Вязьма. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки - соборный холм, украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города - Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей. По распоряжению Бориса Федоровича Годунова в 1597-1598 годах обветшавший Никольский собор разобран и на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году соборный храм разорен польскими отрядами. По повелению царя Михаила Федоровича в 1635 году собор отстроен заново и в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира, в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий. Во время пребывания царского семейства в 1654 году в Вязьме царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон неоднократно посещали собор. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. В 1922 году на колокольне висели 9 колоколов. Собор закрыт в 1929 году. Вся богатая утварь, дары российских государей, древние книги и иконы экспроприированы новой властью и в основном исчезли бесследно. Богослужение в соборе возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил собор 3 мая 1993 года. Ежегодно собор посещает митрополит Кирилл. В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая Можайского, отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами. Набор открыток " Вязьма Православная " Стоит в центре города на высоком холме южного берега р. Вязьма, на территории древнего городища. Играет определяющую роль в панораме города при подъезде с заречной стороны, от шоссе Москва-Минск. Выстроен по заказу царя Алексея Михайловича в 1674-76 гг. на месте более древнего деревянного храма. В 1847-49 гг. сооружены трапезная и колокольня. В 1887 г. к северо-западу от собора устроена терраса, в 1890-е гг. северный придел расширен, а его своды разобраны. Кирпичные стены оштукатурены.

http://sobory.ru/article/?object=00465

Воронежская Основана 03.1682 (выделена из Рязанской епархии). Архиепископия с 1704 г. по 1714 г. (с 1714 г. обычно замещалась епископами). Именовалась: Воронежская; в 1696–1700 гг. – Воронежская и Азовская; в 1700–1705 гг. – Воронежская; в 1705–1788 гг. – Воронежская и Елецкая; 07 .1788–19.05.1795 – Воронежская; 19 .05.1795–05.04.1829 – Воронежская и Черкасская; с 05.04.1829 – Воронежская и Задонская (в связи с отходом Черкасской территории к новообразованной в 1829 г. Донской епархии); с 20.01(02.02)1945 – Воронежская и Острогожская; с 26.01(08.02)1954 – Воронежская и Липецкая; с 24.04(07.05)2003 – Воронежская и Борисоглебская. Викарные кафедры: Острогожская, Валуйская, Бобровская, Богучарская, Задонская, Бутурлиновская, Новохоперская, Павловская, Россошанская. 02.04.1682 23.11.1703 02.07.1704 18.07.1712 25.04.1714 23.09.1723 31.10.1725 27.12.1726 28.05.1727 08.06.1730 08.06.1730 26.09.1742 02.12.1742 28.03.1743 14.09.1743 30.11.1757 06.08.1758 19.10.1761 Кирилл Ляшевецкий (Лящевицкий) 05.12.1761 02.01.1763 Иоанникий Павлуцкий 03.02.1763 17.12.1767 17.12.1767 19.05.1775 Тихон II Якубовский 19.05.1775 06.05.1788 Тихон III Малинин 29.06.1788 15.04.1794 20.05.1795 10.04.1799 Мефодий Смирнов 10.04.1799 01.10.1799 Афанасий Иванов 01.10.1799 16.10.1799 Арсений II Москвин 26.11.1799 06.05.1810 23.09.1810 07.02.1816 Антоний Соколов I 26.03.1816 24.05.1825 31.01.1826 20.12.1846 13.01.1847 20.01.1850 26.02.1850 05.08.1853 27.08.1853 14.11.1864 04.01.1865 22.04.1886 01.05.1886 07.05.1890 03.06.1890 01.05.1913 13.05.1913 27.12.1919 (09.01.1920) 03(16)09.1923 24.12.1925(06.01.1926) 03(16)07.1925 01.1926 01.1926 25.01(07.02) 1929 12.1926 08.1927 30.10(12.11)1927 01(14)02.1928 03.1928 11(24)04.1929 29.10(12.11)1935 29.10(12.11)1935 10.1936 31.10(13.11)1935 10(23)01.1936 06(19)03.1944 13(26)05.1945 27.08(09.09)1945 01(14)01.1961 03(16)01.1961 03(16)03.1961 03(16)03.1961 26.09(09.10)1963 Сергий Петров II 26.09(09.10)1963 17(30)03.1964 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 Владимир II Котляров

