О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Белосток. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Sobór w. Mikoaja Карта и ближайшие объекты Собор Николая Чудотворца построен в 1846 году на месте сгоревшего деревянного храма униатской церкви. В Восточной Польше униатская (греко-католическая) церковь имела очень сильные позиции. Но после включения этих земель в состав России униатство было ликвидировано, а верующие переведены в православие. Известно, что в 1897 году собор Николая Чудотворца посещал российский император Николай II. Собор Николая Чудотворца относится к Белосток-Гданьской епархии Польской православной церкви. Храм выполнен в стиле классицизм и состоит из главного однонефного молитвенного зала и колокольни. В плане здание представляет собой крест. В 1990-х годах собор Николая Чудотворца отреставрировали. В 1991 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел II в знак уважения ко всем религиям. Земли нынешнего Белостокского воеводства были просвещены православной верой в XI–XII вв. и окормлялись Киевскими и Галицко-Волынскими архиереями. Эта территория издревле именовалась Подляшьем из-за своего положения на рубеже «земли ляхов». Сам Белосток был, по легенде, основан в 1320 литовским вел. кн. Гедимином, однако первое достоверное упоминание о поселении в этом месте относится только к 1437 году. Своим расцветом край был обязан гр. Браницким, которые сделали Белостокский двор своей главной резиденцией и построили здесь богатый дворец. В 1749 Король Август III даровал Белостоку городские права. По Тильзитскому миру он в 1807 вошел в состав Российской империи, став центром одноименной области. С 1842–1843 Белосток — уездный город Гродненской губ. В церковном отношении край был частью учрежденной в 1798 Брестской епархии с центром в Новогрудке, а с 1828 — Литовской. В Белостоке первоначально имелся деревянный православный храм. К 1822 относится первый известный проект постройки каменной церкви, однако, нынешний Никольский собор датируется 1843–1846 и его проект был составлен в Петербурге в Комиссии проектов и смет. Освятил новый храм известный церковный деятель, архиепископ Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), борец с унией. При ремонте церкви в 1910 художник Михаил Авилов расписал интерьеры в васнецовском стиле (сохранилось изображение Воскресшего Спасителя на Горнем месте).

http://sobory.ru/article/?object=30480

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. К. Никольский. Фотография. 30-е гг. XX в. Николай Константинович (17.07.1863, г. Петергоф С.-Петербургской губ. (ныне в составе Петродворцового р-на г. С.-Петербург) - 23.03.1936, г. Детское Село Ленинградского Пригородного р-на Ленинградской обл. (ныне г. Пушкин в составе Пушкинского р-на г. С.-Петербург)), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН (с 1917 - РАН, с 1925 - АН СССР) по отделению рус. языка и словесности (1916; с 1900 член-корреспондент). Из известной семьи священнослужителей и церковных историков С.-Петербурга. Дед - протоиерей (с 1829) Тимофей Ферапонтович Никольский (1788-1848). Учился в Тамбовской ДС (1802-1809), окончил СПбДА по 1-му разряду со званием магистра (1814). В 1814-1821 гг. преподавал философию в СПбДА, действительный член ее конференции (1817-1821). Священник церкви Пажеского корпуса (1816-1826), Владимирской ц. (1826-1829), Знаменской Входоиерусалимской ц. (1829-1831). Настоятель ц. Успения Божией Матери (Спаса на Сенной; 1831), Никольского Морского собора (1831-1846), старший протоиерей Казанского собора (с 1846). Член С.-Петербургской духовной консистории (с 1829), с 1835 г. заведовал благочинием Исаакиевского собора. Член Комитета для рассмотрения вредных книг (с 1825). В 1830 г. на него возложена обязанность рассматривать книги, отбиравшиеся у раскольников. С 1831 г. цензор «сказываемых» проповедей. С 30 сент. 1842 г. член С.-Петербургского Комитета духовной цензуры и Комитета для рассмотрения конспектов и руководств к преподаванию учебных предметов в семинариях, в 1846 г. запретил печатать книгу Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (впосл. издание разрешено Синодом). Товарищ Датского королевского об-ва антиквариев Северных (1843). В 1840 г. внесен в 3-ю часть С.-Петербургской дворянской родословной книги. Отец Н.- протоиерей (с 1880) Константин Тимофеевич Никольский (1824-1910), выпускник СПбДС (1845) и ДА (1849).

