Шло время. В связи с ухудшающимся здоровьем архимандрит Макарий вынужден был покинуть Алтай. Он простился с сотрудниками и новокрещеными алтайцами в начале июля 1844 года, оставив преемника в лице протоиерея Стефана Ландышева. Последние годы своей земной жизни преподобный Макарий провел в Болховском Троицком Оптином монастыре Орловской епархии , где был назначен настоятелем. И здесь — казалось бы, в среде русских крещеных людей — он продолжал просветительскую работу, устроил катехизические курсы, учил основам веры и молитве. В начале 1847 года архимандрит Макарий получает разрешение на паломничество в Святую Землю. Но вместо земного Иерусалима его святая душа переселилась в Иерусалим Горний. Это произошло 18 мая 1847 года. Перед тем как отойти ко Господу, он сказал свои последние слова: «Свет Христов просвещает всех». В 1983 году архимандрит Макарий (Глухарев) был включен в Собор Сибирских местночтимых святых, а Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года за беспримерные миссионерские труды причислил архимандрита Макария к лику преподобных для общецерковного почитания. Современное почитание Почитание преподобного Макария началось еще в XIX веке, после его кончины. Воспитанники архимандрита Макария на многие годы сохранили память о своем первом духовном наставнике — «незабвенном», как они его называли. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что в год пятидесятилетнего юбилея Миссии (1880) в Макариевском миссионерском стане на названном в честь преподобного, инородец Софроний Чендеков, когда-то крещенный самим основателем Миссии, построил за свой счет новый храм. Ученики святого в день его именин (1 февраля н. ст.) всегда собирались в Улале на совместное богослужение. Кто-то даже ездил на его могилу в Троицкий Оптин монастырь в г. Болхов Орловской епархии. В 1912 году в Улалинском миссионерском стане построили Владимирский храм-часовню в память об основателе Алтайской миссии и его последователях. Даже в безбожные годы советской власти не удалось вытравить из народной памяти имя преподобного. Люди массово приезжали на его могилу в Болхов. В конце концов властям пришлось вскрыть ее и извлечь оттуда честные мощи. По информации журнала «Безбожник», это произошло в 1929 году. Где они находятся сейчас, неизвестно.

http://patriarchia.ru/db/text/5951231.ht...

   Архимандрит Моисей (Путилов) Оптинский (1782—1862).    Архимандрит Антонин (Капустин) (1818—1894).    Иеромонах Варнава (Меркулов) (1831—1906).    Георгий (Машурин) Задонский Затворник (монах Стратоник).    Старец Иларион Троекуровский (1774—1853).    Старец схимонах Силуан (Антонов) Афонский (1866—1938).    Протопресвитер В.Б. Баженов (1800—1883).    Протопресвитер И.Л. Янышев (1826—1910).    Протоиерей П.И. Турчанинов (1779—1856).    Протоиерей А.В. Горский (1812—1875).    Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский (1829—1908).    Священник А.В. Гумилевский (1830—1869).    Священник П.А. Флоренский (1882—1943).    Д.С. Бортнянский (1751—1825).    А.Н. Голицын, князь (1773—1844).    Н.А. Протасов, граф (1798—1855).    И.В. Киреевский (1806—1856).    А.С. Хомяков (1804—1860).    А.Ф. Львов (1798—1870).    Д.А. Толстой, граф (1823—1889).    К.Н. Леонтьев (монах Климент) (1831—1891).    В.В. Болотов (1853—1900).    B.C. Соловьев (1853—1900).    И.Е. Троицкий (1832—1902).    К.П. Победоносцев (1827—1907).    А.П. Лебедев (1845—1908).    П.В. Знаменский (1836—1910).    Е.Е. Голубинскнй (1834—1912).    Н.Ф. Каптеров (1847—1917).    А.Л. Катанский (1836—1919).    В.И. Несмелов (1869—1920).    А.Д.. Кастальский (1856—1926).    