Кони Анатолий Федорович (1844–1927), юрист, писатель, общественный деятель, доктор уголовного права (1890), почетный член (1896), почетный академик (1900) Петербургской АН. Товарищ прокурора Сумского и Харьковского (с 1867), Петербургского (с 1870) окружных судов, вице-директор (1875) и директор Департамента Мин-ва юстиции (1877), председатель Петербургского окружного суда (1877), председатель Гражданского департамента Петербургской судебной палаты (1881), обер-прокурор Уголовного кассационного департамента Сената (1885–1896), сенатор (1891), член Государственного совета (1907–1917). Профессор юридического ф-та Петроградского ун-та (1918–1922); Коновалов Александр Иванович (1875–1949), промышленник, политический деятель, депутат IV Государственной думы. Председатель Костромского к-та торговли и мануфактур (1905–1908), товарищ председателя Московского биржевого к-та, товарищ председателя Центрального ВПК (с июля 1915), член ЦК партии прогрессистов (с 1912), один из инициаторов создания Всероссийского союза торговли и промышленности (1917–1918). В дни Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, затем министр торговли и промышленности (2.03–18.05; 25.09–25.10. 1917). 25.10.1917 арестован вместе с другими членами Временного прав-ва, но вскоре освобожден, затем в эмиграции. Председатель Российского музыкального об-ва в Париже. Выступал с концертами, как пианист-виртуоз; Коновалов Дмитрий Григорьевич (1876–1947), историк религии, магистр богословия (1909). Доцент (1902–1909; 1917), профессор (с 1917) МДА по кафедре греческого языка и преподаватель французского языка (1907), преподаватель древних языков 1-й московской мужской гимназии, профессор МВЖК (1909–1917). В 1920-е научный сотрудник Ин-та истории РАНИОН; Константин (1868–1923), король Греции в 1913–1917 и 1920–1922, из династии Глюксбургов; Кончаловский Дмитрий Петрович (1878–1952), историк-антиковед, доктор honoris causa Оксфордского ун-та. Преподаватель МВЖК, приват-доцент историко-филологического ф-та М. у. (1907–1914; 1918–1921). В годы Первой мировой войны был на фронте, во 2-й пол. 1920-х научный сотрудник Ин-та истории РАНИОН, позже занимался преподаванием немецкого языка и латыни, и переводами. В 1941 был в Белоруссии на оккупированной территории, преподавал в церковно-приходской школе, затем содержался в немецком концлагере, а после Второй мировой войны – в лагере для перемещенных лиц в Германии (1945– 1947). В октябре 1947 переехал к сестре в Париж, где и скончался. Брат П. П. Кончаловского;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

СПб., 1842. С. 452-453; Annales Ottenburani//MGH. SS. 1844. T. 5. P. 4; ПСРЛ. Т. 1, 2; Т. 21. Ч. 1. С. 6-38; Ламанский В. И. О некоторых слав. рукописях в Белграде, Загребе и Вене, с филол. и ист. примеч.//ЗИАН. 1864. Т. 6. Кн. 1. Прил. 1. С. 113; Annales Hildesheimenses/Ed. G. Waitz. Hannover, 1878. P. 21-22. (MGH. Script. Rer. Germ.; Соболевский А. И. Памятники древнерус. лит-ры, посвящ. Владимиру Святому: Проложное житие св. Ольги//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 67-68; Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Rec. F. Kurze. Hannover, 1890. P. 170-172. (MGH. Script. Rer. Germ.; Annales Altahenses maiores/Rec. E. von Oefele. Hannover, 1891. P. 9. (MGH. Script. Rer. Germ.; Срезневский В. И. Мусин-Пушкинский сб. 1414 г. в копии нач. XIX в.//ЗИАН. 1893. Т. 72. Прил. 5. С. 17-31; он же. Память и похвала кн. Владимиру и его Житие по списку 1494 г.//ЗИАН. ИФО. 1897. Т. 1. 6. С. 1-8; Lamperti monachi Hersfeldensis Opera/Rec. O. Holder-Egger. Hannover, 1894. P. 38. (MGH. Script. Rer. Germ.; Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. СПб., 1907. С. 88-94 (канон). (СбОРЯС; Т. 82. 4); Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М., 1915. Т. 1. С. 1-43; НПЛ (по указ.); Ангелов Б. Ст. Старобългарски текстове: 5. Проложно житие на русска кнг. Ольга//Изв. на Архивния ин-т при Бълг. АН. София, 1957. Кн. 1. С. 292-295; он же. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1958. Кн. 1. С. 196-197 (южнослав. вариант пролож. жития); Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной укр. литературы XVI-XVIII вв. М.; Л., 1962. С. 66-76; Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и житие кн. Владимира по древнейшему списку//КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75; Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Ed. princeps, rec. I. Thurn. B.; N. Y., 1973. (CFHB; 5); ПЛДР: Сер. XVI в. 1985. С. 248-287; Павлова Р. Житие кнг. Ольги в южнослав. ркп. XIII-XIV вв.//Болгарская русистика. София, 1989. 5. С. 44-48 (южнослав.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБОВ Михаил Павлович (17.08.1844, с. Богоявленье-Раменье Солигаличского у. Костромской губ.- после 1915), прот., богослов. Род. в семье священника. Закончил Костромскую ДС, в 1869 г.- СПбДА. В 1870 г. рукоположен во священника. В 1872 г. защитил магистерскую дис. «Апокрифические евангелия». Преподавал церковное право и психологию в Военно-юридической академии, с 1884 г.- в Павловском военном уч-ще. С 1887 г. профессор богословия в Лесном ин-те С.-Петербурга. Магистерская диссертация А.- первый на рус. языке обзор апокрифических евангелий (см. Апокрифы новозаветные ), в к-ром рассматривались история понятия «апокриф», причины возникновения и распространения новозаветных апокрифов, содержание апокрифических евангелий. По мнению исследователя, апокрифы являются простонародной переработкой евангельских сюжетов и важны как источник по истории раннехрист. благочестия. Анализируя содержание апокрифов и работы исследователей, А. делал выводы о среде и времени возникновения апокрифических текстов - Протоевангелия Иакова, Евангелия Фомы, Евангелия Псевдо-Матфея о рождении Марии, Истории о рождении Марии и детстве Спасителя, араб. Евангелия детства, Истории Иосифа плотника, Евангелия Никодима. А. пришел к заключению, что псевдоевангелия хотя и сохраняют в себе немало исторически достоверных преданий, сообщений о верованиях и обычаях древних христиан, в целом искажают представление о личности Иисуса Христа, Его Божественном учении и чудотворениях. А. считал, что существование апокрифов является дополнительным доказательством Божественного величия и чистоты канонических Евангелий, к-рые не могут быть произведением обыкновенного человеческого пера. Такой вывод был направлен прежде всего против учения нем. теолога Д. Ф. Штрауса о том, что канонические и апокрифические Евангелия являются лишь двумя стадиями одного процесса развития христ. мифов. В лекциях по основному богословию А. рассматривал теории о происхождении религии, критически оценивая философские концепции XVIII-XIX вв. (Д. Юма , Т. Гоббса , И. Канта , Г. В. Ф. Гегеля , Ф. В. Й. Шеллинга , Л. Фейербаха и др.); доказывал генетическое развитие религий и понимал христианство как вершину религ. генезиса, особенно подчеркивая его богооткровенную сущность. Исследуя основные идеи христианства (понятие Бога, происхождение мира и человека, бессмертие души и т. д.), он старался дать им философское обоснование. В работах А. содержатся элементы сравнительного религиеведения и философии религии , однако его научная деятельность ограничилась изданием лекционных курсов. Соч.: Апокрифические евангелия: Магист. дис. СПб., 1872; Краткий курс лекций по церковному праву. СПб., 1882; Лекции по основному богословию. СПб., 1888; Очерк христианской апологетики. СПб., 1902, 19082. Лит.: Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 471. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/116036.html

