Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Мария Феодоровна. Фотография. 1883 г. Романова (14.11.1847, Копенгаген, Дания - 13.10.1928, замок Видёре близ Клампенборга, Дания), имп., супруга имп. Александра III Александровича , мать имп. страстотерпца Николая II Александровича , благотворительница. Возглавляла 3 крупных филантропических учреждения: Ведомство учреждений имп. Марии (ВУИМ) (1880-1917), Российское об-во Красного Креста (1877-1917), Об-во спасения на водах (1873-1917). Мария София Фредерика Дагмар род. в семье принца Глюксбургского (впосл. король Дании Кристиан IX из династии Глюксбургов) и его супруги Луизы Гессен-Кассельской. В семье было еще 5 детей, в т. ч. Фредерик (1843-1912, кор. Дании Фредерик VIII в 1906-1912), Георг (1845-1913, кор. Греции Георг I в 1863-1913), Александра (1844-1925, с 1863 замужем за кор. Великобритании Эдуардом VII), Тира (1853-1933), Вальдемар (1858-1939). 20 сент. 1864 г. принцесса Дагмар была помолвлена с наследником русского престола цесаревичем Николаем Александровичем. Однако уже в окт. наследник заболел и 12 апр. 1865 г. скончался в Ницце. Когда цесаревич был уже при смерти, в Ниццу прибыли его брат Александр Александрович и принцесса Дагмар, вызванные для последнего прощания. По дороге домой цесаревич Александр с родителями и принцесса Дагмар остановились в Югенхайме (Германия). Там общее горе сблизило Дагмар и Александра. В мае 1865 г. цесаревич Александр записал в дневнике: «Грустно было покидать милый Югенхайм, где так приятно живется, и в особенности было хорошо, когда была там с нами милая душка Дагмар; когда-то мы ее увидим, неужели она не приедет сюда? Можно сказать, что вся Россия ее полюбила и считает ее Русскою» (цит. по: Боханов. 2013. С. 64). 17 июня 1866 г. в Копенгагене состоялась помолвка; 14 сент. того же года принцесса Дагмар прибыла в Россию, 12 окт. приняла Православие через миропомазание, получив новые имя и титул - вел. княгиня Мария Феодоровна. 28 окт. 1866 г. состоялось бракосочетание М. Ф. с вел. кн. Александром Александровичем (с марта 1881 имп. Александр III). М. Ф. была тепло принята русским обществом. «Августейшая молодая чета отличалась чарующей простотой и обходительностью»,- писал современник, полковник А. А. Берс (цит. по: Там же. С. 7). Супружеская жизнь М. Ф. и Александра III в целом была счастливой. Супруги с нежностью относились друг к другу, о чем свидетельствуют и страницы их писем. За 16 лет в семье родилось 6 детей: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

