1769       Marucchi О. Eléments d’archéologie chrétienne. 3 vol. P., 1900–1903; Idem. Manuel d’archéologie chrétienne, résumé des éléments d’archéologie chrétienne. Bruges, 1906; Idem. Manuale di archeologia cristiana. Roma, 1908; 1933; нем. пер.: Handbuch der christlichen Archäologie. Einsiedeln; Waldshut; Köln, 1912; Idem. Manuale di epigrafia cristiana. Milano, 1910. Пожалуй, к жанру учебных пособий можно отнести популярный обзор французского автора А. Перате: Peraté A. L’archéologie chrétienne. P., 1892. 1770       Де Росси сотрудничал с Моммзеном в фундаментальном издании Берлинской Академии наук: Corpus Inscriptionum Latinarum. B., 1876. T. VI. 1771       Leclercq H. Monsignor Duchesne//Dictionnaire d " archéologie chrétienne… 1925. T. VI, 2. Col. 2680–2736 ; Waché B. Monseigneur Louis Duchesne (1843–1922). Rome, 1992 (Collection de l’École française de Rome, 167); Задворный В.Л., Хрушкова Л.Г. Дюшен Л.//Католическая энциклопедия. Т. 1. М., 2002. Ст. 1743–1744. 1772       Saint-Roch P. La correspondance de Rossi – Duchesne, le Martyrologe Hieronimien//Acta XIII Congressus internationalis archaeologiae christianae… I.P. 355–362. 1773       Duchesne L. Étude sur le Liber Pontificalis. P., 1877 (Bibliothèque des Écoles Françaises d’Athènes et de Rome, 1); Idem. Le Liber Pontificalis. 2 vol. P., 1886–1892; 3e vol. D’Additions et corrections de Mgr. L. Duchesne par C. Vogel. P., 1957. 1774       Duchesne L. Les origines du culte chrétien: Étude sur la liturgie avant Charlemagne. P., 1889; переизд. B 1898, 1902, 1908, 1920, 1925, англ. пер.: 1903. 1775       Duchesne L. Vita sancti Polycarpi Smyrnensis episcopi auctore Pionio primum graeca editum. P., 1881. 1777       Loisy A. Histoire du canon de Testament. P., 1890; Idem. Histoire du canon du Nouveau Testament. P, 1891. 1784       Письмо Дюшена де Росси от 13.02.1889//Ibid. 476. Сатро di Fiore («Цветочное поле»; грамматически правильная форма – Сатро dei Fiore) – небольшая площадь в центре Рима, на которой был сожжен Джордано Бруно. Сейчас на ней установлен памятник ученому и, как обычно, продают цветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АВП РИ, ф. СПб ГА I–1, оп. 781, д. 18, лл. 49–53. Доклад опубликован П.В. Безобразовым: Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского) . Т. 1. Официальные документы. СПб., 1910. С. 5–8. 6. Отношение вице-канцлера графа К.В. Нессельроде к обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову. Секретно С.-Петербург 31 марта 1843 г. Копия Я имел честь лично объясняться с Вашим Сиятельством о причинах, по коим я признавал бы неудобным снабжать архимандрита Порфирия письменными наставлениями касательно возлагаемого на него поручения, а также о политических обстоятельствах, заставляющих отсрочить на некоторое время отправление его в Иерусалим. Принимая в соображение, что архимандрит Порфирий мог бы воспользоваться таковою отсрочкою для приобретения большего навыка в употреблении новогреческого языка, который для него будет необходим, – я полагаю, что он для сего мог бы ехать теперь в Одессу, с тем чтобы там ожидать предписания для дальнейшего следования в Иерусалим. Если Ваше Сиятельство изволит согласиться с таковым моим мнением, в таком случае можно бы было пред отъездом отсюда архимандрита Порфирия сделать ему словесные внушения касательно настоящей цели его отправления и круга действий, ему поручаемых. Цель эта состоит в том, чтобы: 1) сблизиться с греческим духовенством в Палестине и вникнуть в его положение; 2) приобрести на месте все нужные сведения, могущие впоследствии послужить благонадежным основанием при соображении мер, какие признано будет полезным принять для поддержания Православной Церкви на Востоке. Для успешного достижения таковой цели архимандрит Порфирий должен прежде всего твердо вразумить себя, что он посылается не для каких-либо положительных действий, распоряжений или