    прим. к стр. 245. Брентано Луйо (1844—1931), Шмоллер Густав (1838—1917) — немецкие экономисты; Мейер Эдуард (1856—1930) — " немецкий историк древнего мира; о Вундте см. прим. стр. 54; Оствальд Вильгельм Фридрих (1853—1932) — немецкий физико-химик и философ, Нобелевский лауреат; все они — иностранные члены (или члены-корреспонденты) Петербургской Академии наук.     С. 317 пророка Даниила, 5, 25—28: «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; перес — разделено царство твое и дано мидянам и персам».     имеет в виду речь Вяч. Иванова «Вселенское дело», произнесенную в заседании Религиозно-философского общества 6 октября 1914 г. и напечатанную в том же номере «Русской мысли», что и статья Эрна (с. 97—107, 2-я пагинация). Вяч. Иванов говорит там, в частности, и о вине «иадмения» как завязке трагедии.     corpore (лат.) — «всей корпорацией»; в полном составе, в целом.     стр. 278—280 наст. изд.                                             СУЩНОСТЬ НЕМЕЦКОГО ФЕНОМЕНАЛИЗМА     Впервые: Меч и крест. М., 1915.     С. 319 zur Macht (нем.) — воля к власти.     С. 320 c " est prevoir (фр.) — знать значит предвидеть.     М. О. Уроки войны. — Русские ведомости. 1914. Ноябрь     С. 321 Ф. Эрн. Природа мысли. — Богословский вестник, 1913. 3. С. 500—531; 4. С. 803—843; 5. С. 107—120.     С. 322 " " Конкубинат (от лат, concubinatus) — незаконное, блудное фактическое сожительство мужчины и женщины.     С. 323 (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логического определения объекта.     С. 324 und Drang (нем.) — «Буря и натиск» — литературное движение в Германии 70—80-х гг. XVIII в. Представители «Бури и натиска» отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Движение названо по одноименной драме Фридриха Максимилиана Клингера (1752—1831), написанной в 1776 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Заслуга в создании научной школы, определившей развитие иконографического метода в России, принадлежит Ф. И. Буслаеву (1818-1897). Изучая древние рукописи, украшенные миниатюрами, он пришел к выводу о глубинной связи изображения и слова как специфической черте средневек. культуры. Особенности иконы виделись прежде всего в ее содержании. Поиск лит. источников, позволяющих интерпретировать содержание иконного образа, вышел на 1-й план исследования ученого, свой метод он назвал сравнительно-историческим. Согласно Буслаеву, церковное искусство предстает как «необъятная иллюстрация Священного Писания и церковных книг». В основу сравнительно-исторического метода легло подмеченное автором стилистическое единство памятников лит-ры и изобразительного искусства одной эпохи. Работы Буслаева (Общие понятия о рус. иконописи. М., 1866; Рус. лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых апокалипсисов по рус. рукописям с XVI в. по XIX. СПб., 1884; Ист. очерки рус. словесности и искусства. СПб., 1861. 2 т.; см. также статьи в: Собр. соч. СПб., 1908. Т. 1; 1910. Т. 2; Л., 1930. Т. 3) заложили фундамент науки о визант. и древнерус. искусстве. Дальнейшая разработка научного метода иконографического исследования принадлежит ведущему ученому школы Буслаева Н. П. Кондакову (1844-1925; История визант. искусства и иконографии по миниатюрам греч. рукописей. Од., 1876; Визант. эмали: История и памятники визант. эмали: [Собр. А. В. Звенигородского]. СПб., 1892; Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Ист. и иконографический очерк. СПб., 1906; Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. 2 т.). Он писал, что «памятник должен быть освещен предварительно сам по себе, по своим историческим признакам, и эти признаки должны быть затем указаны как исторические черты, в ходе иконографического типа, сюжета, в движении художественной формы» ( Кондаков Н. П. Визант. эмали. СПб., 1892. С. 254). «Перевес и авторитет» будут за тем разделом науки, «который будет построен на исследовании формы и сравнительного изучения ее исторического движения» ( Он же.