В.К. Саблер (1847—1929).    А.Д. Самарин (1868—1932).    М.М. Тареев (1866—1934).    Н.Н. Глубоковский (1863—1937).    А.В. Карташев (1875—1960).    Игумения Екатерина (графиня Ефимьевская) (ум. 1925).    Игумения Евгения (княгиня Мещерская) (ум. 1837). Х. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА    1700 – кончина Патриарха Адриана и назначение Местоблюстителем    Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского).    1701– восстановление Монастырского приказа.    1702 – издание указа Петра I о веротерпимости.    1720 – составление «Духовного регламента».    1721 – учреждение Святейшего Синода.    1722 – издание «Прибавление к Духовному регламенту».    1723 – признание Святейшего Синода Восточными Патриархами.    1724 – перенесение мощей святого князя Александра Невского в Петербург.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Нижегородская Основана 24.03.1672 по царскому указу в период междупатриаршества (выделена из Суздальской епархии). Митрополия в 1672–1719 гг. С 1719 г. кафедра замещалась епископами. С 1719 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Нижегородская и Алаторская; с 16.10.1799 – Нижегородская и Арзамасская; с 1921 г. – Нижегородская и Макарьевская; с 1932 г. – Горьковская и Макарьевская; с 1942 г. – Горьковская и Арзамасская. С 18.09(01.10)1990 – Нижегородская и Арзамасская. Викарные кафедры: Балахнинская, Лукояновская, Арзамасская, Васильсурская, Павловская, Печерская, Керженская, Краснобакинская, Сергачская, Городецкая, Йошкар-Олинская, Богородская, Лысковская. 02.06.1672 07.03.1686 07.03.1686 26.09.1696 17.01.1697 20.07.1699 23.07.1699 02.09.1708 14.09.1708 05.03.1719 23.03.1719 08.05.1738 25.02.1739 01.09.1742 12.09.1742 09.08.1748 14.08.1748 28.02.1753 14.03.1753 01.06.1773 09.07.1773 25.04.1782 Антоний Герасимов-Зыбелин 16.05.1782 22.09.1783 22.09.1783 12.01.1794 12.01.1794 06.02.1794 в/у Виктор Онисимов» 06.02.1794 26.10.1798 26.10.1798 17.03.1811 28.05.1811 28.05.1811 10.01.1825 28.02.1826 28.02.1826 19.10.1826 13.10.1826 24.01.1832 01.02.1832 19.01.1835 Амвросий Морев 19.01.1835 13.01.1847 Иоанн II Доброзраков 13.01.1847 20.05.1850 20.05.1850 19.12.1850 19.12.1850 17.06.1857 20.07.1857 29.08.1860 Антоний II Павлинский 22.09.1860 21.01.1869 28.02.1869 07.02.1873 03.1873 06.1873 13.06.1873 08.12.1877 08.12.1877 23.05.1879 23.05.1879 07.06.1885 Макарий Миролюбов 07.06.1885 25.11.1888 Модест Стрельбицкий 25.11.1888 07.05.1892 Владимир Петров 07.05.1892 29.12.1900 20.01.1901 13.08.1910 13.08.1910 15(28)03.1918 15(28)03.1918 25.09(08.10)1918 25.09(08.10)1918 22.10(05.11)1918 22.10(05.11)1918 03(16)06.1922 23.08(05.09)1923 05(18)03.1924 05(18)03.1924 14(27)04.1934 13(26)09.1929 29.01(11.02)1934 28.03(10.04)1934 20.04(03.05)1934 20.04(03.05)1934 22.10(04.11)1935 30.10(12.11)1935 12(25)07.1937 15(28)05.1942 18(31)05.1942 18(31)05.1942 09.1943 05(18)11.1948 05(18)11.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

90 Коноплев. Ук. соч. С. 43—53, здесь хороший пересказ жития св. Дионисия; Ключевский. Ук. соч. С. 493, 415, 462; Зверинский. 2. 766, 767; 3. 1150; Савич. Главнейшие моменты монастырской колонизации русского Севера XIV и XV вв., в: Сборник Пермского университета. 3 (1929). С.25. 91 Житие св. Григория Пельшемского в: ВМЧ. Сентябрь. Часть 3 (30 сентября); еще: Коноплев. Ук. соч. С. 60 и след.; Зверинский. 2. 909; Ключевский. Ук. соч. С. 196. 92 Зверинский. 2. 1173, 1208; Семигородский монастырь тоже основан учениками Дионисия. Там же. 2. 1144. 93 Зверинский. 2. 605, 1189; Ключевский. Ук. соч. С. 300, 372. 94 Зверинский. 2. 