Воздвиженские, знакомые М. М. Богословского , жили в Москве, на Тверской улице; Вознесенский Н. С., протоиерей, законоучитель Ломжинской гимназии; Волжин Александр Николаевич (1860–1933), государственный деятель. Ольгопольский уездный (1889–1897), подольский губернский (1897–1904) предводитель дворянства, губернатор Седлецкой (1904–1913) и Холмской (1913–1914) губ. Директор Департамента общих дел МВД (1914–1915), обер-прокурор Синода (30.09.1915–7.08.1916, до 1.01.1916 – и. д.), член Государственного совета (1916). С 1918 в эмиграции, жил на Мальте, в Италии, Германии и Франции; Волков Александр Александрович (?–1919), математик. Учитель математики 3-го Московского реального уч-ща им. А. Шелапутина, преподаватель Московского ин-та инженеров путей сообщения, Московских женских педагогических курсов им. Д. И. Тихомирова , приват-доцент физико-математического ф-та М. у. (с 1917). Расстрелян по делу антисоветской организации «Национальный центр»; Волков Ефим Ефимович (1844–1920), живописец-пейзажист, профессор АХ, член Тов-ва передвижных художественных выставок (с 1870); Вольф Маврикий Осипович (1825–1883), издатель и книгопродавец. В 1882 основал издательство на паях, просуществовавшее до 1918 под фирмой «Товарищество М. О. Вольф»; Вормс Альфонс Эрнестович (Альфонс-Вильгельм-Эрнест) (1868–1939), юрист, журналист. Приват-доцент юридического ф-та М.у. (1906–1911, 1917), профессор ФОН, затем ф-та советского права (1920–1931) МГУ. Приват-доцент юридического ф-та Ярославского Демидовского юридического лицея (1911–1912). Преподаватель Народного ун-та им. А. Л. Шанявского, Московского коммерческого ин-та (1912–1917). Член Московской коллегии защитников (1926–1930), юрисконсульт шведской концессии. В 1936 арестован, умер в заключении; Воробьев Виктор Александрович (1864–1951), фтизиатр, доктор медицины (1892), заслуженный деятель науки РСФСР (1935). Приват-доцент (1898–1901, с 1911), профессор (1902–1911) медицинского ф-та М. у., зав. госпитальной терапевтической клиникой (1910–1914), зав. туберкулезными санаториями в Крюкове и Захарьине (Подмосковье). Организатор и зав. первой в стране кафедрой туберкулеза медицинского ф-та 1-го МГУ (1921–1926). Директор (1921–1933), консультант (1933–1950) Государственного туберкулезного ин-та;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

1449 Alb. Schinz. Le positivism – une méthode et non un système, Bi Revue philophique. Janvier 1899. 1451 Brunetière. Discours de combats. I, 331–332. La rénaissance de l " idéalisme. Cp. De Broglie La réaction contre le positivisme. Paris, 1894. 1457 Fr. Harrison. Memoirs and Thoughts, p. 14–15. Кроме интересного изложения его убеждений, сделанного в этой книге, см. его же The Creed of a Layman. 1459 Sheldon. Unbelief in the XIX the Century. London (1907, p. 95. и Alexander Harrison. Problems of Christianity and Scepticism, 78 sq. Ср. Muir. Modern Subtitutes for Christianity. 2 edit. 1912, p. 110 sqq. 1460 Fr. Harrison в Fortnightly Rev. art. cit., pp. 429; 431; „мы веруем не в Огюста Конта; мы веруем в удостоверения философии и науки: мы не обоготворяем позитивизм“. 1468 The Nature and Reality of Religion. A Controversy between Fred. Harrison and. Herb. Spencer, p. 133. 1476 P. Raff. Garrucci. «Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa». Prato, 1880. Vol. VI. 1477 Здесь еще раз приходится сказать, что Д.