преподания советов, но собственно лишь для наблюдения всех обстоятельств, касающихся духовных дел. Следовательно, ему надлежало бы твердо внушить, чтобы он не выходил из характера поклонника, строго исполнял все обязанности, с сим характером сопряженные, отнюдь не обнаруживал, что он послан от правительства, избегал вместе с тем всякой таинственности, могущей лишь возбудить совершенно неосновательные подозрения, чтобы он изъявлял греческому православному духовенству, как единоверцам своим, должное уважение и братскую любовь, приобретая мало-помалу доверие оного, не чуждался бы также и иноверческого духовенства, наконец, собирал бы постепенно и неприметным образом сведения о положении Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Особое положение среди лубочных изд-в в XIX в. занимали монастырские металло- и литографские мастерские. В нек-рых обителях металлографские мастерские были закрыты и на смену им пришли литографские. В ряде мон-рей издание собственной продукции прекратилось, и они заказывали все необходимое в светских мастерских. Напр., в Соловецком мон-ре литографское производство было налажено в 60-х гг. XIX в., а в нач. 70-х гг. XIX в. его признали невыгодным и прекратили работы. Мастерская была возрождена в 1892 г. Несмотря на наличие собственного производства, Соловецкий мон-рь заказывал видовые картинки с изображениями обители и скитов, листы с соловецкими святынями в мастерских Москвы - у И. И. Пашкова, И. А. Морозова, С.-Петербурга - у Веферс и Ко, Одессы - у Фесенко (у последнего мон-рь делал заказы на яркие лакированные хромолитографии и в нач. XX в.). Похожая ситуация сложилась и в др. обителях. Литографские мастерские существовали в Серафимо-Дивеевском мон-ре и в Оптиной пуст. (последняя заказывала картинки с видами обители и святынями в Москве уже в 1826), в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге и др. Особую роль в развитии картинки духовного содержания сыграла Троице-Сергиева лавра. Литографская мастерская при лавре действовала с 1843 по 1910 г. Ее продукция отличалась высоким качеством, была разнообразной, выходила большими тиражами. Мастерская была одной из крупнейших в России. Она выпускала видовые изображения не только лавры и скитов, но и др. мон-рей, а также многочисленные житийные изображения, циклы, посвященные истории лавры, ее осаде. Значительную часть лаврских изданий составляли изображения святых, чудотворных икон. Лубочные изображения духовного содержания на протяжении всей истории их существования различались по своему жанру. Один из них в лит-ре определяют как «образа» - изображения чудотворных икон, икон с традиц. иконографией. Особую группу составляют изображения святых и житийные изображения. Значительная часть изображений в Л. отводится видам мон-рей и св.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

пер. Г.А. Тароняна 23. Клавдий Птолемей (II в. н. э.) Выдающийся греческий ученый – астроном, математик, географ, астролог, живший в Александрии в Египте. О его жизни почти ничего не известно, но основные его сочинения сохранились: «Альмагест», в 13 книгах (астрономия), «Тетрабибл» («Четырехкнижие») (астрология), «География» и др. География Греческое название этого сочинения – Γεωγραφι φγησις, которое обычно переводят как «Географическое руководство» или просто «География», но некоторые считают, что это название следует понимать как «Картографическое руководство» (а не введение в географию). Птолемей усовершенствовал математическую географию (картографию), основы которой были заложены Эратосфером. Непосредственным предшественником Птолемея был Марин из Тира, которого Птолемей критикует и поправляет. В этом сочинении (в 8 книгах) даны географические координаты по градусам (долгот и широт 8000 географических пунктов всей известной в то время ойкумены), более или менее точные (но чем дальше к востоку, тем ошибочнее). К описательной географии Птолемей относился с пренебрежением. В книге I дается теоретическое обоснование определения географических координат. Удовлетворительного издания текста пока еще нет. Перевод сделан по изданиям: Claudii Ptolemaei Geographia/Ed. C.F.A. Nobbe. Lipsiae. 