http://pravenc.ru/text/2566206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Н. А. Елеонский. Фотография. Нач. XX в. Николай Александрович (11.11.1843, Калужская губ.- 25.10.1910, Москва), прот., проф. Московского ун-та, библеист. Род. в семье сельского священника Калужской губ. Окончил Калужскую ДС, в 1868 г.- МДА 2-м магистром (1-м стал И. Д. Мансветов ). В магист. соч. «Св. Евангелие от Марка: Против Баура», написанном под рук. архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский), доказывал апостольское происхождение Евангелия от Марка, полемизируя с Ф. К. Бауром . По словам прот. Иоанна Соловьёва , Е. был самым талантливым учеником еп. Михаила (Лузина), но «не рабски подчинился своему учителю в своих дальнейших трудах, а пошел в них гораздо дальше и глубже» (Заслуженный проф. богословия... С. 716). В 1868 г. назначен преподавателем в Харьковскую ДС. В 1869 г. переведен в МДС, преподавал гомилетику и литургику. В 1870 г. избран доцентом кафедры Свящ. Писания ВЗ МДА. В 1879 г. определен профессором богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. В том же году рукоположен во иерея и стал настоятелем церкви при академии. В 1891-1892 гг. состоял членом Московского духовного цензурного комитета. В 1892 г., после смерти протопр. Н. А. Сергиевского , определен вместо него профессором богословия Московского ун-та (возглавил кафедру богословия) и настоятелем университетской ц. мц. Татианы. В 1897 г. удостоен звания заслуженного профессора. В 1904 г. возведен в сан протоиерея. В МДА занимался преимущественно библейской исагогикой и экзегетикой. Печатал большинство своих произведений в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» . Посвятил ряд статей толкованию начальных глав кн. Бытие, опирался на данные протестант. библеистов: К. Ф. Кейля , Франца Делича и др. Переводил на рус. язык и готовил к изданию «Историко-критическое введение в канонические и неканонические книги Ветхого Завета» Кейля (перевод не закончен; опубл.: ЧОЛДП. 1875. Т.

http://pravenc.ru/text/189765.html

Addenda et corrigenda Введение, п. 22. Значение Неандера в частности заключается в том, что он первый выяснил большое значение Филона Александрийского в деле происхождения гностицизма (ср. его Genetische Entwickelung der vornehmsten gnostischen Systeme. Berlin. 1818; ss. 1–23). Эвальд и Фаррар называют Филона «прообразом“ и «предтечею“ гностического синкретизма (см. у проф. Η.Н Глубоковского. Благовестие св. ап. Павла, т. II. СПб. 1910, стр. 415). Но Неандер не упустил из внимания влияния на христианский гностицизм и платонизма и восточных верований (см. его «Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche В. II. Hamburg. 1843. s. 633, 637–642). Вообще у изследователей гностицизма и до половины XIX в. не недоставало понимания гностицизма, как синкретического явления. Мёлер прямо называет гностицизм порождением синкретизма (Möhler. Cesammelte Schriften und Aufsätse. В. I. 1839... Syncretismus eben die Gnosis zu seinem Resultate gehabt habe“. s. 406). В особенности полно и подробно перечислены разнородные элементы гностицизма у Маттера (см. M.I. Matter. Histoire critique du gnosticisme. Paris 1843, T. I. pp. 1–187). Чего недоставало изследователям первых двух третей XIX в.– это понимания сущности гностицизма и его вне-христианского происхождения; вследствие чего они не постигали и связи между превходящими в гностицизм элементами и не могли выяснить – зачем это с «чисто-христианскою“ ересью оказались тесно связанными самые разнообразные языческие элементы. Введение, п. 23. К числу авторов, занятых собиранием подлинных гностических документов, следует отнести и Вюнша (Wünsch R. Sethianische Verfluchungstafeln aus Rom. Leipzig. 1898); мы упоминали о нем на 277 стр., примеч. I. (оригинала). (эта именно страница, а соответственно и примечание, отсутствуют в исходнике – прим. ред.) Глава вторая, раздел «Языческий гносис», п. 15. Упоминание св. Иринея (I, 31, 3) о «матерях, отцах и дедах“ валентинианства Гарнак (Zur Quellenkritik. s 51, anmer.) считает невозможным понимать в смысле хронологическом (nicht zeitich... ist selbstverständlich – курсив автора), а лишь в смысле логическом, что валентинианство есть «recapitulatio omnium“ (ср. Ириней предисл.).– Нам понимание Гарнака представляется решительно не соответствующим контектсту разсматриваемого места.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

