Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАПИСКИ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ЗРАО), группа изданий Русского археологического об-ва (РАО, см. в ст. Археологические общества ), выходивших в С.-Петербурге. Она имеет сложную историю, связанную с развитием РАО, к-рое возникло как Археологическо-нумизматическое об-во в 1846 г. 1-я серия периодических изданий выходила в 1847-1854 гг. на франц. языке под названием «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» (с 4-го т.- «Mémoires de la Société Impériale d " archéologie»). Параллельно на рус. языке издавались в 1849-1850 гг. «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества», а в 1851-1865 гг.- «Записки императорского Археологического общества». В 1886-1901 гг. печатались «Записки императорского Русского археологического общества. Новая серия». Кроме того, выходили записки отд-ний РАО: рус. и слав. археологии (ЗОРСА) - в 1851-1918 гг., восточного - в 1887-1921 гг., классического - в 1904-1917 гг., а также «Известия Русского археологического общества» (1859-1884). Для обмена результатами изысканий с иностранными исследователями РАО получило право выпускать свои труды не только на рус., но и на франц. и нем. языках. Статьи, имевшие преимущественно нумизматическую направленность, публиковались на франц. или нем. языке. «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» («Mémoires de la Société Impériale d " archéologie») выходили под ред. барона Б. В. Кёне в 1847-1854 гг. (8 т.), каждый том состоял из 3 выпусков. На 1-м заседании об-ва в 1847 г. его член-основатель П. С. Савельев призвал коллег уделять больше внимания древностям России и мусульм. Востока. В результате РАО приняло решение параллельно с «Mémoires...» выпускать «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества» на рус. языке (с 3-го т.- «Записки императорского Археологического общества»). Издание редактировали И. А. Бартоломей (1849. Т. 1. Вып. 1), Савельев (1849. Т. 1. Вып. 2-3), А. Н. Попов (1849. Т. 1. Вып. 4), Савельев (1850. Т. 2. Вып. 5-8; 1851. Т. 3; Т. 4. Отд. 2), Попов (1852. Т. 4. Отд. 1; 1853. Т. 5), Савельев (1853. Т. 6), Попов (1854. Т. 7. Вып. 1, 2; 1856. Т. 8), Савельев (1856. Т. 9. Вып. 1; 1857. Т. 9. Вып. 2; Т. 10; 1858. Т. 12. Вып. 1; Т. 14; 1859. Т. 13), П. И. Савваитов (1865. Т. 11; Т. 12. Вып. 2).

http://pravenc.ru/text/182593.html

Печатается по подлиннику ( ЛБ). Первоначально напечатано в «Русском Архиве» 1890, 8, стр. 189-190. Является ответом на письмо С. Т. Аксакова от 11 февраля (см. примеч. к 145 ) и датируется по связи с ним, а также на основании пометы Аксакова на подлиннике: «1850 февраль». Овер, Александр Иванович (1804-1864) — известный врач, профессор Московского университета. 147. А. М. МАРКОВИЧУ. Печатается по тексту «Древней и Новой России» (1879, 1, стр. 66), где было напечатано впервые. Датируется приблизительно, по связи с предыдущими письмами. 148. В. А. ЖУКОВСКОМУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Первоначально напечатано: с пропуском окончания и с ошибочной датировкой 1849 г. — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 477-481; окончание черновой редакции, с пропуском трех последних фраз и подписи, — в «Письмах», IV, стр. 303-305. Полностью письмо, как и окончание черновой его редакции, печатается впервые. Датируется 1850 годом, так как является ответом на письмо Жуковского от 20 января (1 февраля) 1850 г. (Соч. Жуковского, стр. 613-614). Жуковскому нужны были «локальные краски Палестины» для задуманной им поэмы «Вечный жид». На большое письмо Гоголя о Палестине Жуковский ответил почти год спустя, 1/13 февраля 1851 г. (там же, стр. 614). «Вечный Жид» — последняя поэма Жуковского, носившая автобиографический характер и оставшаяся незаконченной. Еще помню вид, открывшийся мне вдруг... — см. рассказ Гоголя в записи Л. И. Арнольди (стр. 61-62). Максимович просит убедительно стихов для альманаха «Киевлянин» — просьба эта не была исполнена Жуковским (в третьей книге «Киевлянина», Киев 1850, стихотворений Жуковского нет). 149. М. А. КОНСТАНТИНОВСКОМУ. Печатается по копии, переданной Кулишу Трушковским ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропуском окончания и с зашифровкой имен — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 501; полностью — в «Письмах», IV, стр. 305. Датируется 1850 годом по связи содержания с письмом 154. Шереметева — Надежда Николаевна. Варвара Сергеевна Шереметева (1815-1880) — троюродная сестра мужа Н. Н. Шереметевой, впоследствии замужем за кн. А. Б. Голицыным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

