Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ПРИБАВЛЕНИЯ К ТВОРЕНИЯМ СВЯТЫХ ОТЦОВ»: ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА Игум. Дионисий (Шленов) 1. Исторический очерк Первое периодическое издание Московской духовной академии было основано в 1843 г., когда силами преподавательской корпорации начали издаваться «Творения святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями». «Прибавления» рассматривались как ряд материалов, имевших не только научное, но, прежде всего, духовное значение - эту направленность вполне передает первоначальное название журнала: «...Повременное издание при Московской духовной академии с Прибавлением духовного содержания». Самым плодовитым писателем на ниве духовного просвещения оказался свт. Филарет (Дроздов), чьи слова, речи и письма публиковались в «Прибавлениях» как при жизни, так и посмертно. Наряду с публикациями духовно-нравственного характера в «Прибавлениях» помещались и научные статьи, посвященные широкому кругу церковно-богословских проблем. В дальнейшем в журнале стали также печататься официальные документы - отчеты о состоянии Академии и журналы академического Совета. В одном из первых академических отчетов , изданных в «Прибавлениях», было сказано: «Многие из наставников заявили свое участие в интересах духовной литературы печатным словом; частию в издаваемом при Академии журнале " Творения Св. Отцов с Прибавлениями " , частию в других периодических изданиях» 1 . Впоследствии писали: «Многие наставники заявили свое участие в интересах науки посредством печати» ( Отчет за 1871-1872 г. ) 2 или проще - «занимались... учено-литературными трудами» ( Отчет за 1881-1882 г. ) 3 . Под наставниками имелись в виду профессора и преподаватели Академии, которым принадлежала большая часть публикаций. Еп. Евсевий (Орлинский) в письме А. В. Горскому от 1849 г. назвал редакцию ТСО с «Прибавлениями» «Обществом трудящихся» ( Письма Ректора Петербургской духовной академии, еп. Евсевия, к А. В. Горскому (1847-1850 гг . ) ) 4 . Таким образом, научно-богословская работа считалась высоким и ответственным служением, которое возлагали на себя преподаватели Академии наряду с учительством. Академический журнал оказывался самым подходящим и надежным поприщем для прохождения этого служения. При этом редакция «Прибавлений» помимо самого журнала имела попечение и о других научных проектах Академии 5 .

http://bogoslov.ru/pribav/about

Скачать epub pdf Возле алтаря Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря стоит мраморный памятник – одно из немногих сохранившихся монашеских захоронений. Здесь погребён выдающийся настоятель обители архимандрит Иаков – богослов, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, почётный член Московской Духовной академии, талантливый духовный писатель. На просвещение народа, особенно детей, отец Иаков не жалел ни монастырских, ни личных средств. В монастырской церковно-приходской школе детей учили, кормили и одевали бесплатно. На содержании монастыря были и те, кто уезжал учиться в Духовную семинарию. В предисловии к своей книге «Пастырь в отношении к себе и пастве» он пишет: «Поднятие нравственного и умственного уровня народа – вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство, по званию своему, должно принять самое деятельное участие». Этой высокой цели преподобный Иаков активно служил на протяжении всей своей жизни. Архимандрит Иаков (в миру – Поспелов Василий Иванович) родился в 1818 году в Тульской губернии в семье приходского священника. Один из его братьев – Андрей – впоследствии стал епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. В 1834–1838 годы Василий учился в Тульской Духовной семинарии. Семья жила бедно, семинарист, не имея денег на книги, переписывал все учебные курсы от руки, на каникулы в родное село шёл пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 г. поступил в Московскую Духовную академию. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский) , иером. Филофей (Успенский), иером. Платон (Фивейский) , протоиереи Ф.А. Голубинский и А.В. Горский. В годы учёбы увлёкся русской историей, получил навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апреля 1842 года Василий пострижен в монашество с именем Иаков митрополитом московским, а ныне святителем Филаретом (Дроздовым) ; 12 апреля рукоположен во диакона, 29 июня того же года – во иерея. По окончании академии с 1842 г. преподавал в Орловской Духовной семинарии библейскую историю, с 1845 г. был инспектором Харьковской Духовной семинарии. За труды на «учебно-воспитательном поприще» отец Иаков был награжден набедренником (17 дек. 1843), палицей (6 янв. 1846), наперсным золотым крестом (22 мая 1847) и денежной премией от Святейшего Синода; «за ревностную проповедь Евангелия» отцу Иакову была объявлена признательность архиеп. Херсонского свт. Иннокентия (Борисова) . 30 июля 1849 г. отец Иаков был возведен в сан архимандрита и в 1850 г. назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Здесь были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Справка Янышев Иоанн Леонтьевич (1826–1910) – известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в семье диакона Калужской губернии, закончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию в 1849 г., с 1850 был в Академии бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником православной церкви в Висбадене. В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий невесте наследника русского престола принцессе Дагмаре, впоследствии Императрице Марии Федоровне. С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. Янышев был назначен духовником наследника престола Николая, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии утвержден в степени доктора богословия. Янышев являлся одним из активных участников дела по старокатолическому вопросу. В 1874 г. Янышев был официальным представителем русской церкви на боннской конференции, в 1897 г. на четвертом интернациональном конгрессе старокатоликов. В 1890-е г. Янышев опубликовал ряд статей о старокатоличестве, об отношении старокатоликов к православию и пр. Принимал деятельное участие в работах Комиссии по старокатолическому вопросу. Был одним из главных деятелей Петербургского Общества Любителей Духовного Просвещения. В 1908 году император Николай II наградил И. Л. Янышева орденом Св. Андрея Первозванного. Состав фонда Архив И. Л. Янышева был выделен из состава архива Санкт-Петербургской Духовной Академии. В фонде представлены материалы, касающиеся, главным образом, старокатоличества: переписка Янышева с деятелями старокатолического движения в Швейцарии, Германии и др. странах, представителями англиканской церкви, деятелями Общества Любителей Духовного просвещения, печатные материалы по старокатоличеству. Особый интерес представляет переписка И. Л. Янышева с А. А. Киреевым, охватывающая 1870-е – 1900-е годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