пер. Г.А. Тароняна 23. Клавдий Птолемей (II в. н. э.) Выдающийся греческий ученый – астроном, математик, географ, астролог, живший в Александрии в Египте. О его жизни почти ничего не известно, но основные его сочинения сохранились: «Альмагест», в 13 книгах (астрономия), «Тетрабибл» («Четырехкнижие») (астрология), «География» и др. География Греческое название этого сочинения – Γεωγραφι φγησις, которое обычно переводят как «Географическое руководство» или просто «География», но некоторые считают, что это название следует понимать как «Картографическое руководство» (а не введение в географию). Птолемей усовершенствовал математическую географию (картографию), основы которой были заложены Эратосфером. Непосредственным предшественником Птолемея был Марин из Тира, которого Птолемей критикует и поправляет. В этом сочинении (в 8 книгах) даны географические координаты по градусам (долгот и широт 8000 географических пунктов всей известной в то время ойкумены), более или менее точные (но чем дальше к востоку, тем ошибочнее). К описательной географии Птолемей относился с пренебрежением. В книге I дается теоретическое обоснование определения географических координат. Удовлетворительного издания текста пока еще нет. Перевод сделан по изданиям: Claudii Ptolemaei Geographia/Ed. C.F.A. Nobbe. Lipsiae. 1843–1845. T. 1–3. (полностью книги I–VIII); Claudii Ptolemaei Geographia/Ed. C. Müller – C.Th. Fischer. Paris. 1883–1901 (книги I–V); Ptolemaios. Geographie 6, 9–21/Ostiran und Zentralasien. Teil I. Griechischer Text neu herausgegeben und insDeutsche übertragen von Italo Ronca. Rom. 1971 (только главы 9–21 из книги VI). La Géographie de Ptolemée: L’Inde (VII, 1–4)/Texte établie par Louis Renou. Paris. 1925 (только главы 1–4 из книги VII). Использовано также издание: Textes d’auteurs grecs et latins relatifs a l’Extreme-Orient, depuis le IV-e siècle a. C. jusqu’au XIV-e/Recueillis et traduits par George Coedès (Documents historiques et géographiques relatifs a l’Indochine. T. I). Paris. 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Раскопки I. МЕТОДЫ РАСКОПОК Р. на Ближнем Востоке – Мариэтта в Египте (1850–1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) – начались как «кладоискательство». Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб. характерных для данного региона экспонатов. Лэйярд в значит. степени опередил свое время, придавая большое значение точному составлению документов и описанию всех обстоят-в, при которых была сделана та или иная находка. Но кардинальные изменения в археологии наступили после того, как Ф.Питри в 1890 г. применил разработанную им систему относительной хронологии на основе анализа керамики, найденной при Р. Телль-эль-Хеси в юж. Палестине. Эту систему он создал в Египте, используя опыт Г. Шлимана при Р. Трои (1872–1874 гг.). Метод Ф.Питри в соединении с методами стратиграфии и типологизации позволяет получить надежные результаты, даже если телль (см. ниже, II) имеет многочисл. наслоения, а сколько-нибудь значимые письм. свидетельства отсутствуют (что весьма характерно для Палестины). Метод стратиграфии состоит в сопоставлении находок из каждого культурного слоя [лат. стратум]. Метод типологизации заключается в том, чтобы, сравнивая сосуды из разных археол. слоев, прослеживать развитие их форм, что позволяет датировать находки. Изучение надписей при сравнении их с аналогичными находками в других местах позволяют определить место находок в общей хронологии, т.