1925 См. Th. Kliefoth, Christliche Eschatologie, S. 48–49, и cp. у Ed. Zeller в «Theologische Jahrbücher» VI (1847), 3, S. 407–408. 1927 Здесь только обратная сторона католических тенденций в учении об opus operatum, почему даже св. Григорий в. (540–604 гг.), допуская воскресение тел, полагал, что – после искупления – «все праведные без всякого замедления (uequaquam morarum spatia), по слову Апостола ( 2Кор. 5:1 ), упокоются в небесных чертогах: mox quippe, ut а carnis colligione exeunt, in coelesti sede requiescunt». См. опыт исследования памятников христианской агиологии и эсхатологии проф. А. И. Пономарева: Собеседования св. Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении, Спб. 1886, стрн. 10. 1929 Paton J. Gloag, Introduction to the Catholic Epistles, p. 198: «In general, the Reformers seem to have overlooked the doctrine of an itermediate state, and to have regarded death, as to all intents and purposes the same to every person as the jugement». См. еще St. D. F. Salmond, The Christian Doctrine of Immortality, p. 5, и «The Church Quarterly Review» XLIV, 87 (April 1897), p. 63. 1931 Указания на промежуточное посмертное состояние не находит в учении Христа Спасителя и St. D. F. Salmond, The Christian Doctrine of Immortality, p. 350–352, но см. против в «The Church Quarterly Review» XLIV, 87 (April 1897), p. 60–62. 1942 Cp. C. Bruston, La vie future d’après Saint Paul, p. 6=«Revue de théologie et de philosophie» 1894, 6, p. 506. 1944 C. Bruston ibid., p. 11. 16–18. 20=511. 516–518. 520. Конечно, в этом же смысле нужно понимать и довольно странную фразу у Prof. G. F. Georg Heinrici (Erklärung der Korinthierbriefe II, S. 591): «...findet auch der Gedanke an eine Zwischenzeit zwischen Tod und Erweckung bei ihm (Paulus) keine Aufname». 1945 C. Bruston, La vie future d’après Saint Paul, p. 15=«Revue de théologie et de philosophie» 1894, 6, p. 515. 1946 C. Bruston, La vie future d’après Saint Paul, p. 24=«Revue de théologie et de philosophie» 1894, 6, p. 524.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Фриц Хайнеман (Ганеман; 1889—?) — немецкий философ, автор работ «Новые пути философии» (1929), «Одиссея, или Будущее философии» (1939). 63 Георгий Петрович Федотов (1886—1951) — историк Средневековья, религиозный философ, преподаватель Богословского института в Париже, один из редакторов журнала «Новый град» (1931—1939). 64 Пауль фон Гинденбург (1847—1934) — генерал-фельдмаршал, президент Германии с 1925 г., фактически передавший власть фашистам в январе 1933 г. 65 Валгалла (вальхалла) — в германо-скандинавской мифологии — небесное царство для избранных — павших воинов. 66 Лев Шестов (Лев Исаакович (Иегуда Лейба) Шварцман; 1866— 1938) — философ, литературовед; как и Н. А. Бердяев, родом из Киева; эмигрировал в 1919 г., с 1921 г. жил в Кламаре, позже переехал в Булонь, близкий друг Н. А. Бердяева и его семьи. 67 Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; 1493—1541) — философ, естествоиспытатель, врач. 68 Николай Федорович Федоров (1828—1903) — философ-утопист, автор «Философии общего дела». Федоровские идеи активного призвания человека «управлять миром, всех и все в мире спасать и воскрешать» привлекли в свое время Бердяева «поистине новым религиозным самочувствием человека». См.: Бердяев Н. А. Религия воскрешения. «Философия общего дела Н. Ф. Федорова»//Русская мысль. — 1915. — 7. — С. 75—120. 69 Речь идет о статье Климента Лялина «Пафос Бepдяeba»(Cimé chrétienne.-Bruxelles.- 1934. - 192. -P.235-237). 70 Ирен Вилъде-Лот — переводчица, жена писателя, в будущем — участника движения Сопротивления Бориса Вильде. 