(Тимофеев Киприан; ок. 1787, Буковина - 2.12.1873, белокриницкий Покровский мон-рь), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии (см. также Русская православная старообрядческая церковь ). Род. в старообрядческой семье. В сер. 40-х гг. XIX в. служил уставщиком (дьяком) в старообрядческом храме в с. Белая Криница (ныне Черновицкой обл., Украина), к этому времени был вдовцом. 10 нояб. 1846 г. на общем собрании представителей старообрядческих общин в Белокриницком мон-ре Тимофеев был избран кандидатом во епископы и одновременно наместником Белокриницкого митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , присоединившегося к старообрядчеству в кон. окт. того же года. Поскольку 2 др. кандидата - игумен мон-ря Геронтий (Колпаков) и казначей священноинок Нифонт - были выходцами из России, то, согласно условиям выборов, 3-м кандидатом решено было выдвинуть местного уроженца. 16 нояб. 1846 г. Тимофеев был пострижен в иноки, 30 нояб. по жребию избран наместником Белокриницкого митрополита. 25 дек. 1846 г. состоялось его поставление во диакона, 1 янв. 1847 г.- во иерея. 6 янв. митр. Амвросием К. был хиротонисан во епископа с. Майнос (Турция). 4 авг. 1847 г. К. был утвержден в качестве наместника австр. правительством и после удаления митр. Амвросия в ссылку в г. Цилли (ныне Целе, Словения) принял на себя управление Белокриницкой кафедрой. 24 авг. 1847 г. митр. Амвросий и К. рукоположили Аркадия (Дорофеева) во епископа Славского, в сент. 1850 г. Аркадий был возведен в сан архиепископа. В качестве своего наместника, согласно Белокриницкому уставу, 29 авг. 1848 г. К. рукоположил во епископа Браиловского инока Белокриницкого мон-ря Онуфрия (Парусова) . 3 янв. 1849 г. учредил Симбирскую кафедру и рукоположил 1-го епископа для старообрядцев России - Софрония (Жирова) , дав ему поручение управлять всеми делами в России до учреждения Московского архиеп-ства. 4 янв. епископы Онуфрий и Софроний возвели К. в сан митрополита. 3 февр. 1853 г. при участии К. и инока Павла (Великодворского) учреждена Владимирская архиепископия, в тот же день для России К. и еп. Онуфрий рукоположили архиеп. Антония (Шутова) .

