Неофит (Коробов Николай Алексеевич), еп. Ветлужский Родился 15 января 1878 года. Образование получил домашнее. В 1902 году поступил послушником в Валаамский монастырь. В 1906 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1910 году рукоположен во иеромонаха. С 1911 года – эконом Финляндского Архиерейского дома. Был настоятелем Никольской церкви в гор.Ленинграде. С 1919 года – архимандрит-настоятель Борисо-Глебского Ростовского монастыря. В 1921 году зачислен в братство Покровского Угличского монастыря. 25 апр.1927 года хиротонисан во епископа Городецкого, вик. Нижегородской епархии. С 19 июля 1929 года – епископ Ветлужский. С августа 1937 года епархией не управлял. Год смерти неизвестен. Литература: ФМП 38, стр.16. ФПС I, 241, стр.10. ФПС II, стр.6. ФПС IV, стр.5. ФПС V, ФАМ I, стр.15. Списки архиереев 1897–1944 гг. Патриарха Алексия, стр.25, 47. Regel’ son 576 : 1937 Haft. Неофит(Неводчиков Николай Васильевич), архп. Кишиневский и Хотинский Родился в 1819 году в С.-Петербурге. Первоначальное образование получил в Екатеринославской духовной семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1844 по 1850 г. был секретарем при Александре Скарлато-виче Стурдза дипломате, писателе по религиозным вопросам. С I ноября 1850 года – преподаватель Кишиневской семинарии. 18 мая 1856 года рукоположен во священника и определен законоучителем Одесского сиротского дома. С 1861 года – преподаватель Одесской духовной семинарии. С 15 дек.1864 года- инспектор Херсонской духовной семинарии. С 1868 года – законоучитель Одесского коммерческого училища и Одесской 2-й прогимназии. 3 апр.1876 года возведен в сан протоиерея. 17 мая 1860 года пострижен в монашество, а 25 мая возведен в сан архимандрита. 10 авг.1880 года хиротонисан в Одессе во епископа Елисаветградского, вик. Херсонской епархии. С 6 авг.1883 года – епископ Туркестанский и Ташкентский. С 21 ноября 1892 года – архиепископ Кишиневский и Хотинский. 26 янв.1896 года уволен на покой по преклонности лет в Измаильский архиерейский дом Кишиневской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каунас. Собор Петра и Павла. Собор Собор. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурные стили: Эклектика , Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1891 и 1895. Архитектор:К.Х. Лимаренко Адрес: Литовская республика, г. Каунас, площадь Неприклаусомибес (Независимости), 14 Координаты: 54.897057, 23.92097 Проезд:У начала Laisves aleja Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Эта церковь в неовизантийском стиле была построена в 1891-1893 гг русскими архитекторами для каунасского военного гарнизона. Её иногда называют " soboras " от русского слова " собор " . В советские времена церковь превращена в художественную галерею. В 1990 году передана верующим (католикам). Сейчас - католический собор Михаила Архангела. По материалам путеводителя " Литва " Т. Кука и информационным материалам каунасского туристского бюро C 1843 года г. Ковно (Каунас) стал губернским центром России. В середине 1850-х годов Указом российского императора был утвержден разработанный в Санкт-Петербурге генеральный план застройки Нового городского центра Ковно, градостроительной осью которого стал респектабельный Николаевский проспект (ныне Лайсвес аллея). В 1873 году г. Ковно был превращен в мощную крепость. Усиленная в конце 19 века, она имела девять фортов и девять артиллерийских батарей, окружавших город. На площади, разделявшей Николаевский проспект на две части, в 1891-1895 годах был построен монументальный военный православный собор Ковенской крепости, замкнувший перспективу главной улицы города. Собор был освящен в честь св. апостолов Петра и Павла. Во время Первой мировой войны, после взятия крепости немцами (1915-1919), собор был приспособлен для лютеранских богослужений. В 1919 году власти Литовской Республики не отдали собор православным, он стал Окружным костелом Литовской армии и был освящен в честь Архангела Михаила. В 1929 году, после передачи Вильнюса Польше, Каунас стал столицей Литовской Республики. Византийский стиль собора не отвечал католической традиции, как монументальная градостроительная доминанта он вызывал неприятие местных патриотов. В 1931 году развернулась пропагандистская кампания за снос собора, приостановленная только как противостояние событиям массового разрушения храмов в Советской России. Католический собор просуществовал до 1962 года. После закрытия, в 1965 году в нем разместили Галерею витража и скульптуры. С обретением независимости Литвы здание было возвращено католикам как Окружной собор Литовской армии. В 1994 году храм внесен в республиканский перечень памятников архитектуры, охраняемых государством.