В. Айналов твердо отстаивает свою позицию в вопросе о форме divinum monumentum. На ампулле Garr. 434, 2 (см. нашу репрод.) он видит св. гроб в форме «круглой ротонды» – «Эллин. осн.», ук. соч. стр. 183. Но 1) достаточно одного взгляда на ампуллу, чтобы не согласиться с ученым; 2) необъяснимо, с точки зрения Д.В., присутствие на фасаде гроба архитрава; 3) трудно понять, зачем нужны «ротонде» четыре стропильных балки, образующих грани пирамидального покрытия на ампулле 433, 8? Н.П. Кондаков уже указал на это неправильное толкование памятника. См. его «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» СПб. 1904, стр. 21, пр. 1. 1482 См. у Dhormes – «Le séjour des morts chez les babylonienns et les hebreux» в «Revue biblique» – 1907, 1, pp. 60–62. 1497 Подробнее развиты эти мысли в моих этюдах: – «Первобытный человек Библии» (В. и Раз. 1910. и «К вопросу о религиозном элементе в посвящениях у дикарей». (Бог. Вестн. 1910, март). 1500 Это я назвал раньше „ Птоломеевским подвигом Канта“. Борьба за Логос, стр. 42. Теперь я встретил то же мнение у Джоберти: „Система Платона в философии есть то, что в науке о небесных телах учение Коперника. И мнение Протогора, возведённое Кантом на степень теории, соответствует древнему представлению о мире; так что творец критической философии, вместо сравнения с создателем современной астрономии, должен быть скорее уподоблен Птоломею“. Introduzione allo studio della filosofia t. III p. 147. Brasselle 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ребус дает об этом довольно точное представление. В этой письменности согласная никогда не стоит одна: существует столько же знаков, совершенно различных для выражения слогов ав, ib, ив, ва, bi, ви и т. д. Существуют также особенные знаки для некоторых сложных слогов: bab, bar, nam и т. п.; можно писать их двумя знаками ва-ав или одним, вав. Полифония (то есть свойство, которым обладает большое число знаков и которое состоит в том, что они имеют несколько различных силлабических значений) делает иногда трудным или проблематичным дешифрирование этой сложной письменности: в темном тексте чтение лучших ассириологов не всегда определенно. Так, в двух последних строках поэмы о Праведном страдальце (sur le Juste souffrant) вместо того, чтобы читать dum-ti-ia (Zimmern en 1902, Iastrow) и i-m (Zimmern, Iastrow, Л. Ieremias), кажется лучше читать kim-mi-ia и i-rim, и смысл значительно изменяется, (cf. Etudes, 20 mars 1903, t. XCIX, p. 806 et Dhorme, Choix de textes, p. 378). По некоторым буквам этой письменности большинство ассириологов приписывают ее изобретение народу несемиотическому, сумирам, которые предшествовали семитам в стране Сумир к югу от Вавилонии. Название клинообразная было дано этой письменности вследствие формы знаков. Это углы или гвозди, более или менее многочисленные, от одного до десяти или до двадцати, расположенные и сгруппированные вместе в очень разнообразных комбинациях. Число наиболее употребительных знаков доходит до трехсот. Первоначально это были просто линии, обозначавшие предметы. Писали на камне или на мягкой глине. Глиняные плитки обжигались затем в печи или просто высушивались на солнце; многие из них дошли до нас испорченными или в виде осколков, другие великолепно сохранились и так же ясны, как в первый день. В 1802 году проницательность немецкого ученого Гротефенда, занимавшегося персидскпм текстом надппсей Пер- —594— сеполя, написанных на трех языках, нашли ключ к загадочной клинообразной письменности. Когда Генри Роулинсон с необыкновенным усердием и настойчивостью скопировал (1836–1837:1844), отпечатал (1847), отчасти истолковал и опубликовал (1846–1851) большую надпись