Лудовико Антонио Муратори (1672–1750), хранитель Амброзианской библиотеки в Милане, издал новый свод латинских надписей – Novus thesaurus veterum inscriptionum 1744 . В 18 в. возникает систематическая эпиграфическая критика: Шипионе Маффеи (1675–1755), обнаруживший в изданиях латинских надписей массу плохо выполненных подделок и интерполяций, предпринимает попытку вернуться к оригиналам, исключив всё подозрительное 1745 . Критические исследования эпиграфических памятников продолжают Гаэтано Марини (1742–1815) 1746 , Бартоломео Боргези (1781–1860) 1747 и их последователи. С этого времени латинская эпиграфика из хобби превращается в науку. Аналогичную роль в развитии греческой эпиграфики сыграл Филипп Август Бёк (1785–1867), профессор классической филологии в Гейдельберге и Берлине. Из самых полных изданий эпиграфических памятников выделяются издания Берлинской академии наук Corpus inscriptionum Graecarum (с 1825 г.) 1748 и Corpus inscriptionum Latinarum (с 1853 г.). Отдельно изданы также эпиграфические памятники Малой Азии, Сирии и др. 1749 Проект публикации всех известных античных греческих надписей был начат в Берлинской академии наук основателем греческой эпиграфики Августом Бёком и основоположником историко–критического метода Бартольдом Георгом Нибуром (1776–1831). К работе были подключены также Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер (1768–1834), Филипп Бультманн (1764–1829) и Иммануэль Беккер (1785–1871). Первые 2 тома Corpus Inscriptionum Graecarum (1825–1843 гг.) вышли под редакцией А. Бёка, тома 3–4 (1853–1859 гг.) – при участии Иоганна Франца (1804–1851), Эрнста Курциуса (1814–1896) и Иоганна Вильгельма Адольфа Кирхгофа (1826–1908). В 1887 г. был опубликован справочный том (Corpus inscriptionum graecarum. Voluminis quarti, fasciculus tertius, indices continens), подготовленный Германном Рёлем (p. 1851). В отличие от прежних изданий древних надписей, в CIG информация организована по географическому принципу. В Корпусе помещено свыше 10 000 надписей (без перевода). Комментарии выполнены по–латыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 4 тома, 1851 след., 2 изд. 1903. —  J. A. Mцhler, Athanasius der Grosse, 1827, 2 Aufl., 1844; Я. Voigt, Die Lehre des Athanasius von Alexandrien, 1861; L. Atzberger, Die Logoslehre des hl. Athanasius, 1880; K. Hots, Studien ьвег das Schrifttum und die Theologie des Athanasius, 1899; A. Smьlcken, Athanasiana, Texte und Untersuchungen, Bd. XIX. 4, 1899; E. Schwartz, Zur Geschichte des Athanasius, I-IX, Nachrichten der kgl. Gesellschaft der Wissensch. zu Gцmmingen, 1904, 1905, 1908, 1911; E. Weigl, Untersuchungen zur Christologie des hl. Athanasius, 1914 (=Erhardt-Kirsch Forschungen, Bd. XII. 4). — A. B. Горский, Жизнь Св. Афанасия Великого (1851), в 1-ом томе русскаго перевода; И. В. Понов, Религиозный идеал св. Афанасия, Богосл. вестник, 1903, 12; 1904, 3, 5.   III. Cb. Кирилл Иерусалимский. — Основное издание Dom Тоиттйе (1720, 1763), — Migne, t 33; срв. издание Reischl-Rupp, 1–2, 1848, 1860. Русский перевод в издании Моск. д. академии, 1855, 2 изд., 1891, с вводной статьей А. П. Лебедева. —  J. Mader, Der hl. Cyrillus, Bischof von Jerusalem, 1891; Niederberger, Die Logoslehre des hl. Cyrill, Diss., 1923; J. Lebon, La position de St. Cyrille de Jйrusalem dans les luttes provoquйes par l " arianisme, Revue de l " histoire ecclйs., XX, 1924. К истолкованию слов св. Кирила с литургической стороны срв. работы F. X. Dцlger " a, Das Sakrament der Firmung, 1906; Der Exorcismus im altchristlichen Taufritual, 1909; Sphragis, 1911.   IV. Cb. Василий Великий. — Основное издание Garnier-Uaran (1721–1730), повторено с дополкениями Sinner (1839), — т.