Александр (Головин Александр), еп.Калужский и Боровский Родился 25.VIII.1844 в семье священника с.Мясоедова Тульской губернии. В 1866 году окончил Тульскую Духовную семинарию. 4.VI.1866 рукоположен во священника Успенской церкви Тульской губернии, где состоял законоучителем сельского народного училища. В 1880 году переведен в Тулу. 27·ΧΙ·1890 пострижен в монашество. В 1896 окончил СПБ Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1896 году по окончании Академии был командирован в Абиссинию с отрядом Красного Креста. В 1897 году был назначен настоятелем Троицкого Калягина монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1899 году назначен начальником Иерусалимской Духовной Миссии. В 1900 году избран действительным членом Палестинского Общества. 27·VII.1903 хиротонисан во епископа Старицкого, вик.Тверской епархии. Хиротония совершена в Тверском кафедральном соборе. 30.X.1908 – еп.Орловский и Севский. 31.ΧII.1910 – епископ Калужский и Боровский. 25.VI.1912 по слабости здоровья уволен на покой с оставлением в должности настоятеля Воскресенского монастыря. Скончался 4.II.1916 года от артериосклероза. Похоронен в летнем храме этого же монастыря в приделе св.Марии Магдалины. Кроткий, сердечный, любвеобильный архипастырь непрестанно о всех молившийся и как пастырь добрый готов был «душу свою положить за овцы своя». Обозревая деятельность Владыки Александра в различных местах его служения, мы не найдем многообразных и шумных ее проявлений. По свойственным ему качествам натуры, его работа стремилась проникать, по выражению апостола, в красоте кроткого и молчаливого духа (I Петра, III, 4). Духовное пастырское воздействие, нравственное влияние на личность окружающих – вот что всегда была главнейшим предметом его архипастырских попечений. Таким он был, когда служил приходским священником в гор. Туле, или когда состоял духовником Александро-Невской Лавры, или когда путешествовал с отрядом Красного Креста в Абиссинию, или когда, наконец, был начальником Русской Миссии в Иерусалиме, таким оставался и на архиерейских кафедрах. Идея внутреннего, сокровенного делания, идея чисто пастырского воздействия на людей всегда и везде была его главным одушевляющим началом и налагала определенный отпечаток на его деятельность, как церковного администратора и иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРОМОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ центр Русской правосл. старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ) в С.-Петербурге на Старообрядческой ул. (в 1942-2005 - Ташкентская ул.). Названо в честь основателей - купцов С. Г. и Ф. Г. Громовых, происходивших из Гуслицы , деятельных учредителей Белокриницкой иерархии. Кладбище было устроено на участке, подаренном Ф. Г. Громовым «старообрядческому обществу» в 1825 г., официально участок был выделен в 1835 г. Первая моленная старообрядцев-поповцев в С.-Петербурге открылась в 1756 г., затем добавились другие, все они размещались в купеческой части города - у Апраксина двора и близ «Пяти углов». С 1810/11 г. главным центром стала моленная с богадельней на 150 чел. и больницей в доме купца 1-й гильдии В. Ф. Королёва на Ивановской ул., по этой моленной поповцев называли «королёвой верой». Моленная, знаменитая древними иконами, была окончательно закрыта властями в 1844 г. Годом раньше с.-петербургские купцы-старообрядцы Громов, Калмыков и Петров подали прошение о разрешении построить на Г. к. дом и перенести туда иконы и утварь из королёвской моленной. Прошение было удовлетворено по отзыву чиновника особых поручений при Мин-ве внутренних дел И. П. Липранди, отметившего необходимость моленной для живших в столице военных-старообрядцев: 2 казачьих полков и солдат-отпускников. До 1850 г. на Г. к. была построена деревянная Успенская ц., в 1878 г. она была расширена 2 приделами, в 1906 г. к храму пристроили звонницу. В 1909-1915 гг. напротив церкви устроили пруд, где совершалось водосвятие. К 90-м гг. XIX в. на кладбище была возведена часовня. Средства на внутреннее убранство храма и часовни пожертвовали купцы Головины и П. И. Чубыкин. В 60-х гг. XIX в. территория кладбища существенно расширилась, были выстроены дома для священников, певчих, богадельня, пекарни и гостиницы, со временем был построен дом для епископа, образована улица, отделяющая кладбище от города (Старообрядческая), в 1912 г. устроен свечной завод.

http://pravenc.ru/text/168173.html

Хмелев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1772. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Роменский район, с. Хмелев Координаты: 50.881632, 33.492013 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью м. Хмелов. Рождество-Богородичная цр., дерев., с отдельной колокольней, холод., ремонт. 1844 г.; кварт. свящ. 4 комн. 20 куб. саж.; жалов. свящ. 140 р., псал. 1-му 53 р., 2-му 36 р.; ружн. земли 33 дес.; прихож. привил. сост. 28, мещ. 34, каз. 2093, крест. 697; дерев. 8 от 1 до 8 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 18 вер.; почт. конт. Ромны 18 вер.; расст. от Консист. 170 вер., от благоч. Свящ. Филипп Феодоров Сергиевский, псал. Григорий Павлов Трилевский, Иаков Петров Левандовский; церк. стар. каз. Петр Иосифов Зеркаль. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год Достопримечательность триверхая. План её состоит из трех участков: четырехугольного Бабинца, удлиненного с юга на север восьмиугольника (четырехугольника со срезанными углами) – центрального участка и шестигранного (четырехугольника со срезанными наружными углами) алтаря. При этом все три участка удлинены по оси Юг–Север. Построена в 1772 г., в 1884 г. её ремонтировали (П. Юрченко «Деревянное зодчество Украины». Киев, Изддательство АН УССР, 1949 г.) . Бесспорно, были и другие ремонты. К центральному участку с юга и севера достроены притворы; крыши их закрыли окна в Южной и Северной гранях сруба стен, и их пришлось зашить. Возможно, позже крыши над верхними заломами приобрели банястою форму, тогда как форма перекрытий над первыми заломами с плоскими гранями напоминает о первоначальной деревянной крыше. Позже пристроены глухие фонари и главки.