71 Речь идет о кинофильме «Гроза» (1934) режиссера В. М. Петрова с участием А. К. Тарасовой, В. О. Массалитиновой, М. М. Тарханова, М. И. Царева, М. И. Жарова и др. 72 Вечер в честь советских писателей проходил в зале Мютюалите, вместившем свыше 5 тыс. зрителей, в том числе много русских эмигрантов. Организатор вечера — журналист, член КПФ Поль Вайян-Кутюрье (1892—1937). Вечер проходил под председательством французских писателей: Андре Поля Гийома Жида (1869—1951) и Андре Мальро (1901 — 1976); советских писателей представляли Илья Григорьевич Эренбург (1891—1967) и Владимир Соломонович Познер (1905—1992). По сообщению газеты «Последние новости» во время речи И. Г. Эренбурга на хорах возникла драка, а на эстраду выбежали молодые люди (вероятно, это и была «демонстрация младороссов»), выстроились перед дирижером и исполнили хором «Песнь сибирских партизан», «Варшавянку», «Песнь о вещем Олеге» на франко-советский лад, чем вызвали смех и аплодисменты публики (Последние новости. — 1934. — 25 окт. — 4963. — С. 2). 73

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

   Через два дня после издания Октябрьского манифеста о гражданских свободах и созыве законодательной палаты – Го­сударственной Думы К.П.Победоносцев, неодобривший этого шага, вышел в отставку с поста обер-прокурора. Его преемником стал князь Д.А. Оболенский, благожелательно относивший­ся к мысли о Соборе,но через полгода Оболенского сменил князь А.А. Ширинский-Дихглатов, продержавшийся в обер-прокурорском кресле всего 2 месяца. С июля 1906 по 1909 годыобер-прокурором был П.И.Извольский, чиновник с либеральными воззрениями, относившийся к православному духовенству неблагосклонно, но оказавшись на закатежизни в эмиграции, он сам принял священство и скончался в 1928 году в Брюсселе приходским настоятелем. С 1909 по 1911 годы обер-прокурором Синода был С.М.Лукьянов, который пытался поддерживать хорошие отношения с Думой, откуда раздавалась крикливая и неосновательная критика в адрес Синода.    В 1911 году государь назначил обер-прокурором многоопытного синодального чиновника В.К. Саблера (1847—1929), который еще с 1881года служил в канцелярии обер-прокурора. Многие годы он был ближайшим помощником К.П. Победоносцева, с из­рядным административным талантом проводил егоцерковно-политический курс. С архиереями он умел ладить, и, несмотря на свое немецкое положение, в церковных кругах считался строго православным человеком.В 1905 году у него вышло разногласие с Победоносцевым по вопросу о созыве Собора. В.К. Саблер выступил тогда в поддержку иерархии, стремившейся квозрождению соборности. Поэтому назначение В.К. Саблера обер-прокурором в церковных кругах принято было с удовлетворением.    По инициативе нового обер-прокурора возобновилась подготовка Собора. Для этой цели 28 февраля 1912 года указом им­ператора было созвано Предсоборное совещание под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). Видными деятелями Совещания были архиепископы Волынский-Антоний (Храповицкий) и Холмский- Евлогий (Георгиевский). НаСовещании пересматривались материалы Присутствия 1906 года. Из них тщательно удалялись идеи, носившие оттенок церковного либерализма. Работы Совещания былипрерваны начавшейся в июле 1914 года мировой войной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По свидетельству Е. Ренодо, при раскрытии учения о Воплощении копт. богословы согласно исповедали одну природу, отрицая при этом слияние, смешение и изменение ( Renaudot. 1847. T. 1. P. 258). Епископ Мисра Шенуда (кон. XI в.) так провозглашает свою веру против докетов («фантасиастов»): «Бог Слово воспринял человеческую природу от Блаженной Девы, подобную нам во всем, кроме греха. И Он сопряг ее с Собой через теснейшее единение, причем свойства каждой природы сохранились» ( Idem. 1713. P. 471-472). В последнем выражении налицо прямое сближение с халкидонским языком. Учение Филоксена и Севира продолжают средневековые богословы Сиро-Яковитской Церкви. Дионисий бар Салиби († 1171) в «Трактате против несториан» пишет: «Мы говорим, что тело (человечество.