http://pravenc.ru/text/389052.html

Hettinger F. Apologie des Christenthums, bd.II. Freiburg im Breisgau, 1899. Рус. пер. проф. Ивановского. СПб., 1875. Hetzenauer M. Theologia Biblica sive scientia historiae et religionis utriusque Testamenti catholica, t.I. Vet. Test. Friburgi Brisgaviae, 1908. Höffding H. Philosophie de la religion. Traduit d " après l " édition anglaise par J.Schlegel, avec corrections et notes nouvelles de l " auteur. Paris, 1908. Hopener. Loci theologici. Francofurti, MDCLXXIII. Keith A. Evidence of the Truth of the Christian Religion. Edinburg, 1847. Köstlin J. Der Glaube, sein Wesen, Grund und Gegenstand, seine Bedeutung für Erkennen, Leben und Kirche. Gotha, 1859. Kneller K. Das Christenthum und die Vertreter der neueren Naturwissenschaft. Freiburg im Breisgau, 1904. Krauss A. Die Lehre von der Offenbarung. Ein Beitrag zur Philosophie des Christenthums. Gotha, 1868. Lange J. Philosophische Dogmatik. Heidelberg, 1849. Liddon H. Some Elements of Religion. 1872. Liebermann F. Institutiones theologicae. T.I. Moguntiae, 1858. Lüken H. Die Traditionen des Menschengeschlechts oder die Uroffenbarung Gottes unter den Heiden. Munster, 1869. Lütgert W. Die Liebe im Neuen Testament. Leipzig, 1905. Luther M. Sämmtliche Werke. 1558. Luthardt C. Apologetische Vorträge über die Grundwahrheiten des Christenthums. Leipzig, 1864. Рус. пер. профессора А.П.Лопухина ; 2 изд. под ред. профессора А.А.Бронзова . Петроград, 1915. Martensen H. Die christliche Dogmatik. Berlin, 1870 und 1886. Müller J.G. Geschichte der amerikanischen Urreligionen. Basel, 1852. Müller J. Die Christliche Lehre von der Sünde. Breslau, 1849. Neander A. Christliche Dogmengeschichte. Berlin, 1857. Newman J. Two Essays on Biblical and Ecclesiastical Miracles. New York, 1907. Nitzsch C. Theologische Beantwortung der philosophischen Dogmatik. Theologische Studien und Kritiken. 1843, bd.I. Его же. System der christlichen Lehre. Bonna, 1844. Nietzsche F. Grundriss der christlichen Dogmengeschichte. Berlin, 1870. Его же. Zur Genealogie der Moral. Leipzig, 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Адвентисты седьмого дня , наиболее влиятельная и многочисленная церковная организация адвентистов . Фактически обособилась от остальных адвентистов ещё в 1844 , когда несколько адвентистских общин и отдельных групп верующих, возглавляемых Дж. Бейтсом ( 1792 — 1872 ), супругами Дж. С. Уайтом ( 1821 — 1881 ) и Э. Г. Х. Уайт ( 1827 — 1915 ), Дж. Н. Андрюсом ( 1829 — 1883 ) и другими религиозными деятелями, приняли ряд доктринальных установок, частично расходившихся с первоначальной доктриной, выдвинутой основателем адвентизма У. Миллером . Окончательное же организационное оформление конфессии произошло в 1863 на конференции в городе Батл-Крик в штате Мичиган (современное наименование конфессии — адвентисты седьмого дня — было принято в 1860 ). Как и другие протестанты, адвентисты седьмого дня считают Библию единственным источником веры. Официального исповедания у них нет, хотя в какой-то мере эту функцию выполняет ряд теологических работ, где излагаются основы их вероучения (прежде всего труды Э. Г. Х. Уайт, которую считают Богом вдохновлённым пророком). Адвентисты седьмого дня признают догматы о триединстве Бога и божественности Иисуса Христа , считают личную веру единственным условием спасения. Они придерживаются арминианской доктрины, то есть допускают существование у человека свободной воли. Вместе с другими адвентистскими группами адвентисты седьмого дня придают очень большое значение второму пришествию Иисуса Христа (откуда и само название — адвентисты), которое, по их мнению, уже близко. Они являются премилленаристами , полагая, что приход Христа произойдёт до установления тысячелетнего Царства Божьего на Земле. Другой характерной чертой конфессии, также нашедшей отражение в её наименовании, является празднование вместо воскресенья субботы как седьмого дня недели. В субботу не разрешается работать и даже готовить пищу.