http://pravenc.ru/text/1840251.html

Ульяновск. Собор Вознесения Господня (старый). Старый Вознесенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Вознесения Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1901 и 1906. Трапезная (1850-е) и колокольня (нач. 19 в.) остались от прежнего собора (1729-1730), главным объём которого в нач. 20 в. был полностью перестроен. Год утраты:1935 (снесён) Архитектор:Н.А. Розетти (перестройка основного объёма в нач. 20 в.) Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, перекресток ул. Гончарова и ул. Ленина Координаты: 54.314653, 48.395465 Изменить описание объекта Современная реконструкция - новый собор Вознесения Господня Карта и ближайшие объекты Спасо-Вознесенский собор был построен как однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня в 1769 году. После пристройки к церкви придела Воскресения Христова в 1824 году указом Святейшего Синода она в 1844 году была возведена на степень собора. Всего в соборе в дальнейшем было устроено шесть приделов - три в верхней, холодной церкви, и три в нижней зимней. Прихожанином собора был почитаемый в Симбирске Блаженный Андрей. Одной из достопримечательностей собора были помещавшиеся в верхнем ярусе колокольни башенные часы, подаренные городу его почетным гражданином, бывшим Санкт-Петербургским Губернским предводителем Дворянства графом В.П. Орловым-Давыдовым. О размерах этих часов можно судить по размерам боевой гири и ее весе в 25 пудов. Источник: сайт  Симбирской Митрополии Вознесенский собор до 1844 г. был приходским храмом. Первоначально Вознесенская церковь была построена около половины XVII в. деревянною, однопрестольною; в 1694 г. она построена во второй раз, опять деревянною, одноэтажною, но двухпрестольною; в 1729-30 гг. она построена в 3-й раз каменною, двухэтажною, трехпрестольною. В 1825 г. в верхней холодной церкви построен новый придел, в 1849-51 гг. храм был расширен пристройкой с западной стороны, между трапезой и колокольней; в 1852-54 гг. в этом пристрое устроены два придела в нижнем этаже, а в 1857-58 гг. два придела в верхнем этаже: храм стал шестипрестольным, а именно: в верхнем этаже: главный престол в честь Вознесенья Господня, в правом трапезном приделе – в честь Воскресения Господня и в левом – во имя св. великомученика Иоанна воина; в нижнем этаже: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в правом трапезном приделе - в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости» и в левом – во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=24344

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 1 В ноябре 1849 года архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов, † 1857), «усмотрев потребность упрочить религиозное благосостояние Крыма, наводненного исламизмом» , разработал концепцию «русского Афона», согласно которой он предполагал воскресить бытие чтимых по христианским воспоминаниям старейших обителей России. Архипастырь в 4-м параграфе своей «Записки о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», поданной в Святейший Правительственный Синод, проницательно отметил значение легендарного Херсонеса, основанного за 500 лет до Рождества Христова греками и вошедшего в 1783 году в состав заложенного императрицей Екатериной II города Севастополя. «Между этими развалинами, – отмечал преосвященный Иннокентий, – доселе приметны основания четырех церквей – трех меньших и одной большей, которую не без причины признают за соборную, в коей крестился святой Владимир. Поелику основания древней церкви на развалинах Херсонеса целы доселе и даже сохранились части колонн и орнаментов ее… то новейшая архитектура в состоянии по сим данным восстановить ее в том древнем виде, как она была при Владимире, что и составит самый приличный памятник на месте его крещения» . Близко знавший прославленного владыку И.У. Полимпсестов приводит его слова о Херсонесе, или Корсуни, как называли город русские летописи: «Здесь были стопы Первозванного апостола Андрея; здесь пролилась за Христа и освятила будущую христианскую Россию первая для нее мученическая кровь Климента – ученика апостола Петра и кровь других мучеников из первых веков христианства; здесь проповедовали слово Евангелия наши словенские апостолы Кирилл и Мефодий; здесь купель, из которой излился благодатный и истинно благотворный свет на всю Русскую землю» . Все это побудило архиепископа Иннокентия на руинах овеянного священными преданиями Гераклейского полуострова «приняться с жаром» за основание Херсонесского скита во имя равноапостольного крестителя Руси, благо на то последовали 15 апреля 1850 года высочайшее согласие императора Николая I и немного позднее, 4 мая, Синодальный указ.

