229 См. предисловие Идена к английскому переводу работы: Romanism in Russia, D. Tolstoy, London, 1874, v. 1, p. 8–9; также, R. Eden, Impressions of a recent Visit to Russia. A Letter on Intercommunion with the Eastern Orthodox Church, London, 1867. 230 Д-р Дж. Л. Мер, ректор первого официально учрежденного епископальной прихода в Сан-Франциско, при церкви Грейс (1850–1853), приводит в своей «Автобиографии» следующий разговор по этому вопросу с другим англиканским духовным лицом, преп. Флавелом С. Минзом: ««Русско-греческая церковь »», – сказал он, – «является, пожалуй, ближе к истинному устроению кафолической церкви, чем любая другая. Как бы это сделать, чтобы получить епископат от них?» ... «В любом случае», – ответил я, – «мы должны заявить в соглашении о том, что есть надежные клирики и миряне в Калифорнии, способные к сплоченности. После мы может вызвать священнослужителя либо с Востока, либо с Запада», Процитировано по: William Stevens Perry, Bishop of Iowa, Ihe History of the American Episcopal Church 1587–1883, v. 2, Boston, 1885, p. 314, n. 2. Как заявил епископ В. И. Кип, первый епископ Калифорнии, «у ранних основателей Церкви на этом побережье не было идеи объединения с Общей Церковью на Востоке». Они хотели « Церковь в Калифорнии». Соглашение состоялось в 1850 году, а епископ Горацио Саутгейт, один из первых миссионеров Леванта, приглашен на место епископа. Он отклонил это предложение, и вплоть до 1853 года миссионерский епископ назначался Общим собранием (пока не стал постоянной епархией в 1857 году). Цит. по: Perry, op. cit. 314 и 315. Cfr. An Outline History of The Episcopal Church, Rt. Rev. Frank E. Wilson, D.D., епископ ОКлэр, 1929–1944. Обзор сделан Rev. Edward R. Hardy, Jr., Ph.D.; Morehouse-Gorham Co., New York, 1949, p. 46. 231 Journal of the Proceedings of the Bishops, Clergy and Laity of the P.E.C. in the U.S. A., 1862, p. 100 sv., 161 sv. 232 Cfr. Report of the Russo-Greek Committee в Journal of the Proceedings in 1865 (Boston, 1865), Appendix D, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Скамья. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:1855. Год утраты:1944 (взорвана) Архитектор:В.В. Виндельбандт (1870-1871 перестройка) Адрес: Россия, Ленинградская область, Сланцевский район, деревня Скамья Координаты: 58.996497, 27.749992 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревня Скамья находится в 31 км от города Сланцы Ленинградской области, у истока реки Наровы на правом берегу Чудского озера. Селение очень древнее. Посередине деревни напротив Громовской пристани, за дорогой, купцами Громовыми в 1850 году была построена часовня в итальянском стиле. В 1854 году часовню перестроили в церковь (Ильи Пророка), которая была освящена 7 июля 1855 года митрополитом из Санкт-Петербурга Никанором. Это была одна из богатых церквей Принаровья. К 1870-м годам в церкви устроены три придела: во имя Святого пророка Ильи, в честь иконы Казанской Божьей Матери и святого Николая Чудотворца. Церковь Ильи Пророка окончательно приобрела свой красивейший вид в 1871 году, когда её перестройкой руководил архитектор Василий Васильевич Виндельбандт. Была построена колокольня о обновлены престолы. Также реконструкция проводилась в конце XIX и в начале XX века. Своей земли при церкви не было, кроме участка, на котором стоял каменный двухэтажный дом для священнослужителей. В 1899 году церковная сумма составляла наличными 313 рублей. В приходе - 4 деревянные часовни: в деревнях Мальковщина, Втроя и др. Приход объединял деревни, находящиеся на расстоянии от 1 до 4 верст от церкви, это Втроя, Куричек, Кукин Берег, Мальнцово, Сиповщина (Сиповые берега, Осиновые берега), Захонье, Мальковщина, Песковицы, Ситково, Подкустовье (совр. с/т " Здоровье " ). По памятной книге Санкт-Петербургской епархии, в 1899 году в приходе состояло 286 дворов - 746 человек мужского пола и 852 женщин. К 1915 году количество дворов достигло 300. В 1920-1944 годах деревня Скамья входила в состав Эстонской Республики, ее называли восточной половиной ворот у истока реки Нарвы. Западная половина ворот находилась в Васькнарве. Воротами или же украшениями берега служили белые каменные церкви Святого Илии, стоявшие одна напротив другой в деревнях Скамья и Сыренец.

