Новый перевод Б. был создан в 1843 г. (т. н. версия делегатов). Редактором перевода НЗ (на основе TR) был известный кит. ученый Ван Тао. В 1850 г. по причине разногласий среди участников проекта по вопросам богословской терминологии вышли 2 версии Четвероевангелия. ВЗ был переведен с участием синолога Дж. Легга. В его переводе мн. богословские понятия были переданы через термины, привычные для кит. философии, но часто неадекватно отражающие истинный смысл текста. Покинувший эту группу Гуцлафф в сотрудничестве с амер. пресвитерианами опубликовал в 1859-1862 гг. переводы НЗ и ВЗ. В 1853-1868 гг. под рук. Дж. Годдарда увидел свет еще один перевод Б. До сер. XIX в. основным адресатом миссионерской проповеди были образованные слои кит. общества. Со временем аудитория христ. проповедников расширилась, и тогда возникла необходимость в упрощенных переводах, в т. ч. и на разговорный язык. Первыми такими текстами стали неск. переводов (Цяньвэньли); среди наиболее известных переводчиков - Дж. Гриффит (Лондонское миссионерское об-во), Г. Блоджет (Американский совет уполномоченных зарубежных миссий). Новый Завет на кит. языке в переводе архим. Гурия (Карпова). 1864 Новый Завет на кит. языке в переводе архим. Гурия (Карпова). 1864 Во 2-й пол. XIX в. появился ряд новых переводов Б. Одним из наиболее значимых среди них был перевод С. Шерешевского (Шанхай, 1902). В 1919 г. был осуществлен первый перевод на общеупотребительный язык гуаньхуа, или гоюй,- «Гуаньхуа хэхэ ибэнь»; перевод оказал большое влияние на формирование совр. кит. лит. языка и остается наиболее распространенным до наст. времени. Первый полный перевод НЗ с лат. на кит., созданный католич. свящ. Сяо Цзиншанем, увидел свет в 1922 г.; сверенный с греч. текстом вариант был опубликован в 1948 г. Католич. перевод всей Б. (со второканоническими книгами) был составлен группой ученых под рук. францисканца Г. Аллегры (Библия Сыгао. 1968). В XX в. ряд переводов сделали китайцы: НЗ - Чжэн Шоулинь (1939), Б.- Чжу Баохуэй (1939), Сяо Тэди и Чжао Шигуан (1967), Лю Чжэнчжун (1970). Во 2-й пол. XX в. вышло неск. переводов на совр. разговорный язык: «Модернизированный китайский перевод Библии» (1979), выполненный группой переводчиков во главе с Сюй Муши, Чжоу Ляньхуа и Ло Ижэнем с евр. и греч. оригиналов с опорой на англ. перевод Today " s English Version; «Современная Библия» (1998), переведенная с англ. English Living Bible; «Новый перевод» (2001), созданный коллективом авторов с евр. и греч. языков.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Как же можно сказать человеку, что нечего делать? Я представить не могу — нечего делать! — Ср. замечание Достоевского в „Зимних заметках о летних впечатлениях“: „…не понимаю я, чтоб умный человек, когда бы то ни было, при каких бы ни было обстоятельствах, не мог найти себе дела“ (наст. изд. Т. 4. С. 407). 53 —  Надо жить по закону природы и правды… — Слова жены Дергачева — вариация заглавия нелегальной прокламации, вышедшей из кружка долгушинцев: „Как должно жить по закону природы и правды“. См. выше: С. 741–742. 54 —  Зачем же так секретно? — Цитата из комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума“ (д. III, явл. 3). Реплика Чацкого в ответ на слова Молчалива: „Не смею моего сужденья произнесть“. Оппонент Аркадия Долгорукого намекает на сходство его с Молчаливым и следующей своей репликой: „У вас?“. В „Горе от ума“ эта реплика Чацкого находится в таком контексте: Молчалин Нет-с, свой талант у всех… Чацкий У вас? Молчалин Два-с: Умеренность и аккуратность. 55 Фискальные поборы — налоги в пользу государственной казны (лат. fiscus — государственная казна, fiscalis — казенный). 