инициировал прямой диалог с читателем. Посвящение, рефреном звучащее в неск. «Беседах» и обращенное к «тому самому - единственному, кого я с радостью и благодарностью зову моим читателем» (SKS. Bd. 5. S. 183; 189; 389), предполагало адресата, не только готового к тому, чтобы его «обманом завлекли в истинное» (Ibid. Bd. 13. S. 13), как обозначал К. цель своих работ, изданных под псевдонимами, но и способного к решительным внутренним переменам и религ. стойкости посреди религ. и культурной неопределенности своего времени. Особенности лютеран. отношения к библейскому тексту, предполагавшие его восприятие в качестве неизменного сопровождения повседневных забот, позволяли К. рассчитывать на немедленный читательский отклик. Прямодушие его проповеди, по замыслу К., должно было передать ощущение прямоты, с которой описывает Библия действие Божественной воли. К. полагал, что в роли проповедника он действовал лишь как покорный провозвестник этой воли, затронувшей его своим действием. «Болезнь к смерти» (1849) и «Упражнение в христианстве» (1850) 1849 и 1850 гг. были отмечены 2 произведениями К., дающими ключ к сформировавшемуся у него к этому времени экзистенциальному пониманию христианства. Предметом трактата «Болезнь к смерти» (Sygdommen til Døden), изданного 30 июля 1849 г., было понятие «отчаяние»; в трактате «Упражнение в христианстве» (Indøvelse i Christendom), опубликованном 25 сент. 1850 г., К. рассматривал «соблазн», или «уязвленность» (Forargelse), как переживание, связанное с богочеловеческой природой христианства. Т. о., в 2 новых сочинениях К., продолжая проблематику «Понятия страха», исследовал возможности поднять отдельное душевное состояние (страх, скука, тоска, отчаяние) до уровня экзистенциальной, т. е. религиозно разрешаемой ситуации. Отчаяние и уязвленность интересовали К. не как реакции «естественного» человека, поверхностно знакомого с христ. вероучением, а как состояния, внедренные в сердцевину христ. веры. Оба трактата были изданы под псевдонимом Анти-Климакус, означавшим, с одной стороны, замысел К.