http://pravoslavie.ru/4374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАПИСКИ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ЗРАО), группа изданий Русского археологического об-ва (РАО, см. в ст. Археологические общества ), выходивших в С.-Петербурге. Она имеет сложную историю, связанную с развитием РАО, к-рое возникло как Археологическо-нумизматическое об-во в 1846 г. 1-я серия периодических изданий выходила в 1847-1854 гг. на франц. языке под названием «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» (с 4-го т.- «Mémoires de la Société Impériale d " archéologie»). Параллельно на рус. языке издавались в 1849-1850 гг. «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества», а в 1851-1865 гг.- «Записки императорского Археологического общества». В 1886-1901 гг. печатались «Записки императорского Русского археологического общества. Новая серия». Кроме того, выходили записки отд-ний РАО: рус. и слав. археологии (ЗОРСА) - в 1851-1918 гг., восточного - в 1887-1921 гг., классического - в 1904-1917 гг., а также «Известия Русского археологического общества» (1859-1884). Для обмена результатами изысканий с иностранными исследователями РАО получило право выпускать свои труды не только на рус., но и на франц. и нем. языках. Статьи, имевшие преимущественно нумизматическую направленность, публиковались на франц. или нем. языке. «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» («Mémoires de la Société Impériale d " archéologie») выходили под ред. барона Б. В. Кёне в 1847-1854 гг. (8 т.), каждый том состоял из 3 выпусков. На 1-м заседании об-ва в 1847 г. его член-основатель П. С. Савельев призвал коллег уделять больше внимания древностям России и мусульм. Востока. В результате РАО приняло решение параллельно с «Mémoires...» выпускать «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества» на рус. языке (с 3-го т.- «Записки императорского Археологического общества»). Издание редактировали И. А. Бартоломей (1849. Т. 1. Вып. 1), Савельев (1849. Т. 1. Вып. 2-3), А. Н. Попов (1849. Т. 1. Вып. 4), Савельев (1850. Т. 2. Вып. 5-8; 1851. Т. 3; Т. 4. Отд. 2), Попов (1852. Т. 4. Отд. 1; 1853. Т. 5), Савельев (1853. Т. 6), Попов (1854. Т. 7. Вып. 1, 2; 1856. Т. 8), Савельев (1856. Т. 9. Вып. 1; 1857. Т. 9. Вып. 2; Т. 10; 1858. Т. 12. Вып. 1; Т. 14; 1859. Т. 13), П. И. Савваитов (1865. Т. 11; Т. 12. Вып. 2).