1055, 1158. 95 Зверинский. 2. 607, 1215; 1. 344, 193. 96 Серебрянский. Очерки монастырской жизни Псковской земли (1908). 97 Греков. Дом Св. Софии (1914). 98 Валаамский монастырь и его подвижники (1889). 99 Иосиф Волоцкий. Сказание о св. отцех, в.: Чтения. 1847. 7; ср.: Послание Леонида, епископа Рязанского, царю Феодору Иоанновичу (1584—1598), в: Тихонравов. Летопись русской литературы и древности. 5. Ч. 3. С. 142; АИ. 1. 410. По летописным сведениям (ПСРЛ. 8. С. 183), Пафнутий основал монастырь в 1443 г. 100 Ключевский. Ук. соч. С. 294, 439—453; Кадлубовский. Ук. соч. С. 209 и след. 101 Житие Иосифа в: ВМЧ. 9 сентября. С. 455—498; его монастырский устав («Духовная грамота»): Там же. С. 499—615. Об Иосифе см.: Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого (1868); кроме того, работы Булгакова, Жмакина, Кадлубовского и Федотова. 102 Описание этого странничества Иосифа содержится во 2-й части 10-й главы его устава; оно опубликовано также отдельно в: ЛЗАК. 2 (1862 63), в сокращении в: Чтения. 1847. 7. 103 О Дионисии см.: Георгиевский В. Фрески Ферапонтова монастыря (1911); здесь же помещен подробный инвентарь Иосифова монастыря за 1545 г. Об истории обогащения монастыря см. послания Иосифа Б. В. Кутузову (в: ДРВ. 14. С. 177) и княгине Марии Голениной (в: Хрущов. С. 255—260); а также: Хрущов. С. 39 и след.; Зверинский. 2. 845; Геронтий (Куреановский), архим. Иосифов Волоколамский второклассный монастырь (1903).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

Екатерина Алексеевна не имела детей и свое имение завещала племяннику Алексею Николаевичу Павлову с тем условием, что он передаст на нужды храма 1430 рублей серебром. Эта сумма позволила после смерти Екатерины Алексеевны († 10 октября 1846 г.) начать строительство каменного храма. 14 июня 1847 года священник Феодор Виноградов с причтом и прихожанами подал соответствующее прошение. Храмоздательная грамота на строительство церкви была получена им от святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, 9/21 декабря 1847 года. А в 1852 году в северном приделе уже был освящен престол во имя прп. Сергия Радонежского. Новая церковь представляла собой кирпичное здание на высоком белокаменном цоколе с пристроенной к нему теплой трапезной и двухъярусной колокольней. Кроме главного алтаря четверика, освященного в честь великомученика Димитрия Солунского, храм имел еще два придела в трапезной (северный - в честь преподобного Сергия Радонежского, южный - в честь св. пророка Божия Илии). На рубеже XIX-XX веков при священнике Николае Петровиче Афонском архитектура храма была несколько изменена. В 1886 году его заботами холодная церковь была украшена прекрасной живописью под руководством известного художника Алексея Михайловича Варлаамова. Несколько позже поновлена роспись трапезной. В 1891 году перестраивается верхняя часть храма: вместо одной главки его украсили пять глав с изящными вызолоченными крестами. Приблизительно в 1906-1910 годах перестраивается колокольня храма. Высота ее согласно плану увеличивается до 16 саженей (33,5 метра до барабана)… По воспоминаниям старожилов, о. Николай после революции 1917 года подвергался аресту, но был отпущен. Точная дата его смерти неизвестна. Известно, что в 1922 году он присутствовал при изъятии церковных ценностей революционной комиссией, а в 1929 году в церкви св. Димитрия Солунского служил уже переведенный из Дмитровского уезда священник Владимир Лавров. Он был арестован в марте 1931 года и приговорен к заключению в концлагерь на 5 лет за антисоветскую агитацию. О его дальнейшей судьбе сведений нет.