http://pravenc.ru/text/1841101.html

395 Рукописи принадлежали почтенному любителю и знатоку отечественной старины И.П. Сахарову. Самые памятники см. в Христ. Чт. 1849 г. ч. 2 стр. 301–335; 377–407. 408 Весьма немногие (именно три) из этих проповедей были напечатаны на страницах «Христ. Чт.» (См. 1849 г. Август стр. 126–132 «Слово при погребении члена Св. Синода, преосв. м. Ионы»; 1850 г. Март стр. 137–150: «Слово при погребении архиеп. Воронежского Игнатия, сказанное 23 янв. 1850 г.»; 1850 г. Июль стр. 11–16: «Слово при погребении архиеп. Нижегородского Иакова, сказанное 23 мая 1850 г.»); остальные проповеди этого периода были напечатаны отдельно в виде сборника, изданного в 1847 году; впоследствии также Макарий издавал неоднократно свои проповеди отдельными сборниками. Мы пользовались посмертным изданием проповедей Макария под заглавием: «Слова и Речи Макария, митрополита Московского». СПБ. 1891 г. 429 Из писем преосв. Макария к своему брату прот. А.И. Булгакову видно, что он очень часто говорил проповеди в Тамбове и Харькове наизусть, без предварительной их записи. О том же самом говорит преосв. Макарий и в предисловии к собранию «слов и речей» изданных им в 1864 году. «Издавая в свет эти «Слова и Речи», читаем здесь, «единственно по желанию многих из моих духовных чад, питаю себя надеждою, что они извинят меня, если не найдут в моем издании всего того, чего могли ожидать, не найдут большей части моих церковных поучений, которые они слышали, а встретят только некоторые, весьма немногие. С любовью отдаю все, что имею: печатаю все те слова и речи, какие успел записать вскоре после их произнесения, но не печатаю и не могу напечатать тех, которые, по обстоятельствам, не были мною своевременно записаны». (См. Слова и Речи Макария, архиеп. Харьковского. СПБ. 1864 г. предисловие). В высшей степени любопытно с приведенным свидетельством преосв. Макария о том, что большая часть его поучений была не записана до произнесения и потому не напечатана, сопоставить следующие рассуждения проф. Кипарисова: «о количестве проповедей Макария, несмотря на самый тщательный сбор их, сделанный уже после его смерти, должно сказать, что количество всякого рода речей его, сказанных в качестве пастыря при каком бы то ни было случае, количество это никак не превышает двухсот (собственно 198).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

При церкви имеется библиотека для употребления причта. В ней состоит книг св. писания и писаний св. отцов 18, Богослужебных и нотных 118, духовного содержания и исторических 20 и журналы: Христианское чтение с 1850 по 71 год, Воскресное чтение с 1855 по 1866 г., Творения св. отец с 1857 по 1863 г., Православный собеседник с 1857 по 1865 год, Духовная беседа с 1858 по 1872 г., Православное обозрение с 1860 по 1872 г., Душеполезное чтение с 1868 по 1872 год. Труды Киевской Духовной академии с 1866 по 72 г. и Руководство для сельских пастырей с 1868 по 1872 год. В церкви находятся хозяйственные документы: а) план церкви с фасадом старый и планы новые. как церкви, так и существующей при ней часовни с фасадом, Высочайше утвержденные в 11-й день апреля 1769 года, для капитального возобновления той и другой с сохранением архитектурного их характера; б) план церковной земли, утвержденный в 1848 году генерал-адъютантом графом Клеймихелем; в) купчая крепость за 40 на купленный церкви дом в 1849 г. 22 декабря от аптекаря Гедике и г) план с фасадами двора и строений, принадлежащих церкви под литерами А и Б, утвержденный 20-го июня 1856 г. общим присутствием правления 1-го округа Путей Сообщения. В церковном архиве хранятся следующие церковные документы: а) метрические книги с 1777 года; б) исповедные росписи с 1808 года; в) обыскные книги с 1776 года, г) приходорасходные книги с 1840 года и д) брачные документы с 1776 года по настоящее время. В нижеследующей таблице показаны средние числа родившихся, браком сочетавшихся и умерших с 1777 по 1786 гг., с 1786 по 1800 гг., с 1800 по 1810 гг., с 1810 по 1820 гг., с 1820 по 1830 гг., с 1830 по 1840 гг., с 1840 по 1850 гг., с 1850 по 1860 гг., и с 1860 по 1870 год. Годы Родившихся Браком Умерших Мужск. Женск. Законных Незаконных сочетавшихся 1777–1786 не значится 1786–1800 1800–1810 1810–1820 1820–1830 1830–1840 1840–1850 1850–1860 1860–1870 В церковном архиве уцелело по сие время несколько письменных бумаг, довольно замечательных по своей давности и по содержанию. Таковы суть следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Губернатор — полтавский гражданский губернатор Николай Ильич Ознобишин. Бывший харьковский архиерей — Иннокентий, архиепископ херсонский. Был харьковским епископом, потом архиепископом в 1841-1848 гг. 171. С. М. СОЛЛОГУБ. Печатается по копии ( ПД). Было напечатано впервые в «Русском Библиофиле», П. 1916, кн. V, стр. 17-18. Датируется 1850 годом, когда С. М. Соллогуб переживала утрату двух дочерей: восьмимесячной Аполлинарии (ум. 12 апреля 1850 г.) и восьмилетней Софьи (ум. 19 мая 1850 г.). 172. А. О. АРМФЕЛЬДУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в сборнике «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 84. Армфельд, Александр Осипович (1806-1858) — профессор судебной медицины и истории медицины в Московском университете и инспектор классов сиротского института Московского воспитательного дома. Старый знакомый Гоголя. В 1840, 1842 и 1849 гг. присутствовал на именинных обедах у Гоголя в погодинском саду («История моего знакомства», стр. 62 и 186). Гоголь хлопотал через него о помещении воспитанницы своей матери, Эмилии, в сиротский институт. Письмо к Армфельду датируется по связи с письмом 157, в котором Гоголь сообщал о неудаче с устройством Эмилии в Москве. Естественно допустить, что перед отъездом в Васильевку он озаботился возвращением метрического свидетельства девочки, необходимого для ее определения в полтавский институт, куда она и была потом устроена. 173. К. С. АКСАКОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 507. Написано перед отъездом Гоголя с Максимовичем на Украину 13 июня. На подлиннике — помета С. Т. Аксакова: «1850 май». 174. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 152-153. В. А. Соллогуб о сестре своей жены, А. М. Вьельгорской, сказал, что это «кажется, единственная женщина, в которую влюблен был Гоголь» («Воспоминания графа В. А. Соллогуба». СПб. 1887, стр. 129). По семейным преданиям родственников Вьельгорских, Гоголь сделал предложение Анне Михайловне через Веневитиновых, но получил отказ. Вероятно, этому браку воспротивилась ее мать, рожденная принцесса Бирон, по характеристике Соллогуба, «женщина гордости недоступной» (там же, стр. 128). Данное письмо, судя по содержанию, написано было Гоголем по получении жестоко ранившего его отказа и явилось последним письмом, заключившим обширную переписку его с А. М. Вьельгорской. Относится оно к весне 1850 г., когда прекратились письменные сношения между Гоголем и семейством Вьельгорских». (См. В. И. Шенрок. «Н. В. Гоголь и Виельгорские в их переписке». — «Вестник Европы» 1889, 10, стр. 474-475). 175. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