1843–1845. T. 1–3. (полностью книги I–VIII); Claudii Ptolemaei Geographia/Ed. C. Müller – C.Th. Fischer. Paris. 1883–1901 (книги I–V); Ptolemaios. Geographie 6, 9–21/Ostiran und Zentralasien. Teil I. Griechischer Text neu herausgegeben und insDeutsche übertragen von Italo Ronca. Rom. 1971 (только главы 9–21 из книги VI). La Géographie de Ptolemée: L’Inde (VII, 1–4)/Texte établie par Louis Renou. Paris. 1925 (только главы 1–4 из книги VII). Использовано также издание: Textes d’auteurs grecs et latins relatifs a l’Extreme-Orient, depuis le IV-e siècle a. C. jusqu’au XIV-e/Recueillis et traduits par George Coedès (Documents historiques et géographiques relatifs a l’Indochine. T. I). Paris. 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аббат Луи Мари Оливье Дюшен (1843–1922), известный филолог и историк христианства, римско-католической литургии и институций, учитель основателя католического модернизма (пытавшегося, – впрочем, неудачно, – примирить католицизм с современной наукой) Альфреда Фирмина Луази, в течение длительного времени занимался академической и научной деятельностью в историко-церковной сфере. В 1876 г. он стал членом française в Риме и немного позже – ее руководителем. Как археолог-любитель он организовал ряд экспедиций на Афон, в Сирию и Малую Азию, вызвав тем самым общественный интерес к ранней истории Римско-католической церкви. В круг его интересов входили источниковедческие исследования (одним из результатов которых стала критическая публикация Liber Pontificalis и Liber censuum), он находился в постоянных контактах с болландистами в связи с их работой над публикацией житий святых 127 . Аббат Дюшен был среди первых католических ученых, серьезно применявших историко-критический метод, дополняя данные нарративных источников археологическими и топографическими материалами с тем, чтобы вписать церковно-исторические события в контекст социальной истории. Его «История древней Церкви» 128 , публикация которой пришлась на самый разгар «кризиса модернизма» при папе Пии X (1903–1914), была сочтена в церковных кругах «слишком модернистской» и на этом основании в 1912 г. была внесена в Index librorum prohibitorum. В то же время по совокупности своих научных заслуг о. Дюшен был удостоен во Франции звания командора ордена Почетного легиона. Среди исторических трудов о. Дюшена, нашедших широкий общественный отклик и признание, отметим также монографии «Источники Иеронимова мартиролога», «Епископские фасты древней Галлии» и др. 129 Аббат Дюшен был основателем и постоянным сотрудником журнала Bulletin critique de littérature, d’histoire et de théologie. В 1888 г. он стал членом Академии надписей и литературы, был членом ряда зарубежных академий (в Берлине, Гёттингене, Риме, Турине), а в 1910 г. был избран членом Французской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

900 Краткие сведения о Козьме см. в энциклопед. словаре Брокгауза и Эфрона. 30 полутом. О миниатюрах на рукописях его см. Кондакова «История византийского искусства» (с. 86 и сл.). 901 Примером такой бесплодной работы может служить книга А.Фулье. La pensée et les nouvelles écoles anti-intellectualistes. Paris. 1911. 