56 …когда Земля обратится в свою очередь в ледяной камень и будет летать в безвоздушном пространстве с бесконечным множеством таких же ледяных камней… — Эта мысль Подростка связана с теорией так называемой тепловой смерти вселенной, возникшей в 60-х годах XIX b. в связи с открытиями английского физика У. Томсона (1824–1907) и немецкого физика Р. Клаузиуса (1822–1888) в области термодинамики. В начале 1850-х годов они сформулировали 2-й закон термодинамики и установили, что все виды энергии переходят в тепловую и что последняя равномерно распределяется между всеми телами природы; происходящее при этом выравнивание температуры ведет к невозможности дальнейшего превращения тепловой энергии в другие ее виды. Отсюда вывод Клаузиуса (1865) о предстоящей тепловой смерти вселенной, произведший сильное впечатление на современников. Отзвуки этой теории сказались в описании одного из вариантов кончины мира в научно-популярной книге К. Фламмариона „История неба“ (франц. изд. — 1873; русский перевод 1875 г. был в библиотеке Достоевского. См.: Гроссман Л. П. Библиотека Достоевского. Одесса, 1919. С. 161). „Солнце охлаждается. Унося Землю и планеты по ледяным пустыням пространства, оно медленно теряет свою теплоту и свой свет Солнце сделается красным, затем черным, и планетная система будет не что иное, как собрание черных шаров, вращающихся вокруг такого же черного шара“ (Фламмарион К. История неба. СПб., 1875. С. 523–524). Достоевский мог познакомиться с книгой Фламмариона до выхода в свет ее русского перевода. Теория тепловой смерти вселенной, видимо, глубоко волновала Достоевского. Подтверждением этого является неоднократное упоминание о грядущей гибели вселенной в черновых записях к „Подростку“ (см.: XVI, 70). 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В 1841 и три последующие годы, изъяты из употребления и уничтожены служебники и требники прежних Униатских изданий, бывшие при воссоединённых церквах Литовской епархии. Между тем дошло до моего сведения, что ещё в некоторых местах находятся подобные служебники и требники, и употребляемые иногда для удобства производят сбивчивость в богослужении. Кроме того, после нового распределения епархий, к епархии Литовской причислены восемьдесят церквей по Дисненскому и Вилейскому уездам, принадлежавшие прежде к епархиям Полоцкой и Минской, и нет положительных сведений, были ли приняты по оным меры к изъятию из употребления богослужебных книг прежней печати. Посему предлагаю консистории предписать всем благочинным и настоятелям монастырей, дабы они доставили безотлагательно ведомость о всех богослужебных книгах, напечатанных в прежних Униатских типографиях и находящихся доныне налицо при подведомственных им церквах и монастырях, с показанием заглавий сих богослужебных книг и года их издания, и ведомости сии представить мне на дальнейшее моё усмотрение и распоряжение. С тем вместе консистория вытребует от тех же благочинных и настоятелей список богослужебным книгам, печатанным в типографиях ведомства Св. Синода, находящимся при тех же церквах и монастырях, дабы, в случае недостатка сих книг, испросить таковые откуда следует. Консистория предварит благочинных и настоятелей монастырских, что как они, так и подведомые им священники подвергнутся строгой ответственности за неверность требуемых от них ведомостей. 3. Список с рапорта Св. Синоду, от 25 мая 1852 за 1919, с донесением о затребованных сведениях касательно находящихся ещё при церквах богослужебных книг Униатских изданий Исполняя секретный указ Святейшего Правительствующего Синода, от 16 истекшего апреля за 2719, я сделал консистории прилагаемое в списке предложение, о собрании нужных сведений касательно находящихся ещё при церквах Литовской епархии богослужебных книг прежних Униатских изданий, а также имеющихся уже при них книг, печатанных в типографиях синодального ведомства. С тем вместе возложил я на преосвященных викариев Игнатия и Филарета, равно на кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого, коим предстоит ныне по моему поручению осмотр церквей Ковенской губернии и трёх уездов Виленской и Гродненской губернии, дабы они обратили внимание на означенный предмет и об оказавшемся мне донесли.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

