В Академии И. В. Чельцов окончил курс 4-м, с предназначением к возведению в степень магистра (XIX курс, 1847–1851) 5 . Товарищами его по курсу были иеромонах Никанор Бровкович , И. А. Чистович и Н. Н. Делицын, также П. А. Преображенский, известный потом редактор «Православного Обозрения», и И. Г. Заркевич, издатель апологетического сборника «Материализм, Наука и Христианство », (потом епископ Николай). Курсовое сочинение И. В. Чельцова : «Жизнь св. отца нашего Амвросия, архиеп. Медиоланского», было читано бакалавром патристики П. Е. Колоссовским, удостоившим его высшего балла 10. Рецензент похвалил автора за ту «тщательность, с какой он рассмотрел высокий предмет свой», и признал, что «замечательнейшие черты жизни св. Амвросия Медиоланского и описание его творений представлены с полною отчетливостью и проникнуты светлыми взглядами ума, привыкшего к строгому и основательному суду», «речь всюду легкая и сильная, простая и вместе приличная важности предмета, внятная и убедительная» 6 . В степени магистра он был утвержден уже в 1852 г. 8 декабря. § II На академическую службу И. В. Чельцов поступил сразу же по окончании курса. 26 сентября 1851 г. состоялось определение Синода об увольнении от службы в Академии профессора церковной истории прот. И. С. Кочетова, 29 сентября – о замещении вакансии Чельцовым в звании бакалавра; одновременно с ним назначены были бакалаврами по разным предметам товарищи его по курсу – иером. Никанор Бровкович (обличительное богословие), И. А. Чистович (русская гражданская и церковная история) и Н. Н. Делицын (общая гражданская история). В 1859 г. определением Синода от 6 февраля «за примерно усердное и полезное прохождение наставнической должности» он возведен в звание экстраординарного профессора, в следующем 1860 г., по представлению внутреннего Правления от 10 января, утвержден Синодом 23 марта, «во внимание к свыше восьмилетней отлично усердной службе» и «обширной разработке и основательному преподаванию своего предмета», в звании ординарного профессора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Готорн Натаниел (1804–1864) — американский писатель эпохи романтизма, новеллист (сборник «Дважды рассказанные истории», 1837, 1846, 1851) и романист («Алая буква», 1850, рус. пер. 1856); «Дом о семи фронтонах», (1851, рус. пер. 1852), «Мраморный фавн» (1860). В «Романе о Блайтдейле» (1852, рус. пер. 1912) отразился опыт участия писателя в утопической коммуне Брук Фарм. В лучшем романе Готорна «Алая буква» напряженный моральный конфликт героев изображен на фоне суровых нравов американских пуритан XVIII b. Беннет Арнольд (1867–1831) — английский писатель. Действие романов Беннета («Анна из Пяти городов», 1902, и др.) часто происходит в его родном Стаффордшире. О «Пяти городах», центре фарфоровой и фаянсовой промышленности, написаны и рассказы Беннета, вошедшие в несколько сборников. Друг Уэллса, вдумчиво относившийся к его творчеству. Харрисон Фредерик (1831–1923) — английский писатель и философ-позитивист. В течение нескольких лет занимался в Лондоне юриспруденцией; заинтересовавшись позитивизмом, приобрел репутацию одного из руководителей позитивистского движения в Англии. Основал «Позитивистское обозрение» (1893 г.), создал позитивистский клуб. Среди его многочисленных книг наиболее известны «Значение истории» (1894), «Порядок и прогресс» (1875), «Социальная статистика» (1875), «Выбор книг» (1886), «Оливер Кромвель» (1888). Сандерсон Фредерик Уильям (1857–1922) — основатель школы либерального направления в Оундле, неподалеку от города Питерсборо. Уэллс посвятил ему книгу «История Великого Учителя. Простой рассказ о жизни и взглядах Сандерсона из Оундла» (1924). Школа Сандерсона считалась экспериментальной и отличалась индивидуальным подходом к каждому ученику. В ней были сокращены часы, отводившиеся в обычных школах на классическое образование, но зато введен ряд новых предметов. После поездки Уэллса в Россию в 1914 г. в школе, по его совету, стали обучать также русскому языку. Уэллс отдал в школу Сандерсона двух своих сыновей, уже получивших ранее хорошую домашнюю подготовку. Это еще до начала работы над «Историей Великого Учителя» позволило Уэллсу ближе присмотреться к работе школы Сандерсона, что отразилось в первую очередь в романе «Джоанна и Питер» (1918).