http://sobory.ru/article/?object=12567

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

(Паевский Михаил Львович; 15.11.1879, с. Витулин Бельского у. Гродненской губ.- 17.05.1931, Москва), архиеп. Енисейский и Красноярский. Происходил из древнего белорус. священнического рода. Сын известного церковного историка и публициста прот. Льва Семеновича Паевского (1850-1919). С детства прислуживал в храме, с 8 лет был церковным чтецом. После учебы в Жировицком ДУ поступил в 1892 г. в СПбДС. Из-за слабого здоровья в 1897 г. перевелся в Таврическую ДС, которую окончил в 1898 г. В 1900 г. поступил в КазДА. 12 февр. 1901 г. пострижен в монашество с именем Мелхиседек. 10 апр. 1901 г. рукоположен во диакона. На 2-м курсе академии заявил о желании поступить в состав Пекинской духовной миссии, 18 янв. 1902 г. был отчислен из числа студентов, однако из-за отмены отъезда в Китай восстановлен в академии 8 марта того же года. 28 янв. 1903 г. рукоположен во иерея. В 1904 г. окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия. 3 сент. того же года получил назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской ДС. 28 апр. 1905 г. стал настоятелем кафедрального собора Могилёва. С 25 сент. того же года исполнял обязанности настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления Господня мужского монастыря . С 11 окт. 1905 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. 18 дек. 1906 г. назначен настоятелем Богоявленского мон-ря с возведением в сан игумена. 24 янв. 1907 г. стал настоятелем Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Могилёвской епархии с возведением в сан архимандрита. С 22 сент. 1907 г. настоятель Херсонесского во имя святого равноапостольного князя Владимира мужского монастыря Таврической епархии. 19 марта 1909 г. переведен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря Черниговской епархии. 17 окт. 1910 г. назначен смотрителем Владикавказского ДУ. 11 марта 1914 г. стал ректором Самарской ДС. 23 авг. того же года переведен ректором Тифлисской ДС. По благословению экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) ввел регулярные богослужения на груз. языке в домовом семинарском храме во имя Св. Давида. 31 окт. 1914 г. М. стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. И. о. главы синодальной конторы во время отсутствия архиеп. Питирима. В нояб. 1915 г. по инициативе М. при Тифлисской ДС утверждены курсы по изучению древних груз. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

Воронежская Основана 03.1682 (выделена из Рязанской епархии). Архиепископия с 1704 г. по 1714 г. (с 1714 г. обычно замещалась епископами). Именовалась: Воронежская; в 1696–1700 гг. – Воронежская и Азовская; в 1700–1705 гг. – Воронежская; в 1705–1788 гг. – Воронежская и Елецкая; 07 .1788–19.05.1795 – Воронежская; 19 .05.1795–05.04.1829 – Воронежская и Черкасская; с 05.04.1829 – Воронежская и Задонская (в связи с отходом Черкасской территории к новообразованной в 1829 г. Донской епархии); с 20.01(02.02)1945 – Воронежская и Острогожская; с 26.01(08.02)1954 – Воронежская и Липецкая; с 24.04(07.05)2003 – Воронежская и Борисоглебская. Викарные кафедры: Острогожская, Валуйская, Бобровская, Богучарская, Задонская, Бутурлиновская, Новохоперская, Павловская, Россошанская. 