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Виноградов Сходный СХОДНЫЙ В современном русском языке есть два слова-омонима сходный. Но круги их употребления очень различны. 1 . Сходный, ая, ое; ден, дна, дно. Похожий, подобный кому-чему-нибудь, одинаковый с кем-чем (ср. у Герцена: «Мы все с небольшими вариациями имели сходное развитие»). 2 . Сходный, кратких форм нет – подходящий, недорогой, выгодный (просторечное). Например, купить по сходной цене, сходный товар, сходная покупка. Первое слово стоит в одном семантическом ряду со словами: сходство, сходствовать, схожий. Второе слово носит яркий отпечаток фамильярного просторечия и не тянет за собой никакой словопроизводственной цепи. Возможно, что некогда оба эти омонима в одной системе общего русского языка составляли одно слово. Ведь до сих пор все толковые словари – по традиции – (ср. сл. 1847 г., сл. Ушакова и т. п.) сливают и смешивают эти омонимы. Оба значения: и «похожий», и «недорогой» находят себе опору в глаголе сходиться – сойтись в значении «сблизиться, оказаться подходящим, обнаружить единство, внутреннюю связь». Для сходный – применительно к цене часто предлагается такое мнимо-историческое объяснение: «К Москве исследователи относят поговорку: По сходной цене – от тех скамей, каменных приступков (сходней), которые находились у торговых рядов. Полагают, что на этих-то приступках по уходе покупателя, чтобы не упускать его, купец сказывал крайнюю цену. Эта крайняя цена, оказавшаяся подходящей и купцу и покупателю, стала называться сходной» (см., например, Шейдлин Б. Москва в пословицах и поговорках. М., 1929, с. 66–67). В этом толковании за основу семантического развития слова сходный кладется значение «предназначенный для схода, такой, на чем или где сходятся». Но ср. в «Гистории о Петре I» кн. Б. И. Куракина (начала XVIII в.): «Все места кругом Москвы за городом сходные к забавам, как Марьины рощи, Девичье поле и протчее, наполнены были народом». «А именовалась царица Евдокия Федоровна и была принцесса лицом изрядная, токмо ума посредняго и нравом несходная к своему супругу» (Русск. старина, 1890, октябрь, с. 238 и 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Нижегородская Основана 24.03.1672 по царскому указу в период междупатриаршества (выделена из Суздальской епархии). Митрополия в 1672–1719 гг. С 1719 г. кафедра замещалась епископами. С 1719 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Нижегородская и Алаторская; с 16.10.1799 – Нижегородская и Арзамасская; с 1921 г. – Нижегородская и Макарьевская; с 1932 г. – Горьковская и Макарьевская; с 1942 г. – Горьковская и Арзамасская. С 18.09(01.10)1990 – Нижегородская и Арзамасская. Викарные кафедры: Балахнинская, Лукояновская, Арзамасская, Васильсурская, Павловская, Печерская, Керженская, Краснобакинская, Сергачская, Городецкая, Йошкар-Олинская, Богородская, Лысковская. 02.06.1672 07.03.1686 07.03.1686 26.09.1696 17.01.1697 20.07.1699 23.07.1699 02.09.1708 14.09.1708 05.03.1719 23.03.1719 08.05.1738 25.02.1739 01.09.1742 12.09.1742 09.08.1748 14.08.1748 28.02.1753 14.03.1753 01.06.1773 09.07.1773 25.04.1782 Антоний Герасимов-Зыбелин 16.05.1782 22.09.1783 22.09.1783 12.01.1794 12.01.1794 06.02.1794 в/у Виктор Онисимов» 06.02.1794 26.10.1798 26.10.1798 17.03.1811 28.05.1811 28.05.1811 10.01.1825 28.02.1826 28.02.1826 19.10.1826 13.10.1826 24.01.1832 01.02.1832 19.01.1835 Амвросий Морев 19.01.1835 13.01.1847 Иоанн II Доброзраков 13.01.1847 20.05.1850 20.05.1850 19.12.1850 19.12.1850 17.06.1857 20.07.1857 29.08.1860 Антоний II Павлинский 22.09.1860 21.01.1869 28.02.1869 07.02.1873 03.1873 06.1873 13.06.1873 08.12.1877 08.12.1877 23.05.1879 23.05.1879 07.06.1885 Макарий Миролюбов 07.06.1885 25.11.1888 Модест Стрельбицкий 25.11.1888 07.05.1892 Владимир Петров 07.05.1892 29.12.1900 20.01.1901 13.08.1910 13.08.1910 15(28)03.1918 15(28)03.1918 25.09(08.10)1918 25.09(08.10)1918 22.10(05.11)1918 22.10(05.11)1918 03(16)06.1922 23.08(05.09)1923 05(18)03.1924 05(18)03.1924 14(27)04.1934 13(26)09.1929 29.01(11.02)1934 28.03(10.04)1934 20.04(03.05)1934 20.04(03.05)1934 22.10(04.11)1935 30.10(12.11)1935 12(25)07.1937 15(28)05.1942 18(31)05.1942 18(31)05.1942 09.1943 05(18)11.1948 05(18)11.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Добромысль. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Относительно строительства этого храма в интернете представлены противоречивые сведения. Некоторыми ресурсами приводятся даты строительства 1847 г. либо 1874 г. Есть также информация, что церковь построена графом Воронцовым-Вельяминовым. Но, вероятнее всего, сведения об участии в строительстве храма дальнего родственника А. С. Пушкина касаются церкви в честь Святителя Николая Чудотворца д. Телуша Бобруйского района. Известно, что храм здесь был возведен в начале XX века на средства четы Воронцовых-Вельяминовых (неподалеку находится место захоронения Натальи Александровны – старшей дочери сына Александра Сергеевича Пушкина, жены графа Павла Аркадьевича Воронцова-Вельяминова). По официальной информации (pinskeparh.by) Свято-Николаевская церковь д. Добромысль построена из кирпича в 1873 году на окраине деревни по типовому проекту (Свято-Николаевский храм и церковь преподобного Сергия Радонежского д. Миловиды фактически являются близнецами). Здание четырехчастной продольно-осевой композиции включает двухъярусную колокольню, прямоугольные помещения с поперечный основной объем и апсиду (примыкающий к основному объему пониженный выступ здания). Сферический купол колокольни и двускатная крыша основного объема завершены луковичными главками на восьмигранных барабанах. Фасады прорезаны арочными оконными проемами в плоскостных рустованных наличниках. В декоре фасадов использованы прямоугольные филенки, зубчатые фризы, профилированные карнизы. Зал храма отделен от апсиды двухъярусным деревянным иконостасом. До 1929 года Добромысельский приход входил в Бытенское благочиние, после 1929 года стал относился к Барановичскому. С 1991 г. приход находится в Ивацевичском благочинии. Является материальной историко-культурной ценностью Республики Беларусь (III категория ценности). Местночтимые иконы XIX века: Божией Матери Одигитрии и Святого Николая Чудотворца; деревянная скульптура " Распятие " . http://www.pinskeparh.by/; 