Дария I Гистаспа, написанную на трех языках (персидском, анзанитском, вавилонском) и выгравированную на скале Бегистуна (невдалеке от Керманшаха в Курдистане), дешифрирование ассиро-вавилонского письма быстро пошло вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы довели количество сокращений до минимума, чтобы избавить читателей от необходимости утомительных поисков. В книге используются следующие сокращения: Anal. Boll.: Analecta Bollandiana. Bruxelles, 1882. RB: Revue Bénédictine , abbaye de Maredsous, 1884. CIG: Corpus Inscriptionum Graecorum. 4 vol. Berlin, 1825–1877. CIL: Corpus Inscriptionum Latinarum. Berlin, 1863. DACL: Dictionnaire d " Archéologie chrétienne et de Liturgie. Paris, 1924–1953. DHGE: Dictionnaire d " Histoire et de Géographie ecclésiastiques. Paris, 1912. Didasc.: La Didascalie des douze Apôtres. Paris, 1912. Friedlaender-Wissowa: Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von August bis zum Ausgang der Antonine. Bd. 1–4. Leipzig, 1921–1923. Geste: La Geste du sang. Textes choisis et traduits par A. Hamman. Paris, 1953. Ictys: Coll. Lettres chrétiennes. Paris, 1957. Mansi: J. D. Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio , 31 vol. Florenzia-Venezia, 1757–1798. Orelli: J. G. Orelli. Inscriptionum latinarum selectarum amplissima collectio . 2 vol. Zürich, 1828. PG: J. P. Migne. Patrologiagraeca. Paris, 1857–1865. PL: J. P. Migne. Patrologia latina. Paris, 1844–1864. PLS: Patrologiae latinae Supplementum. Éd. Hamman, 1958–1974. Pauly-Wissowa: A. Pauly. Real-Encyclopaedie der classischen Altertumswissenschaften. 1893. RAC: Reallexikon für Antike und Christentum. 1941. ThWNT: Theologisches Wörterbuch zum neuen Testament. Stuttgart, 1933. TU: Texte und Untersuchungen. Berlin, 1883. В примечаниях указываются лишь наиболее важные из использованных исследований. Библиография на русском языке Источники Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. с греч., вступ. ст., коммент. и прил. И. В. Кривушина. СПб, 1999. Евсевий Памфил. Церковная история/Коммент. и прим. С. Л. Кравца. М, 1993. Иисус Христос в документах истории/Сост., вступ. ст. и коммент. Б. Г. Деревенского. СПб, 1998. Ириней. Творения. М, 1996. Ориген Александрийский. О началах. Новосибирск, 1993. Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. и прим. П. Преображенского . СПб, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

   Город назывался «Μοψου εστα». (Поэтому, нередко встречающееся название «мопсуетский» неправильно).    Ср. В. В. Болотов, Лекции по истории древней церкви. III. СПб. 1913, стр. 218–220. А. Б.    Между прочим, L. Duchesne, Histoire ancienne de l’Eglise. III 2. Paris 1910, p. 106, как и E. Preuschen в Hauck’s RE 3 IV (1898), S. 101, замечает, что наименование «Златоуст» в приложении к св. Иоанну не встречается ранее VII века. Но Ch. Ваиг. S. Jean Chrysostome et ses oeuvres dans l’histoire littéraire. Louvain-Paris 1907, p. 59, указал, что его можно находить уже в VI в. у латинских авторов – Факунда гермианского (ок. 547, «os aureum»), папы Вигилия (553, «Chrysostomus») и Кассиодория (563, «Chrysostomus»), следующих в этом случае, конечно, примеру восточных. К этому можно присоединить, что оно имеется и в греческом произведении VI века, которое без имени автора было издано Маи под названием «Panoplia dogmatica» и автором которого Diecamp, Theol. Revue, 1906, S. 157, признал Памфила иерусалимского, друга Космы Индикоплевста. A. Mai, Patrum nova bibliotheca. II. Roma 1844, p. 622. О Памфиле cp. J. P. Jung1as, Leontius von Byzanz. Paderborn 1908, S. 57–65. A. Б.    