т. 29–32. Русский перевод в издании Моск. дух академии, 7 томов, 1845–1848; 2 изд., 1891–1892. Срв. статью прот. А. В. Горского, Жизнь св. Василия Великаго в «Прибавлениях к изданию творений св. отцов», Ш, 1845. —  С. R. W. Klose, Basilius der Grosse nach Leben und Lehre, 1835; F. Bцhringer, Die drei Kappadozier, 1875 (=Die Kirche Christi und ihre Zeugen, Bd VII);/. Wьmig, Die Friedenspolitik des Papstes Damasus, 1912; L.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Внешние события в жизни Леонтьева за трактуемый период таковы 34 . Непосредственно по окончании курса университета Л. отправился врачом-добровольцем в Крым. По заключении мира в 1856 году он возвратился в Россию, был сельским и домашним врачом в Нижегородской губернии, в имении барона Д. Г. Розена, где пробыл до мая 1860 года. Лето и осень этого года Л. провел в своем имении Кудинове. В 1860 году он отправился в Петербург с целью отыскать себе другого характера занятия, которые бы оставляли больше времени для самообразования. В 1863 году он поступает на службу в министерство иностранных дел. Был последовательно секретарем на о. Крите, консулом в Адрианополе, Тульче, Янине и Салониках. – Все время от университетской скамьи посвящено было усиленным занятиям, с одной стороны, естественными науками, особенно любимой из них зоологией, с другой – изучению русской и иностранной литературы и философии 35 . К означенному периоду, кроме нескольких статей, относятся роман «Подлипки», а также особенно важные для определения душевного настроения автора повести «В своем краю», «Ай-Бурун» 36 и большая публицистическая статья «Грамотность и народность» 37 . Эстетом вышел Леонтьев из Университета. Мы видели, как последовательно дошел он вслед за потерей веры до имморализма, или, пользуясь его собственным выражением, до «жестокой иногда борьбы поэзии с нравственностью» 38 . Суррогат религии, простое умственное успокоение, более безнадежное, чем открытое неверие, эстетический деизм – вот та вера, на которой успокоился Леонтьев на долгое время. Эстетическим вкусом оценивал он достоинство тех или других форм религиозного сознания. Православие и папство, равно как буддизм и мусульманство, были для него более или менее красивыми фактами жизни – и только это осталось в качестве следа детского религиозно-бытового воспитания... В эту «бестолковую пору» своей жизни Леонтьев расстался и с монархическими преданиями своей семьи. Но насколько безнадежным был он в религиозном отношении, настолько же эстетизм, по его выражению, дал ему возможность выдержать напор того демократизма, «который широкой волной разлился в 60-ые годы“. То, что в студенческие годы было в значительной степени одной лишь «натурой“, у тридцатилетнего Леонтьева начинает принимать характер системы. Демократизм Л. и на студенческой скамье был в значительной степени лишь словесным. В более же зрелую пору он быстро уступил место культу сложности и разнообразия жизни, горячим поклонником которого оставался он вплоть до могилы. Пафос вражды к демократическому уравнению людей, к «эгалитарному прогрессу», по его позднейшей терминологии, которым всего больше характеризуется писательский темперамент Леонтьева, зародился в нем с самого начала его самостоятельной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Позже, в 1847 году, Антиохийский Патриарх Мефодий († 1851) присоединил к Православию амидского митрополита со всей его паствой и многих униатов в Сидоне. В 1860 году при Патриархе Иерофее († 1885) было присоединено ещё пять тысяч униатов. Положение Патриархата ухудшила Наполеоновская экспедиция. В 1883 году Сирия была завоевана египетскими войсками. Положение христиан несколько улучшилось. Однако магометанский фанатизм способствовал истреблению