е. добиться надежной датировки отдельных периодов в истории конкретного поселения. Во время Р. в Самарии в 1908–1910 гг. Г.А.Райзнер соединил методы стратиграфии и типологизации, использовавшиеся школой Питри, с методами раскрытия сооружений и техники Р., разработ. виднейшими нем. археологами (Р.Кольдевеем в Вавилоне в 1899–1924 гг., В.Андрэ в Ашшуре в 1902–1914 гг.). Для описания и классификации находок Райзнер пользовался амер. картотеками с их системой регистрации (эти методы применяются и в совр. археологии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Соколов Григорий Степанович; 17.01.1843, с. Ивакино Ростовского у. Ярославской губ.- после 1926), еп. Краснослободский. Из семьи причетника. Окончил Борисоглебское ДУ (1858), Ярославскую ДС (1864) и МДА (1868). Служил в Пензенской ДС преподавателем церковной истории и практического руководства для пастырей, с июня 1869 г. преподаватель греч. языка. В февр. 1871 г. получил степень магистра богословия. 30 апр. 1872 г. рукоположен во иерея к ц. Воскресения Христова в Пензе. В 1872-1875 гг. инспектор классов Пензенского епархиального жен. уч-ща и настоятель училищного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Благочинный пензенских городских церквей (1873-1882). Законоучитель 2-й пензенской муж. гимназии (1875-1894). С авг. 1875 г. настоятель пензенской ц. во имя свт. Николая. 15 июня 1885 г. возведен в сан протоиерея. С февр. 1900 г. настоятель пензенского кафедрального собора во имя Всемилостивого Спаса. 11 июня 1910 г. Высочайшим повелением по определению Святейшего Синода назначен викарием Пензенской епархии. Пострижен в монашество 26 июня в Крестовой ц. пензенского архиерейского дома, на следующий день возведен в сан архимандрита в кафедральном Спасском соборе. 11 июля хиротонисан в Троицком соборе в С.-Петербурге во епископа Краснослободского, викария Пензенской епархии; хиротонию возглавил Киевский митр. Флавиан (Городецкий) . Для пребывания Г. определили пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь, где он был утвержден настоятелем. С 30 окт. 1910 г. председатель Пензенского епархиального училищного совета. Награждался набедренником (1872), скуфьей (1876), камилавкой (1879), наперсным крестом (1882), палицей (1903), митрой (1910); орденами св. Анны 3-й (1888), 2-й (1892) и 1-й (1907) степени, св. Владимира 4-й (1895), 3-й (1898) и 2-й (1912) степени. Участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Исполнял обязанности управляющего Пензенской епархией после 10 марта 1918 г. и до приезда 30 апр. того же года нового Пензенского архиеп. сщмч. Иоанна (Поммера ; впосл. архиепископ Рижский). В это время кафедральный Спасский собор оказался захвачен сторонниками отстраненного от управления епархией бывш. архиеп. Владимира Путяты , к-рый организовал в Пензе т. н. народную церковь. 14 янв. 1922 г. Г. был уволен на покой, проживал в пензенском Спасо-Преображенском мон-ре. Позднее упоминался в числе епископов-обновленцев. Точная дата и обстоятельства смерти неизвестны.