http://sobory.ru/article/?object=35627

С 1917 по 1941 гг. в военном городоке размещались различные военные иу чебные части Красной Армии. После Гражданской войны здесь размещались подразделения дивизии им. Киквидзе. С 1930-1933 гг. - школа переподготовки командного состава РККА им. В. И. Ленина, затем - десантные части авиационной бригады особого назначения. В 1944 г. во время контрнаступления советских войск здания казарм были частично разрушены. В 1950-е гг. - восстановлены, некоторые частично перестроены и соединены. С апреля 1948 г. здесь разместилось Второе высшее военно-морское инженерное училище. В 1999 г. училище было реорганизовано в Военно-морской инженерный институт. Помещение бывшей полковой церкви сохранилось, в ней устроен актовый зал. Церковь св. блгв. князя Александра Невского лейб-гвардии 4-го Стрелкового императорской фамилии полка Двухэтажное каменное здание по Волковской (Парковой) ул., 30 было возведено в 1780-е гг. арх. Джакомо Кваренги для фаворита Екатериины II графа А.Д. Ланского. В 1814-1820 гг. было перестроено арх. Василием Петровичем Стасовым. В 1814-1829 гг. здесь действовал Благородный Пансион при лицее. В этом здании и находилась церковь, устроенная еще в 1825 г. для Царскосельского Лицейского благородного пансиона, которому принадлежало это здание. В 1829 г. пансион был упразднен и здание с церковью передали Александровскому кадетскому корпусу, открытому 27 января 1830 г. В 1850 г. во время ремонта здания церковь была перенесена в другое место. 1 октября 1860 г. здание вместе с церковью было передано Офицерской стрелковой школе, а в 1864 г. - переведенному сюда из Гатчины 4-му Стрелковому батальону. Церковь находилась во втором этаже главного корпуса казарм по Волконской (Парковой) ул. Одноярусный деревянный золоченый иконостас был украшен иконами, написанными на полотне худ. Н.А. Лавровым. На стенах храма находились доски черного мрамора с именами погибших в Русско-Турецкую войну и несколько живописных полотен со сценами из жизни Александра Невского. Чтимая икона - Явление Божией Матери преподобному Сергию, которой, по преданию, митрополит Платон благословил имп. Александра I на войну с Наполеоном. В мраморном киоте хранилась икона на тканном гобелене - Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. В 1909 г. в церкви был произведен капитальный ремонт, стены и потолок расписаны древнегреческими орнаментами.