христианства. Особенно много христиан погибло в 1860 году, когда население Ливана – друзы (магометане) подняли войну против христианства. История знает гибель библиотеки в Дамаске, разграбление церквей. Уцелевшие христиане скитались без крова и пищи. В течение лишь одного месяца арабы-друзы умертвили 17 тысяч человек. Вся Европа ужаснулась от этой резни; по соглашению между европейскими государствами, в Сирию были отправлены французские войска, которые оккупировали её в течение одного года, и в Патриархате водворилось спокойствие. Позже Порта принимала меры к тому, чтобы не допускались кровавые вспышки религиозной вражды мусульман к христианам, которые давали повод к вмешательству европейских держав, Антиохийскому Патриарху было предоставлено право представительства в Порте. Немало было внесено беспорядка во внутреннюю жизнь Патриархата и вмешательством в его дела Константинопольской и Иерусалимской иерархии. Константинопольский Синод в XVIII веке присвоил себе право назначать на Антиохийскую кафедру лиц из состава Константинопольской иерархии, а Иерусалимская иерархия в конце XIX века сделала попытку превратить Антиохийский Патриархат в свою епархию. На архиерейские кафедры в пределах Патриархата стали ставиться исключительно греки. Это вызвало недовольство среди православных арабов. Арабское население желало иметь туземную иерархию во главе с Патриархом. Законное желание арабов осуществилось только в 1899 году, когда на Антиохийскую кафедру был избран Патриарх из арабов – Мелетий Лаодикийский. С этого времени Патриархами являются иерархи арабской народности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

291 Солнцеву еще в 1845 г. Синодом разрешено составлять сборник старинных подлинников ликов святых и брать их из разных монастырей, – с целию издания, по одобрении духовной цензуры. (См. извл. из отч. об. -прок. за 1845 г. стр. 63). 292 Солнц. «Моя жизнь», в Русск. Стар. 1876 г. 299. О митр. Серафиме автор замечает, что он «мало обращал внимания на занятия дух. воспитанников живописью». Но Серафим умер еще до введения живописи в семинарии, в янв. 1843 г. 294 Извл. из отч. об. -прок. 1837 г. 122. 1849 г. 97. 1851 г. 107. 1859 г. 20. Ср. Уст. дух. конс. 1841. § 14. Число школ церковно-приходских напр. в 1860 г. простиралось до 7907, а в 1865 году до 21420. (Отч. об. -прок. 1860 г. 67. Всеподд. зап. об. -прок. 1865 г. стр. 45). 296 Извл. из отч. об. прок. 1866 г. стр. 70, 118. «Чем успешнее распространились церковно-приходские школы, (главная заслуга которых в том, что он дают воспитание в духе православно-народном), тем большая обязанность лежит на духовном ведомстве и на обществе упрочить их существование подготовлением учителей, улучшением преподавания и в особенности материальным их обеспечением. С этою целию духовным ведомством приняты уже различные меры и можно надеяться, что общество не останется безучастным к положению этих первоначальных училищ, призванных образовать народ, только что начинающий учиться. Школа – более, чем элементарное училище грамотности; она вместе с тем и преддверие к церкви, в ней дети преимущественно знакомятся с догматами веры и воспитываются в правилах христианской нравственности. Такое значение, признанное за народною школою во всех образованных государствах, принадлежит ей в особенности в России, где народ, проникнутый самым теплым христианским чувством, к сожалению, еще весьма мало знаком с сущностью исповедуемой им веры, отчего нередко у нас отцы поучаются в этом отношении от детей». (Всеподдан. докл. зап. гр. Д. Толстого о деят. прав. дух. 1865 г. стр. 46, 47. Ср. Отч. 1866 г. стр. 116–119). 