902 Не мешает сделать важное примечание. Трансценденталисты не без наивности думать, что проблема психологизма возникла лишь в ваши дни и приписывают заслугу острой постановки этой проблемы неокантонским школам. Проблема психологизма во всей глубине была поставлена итальянским мыслителем Джоберти, который дал замечательную попытку онтологического, т. е. единственно возможного преодоления психологизма своей идеальной формулой. См. Introduzione alio studio della filosofia t.t. II и III. Определение психологизма – t. II p. (15, Brusselle, 1843. Борьбу с психологизмом Джоберти уже начал в первом своем произведении Teorica del sovranaturale (1837) и особенно энергично и блестяще зачищал онтологизм в своей глубоко значительной полемике против росминианства, см. Degli onori filosofia di Antonio Bosmini. v.v. 3. Napoli, 1845, изд. 3-oe (окончательное). В святоотеческой философии, например, у св. Дионисия Ареоп., св. Григория Нисского и св. Максима Исповедника , мы имеем пример полной свободы от психологизма. Несмотря на свой «психологический» метод, отличающий его от восточного метода богословствования, существенно свободен от психологизма и бл. Августин. Впервые психологизм проникает в христианскую мысль с номинализмом и со схоластической «рецензией» перипатетизма. О различии восточного и западного методов богословской мысли см. исследование А.Бриллиантова . Влияние восточного богословия в произведениях И.С.Эригены. СПб., 1898. 903 Это чрезвычайное характерное выражение находится в недавней статье Риккерта «О понятии философшии». Кн. I, с. 4), «Логос». Ретивая молодежь, сгруппировавшаяся вокруг «Логоса» и два раза в год выставляющая в нем «плоды учености», вывезенные «из туманной Германии», несмотря на все желание «превзойти» учителей, не может скрыть прискорбного факта обусловленности их исходной точки зрения «наукой». Так, г. Яковенко определенно говорит, что трансцендентальная философия ориентируется на факте науки. «Логос», кн. I, с. 203. (Впрочем, этот несомненный факт быль отмечен ранее в превосходной статье кн. В.Н. Трубецкого «Панметонизм в этике». Вопр. фил. и псих. Кн. 97, с. 131). Г. Степпун считает даже это всем известным и никаким спорам не подлежащим: «Кант... исходил в своем исследовании, как известно, из признания непогрешимости естественно научного мышления. Только этой оценкой науки, как главенствующего (курс, подл.) культурного фактора и держится психологически кантовская система трансцендентального идеализма». (Немецкий романтизм и русское славянофильство. Русская мысль, 1910, кн. II).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1027 Фейербах Людвиг (1804–1872) – немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха–человек, трактуемый одновременно и как биологическое, и как социальное существо. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого – чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи «Я» и «Ты»). Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1851). 1028 Масарик (Masaryk) Томаш (1850–1937) – чехословацкий государственный и политический деятель, философ-позитивист. Выступал против марксизма, революционного движения («Социальный вопрос. Философские и социологические основы марксизма», 1898; и др.). Перед 1-й мировой войной 1914–1918 гг. приобрел популярность своими выступлениями против австрийской реакции, антисемитизма и клерикализма. Неоднократно избирался депутатом австрийского парламента. В 1887, 1889, 1910 гг. посещал Россию, встречался с Л. Н. Толстым. В 1913 г. выпустил книгу «Россия и Европа» (т. 1–2), написанную в традициях славянофилов и Ф. М. Достоевского. Президент независимой Чешской республики в 1918,1920,1927,1934 гг. 1030 Впервые: Критическое обозрение. 1908. 4. С. 84–88. Публикуется по первой публикации. Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – русский религиозный философ. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 г. выслан из Советской России. С 1925 г. – во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925–1940). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Основные сочинения (переведены на многие языки): «Смысл творчества» (1916), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия свободного духа» (т. 1–2, 1927–1928), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