http://sobory.ru/article/?object=08578

724 Саблер (Десятовский) Владимир Карлович (1847–1929), российский государственный деятель, юрист, обер-прокурор Св. Синода (1911–1915). Окончил юридический факультет ИМУ со степенью магистра (1868). Читал в ИМУ курс уголовного судопроизводства (1872–1873). Юрисконсульт Св. Синода (1873–1183), Управляющий канцелярией Св. Синода (1883–1892). С 1896 г. – сенатор. Товарищ обер-прокурора Св. Синода (1892–1905), Член Государственного совета (1906). Во время Первой мировой войны взял фамилию жены (Заболоцкой-Десятовской). В ноябре – декабре 1925 г. арестован, в 1926–1929 гг. проживал в ссылке в Твери. 725 Новгородская духовная семинария основана в 1740 г. при монастыре прп. Антония Римлянина на основе новгородской архиерейской греко-славянской школы братьев Лихудов, открытой в 1706 г. Первоначально в семинарии обучалось до 300 учеников. После перевода в 1788 г. высших классов в С.-Петербургскую семинарию, получившую в 1798 г. статус академии, Новгородская семинария стала утрачивать свое значение. Однако после открытия классов риторики (1799) и философии (1800) и возобновления при еп. Евгении (Волховитинове) старших классов – богословского (1801) и медицинского (1802) она стала вторым важнейшим центром духовного образования северо-западной части России. В семинарии изучались древние тексты, велась просветительская деятельность. Среди ее выпускников – видные государственные и церковные деятели, прославленные святые. В 1890 г. семинария переехала в новое большое трехэтажное здание. Ее библиотека считалась лучшей среди семинарских книгохранилищ вплоть до закрытия семинарии в 1918 г. В настоящее время в помещениях семинарии располагается новгородский университет. 726 См.: [Щеглов Д.] Проводы преподавателя семинарии Авксентия Георгиевича Стадницкого, перемещенного на должность инспектора Новгородской духовной семинарии/Кишиневские ЕВ. 1896. 2, 15 января. С. 52–60. 727 Феогност (Лебедев Георгий Иванович, 1829–1903), митрополит Киевский и Галицкий (1900). Окончил СПбДА (1853). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (1867). Епископ Астраханский и Енотаевский (1870). Епископ Подольский и Брацлавский (1874). Епископ Владимирский и Суздальский (1878), с 15.05.1883 г. – архиепископ. Архиепископ Новгородский и Старорусский (1892), постоянный член Св. Синода (1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Добромысль. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Относительно строительства этого храма в интернете представлены противоречивые сведения. Некоторыми ресурсами приводятся даты строительства 1847 г. либо 1874 г. Есть также информация, что церковь построена графом Воронцовым-Вельяминовым. Но, вероятнее всего, сведения об участии в строительстве храма дальнего родственника А. С. Пушкина касаются церкви в честь Святителя Николая Чудотворца д. Телуша Бобруйского района. Известно, что храм здесь был возведен в начале XX века на средства четы Воронцовых-Вельяминовых (неподалеку находится место захоронения Натальи Александровны – старшей дочери сына Александра Сергеевича Пушкина, жены графа Павла Аркадьевича Воронцова-Вельяминова). По официальной информации (pinskeparh.by) Свято-Николаевская церковь д. Добромысль построена из кирпича в 1873 году на окраине деревни по типовому проекту (Свято-Николаевский храм и церковь преподобного Сергия Радонежского д. Миловиды фактически являются близнецами). Здание четырехчастной продольно-осевой композиции включает двухъярусную колокольню, прямоугольные помещения с поперечный основной объем и апсиду (примыкающий к основному объему пониженный выступ здания). Сферический купол колокольни и двускатная крыша основного объема