей в другие семинарии и училища в число действительных учеников не принимать, если же в принятии оных встретится особая, заслуживающая уважения, необходимость, то каждый раз испрашивать на то разрешения высшего начальства». Хотя к спб. семинарии предписание это, как и постановление о нормальном числе учащихся, не было применено, но в приеме иноепархиальных видим после того нередко отказы, «по недостатку помещений», причем в одно и тоже время (напр. в 1860 г.), по усмотрению правления, или распоряжению высшего начальства, одних перемещали, другим отказывали. Вследствие этого в 1863 г, четыре сельских священника спб. епархии, подав митрополиту прошение о принятии детей их в семинарский корпус, указывали на то, что трудно содержать детей на квартирах и может быть вредно для их нравственности, что в семинарии помещается много иноепархиальных воспитанников и что квартиры служащим можно бы опять отвести в ал. -невской лавре. Правление представило, по запросу митрополита, список иноепархиальных (44 чел.) и объяснило, что помещение для воспитанников здешней епархии не будет стеснительно, если не принимать посторонних. Митрополит положил резолюцию: «не принимать посторонних без особенных уважительных причин». Между прочим стеснение в помещении произошло и от увеличения количества иностранцев в семинарии. По Высочайшему повелению еще от 13 апр. 1846 г., «предоставлено св. Синоду разрешать прием в дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

292 Речь идет об издании: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Сергиев Посад, 1902. 293 Жизнь в Бозе почившего блаженного старца схимонаха Зосимы. М., 1860. См. об этом: Гроссман Л. П. Примечания к роману «Братья Карамазовы»//Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. С. 472. 300 Письмо Н.В. Гоголя А.П. Толстому от 10 июля 1850 года//Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1952. Т. 14. С. 194–195. В письмах Гоголя есть и другие упоминания Оптиной пустыни. 302 В письмах Л .Н. Толстого есть такая оценка одного оптинского монаха, помогающая понять, почему крупнейшие писатели XIX века – Гоголь, Достоевский, Толстой – так тянулись к этому монастырю. «В Оптиной пустыни, – пишет Толстой, – в продолжение более 30 лет лежал на полу разбитый параличом монах, владевший только левой рукой. Доктор говорил, что он должен был сильно страдать, но он не только не жаловался на свое положение, но, постоянно крестясь, глядя на иконы, улыбаясь, выражал благодарность Богу и радость за эту искру жизни, которая теплилась в нем. Десятки тысяч посетителей бывали у него, и трудно представить себе все добро, которое распространилось от этого лишенного всякой возможности деятельности человека. Наверно, этот человек сделал больше добра, чем тысячи здоровых людей, воображающих, что они в разных учреждениях служат миру» (Письма Л.Н. Толстого. М., 1911. Т. 2. С. 206). Хочется отметить, что это писалось Толстым в 1902 году, то есть в эпоху, казалось бы, расцвета его антицерковных идей. Потемки – чужая душа, а тем более душа Толстого. Но не есть ли эта запись – луч, освещающий причину предсмертной попытки Толстого уйти в Оптину? 303 Из «Жизнеописания» о. Леонида Достоевский мог узнать о жизни еще одного лубенского гусара: В.П. Брагузина, из лифляндских дворян, юродствовавшего Христа ради, главным образом в Орле, и умершего в Москве в 1851 г. Макарий Оптинский называл его «великим подвижником благочестия» (см.: Макарий Оптинский , иеросхимонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

720 См.: Stöckl A. Grundriß der Geschichte der Philosophic. Mainz, 1894; Lehrbuch der Apologetik. 2 Tie. Mainz, 1895; История средневековой философии/Пер. Н. Стрелкова и И.Э.; Под ред. проф. И.В. Попова . М., 1912 (репр.: СПб., 1996). 721 См.: Kleutgen J. Die alten und die neuen Schulen. Mainz, 1846; Munster, 1869; idem. Uber den Glauben an das Wunderbare. Munster, 1846; idem. Ars dicendi. Rome, 1847; Turin, 1903; idem. Die Theologie der Vorzeit. 3 Bde. Munster, 1853–1860; 5 Bde. 1867–1874; idem. Leben frommer Diener und Dienerinnen Gottes. Munster, 1869; idem. Die Philosophic der Vorzeit. 