назовём немецких протестантских богословов (в скобках указываем год первой публикации комментария к Рим.): Август Толюк (F.A.G. Tholuck, 1824), которого можно считать представителем умеренного крыла лютеранства, стремившегося преодолеть крайности протестантского рационализма; Карл Фрицше (C.F.A. Fritzsche, 1836–1843), чей трёхтомник на Рим. надолго стал одним из самых полных сборников материалов на эту тему, хотя сам комментарий отличается тяжеловесностью и рационализмом; Генрих Мейер (H.A.W. Meyer, 1832) и Вильгельм де Ветте (W.M.L. De Wette, 1836–48) могут считаться основателями современного стиля комментирования, сочетающего научную точность с популярностью, краткостью и живостью изложения; крупные богословы-экзегеты Ганс Лицман (H. Lietzmann, 1906) и Теодор Цан (Т. Zahn, 1910) также внесли свой вклад в историю комментирования Рим. Однако самым известным, вероятно, среди всех вообще истолковательных трудов стало составившее эпоху знаменитое «Послание к Римлянам» Карла Барта, выход которого в 1919 г. Карл Адам назвал «бомбой, взорвавшейся на игровой площадке теологов». Но, конечно же, при всём огромном значении этого труда для понимания эволюции богословской мысли XX в., всерьез изучать Рим. по Бартовой работе было бы безнадежным занятием. Из англо- и франкоязычных авторов комментариев к Рим., трудившихся до Первой мировой войны, назовём следующих: американский пресвитерианин Чарльз Ходж (С. Hodge), признанный одним из самых ярких выразителей кальвинизма в Америке в XIX в., автор многочисленных работ, в том числе и «Систематического богословия», причём обстоятельный комментарий к Рим. (1835) признаётся самым значительным из его трудов; один из крупнейших английских филологов-эллинистов, известный переводами Платона и Аристотеля, декан оксфордского Баллиоль-Колледжа Бенджамин Джоуэтт (В. Jowett), опубликовал, кроме комментария к нескольким посланиям ап. Павла, включая Рим. (1835), весьма ценные очерки по ключевым богословским темам Рим. (оправдание верой, соотношение между законом и благодатью, вменение греха Адаму и др.); плодовитый англиканский экзегет Уильям Келли консервативного толка (W.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

В Далматии во время венецианского господства (XV–XVIII вв.) много сербов окатоличилось, так как Венеция не разрешала православным далматинцам иметь своего епископа. На переломе XVI и XVIII вв. много сербов убежало из Старой Сербии, Боснии и Герцеговины от турок и поселилось в Южной Венгрии, в Славонии и Хорватии. Австрийское правительство нажимало на этих сербов-эмигрантов, которые оказались на территории бывшей Австро-Венгрии, чтобы они приняли церковную унию с Римом. Один из сербских епископов-эмигрантов, Симеон Братаня из Боснии, воссоединился с Римом в 1611 г. и с ним вместе якобы воссоединился весь народ, который с ним убежал и осел около Загреба. От этой унии осталось доныне одно лишь униатское епископство в Югославии с местопребыванием епископа в Крыжевах (недалеко от Загреба). Из сербов в унии остались только так называемые «кумберчане» (от немецкого названия прежней, там расположенной, крепости Sicheiburg) или «ускоки» (беглецы), которые живут в горах на границе Словении в числе 7000 душ. Они сделались хорватами только благодаря унии. В 1777 г. к Крыжевскому епископству присоединены украинцы – колонисты в Бачко (в Южной Венгрии между Дунаем и Тиссой). А после первой мировой войны присоединены к Крыжевской епархии также украинцы-колонисты в Боснии, переселившиеся туда из Галиции в 1890–1910 гг. Всех верующих в Крыжевской епархии насчитывается 48 000, из них укр аинцев около сорока тысяч. Поучительна статистика православных и католиков в Югославии. В 1931 г. православных было 6793000 человек, священников 3200; католиков было 5 266 000 человек и 3800 священников. Румыния Румыны, в зависимости от болгар, приняли не только православную веру, но и старославянский язык как богослужебный. Румыны – единственный романский народ, оказавшийся