http://sobory.ru/article/?object=58840

Вольск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты 30 сентября 1844 года взамен разобранного по ветхости старого деревянного был освящён каменный трёхпрестольный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, на его месте был в 1774 году повешен бунтовщик-пугачёвец Семён Сапожников, внук которого Алексей Петрович Сапожников стал одним из богатейших вольских купцов и ктитором Покровского храма. Новое здание было построено у закрытого кладбища, где находилась старая церковь. На колокольне церкви были установлены уникальные куранты, приделы были освящены во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (правый) и преподобного Алексия, человека Божия (левый). В память 300-летия Дома Романовых прихожанами и попечительством Покровской церкви был отлит новый главный колокол общим весом 280 пудов. Пол был изначально устроен из чугунных плит, в начале XX века был выложен керамической плиткой с орнаментом на средства, собранные вольский благотворителем П.Ф. Квасковым. В штат причта входили три священника, диакон и три псаломщика. На месте обветшавшего памятника старому Покровскому храму в начале XX века была построена часовня в честь преподобного Серафима Саровского. При храме имелась богадельня, две приходские школы: женская двухкласская в двухэтажном каменном здании и смешанная одноклассная в деревянном доме. В 1912 году настоятель храма священник Александр Знаменский получил переносной антиминс для служения литургий в специально устроенном помещении цементного завода Зейферта. В июне 1915 года было учреждено православное сестричество, занимавшееся благотворительностью среди семей воинов Первой мировой войны. Советской властью Покровская церковь была официально закрыта в 1930 году. Богатая утварь и часы с колокольни были конфискованы, само здание было затем разобрано, из его кирпича впоследствии возвели городскую общественную баню. Покровская церковь построена в 1844 г. астраханским первостатейным купцом, коммерции советником Алексеем Петровичем Сапожниковым и освящена в том же году 30 сентября. Зданием церковь каменная, теплая. Престолов в ней три: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя св. апостолов Петра и Павла и во имя Алексея, человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=38045

Иоанн I (Смирнов) Иоанн (Смирнов Иоанн Ксенофонтович), архп. Рязанский и Зарайский. Родился 24 августа 1844 года в семье протоиерея Владимирской епархии. В 1863 году окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1867 году – СПб. духовную академию со степенью кандидата богословия. С 6 марта 1868 года – преподаватель Свящ. Писания в Рязанской духовной семинарии. В 1869 году получил степень магистра богословия за свой труд «Критический разбор сочинения Бесюэта о всеобщей истории». (Рукопись акад. библ.). С 3 сент. 1875 года – инспектор Рязанской духовной семинарии. 25 апр. 1883 года назначен ректором Рязанской духовной семинарии. 2 мая 1883 года рукоположен во иерея. 6 мая 1883 года возведён в сан протоиерея. Состоял председателем Епархиального Училищного Совета. 28 июля 1901 года, согласно прошению, уволен от должности ректора семинарии. 13 сент. 1901 года пострижен в монашество, 14 сент. 1901 года – возведён в сан архимандрита Рязанского Троицкого монастыря. 28 апр. 1902 года хиротонисан во епископа Чебоксарского. Хиротония состоялась в СПб. в Исаакиевском соборе. С 4 февраля 1904 года – епископ Полтавский и Переяславский. С 13 авг. 1910 года – епископ Рижский и Митавский. В этом же году – почётный член СПб. духовной академии. 6 мая 1912 года возведён в сан архиепископа. (В БЭС т. 1, в стб. 1099 ошибочно указан год возведения в сан архиепископа 1911-й, см. «Приб. к Церк. Вед.» 1912, 18, стр. 1906). В апреле 1917 года назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. Был участником Свящ. Собора Русской Церкви 1917/1918 гг. в г. Москве. Скончался в 1919 году в Рязани. Погребён в соборе. Старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексей отзывался о нём, как о великом подвижнике и достойном святителе. Труды «Критический разбор сочинения Бесюэта о всеобщей истории». (Магистерская диссертация) Рукоп. Ак. библ. «Осия и Иоиль» Рязань, 1874 год «Амос и Авдий» Рязань, 1874 год «Пророки: Аггей, Захария, Малахия» Рязань, 1872 год «Пророк Иона» Москва, 1877 год «Пророк Михей» Москва, 1877 год