2 Bde. Munster, 1860–1863; Innsbruck, 1878 (также фр. и англ, пер.); idem. Die Verurteilung des Ontologismus. Munster, 1868 (также фр. и итал. пер.); idem. Zur Lehre vom Glauben. Munster, 1875; idem. Die Ideale und ihre wahre Verwirklichung. Frankfurt, 1868; idem. Uber die Wunsche, Befurehtungen und Hoffnungen in Betreff der bevorstehenden Kirehenversammlung. Munster, 1869; idem. De ipso Deo. Ratisbon, 1881; idem. Das evangelium des heiligen Matthaus. Freiburg, 1882. 722 См. его: Die Geschichte der scholastischen Methode. 2 Bde. (1909–1911); Thomas von Aquin: Personlichkeit und Gedankenwelt (1912); Mittelalterliches Geistesleben. 3 Bde. (1926–1956); Die Geschichte der katholischen Theologie seit dem Ausgang der Vaterzeit (1933). 723 Wulf M. de. An Introduction to Scholastic Philosophy: Medieval and Modem: Scholasticism Old and New/Trans. P. Coffey. New York, 1907; idem. Histoire de la philosophic medieval. 3 vols. 6 me ed. Paris, 1934–1947; idem. Initiation a la philosophic thomiste. Louvain, 1932. 724 Cm.: Mercier D. Cours de philosophic. 4 vols. Louvain, 1894–1909 (книга переведена на все европейские языки); idem. A manual of modem scholastic philosophy, 3 rd ed. London, 1962; Baeuduin E. Le Cardinal Mercier. Toumai, 1966. Boileau D.A. Cardinal Mercier: a memoir. Leuven, 1996; GadeJ. The life of Cardinal Mercier. New York, 1935; Goyau G. Cardinal Mercier. London, 1926; Hauke M. Maria, «Mittlerin aller Gnaden»: die universale Gnadenmittlerschaft Mariens im theologischen und seelsorglichen Schaffen von Kardinal Mercier (1851–1926).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епископ Филарет (Филаретов) (1824–23.02.1882) епископ Филарет (Филаретов) Епископ Рижский и Митавский, ректор КДА (1860-77), настоятель Киево-Братского монастыря. Биография Родился в 1824 году в семье диакона (впоследствии священника) села Боршова, Коротоякского уезда, Воронежской губернии. После домашнего воспитания и образования в духовном училище, лишь незадолго до окончания курса в Воронежской духовной семинарии, куда переведён был из училища, начал обнаруживать свои замечательные умственные способности, а до того времени развивался очень туго. Заняв с философского класса в семинарии первое место в списках воспитанников, он удержал его за собою до конца курса и в 1847 году, как первый студент семинарии, был послан начальством в Киевскую духовную академию для довершения образования. В академии он также был постоянно одним из самых лучших студентов и в 1851 году окончил курс первым магистром. Как самый лучший воспитанник, он был оставлен при академии в должности бакалавра по кафедре Св. Писания. Согласно заявленному раньше своему желанию, 18 ноября 1851 года он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь митрополита Киевского Филарета; 20 ноября рукоположен в иеродиакона, а 21 ноября — в иеромонаха. Несмотря на то, что Св. Писание, как предмет науки, в академиях в то время считался одним из предметов второстепенных, иеромонах Филарет весь отдался изучению и наилучшей постановке его на кафедре, и его труды принесли пользу академии и были оценены по достоинству. Уже 25 сентября 1853 года ему, вместе с бакалаврскою, поручена была и должность помощника инспектора академии, а 28 сентября он возведён в звание соборного иеромонаха; 3 октября 1856 года определён членом внутреннего правления академии, а 13 апреля 1857 года возведён и в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря; 7 мая того же года Филарет утверждён в звании члена академической конференции и временно исправлял должность инспектора академии. В 1858 году на короткое время был вынужден уехать из Киева в связи с назначением на должность инспектора Казанской духовной академии с занятием кафедры нравственного богословия. Прослужив немного менее двух лет в Казани, 4 декабря 1859 года он был перемещён снова в Киев — на должность ректора Киевской духовной семинарии, с занятием в ней кафедры богословских наук и с назначением в настоятели Пустынно-Николаевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