02.04.1682 23.11.1703 02.07.1704 18.07.1712 25.04.1714 23.09.1723 31.10.1725 27.12.1726 28.05.1727 08.06.1730 08.06.1730 26.09.1742 02.12.1742 28.03.1743 14.09.1743 30.11.1757 06.08.1758 19.10.1761 Кирилл Ляшевецкий (Лящевицкий) 05.12.1761 02.01.1763 Иоанникий Павлуцкий 03.02.1763 17.12.1767 17.12.1767 19.05.1775 Тихон II Якубовский 19.05.1775 06.05.1788 Тихон III Малинин 29.06.1788 15.04.1794 20.05.1795 10.04.1799 Мефодий Смирнов 10.04.1799 01.10.1799 Афанасий Иванов 01.10.1799 16.10.1799 Арсений II Москвин 26.11.1799 06.05.1810 23.09.1810 07.02.1816 Антоний Соколов I 26.03.1816 24.05.1825 31.01.1826 20.12.1846 13.01.1847 20.01.1850 26.02.1850 05.08.1853 27.08.1853 14.11.1864 04.01.1865 22.04.1886 01.05.1886 07.05.1890 03.06.1890 01.05.1913 13.05.1913 27.12.1919 (09.01.1920) 03(16)09.1923 24.12.1925(06.01.1926) 03(16)07.1925 01.1926 01.1926 25.01(07.02) 1929 12.1926 08.1927 30.10(12.11)1927 01(14)02.1928 03.1928 11(24)04.1929 29.10(12.11)1935 29.10(12.11)1935 10.1936 31.10(13.11)1935 10(23)01.1936 06(19)03.1944 13(26)05.1945 27.08(09.09)1945 01(14)01.1961 03(16)01.1961 03(16)03.1961 03(16)03.1961 26.09(09.10)1963 Сергий Петров II 26.09(09.10)1963 17(30)03.1964 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 Владимир II Котляров

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вольская Основана 05.12.1849. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.12.1850. Возобновлена 01.1898. Саратовское викариатство. Именовалась: Волгская; Волжская; Вольская. 02.04.1850 19.12.1850 Антоний Шокотов 08.03.1898 06.02.1899 Никон Софийский 14.01.1901 21.03.1903 Сщмч. Гермоген Долганев 06.12.1903 28.11.1908 Палладий Добронравов 18.01.1909 25.08.1917 Досифей Протополов 05.09.1917 27.12.1917 11.02.1918 11(24)09.1919 13(26)04.1920 26.09(09.10)1923 Петр Соколов Григорий Козырев 08(21)06.1927 25.09(08.10)1928 Симеон Михайлов 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров 18.09(01.10)1931 11(24)06.1933 11(24)08.1933 03(16)10.1935 16(29)10.1935 19.03(01.04)1936 Вольская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.11(02.12)1932. 30.09(13.10)1922 25.02(10.03)1925 Михаил Постников Николай Позднев 25.02(10.03)1925 06.1928 02.1930 04(17)03.1930 09.1930 09.1930 05.1931 Арсений Покровский, паки 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Волынская, обн. Основана и упразднена в 1925 г. 04(17)02.1925 27.02(12.03)1925 Сергий Иванцов Вороговская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в с. Ворогово Владимирской области). Владимирское викариатство (?). Упразднена в 1927 г. (?) 09(22)10.1923 944 Вторая дата – дата кончины «от паралича сердца». 31.12.1917 отпет в Иоанно-Предтеченском соборе г. Вольска и погребен в Вольском Владимирском женском монастыре (телеграмма еп. Саратовского Досифея (Протопопова) и его рапорт патр. Тихону от 09.01.1918. – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 143, л. 1,2). 945 Арестован 05.1919. Осужден Саратовским ревтрибуналом и расстрелян (вторая дата). Вариант второй даты – 06(19)10.1919. По ММЛ РПИ, вместо Германа (Косолапова) «...указом от 17 янв. 1918 г. определен быть епископом Вольским, вик. Саратовской епархии (архимандрит Герман [Ряшенцев]. – Сост.), но хиротония в этом году по неизвестным причинам не состоялась...» Это утверждение ММЛ неверно, Герман (Ряшенцев) никогда не был ректором Владимирской духовной семинарии, что упоминается в определении от этой даты в связи с архимандритом Германом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Костромская Костромская и Галичская. Основана 16.07.1744 (выделена из Московской епархии). Викарные кафедры: Кинешемская, Макарьево-Унженская, Ветлужская, Нерехтская. 