http://sobory.ru/article/?object=45378

Вахитовский район. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Год постройки Владимирского собора был определен по медной закладной доске с летописью храма, найденной при его ремонте в 1860 г. Надпись гласила: «Начата бысть сия святая церковь каменная строиться во имя Пресвятыя Богородицы Владимирская… а от Рождества Христова 1694 году…. А освящена сия святая церковь 1718 году апреля 5 дня… а в 1732 году ноября 5 дня …у сей святой церкви быть собору». Каменная колокольня построена в 1836-1847 гг. прихожанином купцом Петром Герасимовичем Корюкиным, который и был впоследствии похоронен под ней в 1843 году, а в 1854 г – и его жена. На южной стороне церкви была соответствующая надпись и икона св. Петра и мц. Марины. Холодный собор был первым ярусным храмом Казани. В 1749 году он сгорел, в 1774 году был разграблен повстанцами Е. Пугачева. Для облегчения конструкции храма, ввиду появления трещин на стенах, в 1860 году заменили железные стропила кровли на деревянные, а под углы подвели контрфорсы, внутри убрали хоры. В 1873-1875 гг. собор был расписан иконописцами П. А. Пыпиным и П. Н. Шепетовым. Престол храме был один в честь Владимирской иконы Божией Матери. Собор был украшен шестиярусным иконостасом, по девять икон в ряд, в центре храма было подвешено бронзовое паникадило на 36 свечей. Пол был чугунный, а на амвоне, солее и в алтаре - каменный. Внутри собора не было столпов, ни поперечных железных связей. Под полом были устроены сдаваемые в аренду кладовые. Ограда собора сооружена в 1796 году. Храм стоял на пересечении улиц Чернышевского и Московской. 22 октября 1963 года его взорвали. На его месте сейчас стоит пятиэтажный жилой дом. Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В. Фролов, - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. К осени 1928 года Владимирская православная община насчитывала 165 членов. В конце двадцатых в Казани была затеяна грандиозная стройка, хотя для нее и не имелось достаточного количества материалов, которое решили восполнить разбираемыми церквями. Ради исторической правды надо сказать, что Владимирский собор был разобран не сразу, начали с малого – часовни Александра II. Просто снести часовню было нельзя, не обосновав причину сноса. Принимая во внимание, что часовня общине не передавалась, и по своим размерам не может обслужить какую-либо религиозную общину, а расположение часовни неудобно для движения трамвая, Президиум ТЦИКа 11 апреля 1929 г постановил – часовню из ведения религиозной общины изъять и закрыть с передачей здания КГСу для сноса. Что было и сделано в короткие сроки.