С октября 1848 г. Гоголь жил в Москве: сначала он остановился у М.П. Погодина, но пребывание писателя в доме последнего ознаменовалось рядом скандалов, и период с декабря 1848 по июль 1849 гг. Гоголь провёл у А.П. Толстого (с. 154 - 168). Характерно, что отношения писателя с Хомяковым и Аксаковыми так и остались напряжёнными, в то время как с декабристом И.А.Фонвизиным, славянофилом Ф.В.Чижовым и, быть может, с П.Я.Чаадаевым Гоголь сумел найти общий язык (с. 159 - 162). Здесь же впервые Ю.В.Манн заявляет о своей солидарности с расхожим мнением о том, что в мистицизме Гоголя присутствовали черты протестантизма (ниже мы попытаемся оспорить это мнение). Если осенью 1848 г. настроение Гоголя было на подъёме, то к маю 1849 г. он вновь впал в мучительную хандру. То ему хотелось " проездиться по России " , то он безуспешно пытался помирить Аксаковых с Погодиным. Впрочем, в июне наступило улучшение (с. 165 - 168). В это время Гоголь познакомился с К.Я.Гротом, рассказывавшим ему о Финляндии, и с братом Смирновой Л.И.Арнольди. Этот калужский чиновник был близок славянофилам, но Гоголя гораздо больше интересовало его служебное " поприще " . Как видим, дух " Выбранных мест " вовсе не покинул писателя. Период с июля по сентябрь 1849 г. - это время первых чтений второго тома " Мёртвых душ " (с. 168 - 175). Естественно, что Ю.В.Манна этот период особенно интересен. К этому времени московское общество, включая и Аксаковых, не верило в то, что Гоголь ещё может создать художественный шедевр. Но чтения сначала А.П.Толстому, а затем А.О.Смирновой и Л.И.Арнольди, а в августе - Шевырёву и Аксаковым продемонстрировали обратное. Все перечисленные слушатели восприняли первые две главы восторженно. Отдельно отмети, что Ю.В.Манн считает Смирнову беспристрастным арбитром в силу своей равноудалённости от западников и славянофилов, но вряд ли можно согласиться с тезисом о её аполитичности: консервативные симпатии калужской губернаторши хорошо известны. Период с октября 1849 по май 1850 гг. в жизни Гоголя был насыщен множеством событий, среди которых трудно выделить главное. Рассматривая встречи писателя " с знакомыми и незнакомыми " , Ю.В.Манн уделяет внимание его отношениям с А.Н.Островским, Н.Н.Кукольником, И.В.Капнистом (в доме последнего происходили чтения второго тома " Мёртвых душ " , несмотря на враждебное отношение хозяина к ним), особо выделяет встречи Гоголя с земляками-малороссами и их любовь к украинским песням (с. 177 - 180). Последняя тема ещё будет возникать на страницах книги Ю.В.Манна, и сама по себе она не нова: о " двух душах " писателя говорили и А.Я.Ефименко в 1902 г., и Ю.Я.Барабаш в 1993 г. Но остаётся непонятным, почему, говоря об украинских корнях Гоголя, автор книги не акцентирует в равной степени внимание на его теснейшей связи с Великороссией, на его безусловной преданности императору Николаю I?