31.03.1745 18.08.1745 10.11.1745 25.04.1750 16.04.1753 01.08.1757 21.05.1758 16.06.1769 06.09.1769 31.03.1778 Симон II Лагов (Лаговский) 15.04.1778 15.01.1800 Павел Зернов 04.03.1800 09.12.1811 17.03.1812 04.06.1817 Сергий Крылов-Платонов 19.08.1817 06.04.1830 26.05.1830 26.09.1836 Павел II Подлипский 26.09.1836 14.11.1842 Владимир Алявдин (Алаудин?) 14.11.1842 11.08.1845 Виталий Шепетов (Щепотев) 11.08.1845 25.02.1850 Иустин Михайлов 25.02.1850 19.08.1853 Леонид Зарецкий 19.08.1853 15.02.1857 Филофей Успенский 15.02.1857 12.05.1877 11.02.1878 07.06.1883 06.08.1883 16.12.1888 24.12.1888. 14.12.1891 Августин Гуляницкий 14.12.1891 30.05.1905 16.06.1905 11.07.1914 18.05.1910 18.07.1910 11.07.1914 10(23)08.1918 10(23)08.1918 30.04(13.05)1919 30.04(13.05)1919 03(16)06.1922 07.1923 09.1923 Севастиан Вести 09(22)09.1923 03(16)02.1924 25.11(08.12)1929 31.12.1929(13.01.1930) 30.04(13.05)1932 Сщмч. Димитрий Добросердов 12(25)06.1930 31.07(13.08)1930 28.05(10.06)1932 20.11(03.12)1936 08.1937 13(26)08.1937 03(16)11.1953 17(30)11.1953 29.10(11.11)1954 Иоанн Разумов 29.10(11.11)1954 04(17)09.1956 04(17)09.1956 02(15)06.1959 19.10(01.11)1959 03(16)03.1961 03(16)03.1961 22.04(05.05)1961 22.04(05.05)1961 22.06(05.07)1961 Донат Щеголев 28.07(10.08)1961 08(21)04.1964 Никодим II Руснак 07(20)05.1964 17(30)11.1988 17(30)11.1988 31.08(13.09)1989 31.08(13.09)1989 13(26)09.1989 14(27)09.1989 Костромская, обн. Основана 03(16)06.1922. Упразднена в 1943 г. Викарные кафедры: Чухломская, Кинешемская, Нерехтская. 03(16)06.1922 Севастиан Вести 01.1924 04(17)02.1925 Софроний Иванцов 16(29)06.1924 02(15)10.1925 Николай Орлов II 19.08(01.09)1929 19.08(01.09)1929 04(17)03.1930 04(17)03.1930 16(29)04.1931 16(29)04.1931 24.08(06.09)1934 02.1935 06.1935 Владимир Ковин (Кован?) 09.1935 27.08(09.09)1937 04(17)09.1942 19.10(01.11)1942 08(21)11.1943

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послесловие Обитель, основанная старцем Зосимой в Верейских лесах Московской епархии, постепенно укреплялась и материально и духовно, и доросла до статуса монастыря. Благодетели не оставляли сестер без попечения и после смерти отца Зосимы. Мария Семеновна Бахметеважила постоянно в своем доме около обители начиная с 1830-х годов, помогая сестрам чем могла. При ней, в 1838 году, в обители был построен храм, освященный по завещанию старца Зосимы в честь Животворящей Троицы. Умерла госпожа Бахметева 13 декабря 1839 года, и благодарные сестры похоронили ее у южной алтарной стены Троицкого храма. Впоследствии, в 1855 году, при расширении храма, ее могила оказалась под жертвенником правого придела. В 1841 году обитель была возведена в степень общежития, начальницей которого была назначена инокиня Вера (Верховская). В официальных списках, поданных в Консисторию, значились 34 насельницы. Благочинным Троице-Одигитриевской обители стал наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев), помнивший и чтивший основателя пустыни старца Зосиму. На протяжении всего существования пустыни теплое участие в ее становлении принимал митрополит Московский Филарет. Обитель жила по уставу, написанному самим святителем. В 1856 году общежитие получило статус монастыря. В 1850-х годах обитель много раз переживала скорби утрат. Один за другим отошли в вечность ее благодетели: ю августа 1855 года скончался ктитор пустыни Семен Лонгинович Лепешкин, 23 июля 1850 года умерла грузинская