«Духовная энергия, истекающая от Духа Божия, энергия любви, движет всей природой и все животворит… – заявляет автор в третьей главе своей книги (о второй главе мы скажем несколько позже). – Один великий закон развития управляет всем мирозданием… Не может быть резкой границы между «мертвой» природой и миром живых существ… Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает своего свободно самосознающего духа». Что касается человека, то арх. Лука принимает взгляд своих предшественников, православных авторов, на трехсоставный характер людской природы. Человек в соответствии с этой точкой зрения состоит из трех «сфер»: духа, души и тела. Тело – это то, что роднит человека со всей природой, душа – с животным миром, и только дух – специфическое отличие человека. Находясь в тесном сплетении с душой и телом, дух вместе с тем независим. Он бессмертен и предшествует появлению человека на свет. Дух творит формы человеческих тел. «Дух грубый и жестокий, – пишет Войно, – уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создает отражающие его грубые, отталкивающие формы. Дух чистый и кроткий творит себе полное красоты и нежности жилище. Вспомним мадонну Рафаэля, Джоконду Леонардо да Винчи». Дух и есть сущность человека. Но сущность эта может отделяться от нас при жизни и после смерти, может приобретать материальное человеческое подобие независимо от нашего тела. Так, дух умершего или умирающего не раз являлся живым. Эти суждения свои Лука иллюстрирует большим числом примеров, которые черпает из сочинений французского физиолога Шарля Рише (1850–1932), английского физика и химика Вильяма Крукса (1832–1919). В качестве аргументов служат ему также мнения философов Анри Бергсона (1859–1941), Иммануила Канта (1724–1804) и Густава Теодора фехнера (1801–1887). Приводит Войно и собственные наблюдения, добытые в хирургической клинике. Другая линия доказательств, богословская, выглядит в виде длинного перечня цитат из Священного Писания . Перечни эти занимают от одной до семи страниц на каждое доказательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Михневич Сергей Владимирович (1887–?), арестован в апреле 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря в январе 1929 г., сослан в Нижний Новгород Могилевский Соломон Григорьевич (1895 – 22 марта 1925), с 1919 г. сотрудник московской ЧК, участник ликвидации заговора левых социалист-революционеров. В 1921 – 1922 гг. начальник Иностранного отдела ГПУ (внешней разведки), с 1922 г. председатель Закавказского ГПУ. Погиб в авиакатастрофе Моисейко («Петлюра»), главарь банды Моргулис, бухгалтер ЧК, комендант женского изолятора на Большом Заяцком острове Морозиха, содержательница заведения Морозов М., один из ликвидаторов Соловецкого монастыря в мае 1920 г. Москвин Иван Михайлович (1874 – 16 февраля 1946), актер Мотис [Мотисен], эстонец. Арестован после посещения Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 г. за «экономический шпионаж» и отправлен на Соловки Мочалов Павел Степанович (1800–1848), актер Мундиго Ирма, первая жена А. Шауфельбергера Муравский Владислав, поляк, погиб на Соловках Муранова [Муралова] Прасковья Григорьевна (1896 – 8 октября 1937), социалист- революционерка. Арестована в мае 1922 г., приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки. После освобождения из лагеря, сослана в Оренбургскую область. Расстреляна Мурачевкий Станислав, поляк, погиб на Соловках Муромцев Сергей Андреевич (1850 – 17 октября 1910), юрист Муссолини Бенито Амилькаре Андреа (1883 – 28 апреля 1945), глава Национальной фашистской партии Италии и правительства Мухранский, князь, расстрелян в Тифлисе Мыльников В., офицер, отправлен на Соловки по делу Преображенского полка Мышеловины, братья-часовщики, отправлены на Соловки за фальшивомонетничество Мюге Сергей Георгиевич (1925–?), правозащитник. В эмиграции с 1973 г. Мясников, помощник командира трудового полка Кемперпункта Η Набу-Корейша, см. Корейша Назарьев Михаил Федотович (Федорович) (1879–1935), деятель заграничных организаций меньшевиков между двумя революциями. В 1917 г. вернулся в Россию. Арестован в 1922 г. приговорен к трем годам ссылки в Архангельске. Скончался в ссылке