http://sobory.ru/article/?object=32366

Ильинское (Зашегренье). Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История церкви начинается с 1813 года, когда завершилось строительство церковного здания, возведённого на средства местных помещиков – полковника Семёна Ивановича Рукина и его супруги Марии Ивановны. Церковь, построенная на их средства, была освящена в начале 1814 года как церковь во имя Рождества Христова. В ней было два престола. В холодной половине – во имя Рождества Христова, в тёплой – во имя святого пророка Илии. Трёхъярусный деревянный, резной иконостас был позлащён червонным золотом. В центре его выделялись Царские Врата дорического ордера. Над ними возвышался образ Спаса Нерукотворного в киоте, поддерживаемый двумя ангелами. Слева – образ Божией Матери «Знамение», также в киоте. В храме было немало икон, пожертвованных местными помещиками и крестьянами. В церковной описи за 1847 г. перечисляются Святые сосуды, серебряные, украшенные финифтью. Упоминаются лжицы и ковчежцы, кресты напрестольные, из которых многие подарены церкви её прихожанами. Немалый вклад сделали местные помещики и в церковную библиотеку, насчитывавшую более сорока ценных книг, датированных XVII, XVIII и XIX веками. По праздничным и воскресным дням далеко окрест разносился колокольный звон, призывая прихожан на службу. Самый большой колокол весил 50 пудов, другие четыре были весом в 12, 8, 4 и 3 пуда. Согласно церковной ведомости 1911 года, в приход Христорождественской церкви входили 15 деревень, всего в приходе числилось 362 дома, 2170 жителей. Имена первых священников церкви неизвестны. В 1858 году пономарём был определён Иван Дмитриевич Смирнов, который с 1885 года стал штатным псаломщиком. Сын его, Владимир служил в Вознесенской церкви села Шитовичи, преподавал в церковно-приходской школе, а позднее, как и отец, служил псаломщиком в храме. С 5 февраля 1868 года священником церкви в Ильинском стал Пётр Яковлевич Алфеев. В 1885 году диаконом служил Николай Гаврилович Дмитровский. С 1896 года священником храма Рождества Христова стал Николай Павлович Воскресенский. По воспоминаниям старожилов церковь в селе была закрыта в 1929-1930 годах. Священника Воскресенского и его семью выселили из дома, где вскоре был открыт медпункт, а в закрытой церкви устроили склад. Почти семьдесят лет это святое место использовалось для хранения керосина, запчастей и прочей хозяйственной утвари. А после распада колхоза здание начали разбирать по кирпичику.

http://sobory.ru/article/?object=10583

Трубчевск. Церковь Воскресения Христова (Георгия Победоносца). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова , Георгия Победоносца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1805. Год утраты:Не установлен. Адрес: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Ленина Координаты: 52.580161, 33.771828 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь, называемая также Георгиевской, стояла в Трубчевске на улице Орловской (ныне Ленина) в районе нынешнего городского рынка. Её история немного схожа с вышеописанной Казанской, и более всего – своим печальным финалом. Оба храма были закрыты одним и тем же постановлением губисполкома в 1929 году, обоим приходам ВЦИК отказал с формулировкой «В Трубчевске останутся ещё 5 церквей, которые вполне могут обслужить религиозные нужды верующих». В результате – обе церкви спустя некоторое время были снесены советской властью. Что же, - скажем спасибо, что хотя бы упомянутые ВЦИК остальные 5 церквей смогли дожить до наших дней. Так же, как и в случае с Казанской церковью, история Воскресенской начиналась с храма, носившего иное посвящение. В данном случае речь идёт о Георгиевском храме, что находился в Жучиной слободе. Но поскольку Воскресенская церковь была поставлена на совершенно ином месте, мы считаем необходимым разделить историю новой (назовём её Воскресенско-Георгиевской) и старой (Георгиевско-Воздвиженской) церквей. Воскресенский храм был заложен 1 августа 1800 года и построен к 1805 году «тщанием и иждивением» трубчевского купца Петра Васильевича Саввина – очевидно, сына того благотворителя, который в 1780-е гг. помог построить Соборную и Покровскую церкви. Это был крупный двухъярусный каменный храм с каменной колокольней; к середине XIX века в нём насчитывалось семь престолов (пять на нижнем этаже и два на верхнем), что является абсолютным рекордом для храмов современной Брянщины. Из них тёплым был только левый (северный) придел в нижнем этаже трапезной части храма, освящённый во имя Рождества Христова. Центральный престол храма был освящён во имя Воскресения Христова; другие придельные престолы носили следующие посвящения: во имя Георгия Победоносца (в память древнего храма-предшественника), во имя Петра и Павла, во имя Василия Великого, во имя Сошествия Святого Духа, во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Все эти престолы перечислены в описании храма, сделанном в 1847 году. В то время в храме служило 3 священника, 2 дьякона, 3 дьячка и 3 пономаря. Церковь владела 6 десятинами усадебной земли и почти 40 десятинами пашни.