297 В следующем 19-м § правиле говорится, что «для многолюдных классов, к облегчению наставников главных предметов в рассматривании ученических упражнений, в том числе и проповедей, употреблять наставников второстепенных предметов, по усмотрению семинарских правлений, с утверждения епархиальных архиереев».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп Шафф (протестант) Глава III. Литературный спор христианства с иудаизмом и язычеством §28. Литература Источники Тацит (консул с 97 г., умер около 117): Annal., xv. 44. См. также, что он пишет об иудеях: Hist. v. 1–5. Плиний (умер около 114 г.): Ер. х. 96, 97. Цельс (о нем известно со 150 г.): Αληθς λγος. Фрагменты сохранились в опровержении Оригена (8 книг Κατ Κλσου; восстановлены, переведены и объяснены в Theodor Keim: Celsus» Wahres Wort. Aelteste wissenschaftliche Sireitschrift antiker Weltanschau ung gegen das Christenthum. Zürich 1873 (293 pages). Лукиан (умер ок. 180): Περ της Περεγρνου τελευτς, с 11–16; и Αληθς ιστορα, I. 22, 30; II. 4, 11. Порфирий (около 300): Κατ Χριστιανν λγοι. Сохранились лишь фрагменты, собранные в Holstein, Rom. 1630 . Самые важные из его трудов утеряны. Остальные изданы A. Nauck, 1860. Труды Nath. Lardner: Collection of Ancient Jewish and Heathen Testimonies to the Truth of the Christian Religion (Lond. VI. – VII. vols., in Works, ed. by Kippis, London 1838. Очень ценный труд. Mosheim: Введение к его немецкому изданию Origen against Celsus. Hamb. 1745. Bindemann: Celsus und seine Schriften gegen die Christen, in Illgen, «Zeitschr. für hist. Theol.» Leipz. 1842. N. 2, p. 58–146. Ad. Planck: Lukian u. das Christenthum, in the «Studien u. Kritiken», 1851. N. 4; перевод в «Bibliotheca Sacra», Andover 1852. F. Chr. Baur: Das Christenthum der 3 ersten Jahrh. Tüb. seed. ed. 1860 (and 1863) pp. 370–430. Neander: General History of the Christian Religion and Church; trans. Torrey, vol. I., 157–178. (12 th Boston ed.) Richard von der Alm: Die Urtheile heidnischer und jüdischer Schriftsteller der vier ersten Jahrh. über Jesus und die ersten Christen. Leipz. 1865. (Неточный источник.) H. Kellner (католик): Hellenismus und Christenthum oder die geistige Reaction des antiken Heidenthums gegen das Christenthum. Köln 1806. (454 pp.) В. Aubé: De l " Apologétique chrétienne au II e siècle. St. Justin, philosophe et martyr, 2 nd ed. Paris 1875. Его же: Histoire des Persecutions de l " église. Вторая часть может быть также озаглавлена La polémique païenne a la fin du IP siècle. Paris 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Основные труды: «Этика преображенного эроса» (1931), «Кризис индустриальной культуры» (1953), «Вечное в русской философии» (1955). ГАННИБАЛ (Hannibal, 247–183 гг. до P. X.) – один из величайших карфагенских полководцев, одержавший несколько побед над римскими войсками во II Пунической войне (218–201). В ходе этой войны (218–201) совершил переход через Альпы, одержал победы у рек Тицин, Треббия (218), у Тразименского оз. (217), при Каннах (216). В 202 г. при Заме (Сев. Африка) Ганнибал был побежден римлянами. ГАРИБАЛЬДИ, ДЖУЗЕППЕ (1807–1882) – один из вождей революционного крыла Рисорджименто, народный герой Италии. Больше 10 лет сражался за независимость южноамериканских республик. Участник Итальянской революции 1848–1849 гг., организатор обороны Римской республики 1849 г. В 1848, 1859 и 1866 гг. во главе добровольцев участвовал в освободительных войнах против Австрии. В 1860 г. возглавил поход «Тысячи», освободившей юг Италии, что обеспечило победу Итальянской революции 1859–1860 гг. В 1862 и 1867 г. пытался силой освободить Рим от власти пап. Во время франко-прусской войны 1870–1871 гг. сражался добровольцем на стороне Франции. ГАРНАК АДОЛЬФ , фон (1851–1930) – немецкий историк Церкви и протестантский богослов, профессор