http://sobory.ru/article/?object=24649

Сатка. Собор Николая Чудотворца. Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Памятник архитектуры местного значения. Построена единоверцами Саткинского завода на пожертвования прихожан на месте старого молитвенного единоверческого дома. Здание построено на бутоволенточном фундаменте из красного кирпича, изготовленного на саткинских кирпичеделательных заводах И. Алпатова и П. Щепкина. В плане церковь имеет слабовыраженный крест. Колокольня (восьмерик на четверике) завершается шатром, подкрестным шаром и крестом. Главы церкви имеют луковичную форму. Центральная глава покоится на световом барабане, четыре меньшие главки - на восьмигранных шеях, шестая расположена на апсиде. Здание построено в «псевдорусском» стиле. Закладка храма состоялась 25.05. (07.06.) 1908 г. Одним из подрядчиков при строительстве был Ф.Г. Чирков. Расписывал фрески богомаз Е. Лаврентьев. Деревянный позолоченный иконостас имел 40 икон. В настоящее время сохранилась одна из них «Господь - Саваоф». В 1921г. серебряная и позолоченная утварь церкви изъяты Советской властью в пользу голодающих. Церковь закрыли в конце 30-х гг. 20в. С 1944 по 1948 гг. церковь была действующей. В начале 1950-х гг. здание церкви было передано конторе «Заготзерно». Существовал план перестройки здания в кинотеатр «Победа». В 1958 г. в здании открылся краеведческий музей (до 1990). Решением Саткинского горисполкома от 13.05. 1987 г. здание взято на учет как памятник архитектуры местного значения. 2 декабря 1991 г. церковь была освящена и стала действующей. Источник информации: http://hramsatka.orthodoxy.ru/hrams.htm Свято-Никольский храм. Сатка. 1913 г., автор проекта неизвестен, памятник архитектуры местного значения. Саткинский Свято-Никольский храм имеет давнюю историю. Он был освящен в 1913 году. Но история его началась задолго до этого. В XIX веке в селении Саткинского завода проживало много старообрядцев различных толков, в том числе поморского согласия. В 1835 году официально было зарегистрировано 135 членов Никольско-Успенской поморской общины. Во главе общины стоял старшина Антон Алексеевич Алпатов. Молебны проходили в его доме. В 40-е гг. XIX века из-за притеснений старообрядцев многие из них перешли в единоверие. В 1848 году в Саткинском заводе единоверов значилось 181 человек, в 1850-м - 191. Наставником единоверческой общины остался А. Алпатов. Свои богослужения единоверцы по-прежнему отправляли в доме своего наставника. Но помещались там не все, так как дом был небольшой. А в Великие праздники саткинские единоверы были вынуждены ходить в Златоустовский завод в единоверческую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=13244

Пришвин записал, как старый звонарь пришёл проститься с самым большим в мире действующим колоколом (Царь-колокол в 4000 с лишним пудов, или 67 тонн), поцеловал его со словами: «Прощай, мой друг!» – и ушёл как пьяный. С Царём висели рядом и были разбиты падением один на другой колокола «Годунов» в 1850 пудов и «Карнаухий» (Кирноцкий) в 1275 пудов. Потом пришло указание оставить на колокольне колокола общим весом 1000 пудов. Такое решение властей вызвало разочарование ревностных варваров-энтузиастов. Об этом М.М. Пришвин записал: «31 января. Жгун с сокрушением рассказывал Лёве о своём промахе: он доложил о трудности снятия “Лебедя”, и тут же оказалось, что “Лебедь” один из древнейших колоколов, и его решили сохранить. “Надо было его кокнуть на колокольне, – сказал Жгун, – а потом и доказывать”». Новые функции опустошённой колокольни, по свидетельству Пришвина, стали заключаться в том, что на Первомай и ноябрьские праздники вокруг креста из гирлянды электрических лампочек устраивали красную пятиконечную звезду. В 1941 году немцы стояли в 18 километрах от Лавры, но ближе так и не подошли. В ходе Великой Отечественной войны И.