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Адвентисты Основателем секты адвентистов был баптистский пресвитер Вильям Миллер, живший в Северной Америке, где, начиная с 1831 г., эта секта и получила свое распространение. Проникнув затем в Европу, адвентизм нашел для себя благоприятную почву в многочисленных протестантских сектах. В настоящее время центром деятельности адвентистов является Гамбург. Адвентисты издают свои газеты и имеют большой книжный склад под фирмой «Международное Трактатное общество». Книги и листки в большом количестве издаются на разных языках, и, между прочим, специально для русских читателей издается на русском языке журнал «Маслина». Источником своего вероучения адвентисты признают толкуемое ими талмудически Св. Писание, а Св. Предание совсем отвергают. Главный путь в их вероучении – учение о близости второго пришествия Христова для Страшного суда, отчего они и называются адвентистами (adventus – пришествие). Последователи этой секты учат, что все пророчества о втором пришествии Христа на землю уже исполнились и потому надо ждать в скором времени конца нынешнего мира и второго пришествия Спасителя (сам основатель секты предполагал наступление этого дня Господня в 1843 г. и с особенной уверенностью вместе со своими последователями ожидал в 1844 г.; впоследствии адвентисты стали ждать наступление Страшного суда в 1912–1913 г., а некоторые из них – в 1932 г.). Адвентисты отвергают церковную обрядность, почитание креста, икон и мощей, молитвы ко свв. угодникам Божиим и возможность для последних ходатайства на небе за живых. Религиозные собрания адвентистов состоят из чтения книг Св. Писания, проповеди , импровизированных молитв и пения баптистских гимнов и псалмов, с допущением на этих собраниях игры на фисгармонии. Совершается у них преломление хлеба, предваряемое омовением ног, а также крещение взрослых через погружение; крещение же младенцев ими отвергается. Адвентисты разделяются на несколько общин («Общество жизни и второго пришествия», «Евангелические адвентисты», «Адвентисты грядущего века» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Верходворье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Иоанна Предтечи , Илии Пророка Год постройки:Между 1827 и 1844. 1827г. -теплый храм. 1844г.-холодный храм.. Адрес: Кировская обл., Юрьянский р-н, Верходворье Координаты: 59.149182, 49.156631 Проезд:Выезд из Кирова по " Новому мосту " на Котельнич. Через 15км. после поста ДПС, правый поворот на Юрью/Мураши. Через 16км после Юрьи, правый поворот на Верходворье. От поворота примерно 9км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Покровская церковь каменная, построена в 1827 г. расстоянием от г. Вятки в 75 верстах, от уездного города в 75 верстах, от благочинного в 13 верстах. Часовня Олюкская, деревянная, построена в 1887 г. Причта по штату положено: 2 священиика, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 33 десятины, земля не вся удобна. Братский денежный доход: священника от 450-500 руб., диакона 300-325 руб., псаломщика 150-170 руб. Руги собирается на весь причт до 50 пуд. ржи и 120 пуд. овса. Прихожан: православных русских 3218 муж. пола, 3307 жен. пола, приход состоит из 52 селений, расстоянием до 35 верст. Село расположено на возвышенном месте, в двух верстах протекает река Великая, окруженная лесом. В селе две школы: церковно-приходская женская и мужская земская; в приходе три земские школы смешанные, отстоящие от села в 6-15 верстах. Прихожане занимаются земледелием, а в весеннее время сплавляют лес и ходят на заработки в отдаленные местности. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» С 1840 по 1879 годы священником Покровской церкви села Верходворье Орловского уезда служил Лютин Антоний Иулианович, потомственный священнослужитель. Родился Антоний Иулианович в 1818 году в селе Воскресенское Орловского уезда Вятской губернии, в семье дьячка Лютина Иулиана Петровича. Получил духовное образование в Вятской духовной семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=12951