- Авт.) и Слово названы одной природой не потому, что они имеют ту же или равную сущность» ( Nau. 1909. P. 306). Он же в толковании литургии объясняет слова Символа веры «и воплотившегося от Святого Духа и Марии» следующим образом: «Бог Слово воплотился от Девы, или соединился с плотью и стал человеком, без какого-то изменения или в воображении (φαντασ) и перенес смерть ради нашего спасения» ( Dionysius Bar Salibi. Expositio Liturgiae/Ed. H. Labourt. P., 1903. Vol. 2. P. 57. (CSCO; 14. Syr.; 93)). В составленном Григорием Бар Эвройо († 1286) изложении веры сказано: «Две суть природы (  ) в Господе нашем, божество и человечество, и есть чудное и невыразимое единение Его божества с человечеством, без смешения, слияния, изменения и превращения, но сохраняются различия каждой природы в одном Сыне и одном Христе. Одна сущность, одна ипостась (  ), одно лицо (  ), одна воля, одна сила, одно действие» ( Assemani. BO. T. 2. P. 276-277). Он же в «Книге лучей» дает ответы на предложенные затруднения: «Если вы говорите об одной природе (  ) при равенстве сущности (  ), тогда плоть будет единосущна Слову, что нелепо. Если они неравны по сущности, тогда будут две природы. Ответ: Мы говорим не просто одна природа, но природа из двух природ, различных по сущности.- Если Он единосущен Отцу, и Он же единосущен Марии, каким образом Он не будет иметь две природы, будучи равен каждой из них, хотя они неравны? Ответ: Эта единственная природа является двойной (  ), а не простой. Следовательно, по различным ее значениям (  ) Он является равным этим неравным» (Ibid. P. 297). Формула «одна двойная природа», в к-рой И. Ассемани видел терминологически несостоятельный способ выразить ту же мысль, к-рая в правосл. христологии выражается формулой «две природы» (Ibidem), соответствует формуле «одна сложная природа» прежних монофизитов ( Jugie. 1929. Col. 2234).

http://pravenc.ru/text/2564126.html

«Подкрепите меня Уайльдом…» — перифраза строк из «Песни песней» (2:5) 120 «Личный секретарь» — трехактный фарс сэра Чарльза Генри Хотри (1858–1923). Премьера состоялась в 1884 г. 121 Роберт Бонтайн Каннингем Грэхем (1852–1936) — чрезвычайно разносторонний человек, который был и анархистом, и путешественником (в основном — в Латинской Америке), и плодовитым писателем. Наиболее известны его «Тринадцать рассказов» (1900), «Успех» (1902), «Эрнандо де Сото» (1903), «Шотландские истории» (1914), «Кони Конкисты» (1930). Каннингем Грэхем — шотландец (он претендовал на происхождение от короля Роберта II, правившего в 1370–71 гг.); но бабушка у него испанка. 122 Перси Дирмер (1867–1936) — англиканский священник. 123 Хью Латимер (ок. 1485–1555) — англиканский епископ, казненный Марией Тюдор (правила с 1553 по 1558) вместе с архиепископом Томасом Кранмером (1489–1555) и епископом Никласом Ридли (ок. 1506–1555). 124 «Грешник ли он, не знаю…» — см. Ин 9:25. 125 Генри Скотт Холланд (1847–1918) — англиканский священник и богослов, с 1895 — каноник в соборе св. Павла. 126 Чарльз Гор (1853–1923) — англиканский епископ, один из лидеров так называемого христианского социализма. Происходил из аристократической семьи (отец — граф, мать — дочь графа). 127 Душа по природе [своей] христианка (лат.). 128 Сидни Смит (1771–1845) — один из основателей журнала «Эдинбург Ривью» (1802). Прославлен своим остроумием в беседах, статьях и письмах. 129 «Бог на небе и все хорошо на свете» — слова из песенки, которую поет героиня поэмы Р. Браунинга «Проходит Пиппа» (1841). 130 1. Джордж Рэмзи Макдональд (1866–1937) — английский политический деятель, лидер лейбористов, премьер–министр в 1924–м и с 1929 по 1935 г. 131 Томас Харди (1840–1926) — английский романист. Честертон много писал о нем, но самые интересные рассуждения — здесь, в «Автобиографии». 132 Стопфорд Огастес Брук (1832–1916) — англиканский священник, с 1872 г. — капеллан королевы. В 1880 г. вышел из церкви из–за несогласия с ее догмами. 133 Джордж Мередит (1828–1909) — английский романист. См. о нем эссе «Один из великих» (издано по–русски) и книгу «Викторианский век в литературе» (еще нет). 134