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/22/...

Александра Осиповна — Ишимова. 87. А. А. ИВАНОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано, с пропуском даты внизу, в «Современнике» 1858, 11, стр. 169. Ответ Иванова, от 15 мая н. ст. 1849 г., см. в книге: М. Боткин. «А. А. Иванов. Его жизнь и переписка», стр. 262. Датируется 1849 годом на основании почтового штемпеля. 88. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 143-144. 89. С. М. СОЛЛОГУБ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в сборнике «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 80. Ответ С. М. Соллогуб, от 17 мая , — там же, стр. 129-130. Датируется по связи с письмом 88, к которому было приложено. Чернышевы-Кругликовы — гр. Иван Гаврилович (1787-1847) и гр. Софья Григорьевна (1799-1847), сестра декабриста З. Г. Чернышева. С Чернышевыми-Кругликовыми Гоголь встречался за границей. ... письмо Моллеру — письмо до нас не дошло. О Моллере см. Н. В. Гоголь. АН СССР, XI, стр. 415. 90. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 144. Датируется по связи с письмом 88. 91. А. О. СМИРНОВОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропуском заключительных слов и подписи — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 498; полностью — в «Письмах», IV, стр. 290-291. Датируется на основании ответного письма А. О. Смирновой от 18 мая («Литературный Вестник» 1902, 3, стр. 330-332). Аксаков — Иван Сергеевич. ... Вы потому ко мне не пишете... — ответное письмо Смирновой см. там же, стр. 330. 92. С. Т. АКСАКОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропуском подписи — в «Записках», II, стр. 223-224; полностью — в «Письмах», IV, стр. 251-252. С. Т. Аксаков относил письмо к 7 мая 1849 г. («Записки», II, стр. 223). За 1849 год говорит и адрес письма: в мае 1850 г. Аксаковы жили уже в доме Высоцкого в Филипповском переулке (С. Дурылин. «Гоголь и Аксаковы». — «Звенья», т. 3-4, М. — Л., «Academia», 1934, стр. 360-361). 93. М. И. ГОГОЛЬ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Я видела, как брат Стоуэлл из Парижа был нерешителен по поводу закрытой двери. Я почувствовала, что должна посетить его. Хотя это было за пятьдесят миль отсюда, и была очень плохая дорога, я верила, что Бог должен укрепить меня, чтобы преодолеть путешествие. Мы пошли и обнаружили их нуждающимися в укреплении. Они не проводили собрания в этом месте около двух лет. Мы провели с ними одну неделю. Наши собрания были очень интересными. Они жаждали настоящей истины. Мы проводили свободные, сильные собрания с ними. Пока я находилась там, Бог даровал мне два видения, что было значительно удобно для братьев и сестер и сильно подействовало на них. Брат Стоуэлл поверил в закрытую дверь и во всю настоящую истину, в которой он сомневался». (Елена Г. Уайт брату и сестре Хастингс, 24–30 марта 1849 год, Письмо от 1849 года. Акцент поставлен.) Здесь также, как и через два года после того, как она написала свое письмо к Джозефу Бейтсу, у Елены Уайт было «видение», чтобы подтвердить «Закрытую Дверь». Статьи Елены Уайт в «Настоящей Истине» с 1849–1850 года, полны ссылок на «Закрытую Дверь». Так, в следующем примере, она фактически устанавливает это учение как центральную часть Адвентистского Послания. «Там мне было показано, что заповеди Бога, и свидетельство Иисуса Христа, имеют отношение к закрытой двери, и не могут быть разделены… Сопровождавший меня ангел предложил мне искать тяжелого труда для душ грешников, который мог быть использован для этого. Я искала, но не могла его увидеть в течение времени для их спасения в прошлом» («Настоящая Истина», Август 1849 года. Акцент поставлен). В 1847 году Джеймс Уайт опубликовал памфлет под названием «Слово к Небольшому Стаду». В этом памфлете мы могли обнаружить некоторые самые ранние неопубликованные видения Елены Уайт. В одном из таких видений она видела адвентистский народ на узкой тропинке по пути на небо. Некоторые по пути ослабевали, и она сообщает следующее: «Вернуться на тропинку и идти по направлению к Городу, было для них также невозможно, как и всему плохому миру, который отверг Бог». («Слово к