завершены луковичными главками на восьмигранных барабанах. Фасады прорезаны арочными оконными проемами в плоскостных рустованных наличниках. В декоре фасадов использованы прямоугольные филенки, зубчатые фризы, профилированные карнизы. Зал храма отделен от апсиды двухъярусным деревянным иконостасом. До 1929 года Добромысельский приход входил в Бытенское благочиние, после 1929 года стал относился к Барановичскому. С 1991 г. приход находится в Ивацевичском благочинии. Является материальной историко-культурной ценностью Республики Беларусь (III категория ценности). Местночтимые иконы XIX века: Божией Матери Одигитрии и Святого Николая Чудотворца; деревянная скульптура " Распятие " . http://www.pinskeparh.by/; 

http://sobory.ru/article/?object=45378

Смирнов Иоанн Михайлович (1879–1937), магистр богословия (1918). И. д. доцента (с 1912), доцент (с 1916), профессор (с 1918) МДА. Священник в г. Бутурлиновка Воронежской губ. (1919–1923), позже подвергался репрессиям, в 1937 расстрелян; Смирнов Сергей Иванович (1870–1916), историк церкви, магистр богословия (1906), доктор (1914) церковной истории. И. д. доцента (1896–1906), доцент (1906), профессор (1906–1916), лектор французского языка (1906–1907), член правления (1916) МДА. Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1907–1916), преподаватель Высших историко-филологических курсов В. А. Полторацкой (1912–1916); Смирнова (урожд. Молоденская) Вера Михайловна, жена С. И. Смирнова ; Смольянинов Владимир Николаевич (1861–1917), историк, генеалог. Инспектор Московского учебного округа (1905–1909), чиновник особых поручений при Финляндском ген.-губернаторе (1910–1913), попечитель Одесского (1913) и Петербургского (1914) учебных округов; Снегирев Владимир Федорович (1847–1916), врач, гинеколог, доктор медицины (1873). Профессор (с 1884), заслуженный профессор (1899) медицинского ф-та, почетный член М. у., директор Гинекологической клиники М. у. Директор Гинекологического Ин-та для врачей им. Шелапутиной; Соболевский Алексей Иванович (1856–1929), филолог-славист, диалектолог, палеограф, этнограф, магистр (1882), доктор (1884) русского языка и словесности, член-корр. (1893), академик (1900) Петербургской АН, почетный член МДА (1914). Приват-доцент (1882–1884), профессор (1884–1888) историко-филологического ф-та ун-та Св. Владимира в Киеве, профессор (1889–1908), заслуженный профессор (1907) историко-филологического ф-та Петербургского ун-та. Профессор Петербургского (1892–1902) и Московского археологических ин-тов, член Попечительского совета последнего, член Государственного совета. Профессор 1-го МГУ (с 1919), преподаватель на Архивных курсах при Московском областном упр-нии архивного дела (в 1920-е). Председатель Орфографической комиссии при Петербургской АН (1904), Петербургского Славянского благотворительного об-ва (1914–1920), Комиссии ОРЯС АН СССР по подготовке Словаря древнерусского языка (с 1925). Несколько раз подвергался арестам (1918, 1929). Брат С.И. Соболевского;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

340 Саблер Владимир Карлович (1847–1929) – российский государственный деятель, юрист. В 1873 г. начал службу в качестве юриста- консультанта Святейшего Синода. 27.07.1883–20.05.1892 – управляющий канцелярией Святейшего Синода. 21.05.1892–06.05.1905 – товарищ обер-прокурора Святейшего Синода. 02.05.1911–05.07.1915 – обер-прокурор Святейшего Синода. В декабре 1925 г. был арестован по делу митрополита Петра (Полянского) . В 1926–1929 гг. в ссылке в Твери, где и скончался. 