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Но из этой программы, слишком обширной для семинарского курса, уроки по патристике не обнимали сведений о жизни и творениях известнейших отцов Церкви далее IV и V века. По расписанию 1840 года патристика полагалась в высшем отделении, но с 1845 года семинаристы изучали эту науку в среднем отделении во второй год при четырех уроках в неделю и продолжали изучение в высшем отделении при двух уроках. Учебника по патристике не было у семинаристов и они проходили ее по запискам, выдаваемым преподавателями; для последних же большое неудобство в преподавании патристики заключалось в том, что тогда существовали в русском переводе лишь очень немногие из отеческих творений, и вот для устранения этого неудобства в Духовно-учебном управлении составлен был «общий план для издания творений всех святых отцов в последовательном порядке», а труды по изданию этому возложены были на духовные академии. Хорошим руководством к изучению сведений по патристике служило «Историческое учение об отцах Церкви» архиепископа Филарета, издание 1859 года. В высшем отделении к прежним богословским наукам – богословию догматическому, нравственному и пастырскому, церковной истории и археологии – прибавлены новые: гомилетика, учение о вероисповеданиях, каноническое право и впоследствии наука о расколе с опровержением его. Догматическое богословие изучали сначала по запискам, затем по одобренному печатному учебнику, составленному в конце сороковых годов Антонием Амфитеатровым , тогда ректором Киевской духовной семинарии. Классический учебник этот представляет всю полноту символа Православной Восточной Церкви в сжатом, но твердом и строго систематическом, ясном и отчетливом виде. Нравственное богословие семинаристы до 1851 года изучали во второй год в высшем отделении по запискам преподавателей, составленным на основании сочинения Штапфа «Theologia moralis» (1836 год, в 4 томах) и творений Тихона, Задонского святителя. Лишь в 1851 году была выслана программа по нравственному богословию, в сущности та же самая, по которой составлены впоследствии печатные руководства: в 1854 году Платона Фивейского ( архиепископа Костромского в 1877 году) и протоиерея Солярского в 1860–1864 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Так, еще. в 1846 году пр. Платон заметил неумелое ведение приходо-расходных книг в осмотренных им церквах, причем священники, в свое оправдание, ссылались на то, что их никто не наставлял в этом деле, почему консистория и преподала им надлежащее, наставление, вменив при сем в обязанность к подписке по приходо-расходным книгам приглашать не только всех членов причта, но и церковного старосту. А для того, чтобы при церквах мог образоваться хотя небольшой запасной капитал, консистория сделала распоряжение, чтобы в тех из церквей, в которых сумма доходов не достигла 30 руб., покупка свечей, вина, просфор и прочих необходимых предметов для богослужения, производилась на средства священников и прихожан. Когда же в 1851 году ревизией было обнаружено неисполнение сего распоряжения консистории, последняя, с одной стороны, определила взыскать со священников, виновных в том, недостающую сумму денег и, притом, в таком количестве, которое израсходовано на церковные потребности со времени объявления, состоявшегося посему предмету постановления епархиального начальства, а с другой стороны, вменила в обязанность благочинным, при ежегодной поверке денег, иметь в виду это обстоятельство, и, потому, если где окажется, что расход произведен или неправильно, или из суммы, не достигшей 30 руб., заставлять священников израсходованное количество оной суммы пополнять на свой счет. Но, делая такое распоряжение, консистория, по-видимому, упустила из виду то обстоятельство, что по многим церквам, как было обнаружено ревизией в 1849 и 1851 годах, не заведены были еще приходо-расходные книги и, следовательно, благочинные не имели возможности контролировать ведение церковного хозяйства. 