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

1925 Далее вычеркнуто изначальное продолжение: Акад правлением замечено, что большая часть из них не имеют. 1926 Исправление показали недостаточные суждения в церковной истории и латинском языке вписано поверх строки. 1927 Изначальный порядок слов: со стороны их на будущее время. Предпочтительный порядок обозначен цифрами (14), проставленными поверх слов. 1929 Обнаружить подобное предписание в рамках фонда Внешнего правления МДА пока не удалось. Однако результаты вступительных экзаменов традиционно служили поводом к разбирательству о качестве семинарского образования. Ср. предписание следующего года «Предписание правления МДА о выяснении причин слабой преподавательской работы наставников I-й половины учебного года в духовных семинариях» (Там же. 2132; а также 2136 и 2152). 1933 Содержание этого трактата впоследствии стало одной из причин отстранения Гилярова от преподавания в Академии (см.: публикуемое ниже «Предложение» митр. Филарета). 1934 Гиляров пропустил половину семестра: он был назначен на должность бакалавра Академии 11 октября 1848 г. и приступил к работе предположительно во второй половине октября. 1935 Первая часть программы (до русских раскольников включительно) ныне публикуется; что касается второй части, то найти ее пока не удалось. 1936 Речь идет об авторских статьях, розданных студентам для подготовки к экзаменам. Такая практика была распространена, хотя и вызывала подозрение и критику митр. Филарета: «Желаю видеть записки и узнать настоятельную в них надобность, когда есть учебная книга и когда для студентов много письменной работы по предметам, не имеющим учебных книг» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 848. Л. 18 об.). 1937 Судя по сообщениям прот. С. К. Смирнова (Смирнов. С. 29), официальными руководствами по герменевтике до Гилярова были сочинения: 1) Rambach J. J. Institutiones hermeneuticae sacrae variis obserationibus copiosissimisque exemplis biblicis illustratae cum praefatione Ioannis Francisci Budolei. Jena, 1723 (по специальному «православному» переизданию: Rambach J. J. Delineatio Hermeneuticae sacrae. 1 ed. Petropoli, 1815; 2 ed.: 1832) и 2) Амвросий (Подобедов) , митр. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. М., 1803; 6-е изд.: 1840. Указанные работы не совпадают с программой Гилярова, композиционно выстроенной в соответствии со стандартом, предложенным архим. Макарием (Булгаковым) . См.: Макарий (Булгаков) , архим. Введение в православное богословие. СПб., 1847. С. 644–649. В то же время для программы Гилярова характерна большая ориентировка на принципы герменевтики Ф. Шлейермахера и новой Тюбингенской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Арестован в ноябре 1933 г., осужден по «делу славистов», сослан на 3 года в Петрозаводск, вторично арестован в сентябре 1937 г., умер в Каргопольлаге. 2568 Карпинский Александр Петрович (1846/1847–1936), геолог, основоположник русской геологической школы; академик (1886), и. о. вице-президента (1916–1917), первый выборный президент РАН – АН СССР (май 1917–1936 г.); почетный директор (1903–1929) Геологического комитета. 2569 Успенская Надежда Эрастовна (1862–1941 или 1942), историк, археолог, жена византиниста, акад. Ф. И. Успенского, двоюродная сестра О. Н. Мечниковой, жены И. И. Мечникова. Из дворянской семьи. «Образование среднее и незаконченное высшее». Сопровождала Ф. И. Успенского в экспеди­циях РАИК. В 1919–1930 гг. регистратор, заведующая складом древностей РАИМК – ГАИМК. В 1938 г. привлекалась к работе в Архиве АН СССР как внештатный сотрудник. Погибла в блокиро­ванном Ленинграде. См.: РА ИИМК РАН. Ф. 312. Оп. 3. Д. 221; ПФА РАН. Ф. 7. Оп. 3. Д. 21. 