http://pravenc.ru/text/182593.html

О «Мыслях об истории русского языка» И.И. Срезневского 8 февраля 1849 г. на годичном торжественном собрании Петербургского университета выступил с речью молодой, но уже известный своими научными работами в области славистики, первый в России доктор славяно-русской филологии проф. Измаил Иванович Срезневский (ему было тогда 37 лет). Речь была посвящена актуальной теме – истории русского языка в сравнительно-историческом освещении – и была скромно озаглавлена «Мысли об истории русского языка». Речь имела огромный успех не только среди ученых филологов, но и в широких кругах общественности и вызвала большое оживление и обмен мыслей. В течение двух лет «Мысли» были опубликованы три раза – явление исключительное в истории филологической науки. В 1849 г. «Мысли» были опубликованы в сборнике «Годичный торжественный акт в Императорском Санкт-Петербургском университете» (стр.1–55, 117–138). В 1850 г. «Мысли» были изданы отдельным изданием, которое в кратчайший срок стало библиографической редкостью. Таким образом, научная речь, прочитанная в стенах университета, быстро получила широкое распространение среди образованных кругов и вызвала ряд весьма сочувственных отзывов в общей печати. «Современник» верно отметил историческое значение этого замечательного труда И. И. Срезневского . «Сочинение г. Срезневского, – пишет рецензент «Современника», – есть как бы полная программа исторических трудов по части русского языкознания, программа со многими новыми, верными замечаниями, и о том, что уже сделано на этом поприще, и о том, чего должно еще ожидать и на что должно обратить внимание» 1 . Рецензент журнала «Сын Отечества» правильно определил общекультурное и общественное значение «Мыслей» Срезневского. Он пишет: «Не говоря об ученых по званию и призванию, не говоря даже о принадлежащих сколько-нибудь к ученому сословию, каждый образованный читатель, мы уверены, запасется этой книгою, которая, вместе с немногочисленными другими, составляет честь современной нашей литературы… Ученая деятельность г. Срезневского так самостоятельна, так проникнута поэзией учености и пользуется таким уважением у иностранных деятелей на одном с ним поприще, что долг всякого добросовестного русского журнала обозреть эту деятельность и познакомит с нею публику» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Х. Скопцы По судебному процессу о скопцах Вышневолоцкого уезда, бывшему в г. Твери в 1888 году 16–21 ноября 53 Судебные процессы о религиозных сектантах, по временам возникающие в разных местах, имея весьма важное значение в смысле более действительных мер против распространения раскола и сектантства, в то же время весьма важны и для науки о расколе и сектах. На этих процессах нередко обрисовывается та или другая секта с новых сторон, иногда раскрываются, так сказать, самые тайники ее, и во всяком случае дается много материала для характеристики ее. Умелое ведение дела судебными властями заставляет, как подсудимых, так и свидетелей по делу, входить в разъяснение таких подробностей из жизни сектантов, которые при других способах знакомства с сектантством мало доступны. Не говорим уже о том, что эти процессы дают обильный материал для внешней истории той или другой секты. Поэтому, нельзя не пожалеть о том, что далеко не все такие судебные процессы бывают обнародованы в печати. К таким процессам, о которых еще доселе ничего нигде не сказано в печати, относится очень крупное дело о скопцах, разбиравшееся в г. Твери, Тверским Окружным судом в 1888 году с 15 по 21 ноября 54 . Дело это по своей важности может быть поставлено на ряду с известными процессами о скопцах Кудриных в Москве, Плотициных в Моршанске и др. Печатные сведения о скопцах в Тверской губернии настолько скудны, что, можно сказать, исчерпываются несколькими строками; но при всей своей скудости они все-таки показывают, что скопчество возникло здесь очень рано: оно было заметно здесь еще при жизни основателя секты – Кондрата Селиванова. Так, в 1832 г. обнаружены были 68 скопцов, из которых 43 человека принадлежали Бежецкому уезду, остальные 25 – частью Новоторжскому, частью Вышневолоцкому 55 . Затем, возникали дела о скопцах в Тверской губ. в 1847 г. (о скопце дворовом человеке Морозове), в 1849, 1860, 1851, 1858 и 1861 годах. В 1849 году были препровождены в военную нестроевую службу в Закавказский край скопцы – удельные крестьяне Никита Филиппов и Ефим Иванов – из Бежецкого и Вышневолоцкого уездов (Бежецкого – приходов: Трестенского и Толмачевского; Вышневолоцкого – с. Назарова, – из селений удельного ведомства – Высокого, Старого и Толмачей). В 1850 г. возникало дело о скопце Федорове; а в 1857, 1858 и 1861 гг. о скопцах дер. Кузнечихи, Вышневолоцкого уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эхо первого кризиса Восстание декабристов в контексте глобальных социально-экономических проблем первой половины XIX века 27.12.2008 332 Время на чтение 13 минут Восстание 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге традиционно принято интерпретировать как первое в России открытое вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества и фактическое начало русского освободительного движения. За минувшие годы специалисты из самых разных идейных лагерей весьма глубоко изучили общественно-политическую подоплеку восстания и предшествовавших ему событий и процессов. Достаточно тщательно на сегодняшний день изучено и социально-экономическое развитие России той эпохи. Однако глобальный контекст как российских социально-экономических проблем первой половины XIX века, так и непосредственно движения декабристов достаточно редко попадал в поле зрения историков. Так, наиболее крупной работой, освещающей этот вопрос по существу, до сих пор остается известный курс русской истории М.Н. Покровского. При всей своей тенденциозности главы данного курса, посвященные декабристам и развитию России в первой половине XIX века, в целом наглядно и ярко показывают, что хотя Российская империя начала XIX века, захлестнутая первыми волнами европейской нестабильности в эпоху наполеоновских войн, и сумела отстоять свой политический суверенитет, она, тем не менее, оказалась почти беззащитной как перед глобальной экономической экспансией западноевропейских товаров и капиталов, так и перед лицом западноевропейской информационно-идеологической агрессии. Перед тем как начать анализ российского кризиса середины 1820-х годов, важно вспомнить, что ряд крайне тяжелых потрясений в первой половине XIX века переживала практически вся континентальная Европа. Достаточно лишь обратить внимание на новый характер военных конфликтов эпохи революционных и наполеоновских войн (когда завоеватель стремится не только подчинить себе некую территорию, но и провести там необратимые социальные преобразования), на число революционных выступлений и их ожесточенность, чтобы утверждать: перед угрозой социального хаоса, утраты государственного суверенитета и даже полного распада (раздела) в период 1789-1850 годов стояли все крупные европейские державы. Пруссия (1807-1812), Австрийская империя (1809, 1848-1849), Франция (1814-1815, 1830, 1848), Испания (1807-1814, 1820-1824, 1834-1843), Португалия (1807-1811, 1820, 1828, 1834-1847), Голландия (1810-1813, 1830), Швеция (1809), Дания (1807), Швейцария (1803, 1847) - фактически ни одна из этих держав не сумела выйти из кризиса, не прибегнув (вольно или невольно) к иностранной помощи, не пережив прямое вмешательство соседей в свои внутренние дела или даже оккупацию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010