Берлинского университета; автор фундаментальных исследований по истории раннего христианства: «История догм», «Сущность христианства», «Введение в Новый Завет» и др. Позднее христианство (после II в.) рассматривал как отход от первоначальной апостольской проповеди, как продукт синтеза первоначального христианства с эллинистической метафизикой. Отрицал библейские и евангельские чудеса; догматическому христианству противопоставлял евангельское нравственное учение как идеал, который следует положить в основу общечеловеческой морали братства и долга по отношению к ближнему. ГАРТМАН ЭДУАРД ФОН (Eduard von Hartmann; 1842–1906) – немецкий философ, автор «Философии бессознательного», последователь А. Шопенгауэра, приверженец философии пессимизма; считал, что Вселенная идет к своему уничтожению; сторонник панпсихизма; основой сущего считал абсолютно бессознательно духовное начало – мировую волю.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дальнейшее увеличение активности Адвентистов седьмого дня связанно с расширением издательской деятельности: к ноябрю 1850 г. вышло 11 номеров журнала «Истина настоящего времени», который затем был переименован в «Ревью энд Геральд» и является центральным печатным органом АСД. В августе 1851 г. была издана брошюра «Опыты и видения Е.Уайт». В 1860 г. была опубликована обширная статья Е.Уайт «Церковный порядок», которая призывала к упорядочению структуры АСД. В связи с издательской деятельностью стало необходимым определиться с названием организации, которая стала называться «Адвентисты седьмого дня». С 1860 по 1863 г. происходило формирование организационных структур АСД, а в мае 1863 г. была создана Генеральная конференция АСД 78 . В конце XIX в. организации АСД пришлось пережить ряд проблем в своей деятельности. К внешним проблемам относится развернувшаяся в это время в США кампания за соблюдение воскресного дня. Борьба с этой кампанией выдвинула АСД на политическую арену. Эти события не могли не сказаться на том, какое место в эсхатологии АСД занимает вопрос о введении к концу времен обязательного празднования воскресного дня. Среди основных внутренних проблем, которые пришлось пережить АСД в это время, можно указать следующие: – дискуссии по вопросу «праведности по вере» и связанная с ними Генеральная конференция, прошедшая в Миннеаполисе (штат Миннесота), в ноябре 1888 г.; – появление конкурирующих с Е.Уайт пророков: Анны Гармир, Анны Филипс Райс и Фани (Френсис И.) Болтон; – богословские проблемы, связанные с появлением в адвентистской среде доктрины «морального усовершенствования», а также наличием в адвентистском богословии следов арианства и пантеизма. В начале XX в. усилились возражения против того положения, которое занимала в организации АСД Е.Уайт. Главными ее критиками выступали в то время видные адвентисты Алонзо Т.Джонс, который издал буклет «Немного истории, немного опыта, немного фактов» и Джон Харлей Келлог, который делил ее пророчества на богодухновенные и небогодухновенные 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

213 Иером. Афанасий Турчанович (по Чистовичу: Турчинович), киевл., 13 маг. XVIII к. Киев. акад. (1857), из препод. Саратов. сем., с 1859 – бак. СПб. акад., 1863 – архим., 1865 – рект. Минск. сем., † 1867. 214 Иван Терентьевич Осинин, СПб. сем., 1-й маг. XXII к. СПб. акад. (1857), 1863 – экстраорд. проф. 218 Александр Михайлович Иванцов-Платонов, курск., 2-й маг. XXII к. Моск. акад. (1860), в 1863 г. – законоуч. моск. Александровского воен. учил., затем – проф. церк. истории в Моск. университете, 1877 – доктор богословия. 