2571 Речь идет о монографии М. И. Ростовцева «Исследования по истории Скифии и Боспорского царства», изданной под названием «Скифия и Боспор: Критическое обозрение памятников литератур­ных и археологических» (Л., 1925). На его набор, не законченный в 1918–1919 гг. и приостановлен­ный после смерти редактора труда акад. В. В. Латышева (1921), в ноябре 1924 г. Н. Я. Марр получил от Главнауки 1000 р. Редактором работы стал С. А. Жебелев. Издание текста должен был сопровож­дать атлас, таблицы к которому в 1918 г. печатались в типографии Голике и Вильборга. На его издание РАН даже была выделена определенная сумма. К сожалению, атлас остался не опубликован, хотя часть таблиц к нему сохранилась в РА ИИМК РАН. Подробнее см.: Тункина И. В. М. И. Ростовцев и Россий­ская Академия наук//Скифский роман. М., 1997. С. 90–91, 92. 2573 В послереволюционные годы под редакцией Ф. И. Успенского вышло всего 4 выпуска уменьшенного объема. Подробнее см.: Медведев И. Π. О Ф. И. Успенском как редакторе «Византийского временника»//АРВ. С. 57–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1925 Не „один Озеров“. В Бозе почивший архиепископ Тверский Савва в своих „Воспоминаниях о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском“ (Харьков, 1877), на страницах 6-й и 7-й, говорит о преосвященном Леониде, в мире Льве Васильевиче Краснопевкове: „в пылкой душе молодого Краснопевкова не угасла мысль о миссионерском служении. Когда знаменитый миссионер наш преосвященный Иннокентий, по особенным судьбам Божиим, возведённый в декабре 1840 года из протоиереев в сан епископа Алеутского, мимоездом из Петербурга был в Москве и посетил Троицкую Лавру, студент академии лейтенант Краснопевков явился к нему и просил его преосвященство принять его в число сотрудников своих на миссионерском поприще. Опытный миссионер и проницательный архипастырь, преосвященный Иннокентий, без сомнения, сообразил, что молодой светский юноша, едва лишь начавший знакомиться с богословскими науками, не может много принести пользы в деле евангельской проповеди и что мгновенный порыв пылкой души под суровым небом отдалённой Сибири легко и скоро может остыть, и потому отклонил усиленную просьбу Краснопевкова. Время оправдало мудрую осторожность Алеутского владыки“. Но зато впоследствии преосвященному Леониду (Краснопевкову) судил Господь много лет послужить доброй службой преосвященному Иннокентию в качестве сотрудника – викария на Московской митрополии (в 1868–1876 годах). 1929 Приб. к Твор. св. Отц. 1889, XLIII, 552. Срав. Приб. к Твор. св. Отц. за 1843 г., ч. I и С. К. Смирнова, „История Моск. дух. ак.“, стр. 520. М. 1879. 1931 Подробности об о. Мисаиле см. у С. К. Смирнова, в „Истории Моск, дух. ак.“, стран. 519–520. М. 1879. 1932 Не все, конечно, и письма печатал митрополит Филарет, опуская имевшие личный или конфиденциальный характер. 1933 Ректором Московской духовной академии преосвященный Евсевий был с 25 ноября 1841 и по 17 января 1847 года, когда он перемещён был на должность ректора СПб. духовной академии с возведением в сан епископа. 1934 Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1882, ч. III, стр. 274 „Материалов для истории русской церкви“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не успев добиться разрешения на пропаганду, Ватикан просил о разрешении послать в СССР хотя бы материальную помощь. И вот специальная комиссия, руководимая американским прелатом Уалсом, роздала в 1922–1924 гг. около миллиона пакетов с продуктами. Ватикан вновь попытался, хотя и безуспешно, завязать дипломатические сношения с Советским Союзом (1929). С целью обеспечить себе политическое влияние, которым мог бы воспользоваться на Востоке, Ватикан пытается получить право иметь своего представителя на мирной конференции (1919) и в Лиге Наций, но безуспешно, потом пытался помешать Советскому Союзу войти в состав этой Лиги, но опять таки не успел в этом. Взамен этого Ватикан успел приобрести себе благоприятную почву в другом центре сопротивления Православия – в Константинополе. Чтобы обеспечить себе свободу действий и влияния в Турецком государстве, с