В. Сталин понял патриотическое и международное значение Церкви и разрешил незначительное открытие храмов и монастырей. В конце 1944 года была начата подготовка к открытию Лавры. Производились наружные реставрационные работы в Духовской церкви. В январе 1945 года в Лавру приехал старец-схимник Иларион. Он облачил в схимнические ризы мощи преподобного Сергия, которые до этого лежали непокрытые в стеклянной витрине посреди Никоновского придела. Есть достаточно убедительные указания на то, что именно он возвратил на место некогда спрятанную главу преподобного (череп князя Трубецкого после панихиды был захоронен у Духовской церкви). Облачение и перенос мощей в Троицкий собор были разрешены властями в связи с ожидавшимся визитом английской делегации. На Пасху 1946 года музейное руководство передало верующим ключи от Успенского собора и разрешило колокольный звон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1860 года нижний придел Благовещения находился в запустении, двери отсутствовали, а на земляном полу стоял скот. Тогда же храм и благоустроили: настлали деревянные полы, оштукатурили стены, переложили печи и сделали новые окна и двери. Запустение объясняется тем, что приход считался " станционным " , то есть служили там заштатные священники, содержать семью было практически не на что. В 1912 году деревня Пустынь состояла из 38 дворов. Среди духовенства известны священник Прокопий Иванов, бывший на приходе в конце XVIII-haчaлe XIX века, затем священник Иоанн Синозерский, умерший в 1846 году, иерей Иоанн Николаев, служивший в 1850-1854 годах. В 1884 году служил иерей Лаврентий Долоцкий. До 1933 года Троице-Благовещенская церковь была действующей, последним священником ее был Евгений Алексеевич Скородумов, умерший в конце 30-х годов XX века, сын иерея Алексея Антоновича Скородумова, рукоположенного в 1854 году. В том же году храм закрыли. В 1949 году церковь обмерял и обследовал инспектор по охране памятников архитектуры А К. Ведров, который поставил ее на учет как один из редких деревянных храмов. 3 августа 1960 года Троице-Благовещенская церковь сгорела. Вторая деревянная церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, холодная и с папертью, срублена была в 1682 году. На первом ее этаже имелся придел во имя святителя Николая с тябловым иконостасом. В верхний этаж храма вело крытое крыльцо с высоким всходом, соединенное с северной галереей. Храмовый образ церкви " Иоанн Богослов в молчании " был вложен в Синозерскую пустынь царским духовником, протопопом Меркурием Гавриловичем, уроженцем г. Устюжны. Будучи настоятелем Кремлевского Благовещенского собора, он заказал эту икону " на помин души родителей и своей " иконописцу Оружейной палаты Тихону Иванову Филатьеву в 1685 году. В 1852 году церковь отремонтировали, обшили тесом и покрасили. Позднее кровлю также перекрыли железом. В 1865 году вновь после ремонта освятили престол Иоанно-Богословской церкви. Освящение совершал благочинный священник Андрей Разумовский. Храм закрыли в 1933 году, отдав его (как и все другие здания) в ведение Устюженского музея местного края. В 1944 году он сгорел от удара молнии.

http://sobory.ru/article/?object=50992

Успенский собор - крупнейший в Херсоне храм, простой в архитектуре экстерьера, был богато украшен внутри. Грандиозный иконостас, простирающийся на 30 метров, охватывал все три придела, и в центральной части уходил вверх на 17 метров. Он заключал в себе 50 икон. Лишь одна из них - Пресвятая Богородица, стоящая на полумесяце, - замечательное произведение иконописи, - чудом сохранилась до наших дней. Вероятно, первые иконы собора были написаны киевскими мастерами. Во время ремонта храма, в конце 1850-х годов одесский мастер Тимофей Толмачевский расписал интерьер в византийском стиле. Херсонский художник 3.И.Рябков расписал приделы, а позднее переписал и все фрески храма. Ничего этого не сохранилось. История храма в советские годы подобна судьбам многих других церквей. В 1922 году были изъяты ценности, в 1929 - сняты колокола, в 1930 - собор закрыт и здание передано под спортивный клуб, в связи с чем интерьер был полностью уничтожен. Во время фашистской оккупации храм действовал, но в ноябре 1944 года был вновь закрыт и преобразован в Дворец физкультурников. С 1945 по 1993 годы в соборе находился спорт-клуб «Петровец» завода им. Г.И.Петровского. Лишь в сентябре 1993 года храм возвращен верующим Украинской православной церкви и храм начали восстанавливать. Успенский кафедральный собор является памятником архитектуры XVIII века и входит в комплекс охранной зоны исторической застройки города (ул. Ленина, 5). Пиворович В.