http://sobory.ru/article/?object=29901

Успенский Нижнеломовский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский Нижнеломовский женский монастырь - православная женская обитель в Пензенской области, основанная в 1880 году. Окончательно закрыт советской властью в 1929 году, возрожден в 2012 г. При монастыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] В 1840 г., на городском кладбище Нижнего Ломова, в полутора верстах к северу от города (ныне это городская черта – улица Сергеева), на средства купцов Антюшина и Серебрякова была построена небольшая каменная Успенская церковь. В 1847 г. тогдашний городской голова купец Иван Васильевич Волков построил «каменную одноэтажную богадельню со службами и надворным строением для призрения в ней престарелых вдов и сирот женского пола разных сословий». А уже в 1849 г., по ходатайству того же купца Волкова, с Высочайшего соизволения, епископ Амвросий II торжественно открыл здесь Успенскую женскую общину. К этому времени она уже насчитывала 59 насельниц, возглавила их нижнеломовская мещанка Татьяна Афанасьевна Зинина. В 1855 г. община, приписанная раньше к Нижнеломовскому Крестовоздвиженскому собору, получила собственный штат священнослужителей. А в 1880 г. обрела статус монастыря, и настоятельница монахиня Евпраксия была возведена в сан игуменьи. В 1863-1879 гг. в Успенской обители был построен Вознесенский собор с приделами Николая Чудотворца и Всех Святых. В 1890-1898 гг., по проекту епархиального архитектора Алексея Егоровича Эренберга, – величественный пятиглавый Успенский собор с колокольней, один из самый больших храмов в губернии (кажется, на месте первой монастырской церкви). Разорение монастыря началось сразу же после революции. Когда здесь окончательно прекратилась монашеская жизнь – точно неизвестно; кажется, одновременно с закрытием последнего храма, в 1929 г. В 1924 г. оба монастырских храма еще действовали – их передали обновленцам. В 1927 г. они отказались от пользования Успенским собором «по неимению средств».

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Нижн...

Нижний Ломов. Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1840 г., на городском кладбище Нижнего Ломова, в полутора верстах к северу от города (ныне это городская черта – улица Сергеева), на средства купцов Антюшина и Серебрякова была построена небольшая каменная Успенская церковь. В 1847 г. тогдашний городской голова купец Иван Васильевич Волков построил «каменную одноэтажную богадельню со службами и надворным строением для призрения в ней престарелых вдов и сирот женского пола разных сословий». А уже в 1849 г., по ходатайству того же купца Волкова, с Высочайшего соизволения, епископ Амвросий II торжественно открыл здесь Успенскую женскую общину. К этому времени она уже насчитывала 59 насельниц, возглавила их нижнеломовская мещанка Татьяна Афанасьевна Зинина. В 1855 г. община, приписанная раньше к Нижнеломовскому Крестовоздвиженскому собору, получила собственный штат священнослужителей. А в 1880 г. обрела статус монастыря, и настоятельница монахиня Евпраксия была возведена в сан игуменьи. В 1863-1879 гг. в Успенской обители был построен Вознесенский собор с приделами Николая Чудотворца и Всех Святых. В 1890-1898 гг., по проекту епархиального архитектора Алексея Егоровича Эренберга, – величественный пятиглавый Успенский собор с колокольней, один из самый больших храмов в губернии (кажется, на месте первой монастырской церкви). Разорение монастыря началось сразу же после революции. Когда здесь окончательно прекратилась монашеская жизнь – точно неизвестно; вероятно, одновременно с закрытием последнего храма, в 1929 г. В 1924 г. оба монастырских храма еще действовали – их передали обновленцам. В 1927 г. они отказались от пользования Успенским собором «по неимению средств». С 1930-х гг. на территории монастыря расположилась детская исправительная колония, с конца 40-х – центральная районная больница. В игуменском корпусе в 60-е гг. был детдом, позже интернат для слабослышащих детей. Вознесенский собор снесли полностью, в Успенском была МТС, потом долгие годы размещалась «Рембыттехника» и квартиры.

http://sobory.ru/article/?object=24468

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010