царевна Фамарь, а ю октября 1859 года – царевич Ираклий. Ушла в мир иной в чине схимонахини и младшая племянница старца Зосимы Маргарита (Верховская) – 27 июля 1859 года. Похоронена под полом южного придела в Троицком храме. Когда обитель была возведена в статус монастыря, матушка Вера была посвящена в чин игуменьи. Управляла она монастырем до самой своей смерти, наступившей го ноября 1868 года. Похоронена рядом с сестрой. По ее кончине в монастыре насчитывалось уже более ста сестер. Второй настоятельницей Троице-Одигитриевского монастыря (с 1869 по 1881 год) была игуменья Афанасия (Качалова); третьей (с 1881 по 1901 год) – игуменья Магдалина (Верховская), внучатая племянница старца Зосимы; четвертой (с 1902 по 1919 год) – игуменья София (Быкова), которая построила в лесу, на месте пустыннического подвига старца Зосимы часовню, а также возвела на территории монастыря три двухэтажных кирпичных корпуса, сохранившиеся до сих пор; пятой начальницей (с 1920 по 1928 год) была игуменья Афанасия (Лепешкина), правнучатая племянница Семена Лонгиновича Лепешкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Гомель. Церковь Александра Невского в Новой Белице (новая). Собор. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1996 и 2003. Адрес: Белоруссия (Республика Беларусь), Гомельская область, г. Гомель, ул. Ильича, д. 126А Координаты: 52.379689, 31.031887 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С 1786 года Новая Белица объявлена уездным центром, но долгое время в ней не было православной церкви. В 1828 году в уездном городе была основана первая православная церковь во имя святителя Василия Великого, которая вскоре сгорела. В 1842 году на месте сгоревшего был построен небольшой храм в честь святителя Николая Чудотворца. Позже, в здании староверческой церкви, в прошлом староверческого Пахомьева монастыря (упраздненного в 1850 году), была устроена Свято-Александро-Невская церковь. Освящение храма в честь святого князя Александра Невского состоялось в апреле 1861 года. В 1919 году при Свято-Александро-Невском храме организованно Гомельское братство союза прихожан в честь святого благоверного князя Александра Невского. Целью братства была забота о церкви, поднятие религиозно-нравственного уровня прихожан, обучение Закону Божию, устройство религиозно-нравственных чтений и бесед, распространение книг и брошюр, материальная поддержка нуждающихся и другая работа, направленная на укрепление православной веры, любви к Церкви и Православному Богослужению. Устав братства утвердил Высокопреосвященнейший Константин, архиепископ Могилёвский и Мстиславский. Свято-Александро-Невская церковь была закрыта в 1930 году и превращена в кинотеатр. Во время фашистской оккупации (в 1941 году) усилиями прихожан церковь была восстановлена. Храм стал местом, куда люди шли за поддержкой, где многие черпали духовные силы, помогающие переносить тяжести оккупации. Православная община проводила большую работу, оказывая моральную поддержку и материальную помощь особо в ней нуждающимся. Согласно архивным данным «в течение 1944 года в церкви собрано 6684 рубля на оборону страны, в пользу сирот, воинов Красной Армии, их семей и партизан 4161 рубль, а всего — на патриотические цели 10845 рублей. За январь месяц 1945 года в церкви собрано на оборону страны 1453 рубля и сбор средств продолжается…». Несмотря на это, в 1949 году храм закрыли и снесли. Возрождение церковной жизни началось в 1992 году.