Ср. В. В. Болотов, Архимандрит тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском, в 431 г., в «Христ. Чт.» 1892, I, 336 (=Из церковной истории Египта. Вып. III, 209). Эту установленную Балюзом дату принимает и В. Schwartz, Zur Vorgeschichte des ephesinischen Konzils, в «Historische Zeitschrift», 1914, B. 112, 2. Heft, S. 261–262. A. Б.    Отрывки произведений Нестория имеются теперь в издании Лоофса: Nestoriana. Die Fragmente des Nestorius gesammelt, untersucht, und herausgegeben von F. Loofs. Mit Beiträgen von S. A. Cook und G. Kampfmeyer. Halle a. S. 1905. Указанная у Авдишо (Ebedjesu) в числе сочинений Нестория «Книга Ираклида» издана в 1910 г. на сирийском языке Р. Bedjan’oм, тогда же вышел и французский её перевод: Nestorius, Le livre d’Héraclide de Damas. Traduit en français par F. Nau. Paris 1910. Из новейших трудов о Нестории можно назвать: F. Loot’s, Art. «Nestorius» в Hauck’s RE 3 XIII (1903), 736–749. J. F. Ветнипе-Вакег, Nestorius and his Teaching. A fresh examination of the evidence with special reference to the newly recovered Apology of Nestorius. Cambridge 1908 (в защиту Нестория и его учения, на основании «Книги Ираклида»). М. Jugie, Nestorius et la controverse nestorienne. Paris 1912. J. P. Junglas, Die Irrlehre des Nestorius. Dogmengeschichtliche Untersuchung. Trier 1912. А. Б.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

С.А. Ванюков, преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института Примечания: 1 См. Прилуцкий В. , свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. К., 1912. М ., 2000р . С . 318–324. 2 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733. 3 De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.1–92), ed. A. Vogt . Le livre des ceremonies. Vol. 1. Paris: Les Belles Lettres, 1935. P. 84–88. De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.84–2.56), ed. J.J. Reiske . Constantini Porphyrogeniti imperatoris de cerimoniis aulae Byzantinae libri duo. Vol. 1 Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Bonn: Weber, 1829.. Lib. 2. P. 616–619. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 334. 4 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733. 5 Выходы государей , царей и великих князей . М., 1844. С. 14, 30, 61. Георгиевский. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1896. С. 83–85. 6 Goar J . Euchologion… Venetia, 17302. P.734. 7 Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: Εχολγια.. 1901. С. 290. 8 Требник. М.: Печатный Двор, 1647. Л. 238. Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об.-21 об. 9 Требник. М.: Печатный Двор, 1647. Л. 243. 10 Требник. М.: Печатный Двор, 1625. Л. 8. Требник. М.: Печатный Двор, 1636. Л. 445. Требник мирской. М.: Печатный Двор, 1639. Л. 327. 11 EÙ colÒ gion tÕ Mš ga. « Aq» naij, 1902. Sel. 591. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 642. 12 Первый тропарь 1 песни звучит следующим образом:«Крепкаго во бранех и сильнаго в крепости Господа, молим Тя верно: снити с рабы Своими во время снятия т. е. снития. со враги и победити их». 13 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.726. 14 Прилуцкий В. , свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С. 322. 15 Требник мирской. М.: Печатный Двор, 1639. Л. 333–336. 16 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 648–650. 17 Требник. Стрятин, 1606. Л. 419.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-pravoslav...