555 При таком положении вещей, нисколько не удивительно, что пр. викарии иногда заявляли в своих отчетах подозрение относительно присвоения священниками церковных денег, как, например, это было заявлено в 1860 году пр. Игнатием; а в 1872 году пр. Иосифом и Евгением, причем последний, во время своей ревизии в 1876 году по уездам Виленскому, Тройскому и Вилейскому, нашел, что церковное счетоводство велось по однажды установленной форме и норме, с наблюдением лишь некоторого соответствия между приходом и расходом, при полной, однако, невозможности видеть что-либо действительное в документах церковных, вследствие допущения в каждой книге своеобразностей и, притом, ни на чем не основанных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Ab/13 – книга в малый лист, в которой заключается большей частью официальные письма и отношения, именно 34 Сербиновича к о. Порфирию с несколькими ответами последнего, написанными на самых письмах Сербиновича, 1 – А. Карасевского и «извлечение из письма Ее Высочества к Татьяне Борисовне Потемкиной», где изложен отзыв об о. Порфирие. Всех листов в книге 67. Ab/14 – книга в лист с надписью на корешке: «Консульские письма к о. Порфирию»; в ней содержится следующее: I. «Консульская письма из Бейрута»; здесь 21 письмо: от г. Мостра (Mostras) 2 (с одним ответом о. Порфирия) на французском языке»; Базили – 15; князя Дондукова-Корсакова – 3 и Блана – 1 на французском языке, – 1844–1853гг. Тут же находится «Copie d " une lettre, adressée par M r Consul Général à S. Ε. Hafiz Pacha de Jérusalem en date du 20 Décembre l852». II. «Дела по антиохийскому престолу с 1851 года от г. Базили» – 7 писем (хотя не все от него): от Базили – 4, Марабути – 2 и антиохийского иеромонаха Макария – 1 на арабском» языке; – 1851–1853 гг. III. «Частные письма консула Базили из Бейрута», – 55 писем, из которых одно от жены Базили, – касающихся разных вопросов по востоку; здесь приложена и κοпии с ответного письма к антиохийскому патриарху; – 1849–1853 гг. IV. «Консульские письма из Яффы», а на следующем за этим листе написано: «дела 1853 года», – 38 писем: от Марабути – 35 большей частью на греческом языке и несколько на русском, от французского консула de-Lantivy – 1, от прусского Розена – 1 и 1 на арабском языке; – 1844–1853 гг. V. «Переписка с консулами: Александрийским, Каирским, Иерусалимским и Солунским», – 21 письмо: 7 о. Порфирия (4 французских Bochti в Каир, 2 Фоку в Александрию, 1 Pizzamano, французско-австрийскому консулу, и 1 Лаговскому в Каире), от Bochti – 3, Мустоксиди – 6, Волковича – 1 (итальянск.) и 4 арабских, 1846–1852 гг. За этим следуют «письма к Солунскому консулу Августину Мустоксиди» от о. Порфирия большей частью с Афона, на русском и греческом языках, – 1845–1860 гг., и затем 12 писем от Мустоксиди к о. Порфирию, – 1858–1861 гг., на греческом и французском языках. После этого идет «Tables des Matiéres», вероятно, сочинения о маронитах, и за тем: «Convertion des Russes» (на 2 мал. листах), – о начале Руси. Листов в книге 143 нумерованных. Здесь приложены три турецких письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Историк выполняет свои обязанности в той мере, в которой он сочетает в себе три вышеназванных качества. Конечно, в этой земной жизни мы можем лишь немного приблизиться к совершенству в этом или любом другом направлении исследований. Чтобы достичь абсолютного успеха, нужно быть непогрешимым; смертному человеку этого не дано. Только Божественный Разум имеет привилегию уже в начале видеть конец и рассматривать все аспекты и все значение событий; человеческий же ум способен лишь воспринимать все вещи последовательно и рассматривать их по частям. Полное разрешение исторических загадок ждет нас только в небесной жизни, когда мы будем видеть уже не сквозь тусклое стекло, а лицом к лицу, и изучать течение времени с высот вечности. Очень удачное замечание св. Августина по поводу взаимосвязи Ветхого и Нового Заветов — «Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus in Novo patel» — можно применить и к взаимосвязи нынешнего мира и мира будущего. История воинствующей церкви — лишь образ и предвосхищение торжествующей Церкви на небесах, пророчество, смысл которого мы полностью поймем лишь в свете его исполнения.   § 7. Литература по церковной истории Stäudlin: Geschichte и. Literatur der к. Geschichte. Hann. 1827. J. G. Dowling: An Introduction to the Critical Study of Eccles. History. London, 1838. Цит. с. 1. Эта работа представляет собой главным образом обзор сочинений церковных историков, с. 1–212. F. С. Baur: Die Epochen der kirchlichen Geschichtschreibung. Tüb. 1852. Philip Schaff: History of the Apost. Church (Ν. York, 1853), pp. 51–134. Engelhardt: Uebersicht der kirchengeschichtlichen Literatur vom Jahre 1825 — 1850. Niedner, «Zeitschrift für historische Theologie», 1851. G. Uhlhorn: Die kirchenhist. Arbeiten von 18511860. Niedner, «Zeitschrift für histor. Theologie», 1866, Gotha, pp. 3–160. Он же: Die ältere Kirchengesch, in ihren neueren Darstellungen. «Jahrbücher für deutsche Theol.», vol. II. 648 sqq. Альманах «Zeitschrift für Kirchengeschichte» Бригера, основанный в 1877 г. и выходящий в г. Гота, публикует библиографические статьи А. Гарнака, Мюллера и других авторов о самых последних публикациях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Алексей Львович Карпинский, ирбитского уезда, Красной слободы, Богоявленской церкви священника Льва Карпинского сын. По окончании курса в семинарии, с причислением ко второму разряду воспитанников оной, с утверждения преосвященного Мелетия, определен учителем первого класса Верхотурского приходского духовного училища, а 3 апреля 1830 г. исправляющим должность смотрителя и учителем второго класса, а 17 марта 1833 года, по прошению его, от означенных должностей уволен для поступления в епархиальное ведомство. С июля месяца 1829 года по июль же 1833 года, по избранию совета Казанского университета и по последовавшему на сие соизволению преосвященного Мелетия, в Верхотурском уездном училище был законоучителем, каковую должность проходил и в Нижнетагильском приходском училище три года безмездно. 1834 года февраля 10 дня высокопреосвященным Аркадием рукоположен во священника к Нижнетагильскому Входо-иерусалимскому собору; того же года, августа 28 дня, определен в сотрудники к бывшему протоиерею Михаилу Кириллову по делу миссии. 1835 года 11 мая определен исправляющим должность Кушвинского благочинного, а 30 октября того же года действительным благочинным по церквам Нижнетагильских заводов и сотрудником епархиального попечительства. 19 декабря 1838 года за честное поведение и усердное прохождение должностей благочинного и приходского священника награжден набедренником; 8 апреля 1844 года за ревностное исправление, при примерном поведении, своих обязанностей и особенно содействие к обращению раскольников Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой скуфей; 1846 года 15 сентября произведен к Нижнетагильскому Входо-иерусалимскому собору в протоиерея; 1847 года января 26-го за оказанное действие к успешному обращению Черноисточенской часовни в ведение епархиального начальства объявлено ему благословение Св. Синода. С 12 июля 1847 года по сентябрь 1851 года, при открытии в доме его училища для девиц, кроме обязанности попечителя, проходил должность законоучителя безмездно, за что 4 октября 1851 года объявлена ему благодарность епархиального начальства; 17 апреля 1848 года Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой камилавкой; в 1853 году объявлено ему за усердную службу благословение Св. Синода; 16 августа 1855 года за девятнадцатилетнюю службу в должности благочинного Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени. Указом Св. Синода 18 марта 1857 года определен миссионером по Верхотурскому уезду; в 1865 году, по просьбе его, от сей должности уволен. 