219 Василий Иванович Долоцкий, петерб., 5-й маг. XII к. СПб. акад. (1837), 1839 – бак., 1851 – экстраорд. проф., 1852 – орд. проф. 220 Литургикой этот предмет назывался в нашей академии, да еще в Казанской, где в первое время он назывался еще «экклезиастикой» (См.: П.В. Знаменский «История Казанской дух. академии...», т. II, стр. 313). В Московской академии «литургики» не было, а была «церковная археология». В Киевской академии этот предмет назывался то литургикой, то церковной археологией, соединяясь с каноническим правом (см. «Списки начал. и наставн. Киев. акад.», стр. 9). 221 Очень худощавый собой, он носил у студентов прозвище «мощи». Вероятно, не без влияния на происхождение такого прозвища был и предмет его чтений. 222 Мои товарищи выражали по временам удивление, почему я был таким внимательным слушателем и усердным посетителем лекций В.И.Д. Вероятно, у меня было предчувствие, что придется преподавать этот предмет, помимо интереса, который он сам по себе возбуждал во мне и который умел пробудить своими чтениями наш достопочтенный профессор. 223 Алексей Иванович Парвов, новгород., 3-й маг. XXII к. СПб. акад. (1857), 1857 – бак. гомил. и основ. богосл., 1859 – церковн. законов, 1860 – свящ. ц. Инженерного замка, 1864 – экстраорд. проф., 1865 – проф. и настоят. ц. Учил. правоведения, 1883 – председат. Учеб. комитета при Св. Синоде, † 1897. 224 Федор Самойлович Надеждин, киевск., 4-й маг. XVIII к. Киев. акад. (1855), 1855 – препод. Новгород. сем., 1859 – бак. СПб. акад., 1863 – экстраорд. проф., † 1866.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

проходил безмездно учительскую должность в Ертарской заводской школе; 28 августа 1858 г. переведен к градо-пермскому Петропавловскому собору для определения к высшим должностям в епархиальном ведомстве; 2 декабря 1858 года определен членом Пермской духовной консистории; 22 января 1859 года назначен законоучителем в Пермское канцелярское училище с жалованьем по 100 руб. в год и проходил эту должность до закрытия означенного училища в конце 1861 года; 9 сентября 1859 года переведен, по прошению, к Пермской Александро-Невской больничной церкви; 4 ноября 1859 года определен членом комиссии для рассмотрения церковных описей; 23 апреля 1860 года определен членом ревизионного комитета для проверки экономических отчетов по Пермской духовной семинарии; 4 января 1861 года определен законоучителем в воскресную школу при Пермском военном училище; 6 февраля 1862 года определен законоучителем в воскресную школу при женской гимназии; от должности законоучителя в той и другой воскресной школе уволен в июле 1862 года, по случаю закрытия всех вообще воскресных школ; 6 сентября 1861 года определен непременным членом Пермского губернского статистического комитета; с 15 ноября 1862 года, по приглашению батальонного командира, занимался безмездно преподаванием Закона Божия в батальонной школе. 1 октября 1844 года за ревностное служение св. церкви награжден набедренником; за доставленные сведения для Императорского русского географического общества три раза получал от него благодарность, именно – от 24 марта 1849 года, 26 января 1850 г. и от 27 января 1851 года; 21 мая 1855 года за безмездные и постоянно-усердные занятия по Ертарской школе изъявлена ему благодарность от местного заводского начальства; 26 августа 1856 года за отлично-усердную службу по духовному ведомству Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей; 14 мая 1860 года за таковую же службу награжден бархатной фиолетовой камилавкой; при уведомлении от министра Императорского Двора от 9 октября 1862 года удостоился получить от Государя Императора Всемилостивейше пожалованный ему бриллиантовый перстень за представленное им сочинение под заглавием: «Пасхалия арифметическая и ручная и вечный календарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010