Б., Дяченко С.А. Улицами старого Херсона. – Херсон, 2002. Соборная Успенская каменная церковь постройкою начата по прошению купцов и мещан города Херсона, от лица которых относился к преосвященному Никифору, архиепископу Славянскому 11 марта 1785 г., из «благополучного города Херсона» и строитель оного. Под словом «благополучный» город разумелось здесь бывшее тогда в Херсоне и прекратившееся моровое поветрие. Но так как на форштате Херсонском уже была построена церковь Софиевская, то преосв. Никифор желая, дабы сия церковь с ее священнослужителями не оставалась без надлежащего содержания, на постройку Успенской церкви с приделами к оной сначала не соглашался. Но, убежденный настоятельными просьбами тех же купцов и мещан города, преподал на то архипастырское свое благословение. В 1798 г. протоиереем Саражиновичем донесено было его высокопреосвященству митрополиту Гавриилу, что церковь строением окончена и к освящению готова. А церковь Михайловская деревянная, временная, пришла в крайнюю ветхость. По сим обстоятельствам последовало тогда же от преосвященного разрешение освятить новую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=08789

Село Ивашково было во владении Ивана Родионовича Стрешнева (+ 1722); потом оно перешло к его сыну Николаю, по разделу в 1739 г. с матерью его вдовою Натальею Львовною и братьями Васильем и Петром. После Николая Ивановича Стрешнева (+1745) село принадлежало его сыну Ивану, по разделу в 1770 г. с матерью его вдовою Натальею Алексеевною, которая была после за вторым мужем за Федором Богдановым Пассек. В 1794 г. генерал - аншефша В. П. Глебова закончила строительство нового деревянного храма. Ему была суждена долгая жизнь, простояв в Ивашкове 75 лет, он был в 1869 г. перевезен в с. Николо-Пустынь Тверской губернии. В селе началось строительство каменной церкви. Чертеж был заимствован из альбома типовых сельских церквей Константина Тона. В 1850 г. было начато строительство каменной церкви в честь Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь с приделами в честь Богоявления и Успения Богородицы, 7 октября 1873 года состоялось освящение каменной Спасской церкви с. Ивашково святителем Иннокентием (1797-1879 г.г. прославлен в 1977 г.) митрополитом Московским и Коломенским - Апостолом Америки и Сибири. В приход Спасской церкви входили 131 двор, в которых проживали 540 мужчин и 643 женщины, 71 раскольнических дворов. Владелица села Наталья Петровна Глебова - Стрешнева постаралась соорудить величественный и красивый храм. Колокольня была видна издалека и, прежде всего, проезжавшим по проходившему вблизи села Зубцовскому тракту. В пореформенное время Ивашково становится крупным торговым селом Волоколамского уезда. В этот период строителем и ктитором храма был местный купец Алексей Федорович Шлёнов. В 1911 г. в селе в 150 дворов были две чайные, трактир, два мануфактурных магазина, кирпичный завод. По субботам у церкви собирался базар, а в престольный праздник 29 августа - большая ярмарка. В Ивашкове родился отец всемирно известных ученых Николая и Сергия Вавиловых. Старожилы помнят могилу их деда, Ильи Вавилова, на церковном кладбище. В советские времена храм в селе Ивашково был пристанищем для верующих большого прихода, так как соседние церкви были закрыты еще в начале 1930-х годов. Очередь до Спасской церкви дошла в 1936 году: храм был закрыт. В тяжелые военные дни битвы под Москвой здесь разместился военно-полевой госпиталь. Во время немецко-фашистской оккупации Шаховского района к храму вновь обратились верующие, богослужения совершал бывший иеромонах Новоторжского Борисоглебского монастыря Ефрем (Николаев). Сразу после освобождения села от фашистов он был арестован, его обвинили в пособничестве оккупантам и расстреляли вместе с церковным старостой. В это время Спасская церковь вновь приняла раненых: здесь в 1942-1944 г.г. размещались эвакогоспитали. Только в 1947 г. в церкви были возобновлены богослужения. В 1961 г. решением Мособлисполкома Спасская церковь была в очередной раз закрыта. А вскоре снесли и колокольню... В теперь уже бывшей церкви разместился сельский клуб и совхозный склад.