17 мая 1860 года Всемилостивейше награжден золотым наперсным крестом; 14 мая 1867 года Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шло интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием по системе Дж. Макадама. В период с 1833 по 1855 г. построено 6,5 тыс. км шоссейных дорог. Среди них Брест-Литовское шоссе на Варшаву и шоссе на Динабург (ныне Даугавпилс), ныне Киевское шоссе. Шоссе имели стратегическое значение и были подведомственны Главному управлению путей сообщения. Особое значение имело развитие железнодорожного сообщения. Строительство Царскосельской дороги началось 1 мая 1836 г., а 22 мая 1838 г. было открыто движение на всем ее протяжении (25 верст). 13 янв. 1841 г. принято решение о строительстве магистрали, соединяющей С.-Петербург и Москву, к-рое было в основном завершено к 1851 г. В февр. 1851 г. утвержден проект строительства железной дороги до Варшавы (доведена до Гатчины; 41 верста). Широко развивался и водный транспорт с паровым двигателем, в 1850 г. пароходы ходили по Волге, Днепру, Волхову, Неве и по Ладожскому и Онежскому озерам, Аральскому м., также по озерам Ильмень и Байкал. К 1860 г. только в Волжском бассейне было более 350 пароходов. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина 1839-1843 гг., укрепившая рубль, ввела серебряный монометаллизм и также способствовала экономическому развитию страны. Она обеспечила устойчивое денежное обращение до начала Крымской войны. Предпринимались и различные меры для поощрения торговли. 6 дек. 1836 г. подписан 1-й специальный закон об акционерных товариществах, которым разрешалось основание компаний с именными акциями. В 1842 г. появились первые сберегательные кассы, утвержден их устав. Крупнейшими ярмарками были Нижегородская, торговые обороты к-рой увеличились с 12,7 млн р. в 1825 г. до 57,6 млн р. в 1852 г., Харьковская, Коренная в Курске, Ирбитская. По подсчетам Миронова, общее количество ярмарок во 2-й четв. XIX в. увеличилось с 4969 до 5620 (на сопоставимой территории - с 3707 до 4229). При общем положительном сальдо оборот внешней торговли увеличился с 153,6 млн р. (золотом) в 1821-1825 гг. до 283,3 млн р. в 1846-1850 гг., т. е. в 1,8 раза. В экспорте преобладали зерновые (до 35% от стоимости экспорта), лен, пенька и сало. На долю металлов приходилось 7,5% вывоза, а промышленных изделий - 5,5%. В экспорте России все больший удельный вес занимала торговля пшеницей. С 1832 по 1840 г. объем экспорта зерна ежегодно возрастал более чем на 50%. В структуре российского импорта преобладали хлопок (12,8%), красители (5,8%) и машины (5,1%). Главным торговым партнером Российской империи в 30-х гг. XIX в. была Великобритания (37% сельскохозяйственного экспорта; в германские гос-ва - 11, во Францию - 10%). Из Великобритании ввозились машины, промышленные товары, шотландский уголь (73% российского импорта). В 40-х гг. по мере роста промышленного производства в России и развития торгово-экономических отношений с др. странами удельный вес англ. торговли снижался. Рус. текстильная промышленность стала соперничать с английской, а отечественные ткани вышли на мировой рынок. Наука и образование

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

Островский Геннад. Фед., статский советник. Кандидат III курса (1822). Назначен был учителем оренбургской Семинарии. В 1827 году определен товарищем директора, а в 1835 директором московской Синодальной типографии. В 1844 г., по введении новых штатов в типографии, назначен советником типографской конторы и в сей должности скончался в 1852 году. Кирьяков Александр Федор., коллежский советник, магистр VII курса (1830). По окончании курса поступил на должность профессора Семинарии в Калугу, оттуда в 1833 г. переведен в московскую Семинарию, в которой преподавал церковную историю, археологию и каноническое право, и в которой с 1842 до 