—  Жуковский читал некоторые — то есть, читал вслух наследнику, своему ученику. — … преинтереснейший и прелюбезнейший человек — Семен Данилович Шаржинский (ср. и 224), знакомый Пушкина и Гоголя. Шаржинский служил в Почтовом департаменте; впоследствии жил в Житомире. См. о нем комментарий М. А. Цявловского в книге „Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П. И. Бартеневым в 1851–1860 годах“. М. 1925, стр. 117. —  Голоса — „Голоса украинских песен“, положенные на ноты А. А. Алябьевым; первая тетрадь (25 песен) вышла несколько ранее „Украинских народных песен“ Максимовича (см. Предисловие, стр. VII); Гоголь упомянул о „Голосах“ в примечании к статье „О малороссийских песнях“ при перепечатке ее в „Арабесках“. 220. М. П. ПОГОДИНУ. Впервые напечатано в „Москвитянине“ 1855, (октябрь), стр. 16. —  Редькин — П. Г. Редкин (1808–1891), — товарищ Гоголя по Гимназии высших наук; с 1828 г. был за границей, подготовляясь к профессорской деятельности. В 1835 г. получил ученую степень доктора права и назначен в Московский университет читать энциклопедию права; впоследствии — знаменитый профессор. 221. М. И. ГОГОЛЬ. Впервые напечатано в „Сочинениях и письмах“, V, стр. 222; подпись — в „Письмах“, IV, стр. 452. —  Я теперь только профессор здешнего университета и больше никакой не имею должности — 24 июля 1834 г. Гоголь был назначен адъюнктом по кафедре истории при Петербургском университете, но вплоть до июня 1835 г. продолжал состоять и в числе преподавателей Патриотического института. — … Ларий (Илларион) Иванович Трощинский — доводился внучатым племянником министру Д. П. Трощинскому. В 1820-х годах Илларион Трощинский был студентом Харьковского университета и дружил с отцом Гоголя. (В. Чаговец. „Письмо по поводу смерти В. А. Гоголя“. „Памяти Гоголя“, 1902, отд. III, стр. 47). Илларион Трощинский служил в Петербурге. В 1845 г. он занимал место старшего столоначальника в Провиантском департаменте Военного министерства. 222. В. В. ТАРНОВСКОМУ. Впервые напечатано в „Киевской Старине“ 1882, стр. 826–827.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1851 г. 2; Биография Ломоносова в Словаре митр. Евгения. II. 12–32; Избранные сочинения Ломоносова г. Иеревлесского М. 1846; Портфель служебной деятельности Ломоносова в Очерках России В. Пассека (кн 2 и 5); О Смирдинском издании сочинений Ломоносова. г. Тихонравова в Москов. Ведом. 1852 г. 46, 47 и 74. Для биографии Ломоносова Его же Москв. 1853 г 3; Учен. Зап. Акад. II. т. 3 вып 1 и 9; Воспоминание о Ломоносове: Речь Погодина. Москв. 1855 2; Briefe von Christ. Wolf. 1860 г; Ломоносов, студент Марбургского университета М. И. Сухомлинова Русск. Вести. 1861 г. I т. XXXI; Письма Ломоносова и Сумарокова к Шувалову. Я. К. Грота. Зап. Акад. Н. 1862 г. т. I Но самые полные сборники материалов для биографии и ученой и литературной деятельности Ломоносова сделаны к его юбилею в 1865 г. 1) Ломоносов и Петербургская Академия Наук Материалы к столетней памяти его. В. Ламанского. Чтен. общ. ист. и древн. 1865. кн. I. Эти материалы собраны из рукописных источников, хранящихся в академическом и государственном архивах. II Материалы для биографии Ломоносова, собранные Билярским Спб 1865 г. Здесь собрано все, что сохранилось о Ломоносов в официальных документах архивов конференции Академии Наук и что прежде было уже напечатано в разных периодических изданиях. Материалы расположены в хронологическом порядке, так что Ломоносов представляется при этом со всею обстановкою современной жизни, в ежедневном ходе дел, среди разнообразных его отношений и обстоятельств. Здесь же помещены и разные письма Ломоносова, в которых высказалось то, что не могло быть высказано вполне в официальных бумагах и в чем выражаются задушевные его мысли и стремления. III) Сборник материалов для истории Импер. Академии Наук в XVIII в. изд. А. Куником Спб. 1865 г. ч. 1 и II. Здесь помещены статьи: «Об отношениях Ломоносова к Тредьяковскому по поводу Оды на взятие Хотина; материалы для биографии М. В. Ломоносова с 1736 по 1741г. Ода А. И. Шувалова на смерть Ломоносова в 1765 г; Ода Фенелона 1681 г IV) Материалы для библиографии литературы о Ломоносове С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Если бы собрать все, что написано было отцом Наумовичем в течение всей его сорока летней литературной деятельности, начиная с первой его небольшой книжечки Приветствия и пожелания, изданной в 1851 году и кончая последними письмами его с Кавказа, писанными уже за несколько