http://pravenc.ru/text/166679.html

Бердюжье. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Слобода Бердюгинская. Церковь в слободе каменная, одноэтажная, построена прихожанами в 1843 г. В ней три престола: 1) во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 2) во имя св. Николая чудотворца и 3) св. Пророка Божия Илии. В приходе деревни: Гагарушка (3 в.), Заозерка (1 в.). Всего в приходе 606 дворов, прихожан: муж. пола 1969, женского пола 2069. Церковной земли имеется: усадебной 5 дес., пахотной 138 дес., сенокосной 18 дес., земля находится в 6 верстах от церкви. Штат: священник, диакон и псаломщик. Священник получает жалования 140 руб. в год, псаломщик - 36 руб. Причт имеет капитал в 100 руб., помещенный в сберегательной кассе. Кружечных доходов получается причтом до 1300 руб. Для всех лиц причта имеются деревянные дома, построенные на церковные средства в 1900, 1907 и 1909 г.г. В селе имеется министерское училище, а также второклассная церковно-приходская школа; последняя учреждена в 1898 г. Ближайшая к приходу церковь в селе Каламакском (17 вер.). Расстояние от Консистории 370 вер., от уездного города Ишима 80 вер., железнодорожной станции 8 вер. Адрес: ст. Петухово, Сиб. жел. дор. Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года/Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Бердюжье построен к 1843 году в стиле сибирского (тобольского) барокко - самый поздний памятник этого стиля. В Храме было три престола: Рождества Пресвятой Богородицы, св. Николая Мирликийского и св. Илии пророка. В приход, кроме села Бердюжье, в начале 1910-х годов - деревни Гагарушка (в 3 верстах), Заозерка (в 1 версте). В 1893 была открыта школа грамоты в приходской деревне Воробьевой, в 1897 г. - в деревне Старорямовой, в 1898 г. - церковно-приходская школа (позднее второклассная, готовившая учителей для церковных школ грамоты) в Бердюжье. Деревни Воробьева и Старорямова в 1908 году были выделены в самостоятельный приход.

http://sobory.ru/article/?object=48358

Красное. Богоявления Господня церковь. Крещенская церковь Карта и ближайшие объекты с.Красное. Церковь Крещенская, 1760-70 гг. Стоит на открытом возвышении в центре села у дороги. Высокое кирпичное здание доминирует в окружающем ландшафте. В 1843 г. храм был возобновлен владельцем села Д.Я. Скорятиным. Это один из лучших памятников барокко Орловской области. Основа композиции восьмерик на четверике, к которому примыкают прямоугольная апсида (что необычно для этой эпохи) и прямоуголь­ная трапезная с двумя симметричными приделами. Колокольня не сохранилась. В объемной структуре выделяется ярусное построение ядра; на поперечно вытянутом четверике с полукружиями, завершающими посредине каждый фасад, поставлен высокий восьмерик. Сомкнутый свод с четырьмя глухими люкарнами несет декоративную главку с ароч­ными проемами по странам света. Углы всех объемов обработаны тосканскими пи­лястрами, образующими ха­рактерные для барокко рас­креповки. На северном и юж­ном фасадах внизу три про­ема - два окна и портал, разделенные лопатками. В верхней же зоне лишь по два окна, которые помещены прямо над лопатками. У всех окон были разви­тые барочные наличники. Они сбиты, очевидно, в 1843 г., но их рисунок виден в кладке стен. Особенно красивы завершенные двумя высокими гребнями наличники на восьмерике (окна восточной и западной граней глухие). На южной и северной стенах храма, по сторонам порталов, под забелкой существуют надписи о его строительстве и поновлении. Источник: «Орловская область. Каталог памятников архитектуры (под редакцией В.И. Плужникова), Москва, 1985. Страховая оценка Богоявленской церкви села Красного-Скарятина 3-го благочиннического округа Малоархангельского уезда Орловской епархии июля 1910 г. Описание строений 1. Богоявленская церковь – каменная, снаружи и внутри оштукатурена, внутри окрашена масляной краской, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви, считая и колокольню – 12 саженей, наибольшая ширина – 4 сажени, высота до верха карниза – 4 сажени, на церкви имеется одна большая главка и 4 малых; больших окон 23 шт, малых нету; дверей наружных, створчатых, деревянных 3 шт., внутренних 4 шт. Иконостасов – 3, один в настоящей длиною 12 аршин, высотою 18 аршин (оценен в 1000 р.), два в трапезной – длиной каждый 6 аршин, высотой 7 аршин (оценены в 800 р.). Церковь отапливается одной кирпичною печью.

http://sobory.ru/article/?object=19671

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010