Проходил должность законоучителя в Николаевской школе Моск. Благотворит. Общества безмездно с 21 апр. по 9 ноября 1840 г. Определен членом Моск. дух. консистории 26 июля 1840 года; благочинным церквей Сретенского сорока г. Москвы 17 янв. 1842 г. Возведен в сан протоиерея 19 июля 1842 г. Утвержден в звании действительного члена конференции Моск. дух. академии 11 ноября 1844 года. Святейшим Синодом назначен быть протопресвитером Московского Большого Успенского собора в мае 1856 года. По представлению Святейшего Синода именным Его Императорского Величества указом Всемилостивейше повелено ему быть членом Московской Святейшего Синода конторы 22 мая 1856 г. Соответственно достоинству его и месту, им занимаемому, дано ему благословение употреблять в священнослужении палицу 10 июня 1856 г. Возложен на него бронзовый крест на Владимирской ленте, учрежденный в память войны 1853–1856 годов, 26 авг. 1856 г. Был членом комитета для поверки отчетности в штатной сумме по Ставропигиальным монастырям, в 1857–1865 годах. По указу Святейшего Синода был назначен цензором духовных журналов: «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» 9 дек. 1859 г. От сей должности по прошению уволен 21 дек. 1865 г. За ревностное прохождение возложенных на него должностей был награжден: скуфьей 15 янв. 1833 г., камилавкой 27 апр. 1840 г., наперстным крестом, от Свят. Синода выдаваемым, 13 апр. 1846 г. Орденом св. Анны 2 ст. 7 июня 1850 г. Императорской короной на знак сего ордена 26 авг. 1856 г. Митрой 17 апр. 1857 г. Орденом св. Равноапостольного князя Владимира 3 ст. 22 апр. 1861 г. Сопричислен к ордену св. Анны 1 степ. 12 апр. 1870 г. По случаю пятидесятилетия со времени поступления его на службу —542— в Моск. дух. Академии, Советом оной избран в почетные члены 10 окт. 1874 г. и Всемилостивейше награжден золотым наперстным крестом с драгоценными украшениями из кабинета Его Величества 13 окт. 1874 года. Протопресвитер Д.П. Невский скончался в половине. 1879 г., прослужив в Успенском соборе 23 г. Прот. Влад. Марков

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

СПб., 1904; Митрополит Сочавский Досифей в его сношениях с Россией, при свете новых исторических материалов. С. Посад, 1914; и др. 1508       Научная судьба Н.Ф. Каптерева складывалась весьма трудно: за оригинальные, смелые, осно- ванные исключительно на архивных материалах суждения касательно реформы патриарха Никона его докторская диссертация «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях» (M., 1883–1884; 2-е изд. С. Посад, 1914) была вначале отклонена советом академии (в феврале 1885 г.), а затем, после успешной защиты в совете (в октябре 1885 г.), оппонентом на которой выступил Е.Е. Голубинский , – уже Священным Синодом в лице обер-прокурора К.П. Победоносцева (1888). В том же году Академия наук наградила книгу Каптерева престижной Уваровской премией. Вторую попытку получить докторскую степень Н.Ф. Каптерев предпринимает, представив в качестве диссертации монографию « Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов» (M., 1887). Однако он был обвинен в подрыве основ и каноничности Русской Церкви, печатание книги в 1887 г. было остановлено К.П. Победоносцевым , вышла в свет только первая ее часть (тиражом 400 экземпляров), и лишь в 1909 и 1912 гг. были опубликованы оставшиеся части этого труда. И только третья попытка – теперь с монографией «Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с Русским Правительством (1669–1707 гг.)» (1891), за которую автор был удостоен половинной премии митрополита Макария (Булгакова) , – увенчалась успехом. 1509       См. также: Сношения Иерусалимских патриархов с Русским Правительством с половины XVI до конца XVIII столетия (1895); Сношения Иерусалимских патриархов с Русским Правительством в текущем столетии (1815–1844 гг.) (1898); упомянутые и другие труды переизд.: Каптерев Н.Ф. Собр. соч.: В 2 т. M., 2008. 1510       Александрийская Патриархия: Сб. материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии/Под ред. Хр.М. Лопарева. СПб., 1898; Восток христианский. Просопография церковная. II. Живопись церковная. Κ., 1871; Восток христианский: Сирия. Κ., 1874–1876; Список Антиохийских патриархов. Б.