http://sobory.ru/article/?object=19356

Грэдина. Церковь Параскевы Сербской. Biserica Sf. Vineri /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Деревня Грэдина является резиденцией коммуны Грэдина уезда Констанца, в которую также входят деревни Касиан и Кейя. Деревня Градина расположена в центрально-северной части уезда, в среднем бассейне реки Касимча, на выходе из ущелья Добруджи, на дороге, соединяющей деревни Тыргуцор и Рымникул-де-Жос. Основанная турками, которые дали ей название Точоф (в переводе: сад), деревня упоминается в нескольких местных топонимах в турецких документах, на картах русско-турецких войн, а также в записях иностранных путешественников в Добруджу, из XVII века (здесь появляются такие топонимы, как «Тарак-Софу», «Суфий» или «Софу»). Так, в конце 1584 года мы находим топоним «Софулар» на русской карте 1828 - 1829 гг. Появляется «Topsopalocioiu», у Иона Ионеску де ла Брад в 1850 г. появляется «Toksofi», а в гобеленах, выпущенных между 1864 и 1877 гг., Появляется «Токсофи» - Каза Бабадаг. Нынешнее село Грэдина существует с XVI века, но его развитие началось с заселения крымско-татарской деревни в 1858-1960 годах. В начале XX века деревня принадлежала уезду Тулча и была населена болгарами, турками, татарами, а также румынами, как мы узнаем из Большого географического словаря Румынии: «Точоф, деревня, в уезде Тулча, пл. Иструлуй, деревня резиденции коммуны Токсоф, расположенная в южной части плато и коммуны, на обоих берегах ручья Токсоф, в месте слияния долин Ташли-Кулак и Куйу-Кулак. Его площадь составляет 1200 гектаров, а население состоит из болгар, турок, татар и румын». По словам музеографа Иоаны Темпе из Музея народного искусства Констанцы, во второй половине XIX века коммуной Токсоф управляли шесть деревень: Кирислиц (ныне Кейя), Кулели (бывшая деревня Колелия), Рымнику-де-Сус, Рымнику-де-Рымнику. Ниже - мельница Кокоана и мост Хогеа Ахмет, который был включен вместе с другими деревушками сети Бабадаг из округа Тулча. В 1916 году, когда Румыния вступила в Первую Мировую войну, село Точоф имело площадь 186 гектаров, а население состояло из татар - 606, болгар - 250, румын - 185 и армян - 12. До начала Второй Мировой войны татары полностью покинули село, как и болгары, после сдачи Кадрилатера и обмена населением в 1940 году. В 1931 году турецкое название села было изменено на Грэдина. Также в этом году село получает статус коммуны, в которую также входит село Чея. С 1919 по 1931 год деревня была подчинена коммунам Пантелимонул-де-Сус и Пантелимонул-де-Жос. В 2002 году в Грэдине проживало 843 жителей и 294 домашних хозяйства.

http://sobory.ru/article/?object=53952

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010