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. 10. Препроводительная от 26 апр[еля] 1830 г. 1165 обер-прокурора архивариусу Кушакевичу о внесении в число архивных секретных дел прилагаемых в копии определения Синода и двух его увещаний противу бунтовщика Пугачева (sic. только препроводительная). IV. 11. Столбцы XVII века на владение церковными землями. V. 12. Межевая книга на владение в Рязанской губернии 1779 года. 13. Копии с жалованных грамот (универсалов) и других документов на владения в Войске Запорожском конца XVII и начала XVIII века, всего 22 документа, из них 5 подлинных; здесь же три письма по поводу дела о владении. 14. Нотная рукопись. 15. Прейскурант разным бумагам фабрики Ольхина с мая 1812 года. VI. 16. девять экземпляров секретного циркуляра с правилами шифрования от октября 1909 года. VII. 17. С газетными вырезками статей М. Паозерского. VIII. 18. Конверт с надписью: «Отдел III. 4. Письма (19) Филарета митрополита Московского (1829–1867)». IX. 19. Письмо препроводительное 12 февр[аля] 1907 года Гаврилова Здравомыслову с письмом Филарета (от 21 апреля 1850 года). X. 20. Письмо от 10 мая 1882 года. XI. 21. Семь писем (митрополитов Исидора, и епископов). XII. 22. Бумаги, касающиеся протоиерея XIII. 23. Конверт с бумагами о старообрядцах. XIV. 24. Краткая опись бумаг петербургских митрополитов – и XV. 25. Материалы к ревизиям по епархиям за разные годы. XVI. 26. Некоторые положения, касающиеся церкви в РСФСР. 27. Определение Синода 2 августа 1917 о сложившем сан епископе 28) Акт об обратном приеме помещений Петроградской духовной академии от I особого инженерного батальона. 29. Проект сметы на содержание Богословского в 1919/20 году. 30. Циркуляр к Синоду «Русских в 1905 году(?). XVII. 31. Автографы Преосвященных и других духовных лиц. XVIII. 32. Записка С. от 9 сент[ября] 1916 года о Предсоборном совещании и его Архивист [ А. Николаев] РГИА, ф. 6900, оп. 21, д. 71, л. 18–19. Недатированный рукописный подлинник. Текст и подпись – автографы. РГИА, ф. 6900, оп. 21, д. 71, л. 16–16 об. Заверенная машинописная копия (фиолетовая копирка). Заверительная подпись А. С. Николаева – автограф. Дата вписана от руки.Некоторые отличия от текста подлинника (искажение нескольких фамилий). От руки вписана дата «19 21/III 29 года», отсутствующая в тексте рукописного подлинника.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Фотий (Пероглу), Патриарх Александрийской Церкви (1900–1925). Строил храмы, учебные и благотворительные заведения. Открыл Патриарший музей и библиотеку. Фролов Василий Савельевич (род. 1879), учитель. В 1898 г. окончил учительскую семинарию в г. Благовещенске. В 1921/22 учебном году заведовал школой на ст. Маньчжурия. Директор гимназии им. Ф. М. Достоевского в Харбине, затем директор гимназии им. А. С. Пушкина в Дайрене (Дальнем). В 1944–1945 гг. воспрепятствовал поклонению учащихся своей гимназии японской языческой богине Аматерасу. В 1945 г. арестован органами НКВД. Харузин Алексей Николаевич (1864–1932), этнограф и антрополог. В 1900-х гг. статский советник, директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. В 1910-х гг. гофмейстер, тайный советник, сенатор. После революции работал консультантом в Сельхозгизе. В 1932 г. был арестован вместе с сыном. 3 апреля 1932 г. был осужден к высылке на три года и 8 мая этого же года умер от сердечной недостаточности в больнице при Бутырском изоляторе. Хорват Дмитрий Леонидович (1858 (1859?) – 1937), генерал-лейтенант. С 1903 г. управляющий КВЖД, представитель Правления Общества КВЖД в Харбине. Был верховным уполномоченным правительства А. В. Колчака на Дальнем Востоке. В ноябре 1919 г. вернулся в Харбин. До ноября 1920 г. директор-распорядитель правления Общества КВЖД, затем Высокий советник правления Общества КВЖД, а также почетный вице-председатель Особого комитета по делам КВЖД. Хун Сюцюань (Хун-сю-чен) (1814–1864), организатор и верховный руководитель Тайпинского восстания 1850–1864 гг. в Китае. С 1851 г. глава государства тайпинов («Небесного государства великого благоденствия»). Чан Кайши (Чжан Кайши) (1887–1975), маршал. С 1927 г. глава гоминьдановской администрации в Китае. С 1949 г. на о-ве Тайвань. Чернявский Василий Антонович (род. ок. 1882), священник. Законоучитель гимназии в Новочеркасске. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Чжан Цзо-линь (1876–1928), китайский генерал, глава т. н. Фынтяньской клики милитаристов. Во время русско-японской войны был главарем банды хунхузов, действовавшей на стороне Японии в Маньчжурии. В 1906 г. вместе со своей бандой включен в состав китайской армии и вскоре назначен командиром дивизии. В ходе китайской революции 1911–1913 гг. пришел к власти в Маньчжурии. В апреле 1927 г. по его приказу был совершен полицейский налет на советское посольство в Пекине, а также арестованы и казнены 25 китайских коммунистов. Провозгласил административную независимость Маньчжурии в составе Китайской Республики. В 1928 г. объявил себя диктатором, но был изгнан из Пекина Чан Кайши. Убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

709 . Вот последовательность смены директоров Реформатского училища: 1850–1856 гг. Училищный совет, в который входили Э. Гордак, Н.С. Васильев, И. Лозиер, Г. Тидеман. 1856–1872 гг. Д.Д. Марго, лектор французского языка Санкт-Петербургского университета, автор многочисленных учебников и учебных пособий по французскому языку. 1873–1888 гг. Э. P. Шульце. 1888–1901 гг. Р. О. Ланге (1858–1902), профессор Санкт-Петербургского университета. 1901–1918 гг. А. А. Брок (1867– после 1930), профессор Санкт-Петербургского университета, магистр римской словесности. Фактически возглавлял коллектив училища до марта 1919 г. все время завершения дел по закрытию училища. 710 На протяжении нескольких десятилетий выпускники пансиона, основанного пастором Муральтом, ежегодно собирались в Петербурге в день его кончины 10 февраля, чтобы побыть вместе несколько часов и вспомнить время, проведенное в училище. С 1872 г. на таких встречах производился сбор пожертвований, из которых был образован особый «муральтовский капитал» для бедных. Капитал этот должен был приумножаться до 1880 года – столетия со дня рождения пастора Муральта. Как отмечалось в российской печати, «начиная с 1880 года доход с «муральтовского капитала» будет употребляем для пособия, без различия вероисповеданий, так называемым «стыдящимся бедным» (pauvres honteux) и начинающим ремесленникам». 711 В 1874 году на ежегодную встречу «муральтианцев» был приглашен тогдашний пастор немецкого реформатского прихода Герман Дальтон. Свою речь на обеде 10 февраля он начал такими словами: «Я преемник того человека, памяти которого посвящено настоящее торжество; тень достоуважаемой личности представляет мне право говорить на родном языке покойного пастора Муральта; если бы это было для меня возможно, то я тотчас же начал мою речь на швейцарско-немецком hapeчuu(schwyzer ditsch), которому сын швейцарских гор не изменил и после 40-летнего пребывания на севере». 712 Сказав о благотворительной деятельности Иоганна Муральта, пастор Дальтон обратился к его питомцам: «Вы собрали капитал, из процентов которого эти внуки будут поддерживать свое существование; вы заботливым образом назначили опекуном тот самый приход, на котором пастор Муральт 40 лет сряду был духовным пастырем; вы поручили этому приходу в определенные сроки отыскивать в кружках ремесленников наиболее достойных, которым пособие из этого «железного фонда» внушит любовь к имени Муральта, как к имени отца и предка». 713

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Елагин Сергей Иванович (1824–1868), военный историк, капитан 1-го ранга (1866). Служил на Балтийском флоте, с 1850 был прикомандирован к К-ту по пересмотру Морских уставов, правитель канцелярии Морского ученого к-та (с 1854); Елагина Анна Ильинична (1882–1942), преподавательница московской женской гимназии Н. П. Хвостовой, жена М. С. Елагина; Елеонская Елена Николаевна (1873–1951), этнограф и фольклорист, преподаватель МВЖК, секретарь фольклорной комиссии ОЛЕАЭ; Елизавета Петровна (1709–1761), российская императрица с 1741; Елизавета Федоровна (Елизавета Александра-Луиза Алиса) (1864–1918) великая княгиня, благотворительница. Дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, сестра императрицы Александры Федоровны, супруга великого князя Сергея Александровича (с 1884). В 1892 основала и возглавила Елизаветенское благотворительное об-во, с 1895 председательница московского Дамского благотворительно-тюремного