Иаков (Пятницкий) Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич), митр. Казанский и Свияжский. Родился 22 сент. 1844 года в с. Брыни, Калужской епархии. Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1870 году со степенью кандидата богословия и оставлен при академии помощником Секретаря Совета. В 1872 году – смотритель Мещовского духовного училища Калужской епархии. С 16 окт. 1873 г. – преподаватель Вифанской духовной семинарии. 6 ноября 1878 года получил степень магистра богословия. 12 авг. 1886 года пострижен в монашество. 17 авг. рукоположен в иеромонаха. 1 окт. – возведён в сан архимандрита и назначен ректор Вифанской духовной семинарии. 28 апр. 1891 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Московском Успенском соборе. С 29 сент. 1892 г. – епископ Уманский, вик. Киевской епархии. (В БЭЛ т. Х, в стб. 622 ошибочно указаны годы пребывания на Уманской кафедре – 1890–1892, см. «Церк. Вед.» 1892, 41, стр. 413). С 16 янв. 1893 г. – епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии. С 26 янв. 1898 г. – епископ Кишинёвский и Хотинский. С 12 авг. 1904 г. – архиепископ Ярославский и Ростовский. В этом же году избран в почётные члены Киевской духовной академии. В 1906 году был членом Предсоборного Присутствия и состоял председателем третьего отдела о реформе церковного суда. С 25 янв. 1907 г. – архиепископ Симбирский и Сызранский. С 10 дек. 1910 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. С 29 сент. 1912 г. почётный член Московской и Казанской духовных академий. 5 окт. 1916 г. награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Был участником Всерос. Церк. Собора 1917 года в Москве, на котором Патриархом Тихоном возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Казанским и Свияжским. При закрытии собора покинул Казань и прибыл в Иркутск на постоянное жительство. В 1922 году в Томске скончался вскоре после перенесённой тяжёлой операции. Духовный писатель. Имел тяжёлый характер. Любил писать по церковным вопросам, но ни в чём не чувствовалось сердечности. Всегда интересовался, как выгоднее сдавать на хранение деньги. Труды

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иваново. Церковь Вознесения Господня (новая). Карта и ближайшие объекты В 1844 году на окраине деревни Иконниково образовалась Вознесенская слобода. 13 июня 1848 года на главной площади была заложена, а 13-14 ноября 1851 года освящена Вознесенская церковь с приделами Сретения и Всех святых. Строился храм по заказу фабрикантов Ивана Александровича Бабурина, Петра Афанасьевича Зубкова (1785 (1786) – 1864) и В.П. Дурденевского. Автором проекта был известный архитектор Константин Андреевич Тон (1794-1881), основоположник нового русского стиля, автор знаменитого храма Христа-Спасителя в Москве. В качестве прототипов для своих проектов архитектор использовал соборы Московского Кремля XV-XVI веков. Шатровую колокольню с проездной аркой, обращенную на Вознесенскую улицу (ул. Жиделева), выстроил в 1857 году купец Ф.П. Зубков. В 1870-е годы на средства О.В. Коноваловой по обеим сторонам колокольни сделали пристройки, где разместилась богадельня. Церковь была окружена оградой с башнями по углам. В 1900 году храм расширили по проекту Владимирского епархиального архитектора Николая Дмитриевича Корицкого (1854-1915). С западной стороны храма сделали обширную пристройку, завершенную куполом, стилизованную под существовавшее здание. В 1912 году церковный староста Д.В. Макаров устроил в северо-восточной башне ограды Иверскую часовню. Церковь закрыли решением президиума губисполкома от 2 ноября 1928 года, " принимая во внимание факт участия возглавляющей указанную религиозную общину верующих группы лиц в контрреволюционном выступлении " . 8 февраля 1929 года президиум Иваново-Вознесенского губисполкома посчитал " целесообразным использовать здание Вознесенской церкви под центральную библиотеку " . Для этого были выделены средства и вскоре здание " переоборудовали " - снесли главы, сделали внутреннюю перепланировку. Имущество частично передали во Введенский храм, частично уничтожили. А на следующий год церковь снесли. На ее месте выстроили фабрику-кухню " Нарпит " . Сохранились лишь металлические решетки, которые установлены сейчас на улице Громобоя, около детского сада.

http://sobory.ru/article/?object=35000

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010