341 Антоний (Вадковский Александр Васильевич ) (1846–1912), митрополит Санкт-Петербургский. Окончил Казанскую духовную академию. Доктор церковной истории. В 1887–1892 гг. – ректор СПб духовной академии, с возведением в сан епископа Выборского, викария СПб епархии. С 1898 г. – митрополит СПб и Ладожский, 1900–1912 гг. – Первенствующий член Св. Синода. В 1906 г. состоял председателем высочайше учрежденного при Св. Синоде особою Присутствия для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению Всероссийского Собора (Предсоборного Присутствия). 344 Предсоборное Присутствие – специально учреждённый орган, на который возлагалась задача подготовки к Поместному Собору Русской Православной Церкви: разработка программы, порядка ведения, определения состава и правил избрания членов Собора, а также богословская проработка вопросов повестки дня Собора. В состав Присутствия, которое возглавил митрополит СПб Антоний (Вадковский) , входил обер-прокурор и его товарищи, 10 архиереев, 7 священников и 21 профессор духовных академий и университетов. Работа Присутствия началась в марте 1906 г., но уже в декабре того же года, в связи с отказом Николая II разрешить проведение Собора, была прекращена. 346 Ежемесячный литературный и церковно-общественный журнал «Звонарь» выходил в 1906–1907 гг., 1906–1907 февраль выходил под редакцией прот. Христофора Белкова, а после запрещения его в священнослужении в 1907 г. под редакцией Волошина Ф. 3. В 1908–1910 гг. журнал выходил под названием «Красный звон». 353 Буквально: «Все своё ношу с собою », здесь: истинное богатство человека – его внутреннее достоинство (лат.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Суханов Алексей Степанович (1866 – после окт. 1919) – депутат 4-й Государственной Думы; книготорговец, содержал публичную библиотеку с бесплатной читальней в г. Тобольске; в Госдуме входил в Трудовую группу; после Февральской революции 1917 г. член Трудовой народно-социалистической партии; в 1919 г. покинул Тобольск вместе с белыми войсками, дальнейшая судьба неизвестна. Сыртланов Шахайдар Шахгарданович (1847 – не позднее 1916) – депутат 1-й и 2-й Государственной Думы от Уфимской губ., входил в Мусульманскую фракцию; землевладелец, один из организаторов партии «Иттифак эль-муслимин» («Союз мусульман»); участвовал в мероприятиях партии кадетов. Тихон (Белавин Василий Иванович; 1865–1925) – Патриарх Московский и всея России (с 1917); епископ (с 1897), возглавлял Алеутскую и Северо-Американскую епархию (1898–1907), архиепископ Ярославский, затем – Литовский и Виленский (1907–1917), митрополит Московский (1917). Привлекался к суду за «противодействие» изъятию церковных ценностей (1922). В последние годы жизни неоднократно публично заявлял о своем и Церкви в целом лояльном отношении к Советской власти. Троцкий (Бронштейн Лев Давидович; 1879–1940) – председатель Реввоенсовета и нарком военно-морского флота (1918–1925), член Политбюро ЦК ВКП(б) (1919–1926); выслан из СССР (1929). Филоненко Федор Дмитриевич (1869 – после 1930) – православный священник; депутат 4-й Государственной Думы от Подольской губ., член фракции центра, после Поместного собора РПЦ 1917–1918 гг. служил в храмах Петрограда (Ленинграда), репрессирован (1923–1926); после 1930 г. судьба неизвестна. Харчев Константин Михайлович (род. 1934) – председатель Совета по делам религий при СМ СССР (1984–1989), до назначения на эту должность находился на дипломатической службе. Христораднов Юрий Николаевич (род. 1929) – председатель Совета по делам религий при СМ СССР (1989–1991), ранее – секретарь Горьковского обкома КПСС, затем председатель палаты Совета Союза Верховного Совета СССР. Чернышёв Григорий Петрович (1672–1745) – военачальник и государственный деятель, граф (с 1742), губернатор Азовской (1725) и Московской (1731–1732) губерний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010