1851 г. был инспектором. По выслуге 35 лет в должности наставника Семинарии, вступил на службу в московскую Синодальную типографию и в 1867 году получил должность старшего справщика. Румянцев Вас. Егор., статский советник. Кандидат XV курса (1846). По окончании курса назначен преподавателем калужской Семинарии. В 1851 году поступил на службу в московский архив министерства юстиции: в 1856 определен помощником начальника московской сенатской типографии; а в 1864 г. инспектором московской Синодальной типографии. С 1874 г. состоит редактором Трудов московского археологического общества. К напечатанным трудам его относятся: Древние издания московского печатного двора (Труд. моск. арх. общ. 1869). О гравировании и граверах при московском печатном дворе в XVI и XVII столетиях (там же, 1870). Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России М. 1872. (Удостоен Уваровской премии). Дом археологического общества на Берсеневке (Труд. м. арх. общ. 1875). Шавров Мих. Владим., действительный статский советник. Магистр XVIII курса (1852). Окончив курс, поступил на должность профессора петербургской Семинарии по классу словесности. В 1864 году получил должность чиновника особых поручений при Обер-Прокуроре св. Синода. Ненарокомов Иван Александр., тайный советник. Магистр XX курса (1856). По окончании курса назначен профессором московской Семинарии по классу логики, психологии, патристики и латинского языка. В декабре 1856 г. перешел на службу в канцелярию Обер-Прокурора св. Синода: в 1860 г. назначен секретарем св. Синода, в 1864 г. обер-секретарем, в 1867 – членом учебного комитета при св. Синоде, в 1869 – исправляющим должность директора канцелярии Обер-Прокурора св. Синода и утвержден в этой должности с получением чина действительного статского советника в 1871 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1824 г. он закрыл крупный миссионерский центр - мон-рь Санта-Роса-де-Окопа (недалеко от Уанкайо) - и выслал из страны францисканских миссионеров. После возобновления отношений с Папским престолом они вернулись в страну. В 1836 г. миссионерский центр был восстановлен. Практически все вновь прибывшие миссионеры были испанцами, что вызвало недовольство либералов, боявшихся, что они будут способствовать распространению антилиберальных идей. В 1826 г. был издан декрет «О реформе религиозных орденов», согласно к-рому в одном населенном пункте не должно было существовать более одного представительства каждого ордена. Из крупных религ. конгрегаций исключение было сделано только для францисканцев. Вслед. этого декрета в стране были закрыты 39 муж. мон-рей, при этом женские продолжали функционировать. В 1833 г. был издан указ о национализации имущества закрываемых мон-рей. На протяжении XIX в. были приняты еще неск. законов, в результате к-рых многие мон-ри лишились части своей собственности, а их доходы были существенно уменьшены. Сократилось и число монахинь: если в 1790 г. в Лиме проживали 434 монахини, то к 1857 г. их численность составила 211 чел. В 30-х гг. XIX в. начался процесс восстановления церковной иерархии. Консервативные президенты Л. Х. де Орбегосо, Х. Р. Эченике (1851-1855) и Р. Кастилья-и-Маркесадо (1845-1851, 1855-1862) были заинтересованы в Церкви, поскольку видели в ней союзника, к-рый мог помочь в стабилизации настроений общества. Политика церковного руководства была сосредоточена на 2 задачах: реорганизации Церкви и возвращении утраченных позиций. Особую роль в реализации этих задач сыграли архиеп. Лимы Хосе Себастиан де Гойенече-и-Барреда (1859-1872) и еп. Арекипы Бартоломе Эррера Велес (1860-1864), оказавшие большое влияние на политическую и культурную жизнь страны. Священник, политик и адвокат Франсиско Хавьер де Луна Писарро (1780-1855), не принимая участия в Войне за независимость, поддерживал сторонников отделения от Испании, после обретения независимости неоднократно был главой Учредительного конгресса, в 1822 и 1833 гг.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010