м., 1876; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Титулярный советник Александр Нилус утвержден в дворянстве указом из Герольдии, последовавшим 14 генваря 1858 года за Стало быть, отец Сергея Нилуса родился в 1816 году. О деде писателя можно прочесть в реляциях М. И. Кутузова, том четвертый. Нашлись в архиве и записи о дворянском достоинстве Володимировых, которые верстались в благородное сословие гораздо раньше Нилусов. Об этом можно сведать не во второй, а в первой части Дворянской родословной книги. В делах Орловского архива имеется прошение надворного советника Е. А. Володимирова относительно допроса прапорщицы Н. И. Извековой о занятых у него деньгах. Дата — февраль 1796 года. И тогда долг не всегда был платежом красен. Впрочем, подобные тяжбы вели и другие спорщики — Тютчевы, Апухтины, их дела в архиве (конец XVIII века) так и частят. О Володимировых упомянул не зря. Их поместье было невдалеке от Золоторёва, имения Нилусов, и, кажется, владельцы в дальнем родстве состояли. Тем паче не странным было знакомство 20-летнего Сергея Александровича с Наталией Афанасьевной Володимировой (1844–1932), волевой и симпатичной барыней, жившей с болящим мужем, и несомненно очарованной им, высоким, сильным студентом Московского университета. Была она, правда, старше его на семнадцать лет, но что за преграда, ежели чувства выше рассудка. Потом поездка за границу, и вот в 1883 году на севере Франции у этой странной пары рождается сын. Назвали Сергеем, по отцу. Сергея Сергеевича Нилус усыновил. Болящий муж Наталии Афанасьевны жил долго, и о разводе речь не шла, потом сам Нилус женился (февраль 1906 года) на фрейлине Е. А. Озеровой, старше его на семь лет. На какое-то время даже дружеские сношения с Володимировой прекратились, но только на время. Уже в Оптинский период (1907–1912) Наталия Афанасьевна живёт вместе с Нилусами. А как настало шаткое лихолетье и нагрянул великий Русский погром, Володимирову гонят её сродники из дома, и она до скончания дней своих (умерла 17 октября ст. ст. 1932 года в Чернигове) будет на попечении Елены Александровны Нилус, благочестивой и вернейшей супруги писателя. Чиста и жертвенна их взаимность, остальное Бог рассудит…

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В 1844 г. С. В. Морозов получил потомственное почетное гражданство. Незадолго до кончины он основал Торговый дом «Савва Морозов с сыновьями», к-рый вместе с фабриками в Никольском перешел к младшему сыну Тимофею. В 1873 г. Торговый дом был преобразован в Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» с основным капиталом 5 млн р. К кон. XIX в. крупнейшими принадлежавшими М. компаниями были: «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» в мест. Никольском и в с. Савине Богородского у. Московской губ., «Компания Богородско-Глуховской мануфактуры», «Товарищество Тверской мануфактуры», Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». У Саввы Васильевича и Ульяны Афанасьевны М. было 5 сыновей: Елисей (1798-1868), Захар (1802-1857), Абрам (1806-1856), Иван (1812-1864), Тимофей (1823-1889) и дочь Варвара (в замужестве Скороспелова). Известность как крупные предприниматели и меценаты приобрели потомки 4 сыновей С. М. Морозова: Викуловичи (по сыну Елисея Саввича Викуле (1829-1894)), Захаровичи, Абрамовичи и Тимофеевичи. Ветвь Ивана Саввича быстро угасла. По подсчетам М. С. Дроздова, Захаровичи составляли более трети всех М., Викуловичи - ок. четверти, Абрамовичи и Тимофеевичи вместе - треть большой семьи М. К нач. XX в. М. породнились со мн. рус. предпринимателями: Солдатенковыми, Миловановыми, Хлудовыми, Нырковыми, Крестовниковыми, Зимиными, Кузнецовыми , Кокоревыми, Рябушинскими , Красильщиковыми, Соловьёвыми, Расторгуевыми, Лепешкиными и др. Большинство М. к этому времени были потомственными дворянами, состояли в родстве с дворянскими семьями Кривошеиных, Лихачёвых, Ненароковых, Смольяниновых, Головниных, Кавелиных, фон Мекк, Назаровых и др. Елисей Саввич Елисей Саввич в 1837 г. отделился от отца и организовал в Никольском собственную мануфактуру, на к-рой вырабатывались хлопчатобумажные ткани. Его сын Викула Елисеевич, родоначальник ветви Викуловичей, построил в Никольском ткацкую (1847) и бумагопрядильную (1878) фабрики, с 1874 г. владел Сухоборской фабрикой в Никольском; в 1882 г. учредил «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» (13,2 тыс. рабочих в 1914). «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» принимало участие в снаряжении торгово-исследовательских экспедиций в Сев. (1900) и Юж. (1901) Персию, Монголию (1912), организованных московским купечеством (ЦГИАМ. Ф. 337. Оп. 2. Д. 158).

http://pravenc.ru/text/2564176.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010