дней до его смерти и заметкой о наших кладбищах, помещенной в том же 32 Церковных Ведомостей, издаваемых при Свят. Синоде, где и первая весть о кончине его; то вышло бы несколько объемистых томов. Так много было им писано! А если бы вздумали мы указать и обозначить по имени все его церковно-исторические и археологико-литургические исследования, богословские рассуждения, библейско-истолковательные беседы и размышления, все его бытовые и нравоучительные повести и рассказы и даже стихотворения, сельскохозяйственные наставления и разъяснения, все его речи, письма и летучие заметки; то, думается, список этот занял бы собою не один печатный лист и цифра наименований была бы в несколько сот. Так широка и разнообразна была эта его деятельность! Вот почему мы в своем обозрении этой литературной деятельности почившего отца протоиерея считаем возможным ограничиться: 1) ознакомлением с теми литературными органами, теми газетами и журналами, в которых больше всего работал отец Наумович и которые были основаны им; ибо уже по ним отчасти можно судить о характере и литературной деятельности и самого отца Наумовича; 2) указанием и отчасти характеристикой наиболее выдающихся творений отца протоиерея в их предметном содержании и внешней форме и 3) определением их литературного и исторического значения. Само собою разумеется, что литературными органами, в которых работал отец Наумович, могли быть только такие, которые защищали Галицию – русские интересы против нападок, козней и хитростей католиков и Поляков с одной стороны, а с другой проводили идею единения Галицко-Русского народа и языка не с Малороссией или Украиной только, а с Великороссией, которая должна обобщать собою и ту и другую. Таковы были главным образом, основанная в 1860 году известным галицким патриотом Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Управляющего министерством народного просвещения. Доклад оканчивался предложением доложить г. попечителю об указанных затруднениях к привлечению профессора православного богословия к участию в совете с просьбой принять меры к охране интересов университета и к предоставлению совету возможности добросовестного исполнения закона. Совет принял этот доклад и вместе со своим постановлением препроводил к г. попечителю Дерптского учебного округа, по последний уведомил совет, что после категорического предписания г. управляющего министерством народного просвещения он считает вопрос исчерпанным и находит неудобным снова возвращаться к нему. При этом г. попечитель заметил, что профессора православного богословия нельзя относить наряду с католическим священником к третьей группе университетского учебного персонала, ибо ему присвоены все права ординарного профессора, равно как и православное богословие должно быть обозначаемо не «как отрешённая от академического организма наука, но как ни к одному факультету не приуроченная, но всем факультетам для студентов православного исповедания принадлежащая дисциплина» (Desgleichen muss ich berichtigend hinzufügen, dass die orthodoxe Theologie nicht «als eine aus dem akademischen Organismus der Wissenschaften ausgeschiedene Disciplin» sondern als eine niht iu eine Facultät eingeordnete, aber sämtlichen Facultäten für die Studierenden orthodox-griechischer Confession beigeordnete bezeichnet werden muss). Как упомянуто было выше, попечителем Дерптского учебного округа ещё в 1851 году предписывалось строго следить за тем, чтобы православные студенты исправно посещали лекции по богословию и своевременно держали экзамен по нему. Но начальством университетским, по-видимому, не было принято надлежащих мер к упорядочению этого дела, ибо ещё в начале января 1860 года протоиерей Алексеев заявлял совету, что, в виду особого положения кафедры православного богословия в университете, необходимо сделать в правилах для студентов некоторые особые замечания, а именно: 1) Нужно сделать замечание на Studiumplan’ax всех факультетов и на всех Belegbogen’ax, что студенты православного исповедания, кроме факультетских предметов, обязаны ещё выслушать четыре богословских предмета: историю: а) библейскую, б) церковную, и богословие: а) догматическое, б) нравственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010