целью пропаганды среди православных и неправославных, Ватикан старался завязать непосредственные сношения с его правительством еще в прошлом столетии, когда Пий IX получил от султана Абдул-Меджида (1839–1861) право послать в Константинополь своего апостольского делегата (своего полномочного), как представителя (1847). Лeb XIII пытался превратить эти связи в нормальные дипломатические сношения с Турецкой империей, но тогда воспротивилась Франция, желавшая сохранить за собой право покровительства христиан римо-католиков на Востоке. Апостольские делегаты обслуживали религиозные интересы Рима в Турецком государстве, которое было гораздо обширнее, чем в настоящее время, и установили прекрасные личные отношения с руководителями государства. Так, например, апостольский делегат Авг. Бонет-ти (1904) пользовался большим уважением султана Адбул-Гамида, будучи его личным другом. Покровительство православным христианам, начиная с XIII в., оказывала Россия, Вселенский же Патриарх являлся и представителем при Блистательной Порте в качестве этнарха. В то время, как влияние папства возрастало, значение Вселенского Патриарха настолько уменьшилось, что, как мы уже отметили, последний не имел уже больше звания этнарха, а православные христиане в Турции, будучи весьма малочисленны после войны с греками, не пользуются уже покровительством никакого христианского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хавский П. В. Дополнительная выписка из вычислений Кирика века/П. В. Хавский.//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. М., 1847. С. 38–40. Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет»/С. В. Цыб. Барнаул, 1995. С. 76, 120, 123; Прим. 98, 108, 121, 135. Щапов Я. Н. Археографическая методика исследования и издания памятников древнерусского права/Я. Н. Щапов//Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. М., 1978. С. 18. Щапов Я. Н. Варсанофьевская Кормчая/Я. Н. Щапов//Археографический ежегодник за 1968 год. М., 1970. С. 95. Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в X–XIII вв./Я. Н. Щапов. М., 1978. С.102–111, 179–180, 224, 260–261. Щапов Я. Н. Кирик Новгородец о берестяных грамотах/Я. Н. Щапов//Советская археология. 1963. 2. С. 251–253. Библиогр.: 13 назв. Юшкевич А. П. История математики в России до 1917 года/А. П. Юшкевич. М.: Наука, 1968. С. 1720. Юшкевич А. П. Математика и ее преподавание в России XVII–XIX вв./А. П. Юшкевич.//Математика в школе. 1947. 1. С. 29–30. Goetz L. K. Kirchenrechtliche und kulturgeschichtliche Denkmaler Altrusslands nebst Geschichte des russischen Kirchenrechts/. L. K. Goetz. Stuttgart, 1905. S. 171. Redl G. La chronologie appliquee de Michel Psellos/G Redl//Byzantion. 1927/1928 T. 4. P. 197–236; 1929 T. 5. P. 229–286. Ryan W .F. Astronomy in Church Slavonic: Linguistic Aspects of Cultural Transmission/W.F. Ryan//The Formation of the Slavonic Literary Languages. Columbus, 1985. P. 53–60. Schminck A. Zum Todesjahr des Michael Psellos/A Schminck//Byzantinische Zeitschrift. 2001. Bd. 94. S. 190–196. Thomson F. J. The Problem of the Reception of the Works of John IV Ieiunator of Constantinople Among the Slavs: Nicon of the Black Моипт And Cirycus of Novgorod/F. J. nomson//Старобългаристика. 1987. 1. С. 23–25. Кирик новгородец. «Учение о числах» Предисловие 447 Кирик известен как выдающийся богослов, ученый математик и пытливый исследователь мироздания. Его перу принадлежит математический и одновременно натурфилософский трактат «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (или «Учение о числах»), написанный в 1136 г. На момент завершения труда, Кирик являлся монахом Антониева монастыря в Новгороде, где совмещал обязанности дьякона и доместика (т. е. руководителя церковного хора). В автобиографической приписке он указывает свой возраст – 26 лет, на основании чего исчисляется точная дата его рождения – 1110 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010