к-та и др. благотворительных учреждений. После гибели мужа приняла монашество, в 1909 основала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия в Москве (в 1910–1918 ее настоятельница). В апреле 1918 арестована, вместе с членами бывшей императорской фамилии доставлена в г. Алапаевск, казнена в ночь с 17 на 18.07.1918 (заживо сброшена в шахту рудника). Канонизирована РПЗЦ (1981) и РПЦ (1992); Елистратов Аркадий Иванович (1873–1955), юрист, магистр (1906), доктор (1909) полицейского права. Профессор юридического ф-та (1910–1918), проректор (1910–1913) М. у., позже действ. член Ин-та советского права, профессор ФОН (1922–1925), ф-та советского права (1925–1930) МГУ; Елов, владелец магазина; Ермолова Мария Николаевна (1853–1928), актриса Малого театра, народная артистка Республики (1920); Ефремов Иван Николаевич (1866–1945), государственный и общественный деятель, депутат I, III, IV Государственных дум, один из создателей и лидеров партии мирного обновления, председатель фракции прогрессистов в III и IV Государственных думах. Министр юстиции (10–24.07.1917) и министр государственного призрения (24.07–24.09.1917), с 24.09.1917 чрезвычайный посланник и полномочный представитель Временного прав-ва в Швейцарии. С 1925 жил в Париже, читал лекции по вопросам международных отношений на юридическом ф-те Сорбонны, в Гаагской академии международного права и во Франко-русском ин-те социальных и политических наук. Организатор Союза Возрождения России. Один из учредителей Международной дипломатической академии в Париже. Председатель К-та помощи русским писателям и ученым во Франции (с 1925);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

После отъезда архимандрита Макария в 1844 г. Улалинская миссионерская школа грамоты, вероятнее всего, разместилась в доме из двух комнат, разделенных сенями, в котором жил основатель миссии. Со временем назрела необходимость в более просторном помещении для школы. Средств на строительство нового здания у миссии не хватало, и протоиереем Стефаном Ландышевым было принято решение перенести из Маймы пустующий миссионерский дом, построенный еще архимандритом Макарием. Свое намерение это сделать о. Стефан выразил в письме благотворителю миссии московскому священнику Николаю Лаврову в 1851 г. Правда, осуществить этот план удалось несколько позже. Майминский дом архимандрита Макария перенесли в Улалу в середине 1850-х гг. Здесь были размещены школа и квартиры для учителя и других сотрудников миссии. Занятия начались после торжественного молебна 20 июля 1856 г. 332 С 1866 г. в течение нескольких лет в этом доме пришлось жить архимандриту Владимиру (Петрову), третьему по счету начальнику миссии. В исторических документах этот дом часто называется как «старый училищный дом». Когда в Улале близилось к завершению строительство дома с мезонином для начальника миссии, архимандрит Владимир уже планировал реконструкцию обветшавшего училищного дома 333 . В нем предполагалось разместить либо училище, либо больницу. Но поскольку здание больницы в начале 1870-х гг. решили строить новое, то после реконструкции старый училищный дом сохранил свое предназначение: в нем расположилось Центральное Филаретовское миссионерское училище. Реконструкция была начата в 1875 г. 334 , когда в Улалу был назначен заведующим училищем игумен Макарий (Невский) . Вместе с заведующим из Чопоша обратно в Улалу было переведено Центральное училище. После реконструкции здание претерпело значительные изменения. Были добавлены помещения «для мастерской, кухни, учителя, наблюдателя за хозяйственными работами и предполагаемой типогра-фии» 335 . Судя по сохранившимся фотографиям, размеры здания заметно увеличились, а наверху появился мезонин. Но при этом комнаты, в которых жил основатель миссии, были сохранены в прежнем виде 336 . Подрядчиком на стройке был Архип Борзенков. Занятия в этом доме проводились до начала XX в. Разобран старый училищный дом был в 1903 г. по причине ветхости, а материал в дальнейшем был использован при строительстве нового дома – для приема начальника миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010