в лоне Православной Церкви. Само собой понятно, что римские папы уже с самых давних времен особенно стремились приобрести для себя этот романский народ. Уже с XIII в. папы основывали епископства то в Валахии, то в Молдавии, однако из этого ничего не получалось. В 1810 г. Ватикан основал латинское епископство в Бухаресте для Валахии; в 1843 г. в Марцианополе для Молдавии; в 1848 г. в Никополе для Добруджи. Дольше всего удержалось епископство в Бухаресте. В 1883 г. его возобновили, а для Молдавии основали латинское епископство в Яссах. Римо-католиками в коренной Румынии являются нахлынувшие немцы, венгры и поляки (католиков немцев до 1939 г. там было 40000). В 1932 г в «Великой Румынии» было 1 700 000 римо-католикоз 832 священника, 420 монахов и 1 875 монахинь; архиепископ в Бухаресте, епископы в Альба Юлии, Сатумаре-Орадеамаре, Темишуары и в Яссах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1166; с 1125 престол в Цовке, с 1147/49 в Ромкле, Киликия); Нерсес IV Клаеци Шнорали (Благодатный) (1166 - 13.08. 1173); Григор IV Тла (Тга) (1173 - 16.05. 1633 - 25.03.1655); Акоб VI Джугаеци (8.04.1655 - 1.08.1680); Егиазар (Елиазар) I Айнтапци (оспаривал престол с 1663, католикос 1682 - 8.08.1691); Нахапет Едесаци (10.08.1691 - 13.06.1705); Александр I Джугаеци (1706 - 22.11.1714); Аствацатур Хамаданци (7.05.1715 - 10.10.1725); Карапет II Улнеци (из Джейтуна) (27.02.1726 - 9.10.1729); Абраам II Хошабеци (1730 - 11.11. 1734); Абраам III Кретаци (25.11.1734 - 18.04.1737); Газар (Лазарь) I Дшахкеци (1737-1751); Минас Акнеци (15.09. 1751 - 12.05.1753); Александр II Каракашьян Бюзандаци (1753-1755); Саак Кехици (Келици) (1755-1759); Акоб VIII Шамахеци (24.11.1759 - 7.1763); Симеон I Ереванци (1763 - 26.07.1780); Гукас (Лука) I Карнеци (2.08.1780 - 27.12.1799); Овсеп Аргутян-Еркайнабазук (Иосиф Аргутинский-Долгорукий) (1800-1801); Давид V Горганян Энегетци (28.04.1801-1804); Даниэл I Сурмареци (1804 - 21.08.1808); Епрем (Ефрем) I Дзорагехци (26.12.1809 - 8.10. 1830); Ованнес VIII Карбеци (20.03.1831 - 26.03.1842); Нерсес V Аштаракеци (8.05.1843 -13.02.1857); Маттеос (Матфей) I Чухачян (18.05.1858 - 22.08. 1865); Геворг IV Керестечян (17.09. 1866 - 6.12.1882); Нерсес К-польский (1884); Макар I Тер-Петросян Тушареци (21.04.1885 - 16.04.1891); Мкртич I Хримян Айрик (5.05.1892 - 29.10.1907); Маттеос II Измирлян (1.11.1908 - 11.12.1910); Геворг V Суренянц (13.12. 1911 - 8/9.05.1930); Хорен I Мурадбекян (10/12.11.1932 - 6.04.1938); вдовство кафедры (1938-1945); Геворг VI Чеорекчян (местоблюститель с 1938, 19.04.1945 - 9.05.1954); Вазген I Палчян (30.09/2.10.1955 - 18.08.1994); Гарегин I Саркисян (4.04.1995 - 29.06.1999); Гарегин II Нерсесян (с 27.10/4.11.1999). Киликия Крикор IX Мусабегянц (1439-1446); Гарабед (1446-1478); Степанос (1478-1488); Ованнес I (1488-1489); Ованнес II (1489-1525); Ованнес III (1525-1539); Симеон I (1539-1545); Газар I (1545-1547); Торос I (1548-1550); Хачадур I (1551-1560); Хачадур II (1560-1584); Азария I (1584-1601); Ованнес IV (1602-1608); Бетрос I, сопредстоятель (1602-1608); Минас I (1621-1632); Симеон II (1633-1648); Нерсес I (1648-1654); Торос II (1654-1657); Хачадур III (1657-1674); Сааг I (1674-1683); Азария II (1683-1686); Крикор II (1686-1693); Аствадзадур I (1693-1696); Маттеос I (1694-1705); Ованнес V (1705-1721); Гугас I (1721-1729); Микаэл I (1737-1758); Каприэл I (1758-1770); Епрем I (1771-1784); Теоторос III (1784-1796); Гирагос I (1797-1822); Епрем II (1823-1831); Микаэл II (1832-1855); Гирагос II (1855-1865); Мекердич I (1871-1894); Сааг II Хапаян (1902-1939; с 1930 в Антильясе); Папкен II, сопредстоятель (1931-1936); Бедрос IV (1940); Карекин I Овсепян (1943-1952); Зарех I Пайаслян (1956-1963); Хорен I Параян (1963-1983); Карекин II Саркисян (1977-1995); Арам I Кешишьян (с 1995).

http://pravenc.ru/text/76124.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010