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ellen-g-...

Много уделял внимания епископ Макарий организации и совершенствованию учебного процесса. Он сам подбирал преподавателей, часто посещал лекции, входил во все стороны студенческой жизни до мельчайших подробностей. В 1853 году при Петербургской духовной академии по указу Духовного учебного управления было создано специальное отделение по подготовке воспитанников для борьбы с раскольниками. Программа обучения для этого отделения была разработана ректором духовной академии епископом Макарием. Одной из постоянных забот епископа Макария по учебной части была его забота о пополнении книгами академической библиотеки и о благоустройстве ее. Много внимания уделял он улучшению материального положения как наставников академии, так и студентов. Как профессор епископ Макарий преподавал помимо догматического богословия историю Русской Церкви (1847–1849) и историю русского раскола (1853–1857). Независимо от этого он исполнял и другие обязанности, например, члена Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях (1842–1850), где принимал самое активное участие; члена Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета (1844–1848), заслужив репутацию в высшей степени гуманного, беспристрастного и аккуратного цензора; ревизора различных духовных семинарий и училищ (1844–1849); главного редактора журнала «Христианское чтение» (1850–1857); главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в столичных заведениях (1850–1857); члена Главного правления духовных училищ (1856–1857); ординарного академика Императорской Академии наук (1854–1857); председателя Комитета для издания кратких духовно-нравственных книг (1855–1857) и члена временной Петербургской Синодальной конторы (1856). Такова была собственно ректорская и общественная деятельность епископа Макария. По общему признанию, он во все время своего ректорства управлял академией с редким успехом и великою славою. Несмотря на такое разнообразие и сложность обязанностей, он находил время и для любимой научной работы. Петербургский период жизни оказался самым плодотворным и в этой области. В Санкт-Петербурге им были изданы отдельными книгами десять сочинений, из которых наиболее известны «История Русской Церкви» и «Введение в православное богословие». За последнюю работу отец Макарий 31 октября 1847 года получил степень доктора богословия. Кроме того, в виде журнальных статей за этот период вышло 14 его сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010