http://sobory.ru/article/?object=00689

Никифор (Никольский Николай Петрович), архп. Калининский Родился 10 февраля l861roдa. Сын священника. В l886r. окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен законоучителем гимназии министерства народного Просвещения и Выборгского Финского классического лицея. В 1887 году рукоположен в сан иерея. С 1888 года – член Финляндского духовного Правления, а с момента открытия самостоятельной Финляндской кафедры – ключарь Выборгского кафедрального собора и законоучитель Выборгской народной школы и минского реального училища. С 27 мая 1916 года – смотритель Курского духовного училища в сане протоиерея. Был награжден правом ношения митры. С 1918 по 1931 год священствовал в г.Курске. 8 июня 1931года хиротонисан во епископа Волоколамского, вик. Московской епархии. Хиротонию совершал Зам.Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий с собором епископов. В конце 1931 г. – епископ Кимрский, вик. Калининской епархии. 7 дек.1936 года возведен в сан архиепископа с назначением в Калининскую епархию. С 1937 года епархией не управлял. Скончался 9 февраля 1942 года. Литература: «ЖМП» 1931, стр.6. ФПС I, стр. 18. ФПС II, стр.6. ФПС IV, стр.9. ФПС V, ФМП, стр.17. «Именной список ректор. и инспектор. духовн. академ. и семинар, на 1917 г.», стр.81. “Списки архиереев 1887–1944 гг. Патриарха Алексия». стр.26, 55. Regel " son556: 1937verhaftet. Никодим(Боков Николай Павлович), еп. Астраханский и Енотаевский Родился 17 января 1850 года в семье священника Тамбовской епархии. Окончил тамбовскую духовную семинарию в 1872 году и определен псаломщиком и учителем школы в с.Копыла. 8 ноября 1872 года рукоположен в сан иерея к сельской Кулаевской церкви Казанской епархии, затем служил в Казанском кафедральном соборе и был председателем управления епархиального свечного завода. В 1887 году овдовел и поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1891 году со степенью кандидата богословия. 18 авг.1891 года назначен инспектором Тульской духовной семинарии, а 6 октября – пострижен в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Полоцкая София до 1856 года была городским собором; позже — приписной церковью Полоцкого Свято-Николаевского собора. Храм часто ремонтировался — в 1850 г., в 1879 г. в 1911-1914 гг. Последний ремонт проводился капитально. 17 октября 1914 года церковь Святой Софии была заново освящена. Как писала газета «Витебский вестник», «...в городе Полоцке православные жители с радостью встретили день освящения вновь возродившей родной святыни. Вновь воздвигнут храм Премудрости Господней, этот древний памятник старины... Вновь с выси храма ярко засиял крест, осеняя древнюю Полоцкую землю. Вновь полочане под сенью древнего храма могут в минуты радости и печали приносить свои горячие молитвы и искать в них утешение». События, вызванные революцией 1917 года, привели к закрытию многих тысяч церквей в стране. В 1924 году, ровно через 10 лет после торжественного освящения храма, печальная участь постигла и Святую Софию. Она была превращена в краеведческий музей. По воспоминаниям очевидцев, в 30-е годы не раз предпринимались попытки снять с Софии кресты. Все они закончились трагически. Пять человек взбиралось на купола храма — пять человек разбились насмерть. В годы Великой Отечественной войны, с начала 1942 по июль 1944 года, в соборе возобновлялось богослужение. Желая завоевать симпатии населения, немцы не препятствовали открытию церквей. После войны, из-за отсутствия складских помещений, в соборе разместили склад «Заготзерно». Люди стали жаловаться на местные власти. Народ поддержал вначале архиепископ Минский Василий, затем, сменивший его архиепископ Питирим. В результате продолжительной волокиты власти отказали в возвращении храма. Сегодня храм является ярким образчиком позднее белорусского барокко, а главный фасад здания оформлен с применением декоративных элементов рококо. По материалам сайта Белорусского экзархата Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/750990.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010