http://drevo-info.ru/articles/1692.html

Однажды П. В. Знаменский [проф. Казанской Духовной Академии] писал мне: «Я теперь ухаживаю за Верой Владимировной (у нее уже другая фамилия была [Вальнер], которая гостит здесь, ищу с ней встречи, чтобы испытать от нее что-нибудь об А. М-че. Много она знает его словечек». 46 Константин Викторович Лаврский – брат Валериана Викторовича, Самарского протоиерея и ученика о. Феодора Бухарева – «публицист и общественный деятель, присяжный поверенный. Родился в 1844 г., учился в Казанском Университете. Под его фактическим редакторством издавалась с 1872 г. «Камско-Волжская газета», около которой он объединил лучшие провинциальные силы Поволжья, а потом, будучи сослан в Вологодскую губернию, привлек к «Камско-Волжской газете» Г. Н. Потанина и Н. М. Ядринцева. Газета до самого ее закрытия (1874 г.) стойко проводила идеи децентрализации и провинциального возрождения. К ее мнению прислушивались Шелгунов. Мордовцев; против взглядов последнего на провинцию К. В. Лаврский выступил под псевдонимом «Литератор-обыватель» с обратившим на себя внимание «Литературным Обозрением», напечатанным в сборнике «Первый шаг», Казань, 1876. Во второй половине 70-х годов К. В. Лаврский поместил ряд критических статей в «Неделе» (псевд. Л. О. Л-ский), а в 1882 г – ряд статей: «Почвенные вопросы». В 1906 г. был выбран от Казанской губернии членом первой Государственной Думы. Состоял во фракции трудовиков и принимал участие в заседаниях аграрной комиссии («Энц. Слов.» Брокгауза и Эфрона, 2-е изд., Т. 23, столб. 862–863, ср. «Русская Энциклопедия», Т. 11, стр. 120). Об отношениях Констант. Викт. Лаврского к о. Феодору А. С. Бухарева отзывается так: «И этот человек чрезвычайно сочувственно относился к А. М-чу [Бухареву], видел в нем необыкновенную личность, но только к личности и было обращено его сочувствие, – религиозные вопросы его мало занимали, хотя, как говорили, неверующим он не был». 48 3 сентября 1866, см. [ 49 ] О. Феодор пишет: «летнее время прошлого года», но вероятно считает, по старой привычке учившегося и учившего, года академического. Память Св. великомученицы Варвары празднуется 4 декабря. Письмо вероятно написано около 1 декабря 1866. 49 О. Петр [Алексеевич] Томаницкий (5 июня 1782–3 сентября 1866) заштатный священник Новоиерусалимской Слободы в г. Угличе, юродивый и прозорливый старец, весьма много значивший в духовном росте о. Феодора ( А. М. Бухарева ). Сам о. Феодор написал о нем брошюру: «Воспоминания о покойном заштатном священнике Новоиерусалимской Слободы Отце Петре Томаницком (Ярославль. В типографии Г. Фальк, 1871. 50 стр.) и говорил о нем неоднократно в первой редакции «Исследований Апокалипсиса». – Об о. Петре см. подробности и литературу в статье свящ. А. М. Белорукова, – Внутренний перелом в жизни А. М. Бухарева (архим. Феодора) («Бог. Вест.» 1915). Т. 3, Окт. – Нояб. – Дек., стр. 806–838, особ. стр. 821, прим. 79-е

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Как раз случилось одно весьма благоприятное обстоятельство, доставившее мне скорую возможность посетить Корнилову и с ней познакомиться. — Чиновник Министерства юстиции К. И. Маслянников, прочитав октябрьский номер «Дневника писателя», проникся сочувствием к Корниловой и послал Достоевскому письмо (31 октября), в котором просил его повидаться с осужденной и убедить ее подать прошение о помиловании или смягчении участи. Следуя совету Маслянникова, Достоевский немедленно по получении письма обратился к прокурору Петербургской судебной палаты Э. Я. Фуксу с просьбой разрешить свидание с Корниловой. Назавтра было получено разрешение на несколько свиданий на следующий день Достоевский был у Корниловой. О своих хлопотах и посещении осужденной он подробно рассказал Маслянникову в письме от 5 ноября 1876 г. Настоящая главка «Дневника писателя» многими деталями и в ряде мест почти теми же словами, повторяет это письмо. 624 …гораздо моложе, чем я предполагал о нем, служит черпальщиком в экспедиции заготовления государственных бумаг…— Достоевский определил возраст С. К. Корнилова как приблизительно 30 лет (XXIV, 314). Черпальщик — рабочий, вычерпывающий из чанов бумажную массу. Экспедиция заготовления государственных бумаг — находившееся в ведении Министерства финансов предприятие, на котором изготавливалась бумага для денежных знаков, гербовых и почтовых марок. 625 …заплакала, вспомнив об одном показании — никогда не говорила. — Показания давал пристав участка, куда явилась Корнилова. Во втором письме к К. И. Маслянникову (21 ноября 1876 г.) Достоевский писал: «Она горько заплакала, припоминая показание тюремного пристава против нее в том, что будто она с самого начала своего брака возненавидела и мужа и падчерицу: „Неправда это, никогда я этого не могла ему сказать“». 626 Я еще накануне посещения узнал — ей сообщил. — Защитником Корниловой был присяжный поверенный Вильгельм Иосифович (Осипович) Люстих (Люстиг) (1844–1915). Достоевский узнал о кассационной жалобе во время второго визита к Э. Я. Фуксу за разрешением на свидания с Корниловой. Очевидно, из беседы с Фуксом у него сложилось твердое мнение (которое он высказал и в письме к Маслянникову от 5 ноября 1876 г.) о том, что решение Сената будет неблагоприятным.: В связи с этим все надежды он возлагал на прошение о помиловании, о чем и сказал Корниловой: «Я ей не утаил о возможности просьбы на высочайшее имя, если не удастся кассация», — писал он Маслянникову. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В. Баха. В кон. XIX в. под влиянием католич. цецилианского движения приобрели популярность обработки Г. в стиле Палестрины. В это же время организовывались многочисленные любительские хоры, участвовавшие в фестивалях церковного пения (Kirchengesängfeste). В 1844 г. В. Лёэ издал последование лютеран. богослужения (Agenda für christliche Gemeinden des lutheranisches Bekenntnisses), ориентированное на литургическую традицию XVI в., певч. часть издания была отредактирована Ф. Лайрицем, ранее издававшим мелодии XVI-XVII вв. и выступавшим за возрождение оригинальных ритмических версий лютеран. песнопений. На основе изданий Лайрица и др. в 1854 г. было напечатано предварительное издание основных лютеран. хоралов в их первоначальной форме (Deutsches evangelisches Kirchen-Gesangbuch), послужившее основой для составления нового офиц. сб. песнопений «Deutsches evangelisches Gesangbuch» (B., 1915). В кон. 20-х - нач. 30-х г. по образцу этого издания церквами разных нем. земель были изданы певч. сборники, в к-рых к общелютеран. корпусу песнопений были добавлены Г. местных традиций, большая часть текстов и мелодий относится к XVI-XVIII вв. После прихода к власти нацистов в 30-х гг. XX в. появились новые издания певч. книг, в текстах к-рых отсутствовали гебраизмы (Alleluia, Amen, Sabaoth) и акцентировались патриотические идеи. В послевоенное время происходил возврат к принципам издания богослужебных и певч. сборников, выработанным в 1-й трети XX в. В 1950 г. был выпущен сб. «Das evangeliche Kirchengesangbuch», отличающийся выбором традиц. Г., как и более поздний сб. «Chorgesangbuch» (1975) Р. Гёльца. В изд. Ф. Райха «Das Wochenlied» (1951) вошли основные Г. церковного года в 3- и 4-голосных обработках как из раннего репертуара, так и из репертуара композиторов XX в.- Ф. М. Байера, В. Крафта, К. Фоппеля, Ф. Зиппа. С 50-х гг. стали создаваться Г. в новом, более свободном стиле; вслед. развития международных и экуменических контактов Объединенной Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии в новое офиц.

http://pravenc.ru/text/165007.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010